I—III. М., 1958—1962. 4. Вегнер В. Эллада. СПб., 1899. 5. Всеобщая история искусства, т. I. М., 1956. 6. Диль Ш. По Греции. М., 1913. 7. Евреинов Н. Происхождение драмы. П., 1921. 8. Зелинский Ф. История античной культуры, т. I. М., 1915. 9. Зелинский Ф. Древнегреческая литература эпохи независимости, вып. I—II. Пг, 1918—1920. 10. Карьер М. Искусство в связи с общим развитием культуры, т. II. СПб., 1871. 11. Коган П. Греческая литература, СПб., 1910. 12. Латышев В. Очерки греческих древностей, т. I—II. СПб, 1899. 13. Лосев А. Гомер. М., 1960. 14. Лосев А. Античный космос и современная наука. М., 1927. 15. Лосев А. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930. 16. Лункевич В. От Гераклита до Дарвина, т. I. М„ 1935. 17. Лурье С. Очерки по истории античной науки. М., 1947. 18. Маркиш С. Гомер и его поэмы. М„ 1962. 19. Маркиш С. Античность и современность. — «Новый мир», 1968, 20. Радциг С. История древнегреческой литературы. М„ 1959. 21. Ривкин Б. Античное искусство. М., 1972. 22. Роде Э. О Гесиодовых пяти человеческих поколениях. — В кн. Гесиод. Труды и дни. Пер. В. Вересаева. М., 1927, с. 74—82. 23. Тонне ри П. Первые шаги древнегреческой науки. СПб., 1902. 24. Тахо-Годи А. (ред.). Античная литература. М., 1963. 25. Тренчени-Вальдапфель И. Гомер и Гесиод. М., 1956. 26. Фармаковский Б. Художественный идеал демократических Афин. П., 1918. 27. Федоров И. Греческая драматургия. М, 1960. 28. Фюстель де Куланж. Древняя гражданская община. М, 1903.   3. ГРЕЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ Источники 1. Аполлодор. Мифологическая библиотека. М., 1972. 2. Гесиод. Труды и дни. Теогония (см. выше отд. 2, Источники, 3. Гимны Орфея. Пер. К. Бальмонта. — Сб. «Зовы древности», СПб., б. г. 4. Гомеровские гимны (см. отд. 2, Источники, 5. Овидий. Метаморфозы. Пер. С. Шервинского. М. — Л., 1937. 6. Павсаний. Описание Эллады. Пер. С. Кондратьева. Т. I—II. М., 1938—1840. 7. Abel E. Orphica, 1885. 8. Kern 0. Orphycorum Fragmenta. Berlin, 1922.   Литература 1. Альтман М. Греческая мифология. Л., 1937.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Список сокращений GNO – Gregorii Nysseni Opera – Произведения Григория Нисского . (J.-P. Migne. Patrologia Graeca . t. 44–46). PG – J.-P. Migne. Patrologia Græca – Греческая Патрология Ж.-П. Миня. SC – Sources Chrétiennes – Коллекция книг Института «Христианские Источники». 22, улица Сала, 69002 Лион, Франция. http://sourceschretiennes.org Библиография 1. Творения 1.1. Оригинальный текст . PG. 44–46. Paris, 1858. Gregorii Nysseni Opera (=GNO)/Ed. W. Jaeger, H. Langerbeck. Leiden: Vol. I-II: Contra Eunomium libri (1960); Vol. III.1: Opera dogmatica minora (1958); Vol. III.2: Opera dogmatica minora (1986); Vol. III.4: Oratio catechetica (1996); Vol. V: In inscriptiones psalmorum, in sextum psalmum, in Ecclesiasten homiliae (1962); Vol. VI: In Canticum canticorum (1960); Vol. VII.1: De vita Moysis (1964); Vol. VII.2: Orationes de Oratione dominica et de beatitudinibus (1992); Vol. VIII.1: Opera ascetica (1952); Vol. VIII.2: Epistulae (1959); Vol. IX. 1: Sermones. Pars I (1967); Vol. X.1: Sermones. Pars II (1990); Vol. X.2: Sermones. Pars III (1996). SC. Vol. 1 bis (1942; 1955 2 ; 1968 3 , 1987 4 ): Vie de Moyse; Жизнь Моисея; Vol. 6: La creation de l’homme (1943); Vol. 119: Traite de la virginite (1966); Vol. 178: Vie de Sainte Macrine (1971); Vol. 363: Lettres (1990); Vol. 416: Homélies sur l’Ecclésiaste (1996); Vol. 453: Discours