1960. Bd. 53. S. 322-327; Jacoby D. La population de Constantinople à l " époque byzantine//Byz. 1961. T. 31. P. 81-110; idem. Les quartiers des juifs de Constantinople à l " époque byzantine//Ibid. 1967. T. 37. P. 167-227; M ü ller-Wiener W. Zur Frage der Stadtbefestigung von Byzantion//Bonner Jahrbücher. 1961. Bd. 161. S. 165-175; idem. Entwicklung und Gestalt der Stadt Istanbul/Seminarleitung - W. Müller-Wiener. [Ркп.] Istanbul, 1974; idem. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls. Tüb., 1977; Византийская книга Эпарха/ред.: М. Я. Сюзюмов. М., 1962; Mateos. Typicon. 1962-1963; Notitia Dignitatum/Ed. O. Seeck. Fr./M., 1962r; Megaw A. H. S. Notes on Recent Work of the Byzantine Institute in Istanbul//DOP. 1963. Vol. 17. P. 222-371; Sherrard P. Konstantinopel: Bild einer heiligen Stadt. Freiburg i. Br., 1963; idem. Constantinople: Iconography of a Sacred City. L., 1965; Vryonis S., Jr. Byzantine Δημοκρατα and the Guilds in the XIth Cent.//DOP. 1963. Vol. 17. P. 289-314; Франчес Э. Народные движения осенью 1354 г. в Константинополе и отречение Иоанна Кантакузина//ВВ. 1964. Т. 25. С. 142-147; Macridy T., Megaw A. H. S., Mango C., Hawkins E. J. W. The Monastery of Lips (Fenari Isa Camii) at Istanbul//DOP. 1964. Vol.18. P. 249-315; Beck H.-G. Konstantinopel: Zur Sozialgeschichte einer früh-mittelalterlichen Hauptstadt//BZ. 1965. Bd. 58. S. 11-45; Kleiss W. Topographisch-archäologischer Plan von Istanbul. Tüb., 1965; idem. Neue Befunde zur Chalkopratenkirche in Istanbul//IstMitt. 1965. Bd.15. S. 149-167; idem. Grabungen in Bereich der Chalkopratenkirche in Istanbul, 1965//Ibid. 1966. Bd. 16. 217-240; Geanakoplos D. J. Church Building and «Caesaropapism», AD 312-565//GRBS. 1966. Vol. 7. P. 167-186; Istanbul: Geschichte und Entwicklung der Stadt/Hrsg. K. Bachteler. Ludwigsburg, 1967; Brand C. M. Byzantium Confronts the West, 1180-1204. Camb., 1968; Fenster E. Laudes Constantinopolitanae. Münch., 1968; Frances E. Constantinople byzantine aux XIV et XV siècles//RESEE. 1969. T. 7.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Почти сразу после его смерти в Ирландии и Шотландии началось его почитание, память Адамнана празднуется 23 сентября. 5 Adamnanus Hiensis. De locis sanctis/Ed. L. Bieler. (CCSL; 175). Turnhout: Brepols, 1965. P. 183–234. 7 Беда Достопочтеный. Церковная история народа англов. Письмо Беды Эгберту/Пер., коммент. В.В.Эрлихмана. СПб., 2001. V. 15. С. 359 (далее – ЦИ). 8 Альдфрид (тж. Альдфрит, Элдфрит) – был королем Нортумбрии в 685–705 гг. Он был незаконным сыном короля Освиу и ирландской принцессы и до вступления на престол жил в изгнании в Ирландии. С детства его готовили к церковной карьере. В Ирландии Альдфрид получил хорошее образование, Беда называет его «сведущим в Писании мужем» (ЦИ. IV, 26.). Период его правления связывают с началом «золотого века Нортумбрии». 10 ЦИ. V, 24. См. также: Kendall C.B. Bede and Education//The Cambridge Companion to Bede/Ed. S. DeGregorio. Cambridge University Press, 2010. P. 99–112. 11 См.: ÓLoughlin T. Adomnan and the Holy Places: The Perceptions of an Insular Monk on the Location of the Biblical Drama. L., 2007. P. 192. 12 " …eruditissimus in scripturis presbyter Adamnanus lacinioso sermone describens tribus libellis conprehendit». См.: Beda Venerabilis. De locis sanctis. XIX, 4. 15 Об особенностях обучения в монастырских школах в англосаксонской Британии см.: Lapidge M. Anglo-Latin Literature 600–899. L., Rio Grande, 1996. P. 1–5. 