И далее: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» ( Пс. 15:8 ); и: «даже и ночью учит меня внутренность моя» (7). И после этого весьма ясно говорит: «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (10). Не сказал: «и не дашь святому Твоему увидеть» смерти; тогда и не умер бы, но говорит, не увижу нетления; не пребуду в смерти. «Ты указал мне путь жизни» (11). Вот, ясно проповедуется жизнь по смерти! Обратись и к 29-му псалму: «Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня и не дал моим врагам восторжествовать надо мною» ( Пс. 29:2 ). Что же произошло? Спасся ли Ты от врагов, или освободился от угрожавших ударов? Сам весьма ясно ответствует на это: «Господи! Ты вывел из ада душу мою» (4). Там пророчески говорит: «не оставишь», а здесь о будущем выражается как о сбывшемся: «вывел, чтобы я не отошел в могилу» (4). В какое же время будет это? «вечером водворяется плач, а на утро радость» (6). Ибо вечером плач был у учеников, а на утро веселие о воскресении. 5. Хочешь ли знать и место? Говорит еще в Песнях: «Я сошла в ореховый сад» (Песн. Песн. 6:11 ). Ибо «на том месте, где Он распят, был сад» ( Иоан. 19:4 ). И если теперь место это особенно украшено царскими дарами, то прежде был на нем вертоград (сад); остаются еще признаки и следы этого. «Запертый сад, запечатанный источник» (Песн. Песн. 4:12 ) иудеями, которые сказали: «Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак, прикажи охранять гроб» ( Мф. 27, 63. 64 ). И потом: «Они пошли и поставили у гроба стражу и приложили к камню печать» (66). Им-то в укоризну прекрасно некто сказал: «и в покои судити» их «имаши» ( Иов. 7:18 ). Кто же есть «источник запечатанный»? Или кто разумеется под источником «колодца живых вод» (Песн. Песн. 4:15 )? Сам Спаситель, о Котором написано: «Ибо у тебе источник жизни» ( Пс. 35:10 ). 6. Но что Софония говорит ученикам от лица Христова? «Готовися, утренюй, истле все листвие их» ( Соф. 3:7 ), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Но тут предел буквальному или историческому смыслу ветхозаветного закона, который (смысл) даже в той глубине своей, которую сообщило ему толкование Господа, являет уже более прообразовательное значение ветхозаветного нравственного учения в отношении к новозаветному; ибо новозаветный Законодатель есть уже ходатай лучшего завета, который и утвержден на лучших обетованиях ( Евр. 8:6 ). Самая основная ветхозаветная заповедь о любви к Богу и ближнему есть только прообраз новозаветной заповеди о любви. Все это единственно потому, что новозаветная любовь опирается на той безмерной любви, которой возлюбил Бог и Сын Божий грешное человечество (сн. Рим. 5:5–8 срав. с этим Иоан. 3:16  и 15:12–13). От того-то заповедь, которая есть старая ( 1Ин. 2:7 ), Господь прямо называет и новой, говоря: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. А нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ( Ин. 13:34; 15:13  сн. 12), т. е. такая любовь основывается на бесконечно высокой идее все общего искупления Христом и духовного единства всех во Христе, как братьев в одном семействе Христа, или как членов одного духовного тела Христова 462 . Там, в Ветхом Завете, была даже более рабская любовь к Богу, как бы привязанность, соединенная с непрестанным сознанием близости страшно карающей руки Всемогущего Владыки, здесь же, в Новом Завете чисто сыновняя любовь, ибо мы не приняли духа рабства, а приняли дух усыновления, которым взываем: Авва, отче! ( Рим. 8:15  сн. Галат. 4:6–7 ), а отсюда и любовь к ближним была в Ветхом Завете не как любовь к братьям, не говоря уже о врагах, а как единоплеменным соработникам Богу, а здесь в Новом Завете о Христе для нас братьями являются не только друзья, но и враги, которых мы должны любить по заповеди Христа ( Луки 6:27  и др.), умершего и за врагов наших, как и Ему мы все враги были до крещения в смерть Его. (срав. Рим. 5:10  и др.). Если же таково было основное значение заповедей, на которых утверждался весь закон и пророки, то очевидно, что и «целый характер закона есть преобразовательный: (Ольсгаузен) все в нем лишь на низшей ступени прообразовало собой новозаветный закон, хотя очевидна также и вечная истина, жившая в нем и утверждаемая Самим Господом новозаветным Законодателем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

