Конечно, в случае если поражённый и отживший орган заменяется искусственным имплантатом, электронным модулем, трансплантированным в организм, т.е. при операции не были использованы донорские органы, этический контекст снимается (хотя в отдельных случаях, о которых мы будем вести речь ниже, этика вновь актуализируется).  Но когда для осуществления высокотехнологических трансплантационных операций требуется наличие донорского органа — сердца, почек, лёгких и т.д. — т.е., по существу, в кратчайшие сроки для осуществления пересадки необходимы жизнеспособные органы человека, либо добровольно от них отказывающегося, либо ушедшего из жизни и юридически оформившего такой отказ, вопросы этики принимают небывалые масштабы. В православной антропологии, которая опирается на евангельское учение, тело человека понимается в единстве не только с его душой, но и с Создателем и Спасителем. Человек создан по образу и подобию Божию, а человеческое тело является Храмом Духа Святого, поэтому недопустимо, с христианской точки зрения, никакое своеволие в отношении тела, которое создано Богом и нам не принадлежит, как искуплённое крестными страданиями Христа Спасителя. Апостол Павел так пишет об этом: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Кор. 3: 16-17). «Не знаете ли, что телá ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6: 19-20). Исходя именно из таких позиций и основываясь на богооткровенном учении о человеке, Православная Церковь и формулирует своё отношение к проблеме трансплантологии в целом, конкретизируя оценку тех или иных частных её аспектов и нюансов, связанных главным образом с их осмыслением в телеологии учения о христианском спасении: «Современная трансплантология (теория и практика пересадки органов и тканей), — отмечается в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви », — позволяет оказать действенную помощь многим больным, которые прежде были бы обречены на неизбежную смерть или тяжёлую инвалидность. Вместе с тем развитие данной области медицины, увеличивая потребность в необходимых органах, порождает определённые нравственные проблемы и может представлять опасность для общества» (XII.7) .

http://bogoslov.ru/article/5706523

О Б. как нетварной Божественной силе говорил апостолам Иисус Христос: «...вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой» (Деян 1. 8). Как сила понимается Б. ап. Павлом : «...Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи»» (2 Кор 12. 9). Природе Божественной силы много внимания уделяется в «Ареопагитиках» ( Areop. DN II 4-5, 7, 11). Эта сила называется также «энергиями» (см. Нетварные энергии ), «Божественной славой», «лучами Божества», «божествами», «нетварным светом» (см. Фаворский свет ) и свидетельствует о различении между сущностью Бога и Его действованиями. С учетом апофатизма и антиномизма правосл. учения о Божественных энергиях эту силу можно определить как проявление Божественной природы. Поэтому ею обладают все три Лица Св. Троицы, независимо от их ипостасных свойств, что дает основание ап. Павлу приписывать ее любому Божественному Лицу. Так, он определяет ее как Б. Бога Отца (Еф 1. 6), называет «благодатью Господа нашего Иисуса Христа» (Рим 16. 20), призывает на христиан «благодать... и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (1 Кор 1. 3). Не употребляя словосочетания «благодать Святого Духа», апостол вместе с тем постоянно говорит о «силе Духа Божия» (Рим 15. 19), живущей в христианах, укрепляющей их и помогающей им приносить свои молитвы Богу (Рим 8. 26; и др.). Лица Св. Троицы проявляют Б. в совместном тройческом действовании. «Действие несозданной сущности,- пишет свт. Кирилл Александрийский ,- есть нечто общее, хотя оно и свойственно каждому Лицу, так что по триипостасности действие относится к каждой из них, как свойство совершенного Лица. Итак, Отец действует, но через Сына в Духе. Сын действует также, но как сила Отца, поскольку Он от Него и в Нем по собственной Своей ипостаси. И Дух действует также, ибо Он - Дух Отца и Сына, Дух всемогущий и сильный» ( Суг. Alex. De S. Trin. 6). При общности тройческого действования в тайне домостроительства тем не менее можно усмотреть различные модусы благодатного проявления каждого Лица.