16 Среди основных школьных текстов были: Disticha Catonis, собрание двустрочных нравственных правил неизвестного поэта позднелатинского периода; Epigrammata Проспера Аквитанского (ум. 455 г.), собрание примерно 106 эпиграмм, каждая из которых являлась стихотворной версией нравственных правил блж. Августина ; Evangelia, гекзаметрическая версия евангельского рассказа о жизни Христа, написанная испанским священником Ювенком в начале IV в.; Carmen paschale Целия Седулия (V в.), чья поэма, также как и Ювенка, является описанием жизни Христа, но с обширной аллегорической и типологической нагрузкой; Psychomachia испанского поэта Пруденция (IV в.), аллегорическое описание борьбы между Добродетелями и Пороками, и др. Подробнее см.: Lapidge M. Op. cit. P. 3–5. 17 См.: Trent Foley W. Introduction//Bedë A Biblical Miscellany/Ed., trans. W. T. Foley, A. G. Holder. Liverpool, 1999. P. 3. 18 Классический отчет о паломничестве – знаменитое «Паломничество Эгерии» (Egeria. Itinerarium Egeriae seu Peregrinatio ad loca sancta/Ed. P. Geyer, O. Cuntz. (CCSL; 175). Turnhout: Brepols, 1965. P. 37–90). Итинерарий – анонимный «Путеводитель из Бордо» (Itinerarium Burdigalense/Ed. J. Fraipont. (CCSL; 175). Turnhout: Brepols, 1965. P. 3–36). Хороший пример писем, содержащих топографическую информацию – письма блж. Иеронима 46, 58, 108 (Hieronymos Stridonensis. Epistola 46. PL 22: 400–420; Idem. Epistola 58. PL 22: 1025; Idem. Epistola 108. PL 22: 520) 19 Augustinus Hipponensis. De doctrina Christiana/Ed. J. Martin. (CCSL; 32). Turnhout: Brepols, 1962.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

62. P. 43-47, 150-153; idem. The Monastery of Euthymius//Ibid. 1932. Vol. 64. P. 188-203; он же (Читти Д.). Град Пустыня: Введ. в изуч. египетского и палестинского монашества в христ. империи. СПб., 2007; Peeters P. La passion de S. Michel la Sabaïte//AnBoll. 1930. T. 48. P. 65-99; Corbo V. C. Il Cenobio di Zannos e il piccolo cenobio della Grande Laura ritrovati nel Wadi el-Nar//La Terra Santa. Jerusalem, 1958. Vol. 34. P. 107-110; idem. L " ambiente materiale della vita dei monaci di Palestina nel periodo bizantino//OCA. 1958. Vol. 153. P. 235-257; idem. La Nuova Laura identificata con Kh. Tina//La Terra Santa. 1962. Vol. 38. P. 109-113; idem. L " Herodion di Giabal Fureidis//LA. 1967. Vol. 17. P. 65-121; Milik J. T. The Monastery of Kastellion//Biblica. R., 1961. Vol. 42. P. 21-27; Savramis D. Zur Soziologie des byzantinischen Mönchtums. Leiden, 1962; Mateos J. L " Office monastique à la fin di IVe siècle: Antioche, Palestine, Cappadoce//Oriens Chr. 1963. Vol. 47. P. 55-88; Laurent V. Le corpus des sceaux de l " empire byzantin. P., 1965. T. 5/2. P. 402-413; Meinardus O. F. A. Notes on the Laurae and Monasteries of the Wilderness of Judaea//LA. 1964/1965. Vol. 15. P. 220-250; 1965/1966. Vol. 16. P. 328-356; 1969. Vol. 19. P. 305-327; Bagatti B. Alla Laura di Fara//La Terra Santa. 1969. Vol. 45. P. 18-24; idem. La laura di Suka sul Wadi Karetun//Ibid. 1971. Vol. 47. P. 336-345; idem. The Church from the Gentiles in Palestine: History and Archaeology. Jerusalem, 1971; Ovadiah A. Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land. Bonn, 1970; Charanis P. The Monk as Element of Byzantine Society//DOP. 1971. Vol. 25. P. 61-84; Chadwick H. John Moschus and His Friend Sophronius the Sophist//JThSt. N. S. 1974. Vol. 25. P. 41-74; Encyclopedia of Archeological Excavations in the Holy Land. Jerusalem, 1975. T. 3. P. 881; Desreumaux A., Humbert J. B., Nodet E. La laure de Saint Firmin//RB. 1978. Vol. 85. P. 417-419; Hunt E. D. Holy Land Pilgrimage in the Later Roman Empire. Oxf., 1982; Ovadiah A., Gomes de Silva C.

