Соч.: Книга родства: (Размышления о празднике Рождества Христова)//Церковный вестник. 1954. 1. C. 27-29; Свет во откровение языков: (Размышления в праздник Сретения Господня)//Там же. 2. C. 20-22; Вознесение Господне//Там же. 5. C. 12-13; Неделя в Яблочинском Свято-Онуфриевом мон-ре//Там же. 1955. 7. C. 3-6; Встреча со Христом: (Размышления над Евангелием в Неделю о Закхее. Лк 19, 1-10)//Там же. 1956. 2. С. 11-13; Благовещение Пресв. Богородицы//Там же. 3. С. 5-7; Вопрос очевидности в деле христианской правосл. веры//Там же. 5. С. 26-28; На Св. Горе Грабарке//Там же. 8. С. 3-6; Wystawa witray A. Stalony-Dobrzaskiego//Там же. 1957. 4. С. 38-42; Три месяца в Париже//Там же. 1960. 10/11. С. 39-47; Problem Millenium//Kalendarz Prawosawny. 1961. S. 95-96; Из Афонских воспоминаний//Ibid. 1962. S. 71-78; Неделя молитвы за единство в Варшаве//Церковный вестник. 1963. 1. С. 5-7; Pochodzenie Liturgii w. Jana Chryzostoma//Rocznik Teologiczny. Warsz., 1963. Rok 5. S. 89-106; Znaczenie Liturgii w yciu chrzecijaskim//Церковный вестник. 1965. 3. С. 3-12; О Литургии Преждеосвященных Даров//Там же. С. 20-23; Делегация Польского экуменического Совета Церквей в гостях у РПЦ//Там же. 10. С. 17-25; O istocie Prawosawia//Rocznik Teologiczny. 1965. Rok 7. S. 302-317; Belgradzka Konferencja Teologiczna a problem zblienia z Kocioem anglikaskim//Церковный вестник. 1966. 10. С. 2-7; Wród chrzecijan Afryki//Там же. 1967. 12. С. 14-19; 1968. 1. C. 9-15; O. Teilhard de Chardin a tradycja Kocioa Wschodniego//ycie i Myl. Warsz., 1968. Rok 18. 6/7. C. 154-157; Konferencja pzredstawicieli Kocioów prawosawnych w Chambesy koo Genewy//Церковный вестник. 1968. 8. С. 12-14; Czwarte Zgromadzenie wiatowej Rady Kocioów w Uppsali//Там же. С. 14-16; 9. С. 9-11; Teologiczne problemy Uppsali//Rocznik Teologiczny. 1969. Rok 11. Zesz. 1. S. 141-160; Le probleme de l " intercommunion// Thurian M., Klinger J., Baciocci J., de. Vers l " intercommunion. P., 1970. P. 69-102; Pawe Evdokimov - wiecki teolog prawosawny//Kierunki. Warsz., 1971. Zesz. 3(761). S. 4; Problèmes liés à l " enseignement sur la Sainte Trinité dans la théologie orthodoxe du XX siècles//Contacts. P., 1976. Vol. 28. N 94. P. 95-126; O istocie Prawosawia: Wybór pim/Ed. M. Klinger, Y. Paprocki. Warsz., 1983.

