6 О названном иерархе см. Протодиакон А. Киреев. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943–2008 годах. Изд. 3. М., 2008. С. 496–497. 8 Ближе к Богу! Как спасаться в современном мире. Статьи, высказывания, поучения, советы архимандрита Кирилла (Павлова). Очерки, описания встреч и бесед с ним. Опубликованное в печати и в сети Интернет. Сборник/Составители священник Виктор Кузнецов, Вадим Дударев. М., 2004. С. 230–231. 9 Нам целый мир пустыня, Отечество нам… Сергиев Посад. Воспоминания выпускников первых послевоенных курсов МДА//Встреча. Ежеквартальный студенческий православный журнал Московской Духовной Академии и Семинарии и Международного Фонда единства православных народов. 1999. 1(10). С. 45. 10 Трофимчук М. Х. Академия у Троицы. Воспоминания о Московских духовных школах. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. С. 16. Описание первого учебного дня в 1946 году см.: Там же. С. 18–22. 14 Архимандрит Платон. Полувековой юбилей возвращения Московских Духовных школ в обитель преподобного Сергия//Журнал Московской Патриархии (далее — ЖМП). 1999. 1. С. 53–58. 18 Протодиакон А. Киреев. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943–2008 годах. С. 129. 19 Собрание писем святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, исповедника и песнописца. М., 2001. С. 171. 21 Марченко А. Н. Личные дела высшего духовенства Русской Православной Церкви для изучения церковно-государственных отношений 1943–1985 гг.//Отечественные архивы. 2007. 4. С. 100. 22 Характерно название первой публикации “Кликуши отца Кирилла” (Вперёд. 15.12.1964. 149(7247). С. 3) за подписью Н. Владимирова. Затем последовал ряд публикаций: с надзаголовком “Возвращаясь к напечатанному” (На праздник Крещения Господня: “Вперёд”. 19.01.1965. 8(7261). С. 2–3), или с подзаголовком “Свет против тьмы” (В канун праздника преподобного Сергия: “Вперед”. 7.10.1965. 129(7373); Сразу после праздника преподобного Сергия: Там же. 9.10.1965. С. 4; Пред праздником Покрова: “Вперёд”. 12.10.1965. 122(7375). С. 3; “Вперёд”. 30.10.1965. 130(7383). С. 3; “Вперёд”. 2.12.1965. 144(7397). С. 2, 3).

http://pravmir.ru/lavrskiy-duhovnik-arhi...

