Фаргани – Muhammedis Filii Ketiri Ferganensis qui vulgo Al-Fraganus dicitur, Elementa Astronomica, arabice et latine. Amstelodami, 1669. Фасмер 1986 – Фасмер M. Этимологический словарь русского языка. М., 1986–1974. Т. I–IV. Фахрутдинов 1977 – Фахрутдинов Р Г. Домонгольский город Болгар в письменных источниках//Древности Волго-Камья. Казань, 1977. С. 60–70. Флоровский 1927 – Флоровский А. В. Известия о Древней Руси арабского писателя Мискавейхи X–XI вв. и его продолжателя//SK. 1927. Р. 175–186. Фоменко 2007 – Фоменко И. К. Образ мира на старинных портоланах. Причерноморье. Конец XIII–XVII в. М., 2007. Франклин, Шепард 2003 – Франклин С., Шепард И. Начало Руси. 750–1200. М., 2003. Хазары 2005 – Хазары/Под ред. В. Петрухина, В. Московича и др. Иерусалим; Москва, 2005 (Jews and Slavs. Vol. 16). Халиков 1989 – Халиков А. X. Татарский народ и его предки. Казань, 1989. Халифа ибн Хаййат – Халифа ибн Хаййат. Та’рих Акрам Дийа’ ал-Умари. Ан-Наджаф, 1386/1967. Хамидуллин 2006 – Хамидуллин Б. Письмо Иосифа//ИТ. Т. II С. 660–669. Ал-Хараки 1933 – Youssouf Kamal. Monumenta Cartographica Africae et Aegypti... Leide, 1933. Vol. III. Fasc. III. P. 791–792 (араб, текст). Хинц 1970 – Хинц В. Мусульманские меры и веса с переводом в метрическую систему. М, 1970. Хорезми- Das Kitab Surat al-ard des Abu a‘far Muhammad Ibn Musa al-Huwarizmi/H.v. Mik. Leipzig, 1926. Хорезми 1983 – Мухаммад ибн Муса ал-Хорезми. Избр. произведения/А. Ахмедов. Ташкент, 1983. На узб. яз. Хорезми 1985 – Географическая карта мира ал-Хорезми по книге «Сурат ал- арз»/Введ. и интерпретация карты С. Разийи Джафри; вводное исслед. Ю. С. Мальцева; предисл. и ред. К. С. Айни. Душанбе; Сринагар, 1985. Худуд/Бартольд – Худуд ал-‘алам: Рукопись Туманского/С введ. и указ. В. В. Бартольда. Л., 1930. Худуд/Сотуде – Худуд ал-‘Алам мин ал-Машрик ила-л-Магриб/М. Сотуде. Тегеран, 1962. Хузин 1997 – Хузин Ф. X. Волжская Булгария в домонгольское время. X – начало XIII веков. Казань, 1997. Цукерман 1996 – Цукерман К. Русь, Византия и Хазария в середине X в.: проблемы хронологии//Славяне и их соседи. Вып. 6. М., 1996. С. 68–80.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Dumitru Staniloae, «La procession du Saint Esprit du Père, et sa relation avec le Fils, comme base de notre déification et adoption» in Lukas Visher (éditeur), La théologie du Saint-Esprit dans le dialogue oecuménique des Eglises (Document foi et constitution 103), Paris, 1981, pp. 190–202. – Markos A.Orphanos, «La procession du Saint Esprit selon certains pères grecs postérieurs au VIIIè siècle» in Lukas Visher (éditeur), La théologie du Saint-Esprit dans le dialogue oecuménique des Eglises (Document foi et constitution 103), Paris, 1981, pp. 29–53. – Protopresbytre Boris Bobrinskoy, «Le Filioque hier et aujourd’hui» in Lukas Visher (éditeur), La théologie du Saint-Esprit dans le dialogue oecuménique des Eglises (Document foi et constitution 103), Paris, 1981, pp. 148–164. 1982 – Архимандрит Плакид (Дезей), « Блаженный Августин и „Филиокве“»//ВРЗЕПЭ, 109–112, 1982, с. 206–223. – Dumitru Staniloae, «La doctrine de la procession du Saint Esprit du Père, et de la relation de Celui-ci avec le Fils, en tant que base de 1’adoption filiale et de la déification de l’homme» in Mgr Damaskinos (éditeur), Le II-ème Concile (Ecuménique, Chambésy, 1982, pp. 201–212. 