Г. А. Острогорский. Фотография. 1962 г. Г. А. Острогорский. Фотография. 1962 г. Серб. школа В. сформировалась в нач. XX в. на основе Королевской Сербской академии (с 1886). Первым крупным исследователем стал С. Новакович , автор исследований по истории сербо-визант. и сербо-тур. отношений. Влияние рус. В. в Сербии проявилось с 20-х гг. XX в., когда в Белграде начал деятельность эмигрировавший из СССР Г. А. Острогорский . Он стал главой серб. византиноведения и возглавил Ин-т им. Н. П. Кондакова (переехавший из Праги в 1937). В 1948 г. при Сербской АН был организован Византиноведческий ин-т, начавший издание ж. «Зборник радова византолошког института» (с 1952). Большинство серб. ученых 2-й пол. XX в.- ученики Острогорского: Н. Радойчич, В. А. Мошин , Б. Ферьянич, Л. Максимович, Ф. Баришич. Чеш. историки по традиции уделяли основное внимание древнейшей истории славян, их связей с др. народами. В работах Й. Добровского , П. Й. Шафарика и крупнейшего исследователя истории балканских народов К. Й. Иречека было показано влияние Византии на развитие средневек. слав. культуры. К нач. XX в. опыт изучения данной темы был обобщен в «Славянских древностях» Л. Нидерле . Развитие чеш. национальной школы В. началось после обретения независимости Чехословакией (1918). Ее основателем считается ученик В. Г. Васильевского и Ф. И. Успенского Я. Бидло (Bidlo, 1868-1937). Организационными центрами В. стали Чешская академия наук, словесности и искусств (с 1952 - Чехословацкая АН) и Ин-т славяноведения (с 1924) при Карловом ун-те в Праге. Большую роль в развитии визант. археологии и истории искусств сыграла деятельность Н. П. Кондакова , эмигрировавшего из СССР в Прагу. Семинар (затем Ин-т) им. Кондакова издавал сб. «Seminarium Kondakovianum» по проблемам визант. искусствоведения и истории (с 1926; после оккупации Праги ин-т и издание переведены в Белград, где действовали до 1941). Для истории Церкви первостепенное значение имеют монографии крупнейшего чеш. византиниста XX в. Ф. Дворника (эмигрировавшего в 1938 во Францию, затем в Англию и США). После второй мировой войны издающийся в Праге ж. «Byzantinoslavica» превратился в международный научный орган, наиболее полно отражавший развитие В. в соц. странах; большой вклад в работу над изданием внесли Б. Гавранек (Havránek), А. Достал (Dostál), В. Хрохова (Hrochová), В. Варжинек (Vavínek) (аннотированная библиография).

