9. Св. Кирилл объясняет необходимость веры таким образом: “Не только у нас, носящих имя Христово, за великое почитается вера, но и всё совершаемое в мире даже людьми чуждыми Церкви, совершается верой. На вере утверждено земледелие: не верящий в то, что соберёт урожай, не станет трудиться в поле. Верой руководствуются мореплаватели, вверяя свою судьбу малому судну и волнующееся море предпочитая твёрдой земле, предаваясь неизвестным надеждам и имея при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря” (Огласительное поучение, 5:3). О Божественном откровении. 10. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ИСТОЧНИКОМ УЧЕНИЯ О ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЕ? Учение о православной вере мы почерпаем из Божественного откровения. 11. ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД БОЖЕСТВЕННЫМ ОТКРОВЕНИЕМ? Божественное откровение — это то, что Сам Бог пожелал открыть людям, чтобы они могли правильно и спасительно в Него веровать и достойно Его чтить. 12. ВСЕМ ЛИ ДАНО БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ? Бог дал необходимое и спасительное откровение для всех людей, но поскольку не все способны непосредственно принять откровение от Бога, то Он избрал особых провозвестников, которые передали Божественное откровение тем, кто желает его принять. 13. ПОЧЕМУ НЕ ВСЕ СПОСОБНЫ ПРИНЯТЬ ОТКРОВЕНИЕ ОТ БОГА? Не все люди способны непосредственно принять откровение от Бога по своей греховной нечистоте и немощи духа и тела. 14. КТО БЫЛИ ПРОВОЗВЕСТНИКАМИ ОТКРОВЕНИЯ БОЖИЯ? Провозвестниками откровения Божия были Адам, Ной, Авраам, Моисей и другие пророки. Они приняли и проповедовали начала откровения Божия; в полноте же и совершенстве принес на землю откровение Божие воплощенный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, и распространил его по вселенной через Своих учеников и апостолов. Ап. Павел говорит: “Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам о Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил” (Евр 1:1-2). Но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей; которой никто из властей века сего не познал… А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии (1 Кор 2:7-8,10).

http://sedmitza.ru/lib/text/432169/

А вот о том же предмете рассуждения святителя Иоанна Златоуста: «Брак не только не препятствует богоугодной жизни, если мы хотим бодрствовать, но и очень способствует укрощению пылкой природы, не позволяя волноваться морю, но непрестанно направляя ладью в пристань» . «Истинное богатство и великое счастье, когда муж и жена живут в согласии и соединены друг с другом как одна плоть… Такие супруги, хотя бы и жили бедно и были незнатны, могут быть всех счастливее, потому что они наслаждаются истинным счастьем и всегда живут в спокойствии… Живущих в таком супружеском союзе ничто не может слишком опечалить, нарушить их мирного счастья. Если есть между мужем и женой единодушие, мир и союз любви, к ним стекаются все блага. И злые наветы не опасны супругам, огражденным, как великой стеной, единодушием в Боге… Это умножает их богатство и всякое обилие; это возводит их на высшую ступень доброй славы; это привлекает на них и великое Божие благоволение» . В свою очередь святитель Лука Крымский говорил о браке как о своего рода школе любви: «Виды любви различны: есть любовь мужа к жене, жены к мужу, любовь родителей к детям, любовь детей к родителям… Есть самая совершенная степень любви, самая высокая и самая святая – любовь к Богу. Во всяком деле надо постепенно восходить от простого к высшему. Посему брак да послужит нам в целях обучения любви. Любовь супружеская легка, ибо она поддерживается сильным непрестанным стремлением одной плоти к другой, она укрепляется неразрывной телесной связью» . Православная Церковь не только всегда признавала и благословляла брак, но также осуждала как еретиков тех, кто отрицал брак и гнушался им. «Апостол Павел, лично для себя избравший девство и призывавший подражать ему в этом (см.: 1 Кор. 7: 8), тем не менее осуждает “лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак” (1 Тим. 4: 2–3). 51-е Апостольское правило гласит: “Если кто… удаляется от брака… не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв… что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом, хуля, клевещет на создание, – или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от Церкви”. Его развивают 1-е, 9-е и 10-е правила Гангрского Собора: “Если кто порицает брак и гнушается женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, или порицает оную как не могущую войти в Царствие [Божие], да будет под клятвою. Если кто девствует или воздерживается, удаляясь от брака, как гнушающийся им, а не ради самой красоты и святыни девства, да будет под клятвою. Если кто из девствующих ради Господа будет превозноситься над сочетавшимися браком, да будет под клятвою”» .