http://pravenc.ru/text/1237767.html

. . 54–61. Zum zweiten Todestag des M Nikodim von Leningrad und Nowgorod, in: StdO 1981,1,12–15. Orthodoxie heute 1978(64)26–27. In memoriam M Nikodim von Leningrad und Novgorod, in: Kirche im Osten 21/22(1978/79)292–301 (K.Chr. Felmy, Fairy von Lilienfeld). FAZ vom 5.9.1978; 6.9.1978, S.6. Fursenko, P.T., Metropolit Nikodim (Rotov). Najzagadkoviša postat’ u cekovnij politycii našych asiv, in: Kalendar «Rida Nyva» 1965,138–145. R. Hotz, Antwort an unbefugten Richter. Kontroverse um den russisch-orthodoxen Metropoliten Nikodim (Rotow) – Antwort an P. Werenfried van Straaten. KIPA. P. Werenfried van Straaten, Der Verrat Nikodims, in: Echo der Liebe, 1971, Nr.l. Struve 179–180, 124f, u.a. Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte III, 81, 260–266. д.Е. Levitin-Krasnov, Auf der Suche nach der neuen Stadt. Memoiren eines russischen Christen (Luzern/Stuttgart 1983) 87, 212ff. G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland 374, 376. A. Martin, Die Gläubigen in Rußland (Luzern 1971), S.67–77. Prav. Rus ’ 1961,20,8; 1962,5,14; 1963,17,12. r. Slenczka, ökumenische Beziehungen der Russischen Orthodoxen Kirche, in: W. Kasack, Die Russische Orthodoxe Kirche in der Gegenwart (München 1979), hier 33–37. Archim. Gregori, Abberufen mitten aus dem Dienst der Versöhnung, in: StdO 1984,9,2–6. Archim. Gregorij, Pamjati mitr. Nikodima, in: MP 1983,11,9–12. I.M. Andreyev, Russia‘s Catacomb Saints 457–568 passim. D. Pospielovsky, The Russian Church, ab 215 passim. M. Bourdeaux, Patriarch and Prophets passim. K.N. Nonemaker, Metropolitan Nikodim and the Russians, in: Brethern Life and Thought 26(Winter 1981)45–58. D. Pospielovskij, Metropolit Nikodim (Rotov) i ego vremja, in: Posev 1979,2,21–26. W. Stoikow, Metropolit Nikodim im Dienst an Kirche und Welt. Der Seelsorger und Hirte, in: StdO 1979,10,6–34. Iz vospominanij Archiepiskopa Vasilija oSobore 1971 g., in: Vest.russ.ehr.dv. 147(1986)219ff. 226, 229, 230. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 5. Назарий (Андреев) – Руфим (Троицкий). – 1987. - 504 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

304. Никольский В. О надписании Псалмов. М., 1882, с. 235 + IV. 305. Никанов А. Психология кающегося грешника по Псалтири. — ВР, 1911, с. 21-34. 306. Олесницкий А. Книга Притч Соломоновых и ее новейшие критики.— ТКДА, 1883, с. 337-443; с. 535-616 (автор — правосл. библеист, проф. Киевской Дух. Акад.). 307. Палладий (Пьянков), еп. Толкование на Псалмы. Вятка, 1874, с. ХХ+558. 308. Полотебнов А., прот. Мессианское значение типологических Псалмов, по Генгстенбергу. М., 1878. 309. Юнгеров П. Вероучение Псалтири. Казань, 1897. 310. Его же. Книга притчей Соломоновых. Казань, 1908, с. 154. 311. Его же. Псалтирь и ее значение в связи с заключающимся в ней вероучением. Казань, 1894, с. 28. 312. Lussier Е. Proverbs, Sirah. Collegeville, 1965. 313. Kissane Е. The Book of Psalms. Dublin, v. 1, 1953, v. 2, 1954. 314. Mac Kenzie R.A.F. Psalms. Collegeville, 1965. 315. Murphy R. Seven Books of Wisdom. Milwaukee, 1960. 