John Chrysostom , an early Church Father who died in the year 407. In his 1984 translation of St. Germanus’ On the Divine Liturgy , Dr. Paul Meyendorff, a prominent American Orthodox author, editor of St. Vladimir’s Theological Quarterly , and Alexander Schmemann Professor of Liturgical Theology at St. Vladimir’s Seminary, cites a noted Byzantine scholar who observes that the final developments in the Constantinopolitan or ‘Byzantine’ Rite occurred between the fourteenth and fifteenth centuries prior to the fall of Constantinople to the Ottomans in 1453. Most historians trace the core development of the Eastern liturgy to between the first and seventh Ecumenical Councils of the early Church, in other words, between 325 and 787 when the ‘Triumph of Orthodoxy’ occurred with the restoration of icon veneration. The Russian Orthodox liturgy assumed its present form shortly after Patriarch Nikon ordered corrections to the Russian liturgical structure beginning in 1653 in order to bring his Church in line with the liturgical practices observed in Constantinople. By comparison to any of the variants of the Byzantine Rite, the current Ordinary form of the Roman Catholic Mass dates to only forty years ago in 1969 when Pope Paul VI promulgated the revised Novus Ordo form after the reforms enacted at Vatican II. Orthodoxy has admittedly had its own periods of liturgical change, but these occurred centuries ago and did not result in any Orthodox doctrinal teachings being altered or abandoned. The liturgy remains the unchanging cornerstone of faith and worship. What does it say about other branches of Christianity that so many worshippers either feel unfulfilled by their services as they currently exist, or that some churches hold councils and parish meetings where a majority vote can strip a service of many of the things that define it as Christian? Many of my Catholic friends do get a sense of spiritual fulfillment from the Mass, and this is wonderful, but none of them have exhibited the kind of enthusiasm for it which I have encountered among Orthodox anticipating the Divine Liturgy.

http://pravoslavie.ru/89986.html

Время начала пощения определялось разными Соборами по-разному (11, 15 нояб. или 23 сент.- осеннее равноденствие) и еще в 1-й пол. XI в. вызывало споры. Тогда же появилось запрещение совершать таинство Брака в период А. до праздника Богоявления (1-е и 3-е прав. Собора в Зелигенштадте; 1023). С XVIII в. пост считался обязательным только в 1-ю неделю А. (см. Четыре времени года ) и в рождественский сочельник (см. Навечерие ). Кодексом канонического права 1917 г. пост в указанную неделю А. был отменен, сохранилось ее значение как времени усиленной молитвы. Начало А. всегда приходится на воскресенье («1-е воскресенье А.»): в рим. обряде - ближайшее ко дню св. ап. Андрея (30 нояб.), в амвросианском и испано-мосарабском - ко дню св. Мартина. Соответственно в А. входят 4 или 6 воскресений. В рим. обряде А. делится на 2 периода: до 16 дек. (включительно) - преимущественно покаянный по характеру с преобладанием эсхатологических мотивов и с 17 дек., дня, называемого «O Sapientia» (лат.- О, Премудрость), по 24 дек. (канун Рождества) - радостный, посвященный Таинству Боговоплощения. Темы богослужебного празднования определяются особыми евангельскими чтениями для 4 воскресений А., взятыми из Мф (24. 37-44; 3. 1-12; 11. 2-11; 1. 18-24). В Novus ordo эти чтения вошли в лекционарий литургического года «А», в годы «B» и «C» используются отрывки из Мк (1. 1-8; 13. 33-37), Лк (1. 26-38, 39-48; 3. 1-6, 10-18; 21. 25-28) и Ин (1. 6-8). Особые чтения и молитвы назначены также для будней. Др. тексты Бревиария (чтения из ВЗ и НЗ, молитвы, гимны, О-антифоны к «Magnificat» ) говорят о Грядущем Искупителе, Его страданиях, Крестной смерти и конечной Славе и призывают верующих к духовному бодрствованию, радостному ожиданию Спасителя, Его достойной встрече и прославлению. Богословское содержание А. носит одновременно исторический и эсхатологический характер: ожидание Рождества Спасителя соединяется с ожиданием Второго пришествия Христова . С этим связаны и др. богословские аспекты А.- призыв к надежде, обращению и нестяжанию; возвещение Царства Божия ; понимание спасения как нового творения (Ис 45. 7-8). Такое восприятие А., по мнению католич. богословов, призвано способствовать созиданию как отдельных христиан, так и всей христ. общины, долженствующей стать душой мира (Bergamini. P. 245).