http://pravenc.ru/text/1841427.html

обл. – 15.2.1939, Париж, Франция), диакон. Окончил пять классов Новочеркасской мужской гимназии, о его деятельности в России до революции ничего не известно, в конце Гражданской войны эмигрировал во Францию, окончил псаломщические курсы при Св.-Сергиевском богословском институте в Париже, состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), диакон (4.9.1937), рукоположение совершил митр. Евлогий (Георгиевский) в Св.-Александро-Невском соборе в Париже, приписан к церкви Всемилостивого Спаса в Аньере (1.10.1937), затем к Св.-Александро-Невскому собору в Париже (23.11.1938). Архив: Послужный список о. А. Устюкова (19371939). АЕУА. Устюченко Федор (дата рождения не установлена – 26.7.1957, Бурламен, Канада), протоиерей. Из перемещенных лиц, состоял в клире Германской епархии РЗЦ в сане протоиерея (19411945), клирик Австрийской епархии РЗЦ (19451950), переселился в Бельгию и принят в юрисдикцию Русского Экзархата КП (1950), настоятель церкви в г. Фленю (19501954), обслуживал также Троицкую церковь в г. Шарлеруа, переехал в Канаду и принят в юрисдикцию Северо-Американской Русской Митрополии (1954), больше сведений о нем не имеется. Архив: АГЗ. Лит.: Com. List. Ухтомский Николай Павлович, князь (1886, Казань 31.1.1960, София, Болгария), протоиерей. Из древнего княжеского рода, женат на MA. Нейдгарт. Окончил С.-Петербургский Политехнический институт, поручик Лейб-Гвардии Кавалергардского полка (1912), капитан Туринского полка, участвовал в 1-й мировой войне, офицер генерального штаба 7-й армии, участник Гражданской войны в рядах Добровольческой армии, эмигрировал через Константинополь в Болгарию (1920), священник, рукоположение совершил еп. Серафим (Соболев) в Софии, состоял в юрисдикции РЗЦ, настоятель русского храма-памятника в Шипке, член епархиального совета при управляющем русских общин в Болгарии (1936), протоиерей (25.8.1937), участник 2-го Карловацкого зарубежного собора (1424.8.1938), после войны помощник настоятеля русской Св.– Николаевской церкви в Софии, вместе с архиеп.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М., 1959. 9. С. 72–74. 18 . Иванов А. Новое критическое издание греческого текста Нового Завета//Журнал Московской Патриархии. М., 1956. 3. С. 49–58; 4. С. 49–58; 5. С. 43–52. 19 . Иванов А. Новый перевод на русский язык Евангелия от Матфея (Лондон. Издание Британского и Иностранного Библейского общества. 1953)//Журнал Московской Патриархии. М., 1954. 4. С. 45–55; 5. С. 38–47. 20 . Иванов А. О новооткрытом памятнике священной новозаветной письменности//Журнал Московской Патриархии. М., 1959. 8. С. 79–80. 21 . Иванов А. Текстуальные памятники Священных Новозаветных писаний//Богословские труды. М., 1960. 1. С. 54–83. 22 . Иванов Н. К четырехсотлетию русского печатного «Апостола»//Журнал Московской Патриархии. М., 1964. 4. С. 69–75. 23 . Иванов Н. Любимый ученик Иисуса Христа апостол и евангелист Иоанн Богослов//Журнал Московской Патриархии. М., 1964. 9. С. 66–73. 24 . Иванов Н. Пророк и Предтеча Господень Иоанн Креститель (память усекновения его главы 29 августа/11 сентября)//Журнал Московской Патриархии. М., 1957. 9. С. 38–43. 25 . Иванов Н. Святой евангелист Лука (память 18/31 октября)//Журнал Московской Патриархии. М., 1958. 10. С. 33–41. 26 . Карпук Д. А. «В современных учебных заведениях им зажжена лампада знания перед алтарем Вечной Истины». Документы по истории развития богословской науки в Ленинградской Духовной Академии в первые годы ее существования//Христианское чтение. СПб, 2016. С. 110–156. 