И во многих местах Писание называет учение дождем: " и повелю облакам не проливать на него дождя " , - говорит (Господь) о винограднике (Ис. 5:6); а в другом месте то же называется гладом хлеба и жаждою воды (Амос. 8:11); и еще: " поток Божий полон воды " (Пс. 64:10). " Земля " , - говорит, " пившая многократно сходящий на нее дождь " . Здесь он выражает, что и принимали и пили слово его, и часто удостаивались слышать его, но не получили от того пользы. Если бы, говорит, ты не была возделана, если бы не получала дождей, то зло не было бы столь велико, потому что " Если бы Я не пришел " , - говорит (Христос), - " и не говорил им, то не имели бы греха " (Иоан. 15:22); если же ты часто пила и принимала, то почему вместо плодов ты произрастила нечто другое? " Ожидал " , - говорит (Господь), - " что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды " (Ис. 5:4). Видишь ли, что Писание везде тернием называет грехи? И Давид говорит: " я сделался страдальцем, когда вонзился в меня терн " (Пс. 31:4). (Терн) не просто входит, а вонзается; и хотя бы его осталось немного, но если он не весь будет выдернуть, то и самая малая часть его производит боль так же, как и (весь) терн. Но что я говорю: немного? Даже после того, как он будет выдернут, в ране долго еще остается боль. Потому нужно долго лечить и пользовать, чтобы освободиться от её совершенно; недостаточно только исторгнуть грех, а нужно излечить и пораженное место. Боюсь, чтобы не относились к нам более, нежели к другим, слова (апостола): " Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь " ; мы ведь постоянно пьём, постоянно слушаем, но тотчас же, как только восходить солнце, теряем влагу, и потому произращаем тернии. Какие же это терния? Послушаем Христа, который говорит: " забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно " (Мат. 13:22). " Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный " . 2. Нет ничего столь благопотребного, как чистота жизни, ничего столь прекрасного, как благоустроенная жизнь, ничего столь вожделенного, как добродетель.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1611...

Из робких и боязливых, какими апостолы были при жизни Спасителя, они после сошествия Святого Духа стали мужественными и бесстрашными. Результатом полученных ими благодатных даров было возникновение множества христианских общин еще при жизни апостолов не только в разных частях Римской империи, но и за ее пределами: в северной Африке, Индии, Персии и на юге Скифии. Так благодаря неутомимым трудам апостолов стало распространяться христианство во всем мире, а вместе с этим началось и возрождение человеческого общества. В возрождающей силе благодати Святого Духа можно убедиться, читая книгу “Деяния святых апостолов,” в которой описывается жизнь христиан в первое десятилетие после Пятидесятницы. Действительно, многие грешные, маловерующие и живущие плотскими интересами люди, приняв Святого Духа, делались глубоко верующими, праведными, полными усердия и горячей любви к Богу и людям. “Они [новокрещенные], — как пишется в книге “Деяния,”— постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба [Причащении] и в молитвах. Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и раздавали всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме, и преломляя по домам хлеб, принимая пищу в веселье и простоте сердца, хваля Бога и пользовались любовью всего народа… У множества верующих было одно сердце и одна душа. И никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее … Не было между ними никого нуждающегося” (Деян. 2:42–47; 4:32–35). Одним словом, духовные интересы и стремление к небесному вытеснили в них все греховное и низменное. По учению Спасителя, сама духовная жизнь невозможна без помощи свыше: “Если кто не родится от воды и Духа, не может увидеть Царства Божия… Рожденное от плоти есть плоть, рожденное от Духа есть Дух” (Ин. 3:5-6). Еще Спаситель учил о Духе Святом, что Он наставляет христианина в истине, утешает в скорбях, утоляет его духовную жажду (См.: Ин. 16:13-17; 4:13-14). Апостол Павел все христианские добродетели именует “плодом Духа,” говоря : “Плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание” (Гал. 5:22-23). Часто внутренний духовный рост и совершенствование христианина происходят незаметно для него самого, как Господь объяснил в притче о невидимо растущем семени (Мр. 4:26-29). О таинственном действии Св. Духа на душу человека Спаситель говорил: “Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, не зная, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа” (Иоан. 3:8).

