Особо митрополит Ювеналий отмечает исследовательскую деятельность отца Александра: «Он стремился к тому, чтобы создать пособия, которые могли бы дать ключ современникам к чтению Священного Писания и усвоению основ православной веры. Делал он это, опираясь в том числе и на достижения современной библеистики, используя любую возможность для получения сведений о новейших исследованиях. Кроме того, им был создан монументальный многотомный труд по истории религии, название которого «В поисках пути, истины и жизни» являлось парафразом слов Спасителя: «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин.14:6). Эта книга показывала движение человечества к познанию Истинного Единого Бога». Архиерей напомнил, что публикация результатов этих исследований в советское время была практически невозможна, однако ныне ситуация изменилась: «Когда создавались эти тексты, то лишь незначительная их часть публиковалась в " Журнале Московской Патриархии " , недоступном тогда широкому читателю, остальное же выходило за границей под разными псевдонимами. Однако, как показал ход истории, отец Александр работал для будущего, что показало силу его веры… И когда началось возрождение церковной жизни в России, все его книги начали переиздаваться большими тиражами, а ныне по благословению Святейшего Патриарха Кирилла выходит и полное собрание сочинений». Митрополит Ювеналий упомянул также о том, с какой ревностью о Боге и усердием о. Александр работал в последние годы своей земной жизни, которые пришлись на период «перестройки», когда открылись новые возможности. «Еще сохранялась советская власть, но с каждым днем открывались все новые возможности для диалога между Церковью и обществом, для удовлетворения духовного голода. И отец Александр оказался тем человеком, который вдохновлялся словами псалмопевца: «Радуются уста мои, когда я пою Тебе, и душа моя, которую Ты избавил; и язык мой всякий день будет возвещать правду Твою» (Пс. 70:23-24). В газетах и журналах, на радио и телевидении, в студенческих аудиториях и на многолюдных стадионах звучало вдохновенное слово священника, который имеет от Господа дар говорить о Боге с людьми разных возрастов, образования и общественного положения в жажде " спасти по крайней мере некоторых " (1 Кор. 9:22). Он был охвачен творческим порывом, желанием в горении сердца донести весть о Христе до тех, кто Его еще не познал. И был услышан!»

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Крестный подвиг Господа, труды святых апостолов, ревность великих святителей, в том числе и святителей Церкви Русской, являются примерами того, как надлежит епископу любить паству, заботиться о ней, неустанно проповедовать слово Божие, обличать, запрещать, увещевать " со всяким долготерпением и назиданием " (2 Тим. 4, 2). Преуспеешь в этом, если сам будешь " образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте " (1 Тим. 4, 12). Источник благодати - огонь великой Пятидесятницы соделал тебя сегодня соработником у Бога (1 Кор. 3, 9). Что может быть радостнее, что может быть спасительнее соучастия в домостроительстве таин Божиих (1 Кор. 4, 1)? Что прекраснее благовествования Евангельской Истины, которая несет людям вожделенный мир, любовь, " обетование жизни настоящей и будущей " (1 Тим. 4, 8). В благоговейном трепете прими сей дар, как небесное призвание, потому что " Господом направляются стопы человека " (Пс. 36, 23) и " никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон " (Евр. 5, 4). Верю и надеюсь, что неложно будет твое обещание хранить веру православную, святые каноны, быть преданным Матери Церкви и ее священноначалию. Церковное послушание ты нес на приходах и в духовных школах Санкт-Петербурга под руководством известнейших иерархов нашей Церкви, а ныне ты призываешься разделить труды маститого архипастыря митрополита Владимира, который имеет богатый опыт епархиальной деятельности, приобретенный за долгие годы епископского служения. Благим знамением для тебя является то, что " обетование Святого Духа " ты получил в стенах Казанского кафедрального собора, благолепие которого украшает нынешнее церковное торжество. Прими этот жезл как знамение духовной опоры и благослови верующий народ града Святого Петра, который знает тебя и разделяет с тобой и с нами молитву о тебе и о предстоящем твоем служении. ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Поделиться 24 марта 2024 17 марта 2024 10 марта 2024 9 марта 2024 6 марта 2024 18 февраля 2024

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=189...

