Таблица 10. Имена двенадцати апостолов Матфей Деяния Первый Симон, называемый Петром, [поставил] Симона, нарекши ему имя Петр, [избрал…] Симона, которого и назвал Петром, и Андрей, брат его, Иакова Зеведеева и Андрея, брата его, и Иаков, Иаков Зеведеев и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны Громовы», Иакова и Иоанн, брат его, Андрея, и Иоанна, и Андрей, Филипп Филиппа, Филиппа Филипп и Варфоломей, Варфоломея, и Варфоломея, и Фома, Матфея, Матфея Варфоломей и Матфей мытарь, и Фому, и Матфей, Иаков Алфеев Иакова Алфеева, Иакова Алфеева Иаков Алфеев и Фаддей Фаддея, и Симона, прозываемого Зилотом, и Симон Зилот, [в Син. пер: Леввей, прозванный Фаддеем. Прим. пер.], Симон Кананит Симона Кананита Иуду Иаковлева и Иуда, брат Иакова и Иуда Искариот, который и предал Его. и Иуду Искариотского, который и предал Его. Искариота, который сделался предателем. 242 Немецкий термин, который чаще переводится как «произведение общины» или «формула, созданная общиной». 244 Там же, 73; В. Gerhardsson, Memory and Manuscript (ASNU 22; Uppsalä Almqvist and Wiksells, 1961) 329–330. 245 Впрочем, сам Герхардссон признает, что «очевидцы» из Пролога Луки – это «прежде всего, двенадцать апостолов, но едва ли они одни». В. Gerhardsson, The Gospel Tradition [CB(NT)15; Malmö: Gleerup, 1986] 29. 246 Одну из последних попыток объяснить происхождение Двенадцати, не возводя их к Иисусу, см. у: Н. О. Guenther, The Footprints of Jesus» Twelve in Early Christian Traditions (American University Studies 7/7; New York: Lang, 1985). 247 См., например, R.P.Meye, Jesus and the Twelvë Discipleship and Redaction in Mark« " s Gospel (Grand Rapids: Eerdmans, 1968), глава 8; B.F.Meyer, The Aims of Jesus (London: SCM, 1979) 153–154; M.Hengel, The Charismatic Leader and His Followers (tr. J.C.G.Grieg; Edinburgh: Clark, 1981) 68; E.P.Sanders, Jesus and Judaism (London: SCM, 1985) 98–106; R. A. Horsley, Jesus and the Spiral of Violence (Minneapolis: Fortress, 1993) 199–208; N.T.Wright, Jesus and the Victory of God (London: SPCK, 1996) 299–300; G.Theissen and A. Merz, The Historical Jesus (tr. J.Bowden; London: SCM, 1998) 216–217; M.Casey, Aramaic Sources of Mark» " s Gospel (SNTSMS 102; Cambridgë Cambridge University Press, 1998) 194–196; J. D. G. Dunn, Jesus Remembered (Grand Rapids: Eerdmans, 2003) 507–511.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Nikolaj (Škrumko Nikolaj Jakovlevi), В von Zvenigorod, V der Ep. Moskau Geboren am 22.5.1927 im D Kizija, ray. Kamenec Podol " skij obl. Chmel’nickij, sein Vater war Bauer. Nach Abschluß der Volksschule diente er an der Himmelfahrtskirche seines Dorfes, von 1948 bis 1953 als Vorsänger, Hypodiakon und Vorleser an der Kreuzerhöhungskathedralkirche in Petrozavodsk, Ep. Olonec. 1953 trat er in das GS Leningrad ein. Am 13.11.1954 wurde er zum Mönch geschoren und erhielt den Namen Nikolaj (Sel. Nikolaj Koanov von Novgorod, sein Taufname war der des hl. Nikolaus von Myra). Am 21.11.1954 erhielt er die Diakonatsweihe von M Grigorij (ukov) in Valdaj, Ep. Novgorod. Von 1956 bis 1960 diente er in den Pfarreien der Ep. Kalinin, von 1960 bis 1968 an der Verklärungskathedralkirche in Ivanovo, seit 1968 in der Ep. Tula. Von 1966 bis 1968 war er Sekretär der Eparchialverwaltung von Ivanovo. Am 11.5.1969 empfing er von BJuvenalij (Pojarkov) die