http://pravenc.ru/text/149313.html

Также, согласно древнему менталитету, традиции и даже положениям римских законов, языческих по сути, еще действовавших к концу IV века, женщина, которая опозорила своего мужа, наказывалась, в какой бы ситуации ни согрешила и независимо от того, с кем согрешила, тогда как мужчина не наказывался за исключением одного случая — если будет пойман согрешающим с замужней женщиной. Его греховные связи с блудными женщинами или служанками терпелись. Разумеется, это положение дел было отражением мнения, столь представленного в греко-римском мире, будто женщина ниже мужчины по своим правам. Однако святой Иоанн Златоуст уточняет, что Бог будет судить и наказывать людей не по римским законам, а по Своему Закону, и показывает, что любая неверность супруга — это измена, независимо от общественного положения той, с которой совершается беззаконие. Он говорит: «Знаю, что многие считают изменой, только если обольстили замужнюю женщину; а я говорю, что с заурядной ли блудницей, служанкой или любой незамужней женщиной он имеет отношения, но если у него имеется своя жена, то это измена». Измена и блуд вообще бесчестят тело — это творение Божие, член Христов и храм Духа Святого, по учению святого апостола Павла, который говорит: «Разве вы не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею?» (1 Кор. 6: 15–16), а также: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6: 19). Таким образом, блудом бесчестится не только тело, которое, по слову святого Иоанна, «становится скверным, как если бы кто-нибудь, упав в грязную яму, весь погрузился в это болото», но грешником бесчестится Сам Бог, поклоняемый во Святой Троице. Блуд уродует человеческое создание, лишая его ризы добродетели, потому что «блуд — это огонь, а огонь этот пожирает подобную одежду». Измена обезображивает даже венец добродетелей — любовь, потому что побуждение ко греху исходит не от истинной любви, а от «любви вульгарной и глупой, — говорит святой Иоанн, — которая скорее болезнь, чем любовь». Он приводит в пример египтянку, которая не из любви хотела склонить ко греху Иосифа, а из «любви диавольской», ведь «она не любила Иосифа, а хотела удовлетворить свою блудную похоть».

http://pravoslavie.ru/100408.html

Дети мои, бегите от греха и будьте терпеливы до смерти, соблюдая заповеди Господни. Не принимайте наущения врага [рода человеческого], сподвигающего вас к нарушению воли Божией, какою бы малою заповедь ни была. Ибо нарушение любой из них вызывает гнев Божий. Хочу я, чтобы вы, дети мои, были всегда храмами живущего в вас Бога (ср. 1 Кор. 6, 19). Чтобы вы всегда любили ближнего, и среди вас да не будет никого, кто имел бы зло и ненависть против брата, потому что сердце, созерцающее зло и ненависть, не может быть вместилищем Бога. Вы знаете, что, если вы любите друг друга, тогда и Бог будет пребывать с вами (ср. Ин. 13, 35). Любите же друг друга, дабы вы могли приобрести для себя все достоинства других добродетелей вашего монашеского звания во все дни вашей жизни. Удалите с лица своего пелену тьмы, которая мешает вам узреть сладость [жизни со Христом]. Имейте любовь к ближнему и познайте достоинство этой добродетели. Послушайте апостола Павла, как он говорит вам, что «вы – храм Бога живого» (2 Кор. 6, 16). Да храните это в сердцах ваших и не осуждайте ближнего, не огорчайте его, дабы не прогневать живущего в нем Бога. Потому что всякая честь, которой человек почитает брата своего, – это честь, которую он приносит Христу, и да будет слава Ему! Точно так же почитайте бедного и терпящего всякую нужду, ибо учит Он: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). Прошу вас – бегите от сеющих раздор и осуждения, приносящие погибель вашей душе. Душа, не принимающая раздора, отрицающая сребролюбие и отвергающая похоти мирские, сияет, словно солнце, ибо становится свободною от греха. Если же одолевают ее похоти стремлениями осуждать, сеять раздоры, впадать в зависть и любостяжание и творить прочие злые дела, тогда отступает благодать. Вы знаете, что если мудрый человек однажды упадет в яму, то будет делать все возможное, чтобы не упасть в нее снова. Знаете и то, что как змий был сосудом для действия вражьего и чрез него Адам пал и вкусил смерть, так и злые дела – врата вражьи, от которых гибнет душа подвизающегося. Потому должно блюсти себя, чтобы не стать вместилищем сатаны.

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/88...

скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Татьяна У 25 мая 2014, 00:48 Для Зои. Если понятия: " плотской,душевный и духовный человек " трактовать не как " разделение людей " , а как состояния человека, стадии его духовного развития, то никакого противоречия православному миропониманию нет. Схиигумен Никон Воробьев подробно описал эти состояния (см.Письмо 260, (вот краткие выдержки): " Духовный человек тот, кто стяжал в себе Духа Святого, стал храмом Духа Святого. Вы есте храм Божий и Дух Божий живет в вас. (1 Кор. 3, 16). Как стяжать Духа Святого – об этом говорит и Евангелие, и, особенно подробно, Св. Отцы " ... " Состояние духовности дает человеку такие переживания блаженства, что ап. Павел выражается: нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8, 18). " " Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием (1 Кор. 2, 14). Это мы видим на каждом шагу, ибо и мы сами, и окружающие нас не духовны, а душевны, находимся еще в ветхости. В лучшем случае сознаем себя такими, боремся, желали бы быть духовными, но недостаточно делаем для достижения этого " . " Плотский человек грубее, чем душевный, более материален, слабее верует или и вовсе не верует в Иисуса Христа, о духовном же не имеет никакого понятия. См. Галатам 5; 19–21 " . Татьяна Устинова 28 ноября 2013, 20:56 Максим, у меня тоже болел кот, отказался от еды - пыталась кормить и из рук, и из шприца - он всё выплевывал, вырывался - мало, что попадало внутрь. Возили каждый день в больницу, ставили " систему " , кололи витамины и лекарства... А он жутко боялся уколов и смотрел на меня так, как будто я его добиваю :( Оказалось, что у него слишком сильно увеличена печень, процесс необратимый. Кот был найден на улице, почему так заболел, не знаю. К сожалению, он не выжил. Сергей, рада за Вас, что вы не " юродивый на всю голову " . Вы написали, что Михаил кота " угробил " . Но ведь никто кота не выгонял на улицу, он остался в своем родном доме с людьми, которые должны были о нем заботиться. Еще неизвестно, только ли от тоски кот перестал есть, или он чем-то заболел, заразился. И как Михаил мог предвидеть, что произойдет? Не было его всего пару месяцев. А когда приехал - что он мог сделать? Может, и сделал бы, но не успел: кот в ту же ночь у него на руках умер.

http://pravoslavie.ru/64389.html

5. Ведь как научает [апостол] Павел, видимое временно, будь то жертвы или приношения, а невидимое вечно (2 Кор 4:18); это же невидимое есть то, что в сердце происходит в духе и истине, что не видел глаз, что не слышало [ухо] и что не приходило на сердце человеку до Пришествия Христа, но что приготовил и открыл Бог (см. 1 Кор 2:9) нам через Духа Своего, обитающего в нас 18 . Тот, кто удостоился стяжать эти [блага], как обожжённый вселением Бога в него, сам в себе поклоняется [Богу], или даже сам в себе поклоняется самому себе и чтит себя, видя плоть свою, [ставшую] скинией Бога (см. Откр 21:3) и предоставляющую собой жилище, жертвенник и святилище Бога. Таковой [подвижник] не почитает ни неба, ни Ангелов, ни зримую жертву и ничего иного из того, что в мире, паче собственного храма своего тела, в котором видит обитающую [в нём] полноту Троицы. 6. Вот ты услышал о тайнах, дарованных нам Христом через Его Пришествие к нам 19 . Вопрос 7 Вопрос . Если кто-нибудь неверующий [во Христа, например], иудей или самаритянин, творит много благих [дел], то войдёт ли он в Царство Небесное? Ответ . Поскольку Господь говорит Никодиму: Истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное (Ин 3:5) 20 , то ясно, что [никто из неверующих во Христа] не войдёт в [это] Царство. Однако [никто] не лишится воздаяния своего: либо [неверующий во Христа] получает своё благоденствие богатством, роскошью и прочей прелестью жизни [сей], подобно [богачу], услышавшему от Авраама: Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей (Лк 16:25), либо судьба его в будущем веке сильно отличается от судьбы не творящего [здесь] благое. Ведь как для праведников обителей много (Ин 14:2) у Бога, так и для грешников [существует] много различных наказаний 21 . Вопрос 8 Вопрос . В каком смысле говорится, что во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему (см. Деян 10:35)? Ответ . 1. Когда слова эти были сказаны святым Апостолом, то почти весь мир являлся неверующим, а все народы были беззаконными. Поэтому в то время боящийся Господа и поступающий по правде, как, например, сотник Корнилий, был приятен Богу, являлся ли он иудеем, или эллином; [таковыми] были жители Ниневии (Иона 3:10) и друзья Иова 22 .

http://pravmir.ru/voprosyi-i-otvetyi-sin...