«Се стою у двери и стучу» И апостол Павел, когда пишет о христианах, говорит: «А кто вы – избранные ? Мало из вас что-либо значат. Но Бог избрал ничего не значащее, чтобы посрамить значащее» (ср.: 1 Кор. 1: 27–28). Действительно, по милости Божией, мы собраны в Церкви – хромые, убогие в нравственном смысле, но во Христе мы можем стать кем-то и чем-то. И мы – никто и ничто без Христа. Православные христиане – это люди, которые ответили на призыв идти по тернистому пути, узкой тропе христианина. И мы принимаем те вызовы мира, которые он предъявляет нам. Мы готовы терпеть в этой жизни. Как сказано в Евангелии, «претерпевший до конца спасется» (Мф. 24: 13). Мы готовы переживать и гонения, потому что, имея целью Царствие Божие, о чем мы можем еще заботиться? Это великая цель. А почему немногие находят этот путь, это тайна, непостижимая для нас. Господь стучится в каждую дверь человеческой души, но иногда Его рука бывает пробита гвоздем нашего неверия и скептицизма Но если Господь касается нас Сам и приглашает следовать за Собою, мы должны отвечать согласием. Святитель Амвросий Медиоланский, наставляя, говорил: «Не пытайся найти Господа, пока Он Сам не найдет тебя». Поэтому тот человек, который испытывает тоску в этой жизни, чувство одиночества, невостребованности и хочет обрести смысл своей жизни в Боге и с Богом, должен обратиться к Богу и попросить Его, чтобы Он нашел его в этой сложной жизни, Сам пришел бы к нам и прикоснулся к каждому из нас. В некотором смысле Христос стоит перед каждым сердцем – Он стучится в каждую дверь человеческой души. «Се стою у двери и стучу» (Откр. 3: 20), – как сказано в книге Апокалипсиса. Но иногда Его рука бывает пробита гвоздем нашего неверия или даже скептицизма. Но те, которые открывают навстречу Ему дверь, даже являясь неким меньшинством, слышат Его полные надежды слова: «Не бойся, малое стадо: Отец благоволил дать вам Небо». Рейтинг: 9.9 Голосов: 850 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ксения 9 февраля 2016, 23:38

http://pravoslavie.ru/90187.html

Блаженства же указывают противоположный путь – вверх. Они полагают начало восхождению к жизни, к Царствию Божию (Лк. 6: 20). Закон – это одно сплошное «нет», сказанное губительному злу. Блаженства – одно сплошное «да» Божественное, созидательное. Они [блаженства] названы обетованиями. Но «все обетования Божии в Нем– во Христе – суть “да”»(2 Кор. 1: 20). – Какие смыслы открывает для нас, для нашего духовного преуспеяния тот факт, что заповеди закона носят негативный, запретительный характер, тогда как блаженства имеют характер утвердительный? – Всякий творческий акт начинается с утверждения, с «да», вплоть до первоначального Творческого утверждения: «и сказал Бог: да будет» (Быт. 1: 3). Отрицание может стимулировать творческий акт, но само по себе не является созидательным. Отрицание всегда является вторичным, оно следует за утверждением и зависит от него. – Имеются ли еще другие различия? – Закон был дан народу избранному, подготовленному к тому, что из него родится Христос Спаситель, – а Иисус Христос вверяет блаженства всем народам. Закон был написан на каменных скрижалях; он насаждается скорее извне и угрожает карой – блаженства, изреченные Тем, Кто воплотился от Духа Свята и Марии Девы, пишутся в духе и плодоприносят в любви в чистом сердце. «Благодать пишет свои законы на пажитях сердца», – указывают святые отцы. – Насаждение блаженств в духе и сердце имеет созидательное значение? – Да! Наше созидание начинается изнутри. «Добрый человек из доброго сокровища (внутреннего) выносит доброе» (Мф. 12: 35). Премудрый Ветхий Завет также говорит, просвещенный Духом Святым : «больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притч. 4: 23). Я бы добавил еще: закон назван детоводителем, воспитателем ко Христу (Гал. 3: 24), а Христос – конец закона (Рим. 10: 4). Конец не в смысле прекращения, окончания, а финальности, конечной цели (telos), к которой Он нас направляет. Итак, как закон есть воспитатель ко Христу, так и блаженства являются через Христа воспитателем, проводником к Царствию Божию, к пасхальному празднику дня восьмого.

