225 См.: ВЧК/ГПУ: Документы и материалы/Ред. и сост. Ю. Г. Фельштинский. М.: Изд-во гуманитар. лит., 1995. 227 с.; ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ 1917–1960/Сост. А. И. Кокурин, Н. В. Петров. М.: МФД, 1997. 352 с.; Бродский Ю.А. Соловки. Двадцать лет Особого назначения/Ю. А. Бродский. М.: Рос. полит. энцикл., 2002. 528 с.; ГУЛАГ (Главное управление лагерей) 1917 – 1960/Под ред. А. Н. Яковлева; сост. А. И. Кокурин, Н.В. Петров; науч. ред. В. Н. Шостаковский; Международный фонд «Демократия» (Фонд А.Н. Яковлева). М.: Материк, 2000. 888 с. (Россия. 20 век. Документы/Под. общ. ред. академика А. Н. Яковлева. Серия основана в 1997 г.); Иванова Г. М. История ГУЛАГа, 1918 – 1958: Социально-экономический и политико-правовой аспекты/Г. М. Иванова; Ин-т рос. истории РАН. М: Наука, 2006. 438 с.; Именной указатель «Архипелаг ГУЛАГ»/Сост. Н. Г. Левитская и В. А. Шумилин (Москва), помог материалами Η. Н. Сафонов (Москва), дополнительный поиск и редакция А. Я. Разумов (СПб.); Исторический альманах «Звенья». М., 1991. Вып. 1. материалы ГАРФа. Ф. 8409, оп.1, Е. Пешкова. Помощь политзаключенным; Красная книга ВЧК: В 2-х т./Ред. А. С. Велидов. М.: Политиздат, 1989 (по изданию 1920 – 1922 гг.); Мозохин О. Б. Право на репрессии: Внесудебные полномочия органов государственной безопасности (1918 – 1953): Судьбы. События. Документы. Версии. М.: Кучково поле. 2006. 480 с.; Симбириев И. Спецслужбы первых лет СССР, 1923 – 1939. На пути к большому террору. М.: Центрполиграф, 2008: Система исправительно-трудовых лагерей в СССР, 1923 – 1960: Справочник/Общество «Мемориал», ГАРФ; Под ред. Н.Г. Охотина, А. Б. Рогинского; сост.: М. Б. Смирнов. М.: Звенья, 1998; Тепляков А. Г. «Непроницаемые недра»: ВЧК – ОГПУ в Сибири. 1918–1929 гг. М.: АИРО – XXI, 2007. 226 Μ. М. Розанова сообщает о том, что дантист-«шпион» Ганс Милованов «содержался на Соловках и в 1932 году. Пломбируя мне зуб, Милованов открыто так разносил большевизм и власть, как после мне не доводилось слыхать в других лагерях до самой войны с Германией». Возможно, имеется в виду, значащийся в базе данных общества «Мемориал», арестованный в январе 1932 г., проживавший тогда в Северо-Казахстанской ссылке, стоматолог Яков Юльевич Ганц-Милованов (1890–?)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В секретной инструкции польского правительства прямо говорилось о том, что главной целью депортации является полная ассимиляция переселенцев в польской среде и что для достижения этой цели «необходимо предпринять все усилия» (Mokry 1997: 15). Примечательно, что в целях более эффективной ассимиляции инструкция предусматривала изоляцию русинской интеллигенции от основной массы переселенцев. Данный аспект ассимиляционной политики польских властей в отношении русинов-лемков был вполне сравним с политикой нацистской Германии в протекторате Богемия и Моравия, где нацистские власти целенаправленно подрывали и ограничивали влияние чешской интеллигенции на население, рассматривая это как существенный элемент германизации чехов. В свою очередь, русинские села на территории Лемковины были частично разрушены, частично отданы польским переселенцам из республик СССР. По мнению современных лемковских общественных деятелей и некоторых авторитетных историков, включая канадского историка-слависта П.Р. Магочи, именно соображения национальной политики Варшавы, направленной на полную ассимиляцию национальных меньшинств и создание этнически однородной послевоенной Польши (Magocsi 2006: 94), явились истинной причиной второго этапа выселения лемков, в результате которого они были лишены своей исторической родины. Современные польские исследователи также оценивают операцию «Висла» прежде всего как политическую акцию, направленную на полную «этническую зачистку» юго-восточных областей Польши от неудобного Варшаве русинско-украинского этнического элемента (Mokry 1997: 16). По мнению польского историка В. Мокрого, «выселение русинов-украинцев сначала на Советскую Украину в 1945-1946 гг., а затем в западные и северные регионы Польши в 1947 г. было результатом заимствованной коммунистическим правительством Польши идеи национально однородного польского государства. Автором данной идеи в межвоенный период были эндеки, стремившиеся ассимилировать 5,5 миллионов украинцев, проживавших на территории Второй Речи Посполитой…» (Mokry 1997: 17).