http://pravenc.ru/text/63488.html

В энциклике «Ex quo primum» папы Бенедикта XIV (1 марта 1756) был затронут вопрос о возложении рук как о части обряда К. в связи с отсутствием такового в чине миропомазания у греков ( Benedicti XIV Bullarium. Prati, 1847. T. 3. Pt. 2. P. 320). Папа приводил мнения разных богословов: одни считали, что простирание рук в сторону конфирмируемых при чтении молитвы может рассматриваться как возложение рук, другие - что возложение происходит в момент касания головы 4 пальцами правой руки при помазании лба большим пальцем. Поскольку оба ответа противоречивы, достаточно признавать, что К. совершается помазанием лба освященной хризмой с произнесением соответствующей формулы. Поэтому отсутствие возложения рук у греков не препятствует признанию их миропомазания достаточным. В XIX в. окончательно сложилась традиция, утвержденная несколькими поместными Соборами, согласно к-рой первое причастие совершалось до К. ( Levet. 1958). При этом Римские папы пытались вернуть прежнюю последовательность, когда Евхаристия была завершением вступления в Церковь. Особенно остро встал вопрос после декрета «Quam singulari» (8 авг. 1910), переносившего для оживления литургической жизни возраст первого причастия на 7 лет, когда традиционно совершалась первая исповедь (AAS. 1910. Vol. 2. P. 577-583). Кодекс канонического права 1917 г. определял возраст для совершения К. в пределах 7-12 лет (статья 788). В декларации Конгрегации таинств «De aetate confirmandorum» (Ibid. 1932. Vol. 24. P. 271-272) было дано разъяснение, что 7 лет не минимальный возраст, а наиболее подходящий. Совершение К. раньше возможно в случае опасности смерти и недоступности епископа (Ibid. 1935. Vol. 27. P. 16). На практике К., наоборот, откладывалась на более позднее время, так что в 1952 г. было издано постановление, согласно к-рому не запрещено совершать К. над теми, кому меньше 10 лет (Ibid. 1952. Vol. 44. P. 496). Согласно Кодексу канонического права 1917 г., епископы обязаны были каждые 5 лет совершать визитации для совершения К. в пределах своего диоцеза (статья 785. 3). В 1929 г. папа Пий XI дал латиноамер. епископам право назначать пресвитеров для помощи в совершении К. (AAS. 1929. Vol. 21. P. 555). В 1946 г. Конгрегация пропаганды веры разрешила пресвитерам совершать К. детей и взрослых в случае опасности смерти (Ibid. 1946. Vol. 38. P. 350-357), а в 1947 г. дала разрешение епископам в пределах их миссионерских территорий передавать совершение таинства пресвитерам (Ibid. 1947. Vol. 40. P. 41). Novus Ordo

