Goodspeed E. Die ältesten Apologeten. Göttingen, 1914. Ausgewählte Märtyrerakten/Hrsg. R. Knopf, G. Krüger, G. Ruhbach. Tübingen, 1965. The Acts of the Christian Martyrs/Ed. H. Musurillo. Oxford, 1972. Justin, Philosopher and Martyr. Apologies/Ed. D. Minnis and P. Parvis. New York, 2009. Иустин Философ и Мученик. Сочинения/Пер., введ. и примеч. П. Преображенского . М., 1892 [репр.: М., 1995]. Пантелеев А. Д. История римской матроны и ее учителя (lust. Apol. II, 2)//Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Вып. 12. 2013. С. 448–461. Научная литература Barnes Т. D. Pre-Decian Acta Martyrum//Journal of Theological Studies. Vol. 19.1968. P. 509–531. Buck L. P. Justin Martyr’s Apologies. Their Number, Destination, and Form//Journal of Theological Studies. Vol. 54. 2003. P. 45–59. Buck L. P. The Pagan Husband in Justin, 2 Apology 2.1–20//Journal of Theological Studies. Vol. 53. 2002. P. 541–546. Dunderberg I. The School of Valentinus//A Companion to SecondCentury Christian “Heretics”/Ed. A. Maijanen, P. Luomanen. Leiden; Boston, 2005. P. 64–99. Dunderberg I. Early Christian Critics of Martyrdom//The Rise and Expansion of Christianity in the First Three Centuries of the Common Era/Ed. C. K. Rotschild and J. Schröter. Tübingen, 2013. P. 419–440. Grant R. M. A Woman of Rome. The Matron in Justin, 2 Apology 2.1–9//Church History. Vol. 54. 1985. P. 461–472. Keresztes P. The ‘So-Called’ Second Apology of Justin//Latomus. Vol. 24.1965. P. 858–869. Lampe P. From Paul to Valentinus. Christians at Rome in the first two Centuries. Minneapolis, 2003. Liidemann G. Zur Geschichte des ältesten Christemtums in Rome//Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft. Bd. 70. 1979. S. 86–114. MacDonald M. Y. Early Christian woman and pagan opinion. The power of hysterical woman. Cambridge, 1996. Markschies C. Individuality in Some Gnostic Authors: With a few remarks on the interpretation of Ptolemaeus, Epistula ad Floram//Zeitschrift für Antikes Christentum. Vol. 15. 2011. P. 411–430.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

314 См.: М. Edip Ozgur. Sculptures of the Museum in Antalia. Ankara, 2008; Inan J. Neue Portratstatuen aus Perge, Fs. Mansel. Ankara, 1974; Mansel A.M. Excavations at Perge. Ankara, 1949. 315 Библиографию статей по Антиохии см.: Ekrem Akurgal. Ancient Civilization and ruins of Turkey. Istanbul. 2007. P. Bibliography, A. 316 См.: Kitzinger E. А Fourth Century Mosaic Floor in Pisidien Antioch. Fs. Mansel, Ankara, 1974. 318 Cм.:Ramsay W.M. Studies in the Roman Province Galatia//JRS. 1922.12. P. 147–186; Ramsay W. Studies in the Roman Province Galatia//JRS. 1924.14. P. 172–205; Ramsay W.M. Studies in the Roman Province Galatia. The Romans in Galatia//JRS. 1926.16. P. 201–215. 319 См.: Clyde E. Fant and Mitchell G. Reddish. A Guide to Biblical Sites in Greece and Turkey. Oxford. University press, 2003. P. 177–180. 323 См.: Alcinger W. Ephesos, Rundgang durch die Ruinen. Berlin-Wien, 1972; Alcinger W. Augusteische Architektur in Ephesos. Wien, 1974; Alcinger W. Die Ruinen von Ephesos. Wien, 1974; F. Miltner. Ephesos. Wien, 1958; Foss C. Ephesus after Antiquity. A Late Antique. Byzantine and Turkish City. Istanbul, 1979. 