С не меньшей ясностью и твердостью учили о единстве Божием пророки, воздвигаемые Богом с нарочитой целью для того, чтобы поддерживать и укреплять веру в Него, как единого истинного Бога и чтобы охранять народ еврейский от языческого многобожия и идолопоклонства. Вот, например, с какой поражающей очевидностью и решительностью Сам Бог, называя языческих богов пылью, говорит о Себе через пророка: «Аз первый и Аз по сих, кроме Мене несть Бога... свидетели вы есте, аще есть Бог, разве Мене» ( Ис.44:6,8,20 ), «помяните первая от века, яко Аз есмь Бог и несть еще разве Мене» ( Ис.46:9; 45:5 ). А что провозвещаемый пророками Бог был не национальным только, а Богом всех народов, ясным подтверждением сему, между прочим, служит то, что они предвозвещали те времена, когда народы, не признававшие истинного Бога своим Богом, скажут Ему: «Господь Бог наш Ты ecu» ( Ос.2:23 ) и когда «будет Господь един и имя Его едино» ( Зах.14:9 ) 298 . Новозаветное же откровение не только во всей силе принимает, но и еще в большем свете представляет истину единства Божия, яснее прежнего показывая то, что Бог творец и владыка всего есть Бог не только иудеев, но и всех народов ( Рим.3:29,30 ) и что, поэтому, Он, очевидно, один. Кроме того, оно яснее указывает и на внутреннее единство в Боге, изображая Его, как вездесущего и разумно-свободного духа ( Ин.4:24 ; 2Кор.3:17 ), причем немыслимо в Нем какое-либо разделение на части, или распадение на многие отдельные сущности. Иисус Христос, подтвердивши первую из всех заповедей ветхого завета: «Слыши, Израилю, Господь Бог ваш Господь един есть» ( Мк.12:29 ), в своей молитве к Богу Отцу говорил: «Се есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога» ( Ин.17:3 ). Раскрывая же мысль о едином истинном Боге, ап. Павел в подтверждение Его единства и истинности обыкновенно ссылается на то, что Он сотворил небо и землю и все, что есть в них и обо всем этом промышляет ( Деян.14:15–17; 17:24–27 ). По его представлению, тот должен быть признаваем истинным Богом, кто создал все и обо всем печется. Но мир создан одним и один промышляет о нем. Этот один, поэтому и должен быть только почитаем истинным Богом. Потому-то мысль о единстве Божием он выражает в следующей форме: «Идол ничтоже есть в мире, и яко никтоже Бог ин, токмо Един. Аще бо и суть глаголемии бози, или на небеси или на земли, яко же суть бози мнози и господие мнози; но нам един Бог Отец, из Негоже вся и мы у Него» ( 1Кор.8:4–6 ). «Един Бог и Отец всех, Иже над всеми и чрез всех и во всех нас» ( Еф.4:6 ). Являясь же единым в своих действиях в мире, Бог, по изображению апостола, и в Своем собственном существе есть един. Он – един премудрый ( Рим.14:26 ; 1Тим.1:17 ), «един сильный» ( 1Тим.6:15 ) и «един имеяй бессмертие» ( 1Тим.6:16 ). § 81. Учение церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

О нем Господь Иисус Христос, накануне Своего видимого ухода из мира, говорит ученикам: «Я пошлю вам Другого Утешителя … Он научит вас всему и напомнит все, что Я говорил вам… (Ин 14:26). Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (Ин 15:26-27). По-гречески «Параклетос» – так называет Святого Духа Иисус – очень многозначное слово: это и Наставник, Учитель, и Тот, Кто укрепляет, и Тот, Кто вдохновляет – одним словом, делает то самое, что до сих пор делал Сам Иисус. Перед Своим вознесением Христос говорит: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24:49) – силой, которая навсегда изменит вас. Первые ученики послушались слов Христа – и благодаря этому существует Церковь. Книга Деяний святых апостолов рассказывает о том, как дар Святого Духа впервые получили около 120 учеников – это событие Церковь отмечает как праздник Троицы-Пятидесятницы ( Деян 2:1-21 ). Читая Евангелие и Деяния, мы видим, как дар Святого Духа преобразил Апостолов, превратив их из малодушных, несовершенных и во многом ограниченных людей в смелых, наполненных Божьей любовью и силой свидетелей Евангелия. И затем тот же дар, без которого нельзя быть христианином, получали новые и новые ученики, присоединявшиеся к Церкви – получали все без исключения. И не заметить этого было невозможно  ( напр. Деян 10:44-46 ). Вдохновляемые Святым Духом, новообращенные начинали пророчествовать, славить Бога, говорить на иных языках и проявлять многие другие Божьи дары, через которые Дух хотел проявиться в конкретном верующем ( 1 Кор 12 ) и которые Он давал для служения всей общине, всем другим людям. Дух Святой учил их и напоминал все то, чему учил апостолов Иисус («Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1 Ин 2:27).

