Постараемся, возлюбленный, богатство, Им подаваемое, отыскать, перестанем земное искать и поищем небесного богатства. Все земное на земле остается и отходит от нас вскоре, но небесное вовеки пребывает с нами неотлучно. Смерть земного лишает, но к вечному сокровищу нас отсылает. При смерти грехолюбивый богач вечно нищим делается, а боголюбивый, хотя и нищ, вечно богатым благодатью Божией бывает (1 Кор 1:5). Ибо любящим Бога уготованы вечные блага. Итак, поминай смерть, которая нас всего земного лишает и делает человека или вечно нищим, или вечно богатым, – и не захочешь на земле обогащаться. Смерть за нами невидимо ходит, и чем более живем, тем более приближается к нам. Спасайся.   Письмо девяностое Господь сказал: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф 20:28), – что это значит? Ответ. 1) Сын Божий здесь называет Себя Сыном человеческим как из любви к роду человеческому, так и от смирения. Как уподобиться нам из любви, так и называться подобным нам благоволил. И как читаем в Евангелии Его, более называл Себя Сыном человеческим, нежели Сыном Божиим. Смотри, каково смирение и любовь Сына Божия к нам! Слава Возлюбившему нас и Смирившемуся ради нас. 2) Видим здесь, что Он как в человеческом и рабском образе пришел, так и служить людям не отрекался, и говорил ученикам Своим: Аз посреди вас, как служащий (Лк 22:27). Потому и ноги умыть у них не постыдился (Ин 13:5). Примечай, возлюбленный, как Господь наш ради нашего спасения смирился. Тот, у Которого ремень обуви развязать недостойным себя почитал великий Иоанн, Которому Ангелы со страхом и раболепно служат, – служить людям, рабам Своим, и им ноги умыть благоволил. О, чудо! О, зерцало смирения! Смотрел на это Отец Небесный с небес и благоволил о том. Смотрели Ангелы Его и удивлялись тому. Видим и мы ныне верою и поклоняемся смирению Его. 3) Таким смирением Своим учит нас Господь наш смирению и говорит: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф 11:29). И еще: Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин 13:12-15).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

337. КАК ПОНИМАТЬ СЛОВО “ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ”? В изложении веры Восточных Патриархов сказано, что словом пресуществление не объясняется образ, которым хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господа. Этого нельзя постичь никому, кроме Бога. Показывается только то, что истинно, действительно и существом хлеб становится самым истинным Телом Господа, а вино — самой Кровью Господа. Подобно тому св. Иоанн Дамаскин о Св. и Пречистых Тайнах Господних пишет: “Тело есть поистине соединённое с Божеством, именно то, которое было воспринято от Пресв. Девы. Но не сходит с небес вознёсшееся Тело, а хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Божию. Если хочешь понять, как это происходит, то достаточно знать, что схождением Св. Духа. Таким же путём и от Богородицы Себе Самому и в Себе Самом составил Св. Духом Господь плоть. Более не знаю того, что Слово Божие истинно, действительно и всемогуще, действие же Его непостижимо” (Кн. 4, гл. 13, ст. 7). 338. КАК СЛЕДУЕТ ПРИСТУПАТЬ К ТАИНСТВУ ПРИЧАЩЕНИЯ? Приступающий к Таинству Причащения должен испытать (открыть) перед Богом свою совесть и очистить её покаянием в грехах, чему способствуют пост и молитва. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем (1 Кор 11:28-29). 339. ЧТО С НАМИ ПРОИСХОДИТ В ТАИНСТВЕ ПРИЧАЩЕНИЯ? Причащающийся Тела и Крови Христовой соединяется с Самим Иисусом Христом и в Нём приобщается к вечной жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во мне, и Я в нем (Ин 6:56). Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную (Ин 6:54). 340. КАК ЧАСТО СЛЕДУЕТ ПРИЧАЩАТЬСЯ СВ. ТАЙН? Древние христиане причащались каждый воскресный день; но сейчас немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому Таинству. Церковь стремящихся к благоговейной жизни материнским гласом увещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовой четырежды в год или каждый месяц, а всем — обязательно раз в год (см. Православное исповедание, ч. 1, вопрос 90).

