Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАЛОВСКО-КОШИЦКАЯ ЕПАРХИЯ [Словац. Michalovsko-Košická eparchia], Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Объединяет приходы в юго-вост. части Словакии. Кафедральный город - Михаловце. Правящий архиерей - архиеп. Георгий (Странский; на кафедре с 30 сент. 2007). 28 июля 1950 г. епархиальное собрание Прешовской епархии Экзархата РПЦ в Чехословакии под председательством еп. Прешевского Алексия (Дехтерёва) в связи с массовым присоединением греко-католиков к правосл. Церкви приняло решение создать епархию с центром в г. Михаловце. 29 июля в Михаловце состоялось собрание духовенства и верующих, избравшее епископом бывшего греко-католич. свящ. Виктора Михалича (15 авг. это избрание утвердил Синод РПЦ). 3 окт. свящ. Виктор принял монашество с именем Александр и был возведен в сан архимандрита, после хиротонии во епископа 8 окт. он вступил в управление епархией. После издания 23 нояб. 1951 г. патриархом Московским и всея Руси Алексием I Томоса о даровании автокефалии Чехословацкой Православной Церкви (см. Чешских земель и Словакии Православная Церковь ) Михаловская епархия вошла в состав этой автокефальной Церкви. В 1951 г. в состав Михаловской епархии входило 90 приходов и 362 филиала, разделенных на 16 архидеканатов (благочиний). Общее количество православных в епархии составляло 103 917 чел. ( Horkaj Š., prot., Pruinský Š., prot. 1998. S. 304). Большинство верующих были бывшими греко-католиками: в 1953 г. из 66 священнослужителей епархии 38 были бывшими греко-католич. клириками, 25 были рукоположены после создания епархии и лишь 3 были рукоположены до 1950 г. ( Marek P., Lupo M. Nástin djin pravoslavné církve v 19. a 20. st.: Prolegomena k vývoji pravoslaví v eských zemích, na Slovensku a na Podkarpatské Rusi v letech 1860-1992. Brno, 2012. S. 282). Деятельность еп. Александра (Михалича) часто вызывала нарекания гос. органов (на момент хиротонии ему было 72 года), обвинения в неспособности к адм. деятельности и недостаточной лояльности к новой власти. Поэтому 14 февр. 1953 г. был избран викарий Михаловской епархии еп. Мефодий (Милли; также бывш. греко-католич. священник) с титулом «Требишовский», который фактически принял руководство всей епархией. В апр. 1953 г. еп. Александр ушел на покой по собственному желанию († 25 нояб. 1954). 14 апр. 1954 г. правящим архиереем епархии был избран еп. Мефодий (Милли), к-рому на момент избрания было 70 лет. Когда в 1960 г. здоровье еп. Мефодия резко ухудшилось, 4 нояб. 1962 г. викарием Михаловской епархии (с титулом «Требишовский») был рукоположен архим. Мефодий (Канчуга). Но в 1964 г. за самовольную поездку в США он был запрещен в служении. В 1965 г. в викарного еп. Требишовского был рукоположен архим. Кирилл (Мучичка), после смерти еп. Мефодия (4 окт. 1966) он стал правящим епископом Михаловской епархии.