1983 – Dumitru Staniloae, «Le Saint Esprit dans la théologie byzantine et dans la réflexion orthodoxe contemporaine», in Credo in Spiritum Sanctum (Actes du Congrès theologique international de pneumatologie, Rome, 22–26 mars 1982), tome 1, Vatican, 1983, pp. 661–679. 1985 – Olivier Clément, Orient-occident: deux passeurs. Vladimir Lossky et Paul Evdokimov, Genève, 1985. 1986 – Protobresbytre Boris Bobrinskoy, Le Mystère de la Trinité, Paris, 1986. 1995 – Jean-Claude Larchet, Introduction à Grégoire Palamas, Traités apodictiques sur la procession de l’Esprit Saint, Paris-Suresnes, 1995. – Clarification du Conseil Pontifical pour la promotion de 1’Unité des Chrétiens: «Les traditions grecque et latine concemant la procession du Saint-Esprit»//Osservatore Romano, 211 (40.050), 13–IX–1995, pp. 1 et 4. (Смотреть также: La documentation catholique, 2125, pp. 942–945). – На русском языке: в сети Интернет – http://svd.catholic.by/library/filioque.htm (на 21 марта 2006 года ссылка работает).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/fili...

В богословско-грамматическом и полемическом трактате «Сказание о письменах» (1424-1426; Лукин. С. 85) К. К. излагает концепцию о языке как средстве Божественного Откровения и затрагивает разнообразные вопросы: о нормах правописания и о происхождении кирилло-мефодиевского языка, об устаревших методах обучения серб. детей. Хотя формально адресатом К. К. являлась просвещенная часть серб. общества, текст был обращен гл. обр. к деспоту с надеждой, что тот выступит инициатором исправления книжного языка и орфографии, подобно тырновским исихастам. Автор определяет свой труд как «изобличение», к-рое вместе с грамматикой составит новый устав серб. орфографии. Многочисленные ошибки в серб. текстах того периода и невозможность найти 2 одинаково написанные книги он объясняет моральным разложением серб. общества и особенно духовенства. Он обосновал необходимость лингвистического осмысления и кодификации церковнослав. языка на основе принципа антистиха подобно греч. языку, к-рый назван прародителем церковнослав. языка. Богословское основание языковых представлений К. К. о происхождении, природе и достоинстве церковнослав. языка большинство исследователей связывают с влиянием исихазма , согласно к-рому слово есть символ, а графические знаки Свящ. Писания обозначают Божественные прообразы. Поэтому нарушение норм орфографии влечет искажение смысла священных текстов и еретическое отступление от Православия. Для предотвращения этого К. К. предлагает ввести программу начального обучения грамоте, основанную на новаторском для того периода «звуковом методе». Позднее неизвестный книжник составил краткую редакцию «Сказания о письменах» К. К.- «Словеса в кратце», включив фрагменты, посвященные проблемам правописания и просвещения ( Куев, Петков. 1986. С. 268-289). Это произведение получило широкое распространение в Сербии, Болгарии, Дунайских княжествах и на Руси. Известны 16 его серб., болг. и рус. списков ( Куев, Петков. 1986. С. 241-250, 255-267), которые часто входят в сборники вместе с грамматическими и посвященными славянской письменности произведениями, напр. «О письменах» Храбра Черноризца, «О восьми частях слова». В Словесах впервые использовано понятие «ресавский извод», поэтому исследователи считают, что К. К. оказал влияние на создание ресавской правописной школы (Там же. С. 310-313; Гагова. 2006. С. 119).