http://ruskline.ru/opp/2023/08/28/operac...

1282 Рукописные источники по истории Западной Европы в архиве Ленинградского отделения Института истории СССР/Археографический сб. Л., 1982. 1283 См., например: Exempla codicum graecorum, litteris minusculis scriptorum annorumque notis instructorum/Ediderunt Gregorius Cereteli et Sergius Sobolevski. Mosquae, 1911–1913. 1284 Единый электронный каталог (ЭК) РГБ [Электронный ресурс]. М., – Интегрируемый ресурс. Режим доступа: http://ww.rsl.ru/ru/s97/s339/, свободный. 1285 Музейное собрание рукописей: Описание/Ред. И.М. Кудрявцев и др. Т. 1. 1 – 3005. М., 1961; Музейное собрание рукописей: Описание. Т. 2. 3006 – 4500/Изд. подгот. Т.А. Исаченко. М., 1997. 1287 Сводный каталог старопечатных изданий глаголического шрифта, 1483–1812 гг./Сост. А. Круминг; ред. И.М. Полонская. М., 1998. 1288 Книжные сокровища Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина: Каталог. Вып. 1–5. М., 1979–2001 (Вып. 5 под загл.: Книжные сокровища РГБ: Каталог. Вып. 5. Зарубежная книга 15 – первой половины 20 века). 1289 Газеты 1917–1922 годов в фондах Отдела литературы русского зарубежья Российской государственной библиотеки: библиогр. кат./Сост. И.В. Балдина, А.И. Бардеева, Е.В. Макаревич и др. Вып. 1. М., 1994; Газеты русской эмиграции в фондах Отдела литературы русского зарубежья Российской государственной библиотеки: библиогр. кат./Сост. Е.В. Макаревич. Вып. 2. М., 1994; Книга Русского Зарубежья в собрании Российской государственной библиотеки, 1918–1991: библиогр. указ./Сост. Е.А. Акимова, Н.Ю. Бутина, Г.С. Герасимова и др. В 3–х ч. М., 1997–2002; Коллекция «русского харбинца»: кат. собр. В.А. Слободчикова/Сост. и библиогр. ред. Н.В. Рыжак. М., 2006. 1290 Русское Православие: справ, и библиогр. изд.: аннот. указ./Сост. Э.А. Восканян, И.В. Малахова. М., 1993 (2–е изд., доп.: М., 1997); Религия [Электронный ресурс]: аннот. путеводитель по Центр, справ.–библиогр. фонду РГБ/Сост. М.Б. Ваганова, С.А. Горячева. – Электрон, текстовые дан. М., 2007. Режим доступа: http://ww.rsl.ru/ru/s3/s331/sl22/sl223286/, свободный; Православие: библиогр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вып. 7. С. 137-156; Мошин В. А. Русские на Афоне и русско-визант. отношения в XI-XII вв.//Bsl. 1947. Т. 9. С. 55-85; 1950. Т. 12. 1. С. 32-60 (То же//Из истории рус. культуры. М., 2002. Т. 2. Кн. 1. С. 309-357); Lefort L.-T. Un martyr inconnu S. Olympios//Le Muséon. 1950. Vol. 63. P. 1-23; Dallegio D " Alessio E. Le tombeau de S. Pantéléémon à Nicomédie//CIEB, 6. 1951. T. 2. P. 95-100; Tarchni vili M. Geschichte der kirchlichen georgischen Literatur: Auf Grund der ersten Bandes der georgischen Literaturgeschichte von K. Kekelidze. Vat., 1955. (ST; 185); Quispel G., Zandee J. Some Coptic Fragments from the Martyrdom of St. Pantoleon//VChr. 1962. Vol. 16. N 1. P. 42-52; Синицына Н. В. Послание Максима Грека Василию III об устройстве афонских мон-рей (1518-1519 гг.)//ВВ. 1965. Т. 26. С. 110-136; Sauget J.-M. Pantaleone//BiblSS. Vol. 10. Col. 108-118; Холостенко Н. В. Мощеница Спаса Черниговского//Культура средневек. Руси. Л., 1974. С. 199-202; Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. М., 1977; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 373; Августин (Никитин), архим. Афон и РПЦ: (Обзор церк.-лит. связей)//БТ. 1997. Сб. 33. С. 77-109; Кучкин В. А. Чудо св. Пантелеимона и семейные дела Владимира Мономаха//Россия в Ср. века и новое время: Сб. ст. к 70-летию Л. В. Милова. М., 1999. С. 50-82; Sinkevi I. The Church of St. Panteleimon at Nerezi: Architecture, programme, patronage. Wiesbaden. 