324 См.: Ramsay Sir William. The Cities of St. Paul. General Books, 2009 (репринтное издание); Ramsay Sir William. St. Paul the traveller and the Roman Citizen. Michigan. 1963. (репринтное издание); Fatih Cimok. Joumeys of Paul from Tarsus ‘to the ends of the earth’ Istanbul. Turkey. 2009; John McRay. Archaeology and the New Testament. Michigan. 1991; Trebilko P. Jews, Christians and the Associations in Ephesus: A Comparative Study of Group Structures. – OFE. 1999; Jerome Murphy О Connor. St. Pauls Ephesus: Texts and Archaeology. Liturgical Press, U.S. 2008; Horsiey G.H.R. New Documents Illustrating Early Christianity. 5 vols. Sydney Macquarie University Press, 1981–1987. 325 См.: Hogarth D.G. Excavations at Ephesus. The Archaic Artemisia. London. 1908; Muss U. Die Archaologie der ephesischen Artemis. Gestalt und Ritual eines Heiligtums. Wien, 2008; Parlasca K. Zur Artemis Ephesia ais Dea Natura in der klassizistischen Kust. Fs. Domer. 1978; Bammer A. Die Kirche im Artemision von Ephesos. EPB-EFBE. 1999.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

Г. Солодовников. М., 1975; Almeida P. História do colonialismo Português em África. Lisboa, 1978-1979. Vol. 1-3; Serpa Pinto A. Como eu atravessei a Áfrika. Lisboa, 1979; História de Moçambique. Maputo, 1982. Vol. 1; Ногейра да Кошта А. Золото Мономотапы и португальские торговцы/Пер. с португ.: А. И. Ильин. М., 1984; Народная Республика Мозамбик: Справ. М., 1986; Шпажников Г. А. Религии стран Африки: Справ. М., 19882; Langa A. Questões Cristãs à religão tradicional africana: Moçambique. Braga, 19922; Hastings A. The Church in Africa: 1450-1950. Oxf., 1994. P. 242-275, 540-610; Isichei E. A History of Christianity in Africa: From Antiquity to the Present. Grand Rapids (Mich.); Lawrenceville (N. J.), 1995; Newitt M. A History of Mozambique. L., 1995; Pélissier R. História de Moçambique, 1854-1918. Lisboa, 2000. 2 vol.; Sundkler B., Steed Ch. A History of the Church in Africa. Camb., 2000; Azevedo M. J. Historical Dictionary of Mozambique. Metuchen (N. J.); L., 20032; Рябова В. И. Российская эмиграция в Африке в 1920-1945 гг.: Институционализация и деятельность. М., 2005; она же. Российская диаспора в Мозамбике: Прошлое и настоящее. М., 2011; West H. Kupilikula: Governance and the Invisible Realm in Mozambique. Chicago, 2005; Шарый В. И. Мозамбик, с которым можно и нужно сотрудничать. М., 2007; Bonate L. J. K. Islam and Chiefship in Northern Mozambique//ISIM Review. 2007. N 19. P. 56-57; Morier-Genoud E. A Prospect of Secularization?: Muslims and Political Power in Mozambique Today//J. for Islamic Studies. Cape Town, 2007. N 27. P. 233-266; Sicard S., von. Islam in Mozambique: Some Historical and Cultural Perspectives//J. of Muslim Minority Affairs. 2008. Vol. 28. N 3. P. 473-490; Токарев А. А. Неосуществленный замысел Португалии//Азия и Африка сегодня. 2009. 6 (623). С. 52-55; он же. Португалистика в СССР и России. М., 2014; Африка: Энцикл. М., 2010. 2 т.; Chingono M. Religion, Politics and War: Reflections on Mozambique " s Civil War: 1977-1992//African J. of Political Science and International Relations.