http://pravmir.ru/troica-den-rozhdeniya-...

   35    «Авраам сказал богачу: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он утешается, а ты страдаешь» (Лк. 16:25). Жизнь не кончается за гробом, но продолжается в вечность, только в иных уже условиях. От Бога установлен закон: кто живет здесь, на земле, в греховных наслаждениях, тот в жизни небесной будет в муках, а страдающие здесь — будут радоваться за гробом... Этот закон вполне приемлем и для обычной, естественной человеческой мысли: в самом деле, жизнь христианина, отовсюду гонимого в земной жизни и страдающего: дни покоя внешнего для Церкви, – была бы ненормальностью, если не существовало бы вечной жизни, где он будет в радости и покое...»    36    «Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас» (1 Иоан. 4:5—6). Когда христианский проповедник говорит слово истины и слушает его атеистическая молодежь – она искренно смеется над проповедником, так как не понимает Христова учения... А юноши и девушки христианские – охотно и радостно внимают слову истины... Слово одно и то же, а почва разная!.. Господи! Кто вразумит нашу несчастную неверующую молодежь! Призри на нее и просвети ее светом Твоего богоразумия, чтобы познали они Тебя, истинного Бога, для собственного их счастия вечного...»    37    «И скажи им, так говорит Господь, разве упавшие не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются? Для чего этот народ Иерусалима находится в упорном отступничестве? Они крепко держатся обмана и не хотят обратиться (Иерем. 8:4—5). Впасть в грех свойственно всякому человеку, почему все мы – слабые, немощные существа, притом часто являемся жертвою обмана, и зло кажется нам привлекательным... Но упавши нужно встать. А кто продолжает оставаться в грехе, упорно отгоняет всякую помощь нравственную, тот гордо и злобно настроен... Кто же оплакивает свой грех, кается в нем и решается вести добрую христианскую жизнь, — такой человек великодушен и способен на высокие подвиги...»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

" Да радость ваша будет совершенна " — о чем он писал ранее в своем Евангелии 15:11 [ 1 ] и 17:13 [ 2 ] (ст. 1- 4). Бог — свет, общение с Ним через Сына Его 1:5-10 Здесь содержится чрезвычайно важное благовествование о Богочеловеке. Бог свет есть. Он — начало и источник всякого света, всего благого, всего справедливого и бессмертного! Он является всеистиной, всеблагом, всесправедливостью, всебессмертием и ни в коем случае не является и не может быть началом и источником зла, греха и лжи. Благая весть состоит в том, что Христос говорил и показал Своей жизнью, что поскольку Бог есть бесспорно и безусловно свет, то в Нем нет ни следа тьмы: никакой тмы. Где тьма в Богочеловеке? Где грех в Нем? Никто и никогда не укажет в Нем ни единого греха, поскольку Он был совершенно безгрешен. Тьма происходит от греха, а грех от дьявола, который является совершенной тьмой. Поскольку дьявол есть дьявол (греч. клевещущий), все, что в нем, является сущностью, противоположной Богу. Бог есть Свет, дьявол — тьма. Бог есть Жизнь, дьявол — смерть. Бог есть Истина, дьявол — ложь. Ведь Господь наш Иисус Христос как истинный Бог может сказать про Себя: Я Свет миру (Ин. 8:12), " Я — Свет жизни " .Дьявол же может сказать противоположное: " я есть тьма миру " , " я есть тьма жизни " . Единственно из-за него мир, люди не могут увидеть смысл этого мира и цель жизни. Своей тьмой дьявол затмевает глаза людей, чтобы они не видели, что есть в сущности своей мир и что есть воистину жизнь. Если человеческие глаза могут видеть, то необходимо существует Христос. Только со светом Христа мы видим. Поэтому, если мы не видим, всуе имеем глаза.Апостол объясняет условия и законы, на которых зиждется общение с Богом: хождение во свете — " если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем " (ст. 5-6);общение друг с другом — " если ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха " (ст. 7);Исповедание грехов — " если исповедуем грехи наши " ,не сознаем только их, а именно исповедуемся в них открыто перед Богом и перед свидетелем Его, уполномоченным вязать и решить (Иоан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1424...

