Евангелие от Иоанна Глава 18 Ин.18:1 . Сказал это Иисус и вышел с учениками Своими на поток Кедрон, гас был сад, в который и вошёл Он с учениками. Ин.18:2 . А Иуда, предавший Его, знал это место, потому что там часто собирались Иисус и ученики Его. Ин.18:3 . Так что Иуда, взяв военный отряд, а также служителей у первосвященников и фарисеев, приходит туда, – с фонарями, факелами и оружием. Ин.18:4 . Тогда Иисус, ведая всё, что произойдёт с Ним, вышел и говорит: «Кого ищете?» Ин.18:5 . Ответили Ему: «Иисуса Назорея». Говорит Иисус: «ЭТО Я». А среди них стоял Иуда, предавший Его. Ин.18:6 . И когда сказал Он «ЭТО Я», они отступили назад и попадали на землю. Ин.18:7 . Снова тогда Он спросил их: «Кого ищете?» И сказали они: «Иисуса Назорея». Ин.18:8 . Ответил Иисус: «Сказал Я вам: ЭТО Я. Если ищете Меня, дайте им уйти, Ин.18:9 . чтоб сбылось сказанное слово: «Кого Ты дал Мне, ни одного из них не погубил Я " ». Ин.18:10 . Тогда Симон-Пётр, у которого был меч, вынул его, ударил раба первосвященникова и отсёк ему правое ухо (а имя рабу было Малх). Ин.18:11 . Сказал тогда Иисус Петру: «Вложи меч в ножны. Чаша, которую дал Мне Отец, её ли Мне не пить?» Ин.18:12 . Тогда воины с тысяченачальником и иудейские служители схватили Иисуса и связали Его. Ин.18:13 . Они повели Его сперва к Анне, тестю Каиафы, а Каиафа был первосвященником в тот год. Ин.18:14 . Это он дал совет иудеям, что лучше одному человеку погибнуть 101 за народ. Ин.18:15 . А Симон-Пётр и другой ученик последовали за Иисусом. Ученик же этот был известен первосвященнику, и он вошёл вместе с Иисусом во двор первосвященника, Ин.18:16 . а Пётр остался снаружи у ворот. Потом вышел этот другой ученик, известный первосвященнику, и сказал привратнице и ввёл Петра. Ин.18:17 . Тогда служанка-привратница говорит Петру: «Уж не из учеников ли этого человека и ты?» Говорит он: «Нет». Ин.18:18 . А рабы и служители, разведя огонь, потому что холодно было, стояли и грелись. Так что и Пётр стоял с ними и грелся. Ин.18:19 . Тогда спросил Иисуса первосвященник про Его учеников и Его учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Очень часто термин «иудеи» в четвертом Евангелии синонимичен термину «фарисеи»: пришедший к Иисусу ночью Никодим обозначен как человек из фарисеев (νθρωπος κ τν Φαρισαων), начальник Иудейский (ρχων τν ουδαων – буквально: «начальник иудеев») ( Ин.3:1 ). Священники и левиты, посланные иудеями к Иоанну Крестителю, были из фарисеев ( Ин.1:24 ). Ученики Иоанновы спорили с иудеями об очищении ( Ин.3:25 ). Иудеи говорили бывшему расслабленному: Сегодня суббота; не должно тебе брать постели ( Ин.5:10 ). Иудеи роптали на Иисуса и говорили: Не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? ( Ин.6:41–42 ). Иудеи искали Его на празднике и говорили: где Он? ( Ин.7:11 ). Иудеи, услышав слова Иисуса, дивились: Как Он знает Писания, не учившись? ( Ин.7:15 ). Иудеи говорили: Куда Он хочет идти, так что мы не найдем Его? ( Ин.7:35 ). Иудеи спрашивали: Неужели Он убьет Сам Себя? ( Ин.8:22 ). Иудеи обвиняли Иисуса в том, что Он самарянин и в Нем бес ( Ин.8:48, 52 ). Иудеи допрашивали исцеленного от слепоты ( Ин.9:18–34 ), как ранее они же допрашивали исцеленного от расслабления. Иудеи хватали в руки камни, чтобы побить Иисуса ( Ин.10:31 ). Иудеи искали убить Его ( Ин.5:16 ; Ин.7:1 ). Во всех этих и многих других эпизодах отчетливо просматривается конкретная, по-видимому, небольшая, группа лиц, объединенная условным наименованием «иудеи», но представляющая собой не весь иудейский народ, а только его религиозно-политическую верхушку. Эта группа лиц озабочена буквальным соблюдением закона Моисеева, в частности заповеди субботнего покоя ( Ин.5:16 ); видит в Иисусе Человека, который возомнил о