15; 1 Цар 10. 10; 16. 13; и др.), даже всем христианам (1 Ин 2. 20-27; Деян 10. 44-46). Следовательно, тот не погрешил бы, кто захотел бы сказать, что и матери людей, получивших помазание в утробе матерней,- христородицы. Между тем как Пресв. Дева Мария родила Христа, не человека только, помазанного от Духа Святого, но Христа - Бога нашего» ( Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. СПб., 1857. Т. 2. С. 86). Приснодевство Пресв. Дева Мария является Приснодевой (греч. αειπαρθνος - всегда Девой). Это означает, что Она была Девой до рождения от Нее Иисуса Христа, во время Его рождения и осталась Девой после рождения, не познав мужа в течение всей Своей жизни. Размышляя о девственном состоянии Богородицы, нек-рые из отцов Церкви образ «чистого Рождества» Божественного Младенца усматривают в предвечном рождении Бога Слова от Бога Отца. «Второе рождение,- пишет свт. Амвросий Медиоланский,- было от Непорочной Марии потому, что первое по Божеству было непорочно, чтобы таким образом Тот, Которого первое рождение было славно, был безукоризнен и во втором. Т. е. как от вечности родило Его девственное Божество, так и во времени должна была родить Его Дева Мария» (Амвросий Медиоланский, свт. Слово на Рождество Христово//ХЧ. 1846. Ч. 4. С. 350-351). Необходимость девственного Боговоплощения усматривается и через сравнение Второго Адама с первым. «Надлежало приготовить на земле Матерь Творца для воссоздания падшего, и притом Деву,- пишет в этой связи свт. Фотий , Патриарх К-польский,- дабы как первый человек был создан из девственной земли, так и воссоздание его должно было совершиться через Деву, и дабы рождение Создавшего было бессеменное» ( Phot. In SS. Mariae Nativit.). Рождество Пресв. Богородицы. Икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря. 1497 г. (КБМЗ) Рождество Пресв. Богородицы. Икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря. 1497 г. (КБМЗ) Прообразованное в ВЗ приснодевство Божией Матери в новозаветные времена исповедуется уже в период мужей апостольских.

http://pravenc.ru/text/149527.html

Единственное семя при Его рождении – это чистое и святое слово Божие, и единственная сила в Его зачатии – это сила Духа Святого. Сказал Он, что сошел с небес ( Ин.6:38 ). А люди только от неба и чаяли еще помощи и спасения. Сказал, что Он свет миру ( Ин.8:12; 9:5 ). А люди погрязали во мраке, рабствуя князю тьмы. Еще сказал, что Он дверь ( Ин.10:7 ). А люди веками наощупь бродили по извилинам бытия в поисках дверей в какую-то лучшую жизнь. Еще сказал, что Он воскресение ( Ин.11:25 ); что воскресит Себя, когда неверные убьют Его, и что воскресит и всех верующих в Него и любящих Его ( Ин.6:39–40,44,54 ). Еще сказал Он, что победил мир ( Ин.16:33 ) и что видел сатану, как молнию, спадшего с неба в бездну ( Лк.10:18 ). А миру необходим был Победитель зла, лжи и насилия, проистекавших от сатаны и действовавших через посредство людей. Еще сказал Он, что при скончании времен, в финале драмы человеческой истории, Он снова приидет, в силе и славе, чтобы собрать живых и мертвых, разлучить их направо и налево и изречь Свой окончательный и праведный над ними приговор ( Мф.16:27; 25:31–46 ). Как результат этого Суда праведники войдут в нескончаемое блаженство, а нераскаянные грешники будут ввержены в вечную муку. А к тому же возвестил Он, что от Отца дана Ему всякая власть на небе и на земле ( Мф.28:18 ). А значит, никто не способен без Него, минуя Его, а еще меньше – вопреки Ему, сделать что-то доброе себе или другим. И что только одно-единственное имя под солнцем дано людям во спасение – имя Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Мессии, Спасителя (ср.: Деян.4:12 ). О Феодул, вот могучий Кормчий, взявший в Свои руки штурвал корабля человеческой жизни, бесцельно носящегося по волнам. Вот Капитан, хорошо знающий всю пучину времени и пространства и добре ведающий, как держать курс и куда доставить утомленных путников. Итак, радуйся и веселись! Неверующие спрашивают: «Кто о Нем засвидетельствовал? Кто удостоверил, что это Он?» Такими вопросами терзаются те, кто идет по дороге гибели и на этом пути мнит себя спасаемым.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

«Итак, когда ты увидишь, что женщина дряхлая (мать отроков), – выходит на борьбу, низлагает бешенство тирана, легко побеждает диавола, то подивись благодати Распорядителя, изумляйся пред силою Христовою» 992 . «Не крепки телом эти ратоборцы, но крепки верою; немощна их природа, но могущественна их благодать» 993 . «Это (мучения) было делом не человеческой природы, большую часть внесло мановение Божие» 994 . «Она была не одна, но имела Советником Своим Иисуса. Он был при ней. Он касался её сердца. Он ободрял её душу. Он один прогонял её страх. Впрочем, Он делал это не без причины, но потому, что сама мученица предварительно сделала себя достойного этой помощи» 995 . Из всего сказанного следует, что новое понимание митрополитом Антонием Гефсиманских