Калужский и Боровский; с 9.05.1960 в сане архиепископа; с 19.07.1962 на покое; с 14.05.1963 архиеп. Калужский и Боровский; с 29.05.1964 архиеп. Харьковский и Богодуховский; † 28.07.1967. Леонид (Поляков) 11.06.1959 хирот. во еп. Курского и Белгородского; с 9.04.1962 еп. Можайский, вик. Московской епархии; с 29.05.1962 в сане архиепископа; с 4.08.1963 архиеп. Ярославский и Ростовский; с 20.05.1964 архиеп. Пермский и Соликамский; с 8.10.1966 архиеп. Рижский и Латвийский; с 9.09.1979 в сане митрополита; † 8.09.1990. Леонид (Скобеев) 12.07.1920 хирот. во еп. Ковровского, вик. Владимирской епархии; с 1921 г. еп. Верненский; с 1922 г. в обновленческом расколе; † 19.01.1932. Леонтий (Бондарь) 10.08.1956 хирот. во еп. Бобруйского, вик. Минской епархии; с 5.05.1961 еп. Новосибирский и Барнаульский; с 14.05.1963 еп. Оренбургский и Бузулукский; с 9.09.1971 в сане архиепископа; с 25.02.1992 в сане митрополита. Леонтий (Вимпфен) с 2.09.1917 еп. Енотаевский; расстрелян 23.06.1919. Леонтий (Гудимов) 14.01.1962 хирот. во еп. Подольского, вик. Московской епархии; с 22.12.1964 еп. Волынский и Ровенский; с 8.10.1965 еп. Симферопольский и Крымский; с 7.10.1967 еп. Харьковский и Богодуховский; с 25.02.1968 в сане архиепископа; с 1.12.1970 архиеп. Берлинский и Среднеевропейский, экзарх в Средней Европе; с 18.04.1973 на покое; с 31.05.1973 архиеп. Симферопольский и Крымский; с 10.04.1989 в сане митрополита; с 19.02.1990 митр. Херсонский и Таврический; † 16.03.1992. Леонтий (Матусевич) 3.09.1922 хирот. во еп. Коростенского, вик. Волынской епархии; с 1923 г. в обновленческом расколе; принес покаяние; † 23.12.1942 в заключении. Леонтий (Смирнов) 6.05.1944 хирот. во еп. Архангельского и Холмогорского; с 25.02.1952 в сане архиепископа; † 28.01.1953. Леонтий (Устинов) 24.04.1922 хирот. во еп. Печерского, вик. Нижегородской епархии; 24.07.1924 вступил в гражданский брак; в 1925 г. лишен сана, монашества и исключен из клира. Леонтий (Филиппович) 26.11.1941 хирот. во еп. Бердичевского, вик. Волынской епархии; с 1941 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4120...

Strathmann H., Geschichte der frühchristlichen Askese, vol. I, Leipzig 1914. Turbessi G., Ascetismo e monachesimo prebenedettino, Roma 1961. Windisch Η., ασκω, in Kittel 1 (1965) 1313–1318. Wulf F., Ascèse, EF 1 (1967) 128–137. Совлечься себя Bardy G., Dépouillement – chez les Pères, DS 3 (1957), 458–468. Oechslin R. L., Dépouillement – dans l’Écriture, DS 3 (1957) 456–458. Воздержание Blond G., Encratisme, DS 4,1 (1960) 628–642. Camelot C. Th., Enkrateia (continentia), DS 4,1 (1960) 357–370. См. глава VIII Умеренность. Очищение Arnou R., Le désir de Dieu dans la philosophie de Plotin, Paris 1967, cc. 153 СЛЛ. Hauck Fr. – Meyer R., καθαρς, καθαρζω, in Kittel 4 (1968) 1255–1296. Paschen W., Rein und Unrein. Untersuchung zur biblischen Wortgeschichte, München 1970. Raasch J., Katharsis – de lAncien Testament aux Pères de l’Eglise, DS 8 (1974), 1670–1883. Simon M., Souillure morale et souillure rituelle dans le christianisme primitif, in Studi e materiali di storia delle religioni 38 (1967) 498–511. Toombs L. E., Clean and unclean, in The Interpreter’s dictionary of the Bible, I, Nashville 1962, cc. 642–648. Trouillard J., Katharsis – dans la philosophie