— Что такое смирение? — Согласно учению Святых отцов, настоящие смирение есть у того человека, кто считает себя худшим из всей твари. Патриарх Авраам говорил “Я есть прах и пепел” 6 , праотец Давид называл себя червем, а не человеком 7 . И это несмотря на то, что они занимали высокое общественной положение и были людьми одаренными и благочестивыми. Это есть дух смирения. Вспомним слова Господа: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» 8 . Без смирения не может быть духовного прогресса. Какие бы подвиги мы не совершили – они пойдут прахом, если будут замешаны на гордыне. — Почему сейчас такое тяжелое положение в мире? — Когда человек оставляет Бога, все идет наперекосяк. 1 1 Кор. 6:12. 2 Ин. 14:15-17. 3 Ин. 15:5. 4 Флп. 4:13. 5 1 Пет. 5:5. 6 Быт. 18:27. 7 Пс. 21:7. 8 Мф. 11:29. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 13 сентября, 2023 7 сентября, 2023 3 апреля, 2024 28 марта, 2024 14 февраля, 2024 9 февраля, 2024 28 ноября, 2023 1 ноября, 2023 26 сентября, 2023 13 сентября, 2023 7 сентября, 2023 3 апреля, 2024 28 марта, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/dopustimo-li-monaxam-p...

Всех их объединяет одно: они все хотят быть со Христом Я вспоминаю еще о многих людях, с которыми меня свел Господь за то время, которое я нахожусь в церковной ограде. Их много, у них разные лица и характеры, разные возраста и привычки. Среди них есть более и менее воцерковленные, более и менее преуспевающие в добродетели. Но всех их объединяет одно: они все хотят быть со Христом. Один готов принять в свой дом совершенно незнакомого странника, который ради Христа просит ночлег, другой, имея пятерых детей и ожидая шестого, берет в семью приемного ребенка, еще один, служа в огромном и шумном кафедральном соборе, умудряется стяжать непрестанную молитву, так что между собой мы его называем не иначе как «старец». Все это реальные люди, которые меня окружают. Конечно, они имеют какие-то недостатки, но когда я думаю об их достоинствах, которых, к сожалению, не имею сам, они светятся для меня как радуга. «Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). Мы много раз читаем эти слова Господа и жалеем, что, мол, оскудела у нас и вера, и любовь. Может, и оскудела. Но по сравнению с чем? С первохристианской общиной? А что мы о ней знаем? Святой апостол и евангелист Лука так описывает ее в книге Деяний: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее» (4, 32). Мы читаем эти слова, и нам кажется, что в той общине отношения были идеальными. Но ведь дальше, уже через пять стихов, апостол описывает трагическую историю Анании и Сапфиры (Деян. 5, 1-11), которые утаили часть из проданного имения. Но мы почему-то воспринимаем это уже в отрыве от предыдущего. Но ведь они тоже - члены общины. Их падение - тоже падение общины, ведь говорит же апостол: «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы - тело Христово, а порознь - члены» (1 Кор. 12, 26-27). Значит, и в первохристианской общине были разные проблемы и нестроения. Действительно, уже в следующей главе, после случая с Ананией и Сапфирой, читаем: «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей» (Деян. 6, 1). Как это понимать? Из общего «фонда» малоимущим христианам каждый день оказывали «гуманитарную» помощь. Первоначально подавляющее большинство иерусалимских христиан были евреями, а эллинов, то есть христиан других национальностей, которых Писание обще называет «греками», было совсем немного. И вот люди, ответственные за раздачу продуктов и прочих «потребностей», продолжали по инерции большее расположение оказывать своим по крови, а остальным выдавали похуже и поменьше. Из-за этого вдовицы не-еврейки подняли шум, и впоследствии, как известно, во избежание подобных недоразумений апостолы поставили для этих нужд 7 диаконов из числа людей благочестивых, не склонных к лицеприятию.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

