Лит.: Успенский Ф. И. Синодик в Неделю православия. Од., 1893. C. 85; Тихомиров Н. Д. Галицкая митрополия: Церк.-ист. исслед. СПб., 1896. С. 77-79, 86, 88; Jugie M. La controverse Palamite (1341-1368)//EO. 1931. Vol. 30. P. 397-421; Mercati G. Notizie di Procoro e Demetrio Cidone, Manuele Caleca e Teodoro Meliteniota ed altri appunti. Vat., 1931. P. 202, 537-538; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 728-729; Meyendorff J. Les débuts de la controverse hésychaste//Byz. 1953. Vol. 23. P. 112, 117; idem. Society and Culture in the XIVth Cent.: Religious Problems//Actes du XIV Congrès International des Études byzantines. Bucur., 1974. P. 52-53, 63; idem. Byzantium and the Rise of Russia: A Study of Byzantino-Russian Relation in the XIVth Cent. Camb., 1981; он же (Мейендорф И., протопр.). Жизнь и труды св. Григория Паламы: Введ. в изучение/Пер.: Г. Н. Начинкин; Ред.: И. П. Медведев, В. М. Лурье. СПб., 1997; Wirth P. Nichtentzifferte Rasuren und Tilgungen des Wiener Patriarchatsregisters//BZ. 1963. Bd. 56. S. 19; Raybaud L.-P. Le gouvernement et l " administration centrale de l " empire Byzantin sous les premiers Paléologues (1258-1354). P., 1968. P. 67-69; Weiss G. Joannes Kantakuzenos: Aristokrat, Staatsmann, Kaiser und Mönch in der Gesellschaftsentwicklung von Byzanz im 14. Jh. Wiesbaden, 1969. S. 31-32, 107-112, 118-123, 168; PLP, N 10288; Kresten O. Der sogenannten «Absetzungsvermerk» des Patriarchen Ioannes XIV. Kalekas im Patriarchatsregister von Konstantinopel (Cod. Vind. Hist. gr. 47, f. 116 v.)//Βυζντιος: FS für H. Hunger zum 70. Geburtstag. W., 1984. S. 214-216; Киприан (Керн), архим. Антропология Св. Григория Паламы. М., 1996. С. 29-55, 63-66, 300, 314; Лебедев А. П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной Церкви от кон. XI до сер. XV в. СПб., 1998. С. 205-208; Прохоров Г. М. Исихазм и общественная мысль в Вост. Европе в XIV в.// Он же. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы: Статьи. СПб., 20002. C. 44-95; Красиков С. В. Политический фон папской миссии 1334/1335 г. в Константинополь//АДСВ. 2003. Т. 34. С. 380-391; он же (имя изм.: Гаген С. Я.). Русские пожертвования на восстановление Св. Софии (1347) в религиозно-политическом контексте//Sacrum et Profanum. Севастополь, 2005. Вып. 1. С. 33-40; он же. Эпизод в отношениях между Русью и Византией во время гражданской войны (1341-1354)//Проблемы истории России. Екатеринбург, 2005. Вып. 6. С. 9-26.