antique, DS 8 (1974) 1664–1670. Грех Jagu A., Les philosophes grecs et le sens du péché, in Théologie du péché, Tournai 1960, cc. 189–240. Ligier L., Péché d " Adam et péché du monde, in Théologie 43 и 48 (1960–61). Ligier L., Péché et connaissance. Essai de théologie biblique sur le péché d " Adam et le péché du monde, Paris 1960. Panagiotis N. Trembelas, Dogmatique de l " Église orthodoxe catholique, vol. I, Chevetogne-Paris 1966, cc. 580 слл. Rondet H., Aux origines de la théologie du péché, NRT 79 (1957) 16–32. Rondet H., Notes sur la théologie du péché, Paris 1957. Ruf A., Sünde und Sündenvergebung nach der Lehre des hl. Johannes Chrysostomus, Freiburg im Br. 1959. Teichtweier G., Die Sündenlehre des Origenes. Studien zur Geschichte der katholischen Moraltheologie 7, Regensburg 1958. Thunberg L., Microcosm and Mediator, op. cit., cc. 152 слл.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх патриотического движения Владимир Николаевич Осипов был ярчайший пример непоколебимой стойкости до последнего вздоха 23.10.2020 708 Время на чтение 6 минут 20 октября в Москве в возрасте 82 лет отошёл ко Господу стойкий борец за Россию и Православие, историк, публицист, общественный деятель Владимир Николаевич Осипов. Последние годы многие лидеры патриотического направления уважительно называли его «патриархом патриотического движения» И это во многом было так, справедливо. Не только потому, что он был в более почтенном возрасте, чем многие из нас, но имел главное — самый большой опыт реальный, а не демонстрируемый только в «президиумах» безконечных словоблудных выступлений. Русский национальный патриотический политик, православный общественный деятель, историк, писатель. Накопивший богатейший боевой опыт непрестанной борьбы с антирусской, антиправославной властью. Как во времена преследовавшего его Андропова (Либермана), во времена установления демонократии. Вся сознательная жизнь Владимира Николаевича была в неустанной битве с врагами нашего Отечества, за исконную, святую Русь! Родился Владимир Николаевич Осипов 9 августа 1938 года в городе Сланцы, Ленинг радская область. В семье сельских учителей. Крещён в 1944 году в городе Пугачев Саратовской области, находясь в эвакуации. Окончил в 1955 году среднюю школу в городе Сланцы. В 1955-1959 годах учился на историческом факультете МГУ. Был членом ВЛКСМ. Отчислен из комсомола и института за выступление в поддержку арестованного КГБ однокурсника А. М. Иванова, после чего доучивался заочно. Работал учителем истории в 727 школе города Москвы. Владимир Николаевич Осипов. Фото 1969 г. В 1960-1961 годах входил в число организовывавших молодёжные собрания у памятника Маяковскому в Москве. 9 февраля 1962 г. осужден на 7 лет лагерей по ст. 70 УК РСФСР (антисоветская пропаганда) за якобы намерение убить Хрущева. В мордовском лагере для политических заключенных «Дубровлаг» В. Н. Осипов находился в 1962-1968 годах вместе с членами подпольной организации Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа (ВСХСОН), придерживавшимися славянофильских взглядов. В 1962-1968 годах находился в заключении в Дубравлаге. Стал, по его собственным словам, «убеждённым православным монархистом и русским националистом».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/23/pa...