6-я неделя. Поклонение честному кресту Господню, за бдением. Человек есть луч божественнаго света. Как лучи солнечные, заимствующие свет свой от солнца, не отделяются от него, так и разумныя сущности ангелы и святые человеки никогда не могут оторваться от Бога — источника своего, но всегда привязаны к Нему, благодатною любовию, неразрывно в нем пребывают, во свете, на Небе. Так и на земле люди, любящие Бога и хранящие заповеди Его и в законе Господнем поучающиеся день и ночь — тоже лучи от солнца Правды Христа Бога нашего и светят всему миру. По слову св. Иоанна Златоуста душа человеческая, когда выходит из купели крещения, бывает светлее и ярче солнца. И ты, душа моя, тоже была лучом светлым. А теперь чем я стал. Увы, стал тьмою... Господь сказал: “кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего. А кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним” (Иоан. 11,9, 10). А сколько я спотыкаюсь, падая в ямы греховныя, безчисленно, часто и по долгу лежу в этих дьявольских ямах, вылезти из них не имея силы. Так падаю из ямы в яму, заблуждаясь в них по слепоте моей, не видя чистой и гладкой дороги без ям греховных. А еще проверяю себя по слову Апостола: “Все вы — сыны света и сына дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы. Итак не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвится. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и шлем надежды спасения” (1 Фес. 5, 5-8). Верю слову Божию и вижу, что нет во мне ни света ни силы, ни ревности, ни решимости высвободиться из греховных ям: и каюсь в том, вскоре и забываюсь и свыкаюсь со своими ямами греховными и со страстями. Почасту, подолгу забываюсь и, как свинья, в болоте лежу. Надо всячески стараться вылезти и найти дорогу, а то застанет ночь смерти, тогда так и останешься на веки в еще более глубоких ямах ада лежать, где не будет никакой отрады, а лишь непрестанный вечный плач и скрежет зубов в пламени огня геенскаго, тартар мразный и тьма кромешная.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=982...

Вопрос 58. Умышленно ли только солгавший подлежит суду, или и тот, кто по неведению сказал нечто несогласное с истиною? Ответ. Явен суд Господа и на согрешающих по неведению, потому что Он сказал: «который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лук.12,48). Но во всяком случае при достодолжном покаянии есть твердая надежда на отпущение греха. Вопрос 59. Если кто задумает сделать что–нибудь, и не сделает; ужели и он судится, как лжец? Ответ. Если то, что подумал сделать, требуется заповедью; то осуждается не только, как лжец, но и как непокорный, потому что «испытуешь сердца и утробы, праведный Боже» (Пс.7, 10). Вопрос 76. Надобно ли лгать, имея в виду что–нибудь полезное? Ответ. Сего не дозволяет сказанное Господом, который решительно говорит, что ложь от дьявола (Иоан.8, 44), не показывая никакого различия во лжи. И Апостол также свидетельствует, написав: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2 Тим. 2, 5). Вопрос 77. Что такое лукавство, и что такое злонравие (Римл.1, 29)? Ответ. Злонравие, как полагаю, есть самое первое и скрытое повреждение нрава, а лукавство есть изобретательность на злые умыслы, когда человек, прикрывшись чем–то добрым и предлагая это другому, как приманку, тем самым приводит в исполнение свой умысел. Вопрос 78. Кто»изобретательны на зло» (Римл. 1, 30)? Ответ. Те, которые сверх обыкновенных и известных у многих зол, придумывают и изобретают какие ни есть другие. Вопрос 84. Если кто, имея нрав мятежный и буйный, когда осуждают его за сие, скажет, что Бог сотворил одних хорошими, а других худыми, то хорошо ли он говорит? Ответ. Это мудрование давно осуждено, как еретическое, потому что оно и хульно, и нечестиво, и душу делает поползновенною ко греху. Посему таковой или да исправится, или «дабы изъят был из среды» (1 Кор. 5, 2); чтобы не случилось сего: «что малая закваска квасит все тесто» (6). Вопросы о рассеянности ума и мечтаниях Вопрос 21. Откуда рассеянность и помыслы? И как нам приводить их в порядок?