Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРНЫЕ [греч. Πιστο; лат. fideles], те из христиан, кто уже принял Крещение (в противоположность оглашаемым) и регулярно участвует в таинстве Евхаристии. В НЗ В. называются все уверовавшие во Христа (Деян 10. 45; Еф 1. 1; Кол 1. 1; 1 Тим 4. 3, 6. 2; 1 Петр 1. 21; ср.: Ин 20. 27). Во время земной жизни Господа Его последователи именовались учениками (ο μαθητα); этот термин встречается во всех Евангелиях и Деяниях св. апостолов. В Посланиях к последователям Христа прилагаются различные наименования («братья», «святые» (1 Кор 6. 2; 2 Кор 13. 12; Флп 4. 22; Евр 3. 1), «подражатели» (1 Кор 11. 1; 1 Фес 1. 6; 2. 14), «избранные» (1 Петр 1. 1; Кол 3. 12), «(при)званные» (Рим 1. 6-7; 8. 28; 1 Кор 1. 2, 24)); в этот синонимический ряд входят и В. Они должны открыто исповедать свою веру прежде всего в принятии таинства Крещения. К неверным относятся язычники (1 Кор 6. 6; 7. 12; 14. 22; 2 Кор 6. 14; 1 Тим 5. 8). Термин В. в раннехрист. период встречается в надписях (напр., рядом с известной карикатурой на Распятие (Алексамен поклоняется своему Богу) (III в.) найдена надпись, в к-рой упоминается то же лицо как «Alexamenos fidelis» (DACL. 1914. T. 3. Col. 3051. Fig. 3359)). Если у мужей апостольских В. называются еще все члены Церкви ( Ign . Eph. 21. 2; Ep. ad Magn. 5. 2; Martyr. Polyc. 12. 3), то, начиная с III в., с развитием института оглашения, так начинают называть только одну из категорий членов Церкви - крещеных в противоположность оглашаемым, к-рые, уже считаясь христианами, еще не имели права участвовать в таинствах ( Tertull. De praescript. haer. 41//PL. 2. Col. 56; Orig. In Ier. hom. 18. 8//PG. 13. Col. 480c; Лаодик. 7; Cyr. Hieros. Catech. 1. 4; Hist. mon. Aeg. 5. 4). Именно полноценное участие в таинствах являлось для св. отцов основным критерием отличия В. ( Cyr. Hieros. Procatech. 2; Theodoret. Quaest. in Deut. 28). Строгая покаянная дисциплина исключала из их числа всех кающихся (Григ. Неок. 11; Васил. 3). Нек-рые из них должны были уходить вместе с «оглашенными», др. именовались «купно стоящими», т. к. могли участвовать вместе с верными в молитвах, но не приобщаться Св. Таин (Григ. Неок. 12; Феоф. 14; Васил. 3, 34, 56-64, 66, 75, 77, 81, 83; Трул. 87). Однако св. отцы подчеркивали, что В. не избавлены от действия страстей и могут впадать в прегрешения разной степени тяжести ( Cyr. Hieros. Catech. 2. 3; Ioan. Chrysost. In Matth. IV 8). Считалось, что у еретиков, к-рые, конечно, не относились к числу В., тоже были свои В. (Лаодик. 7).