5) Понеже двояко человек себе может вещи представлять, представлениям сим следует воля, следовательно может ту же вещь хотеть и не хотеть: предклонение сие и отвращение от той же вещи зовётся брань плоти и духа (Рим. гл. 7, ст. 23), которая находится во всех. 6) Хотя человек из двух только частей естественных состоит, однако можешь ты теперь уразуметь, что значат оная речения, плотской человек, душевной и духовной, или дух, душа и тело (I Сол. гл. 5, ст. 23). Плотской называется человек, поскольку рождается, питается и умирает, как и другие нечувственные твари, деревья, например, и травы; душевным зовётся, поскольку ему приличествуют чувства, как зверям и скотам; духовный наконец именуется, поскольку имеет разум и волю, как духи все и Ангелы. Натуральное сие изъяснение есть: плотским называется тот, кто страстей держится; душевным, кто разума; духовным, кто благодати. Сей духовной, или иначе отрожденнойа человек ещё именуется дух (Иоан. гл. 3, ст. 6), новым (Ефес. гл. 4, ст. 24), внутренним (Рим. гл. 7, ст. 22), а неотрожденный плоть, ветхий, внешний. § 39. В шестый день (§ 34), когда Бог благоизволил создать человека, то прежде посоветовал Сам с Собою. Сотворим, рече, человека (Быт. гл. 1, ст. 26) то есть, Отец сказал Сыну и Святому Духу. Кто бо может иной Божиим пособником и советником быть (Рим. гл. 11, ст. 34). А потом руками своими ( Псал. 11, 8, 73 ) персть от земли взем, человека создал и вдохнул в него душу (Быт. гл. 2, ст. 7). Сие же все затем описывается так, дабы показать особливый божий промысл о человеке (§ 36, 2). Человеческое превосходство и достоинство пред прочими тварьми ( Псал. 8 , ст. 6) и имевшее быть человеческое падение, искупление и освящение и прочее, что знать надлежит о первом человеке, в следующих предложениях содержится, 1) Первого человека тело только от земли создано, а душа особливо извне дана (Еккл. гл. 12, ст. 7), почему человек стался животное разумное (I Кор. гл. 15, ст. 4) и назван Адамом , то есть красным, или потому, что из красной глины создан, или что он красивее всех вещей был.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   Молитва преображает человека плотскаго и творит его мужем духовным: ибо плоть пригвождена к чувствам и земле, сим одним управляет себя, сим одним питается; к небесам ока своего возводить не знает, а что есть угодно чувствам, к тому токмо прилепляется. Дух восходит горе и мудрствует небесная; не иным же образом приуготовляет сие возшествие, как помощию молитвы. Она придает ему крыле, и, когда оными возлетит в горния селения и вперит очи в сладчайшее зрелище величества Божия, тогда он бывает вне себя и, с восхищенным на третие небо Апостолом, может сказать: «аще в теле, аще вне тела, не вем, Бог весть» (2 Кор. 12:2).    Молитва преображает человека печальнаго и скорбящаго, и творит его веселым и радостным. Упражненный в молитве с Богом, человек, от чего бы печаль ни случилась, находнт средства к разогнанию ея. От греха ли? — но он беседует с Имеющим власть оставлять грехи, истребляющим беззаконие и отъемлющим нечестие. От гонения ли других? — но он предстоит пред лицем Всемощнаго Покровителя, Его же рука сильна истребить все козни лукаваго. От скудости ли? — но он пребывает при Источнике всякаго богатства, Ему же отверзающу руку, всяческая исполняются благости. От клеветы ли? — но он соприсутствует Тому, Который потребляет всякаго, глаголющаго лжу. Почему и находится он в пристанище тихом, от всякаго обуревания удаленном, и, в сладости сей утопая, не может чувствовать никаких горестей мира сего.    Сему свидетель — Давид, который, сам на себе испытав сие, радостно вопиет: «Внегда скорбети ми, ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея» (Псал. 119:1); «покры мя в тайне селения Своего» (Псал. 26:5). О, сколько было и есть людей, которые на месте сем, действием молитвы, получили утешение и возвратились в дом свой, возвещая радость спасения!    Разсуждая таковое действие нелицемерной и от чиста сердца происходящей молитвы, да не пренебрегаем средством сим искать соединения с Богом, и тем начать преображаться в жизни сей, дабы совершенно прообразиться в жизни будущей, егда тленное сие облечется в нетление, и мертвонное сие облечется в безсмертие. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3835...