http://pravenc.ru/text/2057158.html

Во время Французской революции (1789-1799) Национальное собрание декретом от 13 февр. 1790 г. запретило деятельность всех созерцательных монашеских орденов, в т. ч. К. 138 кармелитских мон-рей во Франции были закрыты и разорены. В XIX в. К. претерпели гонения и в других странах Европы (Бельгия, Нидерланды, Португалия, Испания, Российская империя). Конкордат, подписанный в 1801 г. Наполеоном I Бонапартом и папой Римским Пием VII , способствовал улучшению положения Римско-католической Церкви; возобновилась деятельность орденов, занимавшихся социальной и благотворительной работой, но не К. и других созерцательных орденов. Заняв Папскую область, 3 мая 1810 г. Наполеон издал декрет о ликвидации мон-рей в завоеванных странах. Несмотря на это, в Италии сохранилось неск. муж. и жен. обителей К., что позволило ордену возродиться во 2-й пол. XIX в. После возвращения К. монастырей в Нидерландах, Германии, Италии и Испании были восстановлены провинции ордена: Немецко-Голландская, Баварская, Римская, Тосканская, Сицилийская, Неаполитанская, Мальтийская и Испанская. Ирл. К. вели пастырскую деятельность в Сев. Америке и Австралии. Из-за антикатолич. политики О. фон Бисмарка (см. Культуркампф ) баварские К. в 70-х гг. XIX в. были вынуждены уехать в Нидерланды, где основали мон-рь в г. Гелен. В 1901 г. К. открыли Международную коллегию св. Альберта в Риме, в к-рой в наст. время проживают К.-студенты рим. институтов и факультетов папских ; в 1909 г. учреждено офиц. периодическое изд. ордена - «Analecta Ordinis Carmelitarum». В 1904 г. генеральный приор пресв. П. Майер подготовил новую конституцию ордена. К. подверглись преследованиям в годы второй мировой войны; несколько монахов-К. погибли в концлагерях Аушвиц (Освенцим) и Дахау (в т. ч. католич. блж. Иларий Янушевский). После войны ряд обителей К. в Вост. Европе были закрыты коммунистическими властями. С 1954 г. в Риме издается ж. «Carmelus», в к-ром печатаются материалы по истории ордена. В 1964 г. была учреждена Польская пров. св. Иосифа (в 2012 насчитывала 12 монастырей). Генеральный капитул К. в 1972 г. принял решение отказаться от традиц. орденского обряда и совершать богослужение по книгам рим. обряда, измененным в ходе литургической реформы Ватиканского II Собора (см. ст. Novus ordo ). В 1995 г. был утвержден новый текст конституции ордена, а в 2000 г.- «Установления жизни кармелитов» (Ratio institutionis vitae carmelitanae), в к-рых отражены требования к обновлению монашеской жизни II Ватиканского Собора и изменена адм. система ордена в соответствии с Кодексом канонического права 1983 г. В 2011 г. в ордене насчитывалось 1914 чел. (из них 1316 пресвитеров) в 329 мон-рях, объединенных в 19 провинций в 29 странах мира (An. Pont. 2011. P. 1432), а также 68 жен. мон-рей, в к-рых подвизалось 725 монахинь (An. Pont. 2011. P. 1490). Босые К.

http://pravenc.ru/text/1681105.html

При этом, Собор всё же приозвёл " обновление " , к которому был призван. В первую очередь оно выразилось в изложении общеизвестных догматов в новой манере, во многом отличной от господствовавшего прежде схоластического языка. В некоторых случаях было допущено общение в таинствах с Православными и древневосточными инославными . Радикальная реформа постигла богослужебную жизнь Римо-католической церкви. Претворение в жизнь литургической конституции " Sacrosanctum concilium " началось еще до окончания Собора: 4 марта 1964 года были назначены члены Совета по реализации конституции о богослужении (Consilium liturgicum), 11 марта состоялось его 1-е заседание. Совет возглавил архиепископ Болонский кардинал Джакомо Леркаро, секретарем стал отец-лазарист Аннибале Буньини, ревностный сторонник литургической реформы. В задачи совета входила разработка новых чинов мессы и таинств и рассмотрение представляемых на утверждение переводов молитв на национальные языки. Вопросами литургической реформы занималась также Конгрегация обрядов (кардинал А. Ларраон). В 1968 году обе эти структуры возглавил кардинал Бенно Гут. В течение последующих лет была проведена масштабная литургическая реформа, были подготовлены новые издания Миссала, Ритуала и других литургических книг (см. Novus Ordo ). Возникли движения как за сохранение или возрождение тридентского обряда , так и, наоборот, целый ряд течений за дальнейшее реформирование богослужебного чина. Экклезиология, сотериология, мариология Собор исповедовал учение, что Христос , исполняя волю Отца , " положил начало Царству Небесному на земле, открыл нам тайну Отца и Своим послушанием совершил искупление " . По учению Собора, основание Церкви , в которой совершается таинство Евхаристии , а также даруется благодать Святого Духа , тесно связывается с Крестной Жертвой: " Победив смерть Своею Смертью и Воскресением, Сын Божий в воспринятом Им человеческом естестве искупил человека и преобразил его в новое творение... Дарованием же Своего Духа Он мистически составил Свое Тело из братьев Своих, призванных из всех народов " . Церковь Небесная и Церковь земная - единая Церковь, по аналогии с воплощением Сына Божия уподобляемая тайне Божественного Слова. Это и есть единственная Церковь, которая исповедуется в Символе веры как единая, святая, кафолическая и апостольская. При этом конституция " Lumen gentium " утверждает, что " эта Церковь, установленная и устроенная в мире сем как общество, пребывает в католической Церкви, управляемой преемником Петра и епископами в общении с ним " . Последнее положение противоречит православному сознанию и историческому опыту Церкви, т.к. в древней Церкви общение с Римским епископом не считалось признаком принадлежности к Церкви