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Скачать epub pdf Крещение Господне Память 6 января Господь наш Иисус Христос, по возвращении своем из Египта, пребывал в Галилее, в городе своем Назарете, где был воспитан, сокрывая от людей силу Своего Божества и премудрость до тридцатилетнего возраста, ибо невозможно было у иудеев никому ранее тридцатилетнего возраста принять сан учителя или священника. Посему и Христос не начинал Своей проповеди и не являл Себя Сыном Божьим и «первосвященником великим, прошедшим небеса» ( Евр. 4:14 ), до тех пор, пока не достиг означенного возраста. В Назарете Он пребывал с Пречистою Своею Матерью, сначала при мнимом отце Своем, Иосифе древоделе, пока тот был жив, и занимался вместе с ним плотнической работою; а потом, когда Иосиф умер, Сам продолжал то же дело, добывая трудами рук Своих пропитание для Себя и для Пречистой Богоматери, дабы и нас научить трудолюбию ( Лк. 3:23 ). Когда же исполнялся тридцатый год Его земной жизни, и наступало время Его Божественного явления народу Израильскому, то, как говорит Евангелие, «был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» ( Лк. 3:2 ), – глагол, посылавший его крестить водою и возвестивший ему знамение, по коему Иоанн должен был узнать пришедшего в мир Мессию. Об этом говорит в своей проповеди сам Креститель такими словами: «Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» ( Иоан. 1:33 ). И так Иоанн, внимая глаголу Божьему, ходил по всей стране иорданской, проповедуя «крещение покаяния для прощения грехов» ( Лк. 3:3 ), ибо Он был Тот, о Котором предрек Исайя: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» ( Ис. 40:3 ; ср Лк. 3:4 ). И выходила к нему вся иудейская страна, и иерусалимляне, и крестились все у него в реке Иордане, исповедуя свои грехи ( Мк. 1:5 ). Тогда пришел и Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну, чтобы креститься от него ( Мф. 3:13 ). Он пришел в то время, когда Иоанн возвестил о Нем народу, говоря: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» ( Мр.1:7–8 ). После сего возвещения пришел Иисус креститься. Хотя Он и не имел нужды в этом, как безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой и Пресвятой Девы Марии и Сам бывший источником всякой чистоты и святыни, но, так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к реке, чтобы очистить их посредством крещения. Пришел Он креститься и для того, дабы освятить естество воды, пришел креститься, чтобы и для нас устроить купель святого крещения. Он пришел к Иоанну еще для того, дабы тот, узрев сходившего на крещаемого Святого Духа и услышав свыше глас Бога Отца, был неложным свидетелем о Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Все-таки Иисус - не абстрактный символ того, что мы считаем добрым и хорошим, а конкретная личность, живой Человек, о котором мы знаем от Его учеников. И вот этот, новозаветный Иисус имеет совершенно определенные представления о том, что такое любовь - и, в частности, совершенно определенные взгляды на то, что такое брак. Любовь, с точки зрения Иисуса - и его учеников - состоит не в переживаниях, а в соблюдении заповедей. “Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди” (Иоан.14:15) , говорит Он сам, а Апостол Иоанн повторяет: “Кто говорит: " я познал Его " , но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины”  (1Иоан.2:4) “Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его” (1Иоан.5:3) О том же говорит и Апостол Павел: “Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя” (Рим.13:9) Если Иисус и расходится в чем-то с сексуальной этикой своих современников-иудеев, то только в сторону ее ужесточения - брак настолько принципиально важен, что Он запрещает не только измену, но и развод. При этом излишне напоминать, что и сам Иисус, и его ученики, и весь род людской воспринимали брак исключительно как союз мужчины и женщины. “В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть” (Мар.10:6-8) Сексуальная этика Иисуса - нравится это кому-то или нет - вполне ясна и носит предельно ясно выраженный “гетеронормативистский”, как сказали бы сейчас, характер, то есть признает единственно нравственно приемлемой формой сексуальной жизни  супружество между одним мужчиной и одной женщиной. Люди могут верить, что истинное человеколюбие состоит в “поощрении однополых браков и приятии всего того, что раньше считалось грехом и извращением”. Но Иисус верил совершенно иначе; давайте признаем эту очевидность. Некая религия “поощряющая то, что раньше считалось грехом и извращением”, конечно, возможна - вы даже можете счесть ее намного более просвещенной, человеколюбивой и во всех отношениях превосходной, чем традиционное христианство, но объективный и никак не зависящий от наших личных предпочтений факт состоит в том, что Иисус и Апостолы ее явно не проповедовали.

http://radonezh.ru/2020/01/27/net-iisus-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010