http://pravenc.ru/text/158430.html

Фотии (Тапиро Борис Александрович), архп.Львовский и Тернопольский Родился 16/29 января 1884 года на станции Письменная, Екатерининской железной дороги. Отец его был начальником этой станции. Окончил гимназию, а затем в 1908 году СПБ духовную академию со степенью кандидата богословия. Был преподавателем средней школы, а впоследствии – доцентом Педагогического института и университета в г.Петрозаводске по кафедре русской литературы. В 1926 году пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона, а затем в иеромонаха (рукоположение обновленческое). В феврале 1927 года хиротонисан в Харькове митр.Пименом (обновленцем) во епископа Тульчинского. В 1927 году – архп.Тульчинский. С 1928 года – архп.Луганский (Ворошиловградский). В 1931 году ушел на покой. В этом же году перешел в григорианский раскол, где вновь рукоположен во епископа Новочеркасского и возведен в сан архиепископа. Пребывал в расколе до 1943 года.В июле 1943 года принес покаяние, принят в общение с Московской Патриархией в звании монаха, рукоположен во иеромонаха и возведен в сан архимандрита. 12 июля 1943 года хиротонисан во епископа Кубанского и Краснодарского (хиротония православная). С 1944 года – епископ Херсонский и Николаевский. С февраля 1945 г. – епископ Орловский и Брянский. В феврале 1946 года возведен в сан архиепископа – за архипастырские труды и патриотическую деятельность. В 1946 году командирован в Париж в помощь митрополиту Евлогию и управл. Экзархатом, с оставлением за ним Орловской и Брянской кафедры. С 12 дек.1947 года – архиепископ Одесский. 3 августа 1948 года уволен на покой. С 18 ноября 1948 года – архиепископ Виленский и Литовский (возвращен с покоя). 25 февраля 1949 года награжден правом ношения креста на клобуке. В феврале 1950 года назначен Экзархом Патриархии в Западной Европе. С 26 окт. 1951года освобожден от должности Экзарха Московской Патриархии в Западной Европе. С 27 дек. 1951 года назначен архиепископом Львовским и Тернопольским. Скончался 20 августа 1952 года. Труды: “Слово, сказанное за Пасхальной заутреней в кафедральном Екатерининском соборе г.Краснодара 16 апр.1944 года“.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Начиная с 1948 года С. В. Троицкий работал в качестве сотрудника Сербской Академии наук, в изданиях которой вышло несколько его научных работ. Затем, 21 октября 1951 года, он был избран членом Комиссии Академии по изданию Кормчей святого Саввы, а 24 июня 1952 года – и секретарем этой Комиссии; с 5 декабря 1953 года он – член Комиссии по изданию источников сербского права XIX века. Вне Югославии профессор С. В. Троицкий в 1928 – 1930 гг. преподавал церковное право в Русском Богословском институте в Париже и прекратил связь с институтом, когда тот перешел в юрисдикцию Константинопольской Патриархии. В апреле и мае 1929 года в качестве эксперта по каноническим вопросам С.В. Троицкий защищал в судах США имущество боле 100 приходов Руссой Православной Церкви от посягательств митрополита «живой церкви» Кедровского. В 1947–1948 гг. С.В. Троицкий работал профессором по кафедре церковного права в Московской Духовной академии и в эти же годы активно сотрудничал с Отделом внешних церковных сношений Московской Патриархии, а в 1949 году выехал в Югославию. В июле – августе 1956 года по поручению Сербской Академии наук профессор С. В. Троицкий изучал в Государственной библиотеке СССР (ныне Российская Государственная библиотека), в Государственном Историческом музее и в Санкт-Петербургской публичной библиотеке им. M.E. Салтыкова-Щедрина рукописи Кормчей, о чем представил доклад, опубликованный в «Гласнике» Академии за 1957 год. В мае 1958 года, по приглашению Московской Патриархии, С.В. Троицкий был в Москве и Загорске (ныне Сергиев Посад), где в это время праздновалось сорокалетие восстановления Патриаршества в Русской Церкви, и работал в Российской Государственной библиотеке (по рукописям Устюжской, Иоасафовской и Троицкой), в Историческом музее (по рукописям Ефремовской и Уваровской Кормчих), а также в редакции «Журнала Московской Патриархии». Осенью 1961 года, по приглашению председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии Никодима, митрополита Ленинградского и Новгородского (†1978), в связи с Родосской конференцией, профессор С. В. Троицкий вновь побывал в Москве, Сергиевом Посаде, Санкт-Петербурге и работал в редакции «Журнала Московской Патриархии». В последние годы жизни он не переставал интересоваться вопросами каноники. Об этом убедительно говорят его последние научные работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Начиная с 1948 г. С. В. Троицкий работал в качестве сотрудника Сербской Академии наук, в изданиях которой вышло несколько его научных работ. Затем, 21 октября 1951 г., он был избран членом Комиссии Академии по изданию Кормчей святого Саввы, а 24 июня 1952 г. – и секретарем этой Комиссии; с 5 декабря 1953 г. он – член Комиссии по изданию источников сербского права XIX века. Вне Югославии профессор С. В. Троицкий в 1928 – 1930 гг. преподавал церковное право в Русском Богословском институте в Париже и прекратил связь с институтом, когда он перешел в юрисдикцию Константинопольской Патриархии. В апреле и мае 1929 г. в качестве эксперта по каноническим вопросам С. В. Троицкий защищал в судах США имущество более 100 приходов Русской Православной Церкви от посягательств митрополита «живой церкви» Кедровского. В 1947 – 1948 гг. С. В. Троицкий работал профессором по кафедре церковного права в Московской духовной академии и в эти же годы состоял членом Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии, а в 1949 г. выехал в Югославию. В июле – августе 1956 г. по поручению Сербской Академии наук профессор С. В. Троицкий изучал в Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина, в Государственном Историческом музее и в Ленинградской публичной библиотеке им. M. E. Салтыкова-Щедрина рукописи Кормчей, о чем представил доклад, опубликованный в «Гласнике» Академии за 1957 год (кн. VIII, 2, с. 233 – 240). В мае 1958 г., по приглашению Московской Патриархии, С. В. Троицкий был в Москве и Загорске, где в это время праздновалось сорокалетие восстановления Патриаршества в Русской Церкви, и работал в Библиотеке им. В. И. Ленина (по рукописям Устюжской, Иасафовской и Троицкой), в Историческом музее (по рукописям Ефремовской и Уваровской Кормчих), а также в редакции «Журнала Московской Патриархии». Осенью 1961 г., по приглашению председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии архиепископа Никодима (ныне митрополита Ленинградского и Новгородского) в связи с Родосской конференцией, профессор С. В. Троицкий вновь побывал в Москве, Загорске, Ленинграде и работал в редакции «Журнала Московской Патриархии». В последние годы жизни он не переставал интересоваться вопросами каноники. Об этом убедительно говорят его новейшие научные работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Приведем извлечения из Всеобщей декларации прав человека, принятой и провозглашенной резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 года. Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Статья 9. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию. Статья 10. Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом. Статья 11.1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты. Статья 12. Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств. Статья 16.3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. Статья 25.2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой. Отметим, что не только младенчество, но и материнство «дают право на особое попечение и помощь». Думают ли «компетентные органы», о страданиях матерей, которых они лишают детей на много лет или даже навсегда? Не всякая мать может описать свои переживания, но многие, несомненно, испытывают нечто подобное тому, что испытала Нина Ивановна Гаген-Торн (1900-1986). Она происходила из семьи обрусевших шведов, отец – военный хирург. Закончила аспирантуру Петербургского университета, занималась научной деятельностью. Первый арест в 1936 г., пятилетний срок отбывала на Колыме. Повторный арест в 1948 г., по 1952 год отбывала свой срок в Темниковских лагерях, затем – ссылка. После реабилитации – продолжение научной деятельности, издание ряда трудов.

