Домостроительство Духа имеет этапы постепенного раскрытия в истории. В Послании к Ефесянам Апостол пишет: В Нем и вы, услышав слово истины и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом (Еф 1:13). Этой отсылкой к ветхозаветным обетованиям показывается, что Дух, хотя и действовал в мире до пришествия Христа (говоря через пророков), но преизобильное явление Его человечеству, как это произошло в Церкви, стало возможным только после пришествия в мир Христа. Это явление Духа было, согласно апостолу Павлу, обетовано в Ветхом Завете как нечто грядущее, то есть еще не имеющее места быть. Таким образом, мы видим разделение домостроительства Духа как минимум на два этапа: до и после Христа. О действии Его в мире до пришествия Христа говорится лишь то, что Лицо Духа Святого есть автор Ветхозаветных писаний: о сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано (Евр 10:15) 65 ; что же касается второго этапа, то здесь указывается, что Духом Святым верующие запечатлены в день искупления (Еф 4:30), то есть схождение и обитание Духа Святого в них стало возможным благодаря подвигу Иисуса Христа, в Котором исполнились обетования и Дух был дан верующим. Подателем Духа является Бог-Отец: Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его (Еф 1:17, также см. 1 Фес 4:8; Гал 3:5). Используя различные выражения, апостол Павел утверждает, что Дух дан верующим. Посредством дарования Духа осуществляется духовное единение между Христом и верующим. Другими словами, действие Святого Духа есть проявление любви Божией, или Его спасающая интенция. Апостол утверждает: мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога (1 Кор 2:12); в выражении ™k тоа Qeoa употреблена конструкция, отличная от par¦ тоа PamrXj в Ин 15:26, видимо, потому, что апостол Павел говорит о домостроительном посланничестве, в то время как у апостола Иоанна речь идет о вечной внутритроичной реальности. В двойном предостережении Апостола не оскорблять Духа Святого (Еф 4:30 и Евр 10:29) видится очевидный параллелизм синоптическому есликто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек (Мк 3:29; ср. Мф 12:32; Лк 12:10). Для апостола Павла это также крайний грех, подлежащий тягчайшему наказанию, но если выражение Господа относится к неверующим хулителям, то речь святого Апостола в обоих случаях относится к тем, кто, уверовав и получив благодать Святого Духа, предал Его, обратившись ко греху.

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-novogo-...

12:3). И пророк Амос, выведенный пред народом, сказал: вы приемлюще дары от нищих (Ам. 5:12). И Исаия, порицая, говорит: Князи… любяще дары, гоняше воздаяние (Ис. 1:23). И именуя жалкими их, продолжает: горе… оправдывающим нечестива даров ради и еже есть праведное праведнаго вземлющим от него (Ис. 5:22-23). И иначе: Мзда и дарове ослепляют очи премудрых (Сир. 20:29). [Col. 1461] И опять: Губит себе мздо имец, ненавидяй же даров приятия спасется (Притч. 15:27). И тотчас: приемлющему дары неправедно в недра не предуспевают путие (Притч. 17:23). И: Лучше имя доброе, неже богатство (Притч. 22:1). Давид же, Бога умоляя, сказал: Да не погубиши с нечестивыми душу мою, и с мужи кровей живот мой. Ихже в руку беззакония, десница их исполнися мзды (Пс. 25:9-10), нечестивыми и беззаконными мужами кровей называя принимающих дары. И далее: безумен и несмыслен погибнут, и оставят чуждим богатство свое (Пс. 48:11). И о том же сказано: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? (Лк. 12:20), безумными называя тех, кто полагается на богатство, несмотря на неопределенность плотской жизни. И опять-таки: Приклони сердце мое во свидения Твоя, а не в лихоимство (Пс. 118:36). Иов же, показывая чистоту свою, рек: аще рукама моима прикоснухся даров (Иов. 31:7). И Господь наш и Спаситель заповедует, говоря:смотрите, берегитесь всякого любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лк. 12:15). Ему же слава во веки веков. Аминь.    Скаредность прорастает из мелочности, а скорее из неверия и ненадеяния. Ибо если в видимом — в том, что Его благость щедро дает нам блага на каждый день, — не полагаемся на нее, но сомневаемся, то [что сказать] о невидимых, вечных и пребывающих благах, которые обещал Он нам даровать, как же поверим Ему в том, что не видел… глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2:9)? Поэтому правильно нас упрекает Божественное Писание:Малодушия же человека кто стерпит? (Притч.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