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

   Постараемся, возлюбленный, богатство, Им подаваемое, отыскать, перестанем земное искать и поищем небесного богатства. Все земное на земле остается и отходит от нас вскоре, но небесное вовеки пребывает с нами неотлучно. Смерть земного лишает, но к вечному сокровищу нас отсылает. При смерти грехолюбивый богач вечно нищим делается, а боголюбивый, хотя и нищ, вечно богатым благодатью Божией бывает (1 Кор 1:5). Ибо любящим Бога уготованы вечные блага. Итак, поминай смерть, которая нас всего земного лишает и делает человека или вечно нищим, или вечно богатым, — и не захочешь на земле обогащаться. Смерть за нами невидимо ходит, и чем более живем, тем более приближается к нам.    Спасайся.    Господь сказал: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы по­служить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф 20:28), — что это значит?    Ответ.    1) Сын Божий здесь называет Себя Сыном человеческим как из любви к роду человечес­кому, так и от смирения. Как уподобиться нам из любви, так и называться подобным нам благоволил. И как читаем в Евангелии Его, более называл Себя Сыном человеческим, нежели Сыном Божиим. Смотри, каково смирение и любовь Сына Божия к нам! Слава Возлюбившему нас и Смирившемуся ради нас.    2) Видим здесь, что Он как в человеческом и рабском образе пришел, так и служить лю­дям не отрекался, и говорил ученикам Своим: «Аз посреди вас, как служащий» (Лк 22:27). По­тому и ноги умыть у них не постыдился (Ин 13:5). Примечай, возлюбленный, как Господь наш ради нашего спасения смирился. Тот, у Которого ремень обуви развязать недостой­ным себя почитал великий Иоанн, Которому Ангелы со страхом и раболепно служат, — служить людям, рабам Своим, и им ноги умыть благоволил.    О, чудо! О, зерцало смирения! Смотрел на это Отец Небесный с небес и благоволил о том. Смотрели Ангелы Его и удивлялись тому. Видим и мы ныне верою и поклоняемся сми­рению Его.    3) Таким смирением Своим учит нас Гос­подь наш смирению и говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф 11:29). И еще: «Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и пра­вильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин 13:12—15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Теперь он доказывал, на основании Священного Писания, что Иисус есть «Христос», то есть ожидаемый иудеями Мессия. Сила этих его доказательств была столь велика, что он приводил иудеев в замешательство. Невозможность опровергнуть доводы Савла возбудила в них такую ненависть к нему, что они решили его убить и для этого день и ночь стерегли ворота, ожидая, когда он выйдет из города, чтобы на пути исполнить свой злой замысел, без свидетелей. Кажется, они имели сведения о намерении Савла отправиться в Иерусалим. Савл избег этой опасности, будучи спущен учениками ночью по стене города в корзине, вероятно, в окно дома, примыкавшего к городской стене. О таком способе избавления своего от опасности святой Павел сам вспоминает в 2 Кор 11:32. Савл в Иерусалиме (Деян. 9:26—30) Деян.9:26. Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик. Деян.9:27. Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса. Деян.9:28. И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса. Деян.9:29. Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его. Деян.9:30. Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.     «Савл прибыл в Иерусалим» — это было, по словам самого Павла в Гал. 1:18, уже три года спустя после его обращения: часть этого времени он пробыл в Аравии. Об этом прибытии в Иерусалим и кратковременном пребывании в нем святой Павел сам дает краткие сведения в Гал 1:18—24, которые надо иметь в виду для правильного понимания рассказа Дееписателя.    Св. Павел, по его словам, ходил в Иерусалим собственно для свидания с Петром и пробыл у него дней 15; при этом с другими Апостолами он не виделся, кроме Иакова, брата Господня. Церквам во Иудеи он лично известен не был, а только по слухам; из Иерусалима он ушел в страны Сирии и Киликии. Дееписатель добавляет к этому, что Савл «старался пристать к ученикам» (Деян 9:26), то есть христианам, но они его боялись, не веря ему и не принимали его в свое общение. Это продолжалось, конечно, до тех пор, пока Варнава не представил его Апостолам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

