1000 ...я буду в беспокойстве... пока, наконец, он не сможет отвлечься и дать зарубцеваться своей ране... – Комментатор отмечает, что хотя многие письма Плиния написаны по поводу смерти разных лиц, сам он ни разу не написал утешительного письма (какое он советует написать Mapцeллuhy–V.16.10). 1002 ...Африканские, Ахейские, Нумантинские... – прозвания знаменитых римских полководцев: прозвание «Африканский» носили Публий Корнелий Сципион (ок. 235– 183 до н. э.), победитель Ганнибала (202 г. до н. э.), и Сципион Эмилиан (185–129 гг. до н. э.), взявший и разрушивший Карфаген (146 г. до н. э.); он же был назван Нумантинским после взятия Нуманции (в Испании в 133 г. до н. э.). Ахейским был назван Муммий, взявший и разрушивший Коринф (146 г. до н. э.). 1003 Марий (156–86 гг. до н. э.), Сулла (138–78 гг. до н. э.), Помпей (106–48 гг. до н. э.) – римские полководцы и государственные деятели. 1004 ...предлагаются преторские знаки... – Ср. VII, 29. Паллант был вольноотпущенником; Плиний сознательно называет его рабом (вместо бывшего раба, вольноотпущенника). Ниже – такое же преувеличение – Паллант назван преторием (т. е. бывшим претором), хотя дарование преторских украшений не означало права заседать в сенате (этим правом обладали претории). Тацит (Анналы XI, 38, 5) сообщает, что Нарциссу, вольноотпущеннику Клавдия, были дарованы сенатом квесторские украшения. 1005 ...заставить его носить золотые кольца... – золотое кольцо имели в это время право носить лица, занимавшие высокие должности, сенаторы и римские всадники. 1006 Представь себе Палланта, налагающего запрет... – Право налагать запрет на постановления сената имели народные трибуны. 1008 ...у статуи божественного Юлия, на которой он изображен в панцире. – Статуя Юлия Цезаря в панцире стояла на Юлиевом форуме. 1009 Тацит. – Об отношениях между Плинием и Тацитом см. VII.20.4; IX.23.3. Ср. также I.6.20; IV.13. 1011 Гипербат – риторическая фигура, состоящая в том, что члены предложения, тесно связанные между собой, разделены другими.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Об авторе и обстоятельствах происхождения 2 Клим. учёными были высказаны разные предположения (причём один и тот же учёный часто менял свои взгляды), большая их часть произвольного характера. Одни, считая имя Климента первоначальным в надписании Послания, разумели под ним то Климента, современника Ерма, упоминаемого им во ІІ-м Видении (Скворцов), то Климента Александрийского , который юношей около 160–180 гг. был в Коринфе и, может быть, там составил проповедь (Гильгенфельд). Другие выискивают иных авторов – то Дионисия Коринфского (Боферг), то папу Сотира (Гильгенфельд, Гарнак), то, наконец, Ерма, автора «Пастыря» (Кин). Уже это обилие гипотез показывает, что вопрос по существу не разрешим, и точных данных в пользу того или другого взгляда не имеется. В частности, например, вряд ли 2 Клим. можно приписывать Сотиру. Правда, по свидетельству Дионисия Коринфского, Послание этого папы читалось в Коринфе за Богослужением вместе c 1 Клим. и, следовательно, легко в конце концов могло обратиться во 2 Клим. Ho: 1) дело в том, что 2 Клим. по своему жанру скорее не Послание, а проповедь, и даже если допустить вместе с Гарнаком, что римская проповедь была переслана в Коринф, то всё же весьма странно в ней полное отсутствие всякого отношения к адресатам; притом вообще проповедь всегда предназначается для своей, а не для чужой Церкви; 2) признавая 2 Клим. трудом Сотира, придётся время происхождения его отодвинуть к 170–175 гг., между тем как по внутренним данным вряд ли Послание написано после середины II века; 3) судя по ответному Посланию Дионисия (Euseb. Hist. eccl. IV, 23, 10//PG. T. 20. Col. 388ВС;р. п.: C. 181), Сотир писал о благотворениях со стороны Римской Церкви коринфской общине и, по-видимому, вовсе не касался общеназидательных вопросов. Всё, что более или менее вероятного можно сказать об авторе 2 Клим., это то, что он был иерархическим лицом, ибо автор сам приравнивает свои наставления к наставлениям пресвитеров (Clem. Rom.2Ep. ad Cor. 17, 3, 5//TLG. 1271; р. п.: C.404). Β. Содержание