http://blog.predanie.ru/article/miropoma...

Эта фраза не отрицает того, что Дух уже представлен в мире, — Он уже с Вами пребывает, но в Вас будет только после исполнения дела Сына, открывающего дверь Пятидесятнице — грядущему излиянию Духа Святого новым образом для обитания в уврачеванном человеческом естестве. Златоуст изъясняет выражение мир не видит Его как указание на иной образ явления Духа в мире, отличный от Христа, — Слова, ставшего плотью. Так же толкует эти слова преподобный Ефрем Сирин. Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин 14:26). Из-за Ин 14:26 невозможно понимать рпеата просто как Божественную силу или более широко Бог. Он предстает перед нами как отличная Божественная Личность. Утешитель именуется здесь Духом Святым. Употребление ветхозаветного термина есть уточнение: Утешитель, о Котором Господь говорит, есть Тот же, Кто известен как Дух Святой. Пошлет Отец во имя Мое — нис­посылание Утешителя мыслится как дело Отца, совершаемое ради Сына. Указание на то, что Дух Святой будет учить последователей Христа, мы видим и у апостола Луки (Лк 12:12), и у апостола Павла (1 Кор 2:13). Налицо понимание научения как специфического действия Духа Святого. В этой связи Ледд предполагает, что древнееврейское слово хйм„оЕ (‘посредник’, также ‘учитель’), встречающееся в Иов 33:23, писаниях Кумрана и арамейском таргуме на Иова, лучше всего выражает роль в Прощальной беседе, и, следовательно, имеется некоторый фон еврейской мысли относительно объединения роли защиты и научения. Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною (Ин 15:26–27). Как уже было сказано, греческое слово рпеата среднего рода, но Дух упоминается в мужском роде (как Он), местоимение ™ke‹noj в 15:26 является мужским, несмотря на стоящее после него рпеата. “Рядом с формами будущего времени, в которых выражены предыдущие места о Утешителе и которые относятся к Его чаемому пришествию, стоит настоящее время для выражения до­временного и вневременного отношения Его к Отцу: Который от Отца исходит” 44 . “Буквальный смысл глагола ™kporeЪemai ‘от­правляется в путь, выходит из единого обиталища’ подчеркивает именно единство источника или причины исхождения” 45 . Златоуст толкует: “от Моего значит от Моего знания; пошлю Его значит: предуготовлю вас к принятию Его” 46 . Связь свидетельства Апостолов со схождением Духа Святого мы видим также в словах Господа, сохраненных у апостола Луки (Деян 1:8).

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-novogo-...

Иисуса в воскрешённом теле можно было видеть и слышать. К Иисусу в воскрешённом теле можно было не только прикоснуться, ощупать Его раны, но также увидеть и услышать Его. Матфей говорит, что апостолы, «увидев Его, поклонились Ему» ( Мф. 28:17 ; курсив Н. Г.). Ученики на дороге в Еммаус узнали Его, когда ели вместе с Ним ( Лк. 24:31 ), видимо, по характерным жестам (ср. Лк. 24:35 ). Соответствующее древнегреческое слово (epiginosko) имеет значение «знать», «понимать» или «узнавать». Это обычное обозначение для зрительного узнавания физических объектов ( Мк. 6:33, 54 ; Деян. 3:10 ). Мария могла узнать Иисуса по тону его голоса ( Ин. 20:15–16 ). Не исключено, что Фома узнал Его даже раньше, чем прикоснулся к Его ранам от распятия ( Ин. 20:27–28 ). На протяжении периода в сорок дней все ученики видели Его и слышали, убеждаясь благодаря Его явлениям «со многими верными доказательствами», что Он жив ( Деян. 1:3 ; ср. Деян. 4:2, 20 ). Это было воскресение из мёртвых. В Новом Завете воскресение зачастую описывается как «воскресение из (ek) мёртвых» (ср. Мк. 9:9 ; Лк. 24:46 ; Ин. 2:22 ; Деян. 3:15 ; Рим. 4:24 ; 1Кор. 15:12 ). В своём буквальном значении это древнегреческое слово ek подразумевает, что Иисус восстал «из среды» мёртвых тел, то есть из могилы, где похоронены трупы ( Деян. 13:29–30 ). В тех же самых словах описывается воскрешение Лазаря «из мёртвых» ( Ин. 12:1 ). В случае Лазаря нет никаких сомнений, что он вышел из гроба в том же самом теле, в котором был похоронен. Итак, воскресение происходит с физическим мёртвым