http://pravenc.ru/text/469604.html

Лит.: Bouriant U. Les Papyrus d " Akhmim. P., 1884. Vol. 1. P. 260-279; Steindorff G. Die Apokalypse des Elias: Eine unbekannte Apokalypse und Bruchstücke der Sophonias-Apokalypse. Lpz., 1899; Coptic Biblical Texts in the Dialect of Upper Egypt/Ed. E. A. Budge. L., 1912. P. LV-LVII, 270-271; Pistelli E. Papiri greci e latini della Società Italiana. Firenze, 1912. T. 1. P. 16. N 1; Wessely C. Les plus anciens monuments du christianisme écrits sur papyrus. P., 1924. P. 487-488. N 88. (PO; Vol. 18. Fasc. 3); Schmidt C. Der Kolophon des Ms. Orient. 1594 des Britischen Museums: Eine Untersuch. z. Elias-Apokalypse. B., 1925. S. 312-321; Ruwet J. Origène et l " Apocalypse d " Élie à propos de 1 Cor 2. 9//Biblica: Comment. periodici ad rem biblicam scientifice investigandam. R., 1949. Vol. 30. P. 517-519; Black M. The «Two Witnesses» of Rev. 11. 3f in Jewish and Christian Apocalyptic Tradition//Donum Gentilicium: NT Stud. in Honour of D. Daube/Ed. E. Bammel et al. Oxf., 1978. P. 227-237; Wiener A. A. The Prophet Elijah in the Development of Judaism. L., 1978; The Books of Elijah/Transl. M. Stone, J. Strugnell. Missoula, 1979; The Books of Elijah. Parts 1-2/Eds. M. Stone, J. Strugnell. Missoula, 1979; Schrage W. Die Elia-Apokalypse. Gütersloh., 1980. (JSHRZ; Bd. 5. N 3); The Apocalypse of Elijah: Based on Pap. Chester Beatty 2018/Ed. A. Pietersma, S. T. Comstock, H. W. Attridge. Chico, 1981; Wintermute O. S. Apocalypse of Elijah//Old Testament Pseudepigrapha/Ed. J. H. Charlesworth. L., 1983. Vol. 1. P. 721-753; idem. Elijah, Apocalypse of //ABD. 1992. Vol. 2. P. 466-469; Aranda P. G. Ideas escatológicas judías en el Apocalipsis copto de Elías//Simposio Biblico Español/Ed. N. Fernández Marcos et al. Madrid, 1984. P. 663-679; Bauckham R. J. Enoch and Elijah in the Coptic Apocalypse of Elijah//Papers presented to the 7th Intern. Conference on Patristic Studies held in Oxford, 1975/Ed. A. Livingstone. B., 1985. Bd. 2. P. 99-107. (StPatr; 16); Weinrich W. C. Antichrist in the Early Church//Concordia Theological Quarterly. 1985. Vol. 49. P. 135-147. N 2; Frankfurter D. Tabitha in the Apocalypse of Elijah//JThSt. N. S. 1990. Vol. 41. P. 13-25; idem. Elijah in Upper Egypt: The Apocalypse of Elijah and Early Egyptian Christianity. Minneapolis, 1993; idem. The Cult of the Martyrs in Egypt before Constantine: The Evidence of the Coptic Apocalypse of Elijah//VChr. 1994. Vol. 48. P. 25-47; Апокрифические апокалипсисы. СПб., 2001.

