Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАЛОВСКО-КОШИЦКАЯ ЕПАРХИЯ [Словац. Michalovsko-Košická eparchia], Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Объединяет приходы в юго-вост. части Словакии. Кафедральный город - Михаловце. Правящий архиерей - архиеп. Георгий (Странский; на кафедре с 30 сент. 2007). 28 июля 1950 г. епархиальное собрание Прешовской епархии Экзархата РПЦ в Чехословакии под председательством еп. Прешевского Алексия (Дехтерёва) в связи с массовым присоединением греко-католиков к правосл. Церкви приняло решение создать епархию с центром в г. Михаловце. 29 июля в Михаловце состоялось собрание духовенства и верующих, избравшее епископом бывшего греко-католич. свящ. Виктора Михалича (15 авг. это избрание утвердил Синод РПЦ). 3 окт. свящ. Виктор принял монашество с именем Александр и был возведен в сан архимандрита, после хиротонии во епископа 8 окт. он вступил в управление епархией. После издания 23 нояб. 1951 г. патриархом Московским и всея Руси Алексием I Томоса о даровании автокефалии Чехословацкой Православной Церкви (см. Чешских земель и Словакии Православная Церковь ) Михаловская епархия вошла в состав этой автокефальной Церкви. В 1951 г. в состав Михаловской епархии входило 90 приходов и 362 филиала, разделенных на 16 архидеканатов (благочиний). Общее количество православных в епархии составляло 103 917 чел. ( Horkaj Š., prot., Pruinský Š., prot. 1998. S. 304). Большинство верующих были бывшими греко-католиками: в 1953 г. из 66 священнослужителей епархии 38 были бывшими греко-католич. клириками, 25 были рукоположены после создания епархии и лишь 3 были рукоположены до 1950 г. ( Marek P., Lupo M. Nástin djin pravoslavné církve v 19. a 20. st.: Prolegomena k vývoji pravoslaví v eských zemích, na Slovensku a na Podkarpatské Rusi v letech 1860-1992. Brno, 2012. S. 282). Деятельность еп. Александра (Михалича) часто вызывала нарекания гос. органов (на момент хиротонии ему было 72 года), обвинения в неспособности к адм. деятельности и недостаточной лояльности к новой власти. Поэтому 14 февр. 1953 г. был избран викарий Михаловской епархии еп. Мефодий (Милли; также бывш. греко-католич. священник) с титулом «Требишовский», который фактически принял руководство всей епархией. В апр. 1953 г. еп. Александр ушел на покой по собственному желанию († 25 нояб. 1954). 14 апр. 1954 г. правящим архиереем епархии был избран еп. Мефодий (Милли), к-рому на момент избрания было 70 лет. Когда в 1960 г. здоровье еп. Мефодия резко ухудшилось, 4 нояб. 1962 г. викарием Михаловской епархии (с титулом «Требишовский») был рукоположен архим. Мефодий (Канчуга). Но в 1964 г. за самовольную поездку в США он был запрещен в служении. В 1965 г. в викарного еп. Требишовского был рукоположен архим. Кирилл (Мучичка), после смерти еп. Мефодия (4 окт. 1966) он стал правящим епископом Михаловской епархии.