http://drevo-info.ru/articles/23485.html

Параллельно Рим выступал с новыми инициативами. Апостольская конституция «Christus Dominus» (6 янв. 1953) вводила практику вечерней мессы и облегченные правила евхаристического поста. Декрет Конгрегации обрядов «Cum nostra» в марте 1955 г. санкционировал упрощение рубрик (правил сочетания подвижного и неподвижного циклов): были отменены полудвойные праздники, преимущество отдавалось воскресному богослужению перед праздничными службами святым, сокращались вступительные и заключительные молитвы на службах оффиция и т. д. В том же году была провозглашена реформа Страстной седмицы (чин опубликован в 1956): в частности, корректировалось время совершения служб, восстанавливалась Missa chrismatis Великого четверга, а месса Преждеосвященных Даров Великой пятницы заменялась обрядом причащения вне мессы. В обращении Пия XII к участникам 1-го международного конгресса литургического пастырства в Ассизи 22 сент. 1956 г. говорилось, что подъем Л. д. указывает на то, что оно является плодом действия Св. Духа в Церкви. Участники конгресса пришли к общему мнению, что пастырские нужды оправдывают любые изменения в традиц. богослужении, что фактически открыло путь к последующему реформированию всего рим. обряда. В 1957 г., чтобы соблюсти баланс между традиционалистами и реформаторами, Конгрегацией обрядов был издан декрет «Sanctissimam Eucharistiam», запрещавший в храмах с одним алтарем отделять дарохранительницу от престола (т. е. препятствовал распространению свободно стоящих алтарей-столиков). Новый папа Римский Иоанн XXIII, чье избрание с воодушевлением восприняли сторонники Л. д., 25 янв. 1959 г. объявил о намерении созвать 21-й вселенский Собор. Литургическая комиссия прекратила работу, успев выпустить новый кодекс рубрик для Миссала и Бревиария. Основные идеи Л. д. нашли отражение в Конституции о священной литургии II Ватиканского Собора «Sacrosanctum Concilium» (4 дек. 1963) и были реализованы в ходе литургической реформы, последовавшей за ним. При этом не все участники Л. д. были довольны результатами реформы, к-рая слишком радикально изменила традиц. католич. богослужение (см. ст. Novus Ordo ).

http://pravenc.ru/text/2110592.html

– Независимо от языка? – Независимо от языка. Традиционная Тридентская месса была полностью уничтожена. Если помните, чин «Novus Ordo» был составлен при участии восьми протестантских священнослужителей. Им разрешили внести свой вклад в составление новой мессы. Все строго католическое, все связанное со старой мессой было отброшено! Интересно, что после моей женитьбы среди наших друзей появилась одна лютеранка. Вскоре она вышла замуж за католика. После их свадьбы мы были приглашены на торжество, и она призналась мне: «Ваша (католическая) служба такая красивая! Она напомнила мне нашу лютеранскую службу!» Видите, как сильно была испорчена месса за каких-то несколько лет. Папа Иоанн-Павел II принимает благословение от языческой жрицы – Мне рассказывали, что будущие папы Иоанн Павел II и Бенедикт XVI, несмотря на их нынешнюю репутацию консерваторов и традиционалистов, в то время были в числе молодых новаторов, много сделавших для преобразования традиционного Католицизма и оттеснивших таких традиционалистов, как монсеньор Марсель Лефевр. Так ли это? – Да, это так. – Расскажите об этом подробнее. И Иоанн Павел II, и Бенедикт XVI были частью прогрессивного, реформаторского движения в церкви – Будущий папа Бенедикт XVI, в то время отец Ратцингер, был теологом из так называемой «Рейнской группы». И он был прогрессивным деятелем. Как признается сам понтифик, он поддерживал то, как проходил собор, как принимались документы и формировалось новое богословие церкви. Отец Ратцингер участвовал во всех тех переменах. Молодой епископ из Польши – будущий папа Иоанн Павел II – тоже был прогрессивным. Они оба открывали дверь к новому. Как говорил папа Иоанн XXIII: «Мы должны открыть окна, чтобы впустить немного свежего воздуха в церковь». Архиепископ Лефевр был традиционалистом. Они притесняли его и тех отцов, которые его поддерживали. Да, говорю совершенно искренне, что они оба – Иоанн Павел II и Бенедикт XVI – были частью прогрессивного движения в церкви того периода. – Не многие видят их в таком свете теперь.