 «Стяжание благодати есть живое богообщение. Оно есть вселение Бога в человека – последняя цель искания человеческого духа» ( Иоанн Лествичник , прп. Лествица).  «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6: 19).  См.: Обожение/Православная энциклопедия//  http://www.pravenc.ru/text/2578067.html  См.:  Блоуэрс Пол М . Максим Исповедник и Иоанн Дамаскин о гномической воле (γνμη) во Христе: ясность и неопределенность//  http://bogoslov.ru/article/6023990  «Свобода выбора не есть абсолютная и конечная ценность. Она поставлена Богом на службу человеческому благу. Осуществляя ее, человек не должен причинять зла самому себе и окружающим. Однако, в силу власти греха, свойственного падшей человеческой природе, никакое человеческое усилие недостаточно для достижения подлинного блага. На своем примере святой апостол Павел свидетельствует о том, что свойственно каждому человеку: “Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Уже не я делаю то, но живущий во мне грех” (Рим. 7: 15–16). Следовательно, человеку не обойтись без помощи Бога и тесного соработничества с Ним, так как только Он является источником всякого блага» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви).  См.: 1 Кор. 15: 28.  См.: Мф. 25: 31–40.  «Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всеми блаженствами» ( Аввы Исаака Сирина  слова подвижнические. М., 1993. С. 397 (слово 83)).  См.: Мф. 25: 41–46.  См.: Евр. 12: 29.  «Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви!» ( Аввы Исаака Сирина  слова подвижнические. М., 1993. С. 76 (слово 18)).  См.:  Иерофей (Влахос) , митрополит. Рай и ад.  Митрополит Антоний Сурожский: «Пост как весна – мы идем из потемок к полному свету».  «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть» (Стихира понедельника первой седмицы Великого поста).

http://pravoslavie.ru/159547.html

Идеалы свободного мира - правовое государство и бизнес-успех. По Шмеману этими же идеалами живет и Церковь. То есть, она служит не Богу, а мамоне (Мф. 6, 24). Но мне кажется, что Шмеман несколько сгустил краски. И в России Церковь облепили как короста себялюбцы, которые заявляют громко о себе, и поэтому кажется, что они-то и есть Церковь. А внутри Церковь жива, полна «тайными среди мира рабами Божиими»; она их массами - поколение за поколением - вводит в Царство Небесное. Их не видно и не слышно. Только иногда обстоятельства высвечивают их, как высветили они воина-мученика Евгения Родионова. Но если Шмеман прав в своем описании американского православия - это действительно страшно, это губительно. Во втором параграфе своего доклада Шмеман говорит: что у русских приходов в Америке «кроме религиозной, была еще и естественная база этническая, национальная, языковая... Но теперь этот иммигрантский период быстро приходит к концу» (с.56). Шмеман забывает, что русский народ несет в себе нравственные начала, которые даны в Священном Писании. Во-первых, нестяжательность. «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться, впадают...в бедствие и погибель. Ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6, 8-10). Госпожа Старовойтова когда-то говорила, что рыночные отношения в России не устанавливаются из-за Православия. Во-вторых, нелюбовь в судам. «Кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Мф. 5, 10). - «Как смеет кто у вас...судиться у нечестивых?» (1 Кор. 6, 1). Затем терпение. «Для чего бы вам не оставаться обиженными? Для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» (1 Кор. 6, 7). «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19). Потом смирение. «Не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе» (Рим. 12, 16). - «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (1 Петр. 5, 5). И, наконец, самопожертвование. «Кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф. 5, 4). - «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Это последнее Евангельское требование великий полководец Суворов выразил своими словами: «Сам погибай, а товарища выручай». И до сих пор - и в Афганистане, и в Чечне - русские воины показали верность этому его завету.

http://ruskline.ru/analitika/2015/13/08/...

