10 а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков. Речь идет о геенне огненной, в которой, согласно 19, 20, уже пребывают зверь и лжепророк. 11 И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. «белый» – цвет вечности. «бежало» – явление Бога означает начало нового бытия, совершенно иного порядка вещей, и потому старая вселенная, прокаженная смертью и грехом, при явлении Творца и Судии бежит и исчезает.  «и не нашлось им места» – в новом мироздании уже нет места для ветхого и тленного (ср. 21, 5).  12 И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. «мертвых» – умерших телесно. «малых и великих» – может означать различие в разных смыслах: по духовному уровню, телесному возрасту, социальному положению. «книги раскрыты» – или книги Священного Писания, или книги, в которых описаны жизнь и дела каждого судимого. В последнем случае книги означают всеведение Божие о каждом человеке. «книга жизни» – в нее вписаны все достойные войти в вечную жизнь. О книге жизни Библия говорит многократно (ср. Исх. 32, 32; Пс. 68, 29; Фил. 4, 3; Евр. 12, 23; Апок. 3, 5). 13 Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. «море…смерть…ад» – может быть, речь идет о каких-то таинственных духовных сферах мироздания (ср. 5, 13).  14 И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. Вероятно, здесь говорится о пораженных вечной смертью, в том числе о насельниках ада, ввергаемых в озеро огненное, то есть геенну.  Вместе с этими пораженными и насельниками исчезают, уходят в небытие и сами поразившие и пленившие их смерть и ад. Это то, о чем предсказывали пророки: «Поглощена будет смерть навеки» (Ис. 25, 8), и еще: «Смерть! где твое жало? ад! Где твоя победа?» (Ос. 13, 14) См. также 1 Кор. 15, 54–55.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

