Евангелие от Иоанна Глава 18 Ин.18:1 . Сказал это Иисус и вышел с учениками Своими на поток Кедрон, гас был сад, в который и вошёл Он с учениками. Ин.18:2 . А Иуда, предавший Его, знал это место, потому что там часто собирались Иисус и ученики Его. Ин.18:3 . Так что Иуда, взяв военный отряд, а также служителей у первосвященников и фарисеев, приходит туда, – с фонарями, факелами и оружием. Ин.18:4 . Тогда Иисус, ведая всё, что произойдёт с Ним, вышел и говорит: «Кого ищете?» Ин.18:5 . Ответили Ему: «Иисуса Назорея». Говорит Иисус: «ЭТО Я». А среди них стоял Иуда, предавший Его. Ин.18:6 . И когда сказал Он «ЭТО Я», они отступили назад и попадали на землю. Ин.18:7 . Снова тогда Он спросил их: «Кого ищете?» И сказали они: «Иисуса Назорея». Ин.18:8 . Ответил Иисус: «Сказал Я вам: ЭТО Я. Если ищете Меня, дайте им уйти, Ин.18:9 . чтоб сбылось сказанное слово: «Кого Ты дал Мне, ни одного из них не погубил Я " ». Ин.18:10 . Тогда Симон-Пётр, у которого был меч, вынул его, ударил раба первосвященникова и отсёк ему правое ухо (а имя рабу было Малх). Ин.18:11 . Сказал тогда Иисус Петру: «Вложи меч в ножны. Чаша, которую дал Мне Отец, её ли Мне не пить?» Ин.18:12 . Тогда воины с тысяченачальником и иудейские служители схватили Иисуса и связали Его. Ин.18:13 . Они повели Его сперва к Анне, тестю Каиафы, а Каиафа был первосвященником в тот год. Ин.18:14 . Это он дал совет иудеям, что лучше одному человеку погибнуть 101 за народ. Ин.18:15 . А Симон-Пётр и другой ученик последовали за Иисусом. Ученик же этот был известен первосвященнику, и он вошёл вместе с Иисусом во двор первосвященника, Ин.18:16 . а Пётр остался снаружи у ворот. Потом вышел этот другой ученик, известный первосвященнику, и сказал привратнице и ввёл Петра. Ин.18:17 . Тогда служанка-привратница говорит Петру: «Уж не из учеников ли этого человека и ты?» Говорит он: «Нет». Ин.18:18 . А рабы и служители, разведя огонь, потому что холодно было, стояли и грелись. Так что и Пётр стоял с ними и грелся. Ин.18:19 . Тогда спросил Иисуса первосвященник про Его учеников и Его учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Слово примите используется также в другом месте в Евангелии и связано с верой в Иисуса (Ин 1:12; 3:11,27,32,33). Таким образом принятие Духа ясно связывается с верой во Христа. Само слово — это активный аористный императив 2-го л. мн. ч. от В пассивном залоге он обычно понимается как ‘принимать’, в активном — как ‘брать’. Это слово в этой же форме используется Евангелистом еще два раза — в речи Пилата к иудеям: возьмите Его вы (Ин 18:31; 19:6). У апостола Иоанна Христос и Дух описываются в одинаковых характеристиках, применяемых только к Ним: Они оба дают жизнь. Иисус пришел, чтобы мы могли иметь жизнь (жизнь вечную — Ин 3:36; хлеб жизни — Ин 6:35; воскресение и жизнь — Ин 11:25). То же говорится в отношении Духа, Который подает жизнь (Ин 3:5; 6:63). Они оба выступают в учительской функции (Иисус — Ин 1:38; 3:2; 11:28; 13:13–14; 20:16, Дух — Ин 14:26; 16:13). Каждый из Них описывается как Святой (Иисус — Ин 6:69, Дух — Ин 14:26), как Тот, Кто обличает грех (Иисус — Ин 9:39, Дух — Ин 16:8). Они оба имеют власть отпускать грехи, при том, что в тексте неоднократно подчеркивается, что это есть исключительно Божественная прерогатива. Однако наиболее близко связывают Их понятия Истины и Свидетельствования. Истина : Иисус есть истина (Ин 14:6). Святой Дух есть истина (1 Ин 5:6). В Ин 3:33 говорится, что Бог есть истинен, то есть, признание истины относится к Богу-Отцу. Тем самым “понятие истины как высшей реальности и подлинного Божественного бытия относится ко всем лицам Пресвятой Троицы, получая свое особое выражение в спасительном служении Святого Духа” 55 . Свидетельство : Дух так же свидетельствует о Иисусе (Ин 15:26), как Иисус свидетельствует об Отце (Ин 14:6–11). Это свидетельствование было начато с нисхождения в Богоявлении и продолжено Духом, обитающим в верующих (Ин 14:17). Послание Подателем Духа Святого верующим является Бог-Отец: кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам (1 Ин 3:24) и подобный стих: Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего (1 Ин 4:13). Дух является Тем, Кто соединяет верующих с Богом, включает их в Божественную жизнь и делает причастником Божеского естества.