Основная их часть, как и сообщения с мест представителей ведомства А. Розенберга, хранятся в 3 делах, имеющих единое название «Религиозная свобода на занятых восточных территориях и церковная политика РМО и рейхскомиссаров 1941–1944» (R6/177, 178, 179). Большой интерес представляет также переписка А. Розенберга с шефом Имперской канцелярии Ламмерсом 1940–1944 гг. (R6/22) и дело «Критические отзывы и жалобы рейхсминистра Розенберга фюреру и рейхсканцлеру 1941–1943» (R6/18). Они позволяют проследить, как шла разработка закона о религиозной свободе на занятых восточных территориях, какая острая борьба различных ведомств велась по поводу этого указа, который в итоге так и не был принят. Цело «Создание самоуправления на занятых восточных территориях и участие местных жителей в управлении 1942–1944» (R.6/281) содержит много ценных сведений о положении религиозных организаций в рейхскомиссариате «Украина» и попытках германских властей использовать в своих целях Украинскую автокефальную православную церковь . В фонде Главного управления имперской безопасности имеется богатейшая информация о положении Русской Церкви на оккупированной территории СССР в трех группах сообщений представителей этого ведомства за 22 июня 1941–21 мая 1943 г. (R58/60, 214–225, 697–699). К сожалению, более поздние сообщения за июнь 1943–май 1945 г. обнаружить пока не удалось. Указанный источник содержит не только информационные сводки, но и заявления православных священнослужителей в германские органы власти, порой копии важнейших церковных документов, например, акта объединения Украинских автокефальной и автономной Церквей от 8 октября 1942 г. Следует отметить также протокол беседы Гитлера с Розенбергом и рейхскомиссаром Э. Кохом о германской политике на Украине от 19 мая 1943 г. (R58/1005), докладные записки о «русском вопросе» 1942 г., Украине 1940 г. (R58/13, 37) и документы об особом обращении с восточными рабочими (R58/243). Фонд Министерства церковных дел содержит прежде всего материалы о положении приходов Русской Церкви на территории Германии, однако с информативной целью министерство также получало различные сообщения и докладные записки о ситуации на занятых восточных территориях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На 18е декабря была назначена отправка. С утра о. Сергия остригли (усы и бороду, правда, почему-то оставили). У военкомата собрался народ — узнать, куда посылают о. Сергия. А отправки все нет. После 4 часов дня толпа увеличилась — пришли люди с молебна (в 3 часа накануне храмового праздника служилась малая вечерня и молебен с акафистом). Видимо, эта толпа напугала власти, и о. Сергий вместо отправки куда-то далеко был назначен ночным сторожем на Малеевский карьер — эта должность не существовала до о. Сергия, т.к. там нечего было сторожить, и была ликвидирована после его демобилизации. Сам о. Сергий и все, кто его знал, увидели в этом чудо святителя Николая, что подтвердили и дальнейшие события в жизни о. Сергия, случившиеся 18 и 19 декабря. К икосу 9му. 17 декабря 1943 года, уверенный, что 18-го его отправят на верную смерть, о. Сергий написал духовное завещание, в котором призывал детей быть верными Христу, не боясь лишений, мук и самой смерти. Но ему было дано еще семь лет жизни — он скончался 18 декабря 1950 года — и он, будучи сторожем на Малеевском карьере, расширил свое завещание и озаглавил его так: «Моим детям и внукам о том, как проводить посты и готовиться к принятию Святых Христовых Таин». К кондаку 10-му. В Малееве о. Сергий усердно изучал Добротолюбие и другие творения аскетов; ночи на дежурстве проводил в молитве, причем, подвергался бесовским страхованиям. Иногда служил праздничные всенощные, за которыми пел хор, организованный ссыльным церковным регентом (на карьере работали ссыльные, но расконвоированные) — и никто из участников не выдал совершителей богослужений. Правда, к концу войны со всем этим стало полегче. К икосу 10-му. 18 декабря 1943 года о. Сергий был избавлен от отправки на трудовой фронт и 19-го приступил к работе в Малееве. 18 декабря 1947 года, он прибыл на последнее место своего служения, и 19-го — на память святителя Николая — отслужил в г. Лебедяни первую службу, а через 3 года — 18 декабря 1950 года — скончался, и гроб с его телом был внесен в церковь 19 декабря. Об отношениях о. Сергия и епископа Аркадия Остальского в Соловках, см. «Соловецкие рассказы», а именно — рассказ «Духовная и телесная помощь». Вскоре епископ Аркадий освободился и приехал в Касимов, чтобы рассказать родным о ссыльных Правдолюбовых. Вскоре его вновь арестовали и расстреляли в Бутове под Москвой. Ныне священномученик.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

В годы Великой Отечественной войны публикуемые в ЖМП материалы призывали к самоотверженному труду, утешали скорбящих, воодушевляли защитников страны примерами из истории России, широко освещали патриотическую деятельность РПЦ. В это время выходили статьи митр. Алексия (Симанского) «Св. благоверный великий князь Александр Невский - покровитель Северного края» (1943. 2. С. 27-29) и «Христианство и война с гитлеризмом» (1943. 3. С. 18-19), митр. Николая (Ярушевича) «Танковая колонна Русской Православной Церкви имени Димитрия Донского» (1943. 2. С. 30-32), «О русских женщинах-патриотках» (1944. 1. С. 16-18) и др. Освещались и важные события возрождения церковной жизни в 40-х гг.: возобновление Патриаршества, избрание Патриархов Сергия и Алексия I, открытие духовно-учебных заведений, первые заграничные поездки церковных делегаций и др. К 50-м гг. определились основные рубрики ЖМП: офиц. часть, богословский отдел, проповеди, «Церковная жизнь» (с подрубриками «Из жизни епархий», «Вечная память» и др.), «Из жизни Православия». В 1949-1988 гг. существовала рубрика «В защиту мира», с 1989 г.- «За мир и выживание человечества», где публиковались статьи, демонстрирующие поддержку РПЦ миролюбивых начинаний различных стран: запрещения ядерного оружия, установления добрососедских отношений между гос-вами; часто выходили материалы с критикой капиталистических стран как «поджигателей войны». После вступления в 1961 г. РПЦ во ВСЦ появилась рубрика «Экуменические проблемы» («Вопросы христианского единства»), к-рая существовала до 1991 г. С развитием экуменических контактов возрос интерес к ЖМП за рубежом. С нояб. 1971 г. издание выходило также на англ. языке под названием «The Journal of the Moscow Patriarchate». В 1971 г. вышло 2 номера, в 1972-1991 гг.- по 12, в 1992 г.- 6, в 1993 г.- 5, в 1994 г.- 1 номер. В целом англ. издание ЖМП было идентично русскому, хотя нек-рые материалы помещались только в англ. или только в рус. издании. Ответственными редакторами англ. версии в разные годы были В. П. Овсянников, Т. А. Волгина, В. В. Зайцев. Рус. версия ЖМП распространялась в 40 странах мира, английская - в 54. Кроме того, отдельные материалы переводились и широко использовались в церковных журналах «Православний bichuk» в Киеве (на укр. языке), «Голос Православия» в Берлине (на нем. языке), «Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего экзархата» в Париже (на рус. и франц. языках), «Единая Церковь» в Нью-Йорке (на англ. языке), «Православный канадский вестник» в Эдмонтоне (на англ. языке), «Церковная хроника» в Будапеште (на венг. языке).