http://pravenc.ru/text/2563822.html

Био-библиографический список авторов (Bio – Biographical) (List of Authors) АВЕРКИЙ. Архиепископ Сиракузско-Троицкий. A. П. Таушев. 1906 Родился 19 октября в Казани. Покинул Россию в 1920 г. Окончил в 1930 г. богословский факультет Софийского университета. Пострижен и рукоположен в 1931 г. С 1932 по 1940 вел просветительную работу в Подкарпатской Руси. С 1940 по 1944 был приходским священником в Белграде, а до 1951 г. в Мюнхене, с 1951 г. преподавателем в Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле. Посвящен в епископы 1953. С 1960 является настоятелем обители и ректором семинарии. Дух современности и дух Христов. Б.Д. стр. 15. Мысли о. Иоанна Кронштадского о Церкви. М. 1947. Преподобный Серафим Саровский . 1949. Россия-Дом Пресвятой Богородицы. Дж. 1954. Руководство к изучению Четвероевангелия. Дж. 1954. стр. 354. Руководство к изучению Апостола. Дж. 1956. стр. 454. Руководство к изучению св. писания. Дж. 1957. Св. Марк Ефесский . Дж. 1964. Провозвестник кары русскому народу. Еп. Феофан Затворник . Дж. 1964. Истинное православие и современный мир. Дж. 1971. стр. 309. АЛЕКСАНДР. Епископ Зилонский. Семенов Тян-Шанский, Александр Дмитриевич».1890 Родился 7 октября в Петербурге. Внук знаменитого исследователя Средней Азии Петра Петровича Семенова Тян-Шанского 1827 –1914. Окончил Петербургский университет в 1914 г. Участвовал в войне. Переехал во Францию в 1925 г. Окончил Богословский Институт в Париже в 1942 г. Рукоположен в 1943 г. Настоятель прихода в Париже. Посвящен в епископы в 1971 г. Участник экуменического движения, много потрудившийся в деле духовного окормления молодежи. О. Иоанн Кронштадский. Н-Й. 1955 стр. 380. Cathechlsme Orthodoxe. (Pour adultes.) P. 1961. 152 pp. Пути Христовы. П. 1970. стр. 297 АЛЕКСЕЕВ, Василий Иванович. 1906 Родился во Владимире 6 октября. Окончил Московский университет в 1930 г. Покинул Россию во время второй мировой войны 1944. В Америке с 1951 г. Профессор русской литературы в Миннесота, Америка. Невидимая Россия. Н-Й. 1952. стр. 405 Россия солдатская. Н-Й. 1954. стр. 3437