27 . Кузьминов Л., прот., Русак В. Протоиерей Николай Семенович Никольский (некролог)//Журнал Московской Патриархии. М., 1975. 1. С. 31–32. 28 . Лабынцев Ю. А., Щавинская Л. Л. Белорусско–украинско–русская православная книжность межвоенной Польши: Исследования и публикации по материалам экспедиции. М.: Индрик, 1999. 312 с. 29 . Максимова И. Д. Первый директор Владимирского музея//Рождественский сборник. Ковров, 1996. Вып. 3. С. 108–111. 30 . Марковский И. С. Елеонская, или Масличная, гора и Гефсиманский сад//Журнал Московской Патриархии. М., 1958. 4. С. 50–53. 31 . Мень А, диак.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Гимнограф отмечает, что сначала Грузию освятила св. Нина, а 12 монахов, «убегавших от беспокойства, ссоры, смут, возмущений» и «искавших спокойствия, утешения и уединения», послужили Господу в деле просвещения народа вслед за ней и обрели покой уже в Царствии Небесном. Мон. Макрина сравнивает И. А. со «столпом и утверждением истины», «скрижалью Нового Завета», называет его «украшением Кахети» и «просветителем Алаверди». Бог «украсил» И. А., «облачил ризой, подобной ризе Господней», «представил светилом небесным». Автор описывает тяготы и трудности, к-рые И. А. претерпел и преодолел, пока не «добрался до Господа»: трудом и лечением больных «проложил дорогу мирной жизни», держа в руках крест, мужественно переносил каждое испытание и стал ходатаем за людей. Мон. Макрина сравнивает И. А. с прав. Моисеем и прп. Антонием Великим. Преподобный с юности соблюдал 10 синайских заповедей и 9 заповедей блаженств, стал отшельником и «отсек в себе все земные страсти, поселился в тесной и темной келье, где приобрел духовное совершенство». Гимнограф называет Алаверди «обителью богословского учения» и «созвездием святых отцов». Мон. Макрина просит И. А. сделать ее достойной наследницей Царствия Небесного, духовно защитить и избавить от страданий. Одно из посвященных И. А. песнопений, по исследованию Кавтарии, использовалось на литургии в день памяти прп. Иоанна Зедазнели, а также исполнялось в качестве тропаря ему. Ист.: Древнегрузинские поэтессы/Сост.: Л. Асатиани. Тбилиси, 1936. С. 46-70 (на груз. яз.); Кекелидзе. Этюды. 1974. Т. 13. С. 35-54; Кавтария М. Из истории древнегрузинской поэзии. Тбилиси, 1977. С. 225-242 (на груз. яз.). Лит.: Рухадзе Т. Из истории древнегруз. лирики. Тбилиси, 1954. С. 150 (на груз. яз.); Кекелидзе. Этюды. 1957. Т. 4. С. 232-236, 241-251; 1974. Т. 13. С. 26-35; он же. Монахиня Макрина// Он же. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 343-346; Кавтария М. Из истории древнегруз. поэзии XVII-XVIII вв. Тбилиси, 1977. С. 202-225 (на груз. яз.). Н. Сулава Рубрики: Ключевые слова: АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) ГАРЕДЖИЙСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ († Пасха 1616; пам. вторник Светлой седмицы), ок. 6 тыс. (по др. сведениям, ок. 600) насельников Гареджийских (Давидгареджийских) мон-рей ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ИЕССЕЙ ЦИЛКАНСКИЙ свт. (пам. 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского и 12 сир. отцов; 2 дек.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), еп. Цилканский ГПЦ (2-я пол. VI в.), один из 12 сирийских отцов ИЛАРИОН ГРУЗИН (Картвели; в миру Иоане; 822/3 - 875/6), прп. (пам. 19 нояб.), настоятель Давидгареджийской лавры в Гареджи

http://pravenc.ru/text/673655.html