http://pravenc.ru/text/2563938.html

Закрыть Ревнитель русской национальной школы Памяти Ивана Федоровича Гончарова Алексей Любомудров   09:10 17.11.2021 1718 Время на чтение 5 минут Фото: kprfspb.ru Не стало Ивана Федоровича Гончарова (10.9.1930 – 2.9.2021) – выдающегося ученого-педагога, радетеля русского Слова. Родственники оказались столь скромны, что весть об этом дошла до нас только сейчас. Ни единого некролога не появилось в СМИ. Негоже оставлять в беспамятном небытии имена русских людей такого масштаба и таланта. Титулы – признание трудов земных – говорят сами за себя: Заслуженный работник высшей школы РФ, почётный профессор РГПУ им. А. И. Герцена, академик-секретарь отделения «Русская национальная школа» ПАНИ, академик Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры; удостоен медали К. Д. Ушинского. «Учит ли российская школа быть членом русской нации?» Вспомним, что совершил на своем 90-летнем веку Иван Федорович, как употребил отпущенные свыше таланты. Родом из Воронежских краев, из простой семьи, он стал филологом-русистом, работал в вузах Ленинг рада и Петрозаводска; в 1979-м приглашен А.И. Хватовым в Герценовский институт, ставший его местом службы до конца дней. В этом крупнейшем педагогическом вузе он заведовал рядом кафедр и предпринял ряд важных инициатив: в 2002-м создал Центр этнонационалного образования, в 2009-м — научно-образовательный центр «Народная русская новая школа России». Иван Федорович был убежден: спасение России – в русской школе. Основанием такой школы должны стать язык, культура и история России, ее православно-нравственные традиции. В своих разработках Гончаров был последователем теории национального воспитания К. Д. Ушинского, опирался на труды С. Н. Трубецкого, И. А. Ильина. Ведущее место в воспитании детей принадлежит учителю-словеснику, считал Гончаров. Под его руководством была разработана «Рабочая программа по литературе для средней общеобразовательной школы» (1986). Вокруг нее развернулась острая борьба, альтернативные проекты были подготовлены Г. Беленьким и Т. Курдюмовой. Споры вылились на страницы газет «Советский учитель» и «Литературной». Институт мировой литературы и Пушкинс кий Дом, Союз писателей СССР и НИИ художественного воспитания АПН, методисты педагогических вузов тогда поддержали Гончарова. Но Министерство образования утвердило московскую программу. Однако гончаровская нашла все-таки сочувственный отклик в ряде школ, по ней начали работать многие учителя.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/17/re...

В 2005 году семья Плотниковых переехала в Канаду, в город Торонто, и через три года ее члены получили гражданство этой страны. Уильям Плотников, занимавшийся боксом с девяти лет, со временем стал профессиональным и перспективным спортсменом. Известно, что Плотников-младший находился в духовном поиске, который и 2009 году привел его в мечеть. По словам его отца, в этой мечети оказался отличавшийся радикализмом имам, который и склонил Уильяма к ваххабизму 85 . В 2010 году Уильям написал родителям, что едет на Рамадан во Францию, после чего исчез. На самом деле он уехал в Дагестан, где присоединился к террористам. Там же он женился шариатским браком на Дарье Иценковой, впоследствии известной как вербовщица ИГИЛ. 14 июля 2012 года Плотников с несколькими боевиками был уничтожен около селения Утамыш, на окраине которого впоследствии и был похоронен 86 . Боевик Олег Шаляпин, известный под кличками Алиасхаб и Усама родился в 1979 году в Кизилюрте и в молодости промышлял мелкими кражами. Первые проблемы с законом у него начались и 2000 году, после чего он примкнул к местным ваххабитам. На первых порах Шаляпин выполнял функции водителя и снабженца, затем стал постепенно расти в иерархии террористов, дослужившись до амира (главаря) так называемого кизилюртовского джамаата. Он организовал ряд терактов и убийств, самым резонансным из которых стало нападение на бывшего начальника ГОВД Кизилюрта отставного полковника МВД Айтемира Салимгереева. 