Себе слишком много, ставя Себя выше Авраама ( Ин.8:58 ), делая Себя равным Богу ( Ин.5:18; 10:33 ). Иногда «иудеи» прямо противопоставляются «народу»: И много толков было о Нем в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ. Впрочем, никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев ( Ин.7:12–13 ). В данном случае «народ» – это жители Иерусалима и окрестностей, иудеи по вероисповеданию и этническому происхождению. Однако термин «иудеи» зарезервирован для группы лиц, которой народ «боялся». Почему боялся? Потому что в ее руках была сосредоточена власть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Но «никто не может придти ко Мне, если то не дано будет от Отца Моего» ( Ин.6:65 , ср. Мф.16и Ин.1:13 ). Этот «Отчий Дар» и есть «Дух Животворящий» ( Ин.6:63 ). Сын никогда не может быть один: «Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно» ( Ин.8:29 ). Здесь решительным образом выражается Богосыновство Спасителя: «Я от Бога исшел и пришел» ( Ин.8:42 ). Отцовство Божие противостоит отцовству диавола, который был «человекоубийца от начала и не устоял в истине» ( Ин.8:44 ). Богосыновство Иисуса Христа ведёт Его к тому, чтобы отдать жизнь Свою для спасения мира, как Пастырь Добрый, отдающий жизнь Свою за Своих овец (см. Ин.10 ): «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её. Никто не отнимает её от Меня, но Я Сам отдаю её. Имею власть отдать её и власть имею опять принять её. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» ( Ин.10:17–18 ). Как и у синоптиков, Откровение об Отце достигает своей вершины и полноты при приближении Страстей. В предельном послушании Сына Отцу, Отец прославляется и открывается миру, и одновременно раскрывается безмерная любовь Сына. Вся жизнь Спасителя есть постепенное «восхождение» в Иерусалим (см. например, Мф.20:18 ), на Голгофу ( Ин.8:28 и 12:31–32), к Отцу ( Ин.20:17 ), на небо: «Никто не восходит на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» ( Ин.3:13–14 ). «Еще не долго быть Мне с вами, и пойду к Пославшему Меня» ( Ин.7:33 ). " Я знаю, откуда Я пришел и куда иду» ( Ин.8:14 ). Прощальная беседа ( Ин.13:31–16:33 ) раскрывает нам смысл Страстей Христовых и близкого Его отше- ствия к Отцу. Это «восхождение» ничего не прибавляет к самому бытию Сына, так как «Я и Отец одно» и «Отец во Мне и Я в Нём» ( Ин.10:30, 38 ). Но именно в силу этого бесконечного единства жизни, любви, ведения, Христос отдаёт жизнь Свою за людей: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, и жизнь мою полагаю за овец» ( Ин.10:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Ин.10:23 .  И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом. Господь является на этот праздник в Иерусалим. Учил ли Он в этот раз, Иоанн об этом не говорит определенно, замечая только, что Господь «ходил» в так называемом притворе Соломона, т.е. в галерее, которая тянулась по восточной стороне храмовой площади. В этой галерее, конечно, можно было укрываться от зимней непогоды – от дождя и ветра. Очень может быть, что в настоящий раз Его сопровождали и апостолы, но о них евангелист не упоминает, так как они в разговоре Христа с иудеями не принимали участия. Ин.10:24 .  Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо. Иудеи выражают Христу свое недовольство тем, что Он «держит их в недоумении», т.е. в постоянно напряженном ожидании, что вот-вот Он наконец заявит о Себе как о Мессии. «Скажи нам прямо» ( παρρησα), т.е. смело, открыто, а не притчей ( Ин.8:12, 9:39, 10:1–18 ) и не намеком ( Ин.8:24–28 ). Иудеи как бы хотят сказать Христу, что они Его «поддержат». Ин.10:25 .  Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. Господь отвечает иудеям, что уже говорил им о том, кто Он, но они не верили Ему. Даже чудеса Христовы не пробуждали в них веры в Него. Ин.10:26 .  Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. Причиной этого неверия является то обстоятельство, что эти иудеи не принадлежат к овцам пастыря – Иисуса, т.е. к тем истинным израильтянам, которые еще ранее, чем увидели Христа, сердцем своим уже стремились к Нему, которые поэтому с радостью приняли Его свидетельство. Ин.10:27 .  Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. Ин.10:28 .  И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Ин.10:29 .  Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Ин.10:30 .  Я и Отец – одно. Чтобы показать, каких великих благ лишают сами себя иудеи, не желающие пойти вслед за Христом, Христос изображает то положение, в каком находятся Его овцы (ср. стихи 3–4, 14 и Ин.6:37–40 ). При этом Христос отождествляет Свое попечение (руку) об овцах (стих 28) с попечением о них (рукою) Своего Отца (стих 29). Этим Христос говорит, что собственно верховным Пастырем в Израиле является Отец, но действует Он через Христа (ср. Ин.4:34, 5:17 и сл.). А отсюда Христос делает такой вывод: «Я и Отец – одно». Эти слова могут обозначать только единство Христа с Отцом по природе, по существу: никогда ни об одном пророке не было сказано ничего подобного. И слушатели Христа поняли слова Его именно в таком смысле (ср. стихи 31 и 33). Но единство, о котором здесь говорится, конечно, не есть тождество, при котором совершенно уничтожается различие между лицами Божества (как в савеллианстве), это только единосущие (ср. Ин.17:11–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ин.18:38 . Говорит Ему Пилат: «Что это истина?» Сказав это, он снова вышел к иудеям и говорит им: «Не нахожу на Нём никакой вины. Есть у вас обычай, чтобы одного отпускал я вам на Пасху. Хотите теперь, отпущу вам Царя иудеев?» Ин.18:40 . Закричали тогда снова все: «Не Его, а Варавву!» Варавва же был разбойник. Глава 19 Ин.19:1 . Тогда взял Пилат Иисуса и отдал на избиение бичами. Ин.19:2 . А воины, сплетя венок из колючек, возложили Ему на голову и багряный плащ на Него надели. Ин.19:3 . И 104 говорили: «Привет тебе, Царь иудеев!» И били Его по лицу. Ин.19:4 . И вышел снова наружу Пилат и говорит: «Вот я вывожу Его к вам, и знайте, что никакой вины не нашёл я на Нём». Ин.19:5 . Тогда вышел наружу Иисус, одетый в терновый венец и багряницу, а Пилат говорит: «Вот этот Человек!» Ин.19:6 . Но когда увидели Его первосвященники и служители, то закричали: «Распни, распни!» Говорит им Пилат: «Возьмите Его и сами распните, а я не нашёл на Нём вины». Ин.19:7 . Ответили иудеи: «У нас есть Закон, и по нашему 105 Закону должен Он умереть, потому что выдаёт Себя за Сына Божьего!» Ин.19:8 . И когда услышал Пилат эти слова, он сильно испугался. Ин.19:9 . Он снова вошёл в преторию и говорит Иисусу: «Откуда Ты?» Но Иисус не ответил ему. Ин.19:10 . Говорит тогда Пилат: «Это мне не отвечаешь? Разве не знаешь, что есть у меня власть распять Тебя и есть у меня власть отпустить Тебя?» Ин.19:11 . Сказал Иисус: «Не имел бы ты никакой власти надо Мной, если бы не дана была она тебе свыше. Потому больше греха на том, кто отдал Меня тебе» Ин.19:12 . Из-за этого стал Пилат размышлять, как бы отпустить Его, иудеи же кричали: «Если отпустишь Его, не друг ты кесарю. Кто выдает себя за царя, тот против кесаря». Ин.19:13 . И услышав эти слова, Пилат вывел Иисуса и посадил 106 на возвышении на месте под названием Каменная мостовая, а по-еврейски Гаввафа. Ин.19:14 . А была пятница перед Пасхой, был час шестой 107 . И говорит он иудеям: «Вот Царь ваш». Ин.19:15 . Тогда закричали они: «Долой, долой, распни Его!» Говорит им Пилат: «Царя вашего распять?» Ответили первосвященники: «Нет у нас царя кроме кесаря».