Priesterweihe und wurde Pfarrer der Allerheiligen-Kathedral- kirche von Tula. 1971 nahm er an einer Pilgerfahrt zum Athos teil. 1970 beendete er das Fernstudium am GS Leningrad, 1973 die GA mit der Arbeit «Professor V.N. Benesevic und seine Kirchenrechtarbeiten». Am 13.12.1974 wurde er Mitglied der Geistl. Mission in Jerusalem, am 26.12.1974 stellvertretender Leiter dieser Mission und 1977 als Archimandrit ihr Vorsteher. Am 16.7.1982 wurde er abgelöst und von M Nikolaj (Jurik) zum Vorsteher der Uspenskaja Lavra von Poaev bestellt. Am 26.6.1985 Ernennung zum Bvon Zvenigorod, V der Ep. Moskau und Vertreter des Moskauer Patriarchen beim Patriarchat von Antiochien in Damaskus. Die Bischofsweihe fand in der Patriarchatskathedrale in Moskau am 21.7.1985 durch Patriarch Pimen, M Aleksij (Ridiger), M Juvenalij (Pojarkov) u.a. Hierarchen εratt (MP 1985,10, 9–11; StdO 1986,1,9–11). Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 5. Назарий (Андреев) – Руфим (Троицкий). – 1987. - 504 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иринарх, епископ (Грезин Владимир Кузьмич) Дата рождения: 23 ноября 1951 г. Дата смерти: 24 января 2024 г. Дата хиротонии: 14 апреля 2002 г. День ангела: 26 января Страна: Россия Биография: Родился 23 ноября 1951 г. в г. Шумерля Чувашской АССР в семье рабочего. В 1967 г., получив неполное среднее образование (8 классов средней школы), поступил на работу. В 1968 г. направился в Москву на учебу. В 1968-1969 гг. учился в городском профессионально-техническом училище Москвы. По окончании училища в 1970 г. работал электромонтером на оптико-механическом заводе в городе Загорске (ныне Сергиев Посад), откуда и был призван на службу в Вооруженные силы. В 1970-1972 гг. служил в рядах Советской армии. В течение армейской службы с разрешения командования посещал вечернюю среднюю школу. По завершении службы в армии работал на Шумерлинском заводе САФ и одновременно учился в вечерней средней школе рабочей молодежи г. Шумерля, которую окончил в 1973 г. В 1973-1974 гг. работал электромонтером-оператором на машиностроительном заводе им. Лавочкина в г. Химки Московской обл., а затем перед поступлением в семинарию в 1974-1975 гг. работал в Троице-Сергиевой лавре . В 1975-1978 гг. учился в Московской духовной семинарии. В 1978-1982 гг. учился в Московской духовной академии , по окончании которой за курсовое сочинение по догматическому богословию «Святоотеческие догматические системы» Советом академии удостоен степени кандидата богословия. В 1982-1985 гг. — слушатель аспирантуры при Московской духовной академии. В октябре 1982 г. одновременно с зачислением в аспирантуру приступил к работе в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата в секторе миротворческого служения Русской Православной Церкви. 3 апреля 1985 г., на последнем курсе обучения в аспирантуре, принял иноческий постриг с наречением имени Иринарх. 13 апреля 1985 г. рукоположен во иеродиакона, а 15 апреля 1985 г. — во иеромонаха. В июле-сентябре 1987 г. находился в Бирмингеме, в Селли-Оук колледже, с целью изучения английского языка. В 1987-1988 гг. учился в Экуменическом институте в Боссэ в Женеве. В 1988-1989 гг. слушал лекции в Гарвардской богословской школе при Гарвардском университете в Кембридже (США).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244946...