9 июля 2014 года Шаляпин с тремя подельниками проник на дачу Салимгеерева, где на глазах у его сына запытал полковника до смерти, безуспешно пытаясь получить важные для террористов сведения 87 . 25 февраля 2015 года Шаляпин и еще несколько боевиков его джамаата были уничтожены в ходе спецоперации в районе поселка Нечаевка Кизилюртовского района 88 . 27 августа 2010 года в ходе спецоперации, проведенной Управлением ФСБ по Республике Дагестан совместно с МВД по Республике Дагестан в лесном массиве в окрестностях села Губден Карабудахкентского района Республики Дагестан была нейтрализована группа боевиков из пяти человек, среди которых был опознан уроженец Якутска Дмитрий Дмитриевич Данилов, 1969 года рождения.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

12 . Фридрих Й. История письма. М.: Наука, 1979. 13 . Шампольон Ж.-Ф. О египетском иероглифическом алфавите. М., 1950. 14 . Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. Т. 1. М.: Академический проект, 2009. 286 Ахмад ибн Вахшия аль-Набати, известный в Европе как Ахмад бин Абубекр бин Вахиши, сравнив египетское иератическое письмо с коптским алфавитом, обнаружил немало сходства между ними. Но параллели, проведённые ибн Вахшия, оказались лишь наполовину верными. Тем не менее его книгой «Kitab Shawq al-Mustaham», в которой были описаны результаты его изысканий, пользовались более поздние исследователи египетских иероглифов Атанасиус Кирхер и Сильвестр де Саси. Знаком с рукописью данной книги, возможно, был и Жан-Франсуа Шампольон, проходивший обучение у Сильвестра де Саси. (Подробнее см. Okasha El Daly. Egyptology: The Missing Millenium. Ancient Egypt in Medieval Arabic Writings. London: UCL Press, 2005.) 287 Как, например, немецкий египтолог А. Шарфф. (См. Scharff A. Archäologische Beiträge zur Frage der Entstehung der Hieroglyphenschrift. München, 1942.) 289 Осирис и его супруга Исида были одними из самых почитаемых божеств Древнего Египта (см. ниже изложение мифа об Осирисе и Исиде). Приведённые имена восходят к греческому произношению, египтяне называли их Усире и Исет. 290 Фивы – город в долине Верхнего Нила, расположенный на обоих берегах реки примерно в 480 км южнее Каира. 291 Гелиополь (греч. λουπλις ) – город к северо-востоку от современного Каира. Египетское название Iunu [Иуну], что значит буквально «город столбов» из-за обилия обелисков. В Библии упоминается под именем ‏ [Он]: Молодые люди Она и Бубаста падут от меча, а прочие пойдут в плен ( Иез.30:17 ). Греческое название, означающее «город Солнца», объясняется тем, что в Гелиополе находился главный центр поклонения верховному богу-солнцу – Атуму-Ра, которого греки отождествляли с Гелиосом. 292 В связи с этим весьма показателен роман польского писателя Болеслава Пруса «Фараон», в основе сюжета которого лежит описание жестокой борьбы за власть, развернувшейся между фараоном и классом жрецов Амона-Ра. Несмотря на некоторые исторические неточности, произведение вполне ярко и правдоподобно описывает атмосферу эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

1628 Попова О.С. Изобразительное искусство/Культура Византии: 4 – первая половина 7 в. С. 546–572. 1631 Piccirillo M., Alliata E. Umm al–Rasas, I. Gli scavi del complesso di Santo Stefano. Jerusalem, 1994; Piccirillo M. La Palestina Cristiana: 1–7 secolo. Bologna, 2008. 1633 Lafli E., Zah A. Archaologische Forschungen im byzantinischen Hadrianupolis in Paphlagonien/Byzantinische Zeitschrift. 2008. Bd. 101. 1634 Barsanti C. L’esportazioni di marmi dal Proconesso nelle regione pontiche durante il 4–6 secolo/Rivista dell’Istituto Nazionale d’Archeologia e storia dell’arte. Roma, 1989. S. 3, 12; Biernacki A.B. Wczesnobizantyjskie elementy i detale architektoniczne Chersonezu Taurydzkiego. Poznan, 2009 (Architektura wczesnobizantyjskich budowli sakralnych Chersonezu Taurydzkiego. T. 2). 1635 Хрушкова Л.