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-novogo-...

Очень часто термин «иудеи» в четвертом Евангелии синонимичен термину «фарисеи»: пришедший к Иисусу ночью Никодим обозначен как человек из фарисеев (νθρωπος κ τν Φαρισαων), начальник Иудейский (ρχων τν ουδαων – буквально: «начальник иудеев») ( Ин.3:1 ). Священники и левиты, посланные иудеями к Иоанну Крестителю, были из фарисеев ( Ин.1:24 ). Ученики Иоанновы спорили с иудеями об очищении ( Ин.3:25 ). Иудеи говорили бывшему расслабленному: Сегодня суббота; не должно тебе брать постели ( Ин.5:10 ). Иудеи роптали на Иисуса и говорили: Не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? ( Ин.6:41–42 ). Иудеи искали Его на празднике и говорили: где Он? ( Ин.7:11 ). Иудеи, услышав слова Иисуса, дивились: Как Он знает Писания, не учившись? ( Ин.7:15 ). Иудеи говорили: Куда Он хочет идти, так что мы не найдем Его? ( Ин.7:35 ). Иудеи спрашивали: Неужели Он убьет Сам Себя? ( Ин.8:22 ). Иудеи обвиняли Иисуса в том, что Он самарянин и в Нем бес ( Ин.8:48, 52 ). Иудеи допрашивали исцеленного от слепоты ( Ин.9:18–34 ), как ранее они же допрашивали исцеленного от расслабления. Иудеи хватали в руки камни, чтобы побить Иисуса ( Ин.10:31 ). Иудеи искали убить Его ( Ин.5:16 ; Ин.7:1 ). Во всех этих и многих других эпизодах отчетливо просматривается конкретная, по-видимому, небольшая, группа лиц, объединенная условным наименованием «иудеи», но представляющая собой не весь иудейский народ, а только его религиозно-политическую верхушку. Эта группа лиц озабочена буквальным соблюдением закона Моисеева, в частности заповеди субботнего покоя ( Ин.5:16 ); видит в Иисусе Человека, который возомнил о Себе слишком много, ставя Себя выше Авраама ( Ин.8:58 ), делая Себя равным Богу ( Ин.5:18; 10:33 ). Иногда «иудеи» прямо противопоставляются «народу»: И много толков было о Нем в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ. Впрочем, никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев ( Ин.7:12–13 ). В данном случае «народ» – это жители Иерусалима и окрестностей, иудеи по вероисповеданию и этническому происхождению. Однако термин «иудеи» зарезервирован для группы лиц, которой народ «боялся». Почему боялся? Потому что в ее руках была сосредоточена власть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ин.18:38 . Говорит Ему Пилат: «Что это истина?» Сказав это, он снова вышел к иудеям и говорит им: «Не нахожу на Нём никакой вины. Есть у вас обычай, чтобы одного отпускал я вам на Пасху. Хотите теперь, отпущу вам Царя иудеев?» Ин.18:40 . Закричали тогда снова все: «Не Его, а Варавву!» Варавва же был разбойник. Глава 19 Ин.19:1 . Тогда взял Пилат Иисуса и отдал на избиение бичами. Ин.19:2 . А воины, сплетя венок из колючек, возложили Ему на голову и багряный плащ на Него надели. Ин.19:3 . И 104 говорили: «Привет тебе, Царь иудеев!» И били Его по лицу. Ин.19:4 . И вышел снова наружу Пилат и говорит: «Вот я вывожу Его к вам, и знайте, что никакой вины не нашёл я на Нём». Ин.19:5 . Тогда вышел наружу Иисус, одетый в терновый венец и багряницу, а Пилат говорит: «Вот этот Человек!» Ин.19:6 . Но когда увидели Его первосвященники и служители, то закричали: «Распни, распни!» Говорит им Пилат: «Возьмите Его и сами распните, а я не нашёл на Нём вины». Ин.19:7 . Ответили иудеи: «У нас есть Закон, и по нашему 105 Закону должен Он умереть, потому что выдаёт Себя за Сына Божьего!» Ин.19:8 . И когда услышал Пилат эти слова, он сильно испугался. Ин.19:9 . Он снова вошёл в преторию и говорит Иисусу: «Откуда Ты?» Но Иисус