http://pravenc.ru/text/2563822.html

Нисхождение во ад. Почему Бог допускает болезнь и смерть детей? И только одна нить соединяет нас с Иисусом — имя этой нити любовь. 16 октября, 2020 И только одна нить соединяет нас с Иисусом — имя этой нити любовь. 25 лет назад один из первых настоятелей храма при Российской детской клинической больнице Георгий Чистяков (1953-2007) написал эссе-рассуждение о том, как жить и верить в мире, где умирают дети Это знакомое многим христианам размышление священника Георгия Чистякова. Оно впервые было опубликовано в газете  «Русская мысль» 4  в далеком 1995 году. Отец Георгий был одним из первых священнослужителей, кто пришел в Российскую детскую клиническую больницу. При больнице был организован храм, прямо в актовом зале. Там этот блестяще образованный человек, филолог, историк, кандидат наук, исповедовал, причащал, утешал детей, больных онкологией, и их родителей. В 2007 году он сам умер от опухоли головного мозга. Это одно из самых сильных его размышлений: о том, как можно верить в Бога, который есть Любовь, и видеть, как страдают тяжелобольные дети. За последний месяц я похоронил шесть детей из больницы, где каждую субботу служу литургию. Пять мальчиков: Женю, Антона, Сашу, Алешу и Игоря. И одну девочку — Женю Жмырко, семнадцатилетнюю красавицу, от которой осталась в иконостасе больничного храма икона святого великомученика Пантелеймона. Умерла она от лейкоза. Умирала долго и мучительно, не помогало ничто. И этот месяц не какой-то особенный. Пять детских гробов в месяц — это статистика. Неумолимая и убийственная, но статистика. И в каждом гробу родной, горячо любимый, чистый, светлый, чудесный. Максимка, Ксюша, Настя, Наташа, Сережа… За последний день я навестил трех больных: Клару (Марию), Андрюшу и Валентину. Все трое погибают — тяжело и мучительно. Клара уже почти бабушка, крестилась недавно, но можно подумать, что всю жизнь прожила в Церкви — так светла, мудра и прозрачна. Андрюше — 25 лет, а сыну его всего лишь год. За него молятся десятки, даже, наверное, сотни людей, достают лекарства, возят на машине в больницу и домой, собирают деньги на лечение — а метастазы повсюду. И этот день не какой-то особенный, так каждый день.

http://pravmir.ru/nishozhdenie-vo-ad-poc...