страданий Христа Спасителя не в смысле проявления человеческой немощи Его пред грядущими Голгофскими страданиями, а в смысле сострадающей любви Его за грешный род человеческий, – должно быть отвергнуто, как не оправдываемое святоотеческим по этому вопросу учением и потому неправильное . И мир Его не позна. Но други Божии и все дивные мужи – познавали Христа ещё прежде Его явления во плоти. Именно о праотце Сам Христос сказал: Авраам отец ваш рад бы был, дабы видел день мой: и виде и возрадовася ( Ин. 8:56 ). И о Давиде в обличение иудеев Он говорил: како убо Давид духом Господа Его нарицает, глаголя: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене ( Мф. 22:43–44 ). Много раз, препираясь с ними, Он упоминает и о Моисее ( Мф. 5:46 ); а о прочих пророках – Апостол. А что все пророки, начиная от Самуила, познавали Христа и задолго предвозвещали пришествие Его, об этом говорит ап. Пётр: и вси пророцы от Самуила и иже по сих, елицы глаголаша, такожде предвозвестиша дни сия ( Деян. 3:24 ). Как же, скажешь ты, Он Сам говорил: мнози пророцы и царие восхотеша видети, яже вы видите, и не видеша: и слышати, яже слышите, и не слышаша ( Лк. 10:24 )? Как же они знали Его? Конечно, знали; и я попытаюсь доказать это из тех же самых слов, из которых некоторые заключают, будто бы пророки не имели познания об Иисусе Христе. Он говорит: мнози восхотеша видети, яко вы видите: значит, они знали, что Он придёт к людям и совершит дела, которые и действительно совершил. А если бы не знали этого, то и не восхотели бы видеть, потому что никто не может желать того, чего совсем не знает. Следовательно, они знали Сына Божия, знали и то, что Он придёт к людям. Но что же это такое, чего они не видели и не слышали? То, что ныне вы видите и слышите 996 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

«Скиния свидетельства была у отцов наших в пустыне, как повелел Говоривший Моисею сделать ее по образцу, им виденному» ( Деян.7:44 ). Хотя скиния была, но жертв еще не было. А что их не было, об этом ясно говорит пророк: «приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары?» ( Ам.5:25 ) Скиния «свидения» была, но не принесла им никакой пользы, и они погибали. Также и знамения ни прежде того, ни после не принесли им никакой пользы. «Отцы наши..., взяв ее, внесли во владения» ( Деян.7:45 ). Видишь ли, что то место и свято, где присутствует Бог ? Потому он и сказал: «в пустыне», чтобы сравнить одно место с дру­гим. Затем (следовало) благодеяние. «Отцы наши с Иисусом, взяв ее, внесли во владения народов, изгнанных Богом от лица отцов наших. Так было до дней Давида. Сей обрел благодать пред Богом и молил, чтобы найти жилище Богу Иакова» ( Деян.7:45–46 ). Молил о построении (храма) Давид великий и чудный, но не получает просимого; а создает его отверженный Соло­мон. Потому (Стефан) и говорит: «Соломон же построил Ему дом. Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет» ( Деян.7:47–48 ). Это уже доказано и предыдущими словами; но подтверждается еще и голосом пророческим; а каким образом, послушай далее: «как говорит пророк: Небо – престол Мой, и земля – подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила всё сие?» ( Деян.7:49–50 ). Не удивляйтесь, говорит, что Христос благотворит и тем, которые отвергают царствие Его: тоже было и при Моисее. Он не просто извел (евреев), но после того, как они про­были в пустыне. Видишь ли, что и те знамения были для них? Кто беседовал с Богом, был спасен чудесным образом, столько сделал и имел такую силу, того пророчество, доказы­вает (Стефан), непременно должно исполниться, и он не мо­жет противоречить самому себе. Впрочем, обратимся к выше­сказанному. «Это тот, – говорит, – Моисей, который сказал: Пророка воздвигнет вам Господь Бог как меня». Мне кажется, на это изречение указы­вал и Христос, когда сказал: «ибо спасение от Иудеев» ( Ин.4:22 ), разумея самого Себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Деян. 11:15 . Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас в начале. 16 . Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым. Деян. 2:3 . И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. Деян. 10:44 . Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святыйсошел на всех, слушавших слово. 45 .И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников. 46 .Ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: 47 .Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили СвятагоДуха? 48. И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней. Мф. 26:42 . Еще, отошед в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. Ин. 3:5 . Иисус отвечал: истинно говорю тебе: если кто не родился от воды и Духа, то не может войти в царствие Божие Ин. 4:13 .Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять: 14 . А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Примеч . Отвергая водное крещение, сектанты в приведенном месте под словом «вода» разумеют учение. Здесь именем воды приточно названо учение и благодать св. Духа; но на основании этих слов нельзя утверждать, что везде в свящ. Писании под словом «вода» нужно разуметь учение: Ин. 3:23 .