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Ин.20:27 . Потом говорит Фоме: «Поднеси палец свой сюда и посмотри на руки Мои, поднеси руку свою и положи меж рёбер Моих, не будь неверующим, но верующим!» Ин.20:28 . И Фома промолвил Ему в ответ: «Господь мой и Бог мой!» Ин.20:29 . Говорит Иисус: «Потому ты уверовал, Фома, что увидел Меня. Блаженны те, кто не видел, но уверовал!» Ин.20:30 . Много также и других знамений сотворил Иисус перед своими учениками, в этой книге о них не написано. Ин.20:31 . А это написано, чтобы уверовали вы, что Иисус есть Мессия, Христос, Сын Божий, и веруя, имели жизнь в Имени Его. Глава 21 Ин.21:1 . После того снова явил Себя Иисус ученикам на море Тивериадском, явил же так. Ин.21:2 . Были вместе Симон-Пётр, Фома (что значит «близнец»), Нафанаил из Каны Галилейской, сыновья Зеведея и ещё два другие ученика. Ин.21:3 . Симон-Пётр говорит им: «Я иду ловить рыбу». Они говорят ему: «И мы с тобою идём». Пошли они и тотчас сели в лодку, но не поймали в ту ночь ничего. Ин.21:4 . А когда настало уже утро, стоял Иисус на берегу, однако не поняли ученики, что это Иисус. Ин.21:5 . Тогда говорит им Иисус: «Дети, есть ли у вас какая снедь?» «Нет», – отвечали они. Ин.21:6 . И Он сказал им: «Забросьте сети справа от лодки, и поймаете». Тогда забросили они, и даже сил не хватило им вытянуть из-за множества рыбы. Ин.21:7 . Говорит тогда Петру тот ученик, которого любил Иисус: «Господь это!» И Симон-Пётр, поняв, что это Господь, обвязался одеждой – а он был безо всего – и бросился в море. Ин.21:8 . Но другие ученики подплыли на лодке, таща сети с рыбой, ведь они были недалеко от берега, окало двухсот локтей. Ин.21:9 . только что вышли они на берег, как видят горячие угли, разложенную на них рыбу и хлеб. Ин.21:10 . Иисус говорит им: «Возьмите и рыбы, которой наловили вы сейчас». Ин.21:11 . Пошёл Симон-Пётр и вытащил на берег сети, полные крупных рыб, числом сто пятьдесят три. И при таком множестве не лопнули сети! Ин.21:11 . Иисус говорит им: «Идите обедать». И никто из учеников не посмел спросить Его: «Кто Ты?», зная, что это Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Не только в этом. Воскрешение и само по себе, как возвращение к жизни, значительнее исцеления, хотя бы и одержимого неисцелимым недугом. – Мы переходим к другой стороне проблемы. Выше было отмечено, что предательство Иуды знаменует для Иоанна наступление ночи. Но близость ночи чувствуется и раньше. Страсти Христовы становятся понятны на фоне резкого противоположения Христа Спасителя и мира, которое раскрывается в главах VI-XII ( Ин.6–12 ). Господь воскрешает Лазаря в свете дня. Но после покушения иудеев, не принявших учения о Церкви ( Ин.10 ), Иисус Христос возвращается на то место, где прежде крестил Иоанн ( Ин.10:40–42 ). Народ вспоминает и принимает свидетельство Иоанна, давно уже уступившего место Жениху, и, повествование, таким образом, возвращается к исходной точке. Круг замыкается. С воскрешением Лазаря в гл. XI ( Ин.11 ) начинается новое Воскрешение Лазаря – еще не ночь, но предварение ночи. Если в Страстях Христовых, как это ясно указывает Иоанн (ср. Ин.12:23–33 , Ин.13:31–32 , Ин.17:1 и сл.), совершается прославление Господа – прославление в уничижении и смерти, – то и