Страдания способны некоторых соблазнять, так что кто-то может подумать: Христос слаб, немощен, беспощаден; нас мучают, убивают, а что же Он ( Ин.16:1–2 )? Потому всезаботливый Спаситель и говорит Своим ученикам на Тайной Вечере: Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам ( Ин.16:7 ). Дух Святой – весь Христов по Божеству, не потому что Он от Него будто бы исходит (ибо Дух Святой по Божеству исходит только от Отца), а потому что Он Ему единосущен. Христос – Истина, а Дух Святой – это Дух Истины; когда придет Он – то наставит вас на всякую истину обо Мне, потому что от Моего возьмет и возвестит вам ( Ин.16:13, 14 ). Троичное Божество полнее всего сказует нам Свою тайну через воплощенного Бога Слова, через Богочеловеческое Тело Церкви ( 1Тим.3:15–16 ; Еф.4:21 ; Мф.11:27 ). Поэтому и явление, и действие, и обитание Духа Святого в Церкви присно совершается в категории Богочеловеческого: присно Богочеловеком, благодаря Богочеловеку, в Богочеловеке. Радость, единственная истинная и единственная вечная радость для человеческого существа на земле и на небе – это и есть Господь Иисус Христос, Бог Слово, Который соделался человеком, стал Церковью и в ней вверил нам Вечную Истину, Вечную Правду, Вечную Любовь, Вечное Благо, Вечную Радость – и через всё это даровал нам единение с Собой, обогочеловечение, одуховление, отроичение, обожение, оцерковление, спасение ( Ин.15:11, 16:22, 17:13 ). Владыка Христос стал Церковью , чтобы всему воцерковившемуся даровать вечную жизнь Духом Святым, а через Него – всей Святой Троицей. Ибо вечная жизнь – это и есть познание Святой Троицы, обладание Святой Троицей, жительство во Святой Троице ( Ин.17:1–7 ). Церковью=Богочеловеком всё Божие стало человеческим и всё человеческое – Божиим. Это благовестие раскрывает нам Господь Иисус в Своих словах к Небесному Отцу: Все Мое Твое, и Твое Мое ( Ин.17:10 ). Так всё человеческое освящается в Богочеловеческом Теле Божией Церкви, становится святым, «приемля Духа Святаго», Который – весь в Церкви благодаря Богочеловеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Сообщение о даровании духа здесь напоминает творение Богом человека, дар самой жизни. Сам термин «дыхание» (μφυσν) используется также в переводе Септуагинты второго рассказа о творении в книге Бытия: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт.2:7 ). Он появляется также и Иезекиилевом видéнии поля, усеянного сухими костями: «Дохни на этих убитых и они оживут» ( Быт.37:9 ). В обоих случаях – и Быт.2:7 , и Иез.37:9 – дыхание является символом творения жизни. В Своем воскресении Христос становится источником нового творения, завершающим и превосходящим первое. Согласно апостолу Павлу, Христос – это животворящий дух ( 1Кор.15:45 ). Во время Своего общественного служения, когда Иисус «поставил» двенадцать, Он действительно «создал» (ποησεν) их ( Мк.3:14 ), а теперь, в день воскресения, Он «освятил» их «истиной» ( Ин.17:19 ). Теперь они отделены для «поклонения» Отцу «в духе и истине» ( Ин.4:23–24 ). Силою Духа они заново рождены и крещены, чтобы жить в согласии с истиной, явленной в Иисусе. Те, кому Христос являлся и даровал Духа, – Его ближайшие ученики. Обращение в первосвященнической молитве – «Освяти (γασον) их истиною… за них Я посвящаю (γιζω) Себя, чтобы и они были освящены истиною (γιασμνοι ν ληθε)» ( Ин.17:17–19 ) – теперь исполняется в даровании Духа, ибо «освящение» или «посвящение» предполагает освящающую силу Святого Духа. Мы можем воспринимать это ниспослание Духа как рукоположение учеников, ибо власть вязать и решить, удерживать и прощать – это власть священническая, «их рукоположение подтверждено в Пятидесятнице» 238 . Согласно Андре Фойе, существует соотносимость между Ин.20:23 («Если кому отпустите грехи, отпущены им; если на ком удержите, удержаны») и Мф.18:18 («Истинно говорю вам: что свяжете на земле, будет связано на небе; и сто разрешите на земле, будет разрешено на небе»). Этот экзегет указывает, что упоминаемое в Ин.20:23 – «нечто большее, чем просто посылание на проповедь». Некоторые именно к этому сводили значение этого стиха. Но пассивная конструкция, которую здесь использует св. Иоанн, – «отпущены», «удержаны» – является иным способом указания «на Бога как источник, как и у Матфея небеса подтверждают сделанное на земле». Христос подготовил учеников к их рукоположению. Если умывание ног, описанное в Ин.13:1 и слл., является предварением апостольского освящения как священников, то дуновение Духа на них после воскресения показывает нам «дополнение священства» 239 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/per...