catehetique; Vol. 466: Sur les titres des psaumes (2002). Gregorii Nysseni, Basilii M. fratris, quae supersunt omnia/Ed. G. H. Forbes. Burntisland, 1855. Gregors Bischofs von Nyssa Abhandlung von der Erschaffung des Menschen und fünf Reden auf das Gebet/Ed. F. Oehler. Leipzig, 1859. The catechetical oration of Gregory of Nyssa/Ed. J. Srawley. Cambridge, 1903 1 ; 1956 2 . P. 1–164. Encomium of Saint Gregory Bishop of Nyssa on his brother Saint Basil/Ed. J. Stein. Washington, 1928. P. 2–60. Gregorius Nyssenus. Encomium in sanctum Stephanum protomartyrem/Ed. O. Lendle. Leiden, 1968. P. 4–44. Die Weihnachtspredigt Gregors von Nyssa. Berlieferungsgeschichte und Text (Diss.)/Ed. F. Mann. Münster, 1975.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

образованы Мордовщиковский р-н (29 авг. 1944), Калининский, Княгининский, Мухтоловский, Петряксинский, Талызинский и Хмелевицкий районы (18 нояб. 1944), Разинский и Смирновский районы (11 июля 1945). 10 нояб. 1944 г. Теплостанский р-н переименован в Сеченовский. После этих изменений Горьковская обл. включала 62 района. Во 2-й пол. XX в. статус города получили: Первомайск (1951), Кремлёв (1954; в 1960-1966 - Арзамас-75, в 1966-1994 - Арзамас-16, с 1995 - Саров), Ворсма и Чкаловск (оба - 1955), Володарск (1956), Кстово и Навашино (оба - 1957), Заволжье (1964), Урень (1973), Княгинино (1998). Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 янв. 1954 г. из Горьковской обл. была ненадолго выделена Арзамасская обл. в составе 32 районов, однако уже 23 апр. 1957 г. она была упразднена и ее районы вновь вошли в состав Горьковской обл. В соответствии с указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 нояб. 1957 г. произошло укрупнение районов, при этом 12 районов (Большемаресьевский, Заветлужский, Залесный, Калининский, Курмышский, Линдовский, Мухтоловский, Петряксинский, Разинский, Смирновский, Талызинский, Хмелевицкий) были упразднены. Указами Президиума Верховного Совета РСФСР был упразднен Володарский р-н и образован Дзержинский р-н (30 июня 1959), Шарангский р-н передан в Горьковскую обл. из Кировской обл. (6 янв. 1960), упразднены Балахнинский, Работкинский и Сосновский районы (17 мая 1962). В июле 1960 г. Мордовщиковский р-н переименован в Навашинский. В связи с перестройкой управления промышленностью и сельским хозяйством указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февр. 1963 г. в Горьковской обл. вместо существовавших 48 районов было создано 18 укрупненных сельских районов (Ардатовский, Арзамасский, Богородский, Выксунский, Городецкий, Краснобаковский, Кстовский, Лукояновский, Лысковский, Перевозский, Пильнинский, Починковский, Семёновский, Сергачский, Тонкинский, Уренский, Шатковский, Шахунский). Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 марта 1964 г. было образовано еще 2 сельских района (Воскресенский, Сеченовский). Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 янв. 1965 г. все сельские районы дробились и преобразовывались в обычные районы, в дополнение к существовавшим 20 образовались еще 24 района, их управление вернулось к дореформенному. Указами Президиума Верховного Совета РСФСР вновь образованы Балахнинский и Дзержинский районы (10 янв. 1968), Кулебакский р-н (18 окт. 1971). На 1 янв. 1980 г. в Горьковской обл. существовало 47 районов.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

