Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКАНОР Никанор (Юхимюк), архиеп. Каменец-Подольский и Городокский. Фотография. 1996 г. Никанор (Юхимюк), архиеп. Каменец-Подольский и Городокский. Фотография. 1996 г. (Юхимюк Николай Иванович; 28.08.1935, с. Пашова Волынского воеводства, Польша (ныне Пашевая Демидовского р-на Ровненской обл., Украина) - 4.04.1997, г. Каменец-Подольский Хмельницкой обл., Украина), архиеп. Каменец-Подольский и Городокский. Род. на Зап. Украине, присоединенной в 1939 г. к СССР, в правосл. крестьянской семье. Окончив среднюю школу, работал на заводе в Луцке. С 1954 по 1957 г. проходил срочную военную службу. В 1957 г. поступил в Волынскую ДС, к-рую окончил в 1961 г. В 1962 г. поступил в МДА, где отучился 1 курс. В 1963 г. перешел в академии на заочное обучение и был рукоположен во диакона Волынским и Ровенским еп. Мефодием (Мензаком). После перевода еп. Мефодия на Черновицкую кафедру 19 июля 1965 г. был рукоположен им во иерея и назначен священником Иоанно-Златоустовского храма в с. Мигове Вижницкого р-на Черновицкой обл. Украинской ССР. 2 февр. 1967 г. принял монашеский постриг с именем Никанор в Троице-Сергиевой лавре. В том же году был назначен настоятелем Свято-Николаевского храма в пос. Путила Черновицкой обл. В 1968 г. переведен на должность настоятеля Вознесенского храма в пос. Лужаны Кицманского р-на той же области. В 1969 г. окончил заочно МДА со степенью кандидата богословия за соч. «История освящения мира и чины миропомазания на Руси». В том же году Черновицкий еп. Феодосий (Процюк ; впосл. митрополит) назначил Н. настоятелем кафедрального собора в Черновцах. В 1970 г. возведен в сан игумена. Начало архиерейского служения Н. было связано с ситуацией, сложившейся в Чехословацкой Православной Церкви. После кончины еп. Кирилла (Мучичка; † 25 июля 1979) осталась без архиерейского окормления Михаловская епархия в Вост. Словакии, где имелись большие сложности во взаимоотношениях с Греко-католической церковью (19 из 21 храма находились в совместном пользовании с униатами).

