Здесь разумеется Антиохия Сирийская, некогда великолепная столица Сирийского государства, а ныне бедный городок Азиатской Турции. Ср. Еванг. от Матф. гл. 5, ст. 14. Святой папа Юлий управлял Римскою церковью с 337 по 352 год. Констант царствовал с 337 по 350 год. Слово «ирини» с греческого означает: «мир», «тишина». Коринф — один из самых знаменитых городов древней Греции; находится на Пелопоннесском полуострове (южная оконечность Балканского полуострова) при заливе Коринфском; в древности славился своею просвещенностью и обширною торговлею, но вместе — и легкостью нравов жителей. Христианство насаждено было здесь впервые святым Апостолом Павлом и Аполлосом. Апостол Павел написал два обширных послания к Коринфским христианам. В настоящее время этот древний город принадлежит Греческому королевству, называется Куронто. Киликия — юго-восточная область Малой Азии. Фракия — Византийская провинция в юго-восточном углу Балканского полуострова; ныне Турецкая провинция — Румелия, Халкидон — город на Малоазиатскои берегу Босфорского залива против Константинополя, известный в истории церкви по бывшему в нем 4-му Вселенскому собору; Сирия — провинция на северо-востоке от Палестины. Сардика — город Мизийской провинции (в средине Балканскего полуострова). Средец — теперешняя София, главной город в Болгарии. Филиппополь Македонский или Филиппы — город, названный по имени Филиппа, царя Македонского, отца Александра Великого (в половине IV в. до Р. X.). Македония — некогда могущественное государство, а впоследствии — провинция Византийской империи. Святой Апостол Павел (в сопровождении Луки, Тимофея и Силы) проповедал здесь христианство, положил начало знаменитой в древности церкви Филиппийской и неоднократно посещал этот город (Деян.16:12–40). Армения — провинция Римско-Византийской империи, находившаяся в северо-восточной части Малой Азии. До 70 г. до Р. X. Армения входила в состав Понтийского царства, а затем была завоевана Римлянами. См. память святых мучеников Маркиана и Мартирия 25-го октября. Нотарий — патриарший чиновник по гражданским делам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

В службе св. Прохору 8 июля нет никаких указаний, чтобы он был учеником св. Евангелиста Иоанна и писателем его Евангелия; но этот св. апостол называется диаконом (кондак по 6 песни), учеником ап. Петра (3 стих, 8 песнь канона 8 шля), епископом Никомидии («Никомидии был еси, Прохоре преблаженне, изряден учитель, и божественный первопрестольник» (2-й стих 4-й песни); св. Прохору отдельно нет дня памяти, но он воспоминается 28 июля с Никанором, Тимоном и Парменом, а также 4 января в соборе св. 70 апостолов. Святой апостол Тимон Св. Тимон, один из 7 диаконов, был избран церковью иерусалимскою на служение при трапезах и поставлен апостолами вместе с св. Стефаном, Никанором, Прохором и Парменом ( Дeяh. VI, 5 ). В сказании о св. 70 апостолах в Четьи Минее св. Димитрия Ростовского под 4 числом января о нем сказано: «Тимон святой, един от седми диаконов, епископ бысть града Вострска (Бостории) страны аравитския (Аравии) и проповедуя имя Христово, много от иудей и: эллин пострадал, и в печь разженную ввержен был но не врежден изшед, ко Господу отъиде» (Киев, 1871 г., с. 42). О св. Тимоне предания Восточной и Западной не согласны относительно кафедры его служения и рода смерти. Болландисты говорят, что Тимон проповедовал в. Берии (Верии), затем отправился в Коринф, где иудеи: и язычники схватили и бросили его в огонь, из которого вышел невредим, а затем был распят на кресте, 19 апреля, под каковым числом положена память св. Тимона в Римской церкви. По сказанию греческой церкви: св. Тимон был епископом в Босторе в Аравии и