316. Murphy R. Introduction to the Wisdom Literature of the Old Testament. Collegeville, 1965. 317. Noth R. and Thomas D. W. (ed.). Wisdom in Israel and in the Ancient Near East. Leiden, 1955. 318. Oesterley W.O.E. The Psalms. London, 1953. 319. Weiser A. Die Psalmen. Gottingen, 1955 (англ. пер.: The Psalms. Philadelphia, 1962).   11. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ: ВВОДНЫЕ ТРУДЫ 320. Арсений (Москвин), митроп. Введение в священные книги Ветхого Завета. Киев, 1873, с. 194. 321. Астафьев Н. Пособие к разумному чтению Библии. М., 1899. 322. Бокмедлер Д. Толкователь Библии. Пер. с англ. Нью-Йорк, 1921, с. 401 (баптистское издание). 323. Бриллиантов Л. Краткое руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета. Могилев, 1914, с. 398. 324. Вигуру Ф. Руководство к чтению и изучению Библии. Ветхий Завет. Пер. с франц. Т. 1, М., 1916, с. 674; т. 2, М., 1900, с. 1016 (автор — католич. библеист). 325. Гастингс. Боговдохновенность Библии. Пер. с англ. — ЧОЛДП, 1888, с. 54 (автор — протест, библеист). 326. Жданов А. Из чтений по Св. Писанию Ветхого Завета, вып. 1. Серг. Посад, 1914, с. 200 (продолжение в БВ, 1916-1918; автор — правосл. библеист, препод. Моск. Дух. Акад.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Лит.: Dalman G. Die Worte Jesu. Lpz., 1898, 19302; idem. Grammatik des jüdisch-palästinischen Aramäisch. Lpz., 19052; Wellhausen J. Einleitung in die drei Ersten Evangelien. B., 1905, 19112; Burney C. F. The Aramaic Origin of the Fourth Gospel. Oxf., 1922; Schulthess Fr. Grammatik des christlich-palästinischen Aramäisch. Tüb., 1924; Torrey Ch. The Origin of the Gospels// idem. The Four Gospels: A New Transl. L., 1933. P. 237-286; Jastrow M. A. Dictionary of the Targumim, the Talmud Babli and Jerushalmi and the Midrashic Literature. N. Y., 1950; Birkeland H. The Language of Jesus. Oslo, 1954; Argyle A. W. Did Jesus speak Greek?//The Expository Times. 1955/1956. Vol. 67. P. 92-93; Винников И. Н. Словарь арамейских надписей//ППС. 1958. 3. С. 171-216; 1959. 4. С. 196-240; 1962. 7. С. 192-237; 1962. 9. С. 141-158; 1964. 11. С. 289-232; 1965. 13 С. 217-262; Wagner M. Die lexikalischen und grammatikalischen Aramäismen im alttestamentlichen Hebräisch. B., 1966; Rosethal F. A Grammar of Biblical Aramaic. Wiesbaden, 1968; Kutscher E. Y. Aramaic// idem. Hebrew and Aramaic Stud. Jerusalem, 1977; Goshen-Gottstein M. H. The Language of Targum Onqelos and the Model of Literary Diglossia in Aramaic//JNES. 1978. Vol. 37/2; Hackett J. A. The Balaam Text from Deir ‘Alla. Harvard, 1980; Tadmor H. The Aramaization of Assyria: Aspects of Western Impact//Mesopotamien und seine Nachbarn/Hrsg. H.