Равно как в Писании под хлебом нельзя везде разуметь Самого Господа Христа, но нужно различать буквальное с приточным (сравнительным); см. напр. Ин. 6:51 , срав. с Ин. 6:11 . Если в разбираемых местах Свое учение Христос благоволил назвать водою, то сделано это потому, что с самарянкою беседовал при колодце, а с народом Иудейским близ Силоамского источника, из которого священник ежедневно в праздник кущей черпал воду золотым сосудом. ( Лев. 23:36 ). 1Пет.3:21 .Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа. Примеч . Этим текстом сектанты также силятся отвергать участие воды в деле крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

а) для исполнения Писаний: Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом, и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний и сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день ( Лк.24:44–46 ). Говорил Павел из Писаний, открывая и доказывая, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых ( Деян.17:3 ); б) для отпущения грехов: Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших ( 1Кор.15:17 ); в) для оправдания: Предан Господь за грехи наши и воскрес для оправдания нашего ( Рим.4:25 ). Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас ( Рим.8:33–34 ); г) для упования в вере: Бог воскресил Христа из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога ( 1Петр.1:21 ). Если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших ( 1Кор.15:19–20 ); д) для действия проповеди: Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна ( 1Кор.15:14 ). Воскресение Иисуса Христа · есть доказательство, что Он есть Сын Божий: Родился Господь от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни чрез воскресение из мертвых ( Рим.1:4 ); · было совершено а) силою Божией: Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его ( Деян.2:24 ). Воскресил в третий день и дал Ему являться нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых ( Деян.10:40–41 ); б) Его собственною силою: Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. Он говорил о храме тела Своего ( Ин.2:19,21 ). Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее ( Ин.10:18 ). Воскресение Господа нашего было · в первый день недели: ( Мф.28:1 ; Мк.16:9 ; Лк.24:1 ; Ин.20:1 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Иер.7:18 . «Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам, чтобы огорчать Меня». Объясн. Этими словами осуждается не всякая обрядность вообще. Господь заявляет только явно непокорному и крайне развращённому народу Израильскому, не желавшему исправиться, что «слов Моих не слушали»: Иер.6:17:19 , «тяжки грехи», «вы враги правого»: Ам.5:12 , Осуждается прямо языческая обрядность «богине неба», «иным богам»: Иер.7:18:44:15:17 . Чествование язычниками богини неба происходило уже тогда, когда христианской Царицы Небесной ещё не было. При надлежащей молитве Богу истинному правильные обряды Господь принимал и благословлял: 1) жертвы: Суд.13:16:20; 2 ) каждение: Чис.16:46–47; 3 ) прострение рук: 3Цар.8:54; 4 ) поклонение на восток: 2Пар.5:12:14; 5 ) употребление ветвей: Ин.12:13; 6 ) памятование праздников: Исх.23:12–16 и 7) памятование обетов: Деян.18:18 . Когда народ перестал совершать надлежащие положенные молитвенные обряды, то за это последовал гнев от Господа: 2Пар.29:6–8 . Иез.8:11:16–17 . «И семьдесят мужей из старейшин дома Израилева стоят перед ними, и Иезания, сын Сафанов, среди них; и у каждого в руке своё кадило и густое облако курений возносится кверху... И ввёл меня во внутренний двор дома Господня, и вот, у дверей храма Господня, между притвором и жертвенником, около двадцати пяти мужей стоят спинами своими к храму Господню, а лицами своими на восток, и кланяются на восток солнцу. И сказал мне: видишь ли, сын человеческий? мало ли дому Иудину, чтобы делать такие мерзости, какие они делают здесь? но они ещё землю наполнили нечестием, и сугубо прогневляют Меня; и вот, они ветви подносят к носам своим». Объясн. В этих словах нет осуждения на всякую обрядность вообще, так как много обрядностей таких, которые установлены по повелению Божию: Чис.16:46–47 ; 3Цар.8:54 ; 2Пар.5:12:14 ; Исх.23:12–16 . В частности, здесь вовсе не говорится о 4-й заповеди десятословия, т.