Марфе у гроба Лазаря Христос предвещает явление славы Божией ( Ин.11:40 , ср. Ин.11:4 ). Больше того. Когда Мария поспешала на зов Учителя ( Ин.11:28–29 ), пришедшие к сестрам иудеи думали, что она пошла плакать у гроба. И в радостный день Воскресения другая «Мария стояла у гроба и плакала» ( Ин.20:11 ). Женщины у гроба Лазаря и женщины у гроба Распятого. Камнем закрыт вход в могильную пещеру друга и в могильную пещеру Учителя ( Ин.11:38 и сл. ср. Ин.19:41 , Ин.20:1 ). И когда Господь воззвал Лазаря, то «вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком» ( Ин.11:44 ). В гробе Учителя Петр тоже увидел «пелены лежащие и плат, который был на главе Его» ( Ин.20:6–7 ). Русскому слову «плат» соответствует греческое слово «σουδ ριον». В повествовании о воскрешении Лазаря оно же переведено словом «платок». Указанный параллелизм заслуживает самого серьезного внимания. Воскрешение Лазаря совершается в преддверии Страстей, а происходящее у гроба Лазаря невольно напоминает христианскому читателю Евангелия отдельные подробности Воскресения Христова. Это совпадение не может быть случайным.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Во всех подобных случаях речь идет о непосредственном чувственном опыте, не ограниченном, однако, ни какой-либо одной определенной формой явления Божества, ни строго заданными условиями его восприятия людьми. Вот почему этот опыт с таким трудом поддается словесному описанию и образному представлению: то Библия говорит о гласе, пришедшем с неба (Ин.12,28), то о схождении Духа Божия из отверзшихся небес (Мф.3,16; Мк.1,10), то о светлом облаке, осеняющем учеников (Мф.17,5; Мк.9,7; Лк.9,34), то о порыве ветра и огненных языках, почивших на Апостолах (Деян.2,2-3). В живом опыте и проповеди первой апостольской общины явственно выступает учение Самого Христа о Троичном Боге. Христос как Сын отличен от Отца: Он пришел в мир " во имя Отца " (Ин.5,43), чтобы творить волю Отца (Ин.4,34; 5,30) и соблюсти заповеди Отца (Ин.15,10), чтобы прославить Отца на земле, открыть имя Его человекам и совершить дело, порученное Ему Отцом (Ин.17,4-6). Иисус обращается к Отцу с молитвой (Мф.11,25; 26,39; Ин.17,1-26) и предает в Его руки дух Свой в момент смерти на кресте (Лк.23,46). Но в то же время Христос утверждает: " Я и Отец - одно " (Ин.10,30), " все, что имеет Отец, есть Мое " (Ин.16,15). Отец и Сын являют Собой нерасторжимое единство, оставаясь при этом двумя разными Личностями. Так, Христос молится Отцу о Своих учениках и последователях следующими словами: " Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... как Мы едино " (Ин.17,21-22). Столь же явно Христос отличает и от Отца, и от Себя Самого третье Лицо - Святого Духа, Который есть Дух истины, Параклет-Утешитель. Сын предвещает ученикам, что Святой Дух " будет свидетельствовать о Мне " (Ин.15,26), что Он " научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам " (Ин.14,26), " наставит вас на всякую истину " (Ин.16,13). Однако как Сын " ничего не может творить Сам от Себя " (Ин.5,19), так и Дух истины " не от Себя говорить будет " (Ин.16,13), но, по словам Христа, " Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам " (Ин.16,14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/330/...