был сожжен язычниками (Migne, Diction, de la Bible, t. IV. p. 806). В службе св. Апостолам Прохору, Никанору, Тимону и Пармену под 27 числом июля сказано: «Тимон священный, пастырь Бострянам быв, прием мучения блаженную кончину, огнем сожигаем» (2-й стих, 5-й песни канона). Память св. ап. Тимона одного совершается в Православной церкви 30 декабря, вместе с другими диаконами – 28 июля и в соборе 70 апостолов 4 января. Святой апостол Пармен Об избрании Пармена в диаконы в Апостольских Деяниях (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Если же он Церковь Римскую (в посл. к Рим. гл. 4) называет «председательствующей на месте страны римлян» (на что тоже ссылаются латиняне), то, отсюда, может следовать вывод только в пользу ее председательства, и, притом, только на Западе – в Италии. 587 Должно думать, что и Иустин не знал и не допускал существенного, между предстоятелями, т. е. епископами, отличия; так как всех их предшественников, т. е. Апостолов, признавал по их власти совершенно равными между собою, почему предуказательный на них образ видел в 12 одинаковых звонцах, привешенных к подиру Ветхозаветного архиерея (Dialog. n. 42 et. 114 Сравн. Apolog. 1. n. 39). 629 Ibid. с. 20. В одном месте, касаясь находящейся в Италии Римской Церкви, Тертуллиан выражается о ней так, что «здесь для него ближайший авторитет», чем, по-видимому, отдает ей господственное преимущество пред другими Церквами, как этого желают римские писатели. Но контекст этого места таков: «Вот ты, желающий лучше упражнять любопытство в деле твоего спасения, обойди Церкви апостольские, в которых еще стоят самые седалища апостольские на своих местах, в которых еще читаются самые автографы их посланий, звуча голосом и представляя лице каждого. Ближе всего к тебе Ахаия? – имеешь Коринф. Если ты недалеко от Македонии, имеешь Филиппы, имеешь Солунян. Если можешь отравиться в Азию, имеешь Ефес. А если ты прилежишь Италии, имеешь Рим, где для тебя также, ближайший авторитет». (De praescript. с. 36). Ясно, что по мысли Тертуллиана , Римская Церковь составляет точно такой же ближайший и подручный, для жителя Италии или Северной Африки, авторитет, какой Церковь Коринфская, Македонская, Солунская и Ефесская – для жителей Ахаии, или Македонии, или Малой Азии. 630 Некоторые из римских богословов в подтверждение того, будто бы, Тертуллиан приписывал римскому епископу главенство, ссылаются на его слова: «Я слышу, предложен эдикт, и эдикт неотвратимый, это значит – первосвященник великий, т. е. епископ епископов изрекает» (Advers. Marc. lib. IV. с. 5). Но, каждый легко поймет, что в сих словах, заключенных в монтанистическом Тертуллиановом сочинении, выражается не что иное, как, направленная против папы, ирония, подобная той, какую впоследствии высказывал, против притязаний Стефана, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

VI, 16); и: аще кто Бо­жий храм растлит, растлит сего Бог (1 Коринф. III, 17); и еще: не весте ли, яко храм Божий есте и Дух Божий Святый живет в вас (16)? Ибо кто храм Духа, тот храм Сына и Отца; где обитает Дух Божий, там обитает Бог. И: якоже Отец воскрешает мертвыя и живит, тако и Сын, ихже хощет живит (Иоан. V:21); а подобно сему говорит и о Духе: Дух есть, Иже оживляет, плот непользует ничтоже (Иоан. VI. 63); и Павел пишет к Коринфянам: Дух животворит (2 Коринф. III:6).    Видишь, что дела Отчия Писание именует делами Сына и Святаго Духа, как и Апостол научил, го­воря: разделения же дарований суть, а тойжде Дух: и разделения служений суть, а тойжде Господь: и раз­деления действ суть, а тойжде есть Бог, действуяй вся во всех (1 Коринф. XII:2). Так, сказав, что Отец есть действуяй вся во всех, несколько ниже именует Духа Святаго действующим вся во всех, говоря: вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет (11).    