10. Далее, сказанное: «Тогда и Сам Сын покорится Покорившему Ему все» ( 1Кор.15:28 ), хотя и говорится в соответствии с восприятием человеческой природы, ведь от этого и возник вопрос, когда речь шла о воскресении мертвых, однако справедливо спрашивают, сказано ли это лишь в том отношении, что Он является главой Церкви ( Еф.1:22, 5:23 ), или же в отношении целого Христа, включая и тело Его и члены. Ведь когда Павел говорит в послании к Галатам: «Не сказано: «и потомкам», как бы о многих, но как бы об одном: «и семени твоему», которое есть Христос», – то он, чтобы мы не подумали, что в этом месте он имеет в виду одного лишь Христа, родившегося от Девы Марии, говорит затем: «Ибо вы все одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово» ( Гал.3:16, 28–29 ). И в послании к Коринфянам, когда говорит о любви, приводит, как подобие, члены тела: «Ибо как тело одно, – говорит он, – но имеет многие члены, и все члены тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос» ( 1Кор.12:12 ). Не говорит он: так и Христовы, но – так и Христос, показывая, что верно называть Христом также и целокупность, то есть главу со своим телом; а это тело – Церковь . И во многих местах Писания мы находим, что Христос именуется подобным образом, так что нужно мыслить Его со всеми Его членами, которым сказано: «Вы тело Христово и члены» ( 1Кор.12:27 ). Поэтому будет не глупо, если сказанное: «Тогда и Сам Сын покорится Покорившему Ему все», мы поймем таким образом, что будем разуметь не только Сына как главу Церкви, но и всех святых вместе с Ним, ибо они едины во Христе, одно семя Авраама. А покорится оно сообразно созерцанию вечной истины для обладания блаженством. И при этом не будет противодействовать никакое движение души, никакая часть тела, чтобы, – поскольку в подобной жизни никто не станет любить собственную власть, – «Бог был все во всем». Вопрос 70. О том, что говорит апостол: «Поглощена смерть победой. Где, смерть, твое усилие? Где, смерть, твое жало? Жало же смерти – грех, а сила греха – закон» (1 Кор.15:54–56)

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

10). Молитвенная часть Послания, составляющая его 1-ю половину, завершается единственным во всем НЗ славословием, где упоминается Церковь, прославляющая Бога: «Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь» (Еф 3. 21). Здесь Церковь представлена как та часть человечества, само существование которой служит славе Бога. Все остальные упоминания Церкви содержатся в увещевании: отношения Церкви с Христом сравниваются с отношениями супругов в браке: «...муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви...» (Еф 5. 23-25, 27, 29, 32). III. Новое творение. Церковь, частью к-рой должны сознавать себя читатели Послания, рассматривается как новое творение Бога через Иисуса Христа: «Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф 2. 10). Апостол напоминает христианам о необходимости «отложить прежний образ жизни ветхого человека… и облечься в нового человека, созданного по Богу...» (Еф 4. 22-24). Большое значение в Послании имеет символ нового человека, выражающий мысль о единстве христианства. Церковь, к которой теперь принадлежат читатели-языкохристиане,- «один новый человек». Христос создал его Своею крестной смертью, «упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир» (Еф 2. 15). Это новое человечество объемлется личностью Иисуса Христа (ср.: параллельное описание ветхого и нового Адама в 1 Кор 15. 22, 45-49). Церковь - новое творение, заступающее место ветхого разделенного человечества. Новый человек не просто механическое соединение старых элементов. В нем преодолеваются прежние этнические и религ. разделения. Церковь - новое единство, в к-ром упраздняется фундаментальное деление старого мира. IV. Единство Церкви подчеркнуто всем контекстом высказываний о том, что Христос «соделал из обоих одно» (Еф 2. 14), чтобы «в одном теле примирить обоих с Богом» (Еф 2. 16), так что «через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф 2.