http://pravenc.ru/text/2057086.html

Иван Жук Жук Иван Иванович Фотохудожник, киносценарист, драматург, публицист. Член Союза писателей России. Родился в Сумах, на Украине в 1956 г.. Там же закончил пять курсов Сумского политехнического института. Полтора года учился в Киеве, в институте театрального искусства им. Карпенко-Карого, на кафедре режиссуры художественного кино и телевидения, мастерская Н.С. Дерюгиной. 1978-1986 гг. – закончил ВГИК, сценарная мастерская Н. Н. Фигуровского. 1986 г. – по сценарию Ивана Жука на Литовской киностудии, реж. Артурасом Поздняковасом, снят полнометражный игровой фильм «Постскриптум». 1991 г. – автор сценария фильма турецкого реж. Семира Асланюрека «Вагон». 1998 г. – персональная выставка коллажей «Полотняные скрижали», г.Сумы. 1999 г. – «Полотняные скрижали», ЦДХ, Москва. 2000 г. – Лауреат «Золотого Витязя», в номинации на лучший сценарий игрового фильма. 2001 г. – «Полотняные скрижали», Сергиев Посад. 2006 г. – победитель фотоконкурса «Радонеж». 2007г. – персональная фотовыставка «Возвращение», г. Железнодорожный. 2007 г. – единственный представитель от России на международном фотофоруме «Деяния веры», Noorderlicht, Голландия. 2007 г. – пьеса «День Кабана» - вошла в четверку лучших пьес года по итогам всероссийского конкурса молодых драматургов, постоянно действующего при СТД России. 2008 г. – дважды лауреат всероссийского конкурса сценариев игровых полнометражных фильмов «Вера. Надежда. Любовь». 2008 г. – персональная фотовыставка «Россия православная. XXI век», Манеж, Дом Кино - Москва; Дом Ученых - Обнинск; Администрация Президента РФ; Художественный музей - г. Калязин 2008 г. – участник выставки «25-летие Данилова монастыря», Новый Манеж. 2010 г. – дипломант ВКСИПХФ «Вера. Надежда. Любовь». 2011 г. – совместная с Павлом Ильиным фотовыставка «Земля спасения», Джованацци, Италия. 2011 г. – совместная с фотографом Павлом Ильиным и (посмертная) с художником Александром Немковским художественная выставки «Противостояние». Москва, Международный центр славянской письменности и культуры.    2011 г. – фотовыставка «Земля спасения», г. Бари, Италия.    2012 г. – совместная с епископом Иннокентием Яковлевым рождественская фотовыставка «Свет русской души», г. Екатеринбург; серия фотовыставок с тем же названием – детдома Свердловской области. На Пасху 2012 года намечено открытие фотовыставки «Земля спасения» совместной с епископом Иннокентием (Яковлевым) и Павлом Ильиным в «Русском доме» в Берлине.      Публикации о творчестве Ивана Жука имели место в 12 странах мира на 8 языках. Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/84721.html

di storia ecclesiastica in occasione dell " VIII centenario della Chiesa in Livonia (1186-1986), Roma, 24-25 giugno 1986/Ed. M. Maccarrone. Vat., 1989. Р. 203-243; Mugere   vi s E . Die militärische Tätigkeit des Schwertbrüderordens (1202-1236)//Das Kriegswesen der Ritterorden im Mittelalter/Hrsg. Z. H. Nowak. Toru, 1991. S. 125-132; Ritterbrüder im livländischen Zweig des Deutschen Ordens/Hrsg. L. Fenske, K. Militzer. Köln; Weimar; W., 1993; L ö wener M. Die Einrichtung von Verwaltungsstrukturen in Preussen durch den Deutschen Orden bis zur Mitte des 13. Jh. Wiesbaden, 1998; Militzer K. Von Akkon zur Marienburg: Verfassung, Verwaltung und Sozialstruktur des Deutschen Ordens: 1190-1309. Marburg, 1999; Lind J. H. The Order of the Sword-Brethren and Finland: Sources and Traditions//Vergangenheit und Gegenwart der Ritterorden: Die Rezeption der Idee und die Wirklichkeit/Hrsg. Z. H. Nowak, R. Czaja. Toru, 2001. S. 159-164; Матузова В. И., Назарова Е. Л. Крестоносцы и Русь: Кон. XII в.