не ответил ему. Ин.19:10 . Говорит тогда Пилат: «Это мне не отвечаешь? Разве не знаешь, что есть у меня власть распять Тебя и есть у меня власть отпустить Тебя?» Ин.19:11 . Сказал Иисус: «Не имел бы ты никакой власти надо Мной, если бы не дана была она тебе свыше. Потому больше греха на том, кто отдал Меня тебе» Ин.19:12 . Из-за этого стал Пилат размышлять, как бы отпустить Его, иудеи же кричали: «Если отпустишь Его, не друг ты кесарю. Кто выдает себя за царя, тот против кесаря». Ин.19:13 . И услышав эти слова, Пилат вывел Иисуса и посадил 106 на возвышении на месте под названием Каменная мостовая, а по-еврейски Гаввафа. Ин.19:14 . А была пятница перед Пасхой, был час шестой 107 . И говорит он иудеям: «Вот Царь ваш». Ин.19:15 . Тогда закричали они: «Долой, долой, распни Его!» Говорит им Пилат: «Царя вашего распять?» Ответили первосвященники: «Нет у нас царя кроме кесаря».

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Ин.18:4 .  Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ин.18:5 .  Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. Христос не ожидает, когда Его найдут, а Сам выходит солдатам навстречу из того несколько уединенного места, где Он совершал Свою молитву (ср. Лк.22:41 ). Спокойствие, обнаруженное при этом Христом, евангелист объясняет тем, что Господь знал наперед все, что с Ним будет. Ин.18:6 .  И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю. Ин.18:7 .  Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея. Ин.18:8 .  Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, Ин.18:9 .  да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого. Когда находившиеся по близости к Христу солдаты и служители синедриона услыхали из Его собственных уст, что пред ними стоит Иисус Назорей, то они испугались, отпрянули назад и повалились на землю. Вероятно, более всего испугались и произвели род паники служители – иудеи, которым, конечно, припомнились рассказы о чудесах Христа и которые могли опасаться, что Христос поступит с ними, как некогда пророк Илия поступил с воинами, пришедшими схватить его ( 4Цар.1:10 ). Иоанн отмечает при этом, что Христос требует, чтобы воины не трогали Его учеников: так исполнилось слово Его, высказанное в первосвященнической молитве ( Ин.17:12 ; ср. Ин.6:39 ). Причина, почему Христос не хотел, чтобы вместе с Ним взяли и учеников, была, конечно, в том, что они должны были продолжать Его дело после Него, да они еще и не были готовы к перенесению страданий. Ин.18:10 .  Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Ин.18:11 .  Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? Повторяя здесь рассказ синоптиков об отсечении мечом уха архиерейскому рабу, Иоанн прибавляет, что это сделал именно апостол Петр и что рабу было имя Малх (имя это не иудейское, а арабское, и, вероятно, этот раб был язычником). Замечание Христа апостолу Петру первой своей половиной сходно с тем, что имеется у евангелиста Матфея ( Мф.26:52 ), вторая же его половина хотя и содержит в себе мысль, подобную мысли, выраженной у Мф.26:54 , однако человеку, которому было известно о молитве Христа в Гефсимании, оно должно было напомнить именно то, что говорил в то время Христос ( Лк.22:42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Собственно христ. понимание И. в НЗ основывается в первую очередь на осмыслении этого понятия в Евангелии от Иоанна. Уже в Прологе, говоря о воплощении Слова Божия, евангелист свидетельствует о том, что «благодать... и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин 1. 