http://pravenc.ru/text/389251.html

Кроме того, следует учесть, что даже в районе Чернореченской долины, по соседству с таким крупным церковным центром, как Херсон, христианские погребения стали появляться не ранее VI–VII вв., судя по захоронениям в верхнем слое могильника у высоты Сахарная головка (Филиппенко В.Ф Инкерман-Каламита... – С. 52,71). Не мудрено, что «фульский народ» и в VIII–IX вв. не был тверд в вере, сохранял народные формы культа, как, впрочем, и большая часть населения остальной Таврики, о которой можно было бы сказать словами из позднейшего послания епископа Феодора: «Пасет... их скорее смерть безверия. Устами они исповедуют, едва смею сказать, во спасение, ибо не веруют сначала сердцем в правд» ( Кулаковский Ю.А. Епископа Феодора «Аланское послание». – С. 26, §24; подр. ср.: Сорочан С.Б. О положении Церкви в Крыму в VIII–IX вв.//Церковная археология Южной Руси. – Симферополь, 2002. – С. 121–128). 1983 Ср.: Майко В.В. О локализации Фулл... – С. 133–134; Евреи в Крыму. Краткий очерк истории иудейских общин Крыма/Сост. Ю.М. Могаричев, И.И. Вдовиченко. – Симферополь, 1999. – С. 12; Байер Х.-Ф. Идеология... – С. 459–460. 1984 Подр. см.: Топоров В.Н. По окраинам Греческого мира: К образу мирового дерева//TENNADIOC: К70-лстию академика Г.Г. Литаврина. – М., 1999. – С. 183–213; Фрэзер Дж. Золотая ветвь. – М., 1980.– С. 129–158. 1986 Тем не менее, «долгие размышления», сопровождавшиеся перебором всех возможных претендентов на «фульский народ», привели Х.-Ф. Байера к наиболее шаткому из них – к хазарам (см.: Байер Х.-Ф. История крымских готов... – С. 94–95). 1987 См.: Барабанов Н.Д. Благочестивые заклания. Традиции публичных жертвоприношений в византийском приходском православии//ВВ. – 2004. – Т. 63 (88). – С. 196–107. 1988 Житие Константина Философа. – С. 86; ср.: Моравско-паннонские Жития Константина и Мефодия. 1. Житие Константина Философа по рукописи XV в. бывш. Московской Духовной Академии)//Труды Словянской комиссии. Т. 1: Лавров П.Л. Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности – A., 1930. – С. 25, гл.12 (се евангелие новаго завета божиа, в нем же ся есте крестили»); Житие Константина Философа (по рукописи 1469 г.)//Труды Словянской комиссии. Т. 1: Лавров П.Л. Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности. – Л., 1930. – С. 59, гл.12 («се евангелие новаго завета божиа, в нем се есте и крестили»). 1989 Климент Охридский (IX в.). Слово похвальное Кириллу/Пер. И. Калиганова//Родник златоструйный: Памятники болгарской литературы IX–XIV веков. – М., 1990. – С. 317. Автор подчеркнул факт разорения, искоренения «безбожной лести» именно среди крещеной паствы: Стадо Х(ристов)о пребезначальным свътом облистая освъти i научия правовърда» (см.: Февраля 14 преставление и похвала святому отцу Константину нареченнаго Кирила, учителя Словенску языку и Болгарску, философа. Створено Климентом//ЗООИД. – 1881. – Т. 12. – С. 57, по рукописи первой половины XVII в. из Московского Румянцевского музея).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5. СПб., 1895, с. 4 и далее. 177 О нем см.: Backt И. Pachome//Dictionnaire de spiritualite, fasc. LXXVI-LXXVn. Päris, 1983, p. 7—16. 178 См.: De Vogüe Α . Saint Pachome et son oeuvre cTapres plusieurs etudes recentes//Revue d " Histoire Ecclesiastique, t. 69,1974, p. 430. 179 Архимандрит Палладий. Пахомий Великий и первое иноческое общежитие по новооткрытым коптским документам. Казань, 1899, с. 61. 180 См. суждение: «the formal establishment of a communal way of life did not represent a sudden lurch in a new direction». Rousseau Pb. Pachomius. The Making of a Community in Fourth-Century Egypt. Berkeley-Los Angelos-London, 1985, p. 65. 181 См.: Backt Η . Antonius und Pachomius. Von der Anachorese zum Cönobitum//Antonius Magnus Eremita, S. 91. 182 «Пойди, собери всех молодых монахов, живи с ними и управляй ими по уставу, какой дам тебе. Потом, он дал ему медную доску, на которой написано было следующее…». Палладия, Епископа Еленопольского, Лавсаик, или Повествование о жизни св. и блаженных отцев. Почаево-Успенская Лавра на Волыни, 1914, с. 77. 183 Архимандрит Палладий. Указ. соч., с. 53. 184 См.: BacbtH. Antonius und Pachomius, S. 100—107. " См.: The Rule of St. Benedict, p. 28. 185 См.: The Rule of St. Benedict, p. 28. 186 Творения блаженнаго Иеронима Стридонскаго, ч. 4, с. 54—56. 187 См.: BachtH. Pakhomeetsesdisciples(TVesiecle)//Theologie de la vie monastique, p. 47. 188 Святитель Григорий Богослов архиепископ Константинопольский. Собрание творений в 2-х томах, т. 1. Сергиев Посад, 1994, с. 611. 189 См.: GribomontJ. Saint Basile. 6vangile et TEgli se. Melanges, t. l. Abbaye de Bellefontaine, 1984, p. 3—20. 190 Церковная история Эрмия Созомена Саламинскаго, с. 199—200. 191 См.: GnbomontJ. Saint Basile//Commandements du Seigneur et liberation evangelique. Etudes monastiques proposees et discutees a Saint-Anselme, 15—17 Fevrier 1976. Ed. par J. Gribomont. Roma, 1977, p. 94—96; Idem. Saint Basile et monachisme enthousiaste//Irenikon, t. 53, 1980, p. 123—144. 192 См. замечание Ж. Грибомона относительно того, что аскетизм Евстафия не заключал в себе никакой вероучительной ереси («il est fort probable qua Gangres deja l " ascetisme eustathien n " impliquait aucune heresie doctrinale»). Gnbomont J. Le Monachisme au IVe s. En Asie Mineurë de Gangres au Messalianisme//Studia Patristica, v. n. pt. 2,1957, p. 406.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2645...