Проповеди. Игумен Савва Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 60, 2011 28 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 60, 2011 Неделя о самарянке Ин 4:7–38 Только Евангелие от Иоанна сообщает о беседе Господа с самарянкой. Святой Иоанн даёт точное описание времени и места этой необычной встречи: шесть часов, то есть полдень; город Сихарь в Самарии; древний колодец Иакова. Какая-то женщина идёт за водой и находит у колодца усталого нищего — Евангелист подчёркивает это: Христос сидел у колодца, утрудившись от пути (Ин 4:6). И вдруг этот странник просит у самарянки напиться. Она удивлена: иудеи не общаются с “нечистыми” самарянами. А Христос продолжает её удивлять и говорит о каком-то даре Божием, и что она даже не догадывается, с Кем говорит, и что ей самой впору бы просить у Него воды живой. И женщина думает: странник может быть полезен? Поможет начерпать воды из глубокого колодца? Но — откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова? (Ин 4:11–12). — А странник поправляет: вода, которую Он даст, непростая: пьющий её навсегда перестанет жаждать и сам станет, как поток, как источник, утоляющий жаждущих. — Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать (Ин 4:15). Значит, польза всё-таки есть от этого усталого иудея, но польза магическая: он может дать волшебной всеутоляющей воды. Мы видим, что собеседники говорят одни и те же слова и как будто бы об одном и том же, но совсем о разных вещах. Они встретились лицом к лицу раньше, чем встретились их речи и мысли. И вот Христос постепенно открывается этой женщине, открывается в Своей прозорливости: у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе (Ин 4:18). Значит, перед ней пророк, которому открыта вся её жизнь. Значит, Он может сказать, как правильно служить Богу, может разрешить этот вечный спор иудеев и самарян. И Христос снова удивляет женщину, показывая ей, что Он больше, чем кажется, и наконец прямо говорит, что Он Мессия. Заметим, как постепенно открывается Христос самарянке, как не сразу она узнаёт в Нём Бога. Кого она видит вначале? Нищего, усталого странника, иудея, убогого настолько, что он вынужден просить воды у женщины-самарянки. Потом ей видится маг, стран­ствующий волшебник, который может дать ей какую-то чудесную воду. Затем — пророк, ведающий тайны её жизни. И наконец — Мессия — Тот Самый, Которого ждали столько веков — вот Он стоит перед нею, и она, простая грешная женщина, первой увидела Его.

http://pravmir.ru/propovedi-igumen-savva...