17). В беседе с самарянкой сам Христос, говоря о грядущем спасении, противопоставляет иудеям и самарянам «истинных поклонников (ο ληθινο προσκυνητα)» Бога, к-рые «будут поклоняться Отцу в духе и истине (ν πνεματι κα ληθε)» (Ин 4. 23). И., т. о., становится необходимым условием подлинного богопоклонения. По словам Иисуса Христа, знание человеком И. ведет его к подлинной свободе: «...и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8. 32); условием приобретения этого знания становится для последователя Христа «пребывание в Его слове» (ср.: Ин 8. 31), т. е. верность Его учению и соблюдение Его заповедей. Обличая тех из Своих слушателей, кто не понимали Его слов, Христос говорит, что их отец диавол, к-рый чужд всякой И.: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин 8. 44). В молитве Христа к Отцу за учеников (т. н. Первосвященническая молитва) Он просит освятить их истиной, ибо слово Отца есть И. (Ин 17. 17). Это становится смыслом и целью грядущей крестной Жертвы: «...за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (Ин 17. 19). На допросе у Понтия Пилата Христос говорит, что целью Его пришествия в мир является свидетельство об И. и «всякий, кто от истины» внимает этому свидетельству (Ин 18. 37). Слова Христа непонятны Пилату («Пилат сказал Ему: что есть истина?» - Ин 18. 38), однако он свидетельствует перед иудеями о невиновности Христа и предпринимает попытку отпустить Его (Ин 18. 39). Центральным в новозаветном учении об И. является свидетельство Евангелия от Иоанна - Иисус Христос называет Истиной Себя: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин 14. 6). Тот Дух Утешитель (Ин 16. 7), пришествия Которого Христос заповедает ожидать после Своей смерти и воскресения, именуется «Духом истины»; Он наставит учеников Христа «на всякую истину» (δηγσει μς ν τ ληθε πσ; букв. будет руководить вами в [познании] всякой истины - Ин 16. 13). В Первом послании Иоанна Богослова говорится, что о Христе свидетельствует Дух, «потому что Дух есть истина» (1 Ин 5. 6).

http://pravenc.ru/text/675021.html

Сын Божий, Спаситель мира, будучи Сам совершеннейшей Истиной, явился на землю открыть эту истину людям ( Ин.18:37 ), дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:15, 16 ). И лишь только раздался голос этой Божественной Истины, как тотчас же появились слушатели и последователи Её ( Мф.5:23–25 ). Истина, духовная пища человечества, открывается миру ( Ин.3:35, 36 ), но плотские люди не в состоянии принять, яже Духа Божия (2:19, 20; 3:3, 4; 4:10–15, 32 и 33 ст. и др.); таков закон естества ( 1Кор.2:14 ; Ин.3:31 ; Гал.5:17 ). Поэтому Спаситель Сам избирает себе 12 учеников и делает их апостолами; одних Он призывает от мирских занятий в ученики Себе; другие, влекомые силою Божества Его, неотлучно следуют за Ним. Но Спаситель не был учителем только апостолов, Он и народу открывал Своё учение. Он Сам сказал: доколе Я в мире, Я свет миру ( Ин.9:5 ). Народу Спаситель предлагал начатки Своего учения и то большею частью в притчах, а тех, кого желал сделать ловцами человеков, научал всему; Он ученикам Своим открывал всю волю Отца Своего небесного ( Ин.15:15 ) наедине; постепенно научая их тайнам царствия Божия ( Ин.13:11 ), открыл их ум к уразумению Писаний ( Лк.24:45 ) всех ветхозаветных пророческих, предал им всё, что слышал от Отца своего Небесного ( Ин.15:15 ). Учением Своим Спаситель очистил апостолов, как сосуды избранные ( Ин.15:2 ; Деян.9:15 ); сделал их соработниками Своими, служителями Своими и домостроителями тайн Божиих ( Лк.1:2 ; 1Кор.3:9 ; 