http://pravoslavie.ru/28265.html

3.                   Согласно 16-му правилу Халкидонского Собора, 44-му правилу Трулльского Собора, 5-му правилу Константинопольского Двукратного Собора, 18 и 19-му правилам святого Василия Вели­кого, монахам и монахиням запрещается вступать в брак после принесения ими обетов. 4.                   В соответствии с церковным законом, вдовство по­сле третьего брака считается абсолютным препятствием к новому браку. Иначе это правило можно сформулировать таким образом: «Возбраняется вступление в четвертый церковный брак». Церковь также не может одобрять и благословлять супружеские союзы, которые заключаются хотя и в соответствии с действующим гражданским законодательством, но с нарушением канонических предписаний. Т.е. не может быть совершено Таинство венчания над теми, кто хочет вступить пусть и в первый церковный, но уже в четвертый гражданский брак. Однако это не стоит понимать, что Церковь одобрительно смотрит на второбрачие или троебрачие. Церковь не одобряет ни одного, ни другого, а настаивает на пожизненной верности друг другу, основываясь на словах Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19. 6, 9). Церковь видит во втором браке предосудительную уступку чувственности, однако, допускает его, ибо, по слову апостола Павла, «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор. 7, 39-40). А на третий брак взирает как на при­нимаемое послабление, на лучшее, чем открытый блуд, основываясь на 50-м правиле святого Василия Великого: «на троебрачие нет закона; по­сему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взи­раем как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшие нежели распутное любодеяние». 5.                   Препятствием к вступлению в брак является винов­ность в расторжении предыдущего брака. Виновный в прелюбоде­янии, из-за которого расторгнут первый брак, не может вступать в новый брак. Это положение вытекает из евангельского нравст­венного учения и практики Древней Церкви. Данная норма отра­жена и в церковном законодательстве («Номоканон» 11, 1, 13, 5; «Кормчая», гл. 48; «Прохирон», гл. 49. Эта же норма повторена в 253-й статье устава Духовных Консисторий). Однако не только прелюбодеяние может послужить причиной для распадения брака.

http://pravmir.ru/venchanie-chast-2-komu...

А творение жизни — это всегда созидание красоты, целостности. Это каждый ощущает своим внутренним чувством, — ощущает полноту и тепло отношений любви, которая ничем не разрушима при всех противоречиях, которые разрешаются спокойной рассудительностью, — не гневом, не окриком, не приказом, а именно советом и рассудительностью. Это очень важный момент созидания настоящей жизни как Царства Божия, семьи как ячейки Царства Божия. Бывает только половина семьи, двое, но все равно, даже два человека — это уже тоже процесс созидания взаимной любви; этот процесс доставляет человеку радость и удовлетворение, и получается некая внутренняя полнота, которая способствует духовному росту каждого человека, и при этом он как человек свободен и уважаем. Он свободен — он знает, что он ответственен за свои поступки — сам ответственен, понимаете, не кто-то за него отвечает, а он сам, и это очень важно; никто за него жить не будет. Вот такая свобода, такое ощущение свободы проистекает из взаимного внутреннего доверия друг к другу, из веры в человека. А верить в человека нужно — в любого, нужно принимать каждого человека, терпеть его. Я это говорю, потому что терпение — это Божественное свойство, и оно присуще нашим русским святым, которым мы сейчас праздновали 1 . Это Господне терпение, — вот и апостол Петр в своем Послании говорит, что Господь не медлит Своим судом, но терпит 2 (см. 2 Пет 3:9), ждет, потому что Он любит. А любовь всему верит, всего надеется никогда не перестает (1 Кор 13:7–8). Вот эта терпеливая, выжидающая любовь Христова свойственна русскому святому: терпение не только в выносливости подвига — а умение терпеть, выносить, бывает, что и все безобразия и ужасы земли, пока не исполнится воля Божия. Умение терпеть человека, грешника, не отвергать, не отворачиваться от него, а каждого человека принимать как крест, вынося его, на своих плечах нести каждого человека до конца. Про это свойство русской святости, про такую вот терпимость и терпение, было просто сказано к слову, но обратите на это внимание. Русские святые были всегда очень терпеливы и терпимы, какое бы высокое положение они ни занимали. Ведь они никогда не посягают на свободу человека, они всегда верят в него и в своей свободе покрывают любовью его недостатки, грехи, стараются верить в него до конца и нести его до конца, верить в лучшее, что в нем есть. Не отвергать, не отворачиваться от грешника, как бы страшно он ни был грешен. И это качество Божественной любви.

http://pravmir.ru/fragmentyi-iz-besed-o-...