2000; Demoen K. John Geometres Iambic Life of St. Panteleemon: Text, Genre and Metaphrastic Style//Philomathestatos: Studies in Greek Patristic and Byzantine Texts Presented to J. Noret/Ed. B. Janssens e. a. Leuven, 2004. P. 165-184. (OLA; 137); Luongo G. San Pantaleone in Occidente//Pantaleone da Nicomedia: Santo e taumaturgo tra Oriente e Occidente: Atti del conv. Ravello, 24-26 luglio 2006/Ed. C. Caserta, M. Talalay. Napoli, 2006. P. 19-40; Pantaleone da Nicomedia Santo tra cielo e terra: Reliquie, culto, iconografia (Ravello, 23-24 luglio 2005); I santi venuti dall " Oriente: Trifone e Barbara sul cammino di Pantaleone (Ravello, 24-25 luglio 2006)/Ed.

http://pravenc.ru/text/2578844.html

Наиболее видным представителем совр. копт. богословия можно считать Матту аль-Маскина (1919-2006), настоятеля мон-ря св. Макария в Вади-эн-Натрун. Деятельность Матты и его многочисленных учеников прежде всего направлена на углубленное изучение литургического и патристического наследия К. Ц. с отказом от односторонней библейско-катехизической направленности духовного образования. В их трудах обнаруживается также неодобрительное отношение к бурному социальному и материальному развитию К. Ц. и к ее вовлеченности в политическую жизнь страны, которые стали особенно заметны в Патриаршество Шенуды III. Серьезным конфликтом в К. Ц. стало противостояние патриарха Шенуды III и игум. Матты аль-Маскина и его последователей в связи с учением последнего об обожении человека через мистическое соединение со Христом (в первую очередь в таинствах). В 2003 и 2004 гг. патриарх Шенуда опубликовал неск. статей в ж. «аль-Кираза», в которых, не называя Матту по имени, раскритиковал его учение как «ересь ХХ века» (подробнее об аргументации сторон см.: Masson. 2005; Idem. 2007). После кончины Матты (2006) спор продолжил один из его учеников, Георгий (Гиргис) Хабиб Бибави, к-рый в 2007 г. обвинил в еженедельнике «Руз аль-Юсиф» патриарха Шенуду в присоединении к ереси Нестория и призвал священников разорвать с ним общение. Патриарх немедленно издал указ об отлучении автора статьи. Впосл. это и др. отлучения были сняты, противостояние перестало носить активный характер, однако заочная дискуссия по данному вопросу в К. Ц. продолжается. Г. Л. Крылов, Е. В. Ткачёв Ист.: Abu   -l-Baraka   t ibn Kabar. Misbah az-zulma f ida  h al-hidma. [Al-Qa  hira], 1971. T. 1; The Lamp of the Intellect of Severus ibn al-Muqaffa‘ Bishop of al-Ashmu   nain/Ed., transl. R. Y. Ebied, M. J. L. Young. Louvain, 1975. 2 vol. (CSCO; 365-366. Arab.; 32-33); Flemming J., Hrsg. Akten der ephesinischen Synode vom Jahre 449: Syrisch/Mit G. Hoffmanns deutscher Übersetzung und seinen Anmerkungen. B., 1917; Kraatz W. Koptische Akten zum ephesinischen Konzil vom Jahre 431. Lpz., 1904; Al-S af Ibn al-‘Assa   l. Brefs chapitres sur la Trinité et l " Incarnation/Éd., trad. Kh. Samir. Turnhout, 1985. (PO; T. 42. Fasc. 3) (рус. пер.: Ас-Сафи Ибн аль-Ассаль. Сокращенные главы о Троице и Воплощении/Пер.: И. А. Фридман//Литературные традиции христианского Египта: Сб. ст. М., 2008. С. 196-215); Swanson M. N. A Copto-Arabic Catechism of the Later Fatimid Period//PdO. 1997. Vol. 22. P. 473-501; al-Mu " taman Ibn al-‘Assa   l. Summa dei principi della Religione/Ed. A. Wadi, trad. B. Pirone. Cairo; Jerusalem, 1998-2002. 2 vol. (SOC; 8-9) (на араб. яз.); Youssef Y. N. The Acceptance of the Non-Jacobite to the Coptic Denomination//Collectanea Christiana Orientalia. Córdoba, 2006. N 3. P. 317-334.