4) Мы были рабами греха (Рим. 6:20), пленниками диавола (2 Тим. 2:26; Иоан. 12:31), осуждены на смерть (Быт. 3:19): Христос освободил нас от рабства греху, избавил от власти диавола, спас от смерти своею смертию. Иже дал есть себе за ны, да избавит ны от всякаго беззакония, и очистит себе люди избранны, ревнители добрым делом (Тит. 2:14). Понеже дети приобщишася плоти и крови, и той приискренне приобщися тех же, да смертию упразднит имущаго державу смерти, сиречь, диавола, и избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе (Евр. 2:14. 15). Истребив еже на нас рукописание ученми, еже бе сопротивно нам, и то взят от среды, пригвоздив е на кресте; совлек начала и власти, изведе позор дерзновением, победив их на нам (Кол. 2:14. 15). Якоже о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут (1 Кор. 15:22).    Спасши, таким образом, нас от греха и всех гибельных следствий греха своею смертию, Господь Иисус стяжал для нас в тоже время величайшие блага.    5) Он установил своею кровию новый завет и воссоединил нас с Богом. И сего ради новому завету ходатай есть, да смерти бывшей, во искупление преступлений, бывших в первом завете, обетование вечнаго наследия приимут званнии (Евр. 9:15; снес. 12, 24). Ныне о Христе Иисусе, вы (язычники), бывшии иногда далече, близ бысте кровию Христовою… Зане тем имамы приведение обои во едином дусе ко Отцу (Еф. 2:13. 18).    6) Он усыновил нас Богу и соделал присными Ему. Егда прииде кончина лета, посла Бог Сына своего (единороднаго), рождаемаго от жены, бываема под законом, да подзаконные искупит, да всыновление восприимем (Гал. 4:4. 5). Темже убо ктому несте странни и пришелъцы, но сожителе святым и приснии Богу (Еф. 2:19; снес. 2 Петр. 1:4).    7) Он даровал нам своею смертию средства быть праведными и святыми. Иже грехи наша сам вознесе на теле своем на древо, да от грех избывше, правдою поживем (1 Петр. 2:24). Христос возлюби церковь, и себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною в глаголе, да представит ю себе славну церковь, не имущу скверны, или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна (Еф. 5:25—27). И вас иногда сущих отчужденных и врагов помышленми в делех лукавых, ныне же примири в теле плоти его смертию его представити вас святых и непорочных, и неповинных пред собою (Кол. 1:21. 22; снес. Тит. 2:14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

3:3–4. Как ни взгляни на Иисуса Христа, Богочеловека, для чело-веческого сознания Он представляет наибольшую тайну, большую, чем какая-либо другая личность земной истории. Благодаря этой ее исключительности и единственности святой Апостол называет ее тайной Христовой, тХ must»rion тоа Crismoa. Среди всех остальных тайн, наполняющих наш мир, тайна Христова настолько велика, что представляет из себя всетайну. Она в действительности есть то же, что и Христос Богочеловек, ибо в Нем конкретно дана и показана вся тайна Бога и вся тайна человека. В Богочеловеке воплотились все Божественные совершенства: Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно — swmamikoj (Кол 2:9), то есть обитает в человеческом существе, в границах человеческого тела, обитает как человеческая, земная, очевидная реальность. Более того, в Богочеловеке тайна человека выросла в тайну Бога: маленькое, малюсенькое человеческое тело, а в нем вся тайна Божия — вся полнота Божества. Так и явилась Христова тайна, Христова всетайна. Пребывая таковой, она не может быть охвачена никакими усилиями человеческого духа, человеческого ума, человеческого разума. Здесь необходима помощь Божия: дабы Он благодатью Своею отверз ум человеческий (ср. Лк 24:45), чтобы он стал способен к постижению этой пресвятой тайны, дабы открылась ему ее глубина и разверзлась ее высота, и разлились по нему ее свет и благодатные силы. Да, только через откровение Божие раскрывается перед человеком тайна Христова. Ее не мог постигнуть даже человек та-кого светлого ума, каким был святой апостол Павел. Он говорит: мне через откровение возвещена тайна — kat¦ ™gnwr…sqh moi тХ must»rion. Так что же произошло с умом Павла, с его разумом? Он весь по-грузился в беспредельности этой святой тайны, слился с ней в восхищении и радости и стал ее даровитейшим вестником и бла-говестником. Это очевидно из его благовестия, из его Посланий. Вот почему он и напутствует ефесских христиан, чтобы они читали его, ибо: читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой — noБsai sЪnes…n mou ™n тщ musthr…J тоа Crismoa. А душа этой тайны — Евангелие Христово о Церкви как предвечной и пресвятой тайне Божией, к познанию которой превеликий Апостол пришел через дивные и исключительные видения и откровения Господни (ср. 2 Кор 12:1). Для чего? Дабы открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге (Еф 3:9), дабы показать, какое богатство славы в тайне сей (Кол 1:27), дабы возвещать тайну Христову (Кол 4:3).