О, как велико это дело! Как велика благость Божия! Как велико и почтение к человеку! Человек, земля и пепел, Тела и Крови Божественных касается! «Благослови, душа моя, Господа!» (Пс.102:1) Возлюбленный христианин! Ты к великому этому и страшному Таинству как приступаешь? С какой верой? С каким страхом? С каким сердцем? С какими устами? С какими руками? Осмотрись! Ибо это есть Огонь, недостойных попаляющий. «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор.11:28—29). Бог — Высочайший твой Благодетель, больше Которого не было, нет и не может быть. Он как создал тебя из ничего, так и все, и всякое добро подает тебе. Без Его добра и минуты жить не можем. Солнце, луна и звезды, которые тебе сияют, — Его добро. Воздух, который сохраняет жизнь твою, — Его добро. Земля, на которой ты живешь, которая плоды тебе и скотам твоим рождает, — Его добро. Скоты, которые тебе служат, — Его добро. Вода, которая тебя и животных твоих поит, и рыбы, живущие в ней, — Его добро. Дом, в котором успокаиваешься, и от бури и непогоды воздушной сохраняешься, — Его добро. Пища и питье, которыми укрепляется и охлаждается немощное тело твое, — Его добро. Огонь и дрова, на которых варится пища твоя и которыми согревается дом твой, — Его добро. Одежда, которой покрывается и согревается нагое тело твое, — Его добро. Все это и прочее Он подает тебе невидимою и всесильною и щедрою рукою Своею, и подает от единой благости и любви к тебе. Естество Его таково, что не может не благотворить. Видишь Его к тебе любовь, но чувствуешь ли в себе взаимную к Нему любовь? Любовь ничем иным, как только любовью награждается. Получаешь благодеяние от Него, но помнишь ли Благодетеля и благодаришь ли Благодетеля? Осмотрись! Тяжка неблагодарность к человеку, от которого малое какое добро получаем и не благодарим его. Несравненно более тяжка неблагодарность к Богу, когда от Него все и всякое добро принимаем, но Ему неблагодарны.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Под образом доброго хозяина разумеется в этой притче Бог, Небесный Отец, Который постоянно зовет нас на Свою вечерю, то есть в Царствие Небесное, уготованное нам от сложения мира, наследуемое чрез принятие верою Искупителя нашего Христа Спасителя и готовое открыться под конец этого мира. Рабом, по толкованию Святых Отцов, в этой притче разумеется принявший зрак раба ради нашего спасения Единородный Сын Божий, Который всегда призывает нас: Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28). Ближайшим образом эта притча относится к современным Господу нашему Иисусу Христу иудеям и язычникам, которые в течение многих веков приготовлялись действиями Божественного Промысла к принятию Спасителя и вступлению в Церковь Христову, однако по своему упорному неверию, по увлечению житейской суетой и греховными удовольствиями не восхотели явиться на брачный пир Сына Божия, не вошли в лоно Церкви Его Святой, в то время как и Сам Он, Жених церковный, и друзья Его, святые Апостолы и Пророки, призывали их на путь покаяния и спасения во Христе Иисусе. После того как званые оказались недостойными брачной вечери, Слуга Божий по повелению Своего Господина приглашает на пир всех нищих, увечных, хромых и слепых, которые с благодарностью отзываются на приглашение войти на пиршество и быть участниками великой вечери. Под нищими, увечными, слепыми и хромыми разумеются люди, действительно обладающие естественными недостатками, которые с большей готовностью отзываются на приглашение Божие следовать за Господом для достижения Царствия Небесного, как говорит об этом и апостол Павел: Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Кор. 1, 26-29). Можно разуметь под нищими и убогими людей, несовершенных и в нравственно-духовном отношении, людей, погрязших в заблуждениях и пороках, не одаренных от природы добродетелями, которые, однако, на призыв Господа Своего отозвались покаянием и первыми идут в Царствие Божие.

http://pravmir.ru/podgotovitsya-k-dostoj...