телом, находящимся во гробе, в могиле. Как справедливо указывает Гандри, «для того, кто раньше был фарисеем, такое словоупотребление могло иметь только один смысл – речь шла о физическом воскресении» (Gundry, 177). Слово soma всегда обозначает физическое тело. При употреблении по отношению к отдельно взятому человеческому существу слово «тело» (soma) в Новом Завете всегда обозначает физическое тело. Исключений из такого словоупотребления в Новом Завете нет. Павел употребляет слово soma по отношению к воскрешённому телу Христа ( 1Кор. 15:42–44 ), что отражает его уверенность в физической природе этого тела. Полный экзегетический анализ термина soma был проведён Робертом Гандри (ibid.). В качестве свидетельства о физической природе воскрешённого тела он указывает на «неизменное употребление Павлом слова soma только для обозначения физического тела» (Gundry, 168). Поэтому он приходит к выводу, что «последовательное и неизменное употребление слова soma для обозначения физического тела в антропологических контекстах препятствует попыткам дематериализации Воскресения, будь то со стороны идеализма или экзистенциализма» (ibid.).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАТИКАНСКИЙ КОДЕКС [лат. Codex Vaticanus], одна из самых ранних греч. пергаменных рукописей (IV в.), содержащая книги Ветхого и Нового Заветов (принятое в текстологии обозначение В. к.- лат. сигла В, для новозаветной части - B или 03). Текст написан изящным унциальным письмом в 3 колонки на странице, по 40-44 строки в каждой. Исключение составляют поэтические книги, где текст разделен на 2 колонки. Формат 27 ´ 27 см, сохранилось 759 л. Рукопись находится в Ватиканской библиотеке (Vat. gr. 1209) по крайней мере с 1475 г., когда она впервые была упомянута в ее каталоге ( Ropes. P. XXXI). В X-XI вв. оригинальный текст был обновлен: переписчик навел стершиеся буквы, расставил диакритические знаки и внес нек-рые исправления. Эти поновления не только лишили рукопись ее первоначальной красоты, но и в значительной степени затруднили ее палеографический анализ, определение датировки и локализацию В. к. В XV в. в тексте были восполнены лакуны: Быт 1. 1-46. 26; Пс 105. 27-137. 6; Евр 9. 14-13. 25; 1 и 2 Тим, Тит, Флм и Откр (в текстологии известен как минускул 1957). В рукописи IV в. была утрачена часть листа, содержащая 4 Цар 2. 5-7, 10-13. На основании анализа почерков К. Тишендорф выделил в рукописи работу неск. переписчиков. Первому (B1) принадлежит часть ВЗ (он же переписывал нек-рые листы НЗ в Синайском кодексе ), этот текст был вскоре отредактирован вторым писцом на основании др. рукописи (В2; принятое в издании Г. Б. Суита обозначение этого переписчика для ВЗ-Ва). Третьим считается писец, работавший в X-XI вв. (Вв). ВЗ занимает 617 л. рукописи. Порядок книг ВЗ: Быт - 2 Пар, 1 и 2 Ездр, Пс, Притч, Еккл, Песн, Иов, Прем, Сир, Есф, Иф, Тов, Ос-Мал, Ис, Иер, Вар, Плач и Посл Иер, Иез, Дан; отсутствуют молитва Манассии и Маккавейские книги. НЗ начинается с л. 618. Возможно, вместе с указанными каноническими частями в рукописи были утрачены др. раннехрист. тексты, к-рые, как напр. в Синайском кодексе, изначально включались в рукопись. Порядок книг НЗ: Мф, Мк, Лк, Ин, Деян, Соборные послания, Рим, 1, 2 Кор, Гал, Еф, Фил, 1, 2 Фес, Евр; отсутствуют Аммониевы главы и Евсевиевы каноны (см. ст. Гармония евангельская ). Система деления новозаветного текста на главы является более древней, чем та, к-рая характерна для большинства пергаменных рукописей НЗ. Напр., Второе послание Петра не выделено среди др., возможно потому, что система деления появилась ранее того времени, когда оно стало считаться каноническим. Кроме того, в Посланиях ап. Павла нумерация глав единая, начиная от Послания к Римлянам и далее. послание к евреям следует за Посланиями к Фессалоникийцам; однако порядок нумерации показывает, что в рукописи, с к-рой переписывался В. к., Послание к Евреям находилось сразу после Послания к Галатам. Деление текста Деяний св. апостолов на 36 глав также отличается от принятого в большинстве рукописей.