е. относительно праздников, за которые и Новый Завет не позволяет осуждать: Кол.2:16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Вытащив сеть на берег, апостолы сосчитали всю пойманную ими рыбу, а Господь стал удаляться от них. Тогда апостолы Петр и Иоанн хотели следовать за Ним, но Христос сказал Петру: «Когда ты был молод, то препоясывался сам и шел куда хотел, а когда состаришься, то прострешь руки твои и другой препояшет тебя и поведет куда не хочешь». Этими словами Господь символически предсказал Петру, что он будет жить до старости и жизнь свою отдаст мученически за Христа. Апостол Петр, обернувшись и увидев идущего сзади Апостола Иоанна, спросил Господа: «А с ним что будет?» Христос ответил: «Если Я хочу, чтобы он оставался на земле, пока Я вновь не приду, «что тебе до того, ты иди за Мною». И Христос, стал невидим ( Ин. 21 ). Явление на горе Наконец все одиннадцать апостолов собрались в Галилее и пошли на гору, куда повелел им Иисус. По преданию это была та гора, где Господь, в начале Своего служения, учил Заповедям Блаженства. Увидев теперь Воскресшего Спасителя, апостолы поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись, Иисус сказал им: « Дана Мне всякая власть на небе и на земле; итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам. И се, Я с вами во все дни до окончания века. Аминь » ( Мф. 28:16–20 ). 48. Вознесение на небо 45 ( Лк. 24:44–53 ; Деян. 1:1–12 ) Всякий раз, как Господь являлся ученикам Своим по Воскресении из мертвых, Он говорил им о Царствии Божием. И под конец, в сороковой день, собрал, их в Иерусалиме и сказал: «...Так написано и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во Имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему». Иоанн крестил водой, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым». «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» ( Лк. 24:46–49 ; Деян. 1:5 ). После сих слов Господь вывел учеников Своих из города до Вифании и взошел с ними на гору Елеонскую.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Наконец, святой Иоанн в Апокалипсисе изображает, как Агнец закланный приступил к самому престолу Отца. Как прежде чем воссел одесную Его, принял книгу судеб, раскрыл и прочел ее, двадцать четыре старца, сидящих вокруг Престола Божия, пали перед Ним и сложили к ногам Его свои венцы. " И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков " (Апок. 5, 13). Не нашему слабому языку изъяснять эти таинственные видения. Но и без изъяснения каждый видит, что они выражают величайшую славу Вознесшегося Господа. Как не было уничижения большего, чем уничижил себя Сын Божий, умерев на кресте смертью преступника, так нет славы выше той, которою Сын человеческий увенчан за принятие этой смерти. Апостолы Христовы дают понять это во всей силе, говоря, что Вознесшийся Господь воссел одесную Бога Отца, то есть и по своему человечеству принял божественные могущество, славу и честь. Воскресное чтение (114, 37-42).  ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО " Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его... Он говорил о храме тела Своего " (Ин. 2, 19, 21). " Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее " (Ин. 10, 17-18). " Сыну Человеческому много должно пострадать... и быть убиту, и в третий день воскреснуть " (Мк. 8, 31). " Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день " (Лк. 24, 44-46). " Предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И... сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес " (Лк. 24, 4-6). " Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его " (Деян. 2, 24). " Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему явиться...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Новый Иерусалим: Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба Бога Моего ( Откр.3:12 ). Сион: Избрал Господь Сион, возжелал [его] в жилище Себе. Это – покой Мой навеки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его. Пищу его благословляя благословлю, нищих его насыщу хлебом; священников его облеку во спасение ( Пс.131:13–16 ). Скиния Божия: Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их ( Откр.21:3 ). Стадо Господне: Как пастырь, Господь Бог будет пасти стадо Свое ( Пс.40:11 ). И будет одно стадо и один Пастырь ( Ин.10:16 ). Строение Божие: Мы соработники у Бога, а вы Божья нива, Божье строение ( 1Кор.3:9 ). Тело Христово: Бог поставил Его [Христа] выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем ( Еф.1:22–23 ). Тело Его [Христово], которое есть Церковь ( Кол.1:24 ). О Церкви Христовой 1 . Как говорится в слове Божием об основании Церкви Христовой на земле? Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ). 2 . Церковь составляют верующие во Христа: Все же верующие были вместе и имели все общее. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви ( Деян.2:44,46–47 ). 3 . Но не одни только верующие, живущие на земле, составляют Церковь Христову: Он [Бог] избрал нас в Нем [Христе] прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви… Открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем [Христе], в устроение полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою, Христом ( Еф.1:4,9–10 ). Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, по сограждане святым и свои Богу ( Еф.2:19 ). Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева ( Евр.12:23–24 ). Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми ( Рим.14:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010