http://pravmir.ru/kto-zashhitit-nashix-d...

Он зарабатывал переводами. Много и постоянно помогал близким, знакомым и нуждающимся. Последний сборник его стихов был издан в 1945 году. Следующий, напечатанный в 1948-м, был остановлен, тираж пущен в макулатуру. Ежегодно приходилось делать крупные переводы: трагедии Шекспира, «Фауст» Гете, все стихи Бараташвили, Петефи, многое и многое другое. Переиздания сопровождались требованиями улучшений и переработок. Пастернак писал с горечью: «Явление обязательной редактуры при труде любой степени зрелости — одно из зол нашего времени. Это черта нашего общественного застоя, лишенного свободной и разномыслящей критики, быстро и ярко развивающихся судеб и, за невозможностью истинных новинок, занятого чисткой, перекраиванием и перелицовыванием вещей, случайно сделанных в более счастливое время». Полосы утомления, горя и мрака были нередки, но он преодолевал их, гордясь плодотворностью своего каторжного труда, и говорил: «Но писать-то я буду в двадцать пятые часы суток свой роман». В том, что он пишет, никогда не было тайны. Чтения первых глав в знакомых домах начались с осени 1946 года. Летом 1948-го четыре части, первоначально составлявшие первую книгу, были перепечатаны на машинке, и десять авторских копий обошли широкий круг, пересылались по почте в разные адреса, постепенно зачитывались до неразличимости. Автор получал спектр откликов — от похвал до порицания, от развернутых отзывов до беглых извещений. Такова была минимальная по плотности атмосфера, в которой он мог продолжать свою работу, слыша и учитывая отзвук. Осенью 1952 года Пастернака с тяжелым инфарктом миокарда отвезли в Боткинскую больницу. Опасность и близость конца он воспринял как весть об освобождении. Через три месяца он поразительно сказал об этом в письме к Нине Александровне Табидзе: «В минуту, которая казалась последнею в жизни, больше, чем когда-либо до нее, хотелось говорить с Богом, славословить видимое, ловить и запечатлевать его. „Господи, — шептал я, — благодарю тебя за то, что ты кладешь краски так густо и сделал жизнь и смерть такими, что твой язык — величественность и музыка, что ты сделал меня художником, что творчество — твоя школа, что всю жизнь ты готовил меня к этой ночи“. И я ликовал и плакал от счастья». Спустя четыре года он выразил это состояние в стихотворении «В больнице».

http://azbyka.ru/fiction/doktor-zhivago-...