- 1270 г.: Тексты, пер., коммент. М., 2002; Carpini C. La Militia Christi de Livonia//Monaci in armi: Gli ordini religioso-militari dai Templari alla Battaglia di Lepanto: Storia ed Arte/Ed. F. Cardini. R., 2004. P. 113-120; Конопленко А. А. Роль Ордена меченосцев в завоевании Ливонии//Военно-ист. исслед. в Поволжье. Саратов, 2005. Вып. 6. С. 9-15; он же. Орден меченосцев и епископат: Особенности религ. легитимизации нем. господства в Ливонии//Многообразие религ. опыта и проблемы сакрализации и десакрализации власти в христ. и мусульм. мире/Ред.: А. В. Гладышев, В. Б. Устьянцев. Саратов, 2005. Ч. 2. С. 56-62; он же. К вопросу о причинах слияния Тевтонского ордена и Ордена меченосцев//Военно-ист. исслед. в Поволжье. 2006. Вып. 7. С. 143-156; он же. Прибалтийские немцы до вхождения в состав Рос. империи: Три ист. сюжета: 2. Орден меченосцев и датское вторжение в Сев. Эстонию//Этнические немцы России: Ист. феномен «народа в пути». М., 2009. С. 523-534; он же. Административно-территориальные отделения ордена меченосцев//Ретроспектива.

http://pravenc.ru/text/2563140.html

поиск:   разделы   рассылка ПЕРСОНАЛИИ Биография Тележурналист, ведущий авторской программы " Времена " (Первый канал); академик, президент Академии Российского телевидения (АРТ); родился 1 апреля 1934 г. в Париже (его отец, Владимир Познер – писатель, член литературной группы " Серапионовы братья " , покинул Советскую Россию в 1920-е годы, мать – француженка); окончил школу в Нью-Йорке; в 1953 г. вместе c семьей переехал на постоянное жительство в СССР; в 1958 г. окончил биолого-почвенный факультет МГУ им. М.В.Ломоносова (кафедра физиологии человека); был литературным секретарем Самуила Яковлевича Маршака; в 1961-1970 годах работал старшим редактором в Агенстве печати " Новости " , в журналах " Совьет лайф " , " Спутник " (ответственный секретарь); с 1970 г. – комментатор в Главной редакции радиовещания на США и Великобританию Всесоюзного радио, в программе " Голос Москвы " ; в 1982 г. стал ведущим первого телемоста " Москва – Лос-Анджелес " на I канале советского телевидения; с 1986 г. работал политическим обозревателем на Центральном телевидении Гостелерадио СССР; в 1986 г. вместе с американским телеведущим Филом Донахью был ведущим первых постоянных телемостов между СССР и США; с 1988 г. вел программы " Воскресный вечер с Владимиром Познером " и " Квадратура круга " ; с 1991 г. жил и работал в Нью-Йорке, где делал совместно с Филом Донахью программу " Познер и Донахью " на американском канале " Си-эн-би-си " ; с августа 1994 г. – автор совместной российско-американской публицистической телепрограммы " Если... " и ток-шоу " Мы " ; с 1995 г. вел в США еще одну авторскую программу – " Final edition " ( " Итоги недели " ); в сентябре 1996 г. на телеканале НТВ вышла новая программа Владимира Познера – ток-шоу " Человек в маске " , которая продолжилась затем на ОРТ; с августа 1997 г. – руководитель программы " Мы " ; с февраля 1997 г. вел на волнах радиостанции " Радио-7 " публицистическую программу " Давайте это обсудим " ; в октябре-ноябре 1998 г. был автором и ведущим информационно-публицистической программы " Время и мы " на ОРТ, с сентября 1999 г. – ведущим ток-шоу " Мы и время " ; в 1994 г. был избран академиком и президентом Академии российского телевидения (АРТ); в 1997 г. открыл в Москве школу телевизионного мастерства для молодых журналистов; в сентябре 1994 г. на Первом международном фестивале масс-медиа " Гонг-94 " был признан лучшим телевизионным ведущим года; " за большой вклад в развитие отечественного телерадиовещания и многолетнюю плодотворную работу " награжден орденом " За заслуги перед Отечеством " IV степени (2006); свободно владеет английским и французским языками; женат, имеет дочь и сына. Источник: allbestpeople.com ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 24.03.2024 17.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ

http://religare.ru/25_609_110_1.html

Isidori De eccl. off. Sancti Isidori Episcopi Hispalensis De ecclesisticis officiis./Edidit Christopher M. Lawson. Turnholti: Brepols, 1989. Isidori Differ. I. Isidoro de Sevilla. Diferencias./Introducción, edición crítica, traducción y notas por C. Codoñer Merino. Paris: Les Belles Lettfes, 1992. Isidori Differ. II Isidorus Hispalensis. Liber Differentiarum sive de proprietate sermonum. Corpus Christianorum Series Latina 111./Ed. M.A. Andrés Sanz Turnhout:Brepolis, 2006. Isidori DVI Isidorus Hispalensis. Sancti Isidori Hispalensis Liber de viris illustribus//Codoñer Merino C. El " De viris illustribus» de Isidoro de Sevilla. Estudio y edición crítica. Salamanca, 1964. Isidori Etym. Isidori Hispalensis Episcopi Etymologiarum sive Originum libri XX./Ed. by W. M. Lindsay. Oxford, 1911. Isidori Regula Regla de San Isidoro//San Leandro. San Isidoro. San Fructuoso. Reglas monasticas de la España visigoda./Ed. por J. Cámpos Ruiz//Santos Padres Españoles. T. 2. Madrid: Biblioteca de autores cristianos, 1971. P. 79–127. Isidori Sent. Isidorus Hispalensis. Sententiae. Corpus Christianorum Series Latina 111./Ed. P. Cazier Turnhout: Brepolis, 1998. Isidori Synon. Isidorus Hispalensis. Synonyma de lamentatione animae peccatricis//PL. T. 83. Isidoriana. Isidoriana. Colección de estudios sobre Isidoro de Sevilla, publicados con ocasión del XIV Centenario de su nacimiento рог M.C. Díaz y Díaz. León: Cenro de estudios «San Isidoro», 1961. Lact. Div. inst. Lucius F. Lactantius Divinarum institutionum libri VII//PL. T. 6. LI. [Liber Iudiciorum] Lex Visigothorum./Ed. K. Zeumer.//MGH: Legum Sectio I: Leges nationum Germanicarum. T. 1. Berolini, 1902. Los visigodos. Madrid, 1986. Los visigodos. Historia y civilización. Actas de la semana internacional de Estudios Visigóticos. Madrid, 1986. MGH Monumenta Germaniae Histórica. Hannoverae (Berolini). MGH: Auct. Antiq. Monumenta Germaniae Histórica. Auctores Antiquissimi. MGH: SRM Monumenta Germaniae Histórica. Ser. Scriptores Rerum Merovingicarum.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Brittain С., Brennan Т. Simplicius: on Epictetus’ Handbook 1–26. Ithaca, London, 2002. Brittain C., Brennan T. Simplicius: on Epictetus’ Handbook 27–53. London, 2002. Spanneut M. Permanence du Stoícismë De Zenon a Malraux. Gembloux, 1973. Spanneut M. Commentaire sur la Paraphrase chretienne du Manuel d’Epictete. Paris, 2007. Spanneut M. Epictete chez les moines//Melanges de science reli-gieuse. 29, 1972. Pp. 49–57. Simplicius. Commentaire sur le Manuel d’Epictete/Introd. et ed. crit. du texte grec par I. Hadot. New-York, 1996. The Encheiridion of Epictetus and Its Three Christian Adaptations/Ed. G. Boter. Brill Academic Publishers, 1999. Оригенизм Евагрий Понтийский Сидоров Л. И. Творения аввы Евагрия: Аскетические и богословские трактаты. М., 1994. Bunge G. Evagrios Pontikos. Briefe aus der Wiiste. Trier, 1986. (Sophiä Quellen ostlicher Theologie, Bd. 24). Bunge J. G. Origenismus – Gnostizismus. Zum geistesgeschichtli-chen Stan-dort des Evagrios Pontikos//Vigiliae Christianae. 