-J. Nissen, J. Renger. B., 1982. S. 449-470; Garr W. R. Dialect Geography of Syria-Palestine, 1000-586 B. C. E. Phil., 1985; Beyer K. The Aramaic Language: Its Distribution and Subdivisions. Gött., 1986; Segert S. Altaramäische Grammatik. Lpz., 1986; Neusner J. Language as Taxonomy: The Rules for Using Hebrew and Aramaic in the Babylonian Talmud. Atlanta, 1990; Церетели К. Г. Староарамейский язык//Языки Азии и Африки. IV: Афразийские языки. Кн. 1: Семитские языки. М., 1991. C. 198-232; он же. Арамейский язык//Ibid. С. 194-249; Sokoloff M. A Dictionary of Jewish Palestinian Aramaic. Ramat-Gan, 1992; Kaufman S. A. «Aramaic»//The Semitic Languages/Ed. R. Hetzron. L.; N. Y., 1997. P. 114-130; Muraoka T. , Porten B. A Grammar of Egyptian Aramaic. Leiden etc., 1998; Грилихес Л. , свящ. Практический курс библейско-арамейского языка. М., 1998; он же. Археология текста: Сравн. анализ Евангелий от Матфея и Марка в свете семитской реконструкции. М., 1999; Коган Л. К интерпретации raka (Мф 5. 22)//Библия: Лит. и лингвист. исследования. М., 1999. Вып. 3. C. 334-341; Hurvitz A. Can Biblical Texts be Dated Linguistically?: Chronological Perspectives in the Hist. Study of Biblical Hebrew. Leiden, 2000. P. 143-160. (VT. Suppl.; 80).

http://pravenc.ru/text/75828.html

Сергей Александрович (16.06.1907, Киев - 31.03. 1990, шт. Флорида, США), славист, историк рус. культуры, заслуженный проф. В 1920 г. З. вместе с родителями покинул Россию, в 1924 г. окончил среднюю школу в Моравска-Тршебове в Чехословакии, в 1927 г.- Школу экономики в Праге (отд-ние экономической истории), в 1930 г.- Парижский ун-т (Сорбонну) (отд-ние восточноевроп. и совр. истории). В 1930-1939 гг. работал в различных технических фирмах в Париже как консультант по экономическим вопросам, адм. директор и др. В 1939 г. вернулся в Прагу, в 1939-1944 гг. преподавал там в Славянской коммерческой академии, одновременно работая над диссертацией о рус. политике в Синьцзяне во 2-й пол. XIX - нач. XX в., к-рую защитил в 1942 г. в пражском Карловом ун-те (опубл.: Russische Politik im Sinkiang: Vom Pariser Frieden bis zum Weltkrieg, 1856-1914. Prague, 1942); получил степень д-ра философии. После окончания второй мировой войны З. преподавал в Мюнхенском политехническом ун-те (1945-1949). Новый период в жизни З., чрезвычайно активный в плане научной деятельности, начался после переезда в США в 1949 г. В 1950 г. З. снова обратился к изучению проблем русской истории и культуры, одновременно вел большую преподавательскую работу: в 1950-1954 гг. преподавал рус. язык и лит-ру на отд-нии славистики Ун-та шт. Индиана (Блумингтон), в 1954-1958 гг. читал лекции и занимался научной работой в Русском исследовательском центре Гарвардского ун-та, в 1958-1960 гг. преподавал рус. историю в Стетсонском ун-те (Де-Ленд, шт. Флорида), в 1960-1962 гг. являлся профессором слав. и вост. отделения Колорадского ун-та (Боулдер), в 1962-1967 гг.- профессором истории в Стетсонском ун-те, где заведовал также рус. отд-нием, в 1965-1966 гг. проводил исследования и читал лекции в Гейдельбергском ун-те в Германии, в 1967-1977 гг. являлся профессором отд-ния слав. культуры в ун-те Вандербилта (Нашвилл, шт. Теннесси), вышел в отставку заслуженным (emeritus) профессором и вернулся во Флориду. В 1977-1983 гг. З. состоял профессором-исследователем истории в Стетсонском ун-те, в 1982-1985 гг.- членом академического совета Кеннановского ин-та рус. исследований при Центре международных исследований им. В. Вильсона в Вашингтоне.