http://pravenc.ru/text/182055.html

12. Прежде всего, где ты должен молиться? Кажется, что Павел говорит одно, а Господь — другое. Неужели Павел смог бы учить вопреки наставлениям Христа? Никогда. В чем же дело? В том, что он не противник Христа, а Его истолкователь, поскольку говорит: Будьте моими подражателями, подобно как и я — Христа (см. 1 Кор 4:16; 11:1). Итак, что же? Ты можешь всегда и везде молиться в своей комнате. Твоя комната везде с тобой. Даже если ты будешь находиться среди язычников или иудеев, ты сможешь молиться, ибо везде с тобой есть уединенное место. Твоя комната — это твоя душа. Хотя бы ты находился среди толпы, в твоем внутреннем человеке содержится твое тайное и уединенное место. 13. “Ты же, когда молишься, войди в комнату твою”. Хорошо Он говорит: “Войди”, чтобы ты не молился, как иудей, о котором сказано: Народ этот устами чтит Меня, сердце же их далеко отстоит от Меня (см. Ис 29:13; Мф 15:8). Итак, пусть твоя молитва исходит не только из одних уст. Устремляйся всей душой, войди в тайники твоего сердца, войди всецело. Пусть не найдет тебя поверхностным Тот, Кому ты желаешь понравиться. Пусть Он увидит, что ты молишься в сердце, и да удостоит тебя, молящегося в сердце, Своего внимания. 14. “Ты же, когда молишься, войди в комнату твою”. Ты узнаешь об этом и из другого места: Иди, народ мой, и войди в убежища твои, дабы укрыться немного, доколе не пройдет гнев Господень (см. Ис 26:20). Господь говорил это через пророка. В Евангелии же Он говорит: “Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь, молись Отцу твоему”. 15. Что значит “затворив дверь”? Что для нас является “две­рью”? Знай же, что у тебя есть “дверь”, которую ты должен затворять всякий раз, когда молишься. О, если бы женщины уразумели это! Ты же уразумел это, ибо святой Давид научил тебя, говоря: Положи, Господи, охрану устам моим, и дверь в ограждение уст моих (см. Пс 140:3). В другом месте о “двери” говорит апостол Павел: Да будет открыта мне дверь слова для возвещения тайны Христовой (см. Кол 4:3). Таким образом, когда ты молишься, не кричи, не разглашай и не выставляй напоказ свою молитву перед толпой. Молись втайне, будучи уверен, что Тот, Кто все видит и все слышит, сможет услышать тебя втайне. “И молись Отцу Твоему втайне”. Ведь Он, Видящий втайне (см. Мф 6:6), слышит твою молитву.

http://pravmir.ru/oglasitelnyie-poucheni...

1 Традиция, к которой з данном случае примыкает Иларий, достаточно хорошо засвидетельствована, хотя большинство толкователей переводили имя Адама как «земля» (Филон) или как «человек» (Ориген). Вместе с тем, предлагаемый Иларием латинский перевод греческого оборота как terra flammea не совсем обычен, и скорее всего, должен пониматься как указание на цвет («огненно-красный»), а не на субстанцию этой «земли». Во всяком случае, Иероним, знакомый с этой этимологией, переводит соответствующий оборот как terra rubra («рыжая земля»). 2 Ср. Филип. 3:21: «Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его...». 3 Ср. 1 Кор. 15:47: «Первый человек — из земли , перстный; второй человек — Господь с неба». 4 Ср. Рим. 5:14: «Адама, который есть образ будущего». 5 Ср. Иларий, In Psal. 138, 29: «И пророческое, и апостольское свидетельство утверждает, что Церковь есть кость Христова. Ибо когда Апостол, изъясняя то, что в Бытии было сказано об Адаме и Еве, говорит: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей», то он, приведя это высказывание, прибавил: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви " " . 6 Здесь содержится указание на главный принцип типологической экзегезы: обнаружение духовного смысла того или иного события, описываемого в Ветхом завете, не отменяет реальности, подлинности этого события, то есть его буквального (или исторического) смысла. 7 См. Ефес. 5:30: «Потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его». 8 Ср. Тертуллиан, De anima 43: «Ибо если Адам являл образ Христа, то сон Адама был смертию Христа, Которому предстояло уснуть смертным сном, равно как и через рану, причиненную ребрам его, изображалась Церковь, матерь всем живущим». Ср. также Tract. Orig. 15, р. 165: «Ибо кто же не знает, что когда Господь наш ... был подвешен на крестном древе, то из раны в ребрах Его истекла не только кровь, но и обильной струею источающаяся вода, являя, что невеста, то есть Церковь, по прообразу первозданных людей, созидается от ребер Его, подобно как Ева была создана из ребра Адама». Впоследствии ту же самую мысль, с присущим ему изяществом, выразил Августин, Contra Faust. 12, 8: «Созидается спящему мужу от ребер супруга, созидается Церковь умирающему Христу от таинства крови, истекшей из ребер Его, умершего».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3197...