София, 1971. С. 157-164; Къде е писано Зографското евангелие и странствувало ли е то из западнослав. земли//Български език. 1972. 6. С. 546-549). Издал Боянский палимпсест (см. ст. Боянское Евангелие ) в кириллической транслитерации, оспорил гипотезу И. Тейлора, В. Ягича , А. Лескина, что визант. минускульное письмо послужило источником глаголицы (Глаголическият текст на Боянския палимпсест: Старобълг. паметник от края на XI в. София, 1972). Подготовил издание Ватиканского Евангелия, открытого Т. Крыстановым (Ватиканско евангелие: Старобълг. кирилски апракос от Х в. в палимпсестен кодекс Vat. gr. 2502. София, 1996 (совм. с Т. Крыстановым, А.-М. Тотомановой)). Выдвинул тезис о лексическом редактировании кирилло-мефодиевского перевода Евангелия, Апостола и богослужебных книг, сделанном в Х в. в Вел. Преславе (Кои старобълг. текстове са най-близо до Кирило-Методиевия евангелски превод//Старобългарска лит-ра. Кн. 14. С. 3-9; Апостолските цитати в Беседата на Презвитер Козма и преславската редакция на Кирило-Методиевия превод на апостола//КМС. 1984. Кн. 1. С. 44-62). В 1990 г. выдвинул и пытался обосновать текстологически и стилистически гипотезу о причастности св. Климента , еп. Охридского, к созданию слав. версии Октоиха. Десятилетие спустя она получила надежное подтверждение в результате открытий М. Йовчевой и О. А. Крашенинниковой, обнаруживших седмичные каноны с авторским акростихом-«подписью» Климента (Климентовото химнографско творчество и октоихът//1080 години от смъртта на св. Наум Охридски. София, 1993. С. 107-123). В одной из более ранних статей Д. оспорил традиц. т. зр. о границах епархии Климента, исключив из нее область расселения драговитов (Бил ли е Климент Охридски епископ на Драговища//Старобългарска лит-ра. 1983. Кн. 13. С. 29-41; ср.: КМЕ. Т. 1. С. 612-613, 655-661). Исследовав комплекс источников, признал несостоятельной общепризнанную гипотезу об александрийском стиле в летосчислении Храбра Черноризца , утверждая, что в соч. «О письменах» использовано моравско-паннонское летосчисление, созданное Константином (Кириллом) (За александрийското и моравско-панонското летоброене и за някои дати в старата слав.

http://pravenc.ru/text/178632.html

традиции мученики были ранними образцами киддуш-хашем (заповеди освящения Божественного Имени) ( Флюссер. 1959), причем истории, рассказанные в 2 Макк и 4 Макк, циркулировали в разных модификациях. Рассказ о Маккавейских мучениках, потерявший связь с Маккавейским восстанием и Антиоховым гонением, имел продолжение в раввинистической и до нек-рой степени в средневек. традиции (см. также: Doran. 1980; Spiegel. 1967. P. 13-16; Gutman. 1949; Cohen. 1991). История матери и 7 сыновей существует в 3 версиях: наиболее подробная и лит. обработанная - в мидраше на Плач Иеремии (Эйха Рабба. 1. 16; Седер Элиаху Рабба 30 (151-153)), более краткие и, видимо, более поздние содержатся в Вавилонском Талмуде (Гиттин 57 b) и в мидраше Песикта Раббати 43 (180b) ( Gilbert. 1984. P. 318). Отличие от 2 Макк состоит в том, что мать названа по имени (Мириам бат Танхум), на прощание она кормит младшего ребенка грудью. Царь отвечает отказом на просьбу матери убить ее вместе с сыном, через неск. дней обезумевшая мать бросается с крыши и погибает. Мидраш завершается словами, выражающими уверенность в достижении матерью блаженства. Елеазар совсем не упоминается. О раввинистической традиции в целом и о Маккавейских мучениках см.: van Henten. 2002. P. 132-170. Хотя 2 и 4 Макк в средние века не читали в евр. среде и Иосиппон тут исключение ( Флюссер. 1995; Иосиппон. 1. 61-107), память о мучениках все-таки сохранялась. Так, Абрахам бен Элиезер ха-Леви вспоминал их и прославлял стойкость мучеников в связи с изгнанием евреев из Испании ( Momigliano. 1975. P. 87). Почитание Маккавейских мучеников у христиан Почитание Маккавейских мучеников у христиан получило широкое распространение. Время его возникновения следует отнести ко 2-й пол. IV в., при этом надо учитывать очень быстрый характер распространения по всему христ. миру (в 362 Маккавейские мученики вошли в Сирийский бревиарий, в календаре Полемия Сильвия они появились в 448 и в V-VI вв. уже присутствовали в Карфагенском календаре и в рукописях Мартиролога Иеронима (II 1.