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Оба письма, составляющие текст т. н. 3-го послания к Коринфянам и написанные по мотивам канонических Посланий апостола, по всей видимости, были включены в П. д. не сразу; они известны также в латинском, коптском и армянском переводах (CANT, N 211. IV). XI. Папирусный фрагмент копт. перевода папируса из Гейдельберга. Осужденный Павел трудится на руднике, но на 3-й день весь народ Филиппы просит его воскресить Фронтину, дочь Лонгина и Фирмиллы, что Павел и делает. XII. Папирусный фрагмент греч. оригинала из Гамбурга. Освобожденный Павел из Филипп прибывает для проповеди в Коринф и останавливается в доме некоего Стефана (XII 1). Затем наступает время, когда Павел должен отправиться в Рим, апостол заповедует братьям поститься (XII 2). Клеобий предсказывает Павлу кончину в Риме (XII 3). После совместного поста Павел совершает с коринфянами Евхаристию (XII 4), во время к-рой вдохновленная Св. Духом Мирта предсказывает Павлу, что проповедь в городе будет успешной (XII 5). Утром Павел прощается с братьями (XII 6). XIII. Этот отрывок известен по 4 папирусным фрагментам: главы 1-8 - по греч. оригиналу из Гамбурга, главы 3-10 - по оригинальному тексту, разделенному на 3 части: P. Berolin. 13893; P. Michigan 1317, 3788; главы 9-11 - только по копт. переводу папируса из Гейдельберга, небольшие отрывки - по греч. тексту из P. Oxyrhynch. 1602. Павел садится на корабль Артемона, к-рый принял крещение от апостола, и засыпает от усталости (XIII 1). Господь приходит по морю к кораблю и на вопрос Павла, отчего Он печален, отвечает, что Его должны снова распять (аналогичный сюжет содержится в апокрифическом «Мученичестве Петра»), и побуждает Павла идти в Рим (XIII 2). Павел прибывает в Италию, он огорчен и опечален. Некий Клавдий встречает его и Артемона и отвозит их на лодке к себе домой (XIII 3). Там Павел начинает проповедовать братьям спасение и воскресение из мертвых (XIII 4), ссылаясь на ВЗ (XIII 5) и НЗ (XIII 6-11). XIV. «Мученичество Павла» (CANT, N 211. V) известно в греч. оригинале по Гамбургскому папирусу и 4 рукописям, а также по переводам (латинскому, коптскому, сирийскому, арабскому, эфиопскому, армянскому и грузинскому); оно стало основой для лат.

http://pravenc.ru/text/2578593.html

589 Главнейшее основание для представлений о такой телесности видят во 2 Коринф. 5, 1–4. Истолковывается это трудное место в духе указанных представлений с явным насилием текста и извращениям ясного учения ап. Павла о всеобщем воскресении мертвых, праведных и нечестивых, в день Господень. См. о сем у проф. Глубоковского Н. Н. Благовестие ап. Павла. СПб 1905 г. I кв. 494 стр. и след. 591 Такое мнение принимается и высказывается некоторыми из православных писателей – богословов, напр. у проф. Пшеницкого (О загробной жизни. 16–22 стр.), в кн. монаха Митрофана. Как живут ваши умершие. Покойный проф. Олесницкий выражается: «душа умирающего уносит с собою в горний мир некую тонкую материальную оболочку» (Из сист. христ. нравоуч. 6 стр). 592 Так, А. Сабатье, декан естественно-исторического факультета в Монпелье, а прежде профессоре Женевского университета, рассуждая о жизни и смерти с точки зрения эволюционного натурализма, приходит к такому заключению, что душа, или, по его словам, духовная (психическая) личность сохраняет прочность и организацию и после разрушения грубого тела, и сама образует новый организм, или новую форму, которая была бы в состоянии сохранить ее целость. «Если земной организм, говорит он, был произведением духа, если темная и слабая психическая сила могла образовать грубую земную пласму то можно предположить, что психическая сила, сделавшаяся личностью, может, в свою очередь, организовать нечто в роде загробной пласмы, тонкой и могучей, способной организовать аккомулятор высшей психической силы. Этот новый аккумулятор должен состоять из чего-то, что мы называем материей, но материей более легкой, более свободной, отличающейся более гармоническим строением». Этою материею, по предположениям Сабатье, может быть та, которую физики называют эфиром и природа которой нам неизвестна. Возможность образования душею такого эфирного организма Сабатье старается доказать фактами т н. телепатии (явлениями душ умерших). Сабатье А. Бессмертие с точки зрения эволюционного натурализма. 