40:1, 1986. S. 24–54. Casiday A. M. Evagrius Ponticus. London/New-York, 2006. Clark E. A. The Origensit Controversy: The Cultural Construction of an Early Christian Debate. Princeton, 1992. Erankenberg W. Evagrius Ponticus. Berlin, 1912. (Abhandlungen der Koniglichen Gesellschaft der Wissenschaften zu Gottingen, Phi-lologisch-Historische Klasse; Neue Folge, 13, 2). Guillaumont A. Evagrius Pontikus//Theologische Realenzyklopa-die. 10, 1982. S. 565–570. Guillaumont A. Les ‘Kephalaia Gnostica’ d’Evagre le Pontique et l’histoire de l’origenisme chez les grecs et chez les syriens. Paris, 1962. (Patristica Sorbonensia 5). Guillaumont A. Un philosophe au desert: Evagre le Pontique//Revue de l’Histoire des Religions. 181, 1972. Pp. 29–56. O’Eaughlin M. W. Origenism in the desert: Anthropopogy and integration in Evagrius Ponticus. PhD Thesis. Harvard University, 1987. Parmentier M. Evagrius of «Letter to Melania» I & II//Bijdragen: Tijdschrift voor filosofie en theologie. 46, 1985. Pp. 2–38. Vitestam G. Seconde partie du traite, qui passe sous le nom de «La grande lettre d’Evagre le Pontique a Melanie l’Ancienne». Publiee et traduite d’apres le manuscrit du British Museum Add. 17192. Lund, 1964. (Scripta minora. K. Humanistiska Vetenskapssamfundet i Lund 1963/64; 3).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Ф. Ницше, Сочинения в 2 т. Сост., ред. и авт. примеч. К.А. Свасьяна. М.: Мысль, 1996. Б. Рассел, «Поклонение свободного человека» (пер. А.А. Яковлева), в Почему я не христианин: Избранные атеистические произведения. М.: Политиздат, 1987, сс. 15–22. Т. Рид, Исследование человеческого ума на принципах здравого смысла. Пер. Ю.Е. Милютина. СПб.: Алетейя, 2000. Г.К. Честертон, «Ортодоксия» (пер. Л.Б. Сумм и Н.Л. Трауберг), в Вечный человек. М.: Политиздат, 1991, сс. 357–478. Г.К. Честертон, «Омар Хайям и священное вино» (пер. Н.Л. Трауберг), в Самосознание европейской культуры XX века. М.: Политиздат, 1991, сс. 208–211. (1991а) Д. Юм, «Трактат о человеческой природе» (пер. С.И. Церетели), в Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1996. Adams, С. and Adams, J. (2007) The Works of John Adams, vol. 2. Kila, MT: Kessinger Publishing. Adams, R. (1999) Finite and Infinite Goods. Oxford: Oxford University Press. Audi, R. and Wainwright, W. J. (eds.) (1986) Rationality, Religious Belief, and Moral Commitment. Ithaca, NY: Cornell University Press. Beilby, J.K. (ed.) (2002) Naturalism Defeated? Essays on Plantingás Evolutionary Argument against Naturalism. Ithaca, NY: Cornell University Press. Bentham, J. (2001) The Works of Jeremy Bentham, vol. 2. Boston: Adamant Media Corp. Betzler, M. (ed.) (2008) Kant’s Ethics of Virtue. Berlin: De Gruyter Verlag. Blackmore, S. (2006) Conversations on Consciousness. Oxford: Oxford University Press. Brink, D. (1989) Moral Realism and the Foundations of Ethics. Cambridge: Cambridge University Press. Butler, J. (1983) Five Sermons. Indianapolis, IN: Hackett Publishing Co. Chase, A. (2001) In a Dark Wood: The Fight Over Forests and the New Tyranny of Ecology. New York: Houghton Mifflin. Crisp, R. and Slote, M. (eds.) (1997) Virtue Ethics. Oxford: Oxford University Press. Daniels, N. (1979) Wide reflective equilibrium and theory acceptance in ethics. Journal of Philosophy 76:5, 256–282. Dawkins, R. (1986) The Blind Watchmaker. New York: W. W. Norton & Co.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nov...