Г. Византийские мраморные изделия из Восточного Причерноморья/Виз. временник. 1979. Т. 40. 1636 Zollt Т. Kapitellplastik Konstantinopels. Bonn, 1994; Sodini J.–P. et al. La sculpture architecturale en marbre au 6 е s. a Constantinople et dans les regions sous l’ influence constantinopolitaine/Acta 13 Congressus intemationalis archaeologiae cristiane. Citta del Vaticano; Split. 1998. P. 301–376; Guiglia Guidobaldi A., Barsanti C. Santa Sofia di Costantiniopoli: L’arredo marmoreo della Grande Chiesa giustinianea. Citta del Vaticano, 2004 [Studi di Antichita Cristiana, 60]. 1638 Deichmann F.–W. Ravenna. Hauptstadt des spatantiken Abendlandes. Bd. 1. Geschichte und Monumente. Wiesbaden, 1969; idem. Ravenna. Hauptstadt des spatantiken Abendlandes. Bd. 2. Kommentar. 1. T.1. Wiesbaden, 1974; Kommentar. 2. T.1. Wiesbaden, 1976; Kommentar. 3. T.1. Stuttgart, 1989; idem. Ravenna. Hauptstadt des spatantiken Abendlandes. Bd. III. Fruhchristliche Bauten und Mosaiken von Ravenna. Wiesbaden, 1958. 1639 Russo E. Sculture del complesso eufrasiano di Parenzo. Napoli, 1991 [Pubblicazioni deH’Universita degli Studi di Cassino]. 1640 Guidobaldi F., Barsanti C., Guidobaldi A. San Clemente: La scultura del 6 secolo. Roma, 1992 [San Clemente Miscellany 4, 2]. Монография, изданная в честь юбилея проф. Ф. Гвидобальди, содержит много новых материалов о роли мрамора в античном и христианском мире: Marmoribus vestita. Miscellanea in onore di Federico Guidobaldi. 1–2/A cura di O. Brandt e Ph. Pergola. Citta del Vaticano, 2011.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1494 Зинько Е.А. Христианские мотивы в росписи пантикапейских склепов/Мат–лы по археологии, истории и этнографии Таврии. 2003. Вып. 10. С. 78–89. 1496 Завадская И.А. Христианские расписные склепы Крыма в контексте развития погребальной росписи в ранневизантийское время/Мат–лы по археологии истории и этнографии Таврии. 2009. Вып. 15. С. 89–131; Хрушкова Л.Г. О живописи раннехристианских склепов в Крыму: сто лет после М.И. Ростовцева/Тр. Гос. Эрмитжа. Т. 42. Византия в контексте мировой культуры: К столетию со дня рождения А.В. Банк. СПб., 2008. С. 121–132. 1498 Bovini G. I sarcophagi paleocristiani: Determinazione della loro cronologia mediante l’analisi dei ritratti. Citta del Vaticano, 1949; idem. Gli studi di archeologia Christiana. Bologna, 1968. 1502 Bovini G. Repertorium der christlich–antiken Sarkophage. Bd. 1/Bearb. von H. Brandenburg; Hrsg. F. Deichmann. Wiesbaden, 1967; Bd. 2/Bearb. von J. Dresken–Weiland. Mainz, 1998. 1503 Dresken–Weiland J. Sarkophagbestattungen des 4.–6. Jahrhunderts im Westen des romischen Reiches. Rom; Wien, 2003. 1505 Baratte F, Metzger C. Catalogue des sarcophages en pierre d’epoque romaine et paleochretienne. Paris, 1985. 1506 Sotomayor M.M. Sarcofagos romano–cristianos de Easpana: Estudio iconograafico. Granada, 1975. 1508 Deichmann FW. Einfuhrung in die christliche Archalogie. S. 167–204; Engemann J. Deutung und Bedeutung fruhchristlicher Bildwerke. Darmstadt, 1987. 1509 Sauer J. Christusmonogramm/Lexikon fur Theologie und Kirche. 1958. Bd. 2. Sp. 1177; Kellner W. Christusmonogramm 1511 Testa E. II simbolismo dei giudeo–cristiani. Gerusalemme, 1962. P. 389–396 (Pubblicazioni dello Studium Biblicum Franciscanum, 14). 1512 Feissel D. Recueil des inscriptions chretiens de Mac6doine du 3 е au 7 е siecles. Paris, 1983. P. 117, 124. 1513 Wischmeyer W. Christogramm und Staurogramm in den lateinischen Inschriften altkirchlicher Zeit/Theologia crucis – signum crucis. Festschrift fur E. Dinkier zum 70. Geburtstag/Hrsg. Andresen C., Klein G. Tubingen, 1979. S. 539–550.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Шумерские тексты указывают на произошедшую в начале времён «ошибку» (грех) мифологического героя как на причину несовершенства современного человека и всего мира 247 . И наконец, мифология шумеров содержит концепцию заместительной, искупительной жертвы (миф об Инанне и Думузи), благодаря которой человек (Думузи) получает возможность преодоления смерти, хотя бы и не в полной мере 248 . Также данный миф включает в себя идею спуска в ад (Кур) как способа победы над смертью 249 . Литература: 1 . Емельянов В.