И он сказал: «Я все исполню, что ты сказала мне, и похороню тебя, когда ты умрешь, вместе с Сарой, матерью отца моего, так как ты любишь кости ее, чтобы они были с твоими костями. И также брата моего Иакова я буду любить больше, чем всякую плоть; у меня на всей земле нет брата, кроме его одного; и нет ничего великого (трудного) для меня в том, чтобы любить его, ибо он брат мой, и мы вместе были посеяны в твоем чреве и вместе вышли из твоих недр. И если не любить мне своего брата, то кого же мне любить? И я также прошу тебя, чтобы ты сделала увещание Иакову относительно меня и моих детей, так как я знаю, что он как царь будет господствовать надо мною и над моими сыновьями. Ибо в тот день, когда мой отец благословил его, он сделал его высшим, а меня подчиненным. И я клянусь тебе, что я буду любить его и ничего злого не замыслю против него в продолжение всей моей жизни, а только доброе». И он подтвердил клятвою все эти слова. И она призвала Иакова пред очи Исава и дала Иакову повеление согласно беседе, какую она вела с Исавом, и он сказал: «Я исполню твою волю, ручаясь за то, что от меня и моих сыновей не выйдет ничего злого против моего брата Исава, и только лишь одну любовь встретит он». И они ели и пили, она и ее сыновья, в эту ночь. И она умерла, трех юбилеев одной седмины и одного года, в эту ночь. И оба ее сына Исав и Иаков похоронили ее в пещере около Сары, матери их отца. XXXVI. И в шестой год этой седмины призвал Исаак обоих своих сыновей – Исава и Иакова, и они пришли к нему, и он сказал им: «Сыны мои, я иду по пути моих отцов в вечное жилище, где отцы мои. Похороните меня с моим отцом Авраамом в двойной пещере на полях Эфрона Хеттеянина, которые Авраам купил для могилы; там похороните меня! И я заповедую вам, сыны мои, совершать на земле справедливость и правду, чтобы Господь послал вам все, что обещал сделать Аврааму и семени его. И любите друг друга, как братья, сыны мои, так, как каждый любит самого себя, и стараясь сделать лучшее для другого, действуя единодушно на земле и каждый любя другого, как самого себя.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Ведь на небе явилось даже особое знамение свыше: померкло солнце, были также и другие чудеса, которые показывали, что Распятый имел что-то Божественное и то, что возвышало Его над людьми. XXXVI. Цельс далее спрашивает: «Что же, – говорит он, – кровь, которая истекла из тела Распятого, была ли похожа на ту, что Течет из священного тела богов? 223 " Цельс, конечно, фиглярствует; мы же на основании серьезного повествования Евангелия, даже вопреки желанию Цельса, можем показать, что из тела Иисусова истекла не такая баснословная кровь, какую изображает Гомер; напротив, когда Иисус был уже мертв, «один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его» ( Иоан. 19:34–35 ). В прочих мертвых телах кровь обыкновенно застывает и чистая вода не течет; мертвое же тело Иисуса представляло удивительную особенность: даже из ребер мертвого тела, оказалось, истекла кровь и вода. Если даже Цельс, с целью унизить Иисуса и христиан, одновременно с приведением из Евангелия неправильно истолкованных свидетельств и умолчанием о фактах, доказывающих Божество Иисуса, желает выслушать и о знамениях свыше, то пусть он прочтет Евангелие и посмотрит, что «сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» ( Мф. 27:54 ). XXXVII. После этого выбирая из Евангелия только те выражения, которые, по его суждению, дают основание к возражению, Цельс вменяет Иисусу в вину даже и то, что «Он с жадностью набросился пить желчь и уксус и таким образом не пересилил Своей жажды, хотя любой человек часто бывает в состоянии ее пересилить.» Это место можно, собственно, понимать и в иносказательном смысле, но в данном случае на сделанное возражение мы намерены дать обычный (κοινοτρας) ответ, что еще пророки предсказали об этом событии. Так в 68 Псалме в уста Христа влагаются следующие слова: «и дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» ( Пс. 68:22 ). И пусть скажут иудеи, кто же это такой, который говорит так в пророчестве; пусть они из истории укажут нам того, кто взял «в уста» свои «желчь» и которого «напоили уксусом?» Они, конечно, постараются возразить, что эти слова относятся к Мессии, пришествие Которого они ожидают; но мы спросим их: что же препятствует считать это предсказание уже исполнившимся? А этого пророчества, которое было дано за столько времени раньше, равным образом и всех остальных предсказаний, которые мы находим у пророков, совершенно достаточно для того, чтобы всякого беспристрастного исследователя привести к убеждению, что Иисус есть Христос 224 и Сын Божий, Которого возвестили пророки.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_...