Христос добровольно отдает себя во вкушение верным. Но нельзя забывать об апостольском увещании: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11: 28–29). Торжественная процессия Великий вход на Божественной Литургии имеет сложную историю. Одни считают, что эта часть Евхаристии заменила изначальную процессию верных перед анафорой, другие утверждают: великий вход развился из некоего приношения верных . Великий вход знаменует Второе и со славою Пришествие Христово. Вот почему он совершается с величайшей торжественностью Постепенно великий вход наделяется особым духовным смыслом: во время него происходит торжественная процессия Господа Иисуса Христа в окружении ангелов и архангелов. Святитель Симеон Солунский пишет: «Совершается и второй великий вход, знаменующий собой Второе и со славою Пришествие Христово с Неба. Вот почему этот вход совершается с величайшей торжественностью, ради светлости той славы Господней, с которой Он тогда придет» . Торжественному входу Христа «предходят лицы Ангельстии». Перечисляются Начала и Силы, Херувимы и Серафимы – особые чины небесной иерархии. Херувимы называются «многоочитыми», то есть многоокими, многоглазыми, всевидящими , а Серафимы – «шестокрилыми» . Эти характеристики имеются в Священном Писании. Пророк Иезекииль, рассказывая о своем видении, подробно, насколько это возможно словесно, описывает херувимов. Все они имели огромное число глаз: «Ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз» (Иез. 1: 18). Это важный восточный символ особого знания, миссии этих небесных чинов. Серафимы описываются у пророка Исаии: «У каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» (Ис. 6: 2). В анафоре святителя Василия Великого, которая и совершается в Великую субботу, упоминается это описание. Так, уже на великом входе верующие подготавливаются к центральной части Литургии – освящению Святых Даров.

http://pravoslavie.ru/138985.html

1, 7) – получается, что христианство – это дело, ребята, сугубо личное, с себя начните, а всё остальное оставьте на усмотрение Бога… – В том-то и дело, в том-то и дело: стать христианином, стать своим Христу можно только через личность, а не через стадо. Невозможно стадо заставить кого-то уважать, стадо всегда будет стадом. А христианство – только через личность. Возьмите Священное Писание: Послание к Тимофею, Послание к Филимону… – А к Римлянам, Евреям, Колоссянам, Эфесянам, Коринфянам? – Эти послания именуются в церкви «Соборные». То есть адресованы они всей церковной общине. Поместной Церкви. Но тот факт, что до нас дошли апостольские послания, адресованные отдельным людям, говорит о том, что апостолам была дорога каждая душа. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? (2 Кор. 11, 28–29), – пишет апостол Павел. Конечно, на личном общении с Христом строится все Православие. Как Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен в своем сердце, и вокруг тебя спасутся тысячи». – Начинай с себя спасение. И спасение в том числе народа, кого угодно. А намечать какие-то снова пятилетки, планы по спасению – это бесполезно. – Сейчас это «проекты» называется. – Проекты, да. Это уже всё было, мы на эти грабли уже наступали. Ну, давайте, снова все пойдем дружно – лоб не треснет, как кажется. А может и треснуть. Евангелие-то о чем говорит: Тесны врата и узок путь, ведущий к жизни. И немногие находят их. Но широки врата, ведущие в погибель, и многие идут ими (Мф. 7, 14). – Но утешают слова: В доме Отца Моего обители многи суть (Ин. 14, 2). – Тут вы неверно, на мой взгляд, понимаете Священное Писание. Обителей много, да. Но эти слова Господа говорят не столько о том, что обителей много, а о том, что они различны, что в Царствии Небесном много степеней, наград. Но как раз в отличие от западного богословия Православие особое внимание уделяет покаянию, изменению своей жизни, своей души в направлении Небесного отечества.