После грехопадения наших прародителей аскетизм принял в роде человеческом “печать борьбы, то есть отрицания страстей и утверждения в добре”. Подвигоположником новозаветного аскетизма считается Сам Господь наш Иисус Христос, Который совершил великий искупительный подвиг. В Евангелии Он неоднократно указывал на необходимость труда самосовершенствования для достижения Царства Божия. Господь Иисус Христос и Его Апостолы благословили, или освятили аскетизм, дав ему при этом свое обоснование и особый отпечаток. Проповедь Христа и Его Апостолов свидетельствовала о том, что христианская жизнь есть постоянное нравственное совершенствование (Флп 3:12–15), что это совершенствование может осуществляться путем постничества, девства или нестяжательности (см. Мф 19:11–12,21; Мк 10:21; Лк 2:37; 1 Кор 7:8,25–28,32–34; Откр 14:1–4). Так как Царство Небесное, по слову Божию, достигается борьбою, напряжением и неослабным усилием воли, то аналогия борцов и атлетов с их аскетизмом была применена христианскими писателями к христианской жизни, в которой христианам является необходимость мужественно противостоять всем препятствиям, встречающимся на пути ко спасению. “Не знаете ли, — говорит святой апостол Павел, — что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным” (1 Кор 9:24–27). Здесь Апостол, по мысли профессора С. М. Зарина, имеет в виду двоякое понимание аскетизма, а именно: в телесном, или физическом, и в духовном, или нравственном смысле. Первыми христианскими аскетами были ученики Спасителя — святые Апостолы и их ближайшие преемники. Пример Христа и Апостолов, Приснодевство Богоматери составили евангельскую основу аскетизма. Если в раскрытии учения Священного Писания об аскетизме важное значение имела указанная аналогия атлетов, то на изображении аскетизма, которое мы находим в патрологической литературе, заметно и несомненно отразились некоторые черты философского воззрения по данному вопросу.

http://pravmir.ru/asketizm/

Сегодня часто публикуются социологические опросы о количестве верующих. Называются разные цифры, сколько на самом деле православных, сколько воцерковленных и так далее. Мы знаем главное: людей, которые слышат или хотят слышать пастырское слово Церкви, в России и других странах Святой Руси большинство, и ни один из вновь открытых нами храмов не остается пустым. Это, если хотите, тоже социологический факт, а также социологическая закономерность: количество верующих растет в соответствии с количеством храмов. Церковь же может лишь ограниченно судить об итогах собственных действий и шагов, направленных на то, чтобы как можно большее число наших современников узнало о Христе. Мы все время задаем себе вопрос: все ли возможности были использованы, все ли меры были предприняты для того, чтобы наши сограждане познали истину? Но помним мы и слова апостола Павла о том, что плод наших трудов – это дар Божий. Поэтому апостол говорит о себе: " Я насадил , но возрастил Бог, насаждающий и поливающий есть ничто, а все – Бог возращающий " (1. Кор. 3. 6-7). – Прошедший год запомнится многочисленными антицерковными акциями. Какие выводы сделала Церковь в связи с ними, что вынесла из этого опыта? – " Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем " – это известные слова Екклесиаста (Еккл. 1,9). Церкви неудивительно сталкиваться с акциями, направленными на попрание и поругание святынь и оскорбление чувств верующих. Христианство на протяжении всей своей двухтысячелетней истории переживало различные притеснения – от гонений римских императоров на раннехристианскую Церковь до массовых расстрелов духовенства и верующих в советские годы. А имеющие место в наши дни кампании против публичного размещения христианских символов, которые сегодня мы наблюдаем в европейских странах? Разве это не притеснение христиан под лозунгом светскости государства, доводимой порой до абсурда? Те антицерковные кампании, свидетелями которых все мы были в прошедшем году, позволяют сделать несколько выводов. Такие кампании – это следствие укрепления позиций и влияния Церкви в обществе. В России доверие к Церкви, к духовенству высоко – это подтверждают данные тех же соцопросов. А это не дает покоя врагу рода человеческого и тем, кто следует его внушениям. Им было бы выгодно видеть нашу Церковь молчащей перед лицом греха, беззакония и несправедливости. Не гонимой, не запрещенной, не ушедшей в катакомбы, а всего лишь незаметной. Или заметной той внешней стороной, которая воспринимается как фольклор, как некое экзотическое украшение народного быта, не оказывающее реального влияния на умы и сердца людей.