http://pravenc.ru/text/182369.html

После подавления восстания 19 православных священнослужителей были арестованы и интернированы. Несколько клириков заключили в Подгорицкий лагерь, в частности, один из его узников, священник Михаил Йевджевич из Прибоя, нелегально совершал в лагере службы. Кроме того, подавляя восстание, итальянцы расстреляли 7 священников. Митрополит Иоанникий активно заступался за свое духовенство. Осенью 1941 г. он написал губернатору Черногории прошение об освобождении 4 заключенных в албанские концлагеря Клоса и Преза священнослужителей: настоятеля монастыря Падластво игумена Варнаву (Бучана) и священников Павла Радуновича, Душана Костича и Андрия Лаковича. 5 января 1942 г. Владыка послал губернатору еще одно прошение об освобождении в связи с Рождеством заключенных в тюрьмах Черногории и лагерях Албании. Наконец 24 апреля 1942 г. митрополит написал Главному национальному одбору Черногории о том, что в епархии были безвинно интернированы 9 священнослужителей, в том числе 6 в лагеря Албании (священники Новак Йованович, Симо Басекич, Тома Лилич, Павле Врбица, Цвиетко Станишич, диакон Манойло Шошкич) и 3 в лагеря Италии (настоятель монастыря Морач игумен Борис (Кажанегра), священники Никола Мандич и Никола Милошевич). Церковный суд в Цетинье установил, что нет никаких доказательств их вины. 6 октября 1942 г. Владыка просил губернатора об освобождении уже 11 интернированных священников: 8-ми в Албании, 2-х – в Италии и 1-го (протоиерея Филиппа Райковича) – заключенного в военную тюрьму Цетинье. [xii] Довольно часто заступничество митр. Иоанникия имело успех, и арестованных освобождали или смягчали их участь. Так, например, результатом его беседы с губернатором 18 октября 1942 г. в Острожском монастыре стало освобождение 400 человек. Через месяц, 10 ноября, штаб губернатора известил Владыку, что по его ходатайству решено перевести интернированных черногорцев из албанских лагерей в лагеря на территории Черногории, где заключенных могут навещать родственники. Занявший в июле 1943 г. пост губернатора граф Курий Барбазети по просьбе митрополита освободил 900 арестованных и интернированных черногорцев. Однако по мере роста партизанского движения репрессии оккупантов усиливались. 18 августа 1943 г. Владыка Иоанникий с негодованием писал губернатору, что в округе Бийело Полье уже два месяца лишены свободы все священники, кроме одного. 15 декабря 1943 г. (уже после капитуляции Италии и оккупации Черногории немцами) к митрополиту с просьбой спасти 17 заключенных в цетинскую тюрьму невинных заложников из г. Рийеки обратился местный священник Црнойевич. Их собирались расстрелять в случае нападения коммунистов, а оно произошло, поэтому уже была назначена казнь заложников. Владыка, естественно, обратился к властям с прошением о помиловании. 1 марта 1944 г. он просил Народное управление г. Цетинье об освобождении арестованного священника Николы Ражнатовича и т.д.