Лебедева, 1987. – Лебедева И. Н. Список болгарского перевода Повести о Варлааме и Иоасафе из собрания Доброхотова. – Материалы и сообщения по фондам отдела рукописной и редкой книги библиотеки Академии наук СССР. Л., 1987. Лекок, 1909. – Le Coq A. von. Ein christliches und ein manichaisches Manuscript – Fragment in turkischer Sprache aus Turfan (Chinesisch – Turkestan). – SPAW, 1909. Лелеков, 1971. – Лелеков Л. А. К символике композиции «Сошествие св. Духа» из Трапезундского евангелия. – ВЦНИЛКР. Сообщения Вып. 26, 1971. Лелеков, 1971а. – Лелеков Л. А. О некоторых иранских элементах в искусстве Древней Руси. – Искусство и археология Ирана. М., 1971. Лелеков, 1978. – Лелеков Л. А. Искусство Древней Руси и Восток. М., 1978. Лествица, 1721. – Лествица, возводящая на небо. СПб., 1721. Либрехт, 1879. – Librecht F. Zur Volkskunde. Heilbronn, 1879. Литвинский, Зеймаль, 1971. – Литвинский Б. А., Зеймаль Т. И. Аджина Тепа. М., 1971. Лихачев, 1973. – Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X – XVII веков. Эпохи и стили. Л., 1973. Лихачев, 1985. – Лихачев Д. С. Прошлое – будущему: Статьи и очерки. Л.г 1985. Лихачев, 1986. – Лихачев Д. С. Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986. Лурье, 1965. – Лурье Я. С. Средневековый роман об Александре Македонском в русской литературе XV в. – Александрия. Роман об Александре Македонском по русской рукописи XV века. М. – Л. 1965. Лью, 1985. – Lieu S. N. С. Manicheism in the Later Roman Empire and Medieval China. A Historical Survey. Manchester, 1985. Любак, 1952. – Lubac H. de. La rencontre du Bouddhisme et de l " Occident. P., 1952. Людерс, 1897. – Luders H. Die Sage von Rsyasrnga. – NGGA. 1897. Людерс, 1901. – Luders H. Zur Sage von Rsyasrnga. – NGGA, 1901. Маджджхиманикая, 1899. – The Majjhima-nikaya. Ed. by R. Chalmers. Vol. 3.. L., 1899. Маджумдар, 1960. – Majumdar R. C. Classical Accounts of India. Calcutta,, 1960. Мазинг, 1968. – Masing U. Zur Erklarung der Entstehungs geschichte der Le-gende von Barlaam und Joasaph. – Ученые записки Тартуского гос. ун-та. 1968, вып. 201.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

М., 1999. С. 42. 302 Цит. по: Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ). М., 2006. С. 55. 303 Melton J.G., Moore R.L. The cult experience responding to the new religious pluralism. N.Y.: The Pilgrim Press, 1982. Р. 17. Цит. по: Кузнецова Т.Н. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мён Муна. М., 1999. С. 348. 304 Stark R. & Bainbrige WS. The Future of Religion: Secularization, Renewal, and Cult Formation. Berkeley, 1985. Р. 25–26. Цит. по: Пуха Н.В. Типология религиозных групп и организаций в современной американской социологии религии. М., 1999. С. 44–45. 305 См.: Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ). М., 2006. С. 55. 307 Yinger J.M. The Scientific Study of Religion. N.Y., 1970. Р. 279. Цит. по: Пуха Н.В. Типология религиозных групп и организаций в современной американской социологии религии. М., 1999. С. 46. 309 Bainbrige WS. and Stark R. Cult Formation: Three Compatible Models. Sociological Analysis. Winter, 1979. Р. 283–295. Nelson G. The concept of Cult. Sociological Review. 1968. November. Р. 351–363. Цит. по: Пуха Н.В. Типология религиозных групп и организаций в современной американской социологии религии. М., 1999. С. 49. 310 Stark R. & Bainbrige WS . The Future of Religion: Secularization, Renewal, and Cult Formation. Berkeley, 1985. Р. 25–26. Цит. по: Пуха Н.В. Типология религиозных групп и организаций в современной американской социологии религии. М., 1999. С. 45. 311 Nelson G. The concept of Cult. Sociological Review. 1968. November. Р. 60. Цит. по: Пуха Н.В. Типология религиозных групп и организаций в современной американской социологии религии. М.,1999. С. 52. 312 Stark R. & Bainbrige WS . The Future of Religion: Secularization, Renewal, and Cult Formation. Berkeley, 1985. Р. 25–26. Цит. по: Пуха Н.В. Типология религиозных групп и организаций в современной американской социологии религии. М., 1999. С. 55. 328 См.: Аронсон Э, Пратканис Э. Эпоха пропаганды: механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