1903. Bd. 25. S. 48-66; idem. Zum Šestodnev des Exarchen Johannes//Ibid. 1904. Bd. 26. S. 1-70; idem. Das aristotelische Abschnitt in Hexaemeron des Exarchen Johannes//Jagi-FS: Zb. u slavo V. Jagia. B., 1908. S. 97-111; Петухов Е. В. Мат-лы и заметки по истории древней рус. письменности. 4: К лит. деятельности Иоанна экзарха Болгарского//ИОРЯС. 1904. Т. 9. Кн. 4. С. 141-149; Панарет, архим. Животът на Йоана Екзарха Български: Ист.-крит. очерк. Станимака, 1914; Трифонов Ю. Сведения из старобълг. живот в Шестоднева на Иоана Екзарха//Списание на БАН. София, 1926. Кн. 35. С. 1-26; он же. Иоан Екзарх Български и неговото описание на човешкото тяло//Български преглед. София, 1929. Кн. 2. С. 165-202; он же. Кога са писани Учителното евангелие на еп. Константина и Беседата на Козма Презвитера//Списание на БАН. София, 1939. Кн. 58. С. 1-46; Генов М. Иван Екзарх//Бълг. ист. б-ка. София, 1931. Год. 4. Т. 1. С. 56-93; Кристанов Ц., Дуйчев И. Естествознанието в средновек. България. София, 1954. С. 92-157; Мавродинов Н. Описанието на Преслав в Шестоднева на Йоан Екзарх//ИП. 1955. Год. 11. Кн. 3. С. 66-76; Киселков В. С. Проуки и очерти по старобълг. лит-ра. София, 1956. С. 96-110; Aitzetm ü ller R. Über einige Šestodnev-Handschriften//Slavisticna revija. Ljubljana, 1957. Knj. 10. S. 268-278; idem. Kritisches und Antikritisches zur Šestodnev-Ausgabe//Anzeiger für slavische Philologie. Wiesbaden; Graz, 1966. Bd. 1. S. 136-155; idem. Der Exarch Johannes: (Fragen zur literarischen Situation seiner Zeit)//Преславска книжовна школа. 1995. Т. 1. С. 41-46; Георгиев Е. Разцветът на бълг. лит-ра в IX-X в. София, 1962. С. 202-270; Лихачев Д. С. «Шестоднев» Иоанна Екзарха и «Поучение» Владимира Мономаха//Вопросы теории и истории языка: Сб. в честь проф. Б. А. Ларина. Л., 1963. С. 187-190; он же. «Слово о погибели Русской земли» и «Шестоднев» Иоанна Экзарха Болгарского//Русско-европ. лит. связи: Сб. ст. к 70-летию со дня рожд. акад. М. П. Алексеева. М.; Л., 1966. С. 92-96; он же. Идея «саморегулирующейся» природы в «Шестодневе» Иоанна Экзарха Болгарского//Българско средновековие: Българо-съветски сб.

http://pravenc.ru/text/471567.html

1926 утв. к. б. («Происхождение чина агрипнии, или всенощного бдения, и его составные части»). 1925–1928 – профессорский стипендиат Высших Богословских курсов в Петрограде, сентябрь 1927 – август 1928 – секретарь Совета курсов. 1928–1931 учился в хоровом техникуме Ленинградской академической капеллы, в 1932 поступил и в 1937 окончил историко-теоретический факультет Ленинградской Государственной консерватории. 1937–1939 – помощник директора курсов музыкального образования им. Н. А. Римского-Корсакова, с сентября 1938 – преподаватель полифонии, 1 сентября 1939–1940 – помощник директора музыкального педагогического училища, с 1941 – 25 августа 1942 – директор. Регент Троице-Измайловского, затем Князь-Владимирского соборов. 1944 – 13 сентября 1954 вел в консерватории специальные курсы теоретических дисциплин на дирижерско-хоровом и теоретико-комп. факультетах. 28 декабря 1946 – кандидат искусствоведения («Лады русского севера», утв. 3 декабря 1947). 1942–1946 – регент Николо-Богоявленского кафедрального собора Ленинграда, 1943–1946 – староста. 1945 – преподаватель церковного устава временных богословских курсов. С 1 сентября 1946 – доцент кафедры литургики Ленинградской ДА, преподаватель литургики и церковного устава Ленинградской ДС. С 12 июня 1947 – профессор, 22 июня 1949 – магистр богословия («Чин всенощного бдения в Греческой и Русской Церкви»). 