http://pravenc.ru/text/2565320.html

Михаил (Чуб), архиепископ Ставропольский и Бакинский Родился 18 февраля 1912 года в гор.Пушкине под Ленинградом в семье священника. В 1930 году учился в Гидрометеорологическом институте и в заочном институте иностранных языков. С 1932 года – преподаватель иностранных языков в различных учебных заведениях. В 1947 году поступил в Ленинградскую духовную академию, которую окончил в 1950 году со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем по Общей Церковной истории в Ленинградской духовной семинарии. В 1953 году было поручено чтение лекций по Истории Древней Церкви в Ленинградской дух.академии. В 1950 году рукоположен в сан диакона епископом Лужским Симеоном, а затем во священника с припиской к Академической церкви. 16 июня 1953 года назначен к посвящению во епископа Лужского. 4 дек. 1953 года пострижен в монашество. 18 дек.1953 года хиротонисан во епископа Лужского с поручением управления патриаршими приходами и монастырями в Финляндии. Хиротонию совершали: митр.Ленинградский и Новгородский Григорий, архп. Одесский и Херсонский Никон, епископ Таллинский и Эстонский Роман и епископ Костромской и Галичский Иоанн. II ноября 1954 года освобожден от управления в Финляндии и направлен епископом Старорусским, вик.Ленинградской епархии. 2 февр.1955 года освобожден от преподавания в Ленинградской духовной академии и управления Старорусской епархией и переведен епископом Вяземским с временным управлением Смоленской епархией. 5 апр.1955 года назначен епископом Смоленским и Дорогобужским. С 15 авг.1957 года – епископ Берлинский и Германский. В сентябре 1957 года – участник в составе делегации Русской Православной Церкви по поездке в Болгарию. 5 марта 1959 года – епископ Ижевский и Удмуртский, с освобо- жденкем от звания епископа Германского. 29 марта 1961 года – временно управлял Тамбовской епархией. 8 августа 1961 года утвержден епископом Тамбовским и Мичуринским. 16 ноября 1962 года переведен епископом Ставропольским и Бакинским. 25 февраля 1965 года возведен в сан архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Недвецкий Николай, протоиерей С 1928 г. служил в кейданской церкви Преображения Господня Литовской епархии. С 15 июня 1949 г. стал настоятелем Всехсвятского храма в г. Клайпеда. 31 октября 1954 г. была освящена храмовая икона «Всех святых, в земле Российской просиявших». Отец Николай долго и терпеливо собирал изображения русских святых для одной общей иконы. Собрав необходимый материал, он обратился к иконописцу, который написал икону на золотом фоне. Протоиерей Иосиф Дзичковский описывал ее: «На иконе была изображена вся Русь Православная, начиная от ее крестителя – равноапостольного князя Владимира. Из истории Великой Родины нашей взято и перенесено на икону все самое чистое, святое, великое и незабываемое. Поучителен каждый образ святого – а тут их сотни. Сколько пламенных патриотов, горячо любивших Родину (преподобный Сергий Радонежский, князь Александр Невский, Патриарх Гермоген, митрополит Филипп и т. д.)! Ведь прихожане храма – русские люди. На иконе же изображены тоже русские люди. Сколько тем для размышления и, конечно, для подражания!.. Я, соборне, с двумя клайпедскими священниками, совершил освящение иконы, а затем – Божественную литургию. В положенное время у новоосвященной иконы я обратился к русским людям, переполнившим храм, с соответствующим словом, указывая им на богатое, бесценное содержание иконы, и призывал их любить и славить нашу Родину, как это делали изображенные на ней Угодники Божии, – тоже русские люди. Надо было видеть, как внимательно прихожане выслушали мое обращение! Затем они сплошным потоком устремились к иконе для поклонения. Еще долго после окончания службы они не расходились, подходя к о[тцу] настоятелю, благодаря его за бесценный подарок. Вечером опять собрался народ, у иконы я совершил Акафист Всем русским святым и опять беседовал с людьми. Приятно сознавать, что и в дальнейшем каждое акафистное пение у храмовой святыни будет прославлением доблести русских людей...» 871 Протоиерей Николай Недвецкий в Клайпеде служил настоятелем в течение 35-ти лет, вплоть до своей кончины в 1983 г. 9 июня 1957 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