В. Какая жизнь выше: брачная или безбрачная? О. Девство выше супружества, если кто в чистоте хранит его и избирает для себя ради более полного служения Богу и ближнему. 54 В таком смысле ап. Павел и писал родителям: «кто выдает замуж свою девицу, поступает хорошо, а не выдающий поступает лучше» ( 1Кор. 7, 38 ). В. Что такое елеосвящение? О. Елеосвящение 55 есть Таинство, в котором при помазании тела елеем, 56 призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи телесные и душевные. Сектанты и протестантские общины не имеют этого таинства, а между тем оно особенно ясно и точно указано апостолом: «болен ли кто из вас, да призовет пресвитеров церковных, и да молитву сотворят над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь, и если он грехи сотворил, отпустятся ему» ( Иак. 5, 14–15 ). Да и во дни Спасителя посланные Им на проповедь апостолы применяли это Таинство, ибо, по слову евангелиста, они «многих больных мазали маслом – и они исцелялись» ( Мк. 6, 13 ). О христианской надежде В. Что такое надежда христианская? О. Надежда христианская есть мир и успокоение нашего сердца в Боге, когда мы твердо уверены, что Он непрестанно печётся о нашем спасении, как и о необходимых земных благах, и дарует нам обещанное Им блаженство. Залог этой надежды – во Христе, Который потому от дней апостольских именуется «упованием (т. е. именно надеждою) нашим». 57 В. К чему прежде и больше всего относится надежда христианская? О. К той будущей лучшей, блаженной жизни, которая откроется при втором пришествии Спасителя на землю, и начнётся всеобщим воскресением мертвых. Ап. Павел и писал: «если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» Почему? Потому что, – говорит он далее, – «мы ежечасно подвергаемся бедствиям» (Кор. 15, 19 и 30). И в самом деле, в то время, как другие всецело стремятся устроиться здесь, на земле, повыгодней, да поприятней, мы, христиане, призываемся нести крест свой и идти тесными вратами. Но как Лазарь евангельский за бедствия этой жизни «утешался» в жизни загробной, так будем утешаться и мы, если так же безропотно примем все испытания, какие посылает, или попускает терпеть, нам Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Свирь, р. в Верх. Поднестровье 27 Святая Земля (см. также: Иерусалим, Палестина) 183, 263, 371, 372 Севастия, г. на вост. Мал. Азии 212 Севастополь, г. в Крыму 102 Севернобаварская марка, на границе с Чехией 234 Сев. м. 49, 250, 340 секеи, нар. в Трансильвании 57 Секешфехервар, г. в Венгрии 356, 372, 372 ц-вь св. Петра 372 Сексард, г. на юге Венгрии 357, 358 Селевкия (Селенция?), обл. неясной идентификации по соседству с Польшей 297, 297 сельджуки (турки-сельджуки), тюркский нар. 111, 159, 211, 212, 264, 264 Семиградье, одно из назв. Трансильвании (см.) 355, 355 Сена, р. во Франции 204, 238, 239 Сент-Омер, г. на сев. Франции 17 Сербия 357, 367 сербо-лужичане, см. Лужицы, лужичане Сигтуна, г. в Швеции 124, 140, 150 Силезия, обл. на юго-зап. Польши 30, 110, 177, 179, 203, 250, 318 Сицилия, о-в и кор-во 94, 94–95, 139, 235, 330, 343, 349 Скандинавия (Скандинавский п-ов) (см. также Европа Сев.), скандинавы (норманны) 22–24, 23, 37–38, 53, 53–54, 143, 143, 268, 273, 283, 283 Скифия, традиционный хороним неопределенного содержания 14, 33, 45, 124, 124, 127, 136, 136, 139–140, 139, 143, 145, 147–148, 148–150, 226, 238–239, 249, 268, 270, 303, 348–349, 350, 354 Скифские болота, одно из назв. Меотиды (см.) 126, 141, 141, 149 Скифский берег, одно из назв. Прибалтики (см.) 141, 149 Скифское м., одно из назв. Балтийского м. (см.) 125, 250, 250, 268 Сконе, обл. на юге Скандинавского п-ва 144–145, 150, 150 скотты, средневековое назв. кельтских насельников Ирландии и Шотландии 216 Славно, г. в Зап. Поморье 309 Славония, историческая обл. в Хорватии 360, 360 славяне вост. 25, 28–29, 39, 107 славяне зап. 30, 32, 51, 93,125,126–127,164, 254, 300 славяне полабские, обитающие по Эльбе (Лабе) (см. также: гаволяне, мильчане, полабы, сербо-лужичане) 42, 45, 66, 106, 125 славяне прибалтийские (см. также: лютичи, ободриты, поморяне, руяне) 55, 122, 125, 267, 287 Славяния (как назв. различных славянских земель), славяне (см. также: славяне вост., зап., полабские, прибалтийские) 15, 25–30, 32–33, 32–35, 34, 41, 42, 43, 45, 47, 63, 67–68, 74–75, 90, 90, 93, 97, 98, 107, 117, 124–127, 125, 127–130, 130, 139–140, 143, 144, 145, 147, 150–151, 150–151, 167, 185, 192, 206–207, 207, 216–217, 216, 218, 223, 235, 235, 250, 253, 258, 267–271, 268, 271, 277–278, 281, 298, 309, 327, 327