1897 г. Перев. Обреимова. 103–105 стр. Его же. Жизнь и смерть 1896 г. Перев. Обреимова. 200–201 стр. И мнение Сабатье не является одиноким в естествонознании. Суждения и отзывы о его предположениях см. в указ. ст. проф. Певницкого. О загробной жизни. 18 стр. и сл. Глаголева С. С. Новые веяния в области естествознания. Сабатье. Опыт о бессмертии с точки зрения эволюционного натурализма (Бог. В. 1896 г. IV т.). Кулюкина С. Можно ли отрицать личное бессмертие с точки зрени науки? (Бог. В. 1897 г. апр.). Попова Н. свящ. Бессмертие с точки зрения положительной науки (Вера и Церк. 1901 г. 2 кв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Палестра в Олимпии. Кон. III - нач. II до Р. Х. Палестра в Олимпии. Кон. III - нач. II до Р. Х. Греч. научная мысль II-III вв. занималась не столько исследовательской работой, сколько популяризацией прежних достижений, заботясь прежде всего о занимательности изложения. Павсаний из Магнесии (II в.), автор «Описания Эллады» в 10 книгах, создал путеводитель по балканской Греции. Выдающийся медик Клавдий Гален из Пергама (129-199) обобщил античную теорию и практику медицины в большом числе трудов (среди них - «Объяснения к Гиппократу», «Деятельность частей тела», «О естественных свойствах», «Метод лечения»). Для греч. художественной лит-ры IV-V вв. характерно отсутствие нового и оригинального. Поэзия перерабатывала старые мотивы. Пытаясь возродить эпический жанр, Квинт Смирнский (кон. IV в.) написал поэму «Послегомеровское» в 14 книгах с целью заполнить промежуток действия между «Илиадой» и «Одиссеей». Последним оригинальным созданием греч. лит-ры был жанр авантюрного романа. Сохранился (в сокращении) роман Ксенофонта Эфесского «Эфесские рассказы, или Анфия и Аброком» в 5 книгах (II-III вв.). Среди множества риторов того времени можно выделить Гимерия и Фемистия. Гимерий из Прусы Вифинской (ок. 310-393) преподавал риторику в Афинах, написал более 70 речей (сохр. 24). Это декламации на вымышленные или исторические темы, а также на торжественные случаи из совр. жизни. Гимерий был учителем святых Василия Великого и Григория Богослова и несомненно оказал на них влияние. Фемистий из Пафлагонии (ок. 317-388), оставаясь язычником, пользовался милостями христ. императоров. Из его работ сохранились парафразы некоторых сочинений Аристотеля, а также 35 речей. При имп. Марке Аврелии (161-180) на Грецию напали племена костобоков. В дальнейшем варвары неоднократно вторгались в регион балканской Греции и Эгейского м. В 263 г. готы разграбили Халкидон, Анхиал, Эфес, а в 267-268 гг. гот. племя герулов разграбило Афины, Спарту, Коринф и Аргос. После окончательного раздела Римской империи в 395 г. области балканской Греции и М. Азии остались в составе Вост. Римской империи (диоцезы Македония, Фракия, Асия и Понт) и Византии. В 395-396 гг. мн. районы Македонии, Ахайи и Эпира подверглись новому нападению готов, под предводительством Алариха. Были разграблены Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Мегара и Тегея. В 465 г. вандалы кор. Гейзериха разграбили зап. побережье Греции. Большинство древних греч. языческих храмов были закрыты в кон. IV в. по приказу имп. Феодосия I . К этому времени на территории Д. Г. уже сформировались многочисленные христ. общины, которые составили основу новой христ. культуры Греции средневековья и Нового времени.