10 апреля 1957 – доктор церковной истории Московской ДА («История богослужебного пения Русской церкви (до середины XVIII века). Член редколлегии сборника «Богословские труды». См.: К 100-летию со дня рождения Николая Дмитриевича Успенского . СПб. 2003 (Певческое наследие древней Руси, Вып. II. Ч. 1). 282, 285, 346, 347, 356, 365, 436, 478 Устьинский Николай Александрович; (22 сентября 1887 – ?). Окончил Новгородскую ДС (1908) по второму разряду (с правом сдачи дополнительных экзаменов на звание студента по Священному Писанию за 4 младших класса и основному богословию за 4-й класс) и С.-Петербургскую ДА (1913), к. б. С сентября 1913 – второй помощник инспектора Олонецкой ДС, с 26 октября 1913 – помощник инспектора Новгородской ДС, с 16 октября 1914 – преподаватель греческого языка Новгородского ДУ.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Klein K. K. Germanen [in Südosceuropa. – In: Völker und Kulturen Südosteuropas. München, 1959, Bd. I, S. 32–56]. Kollautz A. Abaria. [- RdB, Reihe A, Amsterdam, 1969, Bd. I, H. 2, S. 2–16]. Kollautz A. Abasgen. [- RdB, Reihe A, Amsterdam, 1969, Bd. I, H. 2, S. 21–41]. Kollautz A. Abasgia. [- RdB, Reihe A, Amsterdam, 1969, Bd. I, H. 2, S. 41–49]. Kollautz A.– Miyakawa H. Geschichte [und Kultur eines völkerwanderungszeitlichen Nomadenvolkes. Die Jou-Jan der Mongolei und die Awaren im Mitteleuropa. Klagenfurt, 1970, I. Teil. Die Geschichte]. Kos M. Conversio [Bagoariorum et Carantorum. – Razprave znanstvenega društva v Ljubljani, Ljubljana, 1936, 11. Historini odsek, 3]. Κουκουλς Φ. [ ΒυζαντινEQ o( ω;˜) ν] βος [ καEQ o( πολιτισμς. θ EQ o( η;˜) ναι, 1952–1955, τ. Y– YΙ]. Lampe G.W. Η. [ Α Patristic Greek] Lexicon. [Oxford, 1961]. Lebeau C. Histoire [du Bas-Empire. Paris, 1836, v. XI]. Lemerle P. [Invasions et] migrations [dans les Balkans depuis de la fin de époque romaine jusqu’ au VIII siècle. – RH, 211 (1954), p. 265–308]. Liddell H .G., Scott R. [ Α Greek-English] Lexicon, [rev. and augm. by H. S. Jones. Oxford, 1977]. Lilie R.-J. «Thrakien» und «Thrakesion». [Zur byzantinischen Provinzorganisation am Ende des 7. Jahrhunderts. – JÖB, 26 (1977), S. 7–47]. Liu Mau-Tsai. [Die chinesischeri] Nachrichten [zur Geschichte der Ost-Türken (T’u-Küe). Wiesbaden, 1958, Bd. I]. [The] London Manuscript [of Nikephoros «Breviarium»/Ed. with an Introduction by L. Orosz. – MGT, 28, 1948]. Maenchen-Helfen O. J. [Germanic and Hunnic] Names [of Iranian Origin.– Oriens, 10 (1957), p. 280–285]. Maricq A. Notes [sur les slaves dans le Péloponnèse et en Bithynie et sur emploi de «slave» come appellatif.– Byz, XXII (1952), p. 337–355]. Markl O. Ortsnamen [Griechenlands in «frankischer» Zeit. Graz – Köln, 1966]. Marquart J. [Die] Chronologie [der alttürkischen Inschriften. Leipzig, 1898]. Marquart J. [Osteuropäische und ostasiatische] Screifzüge. [Leipzig, 1903]. Miklosich F. [Die Bildung der slavischen] Personen- und Ortstiamen. [Heidslberg, 1927].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Евлогия (Георгиевского), диакон (5.11.1933), священник (12.11.1933), рукоположение совершил митр. Евлогий в Св. Александро-Невском соборе в Париже, законоучитель и настоятель церкви при детском приюте в Веррьере-ле-Бюиссон (12.11.19331.10.1934), исполнял пастырские обязанности в церковной общине Исси-ле-Мулино под Парижем (19351936), запрещен в священнослужении митр. Евлогием (1.11.1936), лишен священнического сана (8.2.1939), жил и работал под Парижем. Архив: Послужный список б. свящ. Гр. Бесполудинова (19331939). АЕУА. Биакай (мирское имя не установлено) см. Димитрий, архимандрит. Биневский Николай (даты рождения и смерти не установлены), протоиерей. Из перемещенных лиц, состоял в клире Германской епархии РЗЦ в сане протоиерея (19451949), больше сведений о нем не имеется. Архив: АГЗ. Бинецкий Константин (даты рождения и смерти не установлены), протоиерей. Из перемещенных лиц, состоял в клире Германской епархии РЗЦ в сане протоиерея (19451950), больше сведений о нем не имеется. Архив: АГЗ. Бирюков Порфирий (26.2.1880, с. Каргаиольское Пермск. губ. – 1957, Асунсьон, Парагвай), митрофорный протоиерей. Из семьи духовенства, сын священника. Окончил Пермскую Духовную семинарию (1900), псаломщик в одной из церквей г. Петропавловска, диакон (11.7.1904), служил в церкви с. Нагибинское (19041906), затем в с. Бродокалмацкое (19061911), священник (11.4.1912), помощник настоятеля церкви с. Никольское (1.7.19121.12.1913), настоятель той же церкви (1.12.191314.7.1919), эмигрировал во Францию (15.1.1920), вся семья его осталась в России, основатель и 1-й настоятель Воскресенской церкви в Бельфоре (11.5.192515.9.1925), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), настоятель Галлиполийской церкви в Париже (14.2.192731.5.1932), настоятель Покровской церкви в Лионе (1.11.193229.6.1937), протоиерей (7.1.1934), уволен из клира Экзархата митр. Евлогия в связи с отъездом в Южную Америку (29.6.1937), уехал в Парагвай (1.7.1937), принят в клир РЗЦ, настоятель Покровской церкви в Асунсьоне (19371954), митрофорный протоиерей (1952), вышел за штат по старости (1954). Архив: Послужный список о. П. Бирюкова (19251937). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни. Бландина ( Оболенская Александра Владимировна , княгиня; 30.3.189721.12.1974, Муазенэ-леТран, Франция), монахиня. Из дворянской семьи, дочь известного земского деятеля. Эмигрировала в Белград, затем в Париж, член Белградского православного молодежного кружка, активный член РСХД, духовная дочь о. С. Булгакова , член Братства Св. Софии, поступила в женскую монашескую общину в Муазенэ-ле-Гран близ Мелана (1937), пострижена в монашество (1937), одна из 4-х основательниц Покровского монастыря в Бюсси-ан-От (2.7.1946), поселилась в скиту Казанской иконы Божией Матери в Муазенэ-ле-Гран (1970).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

См.; Профессор протоиерей Андрей Сергеенко.//ЖМП 1974. 2. С. 27–29. 479 Сергиевский Сергей Алексеевич . Окончил Вологодскую ДС (1914), выпускник Петроградской ДА 1918 года. 191 Сергий Валаамский, прп.; (? – около 1353). 8 Сергий Радонежский, прп.; (ок. 1319 – 25 сентября 1392). 231, 243, 249, 341, 419 Сергий (Голубцов Павел Александрович); 29 апреля 1906 – 16 июня 1982. Окончил среднюю школу в Сергиевом Посаде (1923), с 1924 специализировался в области древнерусской живописи и работал в различных музейных учреждениях в качестве художника-реставратора до начала Великой Отечественной войны, в течение которой он состоял на военной службе. Окончил Московские ДС (1947) и ДА (1951), к. б. С 1951 – преподаватель церковной археологии, а также древнееврейского языке Московской ДА, и Ветхого Завета в Московской ДС. С 1950 – в братии Троице-Сергиевой Лавры, 6 марта 1950 пострижен в монашество, 7 апреля рукоположен во иеродиаконе, 28 мая 1950 – во иеромонаха, с 5 июля 1954 – архимандрит. С 30 октября 1955 – епископ Старорусский, викарий Ленинградской епархии, с 1 января 1957 – управляющий Новгородской епархией, с 23 августа 1959 – епископ Новгородский и Старорусский, с 25 февраля 1963 – архиепископ, 11 мая 1963 награжден правом ношения креста на клобуке, 7 октября 1967 назначен архиепископом Казанским и Марийским, но 23 октября 1967 ушел на покой. См.: Андроник, игумен. Высокопреосвященный архиепископ Сергий//ЖМП. 1982. 