И Бог обещал чрез Иеремию пощадить ваш город, если перестанете носить тяжести в субботу (Иер. XVII, 21); но вот теперь вы так и делаете, не носите тяжестей в субботу, и однако же Он не примиряется с вами, потому что этот ваш грех (против Христа) больше всех грехов. Значит, вы напрасно указываете на нынешние грехи свои (как на причину настоящих бедствий ваших). Нет, не за другия дела ваши, но за то именно (величайшее) беззаконие вы терпите такия бедствия, - так что, если бы его не было, Бог не отвращался бы столь долго от вас, хотя бы вы сделали безчисленное множество грехов. Это видно как из всего сказаннаго, так и из того, о чем я намерен теперь сказать. Что же это такое? Мы слышали, как Бог часто говорил чрез пророков вашим отцам, что вы достойны были безчисленных бедствий, " но Я, говорит, творю (милость) ради имене Моего, чтобы оно не обезславилось у язычников " . И опять: не вас ради Аз творю, доме Израилев, но имене Моего ради (Иезек. XXXVI, 22, 32). Это значит: вы заслуживали еще более тяжкаго наказания и мучения, но дабы кто не сказал, что Бог, по слабости и неимению сил спасти, предал иудеев в руки врагов, я заступаюсь и помогаю вам. Значит, если бы Христос, котораго вы распяли, был беззаконник, то, хотя бы вы сделали безчисленное множество грехов, даже более тяжких, чем прежние, Бог наверно спас бы вас для того, чтобы имя Его не обезславилось, чтобы Того (Христа) не почитали великим, и не сказали, что вы это потерпели за Него. Ибо, если (Бог) ради Своей славы, повидимому, пренебрегает вашими грехами; тем более Он поступил бы так теперь, одобрил бы это убийство и изгладил бы множество ваших грехов. Но когда Он показывает совершенное отвращение к вам, то, очевидно, этим своим гневом и совершенным оставлением вас, вразумляет и самых упорных, что убитый вами был не беззаконник, но сам Законодатель и виновник безчисленных благ. Вот почему вы, поступившие с Ним нечестиво, находитесь в угнетении и безчестии, а мы, поклоняющиеся Ему, прежде бывшие безчестнее всех вас, теперь по благодати Божией, славнее и почтеннее всех вас.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1048...

Ис.40:22 . Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней – как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья. Он есть Тот, Который восседает над кругом земли... распростер небеса». Одним из лучших и наиболее убедительных доказательств Божественного Всемогущества Библия, вообще, считает историю мироздания, к чему в данном случае обращается и пророк Исаия ( Пс.101:26 ). «Земля представлялась круглой плоскостью, окруженной океаном (ср. Bocharti Geographia S. P. II. L. I. c. XXXVI), а сверху покрытой и обнимаемой кругом небесным ( Иов.22:14 ), в центральной и высшей точке которого восседает Господь (ср. Быт.11:5, 7 ), надзирающий всю поднебесную» ( Иов 28.24 – Толк. СПб. проф.). Ис.40:23 . Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли. Ис.40:24 . Едва они по­сажены, едва по­сеяны, едва укоре­нил­ся в земле ­с­т­во­л их, и как только Он дохнул на них, они высохли, и вихрь унес их, как солому. «Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли. Едва они посажены... Он дохнул на них, они высохли и вихрь унес их, как солому.» Вторым предметом человеческой гордости и почитания после их ложных богов являются сильные мира сего: цари, князья, судьи и вообще, различные властители. Но и они представляют собой полное ничтожество пред величием и силой Божественного Всемогущества. Несмотря на всю их самонадеянность и гордость, довольно одного, малейшего мановения Божественной воли, чтобы от всех их действий и стараний не осталось решительно ничего. Некоторые комментаторы не без основания видят здесь намек на современные пророку исторические события, именно на страшный разгром армии Сеннахирима и на последовавшую вскоре несчастную смерть его, зарезанного своими сыновьями. Таков был быстрый и неожиданный конец одного из самых славных Саргонидов, казалось бы окончательно упрочивших положение этой династии (Толк. СПб. профес., Властов и др.). Ис.40:25 . Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Есть дорога, выходящая из Иерихона и ведущая к реке Иордану, в место, где проходили сыны Израиля; там, говорят, остановился Кивот Завета. И было Иисусу восемь лет, и вышел Он из Иерихона и шел к Иордану. И была в стороне от дороги, около берега Иорданского, пещера, где львица питала детенышей своих: никто не мог безопасно проходить по дороге той. Вот Иисус, идя из Иерихона и узнав, что львица легла в пещере, пошел туда на виду у всех. Но как только львы увидели Иисуса, они вышли навстречу Ему и преклонились перед Ним. И воссел Иисус в пещере, и львята бегали туда и сюда вокруг ног Его, ласкаясь к Нему и играя с Ним. Старые же львы между тем держались поодаль, с опущенной головой; они преклонялись перед Ним и смиренно били хвостами по бедрам своим. Тогда народ, бывший вдали, не видя Иисуса, сказал: «Если бы не совершили великих грехов Он, или родители Его, Он не пошел бы Сам собою на растерзание львам». И в то время, как народ предавался таким мыслям и был отягчен печалью, вот вдруг, перед всеми людьми, вышел Иисус из пещеры, и львы предшествовали Ему, и львята резвились у ног Его. Родители же Иисуса стояли далеко с опущенными головами и смотрели на Него; и народ тоже стал поодаль, боясь львов и не смея подойти к ним. Тогда сказал Иисус народу: «Насколько лучше вас звери дикие, знающие своего Господина и прославляющие Его, между тем как вы, люди, созданные по образу Божию и подобию Его, вы не знаете Его. Звери узнали Меня и смягчились; люди видят Меня и не знают Меня вовсе». Глава XXXVI После сего Иисус перешел Иордан со львами перед лицом всех людей, и воды Иорданские расступились направо и налево перед Ним. Тогда сказал во всеуслышание Он львам: «Идите с миром и не делайте никому зла; но чтобы никто не вредил вам, пока не вернетесь на место, откуда вы пришли». И эти, прощаясь с Ним не голосом, но всем существом своим, вернулись в пещеру. И Иисус возвратился к Матери Своей. Глава XXXVII Так как Иосиф был плотником, он делал только ярма для быков, телеги, вещи земледельческие и деревянные кровати. И вот пришел к нему молодой человек и заказал ему сделать кровать на шесть локтей. Иосиф послал работника своего отрезать дерева посредством ножа железного по мерке, которую дал человек тот. Но посланный не досмотрел указанной меры и сделал брусок деревянный более короткий, чем другой. И начал Иосиф волноваться и печалиться о сделанном.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Ибо враг терпит совершенную победу тогда, когда душа наша и среди искушений не увлекается услаждением и согласием, и среди поношений от ближнего остерегается ненависти, и среди вразумлений Божиих воздерживается от ропота. Исполняя это, мы не должны желать себе воздаяния благами настоящими, ибо за подвиг терпения надобно ожидать благ будущей жизни, так, чтобы награда за наш подвиг началась тогда, когда уже весь подвиг решительно кончится. Поэтому и через Псалмопевца говорится: не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет до конца (Пс.9:19). Ибо терпение убогих кажется как бы погибшим, когда за него ничем не воздается в этой жизни. Но терпение убогих не погибнет до конца, потому что слава за него получается тогда, когда вместе кончается все трудное. Итак, братие, храните терпение в душе и выражайте его на деле, когда требуют обстоятельства. Никакие поносительные слова да не подвигнут никого из вас к ненависти ближнего; никакие убытки в преходящих вещах да не смущают. Ибо если вы постоянно боитесь непрестаемого вреда, то вы не считаете важными никаких убытков в вещах преходящих; если желаете славы вечного воздаяния, то не жалеете о временной обиде. Итак, терпите врагов ваших, но любите, как братьев, тех, которых вы терпите. За временные обиды ищите вечных наград. Впрочем, никто из вас не должен иметь самонадеянности, будто он может исполнить это своими силами, но усердно молитесь, чтобы это совершил Сам Тот, Кто заповедует. И мы знаем, что Он охотно выслушивает молящихся, когда они молятся о даровании того, что Он заповедует. Когда Он непрестанно побуждается молитвой, тогда сильную дарует помощь в искушении через Господа нашего Иисуса Христа, Который с Ним живет и царствует, Бог, в единении со Святым Духом, во веки веков. Аминь. Беседа XXXVI, говоренная к народу в Церкви Святых Апостолов Филиппа и Иакова во вторую неделю после Пятидесятницы. Чтение Св. Евангелия: Лк.14:16–24 Во время оно, рече Иисус фарисеям притчу сию : человек некий сотвори