http://pravoslavie.ru/89531.html

Помимо Гимнария и Бревиария Г. помещались также в др. богослужебных книгах: Consuetudines, Псалтирях, Антифонариях, Процессионалах, Миссалах, Тропариях, Канционалах - в соответствующих литургическому уставу местах или в конце этих книг. В связи с реформой немонашеского Бревиария в XVI в. последовал пересмотр корпуса лат. гимнографии. Папа Лев X (1513-1521) поручил еп. Дзаккарии Феррери провести ревизию Г. исходя из правил классической лат. просодии, что привело к появлению новых вариантов текстов Г. Реформа была завершена комиссией, назначенной папой Урбаном VIII (1623-1644). Она подготовила издание Г., одобренное в 1629 г., объявленное папской буллой «Divinam psalmodiam» (1631) и утвержденное в 1643 г. Т. о., в посттридентском рим. обряде благодаря авторитету свт. Амвросия и прп. Венедикта, а также многовековой традиции бытования Г. сохранил свои прочные позиции, в то время как мн. др. гимнографические жанры подверглись значительному численному сокращению и даже запрету. В реформированном рим. обряде (Novus Ordo) особый Г. поется в начале каждой службы суточного круга - между начальными стихами и псалмопением (на основных службах) или антифоном (на малых часах). Вместо включенных в офиц. издания неизменяемых Г., многие из к-рых являются переводами традиц. лат. Г., на местах могут употребляться по выбору и другие, утвержденные церковными властями (см. изд.: Литургия часов. Mil., 1995; Часослов. М., 2001). Г. повлияли на др. жанры лат. гимнографии - тропы , секвенции. Нек-рые лат. Г. послужили образцами для церковных песен на новых европ. языках. С XIV в. стали появляться переводы Г. на чеш., нидерланд., швед., англ., венг. и нем. языки. Монодийная певческая традиция Древнейшая нотированная запись Г. (Pange lingua) найдена в рукописи, датируемой ок. 900 г. (St. Gallen. Stiftsbibl. 359). Певч. традиция Г. отражена гл. обр. в Антифонариях и Гимнариях. Древнейшие нотированные Гимнарии сохранились от X-XI вв.: Zürich. Zentralbibl. Rh. 83, Vat. Ross. 205, Verona. Bibl. Capitolare. 109 (102), Cantabr. Corpus Christi. 391, Lond. Brit. Lib. Harl. 2961 (см.: St ä blein. 1956; Milfull. 1996) и еще 16 рукописей испан. происхождения (см.: Guti é rrez. 1993). За редким исключением, нотировались только 1-е строфы и не каждого Г.; иногда над разными строфами одного Г. записывались разные мелодии (Huesca. Catedral. 1; Vat. Ross. 205 - обе рукописи XI в.).