1 дек. 1944 г. был определен к епископской хиротонии на Львовскую и Станиславскую кафедру по пострижении в монашество, постановлением Свящ. Синода от 18 апр. 1945 г. назначение изменено на Винницкую кафедру. 29 апр. 1945 г. еп. Николаем (Чуфаровским) в Крестовоздвиженском храме г. Луцка о. Павел был пострижен в монашество с именем в честь прп. Варлаама, игум. киево-печерского. 12 мая 1945 г. в Киевском Михайловском монастыре состоялось наречение, 13 мая во Владимирском кафедральном соборе Киева - хиротония В. во епископа Винницкого и Брацлавского, к-рую возглавил митр. Киевский и Галицкий Иоанн (Соколов) . Церковная жизнь на Зап. Украине отличалась конфессиональной пестротой (на ее земле сосуществовали православные, католики, униаты, баптисты, иеговисты, сектанты). От архиерея требовалось немало мудрости, такта и упорства, чтобы руководить духовенством, среди к-рого было немало вчерашних униатов, вести миссионерскую работу, по мере сил сопротивляясь требованиям уполномоченных Совета по РПЦ, всячески ограничивавших влияние Церкви на население. Постоянной заботой В. были обеспечение приходов духовенством, повышение уровня подготовки клириков. Епископ организовал правосл. курсы, на к-рые в 1945/46 г. было принято 40 чел., заботился о благолепии церковной службы, стараясь очистить ее от заимствований из католического богослужения, доходчиво проповедовал, чему способствовало прекрасное знание укр. языка. В янв. 1946 г. награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Постановлением Свящ. Синода от 3 янв. 1946 г. перемещен на Волынскую и Ровенскую кафедру. Одной из главных забот В. в период его пребывания в Волынской епархии было возвращение к церковнослав. языку в богослужении. Представляет интерес составленная им и поданная Патриарху Алексию докладная записка «Богослужение на Волыни». Постановлением Свящ. Синода от 3 июня 1948 г. переведен на Каменец-Подольскую и Проскуровскую кафедру, 30 янв. 1952 г.- на Измаильскую и Болградскую. Создал при кафедральном соборе 2-недельные курсы для духовенства, в большинстве своем не имевшего духовного образования, через к-рые прошло более половины священников епархии. 6 марта 1954 г. назначен епископом Хмельницким и Каменец-Подольским, в 1957 г. возведен в сан архиепископа и перемещен на Мукачевскую и Ужгородскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/154175.html

Бирля. Церковь Михаила Архангела. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Михаила Архангела , Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1881 и 1882. Год утраты:1957 (разобрана для расчистки ложа водохранилища) Адрес: Россия, Ульяновская область, Мелекесский район, акватория Куйбышевского водохранилища в 5,5 км к северу от существующего села Бирля Координаты: 53.96803, 49.213706 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Бирля, Михаила Архангела церковь Построена в 1881 году, закрыта в 1930-е годы, открыта в 1946 году, вновь закрыта в 1953 году, разобрана в 1954-1955 годах. До 1882 года Бирля имела статус деревни, а с постройкой в 1882 году Михайло-Архангельской церкви Бирля стала селом. Церковь была освящена в мае 1882 года.Для причта отвели 33 десятины (36 га) земли, в том числе 29 (31,7 га) пахотной и 4 луговой (4,3 га). Дома для служителей устроили на мирской земле. Жалование они получали от общества: 424 рубля 46 копеек ежегодно. Ближайшие церкви находились в сёлах Кондаковка (2,1 км), Кротково-Городище (7,5 км) и Никольское-на-Черемшане (7,5 км). В приход на 1911 г. входили сама Бирля и д. Поликаровка . В новом храме хранились копии метрических книг с 1863 по 1875 гг., переданные из Кондаковки, исповедная роспись с 1882 г. и другие документы.  В марте 1882 г. по просьбе бирлинских прихожан и своему желанию настоятелем Михайло-Архангельской церкви стал священник Александр Васильевич Терновский. Несмотря на молодой возраст (26 лет), он успел послужить в трёх местах, причём последним было место священника в Троицком соборе уездного г. Ставрополь, где он одновременно являлся законоучителем в приходском мужском и женском училищах (1878-1882 гг.).  Исправляющим должность псаломщика также с марта 1882 г. являлся Михаил Александров, с 1863 г. служивший в Ставропольском Троицком соборе. 