Именно это чувство трепета и смятения, иначе сказать, сострадания членам Христовым лежит в основе христианского благочестия. «В неизреченном таинстве соединил Он нас с Собою и соделал членами Тела Своего» (св. Исаак Сирин). «Болит ли один член — страждет все тело», — говорит Апостол (1 Кор. 12:26). Еще Исаак Сирин: «Для чего желаешь и домогаешься созерцания прежде любви, когда Божественный Павел отверг оное без любви? Ибо, сказав, что делание заповедей служит мне препятствием к созерцанию, явно похулил ты любовь к ближнему и предпочел ей созерцание, и вожделеваешъ (хочешь) видеть его там, где оно не усматривается». О том же — Златоуст: «Хочешь почтить Тело Христово? Не презирай, когда видишь Христа нагим… И что пользы, если здесь почтишь Его шелковыми покровами, а вне храма оставишь терпеть холод и наготу… Христос, как бесприютный странник, ходит и просит крова, а ты, вместо того, чтобы принять Его, украшаешь пол, стены, верхи столбов,… а на Христа, связанного в темнице, и взглянуть не хочешь». «Хочешь ли видеть жертвенник Милосердного? Жертвенник этот создан из самых членов Христовых. И Тело самого Владыки служит тебе жертвенником. Благоговей перед ним: на Теле Владычнем ты совершаешь жертвы. Этот жертвенник страшнее и нового, а не только древнего жертвенника. …А между тем почитаешь тот жертвенник, который принимает Тело Христово, и унижаешь этот жертвенник, который есть само Тело Христово, и не обращаешь внимания, когда он разрушается. Такой жертвенник ты можешь видеть везде, — и на улицах, и на площадях» (выделено мною — В. П.). Жалость к этим созданиям Божиим, которых разрывали на куски танковые снаряды, которые сгорали внутри этого здания заживо от действия зажигательных снарядов, превращавших закрытые помещения в крематорий (свидетельство военного специалиста), невозможно признать эти смерти должными только лишь в силу того, что произведены они законной властью (в отличие от обычных уголовных убийств, признание необходимости и законности которых от нас не требуется), — это все, говорим мы, и есть проявление в нас конкретной, а не мечтательной любви к ближнему как к Христову члену.

http://moral.ru/stone/

Судя по древним преданиям, святые Иоаким и Анны любили друг друга безраздельно, но бесстрастно. Их любовь характеризуется такими словами, как верность, сострадание и нежность друг к другу. Они хотели ребенка не от похоти плоти, а от взаимной любви. Апостол Павел писал, что если в одном теле «страдает член, страдают с ним все члены, и если прославляется один член, с ним радуются и все члены тела» (см.: 1 Кор. 12: 26). Из жития святых Богоотцов мы видим, как трогательно они прячут боль друг от друга (и Иоаким уходит в пустыню, и Анна – подальше от дома) и как счастливы делиться друг с другом радостью (бегут навстречу друг другу и сжимаются в объятьях). Как их портрет не похож на то, что мы видим сегодня! Умы многих в наши дни заражены той идеей, что идеал мужчины – мешок с деньгами, а женщины – топ-модель с обложки журнала. На рождение ребенка, а это, как говорят, иногда происходит «случайно», толкает страсть, но отнюдь не любовь. Слова «верность» и «преданность» сейчас не в моде, главное – чтобы мне «было с ним хорошо». И если уж и решаются молодые люди «связать себя законным браком» (обратите внимание на негативный смысл каждого слова: себя, связать, закон, брак), то семья становится не центром счастья, а пространством, где каждый по-своему «отдыхает» от внешнего мира. Во вне, на работе в трудовом коллективе, каждый старается держать себя «в рамках», казаться «хорошим». Но дома, в четырех стенах небольшой квартиры, каждый позволяет себе «разряжаться», метать молнии на свою же второю половину, убивая тем и ее, и себя. Почти в каждую третью семейную исповедь нам, священникам, доводится слышать жалобную историю о предстоящем разводе. Нередко такая исповедь не стремление укрепиться в желании сохранить семью, не быстрая реакция на то, что на миллиграмм изменились взаимные чувства, но – попытка найти в священнике достойного совоздыхателя своим жалобам, когда всё уже фактически решено. И при этом вполне возможно, что жалобщик в силу внутренней духовной слепоты когда-то сам постепенно убил чувства в своей второй половине. Он или она, ожидая любви от другого, сами не имеют уже ни грамма любви в себе.