http://pravenc.ru/text/150435.html

Таким образом для рассмотрения нам остаются две группы слов: I. γαπω, γπη, γαπητς и II. φιλω, φιλς, φλημα, φιλα (лишь однажды Иак 4:4). Начнем с первой группы, тем более, что она гораздо больше второй и богаче лексико-семантическими вариантами. Три слова, входящие в нее, встречаются почти во всех книгах Нового Завета в общей сложности 320 раз 13 . γαπω – 143 раза (более всего Ин — 37 раз, 1–3 Ин — 31), γπη — 116 раз (в особенности 1 Ин — 21, 1 Кор — 14, Еф — 10), γαπητς — 61 раз (в особенности 1–3 Ин — 10, Рим — 7, 2 Петр — 6). Если же рассматривать всю группу в целом, то в Ин и 1–3 Ин мы имеем 106 случаев употребления (44+62, то есть одна треть от общего количества), в Павловых посланиях — 136, у синоптиков (вместе с Деян) всего только 37 и в остальных частях Нового Завета — 41. При взгляде же на отдельные книги Нового Завета более всего случаев употребления данных слов мы обнаружим в 1 Ин — 51, Ин — 44, Рим — 24, Еф22, 1 Кор — 20, Лк — 16, 2 Кор — 15, Мф — 12 и Кол — 11. Достойно упоминания также отсутствие γαπω и γπη в Деян и γαπητς в Ин, 2 Ин и Откр. Чтобы не возвращаться более к цифрам, приведем их и для слов второй группы. Они встречаются в рассматриваемых текстах всего 56 раз. Φιλω — 21 раз (более всего Ин — 10), φιλς — 27 раз (более всего Лк — 14), φλημα — 7 раз и однажды φιλα. Итак, глагол γαπω (у LXX всегда соответствует еврейскому енев). Тексты Нового Завета — важнейшая веха в истории этого глагола. Впервые мы наблюдаем резкие изменения в его семантике. Суховатое и рассудочное γαπν наполнилось новым живым духовным содержанием и на основании присущего этому слову уже в классическом греческом круга значений ценить ⇒ сравнивать ⇒ выбирать (с присовокуплением доселе несвойственного ему оттенка любви-жалости, любви сострадательной и даже жертвенной) приобрело — в качестве своего основного оттенка — значение чувства, свободно избирающего себе объект направлением воли, чувства сознательного и нравственно оцениваемого, и при этом стало употребляться везде, где речь идет о любви в сфере нового учения, о любви христианской во всей ее широте: от любви к Богу до любви к женам.

http://pravmir.ru/glagoly-lyubvi-v-novom...

в сред. 8. по Пятд. всем надетс и всем престрадаеть, а Ноябра. 1. всемь уповаеть все предолвае ( πομνει). Можно заметить ещё в частности: Список 46. не редко представляет древние чтения, не сохранившиеся в прочих: Гал. 1:14 . (нед. 20 по Пятд.) пае многъ прмъ моихъ ( συνηλικιτας); 2Тим. 2:3 . (суб. 1. поста) ко добръ хвъ ( στρατιτης – воин); Евр. 12:2 . (Февр. 16.) възирающе на поконьника вр ( ρχηγν), как и в сп. 45.; Кол. 1:18 . (нед. 28. по Пятд.) же сть и поконъ ( ρχ); Евр. 1:12 . (Дек. 24 в навечерие Рожд. Христ.) и ко дло съвьеши ( περιβλαιον), но нед. 2 поста: ко оджю. Список 47, более употребляющий Русские обороты речи, а) любит слова: старейшина, Жидове, предлог: деля, как и некоторые пергам. списки Евангелия. Вместо архиерей здесь обыкновенно пишется: старейшина жреческий. 1Пет. 5:4 . (четв. 32. нед. по Пятд.) и вльшос старишин пастхомъ ( το ρχιποιμνος); ρχ переводится: старишинство Еф. 6:12 . (нед. 27. по Пятд.), Кол. 1:16 . (нед. 28. по Пятд.); ες ουδααν 2Кор. 1:16 . (пят. 9. по Пятд.) – в жидовьскю. б) Вытесняет Греч. слова, переводя оные Славянскими: Деян. 1:13 . (понед. св. нед.) симонъ ревнитель ( ζηλωτς); Иак. 3:6 . (втор. 31. по Пятд.) и пала езеромъ гньномъ ( π τς γεννης); 2Кор. 6:15 . (сред. 11 по Пятд.) кое ли х бе спостат ( τς δ συμφνησς Χριστ πρς Βελαρ); 2Тим. 2:17 . (суб. 33.) слова и. акы и кроторъ (сп. 45 и 46. анъгрена – γγγραινα). в) Не редко представляет свободный перевод: кроме вышеприведённых мест см. еще Иак. 1:2 . (сред. 30 нед.) егда впадетъ въ стропотныи исксъ, 17. сход оца свтиломъ ( τν φτων); 1 Кор. 7:1. 2. (вторн. 6. по Пятд.) добро члк не прикасатис кожо свою жен да има ( καλν νθρπ γυναικς μ πτεσθαι· δι δο τς πορνεας καστος...). В месяцесловах в сп. 45 и 46. вместе с Римскими названиями месяцев пишутся и древние Славянские, те же самые, какие были показаны в пергам. списке Евангелия 20. Месяцесловы во всех списках полные; опущены только в сп.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