Но и у последнего встречаем мы слова «Царствие Божие» или просто – «Царствие» (Мф. 4, 23). И последней целью мира будет то, чтобы «царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков», – говорит тайнозритель Иоанн Богослов (Апок. II, 15; 22, 5). Теперь мы подходим к вопросу: что же есть Царствие Божие? Но прежне всего мы укажем: что не есть Царствие Божие. Вообще мы скажем, что Царствие Божие не есть что либо внешнее, например, какаянибудь, даже самая идеальная, форма государственного или общественного устройства (мир между народами, прекращение войн, болезней, полное всеобщее довольство, культура и т.д.). Все это было бы лишь внешним, материально-душевным земным царством, царством – «от мира сего», царством человеческим, но – не Царством Божиим. «Царство Мое, – сказал Сам Основатель его, Господь Иисус Христос, Пилату, – не от мира сего… Царство Мое – не отсюда» (Ин. 18, 36). Если же Царство Божие – не земное, – что же оно? Это человеку, духовно неопытному, трудно понять, потому что не с чем поставить его в сравнение, в аналогию. Например, сладкая пища, отличное питание и даже мир в душе и радость земная, кажется, могли бы быть аналогией для Царства Божия. Но апостол Павел прямо говорит, что Царство Божие – «не пища и питие». А что же? «Праведность, и мир, и радость». Какие? Опять не земные, но «во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Это ещё мудрее, и неопытному – непостижимее! И Господь Сам говорит ученикам на Тайной вечере: «Отныне не буду пить от плода сего (лозного) виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26, 29). Здесь обращают наше внимание и «новое вино», и «в Царстве Отца». Господь берет сравнение от земли, но прибавляет «новое», т.е. иное, нежли земное, вино. И притом это будет в «Царстве Отца». Даже – не Его, Христовом, а в «Царстве Отца». Это слово – «Отца» – употребляется Господом Иисусом Христом часто (Мф. II, 10; Лк. 12, 23; 1 Кор. 15, 24; 1 Сол. 2, 12). Первое употребляется, как сравнение с веселием от вина (Пс. 103, 15), но совершенно не

http://pravmir.ru/molitva-gospodnya/

Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем; куда Я иду, туда вы не можете придти. Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: куда Я иду, вы не можете придти? Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира. Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших. Для чего так часто Он говорит им: Я отхожу, и будете искать Меня? Для того чтобы потрясти и устрашить души их. Ибо смотри, в какую они тотчас впали заботу. Они в недоумении говорят: неужели Он убьет Сам Себя? Хотя они желали избавиться от Него, просили Его удалиться от них и даже хотели убить Его, однако же, настоящее обстоятельство представляют себе так важным, что пришли от него в недоумение. - " Я отхожу " . Часто говорит сие и для того, чтобы показать, что Он вперед знает о Своей смерти и что Крест есть дело не их силы, но Его произволения. " Я, - говорит, - отхожу " : не вы Меня ведете, но Я иду добровольно. - " Куда Я иду, туда вы не можете придти " . Сими словами показывает, что Он подлинно воскреснет в славе и сядет одесную Бога, а они умрут во грехах своих. Что же они говорят на это? " Неужели Он убьет Сам Себя? " Отвергая такое их предположение и показывая, что самоубийство есть дело преступное, Господь говорит: " Вы от нижних " , и не можете помыслить ничего божественного; потому вам естественно так думать; но " Я не от сего мира " , то есть не забочусь ни о чем мирском и земном, и потому никогда не могу дойти до такого безумия, чтобы убить Самого Себя. Ибо это дело бесовское, а не божеское. Здесь Аполлинарий, ухватившись за сие изречение, вслед за манихеями, говорит: видишь ли, тело Господа было не от сего мира, но свыше, с неба, как и Павел говорит, что второй Человек Господь с неба (1 Кор. 15, 47). Что же нужно сказать? Или нужно спросить его, как он понимает слова Господа к апостолам: " Вы не от мира " (Ин. 15, 19) - ужели так, что и они имели тела с неба, а не от сей твари? Или Господь сказал это потому, что они не заботились о благах мира сего? Так нужно понимать и сии слова: " Я не от сего мира " , то есть Я не то, что вы, заботящиеся о мирском. Подобным образом и Павел говорит некоторым: " Вы не по плоти " (Рим. 8, 9), говорит не потому, будто они бестелесны, но свидетельствует об их любомудрии и свободе от плотских страстей. Что же опять Господь говорит им? " Если не уверуете в Меня, то умрете во грехах своих " . Если Он пришел затем, чтобы взять на Себя грех мира (Ин. 1, 29), а получить прощение грехов можно не иначе, как чрез крещение, креститься же невозможно, не уверовав прежде, то неверующий неизбежно умрет во грехе своем, ибо, не приняв крещения, он не совлекся ветхого человека. Посему и Господь в другом месте говорит, что неверующий уже осужден (Ин. 3, 18), не потому только, что не уверовал, но и потому, что умирает с прежними грехами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1077...

- Отче, окажи милость, скажи: дочь хананеянки (Мф 15. 22-28) и раб сотника (Лк 7, 2-10), чем помогли своему исцелению? И еще: другой расслабленный просил только о телесном здравии, но получил прощение грехов, чем он добился этого? И Господь, когда говорил: " Что разрешите на земле, то будет разрешено на небе " (Мф 18, 18) и кому простите грехи, тому простится (Ин 20, 23), не прибавил, какое требуется для этого содействие прощаемых людей. Прошу, объясни мне это. - Брат, такие затруднения в понимании могут испытывать только те, кто не знают вещи, как они есть. Дочь хананеянки и раб сотника были без сознания (дочь хананеянки была одержима, а раб сотника лежал, разбитый болезнью). Поэтому они никак не могли содействовать верой тем, кто за них просил. А расслабленный верил в то, что его тело может стать здоровым, поэтому он удостоился и того, чего не ожидал - человеколюбия Божия. Спаситель, чтобы люди уверовали, что это Он, поначалу творил чудеса без содействия веры людей и исцелял даром, чтобы исполнилось пророчество, что Он взял на Себя наши немощи и понес болезни (Мф 8,17). С людей тогда нельзя было спрашивать веры, и поэтому они исцелялись благодатью Христовой. От них не требовалось содействия исцелению, но только осторожности после исцеления. Как сказано: " Ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже " (Ин 5,14). Иоанн сказал о Нем: " Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира " (Ин 1, 29). А те, кто не приняли Его, не удостоились исцеления, о чем ясно говорит нам апостол: " Если неверующий хочет развестись, пусть разводится " (1 Кор 7,15). А что Господь дал Апостолам власть исцелять и отпускать грехи тем людям, которые содействуют этому своими намерениями, подтверждает Апостол Иаков, получивший эту власть, когда определенно говорит: " Много может усиленная молитва праведного " (Иак 5, 16). А когда исцелял Спаситель, все, кто приняли Его, исцелились и спаслись, а кто не принял - погиб. Так будем и мы утверждаться в вере и спасаться именем Божьим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

22). Далее говорится о той высокой роли, которая отведена Церкви в откровении тайны Божественного замысла о космосе, «дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (3. 10). Молитвенная часть послания, составляющая его первую половину, завершается славословием, единственным во всем Новом Завете, в котором упоминается Церковь, прославляющая Бога: «Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь» (3. 21). Здесь Церковь представлена как та часть человечества, само существование которой служит славе Бога. Все остальные упоминания Церкви соединены в увещании, где Церковь в ее отношении с Христом представлена как прототип для отношений супругов в браке: «муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» и далее (5. 23,24,25,27,29,32). Новое творение.  Церковь, частью которой должны сознавать себя читатели, рассматривается как новое творение Бога через Иисуса Христа, созданное для добрых дел: «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (2. 10). Призывая к добрым делам в увещательной части послания, Апостол снова напоминает христианам о необходимости «отложить прежний образ жизни ветхого человека …и облечься в нового человека, созданного по Богу» (4. 22-24). Но наиболее важным в послании является функция символа нового человека – его использование для выражения корпоративного аспекта христианства и его единства. Церковь, к которой теперь принадлежат читатели-языкохристиане, – «один новый человек», который создал Христос Своею крестной смертью в Самом Себе, «упразднив вражду Плотию Своею, а Закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир» (2. 15). Это новое человечество объемлется личностью Иисуса Христа. Здесь можно вспомнить те места из других посланий Апостола Павла, где развивается параллель ветхого и нового Адама (1 Кор 15. 22, 45-49 и проч.). Церковь – новое творение, которое заступает на место ветхого разделенного человечества.

http://predanie.ru/book/219656-bogoslovi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010