587 . Strohrn М. Die Lehre von der Energeia Gottes//Kyrios. 1968. 8. 63–84. 588 . Stroumsa G. Ascèse et gnose//RThom 1981. 89. 557–573. 589 . Syméon, higoumène. La recherche de Dieu dans la tradition hésychaste//Contacts. 1996. 48. 14–21. 590 . Tachiaos A.-E. N. Περ πνευματικω ν ρευμτων ει ς τν Σλαβικν ρθοδοξαν κατ τν 18 ον κα 19 ον αι να// ρθδοξος πνευματικτης, Χριστιανισμς – Μαρξισμς. Θεσσαλονκη 1968. 591 . Tachiaos Α– Ε. Hesychasm as a creative force in the fields of art and literature//L’art de Thessalonique et des pays balkaniques et les courants spirituels au XIV е siècle. Recueil des rapports du IV е Colloque serbo-grec, Belgrade 1985. Belgrade 1987. 117–123. 592 . Tailliez F. Basiliké odos. Les valeurs d’un terme mystique et les prix de son histoire littéraire//OCP 1947. 13. 299–354. 593 . Talbot A. M. A comparison of the monastic experience of Byzantine men and women//GOTR 1985. 30. 1–20. 594 . Talbot A. M. Late Byzantine nuns: By choice or necessity?//ByzForsch 1985. 9. 103–117. 595 . Talbot A. M. An introduction to Byzantine monasticism//Illinois Classical Studies. 1987. 12. 229–241. 596 . Teska F. Hesychasm and the origins of Christian meditative discipline//Meditation in Christianity. Honesdale 1991. 597 . The continuing quest for God: monastic spirituality in tradition and transition/Ed. Skudlarek W. Institute on the Origins and Contemporary Expressions of Monastic Spirituality. Collegeville, MN 1982. IX, 302. [Papers presented at the Institute on the Origins and Contemporary Expressions of Monastic Spirituality sponsored by St. John’s Abbey and School of Theology, Collegeville, MN, and the Convent of St. Benedict, St. Joseph, MN, and held at St. John’s from June 22 to July 4, 1980]. 598 . The study of spirituality/Ed. Jones Ch., Wainwright G., Yarnold Edward (SJ). Cambridge 1986. 634. [SS] [Снабженные библ., обзорные очерки всех эпох и ветвей христианской аскетики и мистики]. 599 . Théologie de l’homme. Essais d’anthropologie orthodoxe (Coman J., Nellas P., Staniloae D., Yannaras Ch.)//Contacts. 1973. 25(84).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Standaert, B., LÉvangile selon Marc. Composition et genre littéraire (Zevenkerken-Brugge, 1978). Steichele, H. J., Der leidende Sohn Gottes (Regensburg, 1980). Stock, A., Call to Discipleship. (Wilmington, 1982). Strecker, G., «Zur Messiasgeheimnistheorie im Markusevange­lium,» Studia Evangelica III (T.U. 88, Berlin, 1964) 87–104. Swartley, W. M., Mark: The Way for all Nations (Scottdale, 1981). Tanehill, R. C., «The Gospel of Mark as Narrative Christology,» Semeia 16 (1979) 57–95. Telford, W. (ed.), The Interpretation of Mark (Philadelphia, 1985). Theissen, G., Urchristliche Wundergeschichten (Gtitersloh, 1974). Tödt, H. E., The Son of Man in the Synoptic Tradition. English trans. M. Barton (London, 1965). Тгоскте, E., The Formation of the Gospel according to Mark. English trans. P. Gaughan (Philadelphia, 1975). Vassiliadis, P., «Behind Mark: Towards a Written Source,» NTS 20 (1974)155–60. Vassiliadis, P., «The Function of John the Baptist in Qand Mark,» Θεολογα 46 (1975) 405–13. Via, D. O. Jr., Kerygma and Comedy in the New Testament. A Structuralist Approach to Hermeneutic (Philadelphia, 1975). Via, D. O. Jr., TheEthics of Mark " s Gospel (Philadelphia, 1985). Vielhauer, P., «Erwägungen zur Christologie des Markusevange­liums,» in Aufsätze zum Neuen Testament (Munich, 