вечерю велию и зва многи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Сего Иерусалима образ – Иерусалима на прежней земле, в котором праведные предварительно готовятся к нетлению и приготовляются: к спасению. И сей скинии образ получил Моисей на горе, и ни что не может быть принято за аллегорию, все верно, истинно и существенно, быв создано Богом для наслаждения праведных людей. Ибо как истинно есть Бог, воскрешающий человека, так же истинно человек воскресает из мертвых, а не иносказательно, как я неоднократно показал. И как истинно он воскресает, так же истинно будет приготовляться к нетлению и будет возрастать и укрепляться во времена царства, чтобы был способным к принятию славы Отчей. Потом, когда все обновится, он истинно будет обитать в городе Божием. Ибо (Иоанн) говорит: «и сказал Сидящий на престоле: вот сделаю все новое. И говорить Господь: все напиши, ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось» ( Отк.21:56 ). И это так должно быть. Глава XXXVI. Люди истинно воскреснут; мир не уничтожится, но будут различные обители для святых по достоинству каждого; все покорится Богу Отцу и Он будет все во всем 1. Поскольку люди суть истинные (люди), то необходимо должно быть истинно и местопребывание их и не обращаться в ничтожество, но преуспевать в своем бытии. Ибо ни субстанция, ни сущность творения не уничтожается, – ибо истинен и верен Устроивший его, – но «проходит образ мира сего», т. е. то, в чем совершено преступление, потому что человек обветшал в этом. И поэтому образ сей создан временным, по Божию предвидению всего, как я показал это в предшествующей книге 151 , а также показал, по возможности, и причину сотворения временных вещей мира. Когда же пройдет этот образ и человек возобновится и окрепнет для нетления так, чтобы он не мог уже обветшать, то будет небо новое и земля новая, в которых будет пребывать новый человек, всегда о новом собеседующий с Богом. А что это продолжится всегда без конца, Исаия так говорит: «ибо как новое небо и новая земля, которые Я творю, пребывают предо Мною, так станет семя ваше и имя ваше ( Ис.66:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Надежда на неправедного судью не посрамила вдовы, тем более увенчается успехом молитва , исполненная живого упования на всеправедного Судию ( Лк. 18:7 ). Основанием этой надежды на благоуспешность наших молитв служит неложное обещание Спасителя: «истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» ( Ин. 16:23; 14:13–14 ). О любви к ближним, как необходимом условии благоуспешной молитвы, говорит Сам Господь Иисус Христос: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, – оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди, и принеси дар твой» ( Мф. 5:23–24 ). «Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» ( Мк. 11:25 ). Молитва , как акт высочайшей важности в духовной жизни, далее, должна быть совершаема с усиленною энергиею духа, с высоким напряжением всех его сил. Нашей испорченной грехом природе врождена дебелость и косность, своего рода закон тяготения, который всегда влечет нас к земле и препятствует полету души. Непрерывно поднимается от нашей греховной плоти туман, который застилает духовное солнце пред нашим внутренним взором. Солнце светит в небе обычным своим блеском; но наша земная атмосфера часто скрывает его от нас. Поэтому молитва должна явиться некоторым напряжением воли, некоторым сильным актом свободы, который давал бы возможность проникать сквозь этот туман и рассеивать его. По словам св. Иоанна Златоуста , «нужно молиться... с бодростию духа; и в сие истое бдяще ( Ефес. 6:18 ), сказано» 170 . Как же можно достигнуть этого бодрствования или напряжения духа? Всегда жизнь и деятельность духовная развивается на счет других свойственных нам жизней; поэтому энергия духа невозможна без некоторого подавления и умерщвления плоти, или вообще – без самоотвержения. Спаситель, заповедавший нам молитву, предохраняет нас также и от того, чтобы сердца наши не были отягчены объедением и пьянством ( Лк. 21:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Если мы спросим: каким внутренним опытом, если нет пока внешних признаков, свидетельствуется благоуспешность нашей молитвы, то почти все сильные молитвенники указывают, в этом отношении на внутренний «мир Божий, который превыше всякого ума» ( Флп. 4:7 . Ср. Колос. 