http://pravenc.ru/text/180431.html

Paris. 1698 an.). Из этого видно, что освящение церквей не было новостью в IV веке. По словам св. Амвросия Медиоланского , оно вело начало от весьма древнего и всюду принятого обычая (Ex antiquissima et ubique recepta consuetudine. Epist. XII ad Marcellin). Водружать же алтари и на них священнодействовать запрещалось древними церковными правилами пресвитерам без благословения Епископов (Апост. прав. 31. Антиох. Соб. прав. 5. Коринф. Соб. прав. 10). Подобно тому и освящение храмов, особенно престолов, сокровищниц небесной благодати, мест селения силы и славы Божией, совершалось чрез благословение и священнодействия самих священноначальников – чрез Епископов. К освящению храмов собирался даже собор Епископов. Историк Евсевий пишет: «прекрасное и утешительное зрелище – смотреть торжественные освящения церквей и молитвенных домов, которые со всех сторон выходят из земли, как бы по волшебству. И это зрелище тем особенно важно и достойно почтения, что оно повсюду возвышается присутствием всех Епископов провинции " (Vit. Constant. XIII). Историки говорят, что соборы Иерусалимский и Антиохийский были собираемые по случаю освящения церквей, построенных в этих городах (Sozom II, 26. Socrat. II, 7). Св. Павлин (Epist. IV, ad Amand. et XIII, ad Sever.) и св. Амвросий (Epist. LXXXV) представляют подобные примеры. Второй Брагский (Bracarense) собор, бывший в 563 году, запретив пресвитерам, под опасением извержения, освящать храмы, говорят, что это запрещено древними правилами (Labbei Т. V, р. 842. Concil. Bracarense can. XIV). Далее увидим, какие священнодействия при освящении храма исключительно принадлежали Архиереям. И ранее IV-ro века, т. е. начала устройства походных храмов, могла быть необходимость в подвижных престолах; к тому могли побудить гонения на христиан от язычников и иудеев, когда храмы Божии с особенною яростию были разоряемы и разрушаемы врагами церкви 17 . Без престола же никогда евхаристия не совершалась. В истории указываются несколько случаев, которые служат как бы исключением из сего правила.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   Однажды, по просьбе монахов придти к ним и на время посетить их и место их жительства, отправился он в путь вместе с пришедшими к нему монахами. Верблюд нес для них хлебы и воду, потомучто пустыня эта безводна, и воды, годной к питию, вовсе нет в ней нигде, кроме той одной горы, на которой был монастырь Антониев, где и запаслись они водою. Когда же на пути вода у них истощилась, а зной был весьма сильный, тогда все были в опасности лишиться жизни. Обойдя окрестности и не нашедши воды, не в силах уже были продолжать пути, легли на земле и, отчаявшись в жизни своей, пустили верблюда идти, куда хочет. Старец видя, что все бедствуют, весьма опечалившись и воздохнув, отходит от них недалеко и, преклонив колена и воздев руки, начинает молиться; и Господь вскоре соделал, что потекла вода на том месте, где он стоял на молитве; и таким образом утолили все жажду и оживились, наполнили мехи водою и продолжали путь безбедно. Когда же Антоний дошел до первых на пути монастырей,-все приветствовали его, смотрели на него, как на отца, а он, как-бы принеся напутствие с горы, угощал их словом и преподавал им, чтò было на пользу. Снова на горах были радость, соревнование о преспеянии и утешение взаимною друг друга верою. Радовался и сам Антоний, увидев ревность иноков, и сестру состаревшуюся в девстве и уже настоятельницу других девственниц.    