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Василий (Кривошеин Всеволод Александрович), архп. Брюссельский и Бельгийский Родился в 1900 году в Петербурге. По окончании гимназии был студентом историко-филологического факультета Петроградского и Московского университетов. В 1921 году получил высшее богословское образование в Париже В ноябре 1925 года уехал на Афон и вступил там в число братии монастыря св. Пантелеймона. 24 марта 1926 года был пострижен в рясофор, а 5 марта 1927 года – в мантию, получив при постриге имя Василия. В 1937 году избран «соборным старцем», т.е. членом монастырского собора. В 1942–1945 гг. был представителем на многих святогорских собраниях в Киноте Святой Горы. Во время своего многолетнего пребывания на Афоне о. Василий занимался изучением творений святых отцов. В сентябре 1947 года уехал с Афона в Англию. В феврале 1951 года поселился в Оксфорде, где 21 мая 1951 года был рукоположен во иеродиакона, а на другой день – во иеромонаха к дом.церк.архм.Николая (Гиббза). 25 янв.1957 г. возведен в сан архимандрита. В марте 1959 года – настоятель Благовещенского храма в Оксфорде. 14 июня 1959 года хиротонисан во епископа Волоколамского, второго викария Экзарха Московской Патриархии в Западной Европе. Хиротонию совершали: Экзарх Московской Патриархии в Западной Европе Николай, архиепископ Клишийский, и епископ Сергиевский Антоний. В 1960 г. 31 мая назначен епископом Брюссельским и Бельгийским. 21 июля того же года возведен в сан архиепископа. В 1963 году II мая награжден правом ношения креста на клобуке. Состоял членом делегации на совещании на о. Родосе в 1961 и 1964 г.г. На IV Всемирной Конференции член комиссии З.С.Ц. «Вера и церковное устройство». Труды: «Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы ». 8, 1931, стр.83–116. «Братолюбивый нищий». Мистическая автобиография преп. Симеона Нового Богослова (949–1022). («Вестник Русск. западноевропейского патриаршего экзархата» 16, 1953, стр.223–236). «Неистовый ревнитель». Преп. Симеон Новый Богослов как игумен и духовный наставник. (Там же, 25, 1957, стр.30–53).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Акафисты, одобренные патриархом Тихоном или Священным Синодом Варфоломею, ап. 365 (одобрен Святейшим Патриархом Тихоном в 1917 г.) Даниилу Московскому, блгв. кн. 366 (1918) Вонифатию, мч. 367 (в 1918 г. одобрен сщмч. Вениамином (Казанским; † 1922) к епархиальному употреблению в Петроградской епархии, 27 декабря 1994 г. Священным Синодом – к общецерковному) Антонию Великому , прп. 368 (одобрен Священным Синодом в августе 1919 г.) Пресвятой Богородице в честь Ее иконы Калужской 369 (одобрен Священным Синодом в октябре 1919 г., однако для употребления лишь «в церкви при богослужении пред иконою Божией Матери Калужской») Архангелу Гавриилу 370 (иной, одобрен Священным Синодом 25 июля 1921 г.) Во славу Светоносного Преображения Христа-Спасителя и во исповедание тайн спасения, в Преображении Господни являемых 371 (одобрен Святейшим Патриархом Тихоном 26 декабря 1921 г.) Акафисты, одобренные патриархом Алексием I или Священным Синодом Власию, еп. Севастийскому, сщмч. 373 (одобрен Святейшим Патриархом Алексием I 8 ноября 1930 г. для употребления в новгородской Власьевской церкви) Моисею Угрину, прп. 374 (одобрен Священным Синодом в марте 1951 г.) Пресвятой Богородице пред образом Ее «Нерушимая Стена» 375 (одобрен Священным Синодом 3 апреля 1952 г.) Иоанну, митр. Тобольскому 376 , свт. (одобрен Священным Синодом 3 апреля 1952 г.) Кириллу и Лаврентию Туровским, свтт., и Мартину Туровскому, прп. 377 (одобрен Священным Синодом в июле 1953 г. для употребления в пределах Белоруссии) Макарию, Жабынскому и Белевскому чудотворцу, прп. 378 (одобрен Священным Синодом в июле 1953 г. для употребления в пределах Тульской епархии) Честному и Славному Рождеству Пресвятой Богородицы пред чудотворной иконой Ее «Пустынно-Глинская» (одобрен Священным Синодом в 1950-е гг. к употреблению в Глинской пустыни) Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Взыскание погибших» 379 (одобрен Святейшим Патриархом Алексием I 13 декабря 1962 г.) Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Донская» 380 (одобрен Святейшим Патриархом Алексием I в 1962 г., первая официальная публикация – 1981 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

В 1914 г. поступил в Софийскую духовную семинарию, к-рую окончил в 1920 г. В 1920-1923 гг. студент Богословского фак-та Белградского ун-та. 30 дек. 1923 г. в кафедральном соборе св. Недели в Софии пострижен в монашество с именем Кирилл, на следующий день рукоположен во диакона. Недолго работал в канцелярии Софийской митрополии, с 1 февр. по 18 сент. 1924 г. воспитатель в Софийской семинарии. В 1924 г. поступил на философский фак-т Загребского ун-та, в 1925 г.- на богословский фак-т Черновицкого ун-та, где в 1927 г. получил степень доктора богословия. С 1 апр. по 15 сент. 1926 г. секретарь канцелярии Рильского монастыря, затем учитель-воспитатель в Софийской семинарии. В 1928-1929 гг. изучал философию в Вене и Берлине. 22 июня 1930 г. в домовом храме Софийской семинарии рукоположен во иерея. С 5 дек. 1931 по 1 сент. 1932 г. протосинкелл Софийской митрополии. 9 янв. 1932 г. возведен в сан архимандрита. С сент. 1932 по март 1935 г. начальник Культурно-просветительского отдела Синода Болгарской Православной Церкви (БПЦ), до мая 1938 г., секретарь Синода. 12 июля 1936 г. в храме-памятнике св. блгв. кн. Александра Невского в Софии хиротонисан во епископа с титулом «Стобийский». 15 мая 1938 г. избран, 29 мая канонически утвержден митрополитом Пловдивским. С 1939 по 1945 г. управлял Маронийской епархией. В 1939 г. назначен начальником военного болг. духовенства. В начале второй мировой войны обещал, что если фашисты начнут вывозить болг. евреев в концлагеря, то он ляжет на рельсы под поезд. Благодаря его протестам тысячи болг. евреев избежали смерти, за что в 2002 г. израильский мемориал Яд Вашем присвоил ему звание «Праведник народов мира». 14 окт. 1944 г. после гос. переворота 9 сент. был арестован, но в марте 1945 г. отпущен. С 3 янв. 1951 по 10 мая 1953 г. наместник-председатель Синода БПЦ. После восстановления на III Церковно-народном Соборе БПЦ Патриаршества 10 мая 1953 г. из 3 кандидатов большинством голосов (104 голоса из 107) К. был избран патриархом. Мн. исследователи полагают, что его избрание произошло при поддержке коммунистических властей Болгарии и по протекции Москвы.