3, 15 ), – на внутреннее возвышение, укрепление и просвещение духовных сил при всей немощи нашей 175 . Впрочем бывают иногда случаи, когда благоуспешность молитвы на время скрывается от взора молящегося. Бывают случаи, когда, по учению подвижников, Господь ввергает на время своих слуг в горнило искушений, отнимает у них благодатную радость и закрывает от них Свое небо, или для того, чтобы испытать крепость их веры, искренность их желаний («доколе Господи»), или для других, Ему только ведомых целей. Так в Ветхом Завете подвергался испытанию патриарх Иаков, который в борьбе с Господом Богом взывал: «не отпущу Тебя, пока не благословишь меня» ( Быт. 32:26 ). Так в Новом Завете была испытываема женщина Хананеянка, когда сначала с кажущеюся суровостию Господь отказал ей в просьбе, а в конце концов она услышала полные невыразимой милости и сострадания слова Спасителя: «о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему» ( Мф. 15:28 ) 176 . «И может быть», говорит по этому поводу св. Василий Великий , – «Он (Бог) медлит даровать просимое, умудряя тебя в усердии к Нему, и чтобы ты узнал, что такое дар Божий, и со страхом хранил данное» 177 . Но это бывает только временно. Раньше или позже, посредственно или непосредственно, сильная, неотступная молитва непременно скажется благодатными дарами. «Если вы, – сказал Спаситель, – будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» ( Мф. 7:11 ). «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» – говорит ап. Павел ( Колос. 4, 2 ). «Посему, зная это, получаем ли скорее, или медленнее», – наставляет св. Василий Великий , – «пребудем благодарными Господу, потому что все, что ни делает Владыка, домостроительствует ради нашего спасения; только мы да не будем из малодушия прекращать прошения. Ибо Господь для того и сказал притчу о вдовице, которая своею неотступностью преклонила беззаконного судию, чтобы и мы, ради своей неотступности, получали по прошениям своим» 178 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Но для внешнего церковного благоустройства необходимы материальные средства, тем более, что, хотя оно предпринимается во имя Бога и ради Бога, но не остается без плода и для наших ближних. Жертва, даруемая на украшение храма Божия, не только содействует поддержанию храма в приличном виде, но вместе с тем, устрояя благолепие церковное, способствует возвышению нравственного настроения и духовного утешения в тысячах людей, приходящих молиться в благолепном храме. Поэтому христиане должны охотно содействовать благосостоянию храмов Божиих, а равно и их служителей посильными жертвами. Такие пожертвования мы видим уже в Ветхом Завете ( Исх. 35:20–29; 36:4–7 ; 1Пар. 29:9 ). Пример тому в Новом Завете имеем в лице бедной вдовы, положившей в дар Богу от скудости своей две лепты ( Мк. 12:41–44 ; Лк. 21:1–4 ), и в Лице Самого Спасителя, Который, хотя и считал Себя, как Сына Божия, свободным от храмовой подати, тем не менее уплатил на храм требующуюся от всякого иудея дидрахму ( Мф. 17:24–27 ). И св. Церковь молится о создателях св. храмов, почитая их достойными «присной памяти», а также о всех «плодоносящих и добродеющих» для храмов, равно как и для «труждающихся и поющих в них». Сам Господь ясно дает понять, что служители Церкви имеют право на материальную помощь себе от христиан. Советуя Своим ученикам, отправлявшимся на проповедь , не брать с собою ни золота, ни серебра, ни меди, ни сумы, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, Он говорит: «трудящийся достоин пропитания» ( Мф. 10:9–10 ). Мысль Спасителя повторяется и ап. Павлом: «разве не знаете,»– пишет он, – «что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» ( I Kop. 9:13–14 ). Внушая нам заботу о материальных нуждах служителей алтаря, Церковь имеет в виду, главным образом, нашу же пользу, так как только при этом условии они могут беспрепятственно исполнять свое святое дело при храме. Ап. Павел, выражая Филиппийцам радость свою по поводу их попечения о его нуждах, в то же время говорит, что радуется «не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода умножающегося в пользу вашу» ( Флп. 4:10–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010