http://pravenc.ru/text/2561524.html

92 Горичева Татьяна. Взыскание погибших.//Логос. Брюссель-Москва, # 41-44. 1984. С. 80. 93 Алфеева В. Джвари.//Новый мир, 1989, # 7. С. 15. 94 Сент-Экзюпери А. де. Военные записки. М., 1986. С. 192. 95 Может быть, поэтому, кстати, существует давно замеченная связь между творчеством и аскетикой (даже чисто мирской): «Секс ни к чему не ведет. Он не безнравствен, он бесплоден. Им можно заниматься, пока не захочешь творить. Но совершенствоваться может лишь личность целомудренная». А.Камю. Записные книжки.//Камю А. Творчество и свобода. М., Радуга. 1990. С. 58. 96 Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. М., 1880. С. 260. 97 Св. Феофан Затворник. Письма. Вып. 2. М., 1898. С. 168. 98 Св. Феофан Затворник. Письма. Вып. 1. М., 1898. С. 20. 99 Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. М., 1880. С. 176. 100 Неологизм св. Феофана, выражающий проникновение страсти в сердце человека, все большую и большую подчиненность человека овладевающей им страсти. 101 Достоевский Ф.М. Бесы. ПСС. С. 209. 102 Шестов Л. Умозрение и откровение. П., 1964. С. 146. 103 Митр. Вениамин (Федченков). О вере, неверии и сомнении. СПб., 1992. С. 103. 104 Там же. 105 Тростников В. Н. Письма о болезни и исцелении.//Русское возрождение, # 18, 1982. С. 101. 106 Лосев А.Ф. Диалектика мифа.//Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 104. 107 Напомним: по мысли К.Поппера, научная теория должна предлагать не только пути своей верификации (подтверждения и проверки), но и своей фальсификации, то есть опровержения. Она должна предусмотреть и указать, при каких условиях теория согласится считать себя ложной. Иными словами, выдвигая теорию, я должен объяснить, что, если декларируемый мною фактор не проявит себя в ходе специально построенной определенным образом проверки, гипотеза должна быть снята. 108 Шестов Л.И. На весах Иова. С. 146. 109 Письма иг. Никона.//Вестник РХД, #152. С. 237 110 Вскоре после моего поступления в семинарию в Лавру приехал мой знакомый батюшка, который, собственно, был первым священником, благословившим меня на поступление в духовную школу. Во время беседы он мне дал весьма полезный совет. «Понимаешь, — сказал он, — самое разрушительное искушение в жизни семинариста — это осуждение. Не осуждай своих одноклассников, преподавателей, монахов… Ты же теперь человек богословски грамотный. Ты знаешь, кто показывает нам грехи ближних и старается искусить нас. Так вот, как только он высунется из-за левого плеча и начнет тебе показывать: «Во-он, смотри, что Иван делает», — ты обернись к нему самому и скажи: «А твое какое дело?!»