http://pravenc.ru/text/Ватиканском ...

Ведь и Сам Христос связан с ней. По Своем славном Воскресении Господь сказал Своим ученикам: Так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день ( Лк.24:46 ; см. также Мф.26:24 ). Так написано в Законе, у Пророков и в Псалмах. Но прежде всего так, без сомнения, написано и в оной таинственной Книге на небесах, которая, заимствуя свое наименование от Христа, и называется Книгой жизни Агнца ( Откр.21:27 ). Как на первой, так и на последней странице этой книги начертано имя Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Ибо Он – Альфа и Омега: Альфа сотворения мира и Омега спасения рода человеческого. И опять-таки чрез каждое человеческое имя, записанное в сей Книге, просиявает Его имя, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись ( Деян.4:12 ). Агнец Божий! Значит, таинственная Книга – это Его Книга. Сей Агнец составил ее прежде создания мира, взяв обет подписать ее Своей невинной кровью. Это – Книга судеб всего людского рода и – Его судьбы. Так Агнец Божий хотел, в согласии с хотением Своего возлюбленного Отца и Духа Святого, свою собственную судьбу как Человек смешать с судьбами человечества. Сколь безмерно самоуничижение и какова слава любви, превосходящей [всякое] разумение! Однако судьба сия – это не бессмысленная сансара, круговорот жизни, и не беспощадная индийская карма, не ведущая ни прощения, ни Прощающего. И сансара, и карма выдуманы умыслом и воображением духа злобы, человекоубийцы от начала ( Ин.8:44 ), вероятно – танцующего Шивы, чтобы этими ложными понятиями заслонить от разумных человеческих глаз Отца света и любви. Ведь ни от сансары, ни от кармы нет избавителя, так как и сами боги, согласно индийской философии без слез, подпадают под их круговое действие (букв.: под обруч. – Пер.). Как у древних эллинов – все вращается на веретене богини Ананки («необходимости», «неизбежности»). Другое дело – судьбы христианские, книга судеб людей и народов. Держит ее в руках не Немезида с завязанными глазами, а всевидящий Бог, Отец света и любви, милости и сострадания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

и в) После этого суда Божия над боговраждебными царствами человеческими откроется на земле царство Божие. Основателем сего царства будет Сын человеческий, который получил от Ветхого днями власть, честь и царство, и эта власть Его будет вечною. Это царство Его будет: 1) всемирным: вси людие, племена и языцы тому поработают (14 ст.), вся власти тому работати будут и слушати (27 ст.), и 2) вечным: царство его, царство вечное (27 ст.) и власть его, власть вечная, яже не прейдет, и царство его не разсыплется (14 ст.. ср. 2:44). Участниками сего царства будут святые Божии: царство же, и власть и величество царей (величие царственное), иже под всем небесем (во всей поднебесной) дастся святым Вышняго (27 ст., ср. 22 ст.). Кто в сновидении Навуходоносора изображен в виде камня, оторвавшегося от горы, Тот здесь называется подобным Сыну человеческому, а в видении св. Иоанна Богослова Он назван львом от колена Иудина и корнем Давидовым ( Апок. 5:5 ; ср. Быт. 49:9 ; Ис. 11:1 ). Это истинный Сын человеческий – Господь Иисус Христос, Который в то же время был истинным Сыном Божиим. Поэтому сказанное о нем у пророка, что Он грядет на облаках и доходит до Ветхого днями (13 ст. 3) нужно понимать буквально: ибо Он Сам говорил о Себе: Аз ко Отцу Моему гряду ( Ин. 14:12; 13:33, 36–37; 20:17 ) и действительно вознесся на небо на облаках: зрящим им (т. е. апостолам) взятся, и облак подъят Его от очию их (9 ст.). Равным образом и во второе славное пришествие Свое Он явится, как Сам говорил о том, также на облаках: тогда узрят Сына человеческаго грядуща на облацех небесных с силою и славою многою ( Мф. 24:30 ; ср. 26:64). Отсюда уже понятно и то, что под святыми Вышнего, которым будет принадлежать сие царство (26 ст.), нельзя разуметь иудеев (которые называются этим именем у пророка – 21 ст.), хотя им первее всего по обетованию принадлежало право на вступление в это царство ( Мф. 10:5–6; 15:24 ; Деян. 13:46 ), и, как избранный