Чрез несколько дней опять ушел он на свою гору. И тогда стали уже приходить к нему многие, осмеливались даже приходить иные и страждущие. Всякому приходящему к нему иноку давал он постоянно такую заповедь: «веруй в Господа и люби Его, храни себя от нечистых помыслов и плотских удовольствий и, как написано в Притчах, не прельщайся насыщением чрева (Притч. XXIV. 15), бегай тщеславия, молись непрестанно, пой псалмы перед сном и после сна, тверди заповеди, данныя тебе в Писании, содержи в памяти деяния святых, чтобы памятующая заповеди душа твоя ревность святых имела для себя образцем». Особливо же советовал Антоний непрестанно размышлять об Апостольском изречении: солнце да не зáйдет во гневе вашем (Ефес. IV:26), и думать, что сказано сие вообще относительно ко всякой заповеди, чтобы не заходило солнце не только в гневе, но и в другом грехе нашем. Пусть каждый ежедневно дает себе отчет в дневных и ночных своих поступках. И если согрешил, да перестанет грешить: если не согрешил, да не хвалится тем, но да пребывает в добре, и не предается нерадению, и ближняго не осуждает, и себя не почитает праведным. дондеже, как сказал блаженный Апостол Павел. npiuдem Господь (1 Коринф. IV:5), испытующий тайное. Пусть каждый из нас замечает и записывает свои поступки и душевныя движения, как-бы с намерением сообщать это друг другу, и будьте уверены, что, стыдясь известности, непременно перестанем грешить и даже содержать в мыслях что-либо худое.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

Диолк - специальная сухопутная трасса поперек Истмийского (Коринфского) перешейка (6-7 км) для перевозки торговых и военных кораблей из бассейна Эгейского м. в Адриатическое. Известен с нач. VI в. до Р. Х., был раскрыт на больших участках Археологической службой Греции (раскопки 1956-1959 гг. под рук. Н. Верделиса). На этой дороге в каменном мощении сохранились оставленные передвигавшимися платформами с кораблями колеи от колес. Поскольку расстояние между колеями всего 1,5 м, можно заключить, что платформы перевозили только малые суда и товары (мрамор, строительный камень, черепицу, продукты и др.). Со стороны Пелопоннеса расчищено ок. 230 м дороги от совр. Коринфского зал. (ширина 3,35-5,5 м); другой отрезок раскрыт на сев. стороне (шириной 5,5-5,8 м и более 200 м в длину). Верделис изучил также обширный каменный док в западной части Диолка, где производили перегрузку товаров. Большая часть святилища Асклепион с источником Лерна (на самом краю плато, ниже К.) датируется IV в. до Р. Х. (время расцвета древнегреч. медицины); на его священном участке изучены «клиника» и 3 трапезных, а также собрана масса керамических изображений частей человеческого тела - ex votos (приношений по обету) за исцеления. Римский период Новый, рим. К. пережил в I в. эпоху расцвета, связанную в т. ч. с переносом сюда в 24 г. до Р. Х. резиденции проконсула пров. Ахайя и получением статуса свободного города в 67 г. по Р. Х. После землетрясения 77 г. К. был отстроен Веспасианом . Город был уже настолько богат, что при строительстве смог отказаться от местного известняка и использовать импортный мрамор. К., постепенно вновь грецизировавшийся, стал центром развлечений в Греции. Фонтан Пирена. Фотография. 2013 г. Фонтан Пирена. Фотография. 2013 г. Были построены форум, святилище Коры и Деметры и другие здания. С зап. стороны форума стояло неск. малых святилищ: храмы Тюхе и Аполлона времени Августа, к сер. I в. с юга пристроили храм Афродиты и еще одно здание, функция к-рого неясна. На форуме расположены огромный «храм Коринфа» и сакральная постройка в сев.-вост. углу его теменоса (возможно, святилище Геры).