D. Mieth. Christus, das Soziale im Menschen. Texterschlielungen zu Meister Eckhart (=Topos Taschenbucher, Band 4). Dusseldorf, Patmos Verlag, 1972. M. Nambara. Die Idee des absoluten Nichts in der deutschen Mystik und seine Entspre-chungen im Buddhismus. Bonn, H. Bouvier und Co, 1960. F. Pfeiffer. Meister Eckhart, herausgegeben von Franz Pfeiffer (=Deutsche Mystiker des 14. Jahrhunderts, Band 2), 4. Aufl., Gottingen, 1924. J. Quint. Meister Eckehart: Deutsche Predigten und Traktate. 7. Auflage. Nikol, Hamburg 2007. G. Scholem. Zum Verstandnis der Messianischen Idee im Judentum. Frankfurt, Suhrkamp Verlag, 1963. A. Schopenhauer. Die Welt als Wille und Vorstellung. Werke, herausgegeben von Paul Deussen, Band 2. Munchen, 1911. O. Spengler. Der Untergang des Abendlandes. Köln: Anaconda Verlag, 2017. G. Stephenson. Gottheit und Gott in der spekulativen Mystik Meister Eckharts. Dissertation Vergleichende Religionswissenschaft Universitat Bonn. Bonn, 1954. S. Ueda. Die Gottesgeburt in der Seele und der Durchbruch zur Gottheit. Die mystische Anthropologie Meister Eckharts und ihre Konfrontation mit der Mystik des Zen-Buddhismus. Mohn, Gütersloh, 1965. На английском языке C. L. Becker. The Heavenly City of the Eighteenth Century Philosophers. New Haven, Yale University Press, 1932. R. B. Blakney. Meister Eckhart. A Modern Translation. New York, Harper and Row Publ., 1941. Z. Brzezinski. The Technotronic Society. Encounter, 1968. L. S. Feuer. Marx and Engels. New York, Doubleday Anchor, 1959. E. Fromm. Escape from Freedom. New York, Farrar and Rinehart, 1941. E. Fromm. Man for Himself. An Inquiry into the Psychology of Ethics. New York, Rinehart and Co, 1947. E. Fromm. The Sane Society. New York, Rinehart and Winston, 1955. E. Fromm. Sigmund Freud’s Mission. An Analysis of His Personality and Influence. New York, Harper and Row, 1959. E. Fromm. Marx’s Concept of Man. New York, F. Ungar Publisher Co, 1961. E. Fromm. Beyond the Chains of Illusion. New York, Simon and Schuster, 1962.

http://predanie.ru/book/220497-meyster-e...

Палладий (Добронравов) с 1918 г. еп. Сарапульский и Елабужский; с 1919 г. на покое; † 1922. Палладий (Каминский) 30.03.1947 хирот. во еп. Полтавского и Кременчугского; с 15.11.1952 еп. Волынский и Ровенский; с 23.07.1956 архиеп. Львовский; с 31.05.1960 архиеп. Оренбургский и Бузулукский; с 14.05.1963 архиеп. Рязанский и Касимовский; с 5.02.1965 архиеп. Воронежский и Липецкий; с 8.02.1968 архиеп. Житомирский и Овручский; с 6.10.1977 на покое; † 6.06.1978. Палладий (Соколов) в окт. 1919 г. хирот. во еп. Астраханского и Енотаевского, возведен в сан архиепископа; † в дек. 1919 г. Палладий (Шерстенников) 14.12.1930 хирот. во еп. Бужского, вик. Казанской епархии; с 1933 г. еп. Ржевский, вик. Смоленской епархии; с 1935 г. еп. Ржевский, вик. Калининской епархии; с 1936 г. еп. Олонецкий и Петрозаводский; с 1937 г. еп. Калининский; с 1938 г. в сане архиепископа; с 29.10.1947 архиеп. Семипалатинский и Павлодарский; с 18.11.1948 архиеп. Омский и Тюменский; с 21.02.1949 архиеп. Иркутский и Читинский; с 20.02.1958 архиеп. Саратовский и Вольский; с 14.07.1959 архиеп. Саратовский и Сталинградский; с 29.05.1963 архиеп. Орловский и Брянский; с 25.02.1968 в сане митрополита; † 23.04.1976. Палладий (Шиман) 8.02.1987 хирот. во еп. Переяслав-Хмельницкого, вик. Киевской епархии; с 30.11.1988 еп. Ижевский и Удмуртский; с 25.03.1993 на покое; с 21.04.1994 еп. Читинский и Забайкальский; с 11.10.1996 на покое. Памфил (Лясковский) 26.12.1921 хирот. во еп. Стародубского, вик. Черниговской епархии; с 