http://sobory.ru/article/?object=52629

Борис Алексеевич (род. 25.02.1925, Париж), протопресв., богослов, декан Свято-Сергиевского Православного Богословского ин-та в Париже (с 1993). Потомок сына имп. Екатерины II Великой и гр. Григория Орлова, сын гр. А. А. Бобринского и графини Н. П. Ферзен, покинувших Россию во время революции 1917 г. С 1944 по 1949 г. обучался в Свято-Сергиевском ин-те. Его преподавателями были еп. Кассиан (Безобразов) , прот. Н. Афанасьев , архим. Киприан (Керн) , прот. Г. Флоровский , прот. А. Шмеман , прот. В. Зеньковский , А. В. Карташёв и Л. А. Зандер . Большое влияние на становление богословских взглядов Б. оказала дружба с В. Н. Лосским . В 1949 г. под рук. прот. Г. Флоровского он написал и защитил диплом на тему «Таинство миропомазания у восточных отцов IV века», в к-ром предпринял попытку исследования богословия и практики совершения этого таинства в ранней сиро-палестинской традиции (свт. Кирилл Иерусалимский, прп. Ефрем Сирин , свт. Иоанн Златоуст и др.). С 1949 по 1951 г. Б. находился в научной командировке в Греции при богословском фак-те Афинского ун-та, изучал рукописи свт. Григория Паламы , хранящиеся на Афоне и в Афинах. После возвращения во Францию в 1951 г. был приглашен преподавать историю Др. Востока в Свято-Сергиевский ин-т, являлся инспектором ин-та. С 1954 г. профессор, заведует кафедрой догматического богословия по наст. время. Сферой особого интереса Б. в догматике является троичное богословие. В своем преподавании он сочетает глубину библейского богословия с постоянной обращенностью к святоотеческому наследию. Б. является одним из участников (вместе с прот. Г. Флоровским, прот. А. Шмеманом и протопр. И. Мейендорфом ) «патристического возрождения» в рус. зарубежье во 2-й пол. XX в. В 1957 г. Б. женился на баронессе Елене Юрьевне Дистерло, имеет троих детей. Весной 1959 г. митр. Владимиром (Тихоницким) рукоположен во диакона, осенью того же года - во иерея. В 1968 г. назначен настоятелем франкоязычного правосл. прихода Пресв. Троицы в крипте св. Александра Невского собора в Париже . Его деятельность по переводу литургических текстов и внедрению правосл. богослужения на франц. языке, а также активная миссионерская деятельность его прихода способствовали распространению Православия во Франции и в Зап. Европе в целом. С 1969 по 1990 г. Б. являлся ответственным за правосл. участие в богословском преподавании в Высшем ин-те экуменических исследований при Католическом ун-те в Париже. В 1986 г. защитил докт. дис. при Свято-Сергиевском ин-те на тему «Почивание Святого Духа на Христе».

http://pravenc.ru/text/149421.html

Возрождается Российская Духовная миссия в Китае 11 июня сего года на заседании Совета Московской Духовной академии было принято решение о создании в Академии Центра изучения проблем православной миссии на Дальнем Востоке, руководителем Центра назначен сотрудник Учебного комитета Русской Православной Церкви Е.Ю. Петровский. Созданная в царствование Петра Великого Российская Духовная миссия в Китае была упразднена в 1954 году. В 1957 году Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято решение о даровании Китайской Православной Церкви статуса автономной. В то время в Китае насчитывалось около 20 000 православных христиан. В 1997 году отмечался 40-летний юбилей автономии Православной Церкви в Китае. Этому событию было посвящено специальное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшееся 17 февраля 1997 года. На заседании был рассмотрен исторический путь и современное положение Китайской Автономной Православной Церкви. Члены Синода пришли к заключению, что " дарование статуса автономии Китайской Автономной Православной Церкви было своевременным шагом, соответствовавшим положению епархий на территории Китайской Народной Республики и отражавшим их готовность перейти к форме самостоятельного управления. Тысячелетнее служение Русской Православной Церкви Отечеству и народу было, как основополагающий принцип отношений с государственной властью, органично воспринято Китайской Автономной Православной Церковью от Матери-Церкви и воплощено ею в служении своему великому отечеству " . Состоявшийся в том же году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви одобрил принятые Священным Синодом определения, свидетельствуя о сохранении статуса автономии Китайской Православной Церкви и о неприкосновенности ее канонических границ. В настоящее время Предстоятелем Китайской Автономной Православной Церкви является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, управляющим делами - председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