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Спаситель сказал о Себе: Я пришел призвать не праведников, но грешников на покаяние ( Матф.9:13 ). Потому, всякий епископ, не принимающий, подобно Новату, кающегося грешника, является противодействующим Христу и подлежит осуждению. По Уставу Д. Конс., священник, по нерадению об исполнении своей обязанности допустивший умереть больного без просимого им напутствования Таинствами, отрешается от места и определяется в причетники до раскаяния и исправления (ст. 185). Правило 53-е. «Аще кто, епископ, или пресвитер или диакон во дни праздников не вкушает мяса и вина, гнушаясь, a не ради подвига воздержания: да будет извержен, яко сожженный в собственной совести, и бывший виною соблазна многих». Правило это направлено преимущественно против тех еретиков (маркионитов, енкратитов и прискиллиан), которые намеренно постились в праздники, установленные Церковью. Правило 54-е. «Аще кто из клира в корчемнице ядущий усмотрен будет: да отлучится, кроме случая, когда на пути по нужде в гостинице отдыхает» (VI всел. 9; Карф. 49). По толкованию Зовары, в корчемницах собираются нескромные мужчины и женщины, находясь в обществе с которыми, трудно остаться непричастным их порочности; худые сообщества говорит апостол развращают добрые нравы (Кор.15:33). Правило 55-е. «Аще кто из клира досадит епископу, да будет извержен. Князю бо людей твоих да не речеши зла». Правило 56-е. «Аще кто из причта досадит пресвитеру, или диакону: да будет отлучен от общения церковного». Епископ называется здесь князем в смысле вообще начальствующего лица. Апостол Павел употребил однажды это название в применении к первосвященнику иудейскому, заимствовав его из закона Моисеева ( Деян.35:5 ). Замечательно также, что Апостольские правила наказание виновному соразмеряют, между прочим, и с важностью лица, против которого совершено преступление. Оскорбление епископа наказывается строже, чем оскорбление пресвитера или диакона. Правило 57-е. «Аще кто из клира хромому, или глухому, или слепому, или ногами болезненному посмеется, да будет отлучен. Также и мирянин».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

46 И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему (Деян 28:30). 47 Святитель Иоанн Златоуст в 10-й беседе на Второе послание к Тимофею говорит: “Предстал он (Павел) перед Нероном и спасся, но потом, обратив в христианство виночерпия Нерона, был обезглавлен”. — Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. Ч. 2. СПб., 1905. С. 829. 48 Буквально ‘на домашнее животное’, kmБnoj. Если на Востоке для перевозки людей использовали, в основном, осла (Лк 10:34), то на Западе, а особенно в Риме, распространены были кони, тем более что Патрокл принадлежал к свите кесаря. 51 В тексте — OЩr…wn. Вполне вероятно, что это вариант арамейского имени Урия ‘свет мой — Бог’. Урия ( OЩr…aj, согласно LXXII) Хеттеянин был мужем Вирсавии (см. 2 Цар 11:21). 52 Евсевий Кесарийский в своей Церковной истории приводит следующие слова Тертуллиана: “Нерон был первым, кто стал преследовать наше учение, когда, покорив Восток, стал особенно свирепствовать в Риме”. — Евсевий Кесарийский. Церковная история. С. 76. 54 О том, что апостол Павел непосредственно предстоял перед Нероном, свидетельствует святитель Климент Римский: “Павел был в узах семь раз и мученически засвидетельствовал истину перед правителями”. — Святитель Климент Римский. 1 Кор 5//Послания мужей апостольских. М., 2003. С. 139. 55 Выражение ™n встречается в Новом Завете только один раз в апокалиптическом смысле: За то в один день придут на нее (Вавилонскую блудницу) казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее (Откр 18:8). Именно в этом смысле употреблено здесь это выражение. 56 Апостол Павел пишет Фессалоникийцам: будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете. Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших (2 Фес 1:5–10).

http://pravmir.ru/muchenichestvo-svyatog...