http://pravenc.ru/text/2458653.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОР I Св. Виктор I, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Св. Виктор I, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) († между 197 и 201, Рим), св. (пам. зап. 28 июля), папа Римский (с 186 или 189). Происходил из рим. пров. Африка. Понтификат В. приходится на последние годы правления имп. Коммода (180-192) и первые 5-8 лет правления имп. Септимия Севера (193-211). В. принял активное участие в разрешении споров о времени празднования Пасхи (см. ст. Пасхальные споры ). В Римской Церкви этот праздник было принято отмечать в первое воскресенье после весеннего полнолуния (14 нисана), согласно вост. традиции - 14 нисана вне зависимости от дня недели (т. н. четыренадесятники, или кватродецимане). В. поставил вопрос об унификации времени празднования Пасхи на основе рим. традиции. Большинство Соборов, созванных в различных местах (Александрия, Палестина, Понт, Галлия, Осроена, Коринф, Рим) для обсуждения этой проблемы, высказались за следование практике Римской Церкви. Однако Эфесский Собор отстаивал вост. традицию; еп. Поликрат Эфесский, возглавлявший партию противников рим. обычая, в послании к В. и Римской Церкви ссылался на древность обычая своей Церкви. В ответ В. решился придать отлучению несогласные с Римом вост. общины, что вызвало недовольство мн. епископов. Примирителем в конфликте выступил сщмч. Ириней Лионский. Поддержав позицию Рима по вопросу о дне празднования Пасхи, он призывал В. не отлучать вост. общины от Церкви за верность своим древним обычаям. К IV в. рим. традиция празднования Пасхи в воскресный день постепенно была принята всеми христ. Церквами. Послания папы по вопросу празднования Пасхи, декреты о клире и о принятии таинства Крещения, а также сочинения В., о к-рых упоминает блж. Иероним , не сохранились. На понтификат В. ок. 190 г. приходится первый случай прямых взаимоотношений Римской империи с Церковью и рим. епископом. Имп. Коммод получил непосредственно от В. или же от своей фаворитки Марсии (симпатизировавшей христианству или, возможно, оглашенной) список христиан, осужденных на работы на каменоломнях Сардинии, и велел их освободить.

http://pravenc.ru/text/158554.html

1532 Св. Климент, еп. Римский. Первое послание к Коринф., гл. 45//Писания мужей апостольских. С. 146. 1566 Игум. Антоний. Письма, п. 5. С. 6. В наше время рождается много всякого рода уродов, ненормальных, больных детей – как наказание за грехи и нечестие родителей. 1601 Серафим, еп. Сухумский. Речь перед наречением во епископа. Прибавл. к Церковн. Ведом. 1905, 18. С. 759. 1623 Под благочестием обычно понимается истинное богопочитание, набожность, богобоязненность, благоговейное почитание и исполнение заповедей Божиих. 1640 Мученики – (греч.) – святые, которые открыто и безбоязненно исповедали веру во Христа и мужественно засвидетельствовали истину христианской веры своими страданиями и смертью. Исповедники – (греч.) – те святой жизни христиане, которые открыто исповедали Христа перед гонителями и даже подверглись великим и тяжким мучениям за веру Христову, но не умерли во время пыток, а скончались естественной смертью. 1650 Имеются в виду преступления, в которых обвиняла их народная молва, например, преступные заговоры, распутные оргии и противоестественные пиршества. 1658 Св. Симеон был родственником Иисуса Христа – сыном Марии, жены Клеоповой, сестры Пресвятой Богородицы. 1698 Большую часть этого послания Евсевий помещает в своей книге «Церковная история» (IV, 15). У Гефеле оно помещается в пролегоменах к изданию писаний мужей апостольских. На русский с греческого имеется перевод архм. Поликарпа. 1699 Описав это печальное событие, авторы послания выражают неодобрение тому обычаю, когда некоторые сами напрашиваются на мучения. 1704 Обвинение христиан в почитании головы осла, по словам Тертуллиана , распространено Тацитом, который в V книге историй говорит об иудеях, что будто бы они, истомленные жаждой во время странствования в пустынях Аравии, были приведены к источнику по указанию ослов и за то боготворили осла. Это мнение распространено было и на христиан, смешивая их с иудеями ( Тертуллиан . Апология, § 16. С. 126). 1714 Афинагор. Апология, § 35. С. 119,120. Тертуллиан говорит: «Так как нам и навсегда запрещено человекоубийство, то не дозволяется истреблять даже зародыш, когда кровь еще образуется в человека. Воспрепятствовать рождению человека – значит преждевременно умертвить его, и нет различия между тем, исторгает ли кто из тела душу уже рожденную или уничтожает ее рождающуюся. Человек уже и тот, который имеет сделаться человеком; и уже в семени заключается весь плод» (Апология, § 9. С. 107).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010