Павловские сессии продолжили дело Августовской сессии ВАСХНИЛ 1948 года уже в области физиологии. Это была совместная сессия Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР (Москва, июнь - июль 1950 года), а также объединенное заседание расширенного президиума Академии медицинских наук СССР и Пленума правления Всесоюзного общества невропатологов и психиатров, (октябрь 1951 года). Сессии были организованы с целью борьбы с влиянием Запада на советскую физиологию и психиатрию. Результатом сессий явилось то, что советская физиология и психиатрия оказалась изолированными от международного научного сообщества, замедлилось развитие генетики, физиологии, психологии, психиатрии. На этих сессиях павловская физиология была признана «генеральной, единственно правильной научной линией», а поэтому отступающих от неё было предписано низвергать. Очевидцы вспоминали: «Длившееся пять дней упомянутое заседание скорее напоминало суд инквизиции. Основной доклад звучал как обвинительное заключение в адрес видных психиатров. Подвергшиеся обвинениям каялись, признавали свою вину, отрекались от годами вынашиваемых научных идей как от ереси, обещали исправиться и исповедовать только учение И. П. Павлова ...». Шабаш вокруг имени Павлова достиг апогея. Но за этим не стояло никакой реальной научной программы. Требовалось присягнуть на верность Павлову, поскольку на этом настаивал Сталин. Присягавшим могло казаться, что, тем самым, они поддерживают честь отечественной науки, великим представителем которой был Павлов. В действительности же они предавали его дело, те высшие нравственные и научные ценности, которым он беззаветно служил. В докладе «Состояние психиатрии и ее задачи в свете учения И.П. Павлова» и особенно в его обсуждении было столько марксистско-ленинского словоблудия, что говорить о научных достижениях советской психиатрии просто невозможно. Когда читаешь материалы этого объединенного заседания, то невольно возникает мысль: несовместимы не наука и религия, а наука и политика. А как пройти мимо факта, что волны политического террора 1948 и 1952 годов совпали с нападками на психиатрию именно в эти же годы? Нет, мимо не пройти - всё в едином историко-политическом контексте, прописанном Системой. Результатом подобных совпадений явилось то, что было прервано нормальное, естественное, развитие генетики, физиологии, психологии, психиатрии...

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/05/...

Итак, учитывая стартовые возможности Слуцкого и объективные условия творческой жизни в послевоенной Москве, его сотрудничество с Радиокомитетом с конца 1948 года по декабрь 1952, не вписывающееся в либеральный вариант биографии поэта, – тот, видимо, максимум успешности, на который можно было рассчитывать. Тем более, это время, как нам постоянно напоминают, – годы борьбы с космополитизмом. Однако именно в декабре 1948 Слуцкий начинает работать в Радиокомитете по протекции «знакомой редактрисы – Вики Мальт, знакомой ещё по дому Павла Когана» с. 207]. Одновременно с Борисом Абрамовичем в этом наиважнейшем идеологическом органе страны трудились Давид Самойлов, Григорий Фрид, Исай Кузнецов. Называем только тех соплеменников Слуцкого, коих он упоминает в своём десятистраничном мемуаре «После войны» Не вписывается в упорно навязываемые мифы (порождённые в хрущёвскую «оттепель», «перестройку», постсоветское время) и следующий сюжет. В Радиокомитете композицию к 70-летию Сталина заказали двум евреям – Слуцкому и Кузнецову. Сей факт своей биографии Борис Абрамович вспоминает в 1970-е, скорее всего, потому, что до этого в мемуаре Давида Самойлова прочитал: «Подрабатывали мы более или менее регулярно на радио. Слуцкий создавал поэтические композиции типа “Народы мира славят вождя”. Это ему не в упрёк, я, например, начинал переводческую карьеру албанской поэмой “Сталин с нами” Алекса Чачи» с. 90]. В итоге за четыре года Слуцкий, по его подсчётам, «сработал» примерно сотню радиокомпозиций, каждую из которой «слушали десятки миллионов» с. 207]. Уже в 1970-е эту свою деятельность Борис Абрамович назвал «халтурой» и охарактеризовал так: Я за неё не отвечаю, всё это не моя забота. Я просто деньги получаю за заработки на работу с. 209]. И четырёхлетняя халтура, и главное – отношение к ней («Я за неё не отвечаю») противоречат тому образу Слуцкого – в высшей степени совестливого человека и даже, по определению Ю.Оклянского, «праведника» – каким он предстаёт в статьях и в воспоминаниях современников. Странно, что на это очевидное несоответствие никто до сих пор не обратил внимание.

http://ruskline.ru/opp/2023/04/18/stihi_...