Если хочешь знать, то именно от ужасных зубов трехглавого адского пса, которого поэты прозвали Кербером 52 предостерегал нас апостол Иоанн, сказавший: «Не любите мира, ни того, что в мире; кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» 54. Все это я вкратце сказал об отраве алчности. Что касается прочего, то если бы мы столь же пространно рассуждали о пьянстве, скупости, сластолюбии и прочих подобных пороках, длина этого письма увеличилась бы до немыслимых пределов. Пусть милость верховного Пастыря хранит тебя, возлюбленнейший предстоятель во Христе, чтобы мог ты со славой беречь своих овец. Аминь. Писано в ноябрьские ноны 55, в третий индиктион. Комментарии. 1 См. прим. 1130. 2 Имеется в виду монастырь Рипон близ Йорка, где проводили много времени епископы Нортумбрии начиная с Вилфрида. 3 Мф. 25:21. 4 Мф. 25:30. 5 Имеются в виду «Пастырское служение» папы Григория и его гомилии или беседы на темы Евангелия. Оба этих сочинения в течении всего Средневековья использовались для обучения священников. 6 2 Кор. 11:28-29. 7 Об этом см. Деян. 13: 2-42. 8 В оригинале caput (глава) в значении «отец», «господин». 9 Такой же совет содержится в книге Амвросия Медиоланского «О девственности» (III.4). Обычай преклонять колени после каждой молитвы был принесен в Англию ирландскими монахами. Переводы молитв на англосаксонский язык, сделанные Бедой, не сохранились, но их наличие свидетельствует о редком для монаха и ученого интересе к пастырскому служению. До нас дошли англосаксонские переводы молитв, сделанные в более поздний период. 10 Мф. 25:18. Имеется в виду евангельская притча о ленивом рабе, который закопал данную ему монету в землю, за что был наказан господином. 11 Мф. 10:7-9. 12 2 Тим. 4:2-»проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай». 13 С VII в. в англосаксонских королевствах собирался постоянный налог в пользу церкви. Кроме того, все больше земель вместе с их жителями переходило к монастырям.

http://sedmitza.ru/lib/text/440931/

— Как ни странно, на повара из бывших солдат на кухне...  — Оказалось, ничего странного в том не было. Указав на повара, преподобный объяснил это следующим образом: «Характер у повара от природы огненный. Он готов в запальчивости убить человека, но его непрестанная борьба внутри души привлекает к нему великое благоволение Божие. За такую борьбу ему подается свыше благодатная сила Святого Духа, ибо непреложно Божие слово, которое говорит: " Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его (Откр 3:21) " ». То есть у этого гневливого человека шло непрестанное покаяние, не прекращающееся ни на миг, что стало залогом его спасения для жизни вечной. Воодушевляют слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «Очевидно, что Царство Небесное делается неотъемлемою собственностью покаявшихся»!  Что нас отлучает от Христа  — Владыка, не раз приходилось встречаться с мнением, что горько оплакивать свои грехи, каяться в них до конца жизни должны те люди, которые что-то украли или, может даже кого-то убили. Словом, нарушили какую-то из евангельских заповедей. А кто, допустим, любит «перемывать косточки» своим ближним или просто их осуждает, так это и грехом не считается. Дескать, все мы любители посудачить! Что Вы можете сказать по этому поводу? — По этому поводу четко и ясно высказался святой апостол Павел в Первом послании к Коринфянам, написанном в 54 или 55 году от Рождества Христова: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор 6:9-10). Для меня эти слова когда-то стали настоящим потрясением. Обратим внимание, что злоречивые поставлены на один уровень с блудниками, ворами, пьяницами и так далее. А что значит злоречивые? Высказывающие что-то плохое в чей-то адрес. В начале 90-х годов я приехал в Германию, и во время Петровского поста мы решили выпить по чашке кофе с одним из священнослужителей. Смотрю, он добавляет в чашку сливки. Перехватив мой взгляд, произносит: «Желудок у меня слабенький, а что тут эти сливочки? Всего чуть-чуть». Вот у нас многие и считают: как молочные сливки в кофе нарушением поста не являются, так и посудачить о ком-то — тоже ничего страшного. Посудачат, потом еще возьмут и выложат в Интернете свои «злые речи». Не хотят понять, что, не вступая в решительную борьбу с этим грехом, все глубже укореняющимся в их сердце, они легкомысленно преграждают себе путь в Царство Небесное. Впрочем, не только миряне, но и священнослужители, и монашествующие не всегда удерживают свой язык и ум от осуждения.

http://patriarchia.ru/db/text/5008137.ht...