http://pravoslavie.ru/63387.html

Исцеление расслабленного. Перед тем, как исцелить его, Христос сказал: “Прощаются тебе грехи твои”. Мф.9:2 А кроме того, очень часто (почти всегда!) не исполняется условие, ясно обозначенное в процитированном фрагменте Послания Иакова. Там не сказано, что для исцеления необходимо прочесть положенные молитвы из Требника. Там сказано – «молитва веры»! Какой веры? Той, о которой говорит Спаситель: « Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет… все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите – и будет вам» (Мк 11:23-24). В греческом оригинале звучит еще сильнее: «верьте, что уже получили». Вера видит , что просимое –получено, т. к. оно уже есть в замысле Божием. Именно такая дерзновенная вера поражала современников св. прав. Иоанна Кронштадтского, свидетелей его молитв о больных.   Святой праведный Иоанн Кронштадтский Такая вера всегда получает ответ. Пример апостола Павла (2 Кор 12:7-9) показывает, что не всегда этим ответом является устранение проблемы, – например, физическое исцеление, – но всегда – понимание Божьего промысла в твоей жизни и примирение с ним. Вот почему часто бывает, что таинство Соборования, совершаемое над умирающими, не приносит выздоровления, но облегчает физическое состояние больного и служит поддержкой и напутствием перед трудным переходом в мир иной . Наконец, для некоторых людей болезнь, по-видимому, оказывается либо остановкой на их пути, через которую Господь посещает Своей благодатью, ведя к более глубокому исцелению души и духа, либо крестом, на котором они встречаются с Распятым Спасителем и разделяют Его муки (ср Кол 1:24; Гал 2:19; 6:17), в том числе за других людей. Вероятно, именно это происходило со многими святыми, в т. ч. с известными старцами-подвижниками последних столетий, которые сами молились об исцелении множества людей и получали просимое – но ценой взятия на себя их груза, подражая Тому, Кто «взял на себя наши немощи и понес болезни» (Ис 53:4). За примерами далеко ходить не нужно: прп. Амвросий Оптинский, прп. Паисий Святогорец, прп. Порфирий Кавсокаливит, архим. Кирилл (Павлов)…

http://blog.predanie.ru/article/soborova...

Кто-то потерял работу, кто-то стал жертвой насилия в семье, страдая от побоев и унижения, кто-то не смог справиться с горем или трудностями, свернув ни на ту дорогу. Но разве под маской «людей-невидимок» не скрывается тот самый образ Божий, который, несмотря ни на что, должен стоять на первом месте? Глядя на добровольцев и волонтеров, с энтузиазмом рассказывающих о людях «дающих и просящих», невольно приходят на ум слова Писания: «если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13: 3). Уверена, что вся работа этих людей зиждется именно на любви, не иначе. А такой пример, пожалуй, лучшая иллюстрация к сказанному. Вспоминаю слова преподобного Феодосия Киево-Печерского: прежде чем говорить человеку о вере, помоги ему в житейских делах. Если он голодный, сначала накорми его, а потом говори о Боге. Вот и тут также … Накорми, одень, обуй или просто стань на часок «курьером добра». Так просто сделать мир лучше, особенно начав с себя. Преодолев лень, предубеждения, страхи или неприязнь к людям, о которых принято молчать, можно стать тем самым звеном, соединяющим разрозненные кусочки цепочки, превращая все это в единую цепочку добра, где важна каждая ее часть. Иначе, какая же это цепочка. Акция продолжается, собирая вокруг себя единомышленников, тех, кто делает свою незаметную работу. По словам ее участников, самое главное, чтобы она не имела временных сроков, а длилась столько, сколько нужно, пока есть те, кто дает и кто нуждается… Фото Анны Незнановой Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 30 марта, 2024 9 февраля, 2024 27 июня, 2023 13 июня, 2023 24 февраля, 2023 23 января, 2023

http://pravmir.ru/kureryi-dobra-habarovs...