Новости Первая научная конференция памяти о. Георгия Чистякова посвящена исследованиям Нового Завета 28.06.2010 10:58 Москва, 28 июня, Благовест-инфо. Первая научная конференция памяти священника Георгия Чистякова (1953-2007) состоялась 25 июня в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ), в третью годовщину его кончины (22 июня). Организаторы конференции – сотрудники Центра изучения религий РГГУ выбрали для научного обсуждения тему, которой о. Георгий Чистяков посвятил многие свои работы: «Новозаветные исследования: проблемы и перспективы». В РГГУ хорошо знали о. Георгия как талантливого историка, филолога, богослова, публициста, яркого преподавателя – в 1990-х гг. он читал студентам курсы по Новому Завету, по культурологии. Об этом упомянул, открывая конференцию, проректор РГГУ по научной работе Дмитрий Бак. «О. Георгий – человек универсальных интересов. Но Новый Завет – это самое дорогое для него. Поэтому мы хотели связать его память с самой важной для него научной проблематикой. Тем более, что, как это ни парадоксально, у нас (в России – ред.) пока не было полновесной конференции по Новому Завету, новозаветная наука не структурирована, специалисты, которые работают в этой области, имеют мало возможностей для научной дискуссии. Мы надеемся, что новозаветные конференции памяти о. Георгия станут регулярными», -- сказал «Благовест-инфо» организатор форума, руководитель Центра изучения религий РГГУ, однокурсник и друг о. Георгия Николай Шабуров. Как отметил в беседе с агентством сотрудник этого же центра и сын о. Георгия Петр Чистяков, конференция показала, что потребность в данной научной дискуссии действительно велика: желающих высказаться по теме каждого доклада было столько, что приходилось ограничивать их, соблюдая регламент. Он отметил также, что интерес к конференции проявили ученые из светских вузов и духовных школ, представители разных конфессий. В первой, сугубо научной части конференции выступили с докладами ученые из РГГУ, МГУ им. Ломоносова, Санкт-Петербургского университета, Московской духовной академии, Библейско-богословского института св. апостола Андрея, Свято-Филаретовского православно-христианского института, Католического института св. Фомы Аквинского.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Служить Отчизне с юных лет. Остановилось то мгновенье, Тому уж нынче десять лет. Но флотские не гаснут зори И как сочувствия завет Скажу - ты просто ушел в море, Оставив на земле свой след. Петр Кузнецов, капитан 2 ранга в отставке Василий Федорович Иванов - контр-адмирал, председатель учёного совета государственного учреждения «Музей подводных сил России имени Александра Ивановича Маринеско» в Санкт-Петербурге в 1997-2007 гг. , заместителя председателя президиума объединенного совета ветеранов подводников Санкт Петербурга. Василий Фёдорович Иванов родился 12 февраля 1934 года в селе Кетово (ныне Курганской области). С детства мечтал стать моряком. В 1953 году окончил Кетовскую среднюю школу и поступил в Киевское высшее военно-морское политическое училище. В период учёбы проходил стажировку на линкорах «Севастополь», «Новороссийск», крейсере «Красный Кавказ». По окончании училища получил специальность офицера - политработника Военно-Морского Флота. Василий Фёдорович посвятил службе на флоте около сорока лет. После окончания военно-морского училища служил на эскадронном миноносце «Совершенный» Краснознамённого Балтийского флота, затем был направлен в учебный отряд подводного плавания. В 1962 году в связи с резким обострением ситуации в Карибском регионе Иванов подал рапорт по команде с просьбой направить на подводную лодку, которая непосредственно участвует в защите интересов страны в зоне Карибского бассейна. Рапорт начальством был положительно рассмотрен, и Василия Фёдоровича перевели на действующую подводную лодку Краснознамённого Северного флота. В 1963 году капитан-лейтенант Иванов встречал группу подводников - участников Великой Отечественной войны, прибывших в учебный отряд подводного плавания, и познакомился с легендарным командиром Краснознамённой подводной лодки С-13 Александром Ивановичем Маринеско. В годы войны экипаж этой лодки утопил немецкий лайнер «Вильгельм Густлофф», на котором находилось 10 582 человека, в том числе 70 экипажей, подготовленных для приёма новых подводных лодок фашистского рейха. Советская печать потопление «Вильгельма Густлоффа» назвала «атакой века», а Маринеско - «подводником Встреча со знаменитым подводником во многом определила дальнейшую судьбу Иванова. Он стал активным защитником чести и достоинства героического экипажа подводной лодки С-13.

http://ruskline.ru/analitika/2017/04/03/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ИСАГОГА» [греч. Εσαγωγ το νμου], визант. правовой памятник. Название означает «введение в закон(одательство)». В научной лит-ре «И.» традиционно именовалась «Эпанагогой» (Επαναγωγ το νμου). Такое название было заимствовано из одной поздней рукописи «И.», где появилось, видимо, в результате ошибки писца; во всех остальных рукописях памятник называется «Исагога» ( Schminck. 1986. S. 12-13). Термин «исагога» возник еще в дохрист. эпоху и впосл. получил широкое распространение в христ. лит-ре (богословской и юридической) (об истории термина см.: Sch ä fer. 1959). Остается дискуссионным вопрос, была ли «И.» издана в качестве законодательного сборника или же осталась законопроектом. Однако влияние ее на последующую визант. правовую традицию бесспорно. История создания «И.» возникла в ходе «очищения древних законов», предпринятого имп. Василием I Македонянином и означавшего возврат к нормам законодательства имп. св. Юстиниана I , которое было противопоставлено «Эклоге» как законодательному сборнику императоров-иконоборцев (см. подробнее в ст. Анакатарсис ). В основе «И.» лежат гл. обр. Дигесты , Новеллы и Кодекс Юстиниана ; Институции Юстиниана использованы в меньшей степени ( Signes Codo ñ er, Andr é s Santos. 2007. P. 69. N 235). В то же время «И.» была составлена с учетом новых правовых реалий, в связи с чем в ней использован ряд норм «Эклоги». Заимствование в «И.» законодательства иконоборцев особенно ощущается в области наследования по завещанию и в имущественных отношениях супругов ( Malafosse. 1953. Col. 357-360). На «И.» также повлияли нек-рые церковные каноны. Весьма вероятно, что в составлении «И.» участвовал свт. Фотий , патриарх К-польский ( Mortreuil. Histoire du droit. T. 2. P. 56-57; Signes Codo ñ er, Andr é s Santos. 2007. P. 147-160). Патриарху Фотию скорее всего принадлежат предисловие к «И.» и первые 3 титула сборника. В частности, высказывания в предисловии о манихейской ереси близки к тому, что говорится о манихеях в сочинениях свт. Фотия. Правовое положение К-польского патриарха, закрепленное в «И.», вполне соответствует церковно-политическим взглядам свт. Фотия ( Hergenr ö ther. 1867. S. 588-591; Сокольский. 1894. С. 34-36, 38). В одной из рукописей правового сборника Epitome legum (Bodl. gr. 173, XII в.) имеются 2 схолии к Epit. leg. I 28, дословно воспроизводящие Eisag. II 1-2 и приписанные свт. Фотию. Авторство свт. Фотия подтверждается также сходством языка и стиля бесспорно принадлежащих ему произведений и «И.» ( Scharf. 1956. S. 390-398; Idem. 1959. S. 74-81).