Ин.4:45 .  Когда пришел Он в Галилею, то Галилеяне приняли Его, видев все, что Он сделал в Иерусалиме в праздник, –... Егда же прииде в Галилею, прияша Его Галилеане, вся видевше, яже сотвори во Иерусалимех в праздник:... Под Галилеей разумей другие города и селения Галилейские, кроме указанного только отечества Его, а под праздником – праздник Пасхи, о котором сказано во второй главе. Ин.4:45 .  ...ибо и они ходили на праздник. ...и тии бо приидоша в праздник, потому что, собравшись со всех сторон, евреи все вместе праздновали Пасху в Иерусалиме. Ин.4:46 .  Итак Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. Прииде же паки Иисус в Кану Галилейскую, идеже претвори воду в вино. Пришел в Галилею по причине зависти живущих в Иудее и не пошел в так называемый отечественный Свой город, чтобы он не подпал еще большему осуждению за свое невнимание к Нему. Прежде Иисус Христос приходил в Кану на брак по приглашению, а теперь пришел для того, чтобы Своим присутствием укрепить веру, возникшую от предыдущего чуда, и чтобы еще более привлечь к Себе жителей, так как Он пришел Сам, без особой просьбы и предпочел их соотечественникам. Ин.4:46 .  В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен. И бе некий царев муж, егоже сын боляше в Капернауме. Царедворцем назывался этот человек или потому, что происходил их царского рода, или потому, что получил какую-нибудь должность, от которой так назывался, или потому, что был царским слугой. Некоторые говорят, что это есть тот сотник, о котором упоминают Матфей ( Мф.8:5 ) и Лука ( Лк.7:2 ), но это неверно. Если опустить даже другие различия между ними, то все-таки тот был сотник, а этот царедворец, у того был болен раб, а у этого – сын, и болезнь там – расслабление, а здесь – горячка. Ин.4:47 .  Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его придти и исцелить сына его, который был при смерти. Сей слышав, яко Иисус прииде от Иудеи в Галилею, иде к Нему и моляше, т.е. просил, приглашал, Его, да снидет и исцелит сына его: имеяше бо умрети.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Ин 4:7. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ин 4:8. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. В это время пришла к колодцу одна самарянская женщина, быть может, из близлежащего города Сихаря. Христос обращается к ней с просьбой дать Ему воды, чтобы утолить жажду. Ин 4:9. Женщина Самарянская говорит Ему: как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Самарянка, вероятно, узнала в Христе иудея и по чертам лица, и по одежде, и, наконец, по произношению. Путешественники говорят, что самаряне имеют тип, не похожий на тип иудейский. Одежда самарян имела на себе кисти голубого цвета, а у иудеев — белого. Наконец, и в произношении некоторых гласных и согласных звуков самаряне отличались от иудеев. Так, например, они не могли произнести звука «с» (Эдершейм, с. 516). «Ибо иудеи…» Это, конечно, замечание самого евангелиста. Ин 4:10. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Христос отвечает самарянке, что Его просьба, обращенная к ней, действительно не соответствует Его положению. Но Он это говорит не в том смысле, что Он иудей, а в том, что Он по отношению ко всем людям — Дающий, а не принимающий от них. Он раздает несравненно высший дар, чем какой ему могли бы дать люди, именно настоящий дар Божий. Этот дар Божий, который может людям по их просьбе давать Христос, Он образно обозначает как «живую воду», очевидно, для того, чтобы сравнить его с тем даром (водой), какого Он просил у самарянки. Под этим даром Христос подразумевал, без сомнения, благодать Святого Духа, которую Он должен был преподать верующим в Него (ср. Ин 7:37–39) и которую верующие отчасти должны были рассчитывать получить еще до смерти и воскресения Христа (Лк 11:13). Ин 4:11. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Так как и колодец Иакова у самарян считался даром Божиим, данным патриарху, и так как в нем тоже вода живая (ср. стих 6), то самарянка полагает, что Христос хочет освободить ее от труда самой доставать воду из глубокого колодца. Но сейчас же она сама себе возражает, что этого страннику-иудею нельзя сделать, так как у него для этого нет необходимого приспособления.

http://bible.predanie.ru/nedelya-5-aya-p...

Ин 4:30. Они вышли из города и пошли к Нему. Ин 4:31. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Ученики спрашивали, то есть просили Господа есть, не по безрассудству, но по сильной любви к Учителю, ибо видели, что Он утрудился от пути и от палящего жара. Ин 4:32. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. А Господь, зная, что самарянка привлечет к Нему почти весь город и что самаряне уверуют в Него, говорит: «У Меня есть, что есть, именно, спасение людей, потому что спасения сего Я так желаю, как никто из вас не желает чувственной пищи. Пищи, которую Я имею есть, вы, ученики Мои, не знаете. Вы еще плотяны и не можете понимать того, что Я говорю прикровенно, а потому не знаете, что пищею Я называю спасение людей». И иначе: «Вы не знаете сей пищи, ибо не знаете, что самаряне уверуют в Меня и спасутся». Называя спасение людей пищею, Господь научает учеников, чтобы и они, когда будут рукоположены в учители вселенной, не заботились много о телесной пище, а все усердие прилагали к спасению людей. Ин 4:33. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Что же ученики? Они еще недоумевают, не принес ли кто Ему есть? Предложить же вопрос Ему не смеют по обычному уважению к Нему. Заметь и то, что Господь принимал яства, когда кто-нибудь приносил их. Ибо ученики говорят: не принес ли кто Ему есть? Делал же это Господь не потому, будто нуждался в услужении других, ибо Он Сам дает пищу всякой плоти (Пс 135:25), но для того, чтобы приносящие имели награду и привыкали питать и других, и чтобы показать всем людям, что не нужно стыдиться бедности и тяготиться в случае питания от других. Учителям же свойственно и даже необходимо заботы о пище возлагать на других для того, чтобы самим, не развлекаясь, совершать служение Слова. Посему Он даже и заповедал ученикам питаться на счет наставляемых ими (Лк 10:7). Ин 4:34. Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Однако же Он, хотя они и не спрашивали, объясняет сказанное прикровенно и говорит: «Моя пища есть — творить волю пославшего Меня (ибо спасение людей — воля Божия) и совершить дело Его». Пророки и закон не могли совершить дело Божие, потому что, являя собою образы и тени будущих благ, сами были несовершенны. А Господь совершил дело Божие, то есть наше спасение и обновление. Под делом Божиим разумей, пожалуй, человека, которого усовершил один только Сын Божий, так как Он в Себе Самом явил естество наше безгрешным и, чрез божественную жизнь во плоти, усовершенствованным во всяком добром деле, показал оное совершенным и до конца победил мир.

http://bible.predanie.ru/nedelya-5-aya-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010