В. Древний Шумер. Очерки культуры. СПб.: Петербургское востоковедение, 2011. 2 . Крамер С. История начинается в Шумере. М.: Наука, 1965. 3 . Крамер С. Мифология Шумера и Аккада//Мифология Древнего мира. М., 1977. 4 . Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на земле. М.: Центрполиграф, 2012. 5 . Фридрих Й. История письма. М.: Наука, 1979. 6 . Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. T. 1. М.: Академический проект, 2009. 232 Большинство учёных склонны считать прародиной шумеров территорию Малой Азии. Но существуют и более смелые гипотезы. Так, современный исследователь-востоковед и шумеролог А.Г. Кифишин, изучив памятники Чатал-Хююка в Турции, относящегося к неолитической эпохе, и заповедника «Каменная могила» на Украине (близ Мелитополя), высказал предположение о том, что найденные рисунки и символы могли бы относиться к протошумерскому письму. Следовательно, маршрут миграции шумеров на юг мог проходить через территорию Прикарпатья и современной Турции. (Подробнее см. Кифишин А.Г. Древнее святилище Каменная Могила. Опыт дешифровки протошумерского архива XII–III тысячелетий до н.э: в 7 т. К.: Аратта, 2001.) 233 Убейдская (обейдская) культура – культура бронзового века. Сложилась на территории Южной Месопотамии в V тыс. до н. э. К середине IV тыс. до н. э. распространилась на Северное Междуречье и территорию Малой Азии. Название получила по месту раскопок у поселения Телль-эль-Убейд в Ираке. Некоторые слова носителей данной культуры были заимствованы шумерами: например, названия богов Забаба, Инанна и Хумбаба.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

429 . Antin P. Essai sur S. Jerome. Paris, 1951. 430 . Cavallera F. Saint Jerome, sa vie et son oeuvre. T. I-II. Louvain, Paris, 1922. 431 . Jerome entre l’Occident et l’Orient. Actes du Colloque de Chantilly (sept. 1986)/Ed. Y.-M. Duval. Paris, 1988. 432 . Jerome of Stridon. His Life, Writings and Legacy/Ed. A. Cain, J. Lossl. Cornwall, G.B., 2009. 433 . Hagendahl H. Latin Fathers and the Classics: a Study on the Apologists, Jerome and Other Christian Writers. Göteborg, 1958. 434 . Idem. Jerome and the Latin Classics//Vigiliae Christianae 28 (1974). P. 216–227. 435 . Kelly J. N. D. Jerome. His Life, Writings and Controversies. London, 1975. 436 . McDermott W. C. St. Jerome and the Pagan Greek Literature//Vigiliae Christianae 36 (1982). P. 72–82. 437 . Moreschini C. Gerolamo e la filosofia//Gerolamo e la biografia letteraria. Genova, 1989. P. 45–62. Марий Викторин 438 . Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979. C. 169–176. 439 . Фокин А. Р. Триадология Мария Викторина//Альфа и Омега, 23, 2000. С. 366–383. 440 . Он же. Викторин Марий//Православная Энциклопедия. М., 2004. Т. VIII. С. 447–458. 441 . Он же. 2007. См. выше, 156. 442 . Он же. Античная метафизика и христианская теология в трактатах Мария Викторина//Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории, 22 (2008). С. 34–53 (то же в расширенной версии: Античная метафизика и христианская теология в трактатах Мария Викторина//Интеллектуальные традиции античности и средневековья/Под ред. М. С. Петровой. Институт всеобщей истории РАН, Институт философии РАН. М., 2010. С. 69–106). 443 . Abramowski L. Marius Victorinus, Porphyrius und die romischen Gnostiker//Zeitschrift fur die neutestamentliche Wissenschaft und die Kunde der alteren Kirche, 74 (1983). S. 108–128. 444 . Adamo L. Boezio e Mario Vittorino traduttori e interpreti dell’ Isagoge di Porfirio//Rivista critica di Storia della Filosofia, 22 (1967). P. 141–164. 445 . Baltes M. Marius Victorinus: zur Philosophie in seinen theologischen Schriften. Munchen, 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010