http://pravoslavie.ru/64291.html

Результат всех этих потрясений будет таков: «И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов, – обратите внимание: для всех народов, – трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин... и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах» (Ис. 25:6-7) (возможно, это то покрывало, о котором говорит апостол Павел: «Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом» (2 Кор. 3:14). «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь» (Ис. 25:8). Потреблена, уничтожена будет смерть навеки в результате этого суда Божьего, в результате Его явления. В 26 главе есть отдел с 1 по 19-й стих, который употребляется за богослужением в качестве пятой библейской песни канона на утрене. Процитирую отдельные стихи. «В тот день будет воспета песнь сия в земле Иудиной: город крепкий у нас; спасение дал Он вместо стены и вала. Отворите ворота; да войдет народ праведный, хранящий истину. Он ниспроверг живших на высоте, высоко стоявший город; поверг его, поверг на землю, бросил его в прах. Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде. Господи! Ты даруешь нам мир; ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас. Как беременная женщина, при наступлении родов, мучится, вопит от болей своих, так были мы пред Тобою, Господи. Были беременны, мучились, – и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали. Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений (в слав.: исцеление им есть), и земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:1, 2, 5, 9, 12, 17-19). В этой песни говорится и о воскресении, о том, что результатом всех промыслительных действий Божиих будет то, чего не могли достичь сами люди: исправление и воскресение. Восстанут праведники и возрадуются с Богом.

http://sedmitza.ru/lib/text/431426/

НЗ совершенно исключает прежнее понимание Б.: Христос призывает идти за Ним «скопцов, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф 19. 12). Девство в христианстве почитается уже как высокий плод добродетельной жизни с Богом: ап. Павел провозглашает «хорошо человеку оставаться так» (1 Кор 7. 26), т. е. безбрачным, одному, без детей (ср.: Быт 2. 18). Но, отдавая предпочтение безбрачию (бесчадию), позволяющему христианину отдавать всего себя Господу, НЗ признает брак и рождение детей в этом браке: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор 7. 8-9). Дети, рожденные в христ. браке,- «святы» (1 Кор 7. 14). НЗ приносит различные понимания Б. в переносном смысле, к-рые составили богатую традицию в христианстве. «...Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф 3. 10; Лк 3. 9), «всякое дерево познается по плоду своему» (Мф 7. 17-19; Лк 6. 43-44). Б. Елисаветы, родственницы Пресв. Богородицы (Лк 1. 5-7, 25), и ее поздняя беременность воспринимаются как знамение величия и благости Божией. Евангельские притчи о Царстве Божием также иносказательно говорят о плодоношении и Б. (Мф 13. 2-52; Лк 13. 18-19). Виноградарь уговаривает хозяина оставить еще на год бесплодную смоковницу, «не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (Лк 13. 9). Злые виноградари не хотят отдать плодов хозяину, за что преданы смерти (Мф 21. 33-41; Мк 12. 1-9; Лк 20. 9-16). Сам Христос говорит: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода… Я есмь лоза, а вы - ветви» (Ин 15. 1-2, 5). Незадолго до завершения Своего земного служения Христос совершает таинственное проклятие бесплодной смоковницы: «...Ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф 21. 19). По мнению большинства христ. толкователей, Б. смоковницы является указанием на Б. синагоги и живущих по делам Закона ( Orig. In Matth. 16. 26; Суг. Alex. In Luc. (caten.)//PG. 72. Col. 764; Aug. Sermo 211). По словам блж. Августина, и Церковь, будучи в истории «некогда бесплодной, ныне увеселяется большим числом сынов, чем известная синагога» ( Aug. De consensu Evangelistarum. I 32. 49).