Baumstark A. – Nocturna laus. Typen frühchristlichen Vigilienfeier und ihr Fortleben vor allem in römischen und monastischen Ritus. Aus dem Nachlass hrsg. von O. Heiming (LQF 32). Münster, 1993. Bonnet. 1903 – Bonnet M. Acta Philippi et acta Thomae. Lipsiae, 1903. Bouyer. 1968 – Bouyer L. Eucharist: Theology and Spirituality of the Eucharistic Prayer. Notre Dame; London, 1968. Connolly. 1929 – Connolly R. H. Didascalia Apostolorum. Oxford, 1929. Daoud. 1959 – Daoud M. The Liturgy of the Ethiopian Church. The Egyptian Book Press, 1959. Didascalia. 1905 – Didascalia et Constitutiones apostolorum/Ed. F. X. Funk. Vol. I. Paderborn, 1905 (Torino, 1960). Festugiere. 1983 – Festugiere A. Les actes apocryphes de Jean et Thomas. Geneve, 1983. Klijn. 1962 – Klijn A. The Acts of Thomas. Leiden, 1962. Longo – Longo A. Il testo integrale della «Narrazione degli abbati Giovanni e Sofronio» attraverso le «Hermineiai» di Nicone//Estratto della «Rivista Bizantini e Neoellenici». N. S. 2–3 (1965–6). Metzger. 1987 – Metzger M. Les Constitutiones Apostolorum. T. 3: libres 7–8. Paris, 1987 (SC 336). Rahmani. 1899 – Rahmani I. E. Testamentum D. N. J. C. Mainz, 1899. Renoux. 1971 – Renoux A. Le Codex armenian Jerusalem 121. Turnhout, 1971. (Patrologia Orientalis. T. XXXVI, fasc. II). Roberson. 1987 – Roberson R. Eastern Churches Bibliography Since 1975//Seminarium, 1987. 27. Rordorf, Tuilier. 1978 – Rordorf W., Tuilier A. La Doctrine des Douze Apotres (Didache). Paris, 1978 (SC 248). Taft. 1986 – Taft R. The Liturgy of the Hours in East and West. Collegeville, 1986. Тархнишвили – Тархнишвили M. Le grand lectionnaire de ÍEglise de Jerusalem (V-e – VIII-e siecles). – CSCO. 188, 189, 204, 205. Thiermeyer. 1992 – Thiermeyer A. A. Das Typikon-Ktetorikon//OCP, 1992. Vol. 58, fasc. II, p. 475–513. Шургая. 1996 – Шургая Г. La tradizione liturgia del sabato di Lazzaro e della domenica delle Palme nei manoscritti bizantini dei secoli XI-XII. Roma, 1996. Список сокращений (организации, хранилища, фонды, серийные издания, varia)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Gregoire Palamas: Triade pour la defense des saints hesychastes. Vol. I, II. Louvain. 1959. L " Eglise Orthodoxe hier et aujourd " hui. P.1960.pp200. Итал. , нем. пер. 1962. The Orthodox Church. L. 1964. pp. 245. Orthodoxie et Cathollclte. P. 1965. A study of Gregory Palamas. L. 1964. pp. 245. La Christologie Byzantine. P. 1967. Le Christ dans la Theologie Byzantine. P. 1968. Marriages: An Orthodox Perspective. Tukahoe. N.Y. 1970. pp. 104. МЕЛЬНИКОВ, Евгений Иванович. 1909» ? • Доктор философии Карлова университета в Праге. Статьи по иконографии и археологии. Мат. Биб. II. Бл. 194–1. МЕЛЬНИКОВ Федор Ефимович (1875–1960) Сын старообрядческого священника, видный старообрядческий деятель и апологет. Редактор первых старообрядческих газет «Утро» и «Народная Газета», начавших выходить после дарования старообрядцам свободы в 1905 году. В 1931 году бежал в Румынию, переплыв ночью Днестр. В 1941–1942 годах находился в России при румынской церковной миссии. Умер в Румынии 12 мая. Безбожники сами верующие, но бессознательные. Кишинев. 1931. Нужна ли вера в Бога? Публичный диспут. Кишинев. Есть ли душа у человека и бессмертна ли она? Диспут с агитаторами Хвостиковым и Логиновым. Кишинев. О христианских догматах и таинствах. «Публичный диспут с агитаторами Мининым и Бухариным. Кишинев. Безбожие, как безумие и ужас. «Диспут с агитатором Шпаной и политопросветчиком Дриздиным. Кишинев. Откуда взялся Бог ? Беседа учителя с пионерами. Кишинев, стр. 36. О сектантском священстве. Варшава. 1934. Современное безбожие. Кишинев. 1935. О безбожническом и христианском догматизме. Кишинев. 1937 Безбожие недоказуемо. Варшава. 1937. Откуда произошла вера в Бога? Владимирово. 1938. стр. 48. МЕРЖЕЕВСКИЙ Владимир Данилович (1897) Родился 8 ноября в Новозыбкове, Черниговской губ. Отец инженер. Окончил в 1916 году реальное училище в Георгиевске, Терская область и Политехнический Институт в Риге. Эмигрировал в 1926 в Бразилию. Служил в Главной Электрической Компании в Сан-Паоло. Церковный и общественный деятель. Член Епархиального Совета, близкий сотрудник Феодосия, архиепископа Сан-Паольского и вся Бразилии (1884–1968). Редактор «Владимирского Вестника» (1948–1968) и автор многочисленных статей в других журналах и газетах. МЕРЗЛЮКИН Алексей Сергеевич (1898–1970)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