2Кор.3:6 ). В знак того, что апостолы вполне поняли истину, Спаситель вручил им Божественную власть на земле – духовными узами вязать и решить всё (человечество) ( Мф.18:18 ). Утвержденных в истине и уполномоченных Божественною властью, апостолов Спаситель, истинный свет мира, оставляет в мире вместо Себя тоже как свет мира ( Мф.5:14 ). Пм одним Спаситель заповедует: идите по всему миру, и проповедуйте евангелие всей твари ( Мк.16:15 ). Он говорит апостолам: вы друзья мои, если исполните то, чего Я заповедую вам ( Ин.15:14 ); Я назвал вас друзьями потому, что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего (15 ст.); не вы Меня избрали, а Я вас избрал, чтобы вы шли, и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал (16 ст.). И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век ( Ин.14:16 ); когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину, и будущее возвестит вам ( Ин.16:13 ); научит вас всему и напомнит вам всё то, что Я говорил вам ( Ин.14:26 ). И тогда только вы, облагодатствованные Духом Святым, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скончания века. Аминь ( Мф.28:19, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Видишь ли, что мы избегаем ваших ухищрений, как ни хотелось вам одолеть нас? Но поскольку мы узнали уже, сколь непреоборимы твои умозаключения и ухищренные доводы, то посмотрим, какова крепость твоих доказательств из слова Божия, если станешь убеждать нас и ими.    Ибо мы и познали, и проповедуем Божество Сына, руководствуясь великими и высокими словами. Какими же? Следующими: Бог, Слово, в начале, с началом начало («В начале было Слово, и слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1). И: «с Тобой начало» (Пс.103:4). И еще: «Кто от начала (Ис.41:2-4). вызывает роды» (Ис.41:4). А также наименования: Сын единородный («Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1:18); Путь, истина, Жизнь, Свет («Я есть путь, истина и жизнь» (Ин.14:6); и еще: «Я свет миру» (Ин.8:12)), Премудрость, Сила («Христос Божия сила и Божия премудрость» (1Кор.1:24)), Сияние, Образ (χαρακτηρ, εικν), Печать («Сей будучи сияние славы и образ (χαρακτηρ) ипостаси Его» (Евр.1:3); и еще: «Образ (εικν) благости» (Прем.27:6); и еще: «Отец на нем положил печать свою, Бог» (Ин.6:27)); Господь, Царь, Сущий, Вседержитель («и Господь полил дождем огонь от Господа» (Быт.19:24); и еще: «жезл правоты, жезл царства Твоего» (Пс.44:7); и еще: «который есть и был и грядет, Вседержитель» (Апок.1:8)) ясно приписываются Сыну, равно как и другие имеющие с этими одинаковую силу и принадлежащие к числу тех, из которых ни одно не есть приобретенное и впоследствии присвоенное Сыну или Духу, так же как и самому Отцу, потому что Он совершен не через приращение, и не было, когда бы Он был без Слова, не было, когда бы Он был не Отец, не было, когда бы Он был не истинен, или не премудр, или не всемогущ, или лишен жизни, или светлости, или благости.    Перечисли же и ты в противоположность этим словам те, которые отыскивает твоя неблагодарность! Таковы суть: «Бог мой и Бог ваш» (Ин.20:17), «бо­лее» (Ин.14:28), «создал» (Прит.8:22), «сотворил» (Деян.2:36), «освя­тил» (Ин.10:36). А если угодно, и следующие: «раб» (Ис.49:3), «послу­шен» (Фил.3:7), «отдал» (Ин.5:22, 10:29), «навык» (Евр.5:8), «запове­дал» (Ин.14:31), «послал» (Ин.10:36, 17:3), «не может от себя ничего тво­рить» (Ин.5:30), или говорить (Ин.12:49), или судить (Ин.12:47), или даровать (Мф.20:23), или хотеть (Мф.26:39).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3054...