6.03.1928 еп. Бугучаровский, вик. Воронежской епархии; затем еп. Россошанский, вик. Воронежской епархии; с 13.08.1930 еп. Уральский; с 17.08.1931 еп. Чебоксарский; с 2.10.1932 еп. Богородский; с 20.10.1932 еп. Подольский; с 11.08.1933 еп. Краснодарский и Кубанский; 10.01.1936 покончил с собой. Панкратий (Кашперук) 28.04.1946 хирот. во еп. Каменец-Подольского и Проскуровского; с 3.06.1948 еп. Волынский и Ровенский; с 15.11.1952 еп. Львовский и Тернопольский; с 23.07.1956 архиеп. Волынский; с 9.07.1962 на покое; † 13.07.1972.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

622. Его же. Макрокосм и микрокосм в иудейской и индийской мифологии. М.-Л., 1935. 623. Хрисанф (Ретшцев), иером. Религии древнего мира в их отношении к христианству, т. III. СПб., 1878, с. 468-519 (автор — впоследствии еп. Астраханский). 624. Шилейко В. Тетраграмматон. — ЕЭ, т. XIV, С. 831-834 (автор — востоковед). 625. Экземплярский В. Библейское и святоотеческое учение о священстве. Киев, 1904. 626. Юнгеров П. Учение Ветхого Завета о бессмертии души и загробной жизни. Казань, 1899, с. 146. 627. Barthelemy D. Dieu et son image. Paris, 1963. 628. Danielou J. The Lord of History. London, 1958. 629. Danielou J. Dieu et nous. Paris 1962. 630. Gelin A. Les Pauvres de Jahve. Paris, 1953. 631. Gelin A. The Concept of Man in the Bible. London, 1968. 632. Galbiati Е., Piazza A. Pagine difficili della Biblia. Milano, 1951 (франц. пер.: Mieux comprendre la Bible et ses passages difficiles. Paris, 1956). 633. Jacob S. Theology of the Old Testament, N.Y„ 1958. 634. Me Kenzie J.L. The Two-Edged Sword. N.Y„ 1956. 635. Otto R. The Idea of the Holy. London, 1959. 636. Rad G. von. Theologie des Alten Testaments, B. 1-2. Munchen, 1958-1961 (англ. пер.: Old Testament Theology, v. 1-2. London, 1966-1968). 637. Rawley H.H. The Faith of Israel. London, 1956. 638. Retif A.., Lamarche P. Le salut des Nations. Paris, 1960. 639. Ringgren Н. Israelite Religion. London, 1966. 640. Schofield J.H. Introducing Old Testament Theologu. London, 1916. 641. Wright G.R. God Who Acts. N.Y., 1952.   15. ПРОБЛЕМЫ БИБЛЕЙСКОЙ КРИТИКИ И ЭКЗЕГЕТИКИ 642. Арно/А./Защита Моисеева Пятикнижия. Пер. с франц. — ПС, 1870, (автор — католич. библеист). 643. Астрюк Ж. Предположения о первоначальных источниках, которыми видимо пользовался Моисей при составлении книги Бытия. Пер. с франц. — ПБ, с. 126-253 (автор — один из основателей библ. критики). 644. Бендер Н. К вопросу о делении источников книги Бытия. — «Записки Коллегии востоковедов при Азиатском Музее АН СССР», М., 1928, с. 395-416. 645. Бухарев А. О подлинности и целости книг пророков Исайи, Иеремии, Иезе-кииля и Даниила. М., 1864.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

627 W. G. Kümmel, «Notwendigkeit und Grenze der neutestamentlichen Kanons», Zeitschrift fur Theologie und Kirche, xlvii (1950), pp. 227–313, особенно 257 и далее. Богословское обоснование см. в его работе The Theology of the New Testament, According to the Major Witnesses: Jesus–Paul–John (Nashville, 1973). 628 Herbert Braun, «Hebt die heutige neutestamentliche–exegetische Forschung den Kanon auf?», Fuldaer Hefte, xii (1960), pp. 9–24; перепечатано в его Gesammelte Studien zum Neuen Testament und seiner Umwelt (Tubingen, 1962), pp. 310–324. 629 Willi Marxsen, Introduction to the New Testament, An Approach to its Problems(Philadelphia, 1968), p. 282. 630 Op. cit., p. 283 и далее; см. также Marxsen, The New Testament at the Church " s Book (Philadelphia, 1972). 