http://religare.ru/2_98909.html

   Ничто так не приятно Богу, как слеза кающегося. Хорош пост, но иногда... «Таков ли тот пост, который Я избрал?» — говорит Господь (Ис. 58:5). Хороша молитва, но иногда и та не без изъяна: «Молитва его да будет в грех» (Пс. 108:7). Хороша и милостыня, но и на нее нет твердого упования: «И если я раздам все имение мое, ...нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:3).    Одна лишь слеза сокрушенная пред Богом непорочна: «Сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит» (Пс. 50:19).    Кто не знает Иосию, Иерусалимского царя? Память его воистину достойна похвалы: идолов сокрушил, алтари их разорил, жертвенники на высотах низверг, жрецов заколол, и кости их по воздуху разметал, — таковую ревность Богу показал. И потом плакал о людях, прогневивших идолослужением Бога. Тогда лишь было ему слово: «Ты разодрал одежды свои, и плакал предо Мною, и Я услышал тебя» (4 Цар. 22:19)... Смотри, опустив, и словно забыв все его добрые дела, только слезы его поминает и ради них услышал его, так они приятны Ему! Рассуждая об этом, святой Феодорит сказал: «Столь полезны сокрушение и слезы стяжавшим их!»    Рачительница Христова в Песни Песней, изображая все уды Любимого, и, уподобляя Его голову золоту, ланиты — чашам с ароматами, уста — лилиям, источающим смирну, об очах говорит: «Глаза его — как голуби при потоках вод» (Песн. 5:12).     Не без тайны Его очи уподобляет голубиным очам, ибо о палестинских голубях говорят, что они любят над водами жить, и потоками водными свои очи услаждать. И если очи Христовы подобны голубиным, знай, что и Он любит потоками водными увеселять очи Свои, — теми потоками, о которых поминает Давид: «Источники вод извели очи мои, ибо я не сохранил закона Твоего» (Пс. 118:136).    На слезы истинно кающихся хочет Христос смотреть всегда, не всуе пророк сказал: Ты «положил слезы мои пред Собою» (Пс. 55:9).     Кто рад смотреть на золото, кто на красоту лица, кто на сладостную пищу и питие, а Христос — на слезы людей, плачущих о грехах. «Бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15:10). Тем более радость бывает у Творца, Который ради грешников небеса приклонил, сошел на землю и пострадал: «Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых» (Рим. 5:6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2821...