http://bogoslov.ru/article/1158253

36 . Речь, сказанная в Кафедральном Богоявленском соборе г. Москвы 12сентября 1943 г. в день интронизации Патриарха Сергия.//ЖМП. 1943. 2. С. 9–12. 37 . Учреждение духовно-учебного заведения.//ЖМП. 1943. 3. С. 22–24. 38 . Слово в неделю Святых Жен-Мироносиц, сказанное в саратовском Троицком соборе 30 апреля 1944 года.//ЖМП. 1944. 5. С. 17–18. 39 . Слово, произнесенное в день погребения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия в кафедральном Патриаршем соборе 18 мая 1944 г.//ЖМП. 1944. 6. С. 28–30. 40 . Ленинград в дни Великой Отечественной войны.//ЖМП. 1944. 10. С. 15–16. С.М. Соловьев (к 125-летию со дня его рождения).//ЖМП. 1945. 4. С. 44–46. 41 . Слово, сказанное святейшему Патриарху Алексию в кафедральном Патриаршем соборе 4 февраля 1945 г. от лица Поместного Собора.//ЖМП. 1945. 2. С. 70. 42 . Московская церковная делегация в Болгарии.//ЖМП. 1945. 5. С. 19–24. 43 . Путешествие Святейшего Патриарха Алексия в Болгарию.//ЖМП. 1946. 6. С. 3–19. 44 . Поездка на Ближний Восток.//ЖМП. 1946. 12. С. 4–8. 45 . Слово в неделю апостола Фомы, сказанное 27 апреля 1946 года.//ЖМП. 1946. 6. С. 24–25. 46 . Поездка Святейшего Патриарха Алексия в Румынию.//ЖМП. 1947. 7. С. 3–21. 47 . Слово, произнесенное в Богоявленском Патриаршем соборе в день памяти Первоверховных апостолов Петра и Павла. И ЖМП. 1948. 8. С. 36–37. 48 . Сергей Михайлович Соловьев (к 180-летию со дня рождения).//Церковный вестник. Санкт-Петербург. 2000. 5. С. 34–35. 49 . Церковный вестник. Санкт-Петербург. 2001. 8–9. С. 43–44. 50 . Слово в праздник преподобного Серафима Саровского Богослова.//Церковный вестник. Санкт-Петербург. 2004. 6–7. С. 58–59. 51 . Об отношении к ближним.//Церковный вестник. Санкт-Петербург. 2004. 8–9. С. 69. Рисунок 87. Ректоры Санкт-Петербургской Духовной академии Рисунок 88. Профессора и преподаватели Санкт-Петербургской Духовной академии до 1918 года Рисунок 89. Иерархи, протоиереи, профессора и преподаватели ЛДА и ДС, потрудившиеся на ниве Божией и почившие в XX веке. 1946–1987

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОСКОВСКИЙ СОБОР 1943 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Заседание Архиерейского Собора РПЦ. 8 сентября 1943 г. Москва ж) в каких материальных условиях находятся сейчас митрополиты Сергий, Алексий и Николай; Получив ответы Карпова, Сталин сказал, что нужно создать специальный орган, который бы осуществлял связь с руководством Русской Церкви . 4 сентября Карпов позвонил митрополиту Сергию и сообщил о желании правительства принять высших иерархов Русской Церкви. Митрополит выразил пожелание, чтобы визит состоялся безотлагательно. Вечером того же дня в Кремле состоялась беседа митрополитов Московского Сергия, Ленинградского Алексия и Киевского Николая со Сталиным, В. М. Молотовым и Карповым о взаимоотношениях Церкви и государства. Сталин попросил митрополитов высказаться об имевшихся у Русской Церкви и у них лично назревших, но нерешенных вопросах. Митрополит Сергий сказал, что самый главный вопрос - о центральном руководстве Русской Церкви, что он почти 18 лет является патриаршим местоблюстителем и думает, что едва ли где-то еще возможна такая ситуация, при которой с 1935 года в Церкви нет Синода . Он просил разрешения собрать Архиерейский Собор , который изберет патриарха и образует при главе Церкви Священный Синод как совещательный орган в составе 5-6 архиереев. Согласившись с предложением митрополита Сергия, Сталин спросил о возможном сроке созыва Собора. Митрополит ответил, что Собор можно созвать через месяц. Тогда Сталин спросил: " А нельзя ли проявить большевистские темпы? " , поинтересовавшись мнением Карпова на этот счет. Карпов ответил, что если помочь митрополиту Сергию транспортом, предоставить самолеты, то Собор можно созвать через 3-4 дня. Договорились, что Архиерейский Собор соберётся в Москве 8 сентября. Состав Многих архиереев доставили на Собор военными самолетами. Почти все они были исповедниками, прошедшими через тюрьмы, лагеря и ссылки; архиепископ Сарапульский Иоанн и епископ Молотовский Александр были освобождены незадолго до Собора. В итоге в деяниях Собора участвовало 19 архиереев - все, кто в это время находился на кафедрах на не оккупированных немецкими войсками территориях:

http://drevo-info.ru/articles/14105.html

архиеп. Ставропольский; с 1927 г. архиеп. Астраханский; † 22.05.1928. Иоаким (Благовидов) в 1921 г. хирот. во еп. Алатырского, вик. Ульяновской епархии; 1923–1926 в Соловецком лагере; в 1928 г. архиеп. Ульяновский; † 4.12.1929. Иоаким (Левицкий) с 6.05.1916 архиеп. Нижегородский и Арзамасский; убит в 1918 г. Иоанн (Алексеев) 25.12.1955 хирот. во еп. Таллинского и Эстонского; с 14.08.1961 архиеп. Горьковский и Арзамасский; с 25.05.1965 на покое; † 16.06.1966. Иоанн (Боднарчук) 23.10.1977 хирот. во еп. Житомирского и Овручского; с 13.09.1989 на покое; 14.11.1989 лишен сана. Иоанн (Братолюбов) 1.08.1923 хирот. во еп. Березовского, управ. Тобольской епархии; с 4.08.1924 еп. Воткинский, вик. Сарапульской епархии; с апр. 1926 г. еп. Суздальский, вик. Владимирской епархии; с 13.07.1927 еп. Шацкий, вик. Тамбовской епархии; с 27.02.1929 еп. Уральский и Покровский; с авг. 1930 г. еп. Курганский, вик. Тобольской епархии; с 23.10.1931 под арестом; с 21.06.1943 архиеп. Сарапульский; с 19.11.1943 архиеп. Ижевский; с 14.02.1945 архиеп. Уфимский; с 18.11.1948 на покое; с 4.06.1953 архиеп. Ульяновский и Мелекесский; с 21.05.1959 на покое; † 27.02.1968. Иоанн (Булин) в 1929 г. хирот. во еп. Нарвского, вик. Таллинской епархии; в 1933 г. устранен от управ., выехал в Белград; с 1941 г. возвратился в Эстонию; с 1944 г. в ссылке в Сибири; пропал без вести. Иоанн (Василевский) в 1923 г. хирот. во еп. Бронницкого, вик. Московской епархии; с 1927 г. еп. Воскресенский, вик. Московской епархии; † 4.03.1931. Иоанн (Вендланд) 28.12.1958 хирот. во еп. Подольского; с 30.06.1960 еп. Среднеевропейский, экзарх в Средней Европе; с 22.08.1961 в сане архиепископа; с 16.06.1962 архиеп. Алеутский и Североамериканский, экзарх Северной и Южной Америки; с 22.02.1963 архиеп. Нью-Йоркский и Алеутский; с 3.08.1963 в сане митрополита; с 7.10.1967 митр. Ярославский и Ростовский; с 26.12.1984 на покое; † 25.03.1989. Иоанн (Гарклава) 23.02.1943 хирот. во еп. Рижского; с сент. 1944 г. в эмиграции, перешел в РПЦЗ; † 1.09.1978.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Ранненбургская (григ.) ‘ 1926–: Иоанн Киструсский Ранненбургская (обн.) 1932–27.10(09.11).1932: Нил Ушаков Ревельская см. Таллиннская Ржевская 02(15).01.1923–1923: Игнатий Жебровский 03(16).09.1923–19.02(04.03).1924: Валериан Рудич 1924–1930: 30 .04(13.05).1930–24.10(06.11).1930: Валериан Рудич, паки 24 .10(06.11).1930–21.03(03.04).1933: Никон Пурлевский 21 .03(03.04).1933–11(24).08.1933: Владимир Горьковский 11(24).08.1933–18(31).03.1936: Палладий Шерстенников 18(31).03.1936–23.05(05.06). 1936: Александр Щукин Ржевская (обн.) 04(17).12.1922–20.01(02.02).1923: Николай Соловей Рижская 13(26).08.1910–17(30).11.1917: Иоанн Смирнов 1 1917–1917: Макарий Гневушев, в. у. 1918–1918: Иосиф Петровых , в. у. 10(23).01.1918–14(27).01.1919: Платон Кульбуш, в. у. 1919–1921: 07 (?).1921–12(25).10.1934: Иоанн Поммер 1934–1936: 29 .03(11.04).1936–1940: Августин Петерсон 1940–1943: Сергий Воскресенский 2, в. у. 28 .02(13.03).1943–09.1944: Иоанн Гарклав 1945–1947: Корнилий Попов, в. у. Ровненская и Волынская 1940–02(15).07.1941: Николай