631 На это указал Nikolaas Appel в своей работе Kanon und Kirche. Die Kanonkrise im heutigen Protestantismus als kontroverstheologiscnes Problem(Paderborn, 1964), pp. 308–337; см. еще его же «The New Testament Canon: Historical Process and Spirit " s Witness», Theological Studies, xxxii (1971), pp. 627–646. 632 G. Harbsmeier, «Unsere Predigt im Spiegel der Apostelgeschichte», Evangelische Theologie, χ (1950–1951), pp. 161–170. 633 Philipp Vielhauer, «Zum «Paulinismus» der Apostelgeschichte», ib. X (1950–1951), pp. 1–15: перевод на англ. яз., «On the «Paulinism» of Acts», Studies in Luke–Acts, ed. by L. Ε. Keck and J. L. Martin (new York, 1966), pp. 33–50. 634 Ernst Kasemann, «Paulus und der Fruhkatholizismus», Zeitschrift fur Theologie und Kirche, lx (1962), pp. 75–89; перевод на англ. яз. в New Testament Questions of Today (Philadelphia, 1969), pp. 236–251. 635 Кеземан предлагает не изымать некоторые книги из Нового Завета, а оставить их там для контраста, чтобы на их фоне учение других новозаветных книг выделялось резче. Дим правильно замечает, что избирательность Кеземана чревата субъективностью оценок и ни в коем случае не может утвердиться как верховный принцип; см. Hermann Diem, Das Problem des Schriftkanons (Theologische Studien, xxxii; Zollikon–Zurich, 1952), pp. 16–21, и Dogmatics(Edinburgh and London, 1959), pp. 229–234.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

Лит.: Натроев А. Мцхет и его собор Свэти-Цховели. Тифлис, 1900. С. 17-21; Tschubinaschwili G. Untersuchungen zur Geschichte der georgischen Baukunst. Bd. I. H. 1//Die Kirche des heiligen Kreuzes von Mzcheta. Tiflis, 1921; Джавахишвили И. А. Новооткрытые древнегруз. рукописи и их значение для науки//Сообщ. Тбилисского ун-та. Тифлис, 1922/1923. Вып. 2. С. 324-336 (на груз. яз.); он же. Мат-лы к истории материальной культуры груз. народа. Тбилиси, 1962. Т. 3/4. С. 5-12 (на груз. яз.); он же. Введение в груз. письменность, или Палеография//Собр. соч. Тбилиси, 1982. Т. 3. С. 155-163 (на груз. яз.); Чубинашвили Г. Н. История груз. искусства. Тбилиси, 1936. Т. 1. С. 87, 94, 108-109, 115, 142-149 (на груз. яз.); он же. Памятники типа Джвари. Тбилиси, 1948; idem. I monumenti del tipo di Gvari. Mil., 1974; он же. Двани, храмы Грузии типа Croix Libre, или «писанного в прямоугольник креста» в VI и VII вв.//Средневек. искусство: Русь, Грузия. М., 1978; Чхиквадзе М. А. Архитектура Джвари. М., 1940; Амиранашвили Ш. Я. История груз. искусства. Тбилиси, 1944. С. 164-174 (на груз. яз.); он же. То же. М., 1950. Т. 1. С. 113-114, 127-128; Северов Н. П. , Чубинашвили Г. Н. Мцхета. М., 1946. С. 31-40; Северов Н. П. Памятники груз. зодчества. М., 1947. С. 171-172. Ил. 6-8; Беридзе В. В. Архитектура Грузии. М., 1948. С. 22-27; он же. Джвари. Тбилиси, 1969 (на груз. яз.); он же. Груз. архитектура раннехрист. времени, IV-VII вв. Тбилиси, 1974. С. 25-31; Абуладзе И. В. Образцы груз. письма: Палеогр. альбом. Тбилиси, 1949. С. 4-6 (на груз. яз.); он же. Замечания по поводу ст. П. М. Мурадяна «Армянская надпись храма Джвари»//Мацне. 1968. 4. С. 171-189 (на груз. яз.); Андгуладзе Н. Мцхетский Джвари. Тбилиси, 1959 (на груз. яз.); Djobadze W. The Sculptures on the Eastern Facade of the Holy Cross of Mtskheta//OrChr. 1960. Bd. 44. Р. 112-135; 1961. Bd. 45. Р. 70-77; Гвердцители Р. Мцхета. Тбилиси, 1962 (на груз. яз.); Закарая П. П. Мцхетский Джвари. Тбилиси, 1966; он же. Памятники Вост. Грузии. М., 1983.