Две тысячи лет тому назад Господь наш Иисус Христос пришел на землю и основал Церковь Свою Святую. Мы исповедуем, что не нашей человеческой мудростью, не нашими немощными руками управляется Церковь Христова, а Сам Пастыреначальник Господь через нас, смиренных служителей Его, управляет ею и дает Свою Божественную силу и благодать верующим в Него. Мы и Собор епископов, участвующих в твоей хиротонии, рады были услышать от тебя твердое исповедание веры. Это вселяет в нас надежду, что ты будешь добрым архипастырем на ниве церковной, будешь идти путем любви, проповедуя мир ближним и дальним (Еф. 2, 17), призывая паству свою воплощением в жизнь заповедей Господних благовествовать о спасительности Евангелия Христова и его непреходящих нравственных и моральных ценностях. Служение епископа есть жертвенное умирание ради любви к пастве и Церкви, любви, которая, по слову Апостола Павла, " долготерпит, милосердствует... не завидует... не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит " (1 Кор. 13, 4-7). Связь епископа с паствой осуществляется не через властвование, а через взаимность любви. Господь сказал: " Пастырь добрый душу свою полагает за овцы... и овцы знают его и слушают глас его " (Ин. 10, 11, 3). То же говорит о себе как служителе Божием Апостол Павел: " ...я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией " (Деян. 20, 24). Вот и ты, в силе любви к церковному служению, внимай себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил тебя епископом " пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею " (Деян. 20, 28). Святитель Василий Великий увещевает нас: " Предстоятель не должен употреблять власти своей к оскорблению подчиненных и превозноситься перед ними, а более того, степень сана своего обязан обращать в повод к смиренномудрию перед ними " . К этому призывает нас Сам Господь: " Кто из вас меньше всех, тот будет велик " (Лк. 9, 48).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Знание основ веры помогает людям не впасть в ересь. Догматы являются теми границами единственной спасительной дороги, которая может привести человека ко Христу. А у Него уже нет печали: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). В жизни каждого верующего может возникнуть ситуация, когда ему необходимо будет защищать свою веру, как это было со многими православными людьми во время гонений прошлого столетия. Согласитесь, сложно отстаивать то, в чем не очень хорошо разбираешься. Иногда возникают случаи, когда православному христианину необходимо поддержать сомневающегося человека, или, возможно, рассказать о вере заинтересовавшемуся близкому родственнику, только начинающему ходить в храм. По этим причинам каждому христианину важно изучать основы православной веры, главные из которых содержатся в Никео-Цареградском Символе веры. Поэтому Символ веры поется на каждой Литургии и читается каждый день во время утренних молитв. Более того, знание догматов напоминает нам о сохранении необходимого баланса в жизни. Например, в Византии существовали две ереси, противоположные друг другу, — монофизитство и несторианство. Первая ересь отрицала человеческую природу Иисуса Христа, а вторая — Божественную. Истина же чужда крайностей: Иисус Христос имеет две природы — Божественную и человеческую. При этом Его человеческая воля во всем следует Божественной, но добровольно. В этом случае знание догмата напоминает православному христианину о том, что в деле спасения очень важно придерживаться золотой середины: не надеяться исключительно на собственные силы и добрые дела и в то же время не бездействовать, уповая только на помощь Божию. Истинное православное отношение заключается в том, что человек прикладывает все силы для исполнения заповедей, но надеется спастись не собственными добродетелями, а милостью Божией (Тит. 3:5–7). Об этом говорит Сам Господь: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин. 14:23). Вместе с тем и предупреждает: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).

http://pravoslavie.ru/135691.html

Не так обстояло дело с Воскресением Христовым. Христос воскрес к нетленной жизни, которую все обретут в грядущем веке. Когда Иисус восстал из Гроба, Он больше не был подвержен слабости, немощам, болезням, смертности. «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим. 6: 9). Хотя Он остался осязаемым, физически реальным, из плоти и крови (см.: Лк. 24: 36–39 и мою статью «Up It Comes Again – the Whack-a-Mole Heresy»), Он больше не был подвластен физическим ограничениям века сего – в том числе, очевидно, и ограничениям времени и пространства, ведь Он мог скрыться с глаз по Своей воле и явиться в запертой комнате, не открывая и не выламывая дверь (Лк. 24: 31, Ин. 20: 19). Воскресение Иисуса было не просто концом рассказа о Его земной жизни, но первым шагом к воскресению всего мира Чаяние большинства иудеев эпохи Второго Храма было в том, что в конце сего века Мессия явится, и все мертвые воскреснут (см., например, 3 Езд. 7: 25 и далее). Когда апостолы размышляли о значении Воскресения Христова, им становилось ясно, что всеобщее воскресение уже началось . Воскресение Иисуса было не просто концом рассказа о Его земной жизни, но первым шагом к возрождению и воскресению всего мира. Именно это имел в виду апостол Павел, говоря: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу» (1 Кор. 15: 22–24). Павел вряд ли выразился бы яснее: всеобщее воскресение, долгожданное иудеями вместе с победой Мессии, началось. Христос Сам был первым из воскресших, а принадлежащие Ему будут воскрешены при Его Втором Пришествии – в то время, когда Он окончательно упразднит всякую иную власть, кроме Своей собственной, включая власть смерти, и предаст Царство Отцу. Учитывая, что Воскресение Иисуса не было подобно воскрешениям всех остальных (например, Лазаря и дочери Иаира), но событием, явившим силу будущего века в сем веке, нельзя сделать иного вывода. Таким образом, всеобщее воскресение наступит не через долгое время после Воскресения Иисуса – всеобщее воскресение уже началось .

http://pravoslavie.ru/156639.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010