И если блаженный Павел о Святом Духе учит, что Дух Святый есть залог наследия, то Давид наследием именует Господа. Ибо говорит: Господ часть достояния моего и чаши моея (Псал. XV:5): и в другом месте: воззвах к Тебе, Господи, рех: Ты еси упование мое, часть моя ecu на земли живых (Псал. CXLI:6); и Иеремия говорит: Создавый вся, Той есть достояние Иакову, Господь имя Ему (Iepeм. X, 16). Когда же пророки Господа именуют наследием свя­тых, тогда Павел именует наследием Духа Свя­таго и говорит: в немже и веровавше знаменастеся Духом обетования Святым, Иже есть обручение насле­дия нашего (Ефес. I:13—14); как и лице у Моисея, когда приял он закон от Бога, было ознаменовано Святым Духом, и никто из сынов Израилевых не мог взирать на него, потомучто на нем знаменася свет лица Господня (Псал. IV:7), по на­ писанному в Евангелии: тогда праведницы просве­тятся яко солнце в Царствии Отца их (Матф. XIII. 43). Ибо свет есть Бог, а подобно свет есть и Сын, потомучто и Он той же сущности истиннаго света, как говорит Исаия: и будет свет Icpauлeb во огнь, и освятит его огнем горящим (Исаия X, 17); в Евангелии же Иоанн Креститель говорит о Го­споде: Той вы крестит Духом Святым и огнем (Матф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

Но «невозможная у человек возможна суть у Бога» ( Лyk. XVIII. 27 ). Тот же Петр, когда исправил погрешность самооснования и самонадеяния, когда перестал утверждаться на своей силе и добродетели, почему и говорил: «своею ли силою или благочестием сотворихом» ( Деян. 3:12 )? Когда начал утверждаться на благодатной силе Христа, как и говорил: «Сей есть камень, бывый во главу угла: и несть ни о едином же ином спасения» ( Дeяh. IV. 11 ): тогда не только свой духовный храм твердо основал и высоко создал, но и созидал иногда в один день по нескольку тысяч живых храмов, поучением, крещением и преподаянием Святаго Духа. Подобно сему и другой первоверховный Апостол, тогда как «трудясь паче всех» Апостолов, ничего не приписывал себе, а все благодати: «не аз, но благодать Божия, яже со мною» ( 1Kop. XV. 10 ), – создал многия и великия Церкви, и всю вселенскую Церковь писаниями своими немало подкрепил и украсил. Сии образцы высоки для нас: впрочем закон твердаго основания и созидания, и для великих, и для малых зданий, один и тот же. И каждый из нас, дабы устроить себя в храм духовный, да не полагается на собственное мудрование, да не надеется на собственную силу, да ищет благодати Божией; да просит милости Божией; Христа, и веру в Него, и любовь к Нему да полагает в основание своих мыслей, дел и жизни; и на сем «основании» да «назидаем» по иносказанию святаго Павла, не «дрова, сено, тростие», то есть, не суетныя и тленныя помышления и дела плотския и мирския, но «сребро, злато, камение честное» ( 1Кор.3:12 ), то есть, помышления чистыя и дела благочестия и добродетели. Если так себя созидать будем: то и «аще земная наша храмина тела разорится, будем иметь создание от Бога, храмину нерукотворену, вечну на небесех» (2 Коринф. V. 1). Аминь. Читать далее Источник: Творения. Слова и речи : в 5 т./свт. Филарет митр. Московский. - [Репр. изд.]. - Москва : Новоспасский монастырь, 2003-2007./Т. 1: 1803-1821 гг. – 2003. – IV, 299, III с.; Т. 2: 1821-1826 гг. – 2005. – I, 426, IV с.; Т. 3: 1826-1836 гг. – 2006. – I, 480, V с.; Т. 4: 1836-1848 гг. - 2007. - 8, 635, VII с.; Т. 5: 1849-1867 гг. – 2007. – I, 581, XII с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