http://pravenc.ru/text/171823.html

Hausherr I., La méthode d " oraison hésychaste, in Or. Christ. 36, Roma 1927. Hausherr I., Noms du Christ et voies d " oraison, OCA 157 (1960). Meyendorff J., Byzantine Hésychasme: historical, theological and social Problems, статьи на англ., франц., русск. яз., переизд. в серии Reprint 1974. Meyendorff J., Palamas (Grégoire), DS 12,1 (1984) 81–107. Meyendorff J., St. Grégoire Palamas et la mystique orthodoxe, Paris 1959. Paparozzi M., La spiritualità dell " Oriente cristiano, Roma 1981. Podskalsky G., Zur Gestalt und Geschichte des Hesychasmus, in Ostkirchliche Studien 16 (1967) 15–32. Schultze B., Esicasmo e esicasti, in Enciclopedia delle religioni, vol. II, Firenze 1970, 1207–1209. Špidlik T., Esicasmo, DESp 1 (1979) 707–709. Špidlik T., Esicasmo, Esicasta, DIP 3 (1976) 1306–1313. Špidlik T., II metodo esicastico, in E. Ancilli (ed.), Alla ricerca di Dio..Le tecniche della preghiera, Roma 1978, cc. 197–215. Stiernon D., Nicéphore l " hésychaste, DS 11 (1982) 198–203. Völker W., Scala Paradisi. Eine Studie zu Johannes Climacus und zugleich eine Vorstudie zu Symeon dem neuen Theologen, Wiesbaden 1968, cc. 278 слл.: Der Hesychast als Höhepunkt mönchlichen Daseins. Wunderle G., Zur Psychologie des hesychastichen Gebetes, Würzburg 1949. Отшельничество Cacciamani G., Eremitismo, DESp 1 (1975) 683–687. Gribomont J., Eremita. Filologia, DIP 3 (1976) 1153. Gribomont J., Eremitismo in Oriente, Там же, 1228–1230 (библиогр.). Lianine C., Érémitisme en Orient, DS 4,1 (I960) 936–953. Rahner H., Einsiedler, LThK 2 3 (1959) 767–769. ftezac J., Eremita. In Oriente, DIP 3 (1976), 1153–1154. ëpidlik T., Ermites en Orient, DHGE 15 (1963) 766–771. Древесники Giovanelli G., Dendriti, in Enciclopedia Cattolica 4 (1950) 1430. Leclercq H., Dendrites, DACL 4,1 (1920) 582–583. ëpidlik T, Dendriti, DIP 3 (1976) 442. Столпники Delehaye H., Les saints stylites, Bruxelles 1923 и 1962. Köttig B., Styliten, LThK 2 9 (1964) 1128–29. Leclercq H., Stylites, DACL 15,2 (1953) 1697–1718. Репа I. – Castellana C. – Fernandez R., Les stylites syriens, Milano 1975.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Закрыть Владимир Осипов Читательский рейтинг: 2742 Русский национальный патриотический политик, православный общественный деятель, патриарх православно-монархического движения, историк, писатель, учитель, с Января 1990 года безсменный глава Союза «Христианское Возрождение» - на сегодняшний день старейшей в России православно-патриотической организации царистов, всё это время не прекращавшей своей деятельности ни на один год. В.Н.Осипов родился 9 Августа 1938 года в г. Сланцы Ленинградской области в семье школьных учителей. В 1944 году в эвакуации принял Святое Крещение в храме г. Пугачев Саратовской области. В 1955-1959 годах учился на историческом факультете МГУ имени М.В.Ломоносова, где познакомился со студентом Анатолием Ивановым. После ареста А.М.Иванова органами КГБ за политические высказывания В.Н.Осипов публично выступил перед студентами в его защиту и был исключен из университета. Заканчивал образование на заочном отделении исторического факультета Московского педагогического института. После окончания института в 1960 г. работал заведующим сельским клубом и преподавателем истории в школе 727 г. Москвы. В 1958-1961 годах участвовал в литературных чтениях у памятника Маяковскому в Москве. После одного из таких чтений, 14 Апреля 1961 г., был арестован и получил 5 суток. 6 Октября 1961 г. был вновь арестован и 9 Февраля 1962 г. осужден на 7 лет лагерей по ст. 70 УК РСФСР (антисоветская пропаганда) по делу Кузнецова-Бокштейна-Осипова-Иванова якобы за намерение убить Хрущева. В мордовском лагере для политических заключенных «Дубровлаг» В.Н.Осипов находился в 1962-1968 годах вместе с членами подпольной организации Всеросийский социал-христианский союз освобождения народа (ВСХСОН), придерживавшимися славянофильских взглядов. В лагере, по его собственным словам, стал «убеждённым православным монархистом и русским националистом». С 1969 г., после освобождения из заключения, поселился в г. Александрове Владимирской области. Работал пожарным. На протяжении 1971 г. несколько раз встречался с А.И.Солженицыным.

http://ruskline.ru/author/o/osipov_vladi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010