http://pravenc.ru/text/674794.html

[Государство Ливия; араб. ], гос-во в Сев. Африке. Площадь - 1759,54 тыс. кв. км. На севере омывается водами Средиземного м.; на востоке граничит с Египтом , на юго-востоке - с Суданом , на юге - с Чадом и Нигером , на западе - с Алжиром , на северо-западе - с Тунисом . Столица - Триполи (1019 тыс. чел., по данным на 2012). Крупнейшие города (по данным на 2012): Бенгази (633 тыс. чел.), Мисурата (286 тыс. чел.), Тобрук (138 тыс. чел.), Себха (99 тыс. чел.), Бени-Валид (91 тыс. чел.). Офиц. язык - арабский; с 2012-2013 гг. в адм. практику допущены берберские языки. Включает 3 исторические области - Триполитанию (северо-запад), Киренаику (восток) и Феццан (юго-запад). Административно-территориальное деление (c 2007) - 22 района (шаабии). Сохраняется членство Л. в ООН (1955), ЛАГ (1953), МВФ (1958), МБРР (1958), ОПЕК (1962), АС (1963, до 2002 ОАЕ), Организации Исламская конференция (1969). География. Большая часть территории - в геологическом отношении часть сев. склона Африканской тектонической платформы - представляет собой плато (высотой в среднем до 600 м), разделенное обширными понижениями на отдельные участки субтропических полупустынь (на севере) и тропических пустынь (на юге). Береговая линия (1770 км) расчленена слабо: единственный крупный залив - Сидра (Б. Сирт), к западу от которого берега низкие, песчаные, окаймлены лагунами, к востоку - обрывистые, гористые. Вдоль побережья растянулась низменная равнина (высота до 200 м), постепенно расширяющаяся к востоку. На северо-востоке простирается плато Эль-Джебель-эль-Ахдар (до 705 м), на северо-западе - Хамада-эль-Хамра, которое у прибрежной низменности Джефара обрывается уступом Джебель-Нефуса (до 967 м), к югу уступом Тингерт (до 661 м) возвышается над котловинами Идехан-Аубари и Идехан-Мурзук с песчаными грядами длиной от десятков до сотен километров при относительной высоте 150-200 м. На востоке эти пустынные котловины ограничены вулканическими горами Эс-Сауда (до 840 м) и Эль-Харудж-эль-Асвад (до 1200 м), которые отделяют Феццан от Ливийской пустыни. К югу от них расположены плато Бин-Гунайма (до 740 м) и горы Туммо (до 1043 м). В юж. районах на территорию Л. заходят отроги вулканического нагорья Тибести высотой до 2267 м (гора Бетте - высшая точка страны).