http://pravmir.ru/o-vere-i-znanii/

174 Можно было бы надеяться найти какие–нибудь ссылки Папия на Евангелие от Луки, но ясно, что ему незачем ссылаться на Павловы послания в своих Толкованиях Слов Господних. 175 Р. N. Harrison, Polycarp " s Two Epistles to the Philippians (Oxford, 1936). О том, как можно возразить его теории, особенно см.: H. – C. Puech в Revue de l " histoire des religions, cxix (1939), pp. 96–102; в поддержку теории (но не датировки, предлагаемой Харрисоном для второго письма) см.: L. W. Barnard,Studies in the Apostolic Fathers and their Background (Oxford, 1966), pp. 3140. 176 Такого взгляда придерживается сейчас Henning Paulsen в своем комментарии ко второму изданию книги Бауэра: Bauer, Die Apostolischen Vämer,2–e изд. (Handbuch zum Neuen Testament, xviii; Tubingen, 1985), pp. 112–113. 177 Например, W. Bauer, Der Polycarpbrief (Tubingen, 1920), pp. 296 и далее, и H. Koester, Synoptische uberlieferung bei den Apostolischen Vätern (Texte und Untersuchungen, ixv; Berlin, 1957), p. 113. 178 См.: C. M. Nielsen, «Polycarp, Paul and the Scriptures», Anglican Theological Review, xlvii (1965), pp. 199–216. 179 У Поликарпа представлены наиболее ранние ссылки на Пастырские послания. Против гипотезы о том, что их автором был сам Поликарп (так считает H. von der Campenhausen, «Polycarp und die Pastoralen», Sitzungsberichte der Heidelberger Akademie der Wissenschaften, philos. – hist. Kl., 1951, 2; перепечатано в его Aus der Fruhzeit des Christentums Tubingen, 1963., pp. 197–252), говорит бросающаяся в глаза разница в стиле Пастырских посланий и письма Поликарпа; с учетом этого попытки отнести Пастырские послания ко времени после Маркиона стоит оставить. 181 К 17, перечисленным y G. H. R. Horsley, New Documents Illustrating Early Christianity, ii (North Ryde, 1982), pp. 16 и далее, следует добавить недавно опубликованные Р. Оху 3526, 3527 и 3528, P. Bodmer ΧΧΧIΧ (как пока неопубликованный, см.: А. Carlini, «Un nuovo testimone delle visioni de Erma»,Atene e Roma, NS XXX 1985., pp. 107–202, и два Papyri Graecae Wessely Pragenses (анонс их предстоящей публикации см.: в Studi classici e orientali, xxxiii 1983., p. 117). Примечательно, что два греческих фрагмента, датировка которых легко определяется, относятся, по–видимому, ко II веку: это Р. Mich. 130 г. – конец II века, P. land. 4. По поводу второго, который ранее датировали III–IV веками, P. J. Parsons (в письме от 28 октября 1985 г.) сообщает, что в ходе дискуссии об этом фрагменте, состоявшейся в рамках международной конференции по классическим исследованиям в Дублине в 1984 г., ее участники пришли к общему мнению о том, что «его следует датировать более ранним временем (с привычным для палеографической датировки допуском)». Я предлагал II век, другие присутствовавшие палеографы предпочитали начало II века его концу. Выводы, которые надо делать из последней точки зрения на дату появления Пастыря, вполне очевидны.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