   Видишь ли, что мы избегаем ваших ухищрений, как ни хотелось вам одолеть нас? Но поскольку мы узнали уже, сколь непреоборимы твои умозаключения и ухищренные доводы, то посмотрим, какова крепость твоих доказательств из слова Божия, если станешь убеждать нас и ими.    Ибо мы и познали, и проповедуем Божество Сына, руководствуясь великими и высокими словами. Какими же? Следующими: Бог, Слово, в начале, с началом начало («В начале было Слово, и слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1). И: «с Тобой начало» (Пс.103:4). И еще: «Кто от начала (Ис.41:2-4). вызывает роды» (Ис.41:4). А также наименования: Сын единородный («Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1:18); Путь, истина, Жизнь, Свет («Я есть путь, истина и жизнь» (Ин.14:6); и еще: «Я свет миру» (Ин.8:12)), Премудрость, Сила («Христос Божия сила и Божия премудрость» (1Кор.1:24)), Сияние, Образ (χαρακτηρ, εικν), Печать («Сей будучи сияние славы и образ (χαρακτηρ) ипостаси Его» (Евр.1:3); и еще: «Образ (εικν) благости» (Прем.27:6); и еще: «Отец на нем положил печать свою, Бог» (Ин.6:27)); Господь, Царь, Сущий, Вседержитель («и Господь полил дождем огонь от Господа» (Быт.19:24); и еще: «жезл правоты, жезл царства Твоего» (Пс.44:7); и еще: «который есть и был и грядет, Вседержитель» (Апок.1:8)) ясно приписываются Сыну, равно как и другие имеющие с этими одинаковую силу и принадлежащие к числу тех, из которых ни одно не есть приобретенное и впоследствии присвоенное Сыну или Духу, так же как и самому Отцу, потому что Он совершен не через приращение, и не было, когда бы Он был без Слова, не было, когда бы Он был не Отец, не было, когда бы Он был не истинен, или не премудр, или не всемогущ, или лишен жизни, или светлости, или благости.    Перечисли же и ты в противоположность этим словам те, которые отыскивает твоя неблагодарность! Таковы суть: «Бог мой и Бог ваш» (Ин.20:17), «бо­лее» (Ин.14:28), «создал» (Прит.8:22), «сотворил» (Деян.2:36), «освя­тил» (Ин.10:36). А если угодно, и следующие: «раб» (Ис.49:3), «послу­шен» (Фил.3:7), «отдал» (Ин.5:22, 10:29), «навык» (Евр.5:8), «запове­дал» (Ин.14:31), «послал» (Ин.10:36, 17:3), «не может от себя ничего тво­рить» (Ин.5:30), или говорить (Ин.12:49), или судить (Ин.12:47), или даровать (Мф.20:23), или хотеть (Мф.26:39).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3054...

Павла. «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин 1. 17). Это противопоставление в Евангелии от Иоанна всячески акцентируется. Иисус Христос подчеркивает, что Он уже не в «эпохе закона»: в своих диалогах с иудеями Он использует выражение «ваш закон» (Ин 8. 17; 10. 34). Иудеи судят о Христе по закону (Ин 7. 23, 51-52; 8. 5; 12. 34; 19. 7). Он же разоблачает их ханжество и лицемерие в отношении закона, к-рый они используют для оправдания своего жестокосердия (Ин 7. 19; 8. 17; 10. 34; 15. 25). Несколько неожиданно в 1 Ин 3. 4 утверждается, что «всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие», что противоречит богословию ап. Павла, строго разграничивавшего понятия «грех» и «беззаконие». Но в 1-м Послании Иоанна не вводится новая этика закона, и высказывание 1 Ин 3. 4 следует понимать в контексте полемики с гностическим лжеучением о безгрешности (1 Ин 1. 8, 10). Ап. Иоанн различает «грех к смерти» и «грех не к смерти» (1 Ин 5. 16). К смерти ведет отпадение от истинной веры в Сына Божия, ибо «не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1 Ин 5. 12). «Грех не к смерти» может быть исповедан и прощен (1 Ин 1. 9; 5. 16). Все зависит от пребывания во Христе (1 Ин 3. 6), Который есть наш ходатай перед Богом (1 Ин 2. 1). Если мы пребываем в Нем, то мы соблюдаем заповеди Божии. «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга» (1 Ин 3. 23). Так закон, выражающий волю Божию, сводится к заповеди любви. З. М. в Послании Иакова В Иак 1. 25 и 2. 12 используется выражение «закон свободы» (νμος λευθερας), к-рое кажется внутренне противоречивым. Однако оно обозначает собрание наставлений Иисуса Христа (таких, напр., как Нагорная проповедь - Мф 5-7). Эти наставления, принятые как правила жизни, делают свободными от следования букве ветхозаветного закона. Из контекста становится ясно, что основное содержание «закона свободы» - милость (λεος). Этот «закон свободы» может быть также назван «царским» (νμος βασιλικς): «Если вы исполняете закон царский, по Писанию: «возлюби ближнего твоего, как себя самого», - хорошо делаете» (Иак 2.

http://pravenc.ru/text/182513.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010