10. С. 18–23. 446, 451, 459 Сергий (Дмитревский Сергей Павлович); (1872 – 1937). Окончил Рязанскую ДС и Казанскую ДА (1898), к. б. С 1898 – священник. С 4 августа 1898 – законоучитель Астраханской мужской гимназии, с 6 ноября 1902 – смотритель Барнаульского ДУ, с 26 апреля 1906 – инспектор и законоучитель Томского ЕЖУ, с 7 октября 1910 – преподаватель гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей в Томской духовной семинарии. Был приходским священником села Петропавловского. В 1922 уклонился в обновленчество. С 23 декабря 1922 – епископ Томский. Участвовал в обновленческих соборах 1923 и 1925. С 1924 – архиепископ. С 1925 – член Пленума Св. Синода. Магистр церковного права Московской богословской академии (1930). Арестован в 1937 и приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян в Томске.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Награжден орденами св. кн. Владимира 1-й степени (1963) и св. Сергия Радонежского 2-й степени (1981). Скончался в своем храме перед началом воскресной литургии. 8 апр. 1987 г. Крутицкий митр. Ювеналий (Поярков) возглавил в Скорбященской ц. отпевание К., к-рое, согласно завещанию покойного, совершалось священническим чином. Погребен на Преображенском кладбище Москвы. Соч.: Победа света над тьмой: (К церк. празднику в честь ангелов)//ЖМП. 1944. 11. С. 32-33; Историческое путешествие//Там же. 1945. 8. С. 6-25; 9. С. 16-25; Уродливое явление//Там же. 1947. 8. С. 32-34; Москва//Там же. 10. С. 11-12; Митр. Ливанский Илия и архим. Антиохийского Патриархата Василий в гостях у Патриарха Московского и всея Руси Алексия//Там же. 1948. 1. С. 45-56; Погребение Верховного Патриарха-Католикоса всех армян Георга VI//Там же. 1954. 7. С. 67-75; 18 дней в Японии: Междунар. конф. за запрещение атомного и водородного оружия]//Там же. 1957. 9. С. 35-37; Поездка в Индию: [Учредительная конф. инд. нац. объединения христиан в борьбе за мир]//Там же. 1963. 7. С. 39-42; Высокопреосв. Питирим, митр. Крутицкий и Коломенский: [Некр.]//Там же. 9. С. 21-25; Четыре дня в Лондоне//Там же. 1964. 5. С. 22-25; В гостях у киприотов//Там же. 1965. 7. С. 9-12; О хлебе насущном//Там же. 1973. 1. С. 37; Проповедь в день прославления иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»//Там же. 1975. 10. С. 45-46; В Неделю 12-ю по Пятидесятнице (Мф. 19. 16-26)//Там же. 1987. 9. С. 47-48; Архиеп. Киприан (Зёрнов): К 100-летию со дня рождения: [Статьи и проповеди]/Сост.: прот. А. Федосеев. М., 2001. Лит.: Наречение и хиротония архим. Киприана//ЖМП. 1961. 9. С. 8-11; Мануил. Рус. иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 94-98; Краснов-Левитин А. Э. «Рук Твоих жар»: (1941-1956): [Восп. Ч. 2]. Тель-Авив, 1979. С. 155-157; он же. В поисках Нового Града: Восп. Ч. 3. Тель-Авив, 1980. С. 150, 166-170; Лагуткин А., прот. лет архиеп. Киприану и 20 лет его архиерейского служения]//ЖМП. 1981. 9. С. 29-30; Гузняков Б., прот. Высокопреосв. архиеп. Киприан: [Некр.]//Там же. 1987. 9. С. 25-27; Ардов М., прот. Мелочи архи..., прото... и просто иерейской жизни. М., 1995. С. 221-250; Цыпин. История РЦ. С. 400-401.

http://pravenc.ru/text/1684752.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010