народ Божий, они в ветхом завете составляли царство Божие и назывались народом святым ( Исх. 19:6 ). Здесь под святыми Вышнего разумеются все верующие в Иисуса Христа, которые стали новым духовным Израилем, новым избранным народом, призванным к осуществлению того высокого назначения, которого не выполнил ветхозаветный плотской Израиль (см. 1Пет. 2:5 ср. Исх. 19:6 ). А этот новый избранный народ имел составиться из всех племен и языков на земле ( Мф. 28:19 ; Ин. 10:16 ), как ясно сказано об этом и у пророка: вси людие, племена и языки тому поработают (7:14) или: вся власти тому работати будут и слушати (– 27 ст.), т. е. в царстве Христовом или в церкви Ему, т. е. Богу, будут служить (работати) и повиноваться (слушати) все люди, племена и народы и власти их.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Эта возрождающая, освящающая и спасающая благодать есть самое драгоценное и высшее для нас благо, ибо дарование ее нам было целью пришествия в мир Христа и Его крестных страданий и смерти. Огонь пришел Я низвести на землю, – сказал Он, – и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! ( Лк.12:49 ). По изъяснению этих слов Христа св. Антонием Великим и Макарием Египетским , под огнем здесь разумеется возрождающая благодать Святаго Духа, которая изливается на нас в Таинстве миропомазания при совершении над нами Таинства крещения, почему она и называется крещенскою 44 . Как на параллельные к этим Божественным словам надо указать также и на следующие слова Христа: уне есть вам, да Аз иду (разумеется на крест и смерть): аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще (ли) же иду, послю Его к вам ( Ин.16:7 ). Вот почему Симеон Новый Богослов говорит: «То и было целью и концом всего домостроительства Христова, чтобы верующие принимали Духа Святаго... и чтобы Он был как бы душою нашей души... и чтобы действием Сего Духа мы освящались, обновлялись и пересозидались по уму, совести и по всем чувствам» 45 . Сей великий святой отец Церкви согласно с учением о Царстве Божием Христа и апостола Павла ( Ин.3:5 ; Мф.13:33, 45–46 ; Лк.19:12–27 ; Деян.1:3–8 ; Рим.14:17 ), вместе со св. отцами Антонием Великим 46 , Макарием Египетским 47 и Ефремом Сириным 48 даже учит, что Царство Божие, которого Господь повелел нам прежде всего искать ( Мф.6:33 ), и есть возрождающая благодать Святаго Духа как источник нашей святой жизни 49 . Но этого самого драгоценного для нас блага, этой возрождающей благодати Святаго Духа с ее святостью нет и не может быть у протестантов, ибо у них нет Таинства миропомазания. В крещении, как это явствует из «Православного исповедания» 50 , мы только очищаемся от грехов, умираем для жизни плотской и возрождаемся от Святаго Духа для жизни новой и святой. Но последняя возможна для нас только при помощи той благодати, которую мы получаем в Таинстве миропомазания. В этом Таинстве преподается нам Дух Святый со всеми Его дарами, возращающими и укрепляющими нас в духовной святой жизни 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Ст. 6. Аз же поставлен есмь и пр. Но ближе с подлинника: Я поставил царя моего над Сионом, горою святости Моея. Аз же. Единый противополагается множеству царей земных и почти всемирному восстанию (ст. 2). Я, коего весь совет стоит, и еже хощу, сотворю, ( Исх.46:10 ), Я поставил. Поставил. По переводу Симмаха, Шмида и указанию Св. Луки ( Деян.4:27 ): помазал. То и другое показывает 1) торжественность, 2) истину и 3) неизменяемость. 1) так как помазывание в царя и поставление на сей степень по большей части совершается пред лицом и в слух всего народа ( 2Цар.5:3 ); 2) Поставил не по своему желанию, как бы чуждому истине, и не по человеческим советам; так же и не сам поставляемый своею силою восхитил царское достоинство. Ибо Евр.5:4–5 : никто же сам себе приемлет честь, но званный от Бога, тако и Христос и пр. 3) Я, неизменяемый, так положил, чтобы царство Его, при всех обуреваниях, было царство вечное и престол его неразрушимый ( Дан.2:44 ). Царя моего, того самого Мессию, против коего идолопоклонники и иудеи вооружаются (ст. 2), называет царем