BTS — Bible et Terre Sainte. JBC — The Jerome Biblical Commentary. Ed. by R.E. Brown, J.A. Fitzmyet, R.E. Murphy. V. I-II. London, 1968. RB — Revue Biblique. RFIB — A. Robert, F. Feuillet: Introduction a la Bible. V. I-II. Tournai, 1959 (англ. перевод: N.Y., 1970). JPFC — The Jewish People in the First Century. V. I. Amsterdam, 1974.   I. ИНДИЯ: БУДДИЗМ ЭПОХИ МАУРЬЕВ, ИНДУИЗМ И ЙОГА (Библиографию по общей истории, религии и философии Индии см. в т. III.) Источники 1.  Арриан. Индия. Пер. с греч. — ВДИ, 1940, с. 230-263. 2. Артхашастра. Пер. с санскр. М.-Л., 1959, 793 с. 3.  Арья Шура. Гирлянда Джатак, или Сказания о подвигах Бодхисатвы. Пер. с санскр. М., 1962, 348 с. 4.  Асвагоша. Жизнь Будды. Пер. К. Бальмонта. М., 1913, 323 с. 5.  Дараната. История буддизма в Индии. — В кн.: В. Васильев. Буддизм, его догматы, история и литература, т. III. СПб., 1869. 6. Законы Ману. Пер. с санскр. М., 1960, 361 с. 7. Легенда о Маре и Упагунте. — В кн.: Идеологические течения современной Индии. М., 1965, с. 185-195. 8. Лунный свет Санкхья Истины. Пер. Р. Грабе и Н. Герасимова. М., 1900, 174 с. (Пер. «Санкхья-Карики» Ишваракришны и комментария к ней Вачаспатмишры, «Таттва Каумуди»). 9. Махабхарата. — Рамаяна. М., 1974, 606 с. 10. Махабхарата. Т.П. Бхагавад-Гита. Пер. Б. Смирнова. Ашхабад, 1960, 400 с. 11. Махабхарата. T.IV. Ашхабад. Пер. Б. Смирнова. 1958, 675 с. 12. Махабхарата. T.V (ч. 1-2). Мокша-Дхарма. Пер. Б. Смирнова. Ашхабад, 1961, 401, 749 с. 13. Махабхарата. Т. VI. Ашхабад, 1962, 616 с. 14. Махабхарата. Т. VII. Ашхабад, 1963, 341 с. 15. Надписи Ашоки. — В кн.: Хрестоматия по истории древнего Востока. М., 1963, с. 416-420. 16. Панчататра. Пер. с санскр. А. Сыркина. М., 1972, 368 с. 17.  Патанджали. Афоризмы. Пер. с англ. — В кн.: С. Вивекананда. Философия Йога. Сосница, 1906, 186 с. 18. Тирукурал. Книга о добродетели, о политике и о любви. Пер. с тамильского Ю. Глазова и А. Кришнамурти. М., 1963, 156 с. 19.  Харибхадра. Шад-даршана-самучная. — АМФ, m.I, с. 138-153. 20.  Шри-Шанкара-Ачария. Таттва-Бодха, или познание бытия. Харьков, 1912, 39с.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Пимен (Извеков; 27 июля 1910 г.— 3 мая 1990 г.), 17 ноября 1957 г. хиротонисан во епископа Балтского викария Одесской епархии. В июле 1960 г. назначен Управляющим делами Московской Патриархии. С 1 ноября 1959 г. временно управлял Костромской епархией. 23 ноября 1960 г. возведен в сан архиепископа и стал постоянным членом Священного Синода. С 16 марта 1961 г. архиепископ Тульский и Белевский с сохранением должности управляющего делами Московской Патриархии. С 14 ноября того же года митрополит Ленинградский и Ладожский. С 1959 по 1962 г. временно управлял Луганской, Смоленской и Тамбовской епархиями. С 9 октября 1963 г. митрополит Крутицкий и Коломенский. С 1963 г. член Всемирного Совета мира и Советского комитета защиты мира, член советского комитета по культурным связям с соотечественниками за рубежом. 18 апреля 1970 г. после кончины Святейшего Патриарха Алексия вступил в должность Местоблюстителя Московского Патриаршего престола. 2 июня 1971 г. избран Патриархом Московским и всея Руси. ? Иосиф (Чернов; 15 июня 1893 г.— 4 сентября 1975 г.), 14 ноября 1932 г. хиротонисан во епископа Таганрогского викария Ростовской епархии, с 16 февраля 1933 г. по 1942 г. управлял Донской и Новочеркасской епархией, с 1943 г. по осень 1956 г. епархией не управлял, неоднократно репрессировался. С 12 ноября 1956 г. епископ Петропавловский, викарий Алма-Атинской епархии, с 14 марта 1957 г. правящий епископ Петропавловский и Кустанайский. 25 февраля 1958 г. возведен в сан архиепископа. С 15 сентября 1960 г. архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский. С 25 февраля 1968 г. в сане митрополита. Комментарии (1) Так в рукописи. Вероятно, следует читать «Советскую Россию». (2) Так в рукописи. (3) Так в рукописи. (4) Так в рукописи. (5) Так в оригинале. (6) Исправлено, в оригинале ошибочно: Ергиоген. (7) Так в оригинале. (8) Исправлено, в оригинале: покавшему. (9) Исправлено, в оригинале: намыливая. (10) В оригинале последняя цифра даты неразборчива, прочтение предположительное. (11) Так в оригинале. Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-svyashh...