1965) 199–­214. von Wahlde, U. C., « Mark 9:33–50 : Discipleship: The Authority that Serves,» BZ 29 (1985) 49–67. Weber, H. R., Jesus and the Children (Atlanta, 1979). Weeden, T. J., «The Heresy that Necessitated Mark " s Gospel,» ZNW 59(1968)145–58. Weeden, T. J., Mark: Traditions in Confiict (Philadelphia, 1971). Weinacht, H., Die Menschwerdung des Sohnes Gottes im Markusevange­lium (Tübingen, 1972). Wilder, A. N., «The Parable of the Sower: Naivete and Method in Interpretation,» Semeia 2 (1974) 134–51. Williams, J. G., Gospel against Parable: Mark " s Language of Mystery (Sheffield, 1985). Williamson, L. Jr., Mark (Atlanta, 1983). Wrede, W., Das Messiasgeheimnis in den Evangelien (Cöttingen, 1901) English trans. The Messianic Secret (Cambridge, 1971). В. Издания на русском языке

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

Clement Olivier. Orient-Occident, Deux Passeurs, Vladimir Lossky et Paul Evdokimov. Geneve, 1985. Kallistos (Ware). «Dieu cache et revele. La voie apophatique et la distinction essence-energie//Messager de l " Exarchat du Patriarche russe, 89–90. Paris, 1975. P. 45–59. 2) Католические авторы DanielouJean. La Trinite et le mystere de l " existence. P., 1968. Muhlen Herbert. L " Esprit dans l " Eglise. 2 vol. Paris, 1969. Bouyer Louis. Le Fils Eternel. Paris, 1974. De Margerie Bertrand. La Trinite chretienne dans l " histoire. Paris, 1975. Congar Yves. Je crois en l " Esprit Saint. 3 vol. Paris, 1979–1980. Bouyer Louis. Le Consolateur. Paris, 1980. Manaranche Andre. Dieu vivant et vrai. Paris, 1972. Manaranche Andre. Le Monotheisme chretien. Paris, 1985. Kasper Walter. Le Dieu des hretiens. Paris, 1985. 3) Протестантские авторы Baillie D. M. God was in Christ. Londres, 1948. Welch Claude. The Trinity in contemporary Theology. Londres, 1953. Chevalier Max Alain. Souffle de Dieu. Le Saint Esprit dans le Nouveau Testament. Paris, 1978. Moltmann Jiirgen. Trinite et Royaume de Dieu. Paris, 1984. 4) Экуменические сборники Le Mystere de l " Esprit Saint. Paris, 1968; L " Esprit Saint et ÍEglise. Paris, 1969; Le Saint Esprit. Geneve, 1963; Concilium. 148, 1978 (Le Saint Esprit en rediscussion); L " Esprit Saint. Bruxelles, 1978; Credo in Spiritum Sanctum (Congres theologique international de Pneumatologie). Vatican, 1983; L " experience de Dieu et le Saint Esprit. Paris, 1985. 5) Споры и беседы о Filioque Bolotoff Vassili. Theses sur le Filioque//Istina. Paris, 1972. 3–4. P. 261–289. Lossky Vladimir. La Procession du Saint Esprit dans la doctrine trinitaire orthodoxe. Paris, 1948, перепечатано в сборникеА l " image et a la ressemblance. Paris, 1967. special de Russie et Chretiente. Paris, 1950, 3–4, sur le «Filioque», avec des etudes de Mgr Cassien sur l " enseignement de la Bible, de J. Meyendorff. «Chez les Peres orientaux», de S. Verkhovsky. «D " apres la Triadologie orthodoxe».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Однако исключительно юридическими представлениями, богословская ограниченность и метафорическая неоднозначность к-рых признаются и совр. католич. мыслью (см., напр.: Ratzinger. 1968. S. 188-189; Lehmann. 1982; Greshake. 1983; Menke. 2011. S. 478-479; иначе ср.: Nicolas. 1985. P. 504-512), не исчерпывается учение об искуплении в К. Особенно в вероучительных документах XX в. становится заметным стремление к корректировке католич. доктрины о спасении как за счет смещения акцентов в сотериологической парадигме, так и за счет обширного использования библейско-патристического языка и гуманистических категорий при одновременном учете межконфессиональной и межрелиг. перспективы. С формальной т. зр. главные элементы католич. сотериологии находятся в рамках традиционного учения о 3 служениях Христа - пророческом (munus propheticum), священническом (munus sacerdotale) и царском (munus regale) (CVatII. LG. 13, 31; Katholischer Erwachsenen-Katechismus. 