http://pravmir.ru/tolkovanie-na-poslanie...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО [греч. οκονομα - заведование домашним хозяйством], христ. богословский термин, указывающий на предвечный Божественный план, в соответствии с к-рым Бог творит мир, промышляет о нем и ведет его к конечной благой цели. Понятие «Д.» является одним из выражений абсолютной мудрости и всесовершенной благости Божией. В церковной лит-ре термин «Д.» имеет широкую сферу применения и обладает в зависимости от контекста множеством смысловых оттенков. Богословский термин «Д.» следует отличать от церковно-канонического термина «икономия», который обозначает принцип пастырского снисхождения, применяемый в особых случаях с целью достижения наибольшей церковной пользы (подробнее см. ст. Икономия ). Богословское значение термина «Д.» восходит к словам Книги Притчей Соломоновых: «Премудрость построила себе дом...» (Притч 9. 1), в к-рых святоотеческая экзегеза видела пророческое указание на действие второй Ипостаси Пресв. Троицы - Бога Слова, ипостасной премудрости Божией (ср.: 1 Кор 1. 24), понимая под «строительством дома» творение мира и человека или в более узком смысле - Боговоплощение. Слово «Д.» встречается уже в апостольских посланиях. Ап. Петр пишет, что христиане призваны к взаимному служению во Христе как «добрые домостроители (οκονμοι) многоразличной благодати Божией» (1 Петр 4. 10), указывая тем самым на одну из центральных идей новозаветного благовестия о синергийном участии членов Христовой Церкви в осуществлении Божественного плана спасения мира. В согласии с этими словами ап. Павел говорит, что и его, и др. созидателей Церкви должно разуметь «как служителей Христовых и домостроителей (οκονμους) таин Божиих» (1 Кор 4. 1-2; ср.: Тит 1. 7). Также он свидетельствует о Д. благодати Божией (Еф 3. 2), данной ему для возвещения христ. благовестия язычникам, чтобы «открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Еф 3. 9-10; ср.: Кол 1. 24-27).

http://pravenc.ru/text/178901.html

Не будем унывать, взирая на потопляющую будто «дом Божий» «тайну беззакония», ибо «деется» она «пред взорами Бога», пекущегося о Церкви Своей и людях Своих несравненно больше, чем печется мать об единственном чаде своем. Вот в это попечение, милые друзья мои, мы должны верить всем сердцем и всем разумением нашим. А вера в Промышление Божие о Церкви связана неразрывно с правой верой в самое Церковь, Господом Иисусом Христом возглавляемую и руководимую, Духом Истины исполняемую и животворимую, Богом Отцем очищаемую и возращаемую (1 Кор. 3: 7) и всей Святой Троицей к последней цели бытия направляемую. Следует различать Церковь-Организм и церковь-организацию Следует различать Церковь-Организм и церковь-организацию. Только к Церкви-Организму применимы такие именования Церкви, какие мы встречаем в Слове Божием, например: «славная, святая, беспорочная» (Еф. 1: 4), «не имеющая пятна или порока» (Еф. 5: 27), «Жена Агнца» (Откр. 19: 7, 21: 9), «Тело Христово» (Еф. 1: 23; Кол. 1и др.), «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15) и многие другие. К церкви-организации эти понятия неприложимы (или приложимы с большими ограничениями) и законно приводят людей в недоумение и отвергаются ими. Церковь-Организм одна и та же во все века, ибо она вечна по существу, а церковь-организация зависит от исторических условий своего существования. Церковь-Организм – чистая «невеста Христова, украшенная для мужа своего» (Откр. 21: 2), а церковь-организация имеет все недостатки человеческого общества и носит всегда отпечаток немощей человеческих. В Церковь-Организм не входит ничто нечистое, а в церкви-организации пшеница и плевелы растут рядом – и должны расти, по слову Господню, до скончания века сего (Мф. 13: 24–30). Церковь-организация нередко преследует святых Божиих, а Церковь-Организм воспринимает их в свою сердцевину. Насколько не совпадают церковь-организация и Церковь-Организм, видно из множества примеров: св. Афанасия Великого, св. Иоанна Златоуста, св. Максима Исповедника, св. Григория Паламы и др. Церковь-организация извергает их из своей среды, лишает епископских кафедр и т.д., а в церковном организме они являются и вечно пребывают славнейшими членами.