http://pravenc.ru/text/2110469.html

Закрыть itemscope itemtype="" > В Москве создается Институт Библии 18.02.2011 313 Новое творческое объединение – «Институт Библии» - будет создано в Москве на базе Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им.Рудомино (ВГБИЛ), сообщает Седмица.ru . Задачи новой организации, которую возглавит в качестве президента протоиерей Александр Борисов, заключаются в популяризации достижении библеистики, создании разветвленной сети научного общения специалистов-библеистов, изучении влияния Библии на отечественную и мировую культуру и т.д. Об этом 14 февраля сообщила директор ВГБИЛ Екатерина Гениева, открывая научную конференцию «Библия в традициях отечественной культуры», которая стала первым мероприятием «Института Библии». Организатором конференции, помимо ВГБИЛ, стал приход московского храма свв. бессребреников Космы и Дамиана в Шубине, настоятелем которого является о. Александр Борисов. Форум был посвящен «известным исследователям Библии», священникам Александру Меню (1935-1990) и Георгию Чистякову (1953-2007), имена которых неразрывно связаны с общиной космодамианского храма. Екатерина Гениева пояснила, что Институт Библии мыслится как общественная организация, как «проектное творческое объединение», где единомышленники будут работать на общественных началах. Коснувшись роли известных библейских организаций: Института перевода Библии (РБО) и Российского библейского общества (РБО), Е.Гениева отметила, что их важнейшей задачей является перевод, издание и распространение текста Библии. Протоиерей Александр Борисов, который два десятилетия возглавлял РБО, одобрил инициативу Центра религиозной литературы и директора ВГБИЛ, подчеркнув, что библиотеки в современной России могут взять на себя роль культурных и просветительских центров. Он напомнил о «замечательных плодах» деятельности РБО, возрожденного о.Александром Менем после полуторавекового перерыва. «Через 20 лет необходим новый этап библейской работы – не просто издания и переводы, а углубленное изучение текстов в контексте культуры современной России», - сказал о.Александр. При этом президент Института Библии подчеркнул, что главные надежды в реализации этого замысла он возлагает не на ученое духовенство («время ученых монахов еще не наступило»), а на плеяду светских ученых, которые являются членами Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/02/18/v_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Законодатель танковой моды 21.07.2007 318 Время на чтение 8 минут Российское танкостроение по праву занимает ведущие позиции в мире. Используемые в отечественных танках технические решения очень внимательно изучают за рубежом. Вполне понятно, что без конструкторов, без научной школы создать машины, отвечающие всем требованиям современного боя, просто невозможно. А в этой когорте специалистов у нашей страны имеются поистине уникальные люди. Сегодня главному конструктору Уралвагонзавода по танкостроению кандидату технических наук генерал-майору Леониду Карцеву исполнилось 85 лет. Леонид Николаевич в кругах экспертов, специалистов и знатоков истории отечественного танкостроения - личность не просто известная, а легендарная. Для такой оценки есть все основания. Молодым везде у нас дорога В марте 1953 года директор Уральского танкового завода (так раньше назывался Уралвагонзавод) И. Окунев оказался перед сложным выбором. Специалисты харьковского завода им. Коминтерна, эвакуированные в Нижний Тагил во время Великой Отечественной войны, стали возвращаться на Украину . В итоге и без того небольшой конструкторский коллектив УТЗ стал быстро терять кадры. Теперь в качестве главного конструктора танкового КБ в Харьков возвращался А. Морозов. Кого назначить на его должность? Иван Окунев был уникальным директором, о годах его управления и поныне рассказываются истории, которые давно стали легендами предприятия. Тогда в столь сложной ситуации он принял решение, удивившее многих. Танковое конструкторское бюро возглавил Леонид Карцев. За плечами нового руководителя, окончившего с золотой медалью Академию бронетанковых и механизированных войск, но все-таки молодого специалиста, проработавшего в КБ чуть больше трех лет, особых заслуг не было. Иван Васильевич сумел увидеть в нем не только перспективного и одаренного конструктора, но и великолепного организатора. Как показало время, выбор был сделан правильно. И. Окунев, как говорится, попал в точку, в дальнейшем ему не пришлось жалеть о принятом решении.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > О национальной идее Запрет на государственную идеологию для России — наказание с привкусом садизма, насилие, способное ослаблять страну 04.02.2020 1701 Время на чтение 11 минут «Русская душа, гений народа русского, может быть, наиболее способны, из всех народов, вместить в себя идею всечеловеческого единения» ( Ф.М. Достоевский, Речь о Пушкине ) Исследователи прошлого нашей страны отмечают: Россия — идеократическая страна, в которой для народа идея имеет высшую власть. Запрет на государственную идеологию для России — наказание с привкусом садизма, насилие, способное ослаблять страну. Душа и судьба народа не могут пропадать в «бумажной клетке» из написанных слов. История реформ в России показывает, что ни одна из них не может быть успешной, если её не поддержит русский народ. И наоборот — самая радикальная реформа способна за короткий срок дать выдающиеся положительные результаты, если русский народ поддержит и возглавит её, как было в период 1917-1953 гг., в отличие от периода последующих преобразований, разрушивших основы народной жизни, закончившегося распадом страны. После переписи населения 1970 г. доля России в численном составе СССР за 9 лет, к 1979 г., уменьшилась на 1,4%. К этому году население РСФСР уже не воспроизводилось 15 лет. Естественный прирост снижался и был в 1,63 раза меньше естественного прироста по всей стране. Прогноз численности трудовых ресурсов на период 1986-1990 гг. давал их уменьшение на 0,6% для всей страны. Это уменьшение складывалось из «значительного сокращения трудовых ресурсов в РСФСР и громадного прироста их в Средней Азии и Азербайджане» (Переведенцев В.И. Политическое самообразование, 8, 1981, с. 45-46). «Напомним, что до сих пор национальный доход в значительной мере возрастал у нас за счёт увеличения численности населения, занятого в производительных отраслях народного хозяйства» (там же, с. 46). «За пять первых лет нового столетия естественная убыль (перевес смертей над рождениями) составила, по официальным данным госстатистики, 4,4 млн человек» (Переведенцев В.И. Демографическое будущее России. 2007).