О причине столь неадекватного описания того мира свт. Иоанн Златоуст замечает, что «говорится так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых». В связи с этим митрополит Московский Макарий (XIX в.) предупреждает: «…надобно твердо помнить наставление, какое сделал ангел преподобному Макарию Александрийскому… о мытарствах: “земные вещи принимай здесь за самое слабое изображение небесных”. Надобно представлять мытарства не в смысле грубом, чувственном, а сколько для нас возможно в смысле духовном, и не привязываться к частностям, которые у разных писателей и в разных сказаниях самой Церкви, при единстве основной мысли о мытарствах, представляются различными». Интересное объяснение происходящего на мытарствах предлагает святитель Феофан (Говоров): «…мытарства представляются чем-то страшным; а ведь очень возможно, что бесы, вместо страшного, представляют нечто прелестное. Обольстительно-прелестное, по всем видам страстей, представляют они проходящей душе одно за другим. Когда из сердца, в продолжении земной жизни, изгнаны страсти и насаждены противоположные им добродетели, тогда что ни представляй прелестного, душа, не имеющая никакого сочувствия к тому, минует то, отвращаясь от того с омерзением. А когда сердце не очищено, тогда к какой страсти наиболее питает оно сочувствие, на то душа и бросается там. Бесы и берут ее будто друзья, а потом уж знают, куда ее девать... душа сама бросается в ад». Но мытарства не есть что-то неизбежное. Их миновал (по слову Христа: ныне же будешь со Мною в раю  — Лк 23:43) Благоразумный разбойник, так же восходили на небо души святых. И любой христианин, живущий по совести и искренне кающийся, освобождается благодаря Жертве Христовой, от этого «экзамена». Ибо Сам Господь сказал: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня на суд не приходит (Ин 5:24). 4. Зачем нужно молиться за умерших? Апостол Павел написал удивительные слова: вы — тело Христово, а порознь — члены. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены (1 Кор 12:27, 26). Все верующие, оказывается, составляют один живой организм, а не мешок гороха, в котором горошины толкаются между собой, да еще больно ударяют друг друга. Христиане — клетки (живые, полуживые, полумертвые) в Теле Христовом. И все человечество — одно тело. Но как на всем организме и на любой его клеточке отзывается каждое изменение состояния отдельного органа или клетки, так и в человеческом обществе. Это универсальный закон нашего бытия, который открывает завесу и над тайной молитв за умерших.

http://foma.ru/zhizn-posle-smerti.html

Преподобный Амвросий уже не со своего легендарного диванчика в скитской хибарке, а из Небесного райского дворца напоминает нам, чтобы мы не губили свою жизнь, уподобляясь навозной мухе, которая собирает грязь, нечистоты и скверные слухи. Нам нужен мед и нектар! Крестьянин бросает в землю семена не просто так, а чтобы вырос колос, из которого можно испечь хлеб. Спортсмен напрягает свои мышцы, чтобы добиться рекорда. Художник готовит краски и холст, чтобы с их помощью родился восхитительный пейзаж. Мы постимся не для того, чтобы сбросить лишний вес и поправить фигуру. Приходим в храм не для того, чтобы наслаждаться красивым пением. Вся наша духовная жизнь, которую апостол Павел сравнивал с соревнованиями атлетов, – это не культурная программа! Это пот и кровь тех, кто бежит на ристалище! Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить (1 Кор.9:24).      Наши многочасовые службы, наши домашние молитвы, наши посты, все наши подвиги – всё это для того, чтобы в сердце родился плод: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22–23). А это возможно лишь тогда, когда душа, по выражению преподобного Амвросия, «как колесо, лишь на секунду будет касаться земли, а потом снова будет воспарять вверх, к Небу!» Для преподобного старца Амвросия не было ни одного человека – ненужного, пустого, бесполезного, забытого, лишнего и никчемного. «Мрамор и металл – всё пойдет», – в шутку говорил он о людских душах. Он обещал не покидать нас, помогать своими молитвами, когда душой отойдет ко Господу. Через год после его успения, в 1892 году, Евгений Поселянин записал в своем дневнике: «Ночью на Введение я видел, что стою перед Чашею у открытых Царских врат, а у алтаря, лицом ко мне, в золотых ризах и в золотой шапочке, стоит он, сияя светом!» Преподобный Амвросий Оптинский и сегодня молитвенно предстоит пред Престолом Всевышнего за Россию и за весь мир, воздыхает за каждого из нас. «Золото прошло через огонь испытаний, – сказал один мыслитель о нем, – и не потускнело!»