1985. S. 211-214; ср.: Alfaro J. Die Heilsfunktionen Christi als Offenbarer, Herr und Priester// Feiner. Mysterium. 1970. Bd. 3/1. S. 649-710). При этом спасение рода человеческого совершается в словах и делах воплотившегося Сына Божия, именуемых в К. «тайнами (mysmeria) жизни Христа». Основным содержанием пророческого служения Христа было «откровение (revelatio) Отца» (ККЦ. 516; ср.: CVatII. DV. 17), возвещение тайн (intima) Божиих (Ibid. 4) и просвещение мира светом евангельской истины (Katholischer Erwachsenen-Katechismus. 1985. S. 211); суть жертвенной миссии составляет искупительный подвиг Христа, «вечного Первосвященника» (Dominus Jesus. 11//AAS. 2000. Vol. 92. P. 752); царской стороне Его служения соответствует возглавление (recapitulatio) Собою обновленного Им человечества (см.: ККЦ. 518; CVatII. GS. 45), для к-рого Христос выступает не только Искупителем, но и Законодателем (Legislator) (см.: CTrident. Decretum de iustificatione. Can. 21// Denzinger. Enchiridion. N 1571), являющим Собою наступление нового космического порядка (ср.: Katholischer Erwachsenen-Katechismus. 1985. S. 213). Однако рассматриваемые в свете «тайн Рождества и Пасхи» отдельные сотериологические аспекты представляют в совокупности единое целое (см.: ККЦ. 512; ср.: ККЦ. 518). Т. о., «вся жизнь Христа есть тайна (mysterium) искупления. Искупление приходит к нам прежде всего кровью Распятия, но эта тайна действует (operatur, свершается.- Е. П.) на протяжении всей жизни Христа» (ККЦ. 517).

http://pravenc.ru/text/1683907.html

Звенигородская (Моск.) Основана в 1383 г., вскоре, в 1391 г. упразднена (местопребывание – в г. Звенигород (ныне – Московская область), удел кн. Юрия Дмитриевича, сына Вел. кн. Дмитрия Донского). Сообщения о кратковременном возобновлении кафедры в 1681 г. ошибочны. В действительности же один из епископов Сербских и Архангельских (см.) только титуловался в 1681 г. недолгое время «Архангельский и Звенигородский». Возобновлена в 1921 г. (?) Московское викариатство. Регулярно замещалась только в 1974–1997 гг. 1383 (06.11.1681 24.12.1681 31.07(13.08)1921 05.1927 26.01(08.02)1931 17(30)12.1962 17(30)03.1964 Владимир Котляров 26.06(09.07)1966 15(28)11.1968 Владимир II Сабодан 21.08(03.09)1974 03(16)11.1979 03(16)11.1979 06(19)04.1985 13(26)06.1985 07(20)07.1985 08(21)07.1985 10(23)03.1987 06(19)07.1988 24.07(06.08)1988 25.07(07.08)1988 04(17)02.1997 Звенигородская (Моск.), обн. Основана в 1934 г. Именование – по г. Звенигород (Московская область). Московское викариатство. Упразднена в 1943 г. 07.1934 02.1935 28.09(11.10)1941 22.04(05.05)1943 23.03(05.04)1943 08(21)12.1943 Зейско-Апданская, обн. Основана в 1927 г. Именование – по г. Зейск 1547 , Алдан (Якутская АССР). Якутское (?) викариатство. Упразднена в 1930 г. 03.1927 04.1930 Зиминская, обн. Основана в 1924 г. Именование – по г. Зима (Иркутская область). Иркутское викариатство. Упразднена в 1926 г. 11(24)08.1924 23.12.1925(05.01.1926) 1535 Первая дата – по: Историко-статистическое описание Смоленской епархии. СПб., 1864 С. 95 (со ссылкой на Троицкую лет.)·Пребывал до 1383 г. на Смоленской кафедре, после чего был на Звенигородской. Упоминается в 1388 г. при поставлении Новгородского архиепископа. В Новгородской Первой лет. мл. изв. именуется Смоленским (ПСРЛ. Т. 3. С. 382), а в Воскресенской – Звенигородским (ПСРЛ. Т. 8. С. 52). В дальнейшем упоминания о Смоленском епископе Данииле не встречаются до 1398 г., когда в Никоновской лет. сообщается о преставлении епископа Смоленского Даниила (ПСРЛ. Т. 11. С. 166). В то же время, в 1390 и 1391 гг., в Никоновской лет. упоминается епископ Звенигородский Даниил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010