http://pravenc.ru/text/199741.html

При обследовании городищ в верхнем течении Днепра А.Н. Лявданский обратил внимание на группу болотных городищ круглой формы и с маленькой внутренней площадкой. Эти городища по своим крошечным размерам «не могли быть укрепленными пунктами на случай защиты от нападения, а тем более местом жилищ...остается допустить, что они служили для обрядовых и вообще религиозных целей» (Лявданский А.Н., 1924, с. 174). А.Н. Лявданским было обследовано семь таких городищ, затем они были осмотрены в 1955–1958 гг. В.В. Седовьм. По его данным, в Смоленском Поднепровье насчитывается до 20 таких городищ, радом с ними он открыл поселения VIII–XIII вв. (Седов В.В., 1962, с. 57–64). На двух болотных городищах в 1960–1961 гг. провел раскопки П.Н. Третьяков (Третьяков П.Н., Шмидт Е.А., 1963, с. 124–129). В.В. Седов наметил ряд признаков болотных городищ-святилищ и сопоставил план и размеры этих памятников со святилищем на Перыни под Новгородом и с планами древнерусских курганов (Седов В.В., 1962, с. 63). Крупнейшим событием в изучении языческих памятников славян явилось открытие святилища в урочище Перынь на берегу озера Ильмень в 4 км южнее Новгорода. Здесь в 1951–1952 гг. В.В. Седов раскопал остатки трех круглых площадок, ограниченных круговыми рвами. Одна из площадок вскрыта почти полностью, две другие раскопаны частично, так как были испорчены позднейшим селищем и церковью, построенной здесь в XII в. (Седов В.В., 1953, с. 92–103; 1954, с. 105–108). Святилище датируется IX–X в. и сопоставимо с сообщением летописи о низвержении идола Перуна в 991 г. (ПСРЛ, М., 1965, т. 30, с. 38). Капища, имевшие вид ограниченных рвом круглых площадок, впервые раскопанные на Перыни, в последующие годы были открыты в разных местах славянского мира и являлись одним из характерных элементов многих культовых памятников. Новый тип культовых сооружений – деревянный храм – был открыт в 1974 г. при раскопках селища и городища Гросс Раден в Германии (Schuldt Е., 1985, S. 35–73,208–216). Остатки подобного храма обнаружены около городища Фельдберг (Herrmann J., 1969, S.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

1210 ПСРЛ. М., 1962. Т.1. Стб.24. Идентичный текст заключен в Повести временных лет, дошедшей до нас в составе Ипатьевской копией. – См.: ПСРЛ. М., 1962. Т.Н. Стб.17. 1214 Татищев В. П. История Российская в семи томах. М.; 1964. T.IV. С.114. Во второй редакции слово «устави» историк заменил словом «возложи», подчеркнув тем самым долгосрочную данническую зависимость восточнославянских и финских племен от Олега. – Татищев В. П. История Российская в семи томах. 1963. Т.П. С.34. 1218 Троцкий И.М. Возникновение Новгородской республики//Изв. АН СССР. Сер.7. Отд. общественных наук. 1932. С. 279–282. 1221 Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории Древнерусского Государства. М., 1951, С. 43. 1222 Пашуто В. Т. Особенности структуры Древнерусского государства//Новосельцев А. П. [и др.]. Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. С.87. 1224 Котляр Н.Ф. О социальной сущности Древнерусского государства IX – первой половины X в.//Древнейшие государства Водочной Европы. Материалы и исследования. 1992–1993 годы/Отв.ред. А.П.