http://pravoslavie.ru/100304.html

Лейтмотивом Евхаристического богослужения является благодарственная молитва, обращенная к Богу Отцу, с исповеданием Его совершенств, беспредельного величия Его с Сыном и Святым Духом. Прославляются и дела Его благости, любви и милости к роду человеческому. В центре последования Евхаристии содержится священнодействие Бескровной Жертвы — возношение Святых Даров и таинство освящения их действием благодати Святого Духа. В таинстве Евхаристии православному христианину, духовно подготовившемуся и исповедавшему свои грехи в таинстве Покаяния, преподаются, под видом хлеба и вина, Евхаристические Дары — Тело и Кровь Христовы, как залог вечного спасения, через субстанциональное единение с Главой Церкви, Господом нашим Иисусом Христом ( Ин.14:3;15,4-5 ). Следовательно, приобщаясь Святых Даров, верующие реально входят в таинственное духовно-телесное единение со Христом, вследствие чего и образуют единое Тело ( 1 Кор.10:3-17 ), которое есть Церковь Христова, как учит об этом св. апостол Павел ( Рим.12:3 ; 1 Кор.12:3,20,27 ; Гал.3:3-28 ; Еф.1:3;2,16;3,6;4,4-12;5,30 ; Кол.1:3,22,24 ). Таким образом, таинство Евхаристии имеет объединяющее, освящающее и спасающее значение. Евхаристическое богослужение, в высшем смысле слова, актуально на все времена и для всех народов, ибо Господь пребывает со всеми людьми до скончания века ( Мф.28:3 ), следовательно, и с человеком нашего столетия. Но говорить о человеке, хотя бы в пределах XX века, по отношению его к величайшему христианскому таинству Евхаристии — задача весьма сложная и трудная, ибо невозможно представить человека как некую единую собирательную единицу-модель (образец): известно, например, что физика до сих пор не дала модели строения вещества, или астрономия — модели единого мира. Сложен психофизиологический комплекс человека. Каждый из нас по-разному реагирует на тот или иной факт исторической действительности, на то или иное явление в жизни, по-разному испытывает на себе их влияние. Ибо все зависит от личных психологических свойств человека, от его социальной позиции, от философских и религиозных взглядов, от общего культурного развития, от возрастных особенностей и т.д.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-rechi...