11:27); а Сын открывает Его только со креста. Но довольно о иудеях и еллинах; время обратиться к тебе, истинный христианин. Ты не просишь знамений, но Господь подает их тебе и без прошения. Ты не ищешь мудрости, но она сама приходит к тебе. Ты сам для мира великое знамение и великая тайна. В самом деле, христианин, у тебя отверзты очеса сердца (Ис. 42:7), кои у всех людей плотских заключены, и ты видишь суету всего того, что в мире велико и славно, видишь и вменяешь в уметы, «да Христа приобрящу» (Флп. 3:8): не знамение ли это? Для тебя не существует страха смерти, так что ты, если пойдешь «посреде сени смертной» , не убоишься «зла» (Пс. 22:4): не знамение ли это? Ты находишь пищу и сладость в том, что для миролюбцев составляет скуку и тяжесть, и напротив скучаешь и тяготишься тем, за чем они гоняются всю жизнь: не знамение ли это? Ты по временам чувствуешь в себе «силы грядущего века» (Евр. 6:5), воспаряешь духом над всем миром, бываешь един с Тем, «Егоже возлюби душа» твоя (Песн. 3:1): не знамение ли это? Не может быть, чтоб ты был и без мудрости. О, Господь умеет просвещать и наставлять тех, кои умеют слушать Его и готовы исполнять слышанное. Без сомнения, ты не раз слышал уже, внутрь себя, Того Наставника, Который творит из рыбарей апостолов. А может быть, уже приял и то помазание от Святого, которое приемши не требуют, «да кто учит» их; ибо само «помазание учит» их всему (1 Ин. 2:27). Как же бы ты, христианин, после сего, усомнился в том, что распятый Господь есть подлинно Божия сила, «премудрость, правда... освящение и избавление» во спасение всякому верующему (1 Кор. 1:24,30), когда Он в самой вещи давно соделался всем сим для тебя самого? Это значило бы сомневаться в собственном уме, который есть «Христов» (1 Кор. 2:16), в собственном сердце, которое Христово (Еф. 3:17), в собственной жизни, которая Христова (Кол. 3:4). А если, возлюбленный, Христос не соделался для тебя всем сим, если христианство твое не обратилось в твою жизнь, если вера твоя состоит в словах, поклонениях или преходящих чувствах: то, да будет ведомо тебе, ты не многим разнишься от иудея и еллина.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3204...

    Любовь к ближним: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая, или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а радуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знания упразднятся» (1 Кор. 13:1-8). Весь закон в одном слове заключается: «Люби ближнего своего, как самого себя» (Гал. 5:14). Смотри также:1 Фес. 4:9; 1 Тим. 1:5-6.     Молитва: «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 4:2). Смотри также: Рим. 8:26-27; Еф. 5:19-20; Еф. 6:18; 1 Тим. 2:1-3, 8; Ев. 13:15.     Мудрость Божия в спасении человекаКор. 2:4-16; 1 Кор. 3:18-21; Еф. 1:17-19; Еф. 3:18-19; Еф. 5:15-17; Кол. 1:9; Кол. 2:3; Кол. 3:16.     Мужество: «Не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас спасения. И сие от Бога» (Фил. 1:28). Смотри также:1 Кор. 16:13.     О негодности тех, которые живут лениво: Ев. 6:4-8; Ев. 10:26-31.     Награда за добродетель: Рим. 2:6-17.     Оправдание верой и благодатью: Гал. 2:16-21; Гал. 3:18-26; Тит. 3:4-7.     Ответственность: Рим. 2:6-17.     Христос и Его две природы: Кол. 1:15-20; Кол. 2:9; Фил. 2:5-11; Ев. 1:1-4; Ев. 2:7-11.     Последние времена и антихристФес. 2:1-12; 1 Тим. 4:1-2; 2 Тим. 3:1-5.     Подвиг, пост и умерщвлении греховной плоти: «Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, угодную Богу для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:1-2). «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:24-27). «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    «Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5:14);    Смотри также: 1 Фес. 4:9; 1 Тим. 5-6. О молитве:    «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 4:2);    Смотри также: Рим. 8:26-27; Еф. 5:19-20; Еф. 6:18; 1 Тим. 2:1-3,2:8; Евр. 13:15. О мудрости Божией в спасении человека:   1 Кор. 4-16; 1 Кор. 3:18-21; Еф. 1:17-19; Еф. 3:18-19; Еф. 1:15-17; Кол. 1:9; Кол. 2:3; Кол. 3:16. О мужестве:    «И не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сие от Бога» (Флп. 1:28);    Смотри также: 1 Кор. 16:13. О негодности тех, которые живут лениво:   Евр. 6:4-8; Евр. 10:26-31. О награде за добродетель:   Рим. 2:6-17. Об оправдании верой и благодатью:   Гал. 2:16-21; Гал. 3:18-26; Тит. 3:4-7. Об ответственности:   Рим. 2:6-17. О Христе и Его двух природах:   Кол. 1:15-20; Кол. 2:9; Флп. 2:5-11; Евр. 1:1-4; Евр. 2:7-11. О последних временах и об антихристе:   2 Фес. 2:1-12; 1 Тим. 4:1-2; 2 Тим. 3:1-5. О значении подвига, о посте и умерщвлении греховной плоти:    «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:1-2);     «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:24-27);     «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24). Священное Писание боговдохновенно:   (2 Тим. 3:15-16; Евр. 4:12). О познании Бога в природе:   (Рим. 1:19-32). О помощи нуждающимся:    «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу. Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу» (2 Кор. 9:6-12);