Угодить Богу, исполнить закон может только любящее сердце (Рим 13:10), без которого все наши рассуждения окажутся бесплодными и ожидания наши будут посрамлены; как говорит Иов, “когда я чаял добра, пришло зло; когда ожидал света, пришла тьма” (Иов 30:26). Не может человек, уповая на собственный разум, помочь бессильному, поддержать немощного, подать совет мудрому и вникнуть до конца в суть дела (Иов 26:2–3). Правда такого человека пред лицем Бога окажется неправдой, если стремление настоять на своем затмевает разум человека настолько, что он уже не видит, кто перед ним, не спешит разделить с другом его скорби, покрывая возможные прегрешения любовью, а выискивает несуществующие грехи только для того, чтобы доказать свою правоту, — в таком человеке нет духа Божия. Потому и спрашивает Иов друга после его обличительной речи, преисполненной кажущейся правды: “Кому ты говорил эти слова, и чей дух исходил из тебя?” (Иов 26:4), — ибо любовь плачет с плачущим и радуется с радующимся. Ведь все, что говорят друзья Иова, известно и ему. “Подлинно, только вы люди, и с вами умрет мудрость! — с горькой иронией отвечает Иов друзьям. — И у меня есть сердце, как у вас; не ниже я вас; и кто не знает того же?” (Иов 12:2–3), поэтому и напоминания друзей подобны пеплу (Иов 13:12). Не в поучениях нуждается измученное сердце Иова, а в милости, жалости и сострадании; даже если бы Иов был и неправ, по закону любви неправду его должны были бы покрыть друзья его, ибо любовь “все покрывает” и “все переносит” (1 Кор 13: 7). Только сострадание право, любые кажущиеся справедливыми высказывания, любые объяснения рассыпаются в прах пред страданиями других, и никогда невозможно понять их причину, или, как говорит Иов, найти “корень зла” (Иов 19:28), ибо что может понять человек, как может исследовать бездну, если для него не отворялись еще “врата смерти” (Иов 38:16–17), если он может наблюдать лишь “седьмой день”, а тайны “восьмого дня” сокрыты перед ним, а если и видимы, то “как сквозь тусклое стекло, гадательно” (1 Кор 13:12).

http://pravmir.ru/lyubov-bozhestvennaya-...

XVIII. Tenepь, о еретик, и я хочу тебя спросить, а ты, по любви к истине, ответь мне; и не порти дело лукавыми увертками, но дай ответ [именно] на [мой] вопрос. Скажи: один ли Христос или двое? Скажешь, конечно, что один, как сказано в Писании: «один Господь Иисус Христос» (1 Кор 8:6). А если Он один, скажи тогда, кто Он, по — твоем у — простой человек или чистое Божество? Если скажешь мне так, как исповедал ты и при святом крещении — что Он един в двух [естествах], — ты хорошо сказал. Если же скажешь, что Он — простой человек, то как тогда Он — «над всем Бог» (Рим 9:5) и рождается из сущности Отца? Если же скажешь, что Он — чистое Слово, то послушай: как чистое Слово рождается от жены? Необходимо, наконец, сказать истину: Христос — и то, и другое вместе. Удивляюсь, как не стыдятся они Божественного Писания, ясно о них сказавшего: «он вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами» (1Ин2:19). Однако они, с ожесточенным сердцем, беспощадно уязвляют нас обращаемыми остриями [этих слов], говоря: «вы вышли от нас». О, достойно е сожалени я злоумие ! Неужел и [мы] м ы противостои м Писанию , ил и испытывае м Христа после крещения, или отрекаемся от того, что исповедали? Послушай Павла, который говорит: «отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем. Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло» (2 Кор 5:16—17).  XIX. Heчucmый, ты был крещен и стал новою тварью; не становись [же ] новым Тертуллом, витийствующим против истины, и не хитри с Павлом, бывшим с премудростью на равных; научись проповеданному [им] и постыдись противоречить. Не сказал он: «мы проповедуем распятую плоть » и не [сказал], что распят Бог Слово (каковые слова ты приписываешь нам), но называет Соединенное по имени: «мы же проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор 1:23). Итак, если и ты соблазняешься и говоришь: «глупо верить, что Сын Божий распинается», то вот, святой Павел называет тебя Иудеем и Еллином, ибо сказал: «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие». (12) Итак, ясно, что те, кто в этом соблазняется, иудействуют, а те, кто проповедь Распятого называют глупостью, очевидно, язычествуют; ибо, говорит [Павел], «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость». 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3646...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010