1) Хотя красноречие у него не очень пышно ( 2Кор.10:10 ), однако живо и действительно было ( Деян.24 :10с). Он в деле был скор, исправен, горяч, неутомим, осторожен и рассмотрителен, в обращении для всех ласков и приятен. – 2) Должность себе порученную так отправлял, что не только в областях, близ Палестины находящихся, распятого Христа проповедовал, но и в странах отдаленных, как то в Греции, Крите, Италии и в самой может быть Испании ( Рим.5:19,24 ). – 3) Премногие видел видения ( Деян.22:17,18; 17:9,10 ; 2Кор.12 :1с; Гал.2:2 ; Деян.27:24,330 . – 4) Великим и весьма ясным одарен был познанием Иисуса Христа и закона ( Еф.3:4 ). Очень был кроток ( 1Кор.15:9,10 ), великодушен во всяком несчастии и бедствии ( 2Кор.4 :8с), ревностен так, что весь горел любовью к Божией славе и к человеческому спасению ( Рим.9:3 ; 2Кор.12:15 ); отечески любил христианские церкви смотр. Послан. 1 и 2 к Кор.; весьма прилежен в отправлении звания, на него наложенного ( 1Кор.15:10 ); непременен, премудр, благоразумен, прозорлив, в приумножении блага и отвращении зла пресвят ( 1Кор.11:1 ); столько не ищет своей пользы ( 2Кор.12:14 ), попечителен о нищих ( Гал.2:10 ), и непорочен ( 1Кор.7:7 ), что всякого удивления достойно. – 5) Более прочих апостолов посланий оставил. – 6) Никто из прочих апостолов учения о истинной вере, людей ко спасению ведущей, или о оправдании человека грешника, сокрушенного пред Богом по Его единой благодати, столько не внушает, как он. Он пишет также о причине, для чего дан закон, о преимуществе иудеев пред прочими народами: поскольку они из самого младенчества к закону приучены будучи, не только его весьма держались, но и прочих народов старались ко исполнению его принудить. – 7) Удивительною и более, нежели матерь овец, ласкою к себе привлекает, в выговорах важность кротостью весьма благоразумно растворяет; хотя между тем колко и ревностно слушателям выговаривает, однако вдруг кротко и тихо отечески наложенных раны врачует. – 8) В посланиях по большой части, во-первых, упоминает о сокрушении, потом и о оправдании, и наконец о новом послушании. – 9) Наконец, особливые слова и речения некоторые употребляет, как то: быть: сорожденну, спогребенну со Христом и проч. совлещися ветхого человека, закон во удех, закон духовный и проч. – 10) Слог, в писании посланий употребляемый, важен, мужествен, изобразителен, посредством частиц весьма тесно соединен, и многими от изобилия Духа Св. происшедшими, не только короткими, но и продолговатыми наполнен включениями: напр. к Рим.5:13–17; 7:7–25 ; к Флп.1 :27с; 2:1–16; к Кол.1:14–20 ; к Еф.3:2–13 и проч. – 11) Способ, в словопрении им употребляемый, есть совсем раввинский. – 12) Содержание всех его посланий, им написанных, есть Иисус Христос, в которых имя Иисус двести седмь, а имя Христос четыреста девятнадцать раз упоминается.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

В Израиле, избранном и возлюбленном народе Божием, брак становится выражением Божественного обетования и как таковой является святым. Святость брака в Израиле подчеркивается в перспективе Завета, который заключил Бог со Своим народом. Этот завет (ср. Ос. 2 ; Мал. 2:14 ) рассматривается в форме брачных отношений Ягве и Израиля. Он олицетворяет верность Господа, Его готовность сохранять союз даже вопреки человеческой неверности. Отпадение от Бога, поклонение чуждым богам и идолам сравнивается с прелюбодеянием (ср. Иер. 3:6 и сл.; 5:7 и сл.; 13:25 и сл.; Иез. 16 ; Ос 2:4 и сл. и др.). Как пишет Хр. Яннарас, “отношение Бога со Своим народом, с каждым из его членов, представляет собой таинство брака, таинство любви: в этом единственное объяснение (по крайней мере, для церковной экзегезы) того факта, что откровенно эротическая поэма. “Песнь песней”, была включена в состав книг Ветхого Завета. Однако “эротические” отношения Бога с Израилем — всего лишь прообраз того единения Бога с человечеством, которое было достигнуто в лице Христа и в Его Теле — то есть в Церкви. “Тайна сия велика”, — пишет апостол Павел в Послании к Ефесянам ( Еф. 5:32 ). На эту тайну указывают евангельские притчи образами, связанными с брачной символикой. В Новом Завете Христос называется женихом Церкви и каждой человеческой души. Для Бога каждая человеческая личность — возлюбленная. В частности, в Евангелии от Иоанна “жизнь вечная”, даруемая нам Христом, сопровождается предикатом “знать”, “познать”, что соответствует еврейскому слову, обозначающему брачные отношения между мужчиной и женщиной: “Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа” ( Ин. 17:3 )” . Апостол Павел говорит о деле Христовом как о творении нового человечества ( 2 Кор. 5:17 ), в которое христиане облачаются ( Гал. 3:27 , Еф. 4:22-24 ), со-умирая и со-воскресая со Христом в таинстве Крещения ( Рим. 6:3-11 ; Кол. 2:12 ). Восстановление Христом человечества означает восстановление человека в его целостности, во всех аспектах его общения: с Богом, людьми и космосом.

http://azbyka.ru/semya/problematika-pola...