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

   б) в духовном воскресении от смерти греховной: вас, которые были мертвы во грехах, оживил Бог, простив нам все грехи. Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего (Кол. II:13; III, 1).    в) в новой жизни: как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Римл. VI:4).    г) в приобретений нового сердца: отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали, и сотворите себе новое сердце (Иез. XVIII, 31).    д) в отложении ветхого человека и в облечении нового: в Христе научились вы отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего, и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. IV:21 – 24).    е) в смерти для греха и в жизни для правды и добра: Христос грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды (1 Петр. II:24). – Мы, Божие творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела (Ефес. II:10)    ж) в воделании причастником Божественного естества: дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотию (2 Петр. I:4).    з) в рождении от Бога: мы знаем, что мы от Бога (1 Иоан. V:19). – Всякий, рожденный от Бога, не делает греха (1 Иоан. III:9); всякий любящий рожден от Бога, потому что Бог есть любовь (1 Иоан. IV:7, 8). – Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден (1 Иоан. V:1).    и) в тайной жизни со Христом: жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге (Кол. III:3).    Возрождете обновляет внутреннего человека: если внешний наш человек тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. IV:16).    Возрождение производит:    а) познание Бога: и дал им сердце, чтобы знать Меня, что Я Господь (Иер. XXIV:8). – Все от малого до большого будут знать Меня, говорит Господь (Евр. VIII:11).    б) послушание заповедям: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их (Евр. VIII:10). – Сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будете соблюдать (Иез. XXXVI:27).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

    О смерти для греха и крещении смотри также: Рим. 6:1-7; Рим. 8:1-17, 32-34, Гал. 2:19-20,3:27; Кол. 2:11-14; 2 Тим. 2:11-13. О единстве всех верующих:    «Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, — ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, — так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа. Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего. Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:1-10);     «Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:1-5);     «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал. 5:15);     «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18);    Смотри также: Еф. 4:1-5; Еф. 4:13; Флп. 1:27. Дела закона не оправдывают человека:   Рим. 3:19 и послание к Галатам. Об отношении к жизни и смерти:   Флп. 1:21-24.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