http://pravenc.ru/text/78240.html

Б. обещал отречься в случае смерти, отречения или низложения его рим. соперника. В 1404 г. Б. отправил посольство в Рим, предлагая встречу пап или их полномочных представителей, но эта идея натолкнулась на сопротивление Бонифация IX, а затем Иннокентия VII . В понтификат Григория XII папы договорились встретиться в Савоне в 1407 г. После неудачных переговоров Б. с Григорием Франция объявила о нейтралитете по отношению к обоим папам (1408). Б. бежал в Перпиньян и созвал там Собор, к-рый, признав Б. законным папой, тем не менее просил его отречься от престола для восстановления единства Церкви. В соответствии с этим Б. отправил на Пизанский Собор (1409) посольство, уполномочив его объявить о своем отречении в случаях смерти, отречения или низложения его противника Григория XII. Собор потребовал, чтобы Б. предстал перед ним лично, но тот не явился и был отлучен как еретик и низложен (5 июня 1409). Хотя влияние Б. распространялось только на Шотландию и Пиренейский п-ов, он продолжал борьбу, отлучая своих противников и выступая с полемическими трактатами. Во время Констанцского Собора и на переговорах в Перпиньяне (19 сент.- 14 окт. 1415) с герм. кор. Сигизмундом и испан. кор. Фердинандом его вновь убеждали добровольно отречься, но Б. отказался это сделать даже после отречения пап Иоанна XXIII и Григория XII. На 37-м заседании Констанцского собора 26 июля 1417 г. Б. был вновь низложен и отлучен от Церкви. Он укрепился в замке Пеньискола близ Валенсии, объявив свои владения «Ноевым ковчегом истинной Церкви», где и пребывал до самой смерти. Б.- автор неск. трактатов о схизме, о Вселенском Соборе, против иудеев. Принадлежность ему соч. «Speculum Sapientiae vel Libri XV de consolatione theologica» (Зерцало Мудрости, или 15 книг об утешении теологией // Pedro de Luna. Libro de las consolaciones de la vida humana/Ed. P. Gayangos. Madrid, 1860) сомнительна. Ист.: Baluzius S. Vitae paparum Avenionensium/Ed. G. Mollat. P., 1914-1927. Vol. 1. P. 423-542, 597-598; LP. Vol. 2. P. 496-555; Alpartils M. de. Chronica actitatorum temporibus domini Benedicti XIII//Quellen und Forschungen aus dem Gebiet der Geschichte. Paderborn, 1906. Bd. 12. P. 1-614. Лит.: Valois N. La France et le Grand Schisme d " Occident. P., 1896-1902; Glasfurd A. The Antipope (Peter de Luna, 1342-1423). L., 1965; Puig y Puig S. Pedro de Luna: Último Papa de Aviñon. Barcelona, 1920; Casas A. El papa Luna. Barcelona, 1944; Pillement G. Pedro de Luna. P., 1955. Н. Д. Прокофьева Рубрики: Ключевые слова: АНАСТАСИЙ БИБЛИОТЕКАРЬ (до 817 - между 877 и 879), антипапа (авг.-сент. 855), церк. и полит. деятель, историк и переводчик

http://pravenc.ru/text/78050.html

«Конечно, мы скорбим о наших близких, когда они уходят в вечность. Но такая скорбь не должна быть отчаянной (как о безвозвратной потере). Смерть — всего лишь временное расставание с нашими близкими. И если мы сподобимся быть в Царствии Небесном, то там мы все встретимся. И тогда уже никто и ничто нас не сможет разлучить. Поэтому наша боль о расставании должна вылиться в ревностный духовный труд: нужно усердно подготовить душу к Царствию Небесному и сотворить крепкую молитву о прощении грехов усопшего, чтобы он был принят Богом», — сказал Митрополит Онуфрий. Говоря об эвтаназии Блаженнейший заметил, что: «Только Господь может распоряжаться жизнью и смертью человека (Иов. 12:10). Так называемая «эвтаназия» — не что иное, как нарушение заповеди Божией «не убивай» (Исх. 20:13). Что же касается просьбы больного (об ускорении смерти), то она зачастую вызвана болезненным состоянием его сознания, малодушием, маловерием или неверием. Если мы действительно желаем блага такому человеку, то необходимо убедить его в том, чтобы по-христиански закончить свой земной путь. В таких случаях Церковь может обратиться к Богу с особой молитвой о страждущем: «Разреши раба Твоего нестерпимыя сея болезни и содержащия его горькия немощи и упокой его, идеже праведных дуси...». Важно помнить, что продолжительная болезнь умирающего — духовный крест для его родственников. Они призваны ухаживать за больным с терпением, смирением и любовью. Эти труды нужно рассматривать как духовные по слову Спасителя: «так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40)». Что касается кремации, митрополит Онуфрий сказал: «Мы не признаем кремацию, поскольку она не одобряется Священным Писанием. Издревле святая Церковь с молитвой совершала погребение тел усопших христиан в земле, а также в высеченных в камне гробах или пещерах. Христиане знают, что в день всеобщего воскресения «земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19) и посеянное в тлении восстанет в нетлении (1 Кор. 15:42). Мы имеем надежду на то, что в день всеобщего воскресения Господь Бог воскресит и нас для жизни вечной. Кроме того, Церковь относится к телу христианина как к храму Божию (1 Кор. 3:16). Поэтому погребение совершается с подобающим молитвенным почитанием усопшего. Вместе с тем Православная Церковь не лишает молитвенного поминовения тех христиан, которые по различным причинам оказались погребены в водной стихии, остались лежать на поле брани, сгорели в огне, стали пищей животных, без вести пропали (в результате землетрясений или иных катастроф). Мы веруем, что Бог может воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20:13)».

http://pravoslavie.ru/100978.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010