Период правления Тито В ноябре 1945 года были проведены выборы в Учредительное собрание. Народный фронт возглавила компартия. 29 ноября 1945 года Учредительное собрание провозгласило Югославию Федеративной народной республикой. В январе 1946 года Учредительное собрание приняло конституцию ФНРЮ, и Тито сформировал правительство страны. В течение 1946 года партии Народного фронта (кроме коммунистической) прекратили свое существование, и в Югославии утвердилась однопартийная система. Власти ФНРЮ провели быстрое огосударствление промышленной сферы. В 1946-1948 годах были национализированы все ведущие предприятия, транспорт, банковская сфера, оптовая и большая часть розничной торговли; началось осуществление государственного экономического планирования; принят закон о кооперативах; введена система обязательных государственных закупок сельскохозяйственных продуктов. В 1947 году был принят первый пятилетний план, предусматривавший проведение индустриализации и электрификации страны. С 1949 года в деревне развернулась массовая коллективизация. В 1948 году произошел разрыв отношений Югославии с СССР, который оказал влияние не только на внешнеполитические ориентиры, но и на внутреннюю и экономическую политику страны. Югославское руководство приняло решение отказаться от советской модели развития. В июне 1950 года был принят закон о передаче управления государственными предприятиями трудовым коллективам, согласно которого директор нес ответственность перед государством и комитетом, избираемого коллективом. В 1951 году введен новый закон о планировании: часть функций передавалась республикам, местным органам и самим предприятиям, отраслевые министерства упразднялись, а их функции передавались территориальным органам и отраслевым объединениям. С 1952 года были отменены единые государственные цены, и начался переход к рыночным ценам. Между предприятиями устанавливались хозрасчетные связи, при которых они могли принимать самостоятельные решения в рамках общих планов и самостоятельно распоряжаться прибылью, оставшейся после обязательных отчислений государству. В Югославии предложенную модель называли «социалистическим самоуправлением». Проблемы в сельском хозяйстве вынудили правительство в 1950-х пойти на роспуск большинства сельскохозяйственных кооперативов.

http://drevo-info.ru/articles/13671317.h...

Первые действия руководителей гос-ва были направлены на преодоление экономических последствий раздела. Было необходимо упорядочить финансы страны, решить продовольственную проблему, восстановить сырьевую (прежде всего джутовую и хлопковую) базу, реорганизовать транспортную инфраструктуру. Особенно остро стоял вопрос расселения и трудоустройства более 10 млн беженцев - индусов и сикхов - из Пакистана. В эти же годы проходила интенсивная «индианизация» адм. аппарата и вооруженных сил. В 1947-1949 гг. шел процесс интеграции княжеств в состав доминиона. Самые крупные княжества (Майсур, Хайдарабад и др.) на начальном этапе стали самостоятельными адм. единицами; часть княжеств вошла в состав штатов - бывш. провинций Британской Индии, часть - объединилась в раджмандалы (союзы княжеств). Наибольшие сложности вызвал вопрос статуса пограничной территории Джамму и Кашмира, решение которого переросло в открытый вооруженный конфликт И. и Пакистана в 1947-1948 гг. (впосл. выяснение отношений между 2 странами с применением военной силы имело место в 1965, 1971 и 1999). В И. возобновились массовые столкновения на конфессиональной почве, в ходе к-рых 30 янв. 1948 г. от руки члена Хинду махасабхи погиб Махатма Ганди. Образование Пакистана не решило мусульм. проблему в И.: после раздела в стране осталось свыше 35 млн последователей ислама. 26 нояб. 1949 г. была принята и через год введена в действие Конституция И., провозгласившая страну суверенной демократической республикой. Новое гос-во учреждалось как союз штатов. На территории индийской федерации было создано 27 штатов, поделенных на 4 категории в зависимости от правового статуса. Высшим органом законодательной власти стал общеинд. парламент, состоящий из 2 палат - Народной палаты (Лок сабха) и Совета штатов (Раджья сабха); президент страны входил в состав парламента. Законодательную власть в штатах возглавлял губернатор. Законодательное собрание (легислатура) могло быть одно- или двухпалатным. В окт. 1951 - февр. 1952 г. в И. прошли первые всеобщие выборы в парламент и законодательные собрания штатов. Основными соперниками ИНК, занимавшего центристскую позицию на политической арене И., стали правые реакционно-коммуналистские силы - Рам раджья паришад (Об-во гос-ва [бога] Рамы), Хинду махасабха и новая партия Бхаратия джан сангх (БДС, Индийский народный союз), образованная в 1951 г. и тесно связанная с РСС. Левое крыло было представлено Коммунистической партией И., рядом революционно-демократических, а также правосоциалистических партий и группировок. На выборах убедительную победу одержал ИНК, получивший более 2/3 мандатов как на общеиндийском уровне, так и на уровне штатов.

http://pravenc.ru/text/389577.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010