http://pravoslavie.ru/40060.html

Возрождается Российская Духовная миссия в Китае HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Возрождается Российская Духовная миссия в Китае 11 июня сего года на заседании Совета Московской Духовной академии было принято решение о создании в Академии Центра изучения проблем православной миссии на Дальнем Востоке, руководителем Центра назначен сотрудник Учебного комитета Русской Православной Церкви Е.Ю. Петровский. 11 июня сего года на заседании Совета Московской Духовной академии было принято решение о создании в Академии Центра изучения проблем православной миссии на Дальнем Востоке, руководителем Центра назначен сотрудник Учебного комитета Русской Православной Церкви Е.Ю. Петровский. Созданная в царствование Петра Великого Российская Духовная миссия в Китае была упразднена в 1954 году. В 1957 году Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято решение о даровании Китайской Православной Церкви статуса автономной. В то время в Китае насчитывалось около 20 000 православных христиан. В 1997 году отмечался 40-летний юбилей автономии Православной Церкви в Китае. Этому событию было посвящено специальное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшееся 17 февраля 1997 года. На заседании был рассмотрен исторический путь и современное положение Китайской Автономной Православной Церкви. Члены Синода пришли к заключению, что " дарование статуса автономии Китайской Автономной Православной Церкви было своевременным шагом, соответствовавшим положению епархий на территории Китайской Народной Республики и отражавшим их готовность перейти к форме самостоятельного управления. Тысячелетнее служение Русской Православной Церкви Отечеству и народу было, как основополагающий принцип отношений с государственной властью, органично воспринято Китайской Автономной Православной Церковью от Матери-Церкви и воплощено ею в служении своему великому отечеству " . Состоявшийся в том же году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви одобрил принятые Священным Синодом определения, свидетельствуя о сохранении статуса автономии Китайской Православной Церкви и о неприкосновенности ее канонических границ.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Займо-Обрыв. Церковь Спаса Преображения. Преображенский храм Автор: Марина Кожевникова Снято: 23 февраля 2015 Добавлено: 11 октября 2015 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Построена в 1910 г., вероятно, по проекту Студеникина. По описанию страховых документов церковь кирпичная, внутри оштукатурена и расписана. Покрыта железом, главный купол оцинкован. Длина с колокольней 16 саж. 2 арш., ширина 10 саж., высота 5 саж. Главы: одна большая и 4 малых. Иконостас длиной с уступами 34 арш., высотой 12 арш. Колокольня в два яруса, высота до карниза 40 арш. Приговорами жителей хуторов Кочевана и Займов от 5 декабря 1899 г. и от 1 марта 1901 г. постановлено предоставить из принадлежащих крестьянам этих сел земельных паев в собственность сооружаемой в хуторе Займах Преображенской церкви: а) 4915 саж. под церковную площадь, 1060 кв. саж. под усадьбы для церковного причта и в) 33 дес. удобной земли на довольствие причта. Означенная приговорами земля для строительства церкви и обеспечения причта была выделена в апреле 1905 г. Духовенство на 1913 г.: свящ. Александр Иларионович Попов, 1888 г.р.; псаломщик Александр Федорович Новицкий, 1887 г.р. Преображенская церковь была закрыта 20 июня 1937 г., ее использовали, как и большинство храмов области, под ссыпку зерна до 1942 г. 2 октября 1938 г. было принято постановление о ликвидации общины. В Преображенской церкви с. Займо-Обрыв богослужения возобновились в 1942 г. во время немецко-фашистской оккупации. 24 ноября 1944 г. община была зарегистрирована уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Ростовской области. Весной 1954 г. правление колхоза Займо-Обрыв попыталось закрыть Преображенскую церковь (ее планировали использовать под склад), однако в ответ на просьбу председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР сообщил в Ростовский исполнительный комитет: «Как видно из… заявлений с большим количеством подписей, переданных в Совет делегацией верующих, церковная община в селе Займо-Обрыв активная и изъятие у нее церковного здания может вызвать совершенно нежелательную дальнейшую активизацию верующего населения. Ввиду приведенных обстоятельств Совет не может согласиться с изъятием у религиозной общины церковного здания». Невзирая на отрицательный ответ Совета, правление колхоза не оставило попыток закрыть церковь. 29 апреля 1957 г. Азовский исполком сообщал председателю Ростовского облисполкома: «В связи с ростом колхоза и ростом благосостояния колхозников требуется коренное улучшение культурной работы на селе и народного образования, правление колхоза просит о возвращении им помещения, занятого церковью, для приспособления его под культурный очаг».