. Отк 19:20. . Имеется в виду чтение в собрании, на богослужении. Ср. Лк 4:16; Деян 13:15. . То есть через злых духов (демонов, бесов). . Эти слова заставляют полагать, что Кирилл считал Антихриста земным воплощением Сатаны, наподобие того, как Иисус Христос был земным воплощением Бога. . Вероятно, Кирилл имеет в виду храм Гроба Господня в Иерусалиме, где была его кафедра. . Мф 24:2; Мк 13:2; Лк 21:6. . В подлиннике: «любви Божией». . Мф 11:14. . Об имени Антихриста см.: Ириней Лионский. Против ересей, V 30.3. Но рассказов о том, что Антихрист «преклонит колена», не сохранилось. . Римская империя, – отмечал А. Д. Беляев, – как и всякая вообще политическая сила, может задерживать явление Антихриста только в том случае, если она проникнута духом, противоположным духу Антихриста; если же она становится сродни с ним по духу, то она может даже благоприятствовать явлению Антихриста». См.: Беляев А. Д. О безбожии и Антихристе. Сергиев Посад, 1898 (Репр. М., 1996). Ч. I. С. 509. . Точнее: Ассирийское. . Феодорнт цитирует Книгу пророка Даниила по переводу Феодотиона с небольшими отступлениями и изменениями. . Об Антихристе как еврее из колена Данова см.: Ириней Лионский. Против ересей, V 30.2; Ипполит Римский. О Христе и Антихристе, 14. . Иез 1:4, 27 по Септуагинте. В РСП: «пылающий металл» (1;27). . «Домостроительство Божие», «устроение Божие» – богословский термин, возникший в посланиях апостола Павла (Кол 1:25), который говорил также о «домостроительстве благодати Божией» (Еф 3:2) и даже о «домостроительстве тайны» (Еф 3:9). В широком смысле термин olicovojiia означает систему Божьего управления миром. . 1 Кор 2:14; Иуд 1:19. . Хотя у Феодотиона вместо (lavaa-ciic, («продолжение»), как у Феодорита, читается здесь Цакарютцс, («блаженство»), следующее далее толкование согласно с первым, а не со вторым чтением. . В оригинале: «мертвые во Христе воскреснут прежде». . По мысли Феодорита, Антихрист поначалу будет собственно иудейским царем и, только победив трёх царей (завоевав три царства), достигнет мировой гегемонии.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