Евангелист не говорит, где была произнесена молитва – в комнате, где совершалась Тайная Вечеря, или уже на пути к Гефсиманскому саду. Возможен и тот и другой варианты. Первый подкрепляется тем, что лишь после окончания молитвы Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его ( Ин.18:1 ). Второй вариант основывается на предположении, что та часть беседы с учениками, которая следует за словами – Встаньте, пойдем отсюда ( Ин.14:31 ), – была произнесена на пути в Гефсиманию. 1. Молитва о славе Лейтмотивом прощальной беседы Иисуса с учениками была мысль о Его восхождении к Отцу. Это восхождение, отмечает известный богослов, не может быть сведено к какому-либо конкретному событию, произошедшему во времени и пространстве, будь то смерть Иисуса на кресте, Его воскресение или Его вознесение на небеса 487 . Восхождение Сына к Отцу начинается после того, как от беседы с учениками Он обращается к беседе с Отцом: После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! Пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира ( Ин.17:1–5 ). Начало молитвы созвучно словам, которые Иисус обратил к Отцу, когда душа Его возмутилась при мысли о предстоящем «часе» страданий и смерти: Отче! Прославь имя Твое ( Ин.12:27–28 ). Оно также напоминает о первых словах беседы с учениками: Ныне прославился Сын Человеческий ( Ин.13:31 ). Как мы помним, термин «слава» в языке Иисуса и евангелиста Иоанна обладал богатым богословским смыслом. Славой евангелист называет то, что присуще Иисусу как Единородному Сыну Божию и что было явлено людям в Его пришествии в мир, Его земном служении ( Ин.1:14 ) и Его страданиях ( Ин.12:41 ). Первое чудо – претворение воды в вино в Кане Галилейской – интерпретируется как явление славы Иисуса ( Ин.2:11 ). Сам Иисус говорит о том, что не принимает славы от человеков ( Ин.5:41 ) и ищет славы не Себе, а Пославшему Его ( Ин.7:18 ). Он не славит Себя – Его прославляет Отец ( Ин.7:54 ). Своих противников Иисус обвиняет в том, что не ищут славы, которая от единого Бога ( Ин.5:44 ), ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию ( Ин.12:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И еще сказал:  обмакивающий со Мною  руку  в блюдо  ( Мк.14:20 ), так как было и то, и другое. Потом, в конце вечери,  взяв хлеб, сказал: приимите, ядите. Также и чашу, говоря: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета; сие творите в Мое воспоминание  (ср.:  Мк.14:22–24 ;  Лк.22:19–20 ;  Мф.26:26–28 ); впрочем, совершая это, и Сам ел и пил с ними. Обрати внимание, что Он называет Своим Телом хлеб, а не опреснок, поэтому да устыдятся приносящие для (евхаристической) жертвы пресный хлеб.  И после (сего куска)  хлеба  вошел в  Иуду  сатана  ( Ин.13:27 ), – искушавший его прежде (извне) теперь окончательно вселился в него. И выйдя, говорит (Евангелие), Иуда договорился с первосвященниками, что предаст им Учителя за тридцать сребреников (ср.:  Лк.22:3–5 ;  Мф.26:14–15 ). Перейдя на другую строну потока Кедрон, где был сад, Иисус вошел в него с учениками Своими. Он имел обыкновение часто приходить туда, почему  знал это место и Иуда  (см.:  Ин.18:1–3 ), который,  взяв отряд воинов,  пришел, и с ним множество народа, и, подойдя к Иисусу, дал им знак целованием. Так они условились, потому что много раз Христос, будучи преследуем, уходил незамеченным; как и здесь Он Сам первый вышел к ним, спросив:  кого ищете?  ( Ин.18:4 ), – и опять они Его не узнавали, но не из-за темноты, ибо были с горящими факелами и светильниками, говорит евангелист ( Ин.18:3 ), и в страхе  отступили назад и пали на землю  ( Ин.18:6 ); затем снова подошли, и Он Сам отвечал им:  это Я  ( Ин.18:8 ). Когда Иуда сделал им знак, Христос сказал:  друг, для чего ты пришел?  То есть  делай то, для чего ты пришел  (см.:  Мф.26:50 ). И еще (сказал):  как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня?  ( Мк.14:48 ;  Лк.22:52 ). Пришли же они ночью, чтобы не сделалось возмущения в народе. Самый пылкий – Петр извлек меч, так как на вечери они были приготовлены к этому, и ударив первосвященникова раба, по имени Малх, отсек ему правое ухо (см.:  Ин.18:10 ). Иисус знал, что первосвященники говорят, будто Он неправильно понимает и изъясняет закон, и потому запретил Петру, – ведь ученику духовного мужа не подобает применять оружие, – а Малхово ухо исцелил.  (Тогда воины и служители иудейские),  взяв Иисуса, привели Его, связанного, во двор первосвященника Анны, который был тесть Каиафе (см.:  Ин.18:12–13 ).

http://azbyka.ru/sinaksar-ksafnopul

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010