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/04/o_...

Ему был 91 год 1 августа. ПРАВМИР. Президент журфака МГУ Ясен Засурский умер на 92-м году жизни, сообщил его внук Иван на своей странице в Instagram. Ясен Николаевич был последним из преподавателей, работавших на факультете со дня его основания. Ясен Засурский родился 29 октября 1929 года в Москве. В 1948 году окончил Московский государственный педагогический институт иностранных языков им. М. Тореза и сдал экзамены сразу в две аспирантуры — ИНЯЗ и МГУ. Спустя три года защитил диссертацию на филологическом факультете МГУ по теме «Творчество Теодора Драйзера». Два года работал научным редактором в издательстве «Иностранная литература». С 1953-го работал на факультете журналистики Московского государственного университета, а с 1965 по 2007 год был его деканом. Позже стал президентом факультета. Награжден «Знаком Почета», орденом Трудового Красного Знамени, орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, золотой медалью ЮНЕСКО имени Махатмы Ганди. Два раза становился лауреатом Ломоносовской премии, в 2015 году получил премию правительства в области СМИ. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 7 ноября, 2022 27 октября, 2022 14 декабря, 2023 11 декабря, 2023 21 ноября, 2023 1 октября, 2023 15 мая, 2023 4 мая, 2023 13 января, 2023 7 ноября, 2022 27 октября, 2022 14 декабря, 2023 11 декабря, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/umer-prezident-zhurfak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010