То же повторяет бл. Феофилакт Болгарский , написав: «Возвещает Он (Христос) горене за то, что они созидают гробы для пророков (это дело богоугодное), но за то, что, делая это лицемерно, и осуждая отцов своих, они поступали хуже их, превосходили их нечестием и, очевидно, лгали, когда говорили: если бы мы жили во дни отцов наших, то не убили бы пророков: ибо они хотели убить Самого Господа пророков (Благов. ч. 1, стр. 404. 405, Казан. 1855 г.). Снес. Ориген Comment in Math. opp. t. III. p. 1630–1632. Paris. 1857 an.; Илар. Comment, in Math. c. 23. v. 29. Patr curs, compl. lat. t. 9. col. 1050, 1051; Иероним, Comment, in Math lib, IV. Opp. t. IV. P. 1. p. 111, 112. Paris. 1706 an.; Кирил. Алекс, Contr. Julian, lib. X Patr. cura. Compl. graec, t. 76. col. 1020. 444 Ссылка лютеран на слова ап. Павла: Христос за всех умре, да живущии не ктому себе живут, но умершему за них и воскресшему. Тим же и мы отныне ни единого вемы по плоти: аще же и разумехом по плоти Христа, но ныне ктому не разумеем ( 2Кор.5:15, 16 ), ровно ничего не говорит против чествования останков святых. Так как сии слова заключают в себе не иной, а следующий смысл: поскольку Христос за нас умер и воскрес, и все уже должны жить не для себя, а для Него, не своею, а Его жизнью, то, отныне, мы уже никого не знаем с прежней немощной и, всецело подверженной смерти, плотью, подобно тому, как не знаем теперь с такой плотью Христа, хотя прежде знали. В подобном смысле эти слова изъясняли и древние учители Церкви, напр., Златоуст (Бесед. на 2 посл. к Коринф., стр. 153, 167. Москва 1851 г.); Амвросий (Epist. 39); бл Августин (Contr. Faust, lib. XI. с, 7. 8. Орр, t, 8. p. 159–162. Antverp. 1700 ап.): Лев Великий (Serm. 71 in Pasch. Patr. curs. compl. lat. t. 51. col. 383) и Феодорит (Comment. in 2. Cor. с. 5. т. 16). Подобного рода ссылка лютеран на пример обычного погребения тела первомуч. Стефана ( Деян.8:2 ), тоже ничего не говорит против особенного чествования останков святых; так как оно бывает только после откровения на то особенной воли Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Убеждаю вас, старайтесь делать все в единомыслии Божием, так как епископ председательствует на месте Бога, пресвитеры занимают место собора апостолов, а диаконам, сладчайшим мне, вверено служение Иисуса Христа (Посл. к магн. гл. VI; к тралл. гл. II-III; к смирн. гл. VIII; к филад. гл. VII). Как Господь без Отца, по Своему единению с Ним, ничего не делал – ни Сам Собою, ни через апостолов; так и вы ничего не делайте без епископа и пресвитеров. Не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете делать это сами по себе (т. е. без епископа и пресвитеров, в отдельных собраниях); но в общем собрании, да будет у вас одна молитва , одно прошение, один ум, одна надежда в любви и радости непорочной. Один Иисус Христос, и лучше Его нет ничего. Поэтому, все вы составляйте из себя, как бы, один храм Божий, как бы, один жертвенник, как бы, одного Иисуса Христа, никто да не обольщается! – кто не внутри жертвенника, тот лишает себя хлеба Божия. Если молитва двоих ( Мф. 18:19 ) имеет великую силу, то насколько сильнее молитва епископа и целой Церкви? Потому, кто не ходит в общее собрание, тот уже возгордился, и сам осудил себя; ибо написано: Бог гордым противится ( Иак. 4:6 ; 1Пет. 5:5 ). Не обольщайтесь, братья мои, кто следует за вводящим раскол, тот не наследует Царствия Божия. Кто держится чуждого учения, тот не сочувствует страданию (Христову). Бегайте же разделений, как начала зол (Посл. к магн. гл. VII; к ефес. гл. V; к филад. гл. III; к смирн. гл. VII; срав. Посл. Поликарпа гл. III, VI VII, X; Климент Римский : 1 Посл. к коринф. XLVI; Ириней Adu. haer. IV 33; Ориген in Lev. hom. 4; Пост. апостолов I. VII). Без епископа никто не делай ничего, относящегося к Церкви. Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что он одобрит, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно. Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как – где Иисус Христос, там и Кафолическая Церковь . Без них же (епископов, пресвитеров и диаконов) нет Церкви. Составляйте же из себя все до одного – хор, чтобы, согласно настроенные, в единомыслии, дружно начав песнь Богу, вы единогласно пели ее Отцу через Иисуса Христа, дабы Он услышал вас и, по добрым делам вашим, признал вас членами Своего Сына (Посл. к смирн, гл. к тралл. гл. III – XI; к ефес. гл. IV).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

6-й » » 11 ч. 15 м. полдень » 10 ч. 44 м. до полудня 7-й » от полудня до 12 ч. 44 м. от полудня » 1 ч. 15 м. 8-й » » 12 ч. 44 м. » 01 ч. 29 м. » 1 ч. 15 м. » 2 ч. 31 м. 9-й час от 1 ч. 29 м. до 2 ч. 13 м. от 2 ч. 31 м. до 3 ч. 45 м. 10-й » » 2 ч. 13 м. » 2ч. 58 м. » 3 ч. 45 м. » 5 ч. 02 м. 11-й » » 2 ч. 58 м. » 3 ч. 42 м. » 5 ч. 02 м. » 6 ч. 17 м. 12-й » » 3 ч. 42 м. » 4 ч. 27 м. » 6 ч. 17 м. » 7 ч. 33 м. Ночные часы зимой равнялись по длине дневным летним; ночные летние дневным зимним. Спуринна вставал зимой между 8 и 9 часами, а летом около 7. 282 ...лирические стихи... Нравственная чистота автора придает им еще большую прелесть.– Спуринна делил эту любовь к поэзии с такими почтенными консулярами, как Аррий Антонин и Вергилий Руф (IV.3.3–4; V.3.5). Сам Плиний написал две книжки «не очень строгих стихов», каковы были, надо думать, и стихи Спуринны, ибо Плиний повторил ставшее традиционным оправдание «шаловливы мои писания, но жизнь честна» (Марц. 1,4,8 ср. Катулл 16,5–8). Вкус к такой легкой поэзии был модой, которой следовали самые разные люди, включая императоров от Августа до Адриана. Сохранилось четыре стихотворения, приписанных гуманистами Спуринне (Anthologia Latina, 918–921); это несомненная подделка эпохи Возрождения. 283 ...он борется со старостью и таким упражнением. – Ср. «...упражнение всегда должно предшествовать еде... хорошими упражнениями будут: громкое чтение, фехтование, игра в мяч... прогулка... лучше под открытым небом, чем в портике; лучше, если выдерживает голова, на солнце, а не в тени... за упражнениями должна следовать баня» (Цельз. I.2). Спуринна строго придерживался требований римской гигиены. 285 ...коринфская бронза...– Коринф славился своей посудой, изготовленной из особого сплава, в состав которого входили медь, золото и серебро (Пл. Ест. Ист. 34.6– 8). Коринфская бронза ценилась очень высоко, и любители платили за нее огромные деньги. 287 ...исполнял поручения...– officia: это не магистратуры и не наместничество, а обязанности, возлагаемые обществом или императором.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Древний К. был расположен к северу от подножия монолитной скалы (575 м), на верхнем плато которой по крайней мере с VII в. до Р. Х. находилась крепость Акрокоринф с храмом покровительницы города Афродиты, источником В. Пирена и агорой. Территория, подконтрольная городу, включала земли по обе стороны Коринфского перешейка (Истма): к северу - вдоль зал. Алкион, к югу - до горы Онея. Важным источником благосостояния города была окружавшая его плодородная долина, орошаемая множеством источников, в т. ч. реками Немея и Лонгопотам. В 146 г. до Р. X. город был разрушен до основания рим. войсками под рук. Луция Муммия, его жители перебиты или проданы в рабство ( Pausan. Descript. I 20. 4; Cicero. In Ver. act. 2. 55), все ценности вывезены в Рим ( Cicero. De offic. III 11. 46; Vitruv. De archit. V 5. 8), а на месте, где он когда-то находился, еще в нач. 70-х гг. I в. до Р. X. не наблюдалось никаких признаков городской жизни ( Cicero. De lege agr. II 32. 