Ограничилась проявившаяся вновь после ВОВ власть епархиальных архиереев над приходами, которые после отстранения священника становились подчинены и подотчетны только государственному регистрирующему ведомству. Под любыми предлогами происходило закрытие храмов. Соотношение открытых и закрытых храмов в 1960-е годы на примере Владимирской епархии было примерно один к шести. А, например, в Кировской области с 1960 по 1964 год из 75 церквей и молитвенных домов, действовавших в 1959 году, было закрыто путем произвола и насилия 40 церквей, или 53%. В Полтавской епархии в 1958 году было 340 храмов, в которых совершалось богослужение, а в 1964 году их осталось только 52. Всего в СССР за указанный период было закрыто более 10000 церквей, или половина всех храмов, действовавших после войны . Исходя из имеющихся фактов, можно констатировать, что подавляющее большинство храмов закрылись не сами собой (в силу того, что люди оставили христианскую веру), а незаконно, организованным административным нажимом. В то же время необходимо отметить, что в 1961–1963 годах, несмотря на разгул антицерковных репрессий, количество крещений и венчаний, например, в Ивановской епархии было намного более значительным, чем в 1968 году. Вопрос о высокой обрядности в Ивановской области рассматривался даже в органах Совета Министров РСФСР . После чего, вероятно, были приняты «соответствующие меры», снизившие данные показатели. Но до этого, в 1961 году, в Ивановской области было совершено 13720 крещений и 394 венчания, в 1962 году 13586 крещений и 282 венчания, за первое полугодие 1963 года – 5337 крещений и 123 венчания . Процент крещения новорожденных детей был значителен и в других областях. Например, в Тульской области в 1960 году крестили 36,5 % новорожденных, в 1961 году – 40 % . Сокращалось количество духовенства. Во Владимирской епархии на 01.01.1962 года имелось 72 священника, на 01.01.1970 года – 62 священника . Особенно резкое сокращение количества духовенства отмечалось в начале шестидесятых годов – во время пика хрущевских гонений.

http://bogoslov.ru/article/3738150

22. Боннар Ш. Греческая цивилизация. Т. I–III. М., 1958–1962 (М., 1992). 23. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970. 24. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1970. 25. Вулли Л. Ур Халдеев. М., 1961. 26. Гегель Г. В. Ф. Философия религии. Т. 1–2. М., 1976–1977. 27. Геродот. История, в девяти книгах. Пер. Г. Стратановского. М., 1972 (М., 1993). 28. Гладков Б. И. Толкование Евангелия. М., 1991. 29. Гомер. Илиада. Одиссея. М., 1967. 30. Гораций. Оды. Эподы. Сатиры. Послания. М., 1970. 31. Де Бройль Л. По тропам науки. М., 1964. 32. Добльхофер Э. Знаки и чудеса. М., 1963. 33. Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1963. 34. Дьяконов И. Общественный и государственный строй Древнего Двуречья. Шумер. М., 1959. 35. Еврипид. Трагедии. Пер. И. Анненского. Т. I—II. М., 1969. 36. Зеньковскии В., прот.» Апологетика. Рига, 1992. 37. Его же. Основы христианской философии. Т. 1—2. М., 1992. 38. Златковский Т. У истоков европейской культуры. М., 1961. 39. Ильин Г. Ф. Религия Древней Индии. М., 1959. 40. Индийская культура и буддизм: Сб. статей. Под ред. Н. И. Конрада и Г. М. Бонгард–Левина. М., 1972. 41. Керам К. Боги, гробницы, ученые. М., 1960. 42. Кессиди Ф. X. От мифа к логосу. Становление греческой философии. М., 1972. 43. Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. М., 1976. 44. Косамби Д. Культура и цивилизация Древней Индии. М., 1968. 45. Кравчук А. Закат Птоломеев. М., 1973. 46. Крамер С. История начинается в Шумере. М., 1965. 47. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1957. 48. Лосев А. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. 49. Его же. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1979. 50. Его же. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980. 51. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. М., 1991. 52. Маркин С. Гомер и его поэмы. М., 1962. 53. Матье М. Древнеегипетские мифы. М. — Л., 1956. 54. Ее же. Искусство Древнего Египта. М., 1964. 55. Ее же. Во времена Нефертити. М., 1965. 56. Матье М., Афанасьев В. К., Дьяконов И. М. Искусство Древнего Востока. М., 1958.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

1085 . Landvogt Н. Die asketische und theologische Lehre des heiligen Gregorius Palamas. Würzburg 1939. 1086 . Mantzaridis G. γιος Γρηγριος Παλαμ ς// πετηρς θωνιδος σχολς. 1966. 170–175. 1087 . Mantzaridis G. ρθδοξος πνευματικτης κα θεολογα κατ Γρηγριον τν Παλαμ ν//GP 1968. 51. 54–66. 1088 . Mantzaridis G. I. Gregorius Palamas en de orthodoxe Theologie//Het christelijk Oosten. 1971. 23. 223–228. 1089 . Mantzaridis G. γιος Γρηγριος Παλαμ ς ς διδσκαλος τς ρθοδοξας//GP 1972. 55. 214–226. пер.: Манзаридис Г. Свети Гpuropuje Палама као учите 1972. 5(4). 247–253. 1090 . Mantzaridis G. Παλαμικ. Θεσσαλονκη 1973. 307. 2 1983. 307. 1091 . Mantzaridis G. σιωπ κα λγος το γ ου Γρηγορου Παλαμ//GP 1985. 68. 123–127. 1092 . Meyendorff J. Introduction à l’étude de Grégoire Palamas. P. 431. (Patristica sorbonensia. 3). Hussey J. M.//JThS 1964. 15. 192; Joannou P.-P.//ThL 1961. 86. 438; Halkin F.//JEH 1962. 13. 89; Allchin A. M.//Cambridge Review. 1959 (Oct.) – 1960 (June). 81. 439; Candal E. Un libro nuevo sobre Gregorio Pálamas//OCP 1960. 26. 418–428; Joumet Ch. Palamisme et thomisme. A propos d’un livre récent//RThom 1960. 60. 430–452; Philips G.//EThL 1960. 36. 503; RecSR 1961. 49. 153; Lakner F.//ZKTh 1963. 85:1. 74–75; Sauter J.//RThPh 1961. 3:11. 78; Guillaumont A.//RHR 1961. 159. 92; Charanis P. (Meyendorff J. Introduction à l’étude de Grégoire Palamas. Idem. Grégoire Palamas: Défense des saints hésychastes)//Spec 1961 (Jan). 36:1. 153. пер.: Meyendorff J. A study of Gregory Palamas/Transl. Lawrence G. L. 245. 2 Crestwood 1998. Evans E.//Scottish J. of Theology. 1965 (Mar.). 18:1. 109; Mascall E. L.//Church Quarterly Review. 1964 (Oct.-Dec.). 165(357). 495; Nicol D. M.//JEH 1965. 16. 121. пер.: Мейендорф И. , протопресв. Жизнь и труды святителя Григория Паламы ·. Введение в изучение/Пер. Начинкина Г. Н. под ред. Медведева И. П., Лурье В. М. СПб. 1997. 480. (Subsidia Byzantinorossica. 2). на рус. пер.: Прот. Валентин Асмус . Как не надо издавать книги протопресвитера о. Иоанна Мейендорфа //ЖМП 2002. 11. 78–88. [Кн. заложила основу нового этапа в мировом изучении Паламы и паламизма и до сих пор сохр. знач. базового труда. Рус. пер. оч. специфичен, ибо включает огр. объем добавлений к тексту оригинала, из коих одни дают ценную информацию, но другие – сугубо личные мнения и неуместные вкусовые оценки В. М. Лурье; при этом, два ценнейших приложения в рус. пер. были неоправданно изъяты].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010