  Я жил спонтанно, без анализа моих переживаний. Мне было не свойственно подсматривать за собою. Я просто отдавался нашедшей на меня Божией силе. Но я не смел подумать, что Он Сам творит во мне молитву: я переживал сию силу как мою собственную. И лишь когда отошел от меня огонь покаяния, тогда я уразумел, что Христос давал мне благословение приближаться к Нему.   Только Сам Дародатель Бог доподлинно знает, в какой мере Он изливал на меня радость познавать Его любовь. Благодаря старцу Силуану и мои духовные очи раскрылись, чтобы увидеть, что заповедь Христа возлюбить Его до ненависти к себе — есть Откровение о законе Божественной Любви: той, которою Сам он возлюбил нас.   Если бы заповеди возлюбить Бога всем существом нашим и ближнего, как самого себя, — исходили от какого бы то ни было пророка, человека по тварной природе своей, то в них не было бы смысла, нами искомого. Но мы приняли сие от Бога пред нами. Хранить их мы можем не иначе, как “совлекшись ветхого человека” и “облекшись в нового” (ср.: Кол. 3: 9; Еф. 4: 24): Христа, с небес сошедшего (ср.: 1 Кор. 15: 47).   Когда мы живем в духе евангельских предписаний, тогда мы уже обожены, потому что безначальная жизнь пронизывает нас. Нам заповедано — любить. Любовь же соединяет в бытии. Полнота любви приводит к тому, что мы любим до забвения о самих себе. “До забвения”, т. е. до ненависти к себе.   Содержание жизни напряженно молящегося человека — подобно безбрежному океану живой воды. Наш дух непрестанно обогащается, но не столько количеством новых слов или понятий, сколько углублением уже пережитых–стяжённых опытов. На предыдущих страницах я пытаюсь привести некоторые примеры тонкой и в то же время глубокой аскетической брани с убивающими нас страстями. Годами и даже десятилетиями длящиеся многие смены состояний страдания или утешения, свыше сходящего, воспитывают все же наш дух, делая его более способным к новым формам мышления и восприятия бытия вообще: ум привыкает безвидно мыслить весь мир, сердце же — молитвенно, с любовной болью носить в себе сей мир в его совокупности. В подобном акте духовного синтеза пребывает зрелая молитва христианина, предстоящего Богу всем умом, всем сердцем (ср.: Лк. 10: 27) в их слиянии воедино. Бессильный выражать словом все, что он носит в себе, подвижник нередко молится без слов, но опять-таки в глобальном разумении всего познанного им, или в полном погружении в Боге до забвения о земле. В беспорядочном внешне описании процессов жизни человеческого духа — речь идет о постепенном переходе из индивидуальной формы бывания в ипостасно–персональный образ бытия в Боге вечном. Систематизированное, аналитическое очертание восхода к сей жизни — дать невозможно. Не находим мы сего и в творениях святых великих отцов нашей Церкви. Схоластическая систематизация материала возможна до некоторой степени в концептуальных богословских трудах, но никак и никогда в живых словах о подлинной жизни нашего духа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Бог Отец не только знает все, но и все предвидит — весь ход мировой истории (Де., XV, 18, XVII, 24–31), и все пути Божии праведны и истинны (Ап., XV, 3, XVI, 7). Бог знает и сердце людей и все нужды их (Лк., XVI, 15, Мт., VI, 8, 32). Бог есть Источник истины для всего человечества и особенно для Церкви. Сын Божий есть Истина в преимущественном смысле, по самой личности Своей, ибо Он есть Логос Отчий, пребывающий в Отце; Им было все сотворено (Ио., I, 1–2). «Нет твари сокровенной от Него, но все обнаружено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр., IV, 13). Он есть Свет мира (Ио., I, 4–13 и др.). Он «осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (I Кор., IV, 5). В свете знания Божия исчезает всякая тьма — все сокрытое или неясное. В нем Истина (Еф., III, 21), Премудрость и ведение (Кол., II, 3). Он знает всех (Ио., II, 24–25) и самые помышления человеческие (Мт., XII, 25)… Истина и жизнь совпадают в Боге (Ио., VI, 40, XVII, 3 и др.). Истина Божия открывается в самых делах Христовых (Ио., X, 24–27, 36–38). И Дух Св. есть Истина (I Ио., V, 6) или Дух Истины (Ио., XV, 26). Дух Св. обладает совершенным знанием Бога, «ибо Дух все проницает, и глубины Бо–жии» (I Кор., II, 10), Бога никто не знает, кроме Его Сына и Св. Духа (Мт., XI, 27; I Кор., II, 11). Дух Св. есть Помазание, Которое учит всему, потому что Оно истинно и неложно (I Ио., И, 27). Он есть Источник истины для христиан. Божественная Премудрость принадлежит прежде всего Богу Отцу: Новый Завет трижды именует Его «единым Премудрым» (Иуда, 25; Рим., XIV, 26; I Тим., I, 17). Сын Божий есть Сама ипостасная «Божия Сила и Божия Премудрость» (I Кор., I, 24). Дух Св. есть Дух Премудрости (Еф., I, 17)… В Новом Завете говорится также о Премудрости Божией в связи с тем, что в Ней содержится предвечный план спасения мира через боговоплощение и Церковь (I Кор., II, 6–9; Еф., I, 3–10, III, 8–12). При этом ап. Павел называет Премудрость «многоразличной», т. е., очевидно, содержащей в Себе множество истин… С учением о Премудрости надо сопоставить у ап. Павла его слова об откровении в мире «вечной Силы и Божества» (Рим., I, 15–25). Истина Божья открывается в Церкви, потому что в церкви пребывает Христос и Дух Божий, она обладает «умом Христовым», ей вверено Писание, она хранит неповрежденным учение апостолов, поясняя его в творениях отцов, и православных богословов. «Дом Божий есть Церковь Бога живого — столп и утверждение Истины» (I Тим., III, 15).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010