87; Idem. Ad fam. IV 5; Velleius Patercul. Hist. Rom. I 13. 1). Но, по некоторым сообщениям античных авторов ( Cicero. Tusc. disp. III 22. 53) и по данным археологии ( Williams. 1978. Р. 21), в сер. I в. до Р. X. в окрестностях разоренного К. сохранялись поселения местных жителей. Город был заново отстроен по рим. градостроительным канонам в 44 г. до Р. Х. по указу Юлия Цезаря как колония Коринфская в честь Юлия (Colonia Laus Iulia Corinthiensis - Dio Cassius. Hist. Rom. 43. 50. 3-5; Pausan. Descript. II 1. 2; III 11. 4) и стал впосл. главным городом пров. Ахайя, местом пребывания рим. наместника и сбора налогов. После восстановления этнокультурный состав его населения значительно изменился. Город был заселен вновь и стал частью рим. мира ( Pausan. Descript. II 1. 2; 3. 6-7). Ок. 27 г. до Р. X., при имп. Августе , Ахайя стала сенатской провинцией, в связи с чем К. был перестроен, что привело к еще большей его романизации и усугублению разрыва с прежними традициями. Ок. 7 г. до Р. X. были восстановлены Истмийские игры, к-рые стали проводиться 1 раз в 2 года. Позже были учреждены игры Цезаря и Имперские состязания, организуемые в честь имп. Тиберия 1 раз в 4 года. В 15 г. по Р. X. указом имп. Тиберия Ахайя была присоединена к имп. пров. Мёзия ( Тас. Ann. I 76), но в 44 г. восстановлена в статусе сенатской провинции указом имп. Клавдия .

http://pravenc.ru/text/2458653.html

Заключительная часть речи П., как она приведена ап. Лукой, представляет собой сжатое изложение Евангелия. В ней 3 основные идеи, изложенные им в одной фразе: покаяние, приближение Суда Божия, Воскресение Иисуса Христа . П. перестали слушать, когда он заговорил о Воскресении (Деян 17. 32-34), идея к-рого была чужда греч. лит-ре. Так, напр., за словами Эсхила: «Нет мертвым воскресения» ( Aeschyl. Eumenid. 648), вложенными в уста выступавшего в афинском ареопаге Аполлона, стоит твердое убеждение в том, что возвращение из загробного мира невозможно. Тем не менее, как и в др. случаях, за П. последовала группа людей, к-рых его слова убедили. Среди них ап. Лука называет Дионисия Ареопагита и Дамарь. IV. В Коринфе. Неск. раз в Посланиях П. упоминаются Акила и Прискилла , супружеская пара из Рима (Рим 16. 3-4; 1 Кор 16. 19; 2 Тим 4. 19). О них известно также и из кн. Деяний: в рассказе о пребывании П. в Коринфе сообщается, что Акила и Прискилла были из Рима (Деян 18. 1-3). Ап. Лука пишет об изгнании иудеев из Рима при имп. Клавдии . Упоминание об этом встречается также у Светония ( Suet.. Claud. 25), и мн. ученые считают эти слова свидетельством о том, что в это время в Риме уже были христиане. Их появление внутри иудейской общины могло сопровождаться конфликтами, что и послужило для Клавдия поводом изгнать иудеев из Рима (об этом см. в ст. Клавдий (I) ). В то же время вполне вероятно, что Акила и Прискилла уже были христианами на момент прибытия П. в Коринф (иначе ап. Лука упомянул бы об их обращении П.). Значит, они могли быть изгнаны из Рима, уже христианами, и само изгнание могло иметь связь с конфликтами внутри иудейской общины, возникшими с появлением последователей «Хреста» (см.: Das. 2003. P. 55). В Коринфе П. поселился у Акилы и Прискиллы «по одинаковости ремесла». Он жил здесь за собственный счет, и, хотя средств не хватало, не брал в долг у местных христиан, как П. пишет в 2 Кор 11. 8-9 (ср.: 1 Фес 2. 5, 9; 2 Кор 7. 2; Деян 28. 30). Это принцип П.- чтобы его не обвинили в том, что он проповедует из корыстных побуждений; ему даже приходилось извиняться за это, однако свои принципы он не нарушал (2 Кор 11. 11-15).

http://pravenc.ru/text/2581793.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010