http://pravenc.ru/text/1840309.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ЖНЕЦ [греч. Ιωννης Θεριστς; итал. Giovanni Terista, Theristi, Theristis] (XI в.), прп. Калабрийский (пам. визант. 23 февр.; пам. зап. 24 февр., 25 июня). Покровитель г. Стило (Калабрия). Источники Житие И. Ж. сохранилось в 2 поздних рукописях, датируемых кон. XVI и нач. XVII в., к-рые содержат различные редакции этого произведения. Первая версия Жития - Vita A (BHG, N 894a; Borsari. 1953. P. 136-148; Peters. 1955. S. 28-48), названная так и изданная А. Петерсом,- дошла до нас в рукописи Panorm. gr. II. E. 11. Fol. 185-193 (Fol. 197-200 - лат. пер. этого текста иезуита Агостино Фьорито; см.: Martini. 1893. P. 138; Halkin. 1951. P. 272), к-рая находится в Национальной б-ке в Палермо. Греч. текст был скопирован в 1611 г. с несохранившейся рукописи, написанной в 1217-1218 гг. в Стило. Язык этого манускрипта сильно приближен к разговорному. Др. рукопись содержит неск. иную версию Жития - Vita B (BHG, N 894; Borsari. 1953. P. 137-151; Peters. 1955. S. 29-49); это кодекс из Национальной б-ки Франции в Париже Paris. Suppl. gr. 106. Fol. 140-147 ( Omont. 1888. P. 217); фрагмент, посвященный И. Ж., был скопирован в 1591 г. писцом Паоло Бевилаква в Гроттаферрате . В 1623 г. мон. Стефаном Вардаро был осуществлен перевод Жития на лат. язык, опубликованный болландистами (ActaSS. Febr. T. 3. P. 481-483). Обе редакции различаются по форме, и, кроме того, вторая содержит одно из чудес, к-рое отсутствует в первой ( Matino. 1989. P. 259-288). Перевод на итал. язык опубликован: Cunsolo L. La Storia di Stilo e del suo regio demanio. R., 1965. P. 233-242. Житие Согласно Житию, святой происходил из богатой и знатной калабрийской семьи (по Vita B, его отец был архонтом), жившей в сел. Курсано. Во время араб. нашествия на берега Калабрии отец буд. святого был убит, а мать Каллиста, будучи беременной, попала в плен и как рабыня была увезена на Сицилию в Палермо. Там она стала женой знатного мусульманина и родила ребенка.