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Мельникова, Столярова 2007 – Мельникова Е. А., Столярова Л. В. Несколько замечаний к «Истории татар с древнейших времен»: Об авторском праве, научной этике и о том, как на ссылку времени не хватило//ДГ, 2004 г. М., 2007. С. 421–132. Микульский 1998 – Микульский Д. В. Арабский Геродот. М., 1998. Микульский 2006 – Микульский Д. В. Арабо-мусульманская культура в сочинении ал-Мас‘уди «Золотые копи и россыпи самоцветов». М., 2006. Минорский 1963 – Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда. М., 1963. Минорский 1964 – Минорский В. Ф. Куда ездили древние русы?//Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы. М., 1964. Т. I. С. 19–28. Мишин 2000 – Мишин Д. Е. Географический свод «Худуд ал-алам» и его сведения о Восточной Европе//Славяноведение. 2000. 2. С. 52–63. Мишин 2002 – Мишин Д. Е. Ас-Сакалиба (славяне) в исламском мире. М., 2002. Мишин 2003 – Мишин Д. Е. Викинги в мусульманской Испании//Восток. 2003. 5. С. 32–12. Мовсес Каланкатуаци 1984 – Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк/Пер. Ш. В. Смбатяна. Ереван, 1984. Монгайт 1959 – Монгайт А. Л. Абу Хамид ал-Гарнати и его путешествие в русские земли 1150–1153 гг.//ИСССР. 1959. 1. С. 169–181. Моця, Халиков 1997 – Моця А. П., Халиков А. X. Булгар-Киев: пути, связи, судьбы. Киев, 1997. Мошин 1933 – Мошин В. Русь и Хазария при Святославе//SK. 1933. Т. VI. Мукаддаси – Descriptio Imperii Moslemici auctore... Schamso’d-dîn Abû‘Abdollâh Mohammed ibn Ahmed ibn Abî Bekr al-Bannâ’ al-Bashschârî al-Mokaddasî/M. J. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1877. Ed. 2: 1906 (BGA. T. III). Мукаддаси 1897 – Al-Muqaddasi. Ahsanu- t-taqâsîm fî ma’rifet al-aqâlim/Transl. from the Arabic and ed. by Lt-Colonel G. S. A. Ranking and R. F. Azoo. Calcutta, 1897–1910. Мукаддаси 1950 – Al-Muqaddasî (vers 375–985). Description de l’Occident Musulman au IV/X siècle/Texte arabe et trad, française, avec une introduction, des notes et quatre index par Ch. Pellat. Alger, 1950 (Bibliothèque arabe- française. Vol. IX). Мукаддаси 1994 – ал-Мукаддаси. Ахсан ат-такасим ... ад-Дайлам и ар-Рихаб/Пер. с араб. (под ред. В. М. Бейлиса), введ., коммент., указ., карты, табл. Н. И. Серикова//Восточное историческое источниковедение и специальные исторические дисциплины. М., 1994. Вып. 2. С. 269–333.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Был основным докладчиком на Парламентских слушаниях, посвященных «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви» (Москва, 2001 г.), и темам «Религия и здоровье» (Москва, 2003 г.), «Совершенствование законодательства о свободе совести и о религиозных организациях: практика применения, проблемы и пути решения» (Москва, 2004 г.). Выступил инициатором диалога с европейскими организациями в Брюсселе и создания в 2002 г. Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях . В должности председателя ОВЦС посетил Эстонию (многократно), Швейцарию (многократно), Францию (многократно), Испанию (многократно), Италию (многократно), Бельгию (многократно), Голландию (многократно), Германию (многократно), Израиль (многократно), Финляндию (многократно), Украину (многократно), Японию (многократно), Канаду (многократно), Китай (многократно), Венгрию (многократно), Молдову (многократно), Норвегию (многократно), Ливан и Сирию (многократно), Сербию (многократно), США (многократно), Турцию (многократно), Бразилию (многократно), Австралию (1991 г.), Австрию (многократно), Латвию (1992 г.), Чили (1992 г.), Болгарию (1994, 1998, 2005 гг.), Чехию (1996, 2004, 2007 гг.), Словакию (1996 г.), Иран (1996 г.), Литву (1997 г.), Данию (1997 г.), Марокко (1997 г.), Аргентину (1997, 2006 гг.), Мексику (1998 г.), Панаму (1998 г.), Перу (1998 г.), Кубу (1998, 2004, 2008 гг.), Люксембург (1999 г.), Непал (2000 г.), Словению (2001 г.), Мальту (2001 г.), Тунис (2001 г.), Монголию (2001 г.), Хорватию (2001 г.), Вьетнам (2001 г.), Кампучию (2001 г.), Таиланд (2001 г.), Ирландию (2001 г.), Ирак (2002 г.), Лихтенштейн (2002 г.), Филиппины (2002 г.), специальные районы КНР — Гонконг (2001, 2002 гг.), Макао (2002 г.), ЮАР (2003, 2008 гг.), Малайзию (2003 г.), Индонезию (2003 г.), Сингапур (2003 г.), ОАЭ (2004 г.), Польшу (2004 г.), Нидерланды (2004 г), Доминиканскую республику (2004 г.), Йемен (2005 г.), КНДР (2006 г.), Индию (2006 г.), Румынию (2007 г.), Туркмению (2008 г.), Коста-Рику (2008 г.), Венесуэлу (2008 г.), Колумбию (2008 г.), Эквадор (2008 г.), Анголу (2008 г.), Намибию (2008 г.). Венгрию, Монголию, Словению, Иран, Ирак и Йемен посетил с официальными визитами по приглашению правительств этих стран.

http://patriarchia.ru/db/text/547091.htm...

В качестве редакторов к работе над томами были привлечены крупные ученые международного масштаба: историк права, член Баварской академии наук, профессор ряда немецких и Венского университетов Леопольд Венгер (1950–1953); профессор ряда университетов, член Гейдельбергской академии наук, специалист по Новому завету и иранист Карстен Кольпе [р. 1929] и известный филолог-классик Альбрехт Диле [р. 1923] (оба в 1964–2004 гг.); известный католический церковный историк, специалист по патристике и христианской археологии Бернхард Кёттинг (1964–1990); Эрнст Дассманн (1972–2001; в 1984–2001 гг. – главный редактор); австрийский филолог-классик и историк религии, профессор Зальцбургского университета Вольфганг Шпейер [р. 1933] (с 1972 г.); специалист в области христианской археологии Йозеф Энгеманн [р. 1926] (1984–2006); Клаус Трэде (с 1984 г.), Хайнцгерд Бракманн и Карл Хохэйзель (с 1995 г.), католический богослов и церковный историк, член Академии наук и искусств Северного Рейна-Вестфалии Георг Шёлльген [р. 1951] (главный редактор с 2001 г.); швейцарская исследовательница в области классической филологии, профессор во Фрайбурге-на-Брайсгау и с 2008 г. – в Свободном университете в Берлине Тереза Фурер [р. 1959] и профессор церковной истории университетов Гамбурга и Гейдельберга, специалист в области истории догматики и истории древней Церкви Винрих Лёр [р. 1961] (с 2004 г.), Сибле де Блау (Sible de Blaauw, c 2007 г.) 610 . Работа над Лексиконом стала базой для основания в 1958 г. Теодором Клаузером, Эдуардом Штоммелем и Альфредом Штуйбером периодического издания Jahrbuch für Antike und Christentum (журнал готовится Институтом Франца Йозефа Дёльгера и Боннским университетом и выпускается в Мюнстере издательством Ашендорффа; к 2006 г. вышло 47 томов журнала и целый ряд дополнительных томов, содержащих монографические исследования и эссе) и серии монографических исследований Theophaneia. В 1986–1997 гг. третьим изданием вышел Evangelisches Kirchenlexikon (англ. пер.: The Encyclopedia of Christianity) под ред. Эрвина Фальбуша (1926–2007) 611 , длительное время бывшего почетным профессором систематической теологии Франкфуртского университета. Отметим также издание Evangelisches Lexikon für Theologie und Gemeinde.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Суфийским вирдам и офиц. муфтияту противостоят появившиеся в Д. в 90-х гг. ХХ в. диссиденты-ваххабиты. Они выступают за очищение ислама от «недопустимых новшеств» (араб. бида), к каковым они относят «культ святых» и суфизм, нек-рые обычаи и обряды дагестан. мусульман. Название движению по имени реформатора из Аравии XVIII в. Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба дали его противники, в свою очередь увидевшие в нем извращение исламских традиций. Ваххабиты отрицают не только распространенный в Д. шафиитский мазхаб, но и саму идею традиц. религиозно-правовых школ в исламе. В ваххабитские общины входят от неск. десятков до неск. сот человек. Они отмечены в Буйнакске, Кизилюрте, Махачкале, Хасавюрте, Дербенте, в дагестан. диаспоре Астрахани и в неск. десятках дагестан. селений. По данным Д. В. Макарова, в 90-х гг. их поддерживали 5-10% населения, в основном аварцы и даргинцы. К кон. 90-х гг. XX в. ваххабиты распались на ряд группировок. Умеренное крыло возглавил аварец Ахмад-кади Ахтаев из Кудали (1942-1998). После его смерти неформальным лидером ваххабитов стал др. аварец, Багаутдин Магомедов (род. в 1945) из Сантлады. Его ученик, аварец Ангута (Айюб) Омаров (род. в 1963) из Кванады, до 2006 г. возглавлял ваххабитский джамаат Астрахани. С 1997 г. Багаутдин действовал в Урус-Мартане (Чечня), где призывал к вооруженной борьбе (джихад), рассматривая Кавказ как «область войны» (дар аль-харб), объединившись с лидерами террористов саудовцем Самиром ибн Салих ас-Сувейли, более известным как аль-Хаттаб (1969-2002), и чеченцем Шамилем Басаевым (1965-2006). В мае 1998 г. 4 даргинских селения Буйнакского р-на Д. объявили себя независимой шариатской территорией (Кадарская зона). Но вторгшиеся летом 1999 г. на север Д. ваххабиты были разбиты федеральными войсками, Кадарская зона уничтожена, ваххабитские мечети, школы, газеты закрыты, и движение ушло в подполье. Лит.: Самурский Н. Дагестан. М.; Л., 1925; Бакиханов А. Гюлистан-Ирам. Баку, 1926; Алкадари Г. Асари Дагестан. Махачкала, 1929; Маллачиханов Б.

http://pravenc.ru/text/168606.html

6 окт. 1980 г. была принята новая Конституция, по к-рой президент стал главой исполнительной власти. Новым президентом был избран Бёрнхем. Парламентские выборы 1980 г. были признаны оппозицией и международными наблюдателями сфальсифицированными. Эпоха Бёрнхема завершилась его смертью в авг. 1985 г. Президентом стал бывш. вице-президент Д. Хойт. Президентство Хойта было отмечено нарастающим экономическим кризисом. Стремясь привлечь иностранные инвестиции, правительство Хойта начало осуществлять программу приватизации. В 1985 г. левоцентристские оппозиционные партии объединились в Патриотическую коалицию за демократию, задачей к-рой было добиться проведения свободных и честных выборов. В окт. 1992 г. президентом страны был избран лидер НПП Джаган, вернувшийся к власти после 28 лет оппозиционной деятельности. Несмотря на марксистские корни, правительство НПП в 90-х гг. проводило политику экономической либерализации и сотрудничало с МВФ. В марте 1997 г. президент и, по общему признанию, основатель гайанской нации Джаган скончался. На президентских выборах в дек. 1997 г. победу одержала его вдова Джанет Джаган, одна из основателей НПП. Оппозиционный ННК во главе с бывш. президентом Хойтом оспорил результаты выборов и организовал массовые беспорядки, сопровождавшиеся столкновениями на расовой почве. Однако специальная комиссия, образованная странами Карибского сообщества и Общего рынка, подтвердила справедливость результатов выборов 1997 г. В авг. 1999 г. президент Джаган подала в отставку в связи с ухудшением здоровья. Новым президентом стал бывш. министр финансов Б. Джагдео. На выборах 2001 г. Джагдео был переизбран на 2-й президентский срок, они были признаны международными наблюдателями, но вызвали сопровождавшуюся насилием волну протестов со стороны оппозиции. Следующие выборы пройдут в 2006 г. Индуизм 84% инд. иммигрантов, прибывших в Г., принадлежали к вишнуитскому (вайшнавитскому) толку индуизма, к-рый остается основной религией гайанцев-индопакистанцев и в наст. время, хотя и в измененном виде.

http://pravenc.ru/text/161461.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010