Schmidt С. Studien zu den Pseudoclementinen//TU. 4. Reihe. Bd. XLVI. Heft 1. Leipzig, 1929. Sohm R. Kirchenrecht. Bd. I. Die geschichtlichen Grundlagen. München und Leipzig, 1892; 1923. Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altenchristlichen Litteratur/Begründet von O. von Gebhardt und A. Harnack. Bd. 1 – 136– . Leipzig, Berlin, 1883–1989-. Weizsäcker K.H., von. Das apostolische Zeitalter der christlichen Kirche. Tübingen und Leipzig, 1902. Zahn T. Geschichte des neutestamentlichen Kanons. Bd. I-IV. Leipzig, 1888–1892. Zanders L. Etudes sur Saint Jerome. Bruxelles-Paris, 1903. Наиболее часто цитируемые святоотеческие и древнехристианские источники (основные издания): Игнатий Антиохийский  – Ignatii opera//PG 5; Ignace d " Antioche. Lettres et Martyre de Polycarpe de Smyrne. Texte, intr., trad. et notes par P. – Th. Camelot. 1964 (SC; Vol. 10). Евсевий Кесарийский  – Eusebius Werke/Ed. I.A. Heikel et alii. 8 Bde. Leipzig, 1902-. (GCS; Bd. 7-); Евсевий Памфил . Церковная История/Пер. СПбДА. СПб., 1958. Евтихий Александрийский – Eutychii Alexandrini patriarchae annales//PG 111 (также: CSCO. Vol. 50. Scr. arab. III. Т. 6/Ed. L. Cheikho. Beryti, 1906). Климент Римский  – Clementis opera//PG 1–2; Clement de Rome Epitre aux Corinthiens, intr., texte, trad., notes et index par A. Jaubert. 1971 (SC; Vol. 167). Тертуллиан  – Tertulliani opera omnia//PL 1–3; Q.S. Florentis Tertulliani opera. Partes I-IV. 1890, 1939, 1942, 1906, 1957 (CSEL; Voll. 20, 69, 70, 47, 76). Киприан Карфагенский  – Cypriani Carthaginensis opera omnia//PL 3–4; Thasci Caecili Cypriani opera omnia/Recensuit et commentario critico instruxit G. Hartel. Pars IÏ Epistolae; Pars IIÏ Appendix, Sententiae episcoporum. 1868–1871 (CSEL; Voll. 3–4); Reliquiae Sacrae editio altera/Ed. Routh M.J. Voll. I-IV. Oxonii, 1846. Фотий Константинопольский  – Photii patriarchi opera//PG 103– 104(103:Bibliotheca). (Русские переводы указаны в изд.: Kern С. Les traductions russes des textes patristiques. Guide bibliographique. Chevetogne, 1957.)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Русский писатель-сатирик, актер, драматург, сценарист. Родился в Киеве. Окончил Первый медицинский институт им. Сеченова, занимался проблемами высшей нервной деятельности. Увлекался литературой еще в студенческие годы. В 1957 году за сценарий к спектаклю получил серебряную медаль на Всемирном фестивале молодежи и студентов. В 1966 году вместе со своими друзьями Григорием Гориным, Эдуардом Успенским и Феликсом Канделем составил сборник юмористических рассказов «Четверо под одной обложкой». Печатался в «Литературной газете», был внештатным корреспондентом журнала «Юность». Вел телепередачи «Белый попугай» и «Вокруг смеха. Нон-стоп». Автор 17 книг. В соавторстве с Григорием Гориным написал пьесы «Свадьба на всю Европу», «Банкет», «Маленькие комедии большого дома». Католикос-Патриарх Ассирийской Церкви Востока Его Святейшество Мар Хнанья Дынха IV (15 сентября 1935 – 26 марта 2015) Католикос-Патриарх Ассирийской Церкви Востока. Родился в Ираке. В одиннадцатилетнем возрасте был взят под опеку митрополитом и патриаршим представителем Церкви Востока в Ираке Мар