Vol. 10. Col. 396-407; Ó Cuív B. The Wearing of the Green//Studia Hibernica. 1977/1978. Vol. 17/18. P. 107-119; Thomas C. Christianity in Roman Britain to AD 500. Berkeley; Los Ang., 1981; McManus D. A Chronology of the Latin Loan-Words in Early Irish//Ériu. Dublin, 1983. Vol. 34. P. 21-71; Ó Raifeartaigh T. A Rationale for the Censuring of St. Patrick by the Seniores//Celtica. Dublin, 1984. Vol. 16. P. 13-33; Africa D. C. The Politics of Kin: Women and Preeminence in a Medieval Irish Hagiographical List: Diss. Toronto, 1990; Dumville D. N. et al. St. Patrick. Woodbridge, 1993. (Studies in Celtic History; 13); Shanzer D. «Iuvenes vestri visiones videbunt»: Visions and the Literary Sources of Patrick " s Confessio//The J. of Medieval Latin. Turnhout, 1993. Vol. 3. P. 169-201; Cunningham B., Gillespie R. «The Most Adaptable of Saints»: The Cult of St. Patrick in the 17th Cent.//Archivium Hibernicum. Maynooth, 1995. Vol. 49. P. 82-104; Mac Eoin G. The Four Names of St. Patrick//Ogma: Essays in Celtic Studies in Honour of Próinséas Ní Chatháin/Ed. M. Richter, J.-M. Picard. Dublin, 2002. P. 300-311; Cronin M., Adair D. The Wearing of the Green: A History of St Patrick " s Day. L. etc., 2006; Erskine S. C. The Relic Cult of St Patrick between the 7th and the Late 12th Cent. in Its European Contexts: A Focus on the Lives: Diss. Glasgow, 2011; Flechner R. Patrick " s Reasons for Leaving Britain//Tome: Studies in Medieval Celtic History and Law in Honour of T. Charles-Edwards/Ed. F. Edmonds, P. Russell. Woodbridge, 2011. P. 125-133; idem. St. Patrick Retold: The Legend and History of Ireland " s Patron Saint. Princeton, 2019; Bryan D., Skinner J. Consuming St. Patrick " s Day. Camb., 2015; Etchingham C. Conversion in Ireland//The Introduction of Christianity into the Early Medieval Insular World/Ed. R. Flechner, M. Ní Mhaonaigh. Turnhout, 2016. P. 181-207. Н. Ю. Живлова Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт.

http://pravenc.ru/text/2579766.html

СПб., 1907. — Ред. 100 Греческая рукопись 159 Московской синодальной библиотеки. — Прим. автора. — Эта приписка опубликована в кн.: Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 391–392.109 Против ересей. III. 24. 101 Там же. 4. 1. 102 Там же. 4. 3–4. 103 Там же. II.· 32. 5. 104 Там же. IV. 26. 5. 105 Там же. о. 106 Там же. 32. 4. 107 Там же. 31. 3. 108 Сцилитанские, или Исхлиские мученики, из местечка в Нумидии с финикийским названием Исхли, по–латыни Scili, пострадали в Карфагене 17 июля 180 года. О них см.: В. В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви. Т. И. С. 103; К вопросу об Acta Martyrum Scilitanorum. Христианское чтение. 1903. Т. I. С. 882–894; Т. И. С. 60–76. 109 К Скапуле. 5. 110 См. о ней: Марция. (Эпизод из истории христианства времен царствования Коммода, II века.). — В кн.: А. П. Лебедев. Эпоха гонений на христиан. СПб., 1904 (репринт: М., 1994). С. 366–398. 111 См.: Апология. 39. 11. 112 К Скапуле. 4. 113 Творения Квинта Септимия Флорента Тертуллиана неоднократно издавались в различных переводах на русский язык. См., например, пер. Е. Карнеева (Ч. 1–4. СПб., 1847–1850); пер. Н. Щеглова (Ч. 1–3. Киев, 1910–1915); Избранные сочинения в новых переводах (М., 1994). «Апология» («Апологетика», «Апологетик») также выходила отдельным изданием в нескольких переводах; последний из них (с сокращениями) опубликован в «Богословских трудах», сборник 25. М, 1984. С. 167–219; там же — библиография творений Тертуллиана и литературы о нем. 114 Послание к жене. II. 4. 115 Там же. 9. 116 О женских украшениях. I. 9. 117 Эдилы — должностные лица Древнего Рима, наблюдавшие за общественными зданиями и храмами, за общественным порядком и т. п. 118 Тертуллиан. Об идолопоклонстве. 7. 119 См.: там же. 12 120 О молитве. 6. 121 Послание мученикам. 1. 122 Евсевий. V. 2. 6. 123 К язычникам. I. 9; Апология. 40. 1. 124 Дигесты — название одной из составных частей так называемого Юстинианова кодекса — грандиозного законодательного сборника, составленного при императоре Юстиниане (в 530–533 годах). Дигесты содержали извлечения из 1625 сочинений римских юристов предшествующих эпох, необходимые для судопроизводства. 125 Ранее при цитировании того же сочинения Тертуллиана («De cultu feminarum») автор переводил его заглавие как «О женских украшениях». Существует еще один перевод названия на русский язык: «О женском убранстве». 126 О зрелищах. 25. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010