Новосельцев. М., 1995. С.42. 1228 Достаточно сказать, что в книге Н.Ф.Котляра имеется отдельный раздел с характерным названием «Почав ставити мicma i встановив данини», где рассматривается державно-государственное строительство Олега. – Котляр М. Русь язичницька... С-П., С. 121. 1229 См.: Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. С.457; Приселков М.Д. История русского летописания Х1-ХУ вв. Л., 1940. С. 18, 19, 25, 31–33. 1230 См.: Фроянов И. Я. Мятежный Новгород: Очерки истории государственности, социальной и политической борьбы конца IX- начала XIII столетия. СПб., 1992. С.101. 1231 А. А. Шахматов обнаружил в Архангелогородском летописце более древнюю передачу известий Начального свода, чем в Новгородской Первой летописи, а тем более – в Повести временных лет. Вот почему этот летописец казался ему «весьма важным источником при исследовании нашего летописания» (Шахматов А. А. О начальном киевском летописном своде//ЧОИДР.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

74 Liber gratissimus//MGH, Libelli de lite. Bd. 1. Col. 15–75 (особенно Col. 68 ); Gilchrist J. «Simoniaca haeresis» and the problem of orders from Leo IX to Gratian//Proceedings Second International Congress of Medieval Canon Law. Vatican City, 1965. P. 209–235; cm. более ранний обзор проблемы: Leclercq J. Simoniaca haeresis//Studi Gregoriani 1 (1947). P. 523–530; L’Eglise au pouvoir des laiques, 466–475 (A. Dumas). 77 Blumenthal U. R. The Investiture Controversy. P. 91 (опираясь на древнее каноническое право, Гумберт «выдвигает требование радикальной перестройки отношений между церковью и монархией»). 80 По этой проблеме существует обширная библиография. См. весьма полезное введение: Robinson I. S. Pope Gregory VII: Bibliographical survey//JEH 36 (1985). P. 439–483; Morghen R. Gregorio VII. Torino, 1945; Idem. Il pontificato di Gregorio VII. Rome, 1959. He утратили своего значения работы Телленбаха и Флиша (см. прим. 2 на стр. 29). См. также: Morrison К. F. Tradition and Authority in the Western Church. P. 265–360; The Church in the Age of Feudalism. P. 367–384 (F. Kempf). Cm. также введение к публикации переписки Генриха: Mommsen Τ.Ε., Μorrison Κ. F. Imperial Lives and Letters of the Eleventh Century. New York, 1962. P. 3–51; Vogel J.Gregor VII und Heinrich IV nach Canossa: Zeugnisse ihres Selbstverstandnisses. Berlin, 1983. 82 Morris С. The Papal Monarchy. P. 113; см. также: Goetz W. Zur Personlichkeit Gregors VIII//Romische Quartalschrift 73 (1978). S. 193–216 (исторический портрет папы Григория, частично основанный на его корреспонденции). О времени Григория см. недавнюю глубокую и основательную работу: Schieffer R. Die Entstehung des papstlichen Investiturverbots fur den deutschen Konig. 84 Kampf Н. Canossa als Wende: Ausgewahlte Aufsatze zur neueren Forschung. Darmstadt, 1969. Среди историков нет единодушия относительно того, что в Каноссе папа вернул Генриху статус и члена церкви, и короля; см., в частности: Morrison К. Е. Canossa: а revision//Traditio 18 (1962). P. 121–148; Beumann H. Tribur, Rom und Canossa//Investiturstreit und Reichsverfassung/Fleckenstein J., ed. Sigmaringen, 1973. S. 33–60.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010