Ярушевич , в. у. 1941–08(21).05.1943: Алексий Громадский, окк. Романово-Борисоглебская см. Тутаевская Ромненская 1927–1931; Николай Пирский Рославльская 13(26).09.1920–1927: Вениамин Глебов 28 .04(11.05).1928–11(24).05.1928: Валериан Рудич 1928–08.1931: Даниил Троицкий 1931–20.06(03.07).1935: Стефан Виноградов Россошанская 1928–13(26).08.1930: Памфил Лясковский Россошанская (обн.) 10(23).04.1923–: Григорий Орлов 03 .1923–1927: Алексий Щербаков 1928–1933: Гермоген Лебедев 1933–19.09(02.10).1935: Григорий Орлов. паки Ростовская 02 .1920–08.1926: Иосиф Петровых 1925–1926: Гервасий Малинин(?) 01(14).10.1927–02(15).11.1927: Иннокентий Летяев 01(14).12.1927–1928: Евгений Кобранов Стефан Гнедовский –22.11(05.12).1933: Евгений Кобранов, паки 22 .11(05.12).1933–17(13).11.1935: Серафим Трофимов Ростовская (обн.) 1929–: Иоанн Смирнов 3 –1932: 1932–1934: Софония Яскевич Ростовская на Дону 1919–17(30).08.1927: Арсений Смоленец 25 .10(07.11).1921–1922: Серафим Силичев, в. у.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Министр иностранных дел Польши Адам Ротфельд, спасенный в Студитском монастыре в местечке Унив под Львовом, на церемонии открытия мемориального знака на стене этого монастыря 19 августа 2005 г. выразил надежду, что «духовное наследие митрополита Андрея и архимандрита Клементия будет служить ориентиром и образцом для молодых поколений украинцев» [xxxviii] .     См.: Ковтун И.И. Русская Православная Церковь Московского Патриархата//Энциклопедия Холокоста. М., 2011. Готовится к изданию.     Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. С. 34-36.     ЖМП. 1943. 1. С. 16.     [iv] Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. 6991, оп. 1, д. 6, л. 25; Алексеев В.И., Ставру Ф.Г. Указ. соч.//Русское Возрождение. 1982. 18. С. 117-119.     [v] См.: Ковтун И.И. Указ. соч.     [vi] Там же.     [vii] См. сайт: http://www.russia-talk.com/; Протоиерей Сергий Гаккель. Западное богословие после Освенцима и Русская православная церковь. С. 403.     [viii] Иосифляне, или по-другому Истинно-Православная Церковь – существовавшее в 1927 – середине 1940-х гг. оппозиционное советской власти и Московской Патриархии течение в русской Православной Церкви. Получило свое название по имени главы – митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых).     [ix] См. сайт: http://www.ekaterina.org.ua/pages/glagoleva.html     [x] См.: Книга Праведников. М., 2004.     [xi] См. сайт: http://www.miloserdie.ru     [xii] Религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны (1943-1945 гг.)/Публ. М.И. Одинцова//Отечественные архивы. Москва. 1995. 3. С. 55; Алексеев В.И., Ставру Ф.Г. Указ. соч.//Русское Возрождение. 1982. 17. С. 106.     [xiii] См.: Ковтун И.И. Указ. соч.     [xiv] См.: Ковтун И.И., Бубнис А. Церкви//Энциклопедия холокоста. М., 2011. Готовится к изданию.     [xv] См.: Headtand R. Messages of Murder: A Study of the Reports of the Einsatzgruppen of the Security Police and the Security Service. 1941-1943. London and Toronto, 1992. P. 114.     [xvi] Протоиерей Владислав Цыпин.

http://bogoslov.ru/article/2226184

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010