http://sobory.ru/article/?object=31325

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИЗИЯ [греч. Βιζη] (совр. Визе, Турция), г. во Фракии, к северо-востоку от Аркадиополя (совр. Люлебургаз). Известна с античности, входила в состав рим. пров. Европа. C III в. по Р. Х. В. играла важную роль как крепость. В 922 г. была разрушена болг. царем Симеоном (893-927). Вновь была обнесена крепостными стенами и в XIII в. стала военно-стратегическим пунктом Никейской империи. Впервые попала под власть турок в кон. XIV в.; окончательно завоевана в 1453 г. Епископия В., подчиненная митрополии Ираклии Фракийской, в составе К-польского Патриархата, впервые упомянута в 431 г. В VII-VIII вв. возведена в ранг автокефальной архиепископии ( Darrouz è s. Notitiae. N 1. P. 205), между 1342 и 1348 гг. стала митрополией (Ibid. N 17. P. 402). В 1682 г. объединена с Мидийской епархией. Упразднена в 1922 г. В. известна как место смерти в 304 г. святых Севира , Мемнона и с ними 37 мучеников (пам. 20 авг.). В В. находится гробница Антиохийского Патриарха свт. Евстафия, соратника свт. Афанасия Великого в борьбе с арианской ересью. Во время церковной борьбы при имп. Валенте сюда был сослан К-польский Патриарх Евагрий ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 15), а в 656 г.- богослов и философ прп. Максим Исповедник (PG. 90. Col. 159-160). Здесь, в кафедральном соборе Св. Софии, построенном в кон. VIII - нач. IX в., в 903 г. была похоронена св. Мария Новая (или Мария Младшая; пам. греч. 16 февр.) ( Mango. Р. 9-13). Собор представляет собой базилику с элементами крестово-купольного здания. Однако тур. ученый С. Эйидже ( Eyice. P. 293-297) считает, что св. Мария была похоронена в несохранившейся церкви, на месте к-рой в XIII-XIV вв. был построен совр. собор. Лит.: Λακδης Σ. Θ. Ιστορα τς παρχας Βιζης κα Μηδεας. Κωνσταντινοπολις, 1890; Delehaye H. Saints de Thrace et de Mésie/AnBoll. 1912. Vol. 31; Janin R. Bizya//DHGE. T. 9. Col. 44-46; Ιωαννδης Σ. Ιστορα τς Βιζης νατολικς Θρκης//Εταιρεα Θρακικν Μελετν. 1954. Т. 33; Κατστασις τς παρχας Βιζης π τν Βυζαντινν μοναρχαν 364-1204 Μ. Χ.//Αρχεον το Θρακικο Λαογραφικο κα Γλωσσικο Θησαυρο. 1957. Τ. 22. Σ. 270-280; Mango C. The Byzantine Church at Vize (Bizye) in Thrace and St. Mary Younger//ЗРВИ. 1968. Vol. 11; Γριτσπουλος Τ. Α. Βιζης, Μητρπολις//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 889-890; Eyice S. Monuments byzantins art atiliens inédits ou peu connus//Corsi di Cultura sull " arte Ravennate e Bizantina. Ravenna, 1971. Vol. 18. P. 293-297; Velkov V. Die thrakische Stadt Bizye//Studia in honorem V. Beševliev. Sofia, 1978. P. 174-181.

http://pravenc.ru/text/158436.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010