Goa (ed.). Edmonton (Canada), 1989. 1145       Paverd F. van de. Zur Geschichte der Messliturgie in Antiocheia und Konstantinopel gegen Ende des Virten Jahrhunderts: Analyse der Quellen bei Johannes Chrysostomos. Roma, 1970 (Orientalia Christiana Analecta, 187); Idem. St. John Chrysostom, the Homilies on the Statues: An Introduction. Roma, 1991 (Orientalia Christiana Analecta, 239); Idem. The Kanonarion by John, Monk and Deacon and Didascalia Patrum. Roma, 2006. 1146       Schultz H.-J. Die byzantinische Liturgie: Glaubenszeugnis und Symbolgestalt. 3., völlig überarb. und aktualisierte Aufl. Trier, 2000 (англ. пер.: The Byzantine Liturgy: Symbolic Structure and Faith Expression/Trans. M.J. O’Connel. N.Y., 1986); см. также: Idem. Das liturgisch-sakramental übertragene Hirtenamt in seiner cucharistischen Selbstverwirklichung nach dem Zeugnis der liturgischen Überlieferung//Bläser P. Amt und Eucharistie. Paderborn, 1973; Idem. Ökumenische Glaubenseinheit aus eucharistischer Überlieferung. Paderborn, 1976; Idem. «Wandlung» im ostkirchlich-liturgischen Verständnis: Eine Orientierung im Disput um Transsubstantiation und Transsignifikation//Catholica. 1986. Vol. 40; Idem. Der sakramentale Charakter von Bischofsamt und Bischofsweihe//Simandron. Der Wachklopfer. Gedenkschrift für Klaus Gamber/Hrsg. W. Nyssen. Köln, 1989; Idem. Die Pneumatologie des hl. Basilius: Impuls zur Neubesinnung auf die hermeneutische Struktur der Theologie und der kirchlichen Lehrverkündigung als bekenntnis- und liturgiebezogene Schriftauslegung//The Christian East: Its Institutions & Its Thought. Papers of the Intern. Scholary Congress for the 75th Anniversary of the Pontifical Oriental Institute, Rome, 30 May – 5 June 1993/R.F. Taft (ed.). Roma, 1996. 1147       Dalmais I.-H. Initiation à la liturgie. P., 1958; Idem. Les liturgies d’Orient. P., 1959 (2e éd. P., 1980; исп. пер.: Las liturgias orientales. Andorra, 1960; repr.: Bilbao, 1991); см. также: Idem. Shalom: Chrétiens à l’écoute des grandes religions. P., 1991; Idem. Tropaire. Kontakion. Kanon: Les éléments constitutifs de l’hymnographie byzantine//Liturgie und Dichtung: Ein interdisziplinares Kompendium/Hrsg. H. Becker, R. Kaczynski. St. Ottilien, 1983.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010