Слово о мирской печали, печали ради Бога и человеческом утешении Толкование на 2 Кор. 7: 5–13 Митрополит Лимасольский Афанасий Беседа с верующими в Лимасольской митрополии 28 сентября 2022 года. В прошлый раз мы говорили о переживаниях апостола Павла и его беспокойстве за свою паству в Коринфе, которая имела множество различных проблем. Поэтому он их ругал и наставлял, как отец, уча их любви Христовой, как быть со Христом и как сделать свое сердце домом Духа Святого. Далее он нам показывает, что и сами святые апостолы претерпевали различные человеческие невзгоды: «Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне – нападения, внутри – страхи. Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита, и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне, так что я еще более обрадовался» (2 Кор. 7: 5–8). Иногда Бог скрывает Свою благодать, и человек остается один, чтобы побороться, претерпеть, чтобы явилась его сила, его дерзновение перед Богом Итак, апостол Павел отправился в Македонию, но не нашел там никакого покоя, потому что везде он и его ученики встречали трудности и скорби, были «стеснены отовсюду». Куда бы они ни приходили – везде их находили скорби, и только Бог мог их утешить. Но, как вы видите, иногда в трудные часы Бог скрывает Свою благодать и человек остается один, чтобы потрудиться, побороться, претерпеть, чтобы явилась его сила, его дерзновение перед Богом. Ведь очень часто мы сами не знаем своих возможностей, и только пройдя через искушения, нам становится понятно, сколько мы можем выдержать. Многие люди имеют множество искушений и скорбей. И если спросить человека еще до того, как его посетит эта скорбь: «Смог бы ты ее выдержать?» – он ответит: «Это невозможно». Например, когда человек теряет своего близкого. Еще до того, только подумав, что это может случиться, человек говорит: «Я бы сошел с ума от такого горя». Но, когда эта скорбь приходит, он находит и терпение, и силу, перенести это, которые, конечно же даются ему от Господа. Но скорби остаются скорбями – не может человек претерпевать скорбь и не печалиться. И даже святые апостолы, как вы видите, были «стеснены отовсюду». Сам Господь попустил случиться этим скорбям, чтобы апостолы могли всегда иметь благодать Божию в своих сердцах. Когда мы слышим, что и апостолам приходилось терпеть скорби, это может стать нам утешением во время наших скорбей.

http://pravoslavie.ru/148771.html

Зафиксируем еще раз. Христос говорит фарисеям и книжникам, что они лицемеры, и потому им «горе», но Сам при этом никак это «горе» не осуществляет. Что с ними произойдет? Накажет Отец? Нападет сатана? Отомстят люди? Сами себя съедят? Непонятно. В любом случае, никакого призыва уничтожать негодяев на месте Христос не озвучивает. Более того, когда ученики, возмущенные поведением еретиков самарян, хотят их покарать немедленно, Иисус решительно останавливает этот порыв нетолерантности. «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк 9:55–56), — говорит Он. Легко представить ортодоксального собеседника, который, набрав воздуха в легкие, громко цитирует: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит 3:10–11), «Какое общение праведности с беззаконием?» (2 Кор 6:14) и, наконец, пространное о том, какова должна быть нетолерантность к осознанно грешащему собрату. «Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас» (1 Кор 5:9–13). Переведем дух и попробуем разобраться. Почему Новый Завет дает настолько разные ответы на одни и те же вопросы? Осторожно предположу, что когда Христос ведет Себя «толерантно», Он демонстрирует более общий принцип отношения к греху и грешнику (Бог «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф 5:45), чем апостол Павел, рассуждающий гораздо более жестко в приведенных выше цитатах. И, нет, апостол не противоречит Спасителю — он решает конкретные задачи: не допустить развращения в христианской среде или не плодить бессмысленных споров (святитель Феофан Затворник толковал первый фрагмент следующим образом: если еретику «капать на мозги» больше двух раз, он только ожесточится и будет еще настойчивее в своем заблуждении).

http://blog.predanie.ru/article/tolerant...

При совершении К. крещаемому подается особенная благодать Божия. По словам свт. Василия Великого , «вода изображает собою смерть, принимая тело как бы во гроб, а Дух сообщает животворящую силу, обновляя души наши из греховной мертвенности в первоначальную жизнь» ( Basil. Magn. De Spirit. Sanct. 15). Действие благодати Божией в К. состоит прежде всего в духовном возрождении крещаемого. Господь в беседе с Никодимом называл К. рождением свыше (Ин 3. 3), рождением от воды и Духа (Ин 3. 5), без к-рого невозможно войти в Царство Божие. В К. человек рождается для новой, духовной жизни: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин 3. 6). К. оправдывает и очищает от всякого греха, как первородного (см.: Грех первородный ), так и личного, совершенного до К. Ап. Петр убеждал уверовавших во Христа иудеев: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа» (Деян 2. 38; ср.: 1 Петр 3. 21). Ап. Анания говорил Савлу (буд. ап. Павел ): «Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» (Деян 22. 16). Ап. Павел, напомнив коринфским христианам из язычников, какими грешниками они были до К., обращает их внимание на действие, которое произвело в них К.: «Но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор 6. 11). Уничтожая все грехи, К. возвращает человеку праведность, которую он имел до грехопадения в состоянии невинности и безгрешности (Правосл. исповедание. С. 67; Посл. Вост. Патриархов. 16; ср.: Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 2. С. 330). Такое оправдывающее, очищающее и освящающее действие благодати К. изображается в Свящ. Писании как воскресение из мертвых; освященный в К. человек именуется «новым человеком, созданным по Богу, в праведности и святости истины» (Еф 4. 24), умершим для греха и воскресшим для праведности (Рим 6. 2-18; Еф 2. 1-6; Кол 2. 11-13), новым творением (2 Кор 5. 17). К. «не просто отпускает нам грехи, не просто очищает нас от беззаконий, но делает это так, что мы как бы вновь рождаемся: ибо оно вновь творит нас и образует» ( Ioan. Chrysost. Ad illum. catech. 1. 3; ср.: в К. «через чувственную вещь, воду, сообщается дар, а духовное действие состоит в рождении и обновлении» - Idem. In Matth. 82. 4).