Помимо эдикта имп. Клавдия датировке пребывания ап. Павла в Коринфе и основания коринфской общины служит упоминание в Деяниях св. апостолов рим. наместника Ахайи Галлиона, на суд которого ап. Павла привели возмущенные его проповедью иудеи (Деян 18. 12-17). Проконсул Луций Юний Галлион упоминается также в надписи имп. Клавдия, найденной в 1905 г. в Дельфах ( Schreiber S. 2008. S. 266-267), к-рая датируется 12-м годом правления Клавдия, что позволяет отнести надпись к периоду от 25 янв. до 1 авг. 52 г. В зависимости от того, была ли эта надпись сделана при Галлионе ( Fitzmyer. 1998. P. 621-623) или при его преемнике (согласно большинству исследователей), его проконсульство приходится на 51-52 гг. или 52-53 гг. При этом, по свидетельству брата Галлиона философа Сенеки, пробыл он в Ахайе, по всей видимости, менее года ( Seneca. Ep. 104. 1). Учитывая все эти обстоятельства, пребывание ап. Павла в Коринфе можно относить к периоду от кон. 50 г. до нач.- сер. 52 г. Как следует из анализа содержания К. п. в сопоставлении с тем, что известно о деятельности ап. Павла из др. книг НЗ, эти Послания принадлежат к обширной переписке апостола с коринфскими христианами, значительная часть к-рой не сохранилась. Согласно Деяниям св. апостолов, после продолжительного пребывания в Коринфе ап. Павел через Эфес, где он оставил своих спутников Прискиллу и Акилу, и Кесарию, откуда ходил в Иерусалим, прибыл в Антиохию (Деян 18. 18-22), отправную точку его миссионерских путешествий ( La Verdiure. 1976), а затем через Галатию вернулся в Эфес, где провел более 2 с половиной лет (Деян 19. 8, 10; 20. 31). Датировка Первого послания к Коринфянам Именно в это время (1 Кор 16. 8), возможно в период пасхальных торжеств (1 Кор 5. 7-8), было написано 1 Кор. Точнее определить время его появления можно только предположительно. Поскольку известно, что незадолго до этого Послания апостол написал др. послание в Коринф (ср.: 1 Кор 5. 9-11), комментаторы обычно относят 1 Кор ко 2-й половине эфесского периода деятельности апостола, т. е. к нач. 54 или к 55 г. ( Schmeller. 2008. S. 313-314; Zeller. 2010. S. 46-47; Schnelle. 2011. S. 74-75). В пользу этого предположения говорят планы апостола на предстоящие ему в скором времени (ср.: 1 Кор 16. 8) путешествия (1 Кор 16. 5-7), а также указания на то, что его миссионерская деятельность в Азии уже привела к значительным успехам (1 Кор 16. 9, 19).

http://pravenc.ru/text/2458661.html

Бржетислав II, кн. чешский (1092–1100) VI, 360 Бржетислав, кн. оломоуцкий (1189– прежде 1201 [?]) VI Бруно, см. Григорий V Бруно, см. Лев IX Бруно, гр. брауншвайгский (ум. до 1012 г.) II, III, 338 Бруно, гр. брауншвайгский, внук предыдущего (уб. в 1057) II, 329 Бруно, гр. кверфуртский, дед св. Бруно Кверфуртского 69 Бруно, гр. кверфуртский, о. св. Бруно Кверфуртского (ум. после 1009 г.) 69, 69 Бруно, архиеп. кёльнский (953–965) II, 181 Бруно, еп. ферденский (962–976) 70 Бруно, еп. аугсбургский (1006–1029) II, 57,57, 88, 163 Бруно (Бонифаций) Кверфуртский, св., миссийный архиеп. (1004–1009) 39, 48, 55–62, 64, 69, 70, 74, 83, 85, 85–86, 88, 88–92, 163–164, 228, 228, 234, 235, 269, 278, 278, 328 Бруно (возможно, тождествен следующему), саксонский историограф (поел. четв. XI в.) 154–155, 232 Бруно (возможно, тождествен предыдущему), магдебургский схоластик 154 Бруноны, знатный род в Саксонии с родовым центром в Брауншвайге (кон. X – кон. XI в.) 231 Брячислав Изяславич, кн. полоцкий (1001–1044) IXa, 170 «Будская хроника» (втор. пол. XIV в.) 353–354, 358, 371 Бурхард, гр. локкумский (уб. в 1130 г.) 339–340, 339, 342 Бурхард, настоятель собора св. Симеона в Трире, с. Иды из Эльсдорфа (ум. после 1075 г.) II, 120–121, 120–121, 340, 340 «Бытия книга» 215 Бьёрн, ярл Восточной Мерсии, б. датского кор. Свена II Эстридсена (уб. в 1049 г.) VII, 134, 134 Бьондо Флавио (Блонд Флавий), итальянский историограф, гуманист (ум. в 1463 г.) 54 Вагон, еп. ольденбургский (ок. 980 г.) 270 «Вайнгартенская история Вельфов», см. «История Вельфов» Вайц Г., см. Waitz G. Вала(х)фрид Страбон, аб. м-ря Райхенау, церковный писатель (ум. в 849 г.) 17 Вальгар, воспитатель сыновей англо-саксонского кор. Эдмунда Железнобокого 195 Вальдемар I, кор. датский (1157–1182) VII, IXa, 271, 271, 343 Вальдемар II, кор. датский (1202–1241) VII, 343 «Вандомские анналы» (XII в.) 102 Варвара, св. (умучена ок. 306 г.) 198 Варвара, ж. киевского кн. Святополка Изяславича, д. византийского имп. Алексея I Комнина (вероятно, ошибочно) 198