http://pravenc.ru/text/165007.html

Кард. Ж. М. Люстиже.Фотография. 2002 г. [Франц. Lustiger] Жан Мари (17.09.1926, Париж - 5.08.2007, там же; имя до крещения Арон), кард., архиеп. Парижский (с 1981 по 2005). Род. в семье евреев-ашкеназов; отец Л. в конце первой мировой войны эмигрировал во Францию. До 1939 г. Л. учился в лицее Монтеня в Париже. В связи с началом второй мировой войны Л. вместе с сестрой пришлось переехать в Орлеан, где он продолжил учебу в лицее им. Р. Ж. Потье. Под влиянием чтения Свящ. Писания и бесед с духовником лицея пресв. А. Фёйатром и с лицейской преподавательницей С. Комб, в доме которой он жил, весной 1940 г. Л. принял решение стать католиком. 25 авг. Л. и его сестра были крещены Орлеанским еп. Жюлем Мари Виктором Курку в епископской капелле. В 1942 г. из-за преследования евреев его отец с сестрой перебрались на юг Франции, мать была арестована в Париже (депортирована в концлагерь в Освенциме, погибла в февр. 1943). Заявив о намерении стать католич. священником, Л. нашел убежище в Парижской малой семинарии, расположенной в Конфлане, где в июне 1943 г. сдал экзамены, получив т. о. среднее образование. До окончания войны проживал вместе с отцом и сестрой в г. Деказвиль (деп. Аверон), в 1944 или 1945 г. вернулся в Париж, где стал изучать филологию в Сорбонне, а в 1946 г. вопреки воле отца поступил в семинарию в парижском пригороде Иси-ле-Мулино, и затем продолжил учебу в семинарии при Католическом институте в Париже . По окончании семинарии 17 апр. 1954 г. ректор ин-та титулярный еп. Эмиль Арсен Бланше рукоположил Л. в сан пресвитера, после чего он был направлен в «Центр Ришелье», занимавшийся духовным окормлением парижских студентов; в 1959 г. назначен его руководителем. В мае 1968 г. Л. призывал студентов прекратить волнения, к-рые, как он считал, могли привести к тоталитаризму и богоборчеству. В 1969 г. Л. оставил руководство «Центром Ришелье» и был назначен настоятелем храма св. Жанны де Шанталь в 16-м округе Парижа. В рамках проведения литургической реформы, провозглашенной Ватиканским II Собором , Л. выступил инициатором обновления всех аспектов литургической жизни своего прихода, включая не только переход на изданный в апр. 1969 г. новый чин мессы (см. Novus ordo ), но и изменение храмового убранства. Активная позиция в отношении послесоборных изменений церковной жизни принесла Л. известность в кругах сторонников обновления католич. Церкви.

http://pravenc.ru/text/2561086.html

Ход соборных дискуссий описывается с привлечением обильных цитат из выступлений соборных иерархов, принадлежащих как к консервативному, так и к либеральному крылу. Тексты выступления взяты в латинском оригинале 15 и переведены непосредственно диссертантом. Помимо этого, особое место во второй главе занимает жизнеописание двух римских пап: Uoahha XXIII , открывшего собор, и Павла VI, завершившего его работу. Биографическое описание также сопровождается многочисленными выдержками из энциклик, писем, радиообращений, выступлений и иных папских документов, демонстрирующих их позиции как по самому собору, так и по ключевым моментам его деятельности. В ходе данной части исследования диссертант пришел к следующим результатам: 1 . Был подробно изложен процесс подготовки к собору, а также представлены важные фрагменты из писем и энциклик папы и сообщений кардиналов, ранее не переведенных на русский язык и иллюстрирующих ту атмосферу, в которой подготовка проходила. 2 . Был подробно изложен ход деятельности собора по выбранным направлениям (литургическая реформа и дискуссия о свободе совести), а также приведены необходимые выдержки из промежуточных документов и выступлений иерархов на соборных заседаниях, которые ранее содержались исключительно в официальной хронике «Acta Synodalia» и не были доступны ни на одном языке, кроме латинского. Четвертая глава «История католического модернизма после II Ватиканского собора» посвящена изучению тех процессов, которые активизировались в католической церкви в результате принятых на соборе решений. Особое внимание диссертант уделяет подробному описанию литургической реформы и принятию нового чина мессы, известному как «Novus Ordo». Для изучения вопроса в исследовании приводятся переводы апостольских писем 16 , энциклик, промежуточных документов 17 . Данная глава содержит в себе также описание последствий, которые возникли в ходе либеральных реформ. К таковым относится главным образом возникновение раскола и отделение от Рима двух групп традиционалистов, получивших название «Общество Святого Пия Х» и «Седевакантисты». Диссертант подробно исследует предпосылки раскола, позицию указанных сообществ и последствия описываемых событий для церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kriz...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010