http://pravoslavie.ru/111006.html

Грешникам нужно себя исправить, чтобы причащаться не в суд. Блудникам, прелюбодеям и осквернителям нужно переменить свое сердце и возлюбить чистоту, когда приступают к Пречистому Агнцу Христу. Гордым и высокоумным отложить бесовскую гордость и возлюбить смирение, когда приступают к Смиренному Христу. Злобным и дышащим огнем отмщения нужно оставить злобу и возлюбить кротость и незлобие, когда приближаются к Кроткому и Незлобивому Агнцу Божию... Клеветникам, злоречивым, хульникам исправить свой язык, ибо устами восприемлют Пречистое Тело Христово. Сребролюбцам нужно оставить маммону и возлюбить Бога, когда приступают к Сыну Божию, Который есть Любовь. Жестокосердньм и немилостивым следует переменить свой жестокий нрав и стараться быть милостивыми, когда приходят к Милостивому и Милосердному Господу... Пьяницам следует оставить пьянство и начать трезвую жизнь, если приобщаются Распятому и Умершему Христу. Словом, всякому должно исправить, очистить и обновить себя, чтобы неосужденно приступить. " Должно,-говорит Василий Великий,-приступающему к Телу и Крови Господним очистить себя от всякой скверны плоти и духа, чтобы не в суд есть и пить " , и в воспоминание о том, Который за нас умер и воскрес, умереть для греха и мира, и самого себя, но ожить во Христе Иисусе (104, 1665-1666). Как христиане должны приступать к Причащению Тела и Крови Христовой? Апостол говорит: " да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем " (1 Кор. 11, 28-29). Многие читают много молитв, псалмов и акафистов, но этого приготовления недостаточно. Ибо молитву от неисправного и неочищенного сердца не приемлет Бог. Страшно приступать неочистившемуся истинным покаянием; страшно и приступившему, причастившемуся снова оскверняться мирскими похотями: и то и другое страшно. Святитель Тихон Задонский (104, 1666- 1667). Прежде дерзновенного пришествия на брак к Сыну Божию да позаботится (человек) о своей душевной ризе: она омывается, очищается от греховных пятен, каковы бы эти пятна ни были, неизреченной милостью Господа при нашем покаянии (111, 129).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Необходимо заметить, что сильное желание часто причащаться есть результат нашей пламенной любви ко Христу – результат Божественной любви. Ведь поэтому перед тем, как причаститься, мы произносим молитву, в которой говорим: «Усладил мя еси любовию, Христе, и изменил мя еси Божественным Твоим рачением» (букв. – Ты, Христос, привлек меня сильным желанием и изменил с помощью Своей Божественной любви) . «Да испытает же себя человек…» Если мы хотим причаститься, то должны подвергнуть самих себя испытанию, достойны ли мы причащения. Апостол Павел ясно заповедует: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего, и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11: 28–29). Внимательное исследование самих себя в час размышления после молитвы покажет нам, можем ли мы приступать к Божественному причастию. Но помните! В этом исследовании самих себя мы не должны быть ни сверхчувствительными, ни бесчувственными. Уже неоднократно повторялось, что нет таковых, кто бы в полной мере был недостоин причащения. Божественное причастие не есть награда для тех, кто не грешит, но укрепление грешников, которые подвизаются для достижения святости. Мы причащаемся не потому, что достойны, а для того, чтобы стать достойными. Самоконтроль и самоисследование в том случае, если человек ведет духовную жизнь, никогда не может завершиться абсолютным оправданием. Всегда наша совесть, этот невидимый и неумолимый прокурор, произнесет нам «обвиняю» в тысячах прегрешений. Верующий, который обладает самопознанием и, прежде всего, богопознанием, всегда будет обвинять себя. Однако обвинение обвинению рознь. Если в результате самоисследования верующий поймет, что виновен в тяжких грехах, которые препятствуют ему приступить к святой чаше, тогда он не может причаститься без исповеди. К таковым грехам относятся следующие: вспышки гнева, плотские падения, аборты, сребролюбие, антипатия к кому-либо, жестокость, серьезные ссоры, которые случаются и среди верующих. Конечно, мы говорим о сознательных христианах, которые имеют сильное желание причащаться часто, а не о тех, кто ведет жизнь мирскую, исполненную нечестия, которые подходят ко причастию лишь дважды или трижды в год.

http://pravoslavie.ru/3974.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010