своим: а) по особенности царства, отдельного от царств мира сего ( Ин.18:36 ), или б) по свойству постановителя, который непосредственно есть Бог Отец, а не войско или народ, избирающие царей земных. Над Сионом, горою святости моея. Гора Сион первоначально есть местопребывание царствующего Давида, и называется градом Его и крепостию ( 2Цар.5:7, 9 ). Сию же гору, как царственное жилище, занимал и Соломон ( 3Цар.8:1 ). Гора сия называется 1) святою ( Иоил.2:1 ), 2) возлюбленною от Господа паче всех селений Иаковлих ( Пс.86:2 ); 3) горою Божиею и жилищем Божиим ( Пс.66:16–17 ), противополагается Синаю ( Евр.12:22, 5 ), изъясняется словами: свободь и мати всех верующих ( Гал.4:26 ), градом Бога живаго, Иерусалимом небесным и церковью первородных, на небесех написанных ( Евр.12:23 ). И так Сион, над коим поставлен царем Иисус Христос , означает а) Сион Небесный, церковь торжествующую, и б) Сион духовный на земле, церковь воинствующую; так как Иисусу Христу дадеся всяка власть на небеси и на земли. (Матф.). Таким образом, разум сего стиха, может быть, сей: с каким усилием ни вооружались на Мессию вы, перстные цари и народы, никогда не поколеблете царства Его. Не человеческими силами, не пременяемою волею, но Моим всемогуществом и по Моему предвечному совету утвержден престол Его. Я, объемлющий рукою моею вселенную всю, как гнездо, и крепостию ее отрясающий грады от земли как прах – я поставил Его царем. Безразсудные! Вы мечтаете разрушить царство Его на земле, но царство Его не земное и не от мира сего; Он царствует над Сионом духовным, который всегда пребудет славен, сколько бы не посрамляли его; не разрушим, сколько бы не силились разрушить его; высок, сколько бы ни унижали живущих на нем. Он царь в жилище святости своея, там, где царствуют с ним святые мои, царь по образу Давида, но над Сионом вечным. III

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

г) их молитвы услышанные: Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений, Он помог мне, и возрадовалось сердце мое ( Пс.27:6–7 ). Просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна ( Ин.16:24 ); д) божественное покровительство и помощь: Возрадуются все уповающие на Тебя: Ты будешь покровительствовать им ( Пс.5:12 ). Господь одесную меня; не поколеблюсь. Оттого возрадовалось сердце мое ( Пс.15:8–9 ). Господь помог мне, и возрадовалось сердце мое ( Пс.27:7 ). Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь; десница Твоя поддерживает меня ( Пс.62:8–9 ); е) дары Божии: Веселись о всех благах, которые Господь Бог дал тебе и дому твоему ( Втор.26:11 ). Не преставал Бог свидетельствовать о Себе благодеяниями, исполняя пищею и веселием сердца наши ( Деян.14:17 ); ж) чудные дела Господни: Как велики дела Твои, Господи! Ты возвеселил меня творением Твоим, я восхищаюсь делами рук Твоих ( Пс.91:6,5 ). Великое сотворил Господь над нами, мы радовались ( Пс.125:3 ). Все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они ( Лк.19:37 ); з) слово Божие: Повеления Господа праведны, веселят сердце ( Пс.18:9 ). Откровения Твои я принял как наследие навеки, ибо они веселие сердца моего ( Пс.118:111 ). Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль ( Пс.118:162 ). Было слово Твое в радость и в веселие сердца моего ( Иер.15:16 ). Антиохийцы, прочитавши письмо апостолов, возрадовались о наставлении ( Деян.15:31 ); и) христианское общение: Все верующие были вместе и имели все общее. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа ( Деян.2:44,46–47 ). Я послал Епафродита, чтобы вы, увидевши его, возрадовались. Примите же его в Господе со всякою радостью ( Флп.2:28–29 ). Желаю видеть тебя, дабы мне исполниться радости ( 2Тим.1:4 ). Надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна ( 2Ин.1:12 ); к) избавление от всеобщих бедствий: вывел Господь народ Свой из Египта в радости, избранных Своих в веселии ( Пс.104:43 ). Когда возвращал Господь плен Сиона, тогда уста наши были полны веселья. Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью ( Пс.125:1–2,5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010