http://pravoslavie.ru/124933.html

Ты именно помнишь . Не потому, что силишься сохранить это в памяти. Оно само в ней хранится, потому что сколь непроизвольно, столь и глубоко было воспринято душой и, по-видимому, оказало на ее формирование определенное влияние. Так-то ведь память много чего хранит. Если покопаться, оттуда много можно достать яркого, волнующего, но то было и прошло, а это – с тобой по сей день. Хотя, сам по себе, вроде, мимолетный эпизод, не имевший никакого развития, ни на что не повлиявший. Но многое серьезное, длительное и объективно значимое осело где-то в глубинах и покрылось пылью, а эти «струны» вспоминаются ясно-ясно. Не знаю, насколько это подходящий пример, но помним мы то, что живет в нас. Пусть даже и такой мимолетный эпизод. Тем более, это касается тех ценностей, которые должны определять образ нашей жизни. Мы можем говорить, что угодно, только, если ценность, заявленная нами, как смыслообразующая, не переживается, как те «струны», о памяти тут говорить можно с большущей долей условности. Мы многое знаем, но мало, что из этого помним . Знаем, но не помним Это я к тому, православные, что наша распространенная проблема в том, что мы не помним Креста . Мы знаем о его спасительной силе, верим в нее, слава Богу, но Креста мы не помним . Знаем о страданиях Спасителя. Но как знаем? В курсе, да. Вот еще Мел Гибсон постарался недавно, чтобы память о них освежить. В католическом, правда, ключе преподнес тему страданий Христовых, но и за то спасибо, потому что целью его было пробудить память нашу. Мы и без него знали , что Христа били палками, плетьми, некоторые из нас даже имели представление, что это были за плети, как выглядели, но фильм основательно отрезвляет своей натуралистичностью, а то у нас очень как-то все лубочно. При самом скептичном отношении к этому кинофильму, со всеми его ляпами, следует признать, что кое-кому он все же был на пользу, формальное знание переведя в память . Образ Креста почитался христианами изначально вопреки стереотипам иудейского и языческого сознания: «…мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1; 23–24). Для иудеев и язычников крест – это не просто виселица, но худшая из всех, ужаснейшая, обрекающая на проклятие в глазах одних и позорная – в глазах других. Поэтому в понимании древних христиан память о Кресте как явлении «Божией силы и Божией премудрости» включала и память о том, чем он являлся в глазах иудеев и еллинов.

http://pravmir.ru/myi-ne-pomnim-kresta/

Притча о десяти девах. Роспись сев. стены ц. Воскресения Христова в Ростове Вел. 70-е гг. XVII в. Притча о десяти девах. Роспись сев. стены ц. Воскресения Христова в Ростове Вел. 70-е гг. XVII в. Продолжая ветхозаветную традицию апокалиптиков, Христос также называет Свое пришествие во 2-й раз «днем». («Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» - Мф 25. 13). Букв. понимание этого слова, согласно к-рому В. п. произойдет в дневное время суток, не имеет достаточных оснований. Скорее всего парусия совершится ночью. На это указывает притча Спасителя о 10 девах, в к-рой Его пришествие уподобляется приходу жениха к своим невестам: «...в полночь раздался крик: «вот, жених идет, выходите навстречу ему»» (Мф 25. 6). В др. притче для описания парусии используется образ вора, к-рый появляется всегда внезапно (Мф 24. 43) и, как правило, ночью. Ап. Павел указывает, что «день Господень так придет, как тать ночью» (1 Фес 5. 2). Косвенным свидетельством в пользу «ночной» парусии может служить Первое пришествие Христа, т. е. Его Рождество, к-рое произошло ночью. Используя эти образы и аналогии, литургическая традиция стала связывать В. п. с ночным временем. («Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща…» - тропарь Великих понедельника, вторника и среды). «День» Своего пришествия Иисус Христос называет «последним днем» (Ин 6. 39), «днем суда» (Мф 11. 22, 24), «днем Своим» (Лк 17. 24). У апостолов этот день часто имеет ветхозаветные характеристики. Это «день посещения» (1 Петр 2. 12), «день суда» (2 Петр 2. 9), «день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим 2. 5), «день Господень» (1 Фес 5. 2). Однако благодаря Боговоплощению, к-рое придает времени новое измерение, этот день теперь навсегда становится «днем Иисуса Христа» (Флп 1. 6, 10; 1 Кор 1. 8). Его явление в греч. библейском тексте описывается с помощью различных терминов: ποκλυψις (1 Петр 1. 7, 13; 2 Фес 1. 7), πιφνεια (1 Тим 6. 14; Тит 2. 13), παρουσα (Мф 24. 3, 27; 1 Фес 2. 19; 2 Фес 2. 1; 1 Кор 15. 23).

http://pravenc.ru/text/Второе ...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010