http://pravenc.ru/text/471180.html

Переяслав. Михаило-Архангельский мужской монастырь. Церковь Михаила Архангела. Михайловская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:Между 1646 и 1666. Адрес: Украина, Киевская обл., г. Переяслав-Хмельницкий, ул. Московская, д. 34. Координаты: 50.06601, 31.464061 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты МИХАЙЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ в Переяслав-Хмельницком, 1646 — 1666 гг., И КОЛОКОЛЬНЯ, 1745 г. В XI в. в северной части детинца города существовал пятинефный Михайловский собор, неоднократно упоминаемый в летописях и разрушенный в 1239 г. при нашествии хана Батыя. Михайловская церковь построена на месте старой (фундаменты древнего собора с остатками стен раскопаны в 1949—1953 гг. М. К. Каргером и в 1967 г. М. И. Сикорским и В. А. Харламовым). В 1734 г. церковь горела, но видимо, повреждения были незначительны и вскоре она восстановлена. В 1823 г. первоначальный каменный купол заменен деревянным. Его можно увидеть на рисунке, выполненном Т. Г. Шевченко в 1845 г. Церковь каменная оштукатуренная в плане близка к трехмастному типу. Вытянутое прямоугольное основное пространство перекрыто полуциркульным сводом с распалубками, к нему примыкают граненые апсида и притвор, перекрытые сомкнутыми сводами. Все здание накрыто двускатной крышей. Стены расчленены пилястрами, прорезаны окнами, которые увенчаны фронтончиками с орнаментальной и сюжетной лепкой. По периметру церковь опоясана фризом, украшенным поливными керамическими розетками. В интерьере сохранились росписи XVIII — XIX вв., принадлежащие художникам киевской школы живописи. К востоку от церкви расположены колокольня и келии с трапезной, соединенные в одно здание. Здание кирпичное оштукатуренное вытянутое прямоугольное в плане с полукруглой проездной аркой и квадратным ярусом колокольни над ней, завершенным шатровым куполом, увенчанным главкой. Накрыто двускатной крышей, помещения перекрыты цилиндрическим сводом с распалубками над окнами. Стены расчленены пилястрами, опоясаны лепным орнаментальным фризом. Здание значительно пострадало в годы Великой Отечественной войны. Реставрировано в 19511953 гг. При реставрации использован рисунок Т. Г. Шевченко.

http://sobory.ru/article/?object=01442

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Экуменизм. Экуменическое движение Цель и история экуменизма 1942. Васильева О. Ю. Государство, Русская Православная Церковь и экуменизм: исторические аспекты проблемы//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 115–118. 1943. Декларация Ассоциации ревнителей Великой Схизмы им. кардинала Гумберта и патриарха Михаила Керул-лария//Страницы. 1996. 2. С. 141–146. Иронические замечания в адрес противников экуменизма. 1944. Замен К. Развитие стремлений к Вселенской Церкви [во Франции, Германии, Англии и Швеции]: Обзор духовной жизни протестантизма/К. З.//ВРЗЕПЭ. 1953. 14. С. 114–119. 1945. Робертсон Р. Дж., свящ. Отношения католиков и православных в посткоммунистической Европе: призраки прошлого и задачи на будущее//АиО. 1994. 1. С. 82–104. 1946. Свидлер Л. Межрелигиозный диалог: истоки, проблемы, перспективы: Беседы с профессором религиоведения Университета Темпл, основателем и главным ред. журн. «Экуменические исследования» Л. Свидлером/Беседу вел: М. Сергеев//Страницы. 2000. Т. 5. 3. С. 452–461. 1947. Секачев В., диак. Греко-католичество в экуменической перспективе//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 38–42. 1948. Соловьев И. В. [Рец. на кн.:] Православие и экуменизм: Документы и материалы/ОВЦС МП. М., 1998//ЦиВр. 1998. 2(5). С. 173–175. 1949. Трауберг Н. Л. [Рец. на кн.:] Крифт П. Экуменический джихад=Kreeft P. Ecumenical jihad. San Francisco: Ignatius Press, 1996//Страницы. 1996. 4. С. 147–150. 1950. Уляхин В. Н., свящ. Русская Православная Церковь и экуменическое движение XIX-XX вв.//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 31–37. 1951. Уляхин В. Н., свящ. К вопросу об экуменическом движении в России в XIX в.//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 61–64. 1952. Чернышева О. В. Современный шведский экуменизм//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 220–226. См. также 1447, 1470, 1842, 1893, 2494, 2824, 2914. Проблема соединения Церквей 1953. Бьянки Э. Мы верим, что возможна монашеская жизнь католиков и православных вместе: Беседа с Энцо Бьянки/Беседу вел: А. Э. Бодров; Пер. с итал.: С. Файн//Страницы. 1997. Т. 2. 4. С. 622–628.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Selected Decrees and Instructions of St. John of Shanghai and San Francisco On the day on which we celebrate the memory of St. John the Wonderworker, Archbishop of Shanghai and San Francisco, we offer the following selection of decrees (ukazy) and instructions written by him. Although written in the formal tone of official documents, upon careful reading they reveal a great deal about the saint’s pastoral approach and general sensibility. Decree on the Commemoration of the Non-Orthodox Decree No. 39, September 23, 1951. Clergy are reminded that only persons belonging to the Orthodox Church are to be commemorated at the Divine Liturgy, inasmuch as such commemoration makes the persons commemorated participants of the divine service, in which only Orthodox Christians may participate. Similarly, those who have consciously committed suicide may not be commemorated, as they have left the Church of their own will. The same should be said about funerals, panikhidas, and other services intended to be performed for Orthodox faithful, as is clear from the very words and expressions used therein. As an exception for those persons who during their lives demonstrated goodwill towards the Orthodox faith and took part in its life to the best of their abilities, a prayer for the reposed [ zaupokoinoe molenie ] may be served, consisting of the chanting or reading of the seventeenth kathisma (Psalm 118) with the addition of a short litany for the repose of the departed and [the chanting of] “Eternal Memory.” In their private prayers, however, Orthodox Christians may pray to God for all, hoping in God’s mercy. Decree on the Veneration of Ancient Saints of the West Decree No. 223, April 23, 1953. Sojourning in the diaspora in countries where, in olden times, holy God-pleasers labored and were celebrated for their suffering or other ascetic struggles and have been revered by the Orthodox Christian Church from ancient times, it is fitting for us to honor and turn to them, without at the same time growing cold towards those holy God-pleasers to whom we have previously turned in prayer.