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Столь сильный акцент на духовном смысле Писания, характерный для Оригена, отнюдь не означает полное отрицание им буквального смысла (“истории”) 51 . Начало четырнадцатой гомилии, например, ясно показывает, что и “букве” он уделял подобающее ей место. В частности, Ориген здесь говорит, что если не постигается суть буквального смысла, то толкователю не открывается и смысл “внутренний” (XIV,1). Это связано с тем, что и буквальный смысл восходит к Богу. Ведь Он есть Творец вещей видимых и невидимых (ср. 2 Кор 4:18), земли и неба, души и плоти, тела и духа, а поэтому и Слово Божие, то есть Писание, состоит из “зримого” и “незримого” (V,1). Но в то же время буквальный смысл должен занимать низшее и подчиненное место по отношению к смыслу духовному, ибо буква убивает (2 Кор 3:6). Поэтому христианину нельзя быть “рабом истории” и “соблюдать букву закона” (служить ей — I,1). Наряду с выделением двух смыслов Священного Писания, Ориген в рассматриваемом сочинении иногда говорит и о трех смыслах: “истори­чес­ком, нравственном и таинственном”, называя их “телом”, “ду­шой” и “духом” Писания (V,5) 52 . По его словам, “тело” Писания Бог создал для тех, которые были до нас; “душу” — для нас, а “дух” — для тех, которые в будущем унаследуют жизнь вечную и сподобятся жизни в блаженных обителях небесных (V,1). Если двухчастная модель смыслов Писания имеет у Оригена аналогию с двухчастным устроением тварного мира (со­стоящего из видимого и невидимого), то трехчастная модель их соотносится с трихотомической антропологией, но одновременно имеет и ярко выраженную эсхатологическую направленность. Но как трихотомическая антропология у Отцов и учителей Церкви никогда не была некой застывшей схемой, легко преобразуясь в дихотомию, так и трехчастная экзегетическая модель Оригена свободно преображается в двухчастную, ибо дух и душа Писания, согласно его воззрениям, представляют несомненное единство 53 . Они разграничиваются лишь в эсхатологической перспективе, сохраняя тем не менее свое единство, которое отражает единство вечного и временного планов бытия 54 . Именно данное единство, с естественной иерархической подчиненностью временного вечному, служило основой того, что типология и аллегория в экзегезе Оригена были теснейшим образом связаны 55 , представляя собой по сути дела только разные грани единого духовного смысла Священного Писания, раскрывать который он считал главной задачей толкователя.

http://pravmir.ru/ekzegeticheskie-trudyi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010