Святитель Филарет (Дроздов) , митрополит Московский, дает такое определение Церкви: «Церковь — от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и таинствами под невидимым управлением Самого Господа и Духа Божия для вечной жизни и спасения». При всей правильности этого определения следует всё же отметить, что оно не является полным и исчерпывающим. Ибо Церковь — это не просто общество людей, объединенных одной верой, словно одной идеологией. Церковь — это не только совокупность иерархии и мирян, придерживающихся определенных жизненных принципов и участвующих в богослужении и таинствах, хотя она и не может существовать без вероучения, богослужения, таинств и соборности. Церковь — это новая жизнь обновленного человечества со Христом и во Христе, движимая Духом Святым; это Христово Царство, купленное ценой Его крови, Царство, в которое Он вводит тех, кого именует Своими детьми, тех, кто избрал Его своим Спасителем. Церковь в существе своем есть богочеловеческий организм, ибо она принадлежит и Божественному, и человеческому миру. Все живущие на земле христиане, ведущие непрестанную борьбу за свое спасение против духов злобы поднебесных (Еф. 6:12), составляют «Церковь воинствующую», в незримом и тесном единстве с которой пребывает небесная Церковь торжествующая (Евр. 12:23), состоящая из Ангелов, всех святых во главе с Богородицей и всех людей, скончавшихся в вере и благочестии. Церковь воинствующая и Церковь торжествующая составляют единый организм, который апостол Павел назвал Телом Христовым: Все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом… И вы — тело Христово, а порознь — члены (1 Кор. 12:13, 27). Господь Иисус Христос — Глава Тела Церкви. Бог Отец всё покорил под ноги Его (Христа) и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его (Еф. 1:22–23; 5:23; Кол. 1:18). Через таинства, в особенности через причастие Тела и Крови Христа под видом хлеба и вина, мы соединяемся со Христом и становимся в Нем одним телом: Один хлеб, и мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор. 10:17). Церковь есть евхаристическое тело Христа: Евхаристия соединяет нас с Ним и друг с другом. И чем ближе мы к Богу, тем ближе мы друг другу, чем полнее любовь ко Христу, тем сильнее любовь к ближнему. Воссоединяясь с Богом через жизнь в таинствах, мы воссоединяемся друг с другом, преодолевая нашу обычную разобщенность и отчужденность, становимся членами невидимого организма, связанными между собой узами любви. «Где истинная Церковь, там и истинная Евхаристия, где истинная Евхаристия, там и истинная Церковь»,— писал священномученик Игнатий Богоносец.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Однако это касается не всех, а тех, кого Сам Бог предузнал (προγνω), предопределил (προρισεν), призвал (κλεσεν), оправдал (δικαωσεν) и прославил (δξασεν). В этой цепи из пяти глаголов каждый имеет свой смысл, обозначая различные стадии божественного действия в отношении тех, кого Бог избрал. Глагол «предузнал» указывает на то, что Бог заранее знает судьбу каждого человека; будущее известно Ему так же, как настоящее; и из людей, которые должны родиться на свет, Он заранее определяет Своих избранников. В начале книги Иеремии Бог обращается к пророку со словами: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» ( Иер. 1:5). Пророк — это человек, который Промыслом Божиим предопределен на служение еще раньше, чем он появился на свет. Глагол «предопределил» указывает на заранее принятое решение. Уместно вспомнить начало Послания к Ефесянам, где Павел говорит о том, что Бог избрал нас во Христе «прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив (προορσας) усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей… В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены (προορισθντες)[ ii] к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей» ( Еф. 1:4-5, 11). Здесь прослеживается та же идея, что в рассматриваемом месте из Послания к Римлянам: уверовавшие во Христа — это те, кого Бог заранее предопределил к усыновлению. Как понимать слова: «быть подобными образу Сына Своего»? Некоторые толкователи[ iii] видят здесь аллюзию на библейский рассказ о сотворении человека по образу Божию (Быт. 1:27) и на учение Павла о Христе как «образе Бога невидимого» (2 Кор. 4:4; Кол. 1:15). Другие[ iv] приводят в качестве параллели учение Павла о Христе как небесном человеке и новом Адаме: уверовавшие в него, ранее носившие образ перстного Адама, будут носить Его образ (1 Кор. 15:49). Глагол «призвал» напоминает нам о самом начале Послания к Римлянам, где Павел называет себя «призванным апостолом», а своих адресатов — «призванными Иисусом Христом» и «призванными святыми» (Рим. 1:1-7). Действие божественного призвания может быть проиллюстрировано историями призвания на служение вождей и пророков Израильского народа, в частности, Моисея (Исх. 3:1-4:16), Самуила (1 Цар. 3:1-15), Исаии (Ис. 6:1-10), Иеремии ( Иер. 1:4-9), Иезекииля ( Иез. 2:1-3:11). Это очень разные истории, но во всех подчеркивается два ключевых момента: 1) инициатива всегда исходит от Бога; 2) человек ощущает себя неготовым к возлагаемой на него миссии. Иногда в ответ на зов Божий человек даже отказывается или сопротивляется, но Бог все равно настаивает на своем.

http://patriarchia.ru/db/text/5461348.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010