http://pravmir.com/selected-decrees-and-...

The Footnotes Readers who wish to pursue a deeper investigation of the patristic works cited in this commentary will find the footnotes especially valuable. A footnote number directs the reader to the notes at the bottom of the right-hand column, where in addition to other notations (clarifications or biblical cross references) one will find information on English translations (where available) and standard original-language editions of the work cited. An abbreviated citation (normally citing the book, volume and page number) of the work is provided except in cases where a line-by-line commentary is being quoted, in which case the biblical references will lead directly to the selection. A key to the abbreviations is provided on pages xv-xvi. Where there is any serious ambiguity or textual problem in the selection, we have tried to reflect the best available textual tradition. For the convenience of computer database users the digital database references are provided to either the Thesaurus Lingua Graecae (Greek texts) or to the Getedoc (Latin texts) in the appendix found on pages 177–82. Abbreviation ACW Ancient Christian Writers: The Works of the Fathers in Translation. Mahwah, N.J.: Paulist Press, 1946. J.B. Lightfoot and J.R. Harmer, trans. The Apostolic Fathers. Edited by M. W. Holmes. 2nd ed. Grand Rapids, Mich.: Baker, 1989. Dana Miller, ed. The Ascetical Homilies of Saint Isaac the Syrian. Boston, Mass.: Holy Transfiguration Monastery, 1984. A. Roberts and J. Donaldson, eds. Ante-Nicene fathers. 10 vols. Buffalo, N.Y.: Christian Literature. 1883–1896. Reprint. Grand Rapids. Mich.: Ecrdmans. 1951–1956. Reprint, Peabody. Mass.: Hendrickson, 1994. St. Athanasius. The Resurrection Letters. Paraphrased and introduced by Jack N. Sparks. Nashville: Thomas Nelson, 1979. Corpus Christianorum. Series Latina. Turnhout. Belgium: Brepols, 1953. Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Louvain, Belgium. 1903. Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latuinorum. Vienna. 1866. J. A. Aassemani, ed. Sancti Patris Nostri Ephraem Syri Opera Omnia. Rome, 1737.

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/ge...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010