http://pravenc.ru/text/крещение.html

Как уже неоднократно было замечено, в пособиях «Нового поколения» множество противоречий. Сначала говорится, что Церковь не нужна, потом читаем, что «церковь без тебя может жить, а ты без церкви никогда не проживешь» . Трудно сказать, что автор имеет в виду, бросаясь из крайности в крайность. Ясно одно – нет понимания и знания Библии, и безблагодатное ее восприятие приводит к непоследовательности в рассуждениях. Далее в пособии говорится, что «Иисусу не нужны слабаки» . Сказать так – значит снова забыть или не знать Священное Писание, где сказано: «Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею» (2 Кор. 13: 4). Бог ждет, когда мы перестанем путать веру с самонадеянностью, и тогда Он в нас совершит Свою силу, по немощи нашей. Мы уже кратко касались заблуждения в понимании слова «ипостась». Как следствие – и далее есть заблуждение в понимании природы Христа. Автор пособия говорит следующее: «Иисус был распят в теле грешном (болезни, беззаконие и т.д.), а воскрес в теле святом». Нигде в Писании не сказано, что тело Христа было грешным. И в Нем, и в Его теле не было греха. Он был подобен нам во всем, кроме греха. Как и сказано: «подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4: 15). Да, Он взял на Себя наши беззакония, все болезни, но не слился с ними и не поддался искушению греха. Как выразили Его Боговоплощение отцы Церкви на Халкидонском Соборе: две природы, человеческая и Божественная, во Христе пребывают неслиянно, неизменно, неразлучно, нераздельно. Поэтому нельзя сказать: «Иисус распят был в теле грешном» . Апостол Павел в Послании к Коринфской Церкви пишет: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5: 21). И апостол Иоанн говорит: «И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха» (1 Ин. 3: 5). Надо быть осторожнее в своих заявлениях и высказываниях и, как правильно советует автор пособия, всё сверять с Библией. Но ему самому, видимо, не хватило времени свериться с Писанием. Хотя вряд ли это помогло бы, потому что в пособии множество ошибок в понимании Писания, да просто невидение многих текстов, а результатом этого может быть «хождение широкими вратами» тех, кто воспримет уроки пособия, и люди могут никогда не найти того «узкого пути», ведущего ко спасению, о котором говорил Господь наш Иисус Христос.

http://pravoslavie.ru/107551.html

За восхождением следует сошествие Духа, ср. 7:39. Дух животворит — характерное выражение Павла (последний Адам есть дух животворящий 1 Кор 15:45; буква убивает, а дух животворит 2 Кор 3:6), у Иоанна Дух связан с новым рождением (3:5–6,8) и живой водой (4:23–24; 7:38–39). Дух и жизнь связаны и в ВЗ (Быт 1:2 и особенно видение сухих костей в Иез 37:1–14, где Дух Божий воскрешает мёртвых). Плоть не пользует нимало — как всякая плоть не имеет силы без духовного начала, так и Евхаристия, принимаемая без веры и содействия Духа, не приносит пользы и не удерживает ученика от предательства, см. сле­дующий стих. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь — ср. в Ис 40:6–8 переход от плоти к слову; о животворящем слове см. Ин 5:24. Слова не обязательно означают предшествующую речь, но скорее все слова Иисуса, Который есть воплотившееся Слово (1:1). Может быть, слова — это евхаристические формулы (Иоанн не приводит, но подразумевает их), особенно если за греч. ·»mata стоит евр. которое значит не только ‘слова’, но и ‘дела’; впрочем, не только Евхаристия, но и чудесное насыщение как прообраз её, умовение ног (13:4–11) и очищение Словом (15:3) представляют нераздельное единство слова и дела, “зримые слова”. Ср. ещё Втор 8:3; Иер 15:16 (обретены слова Твои, и я съел их); Иез 2:8–3:3 (повеление пророку съесть книжный свиток) и то же в Откр 10:9–10. Если местоимение ™gu ‘я’ выражает контрастное выделение, слово Иисуса противопоставляется Торе и превосходит её, см. Гал 3:21. Но есть из вас некоторые неверующие — вера разделяет слушателей Иисуса на две части, и границы эти могут быть незримы: неверующие оказываются среди учеников. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его — слова от начала могут значить время призвания учеников, а могут, как и в 1:1, относиться к истинному началу всего, довременному предведению всего Богом. Для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего — то есть чтобы подготовить верных учеников к уходу множества нестойких, Иисус заранее открыл им, что вера не может быть результатом человеческой инициативы или человеческих расчётов: она приходит только от Бога. Вера во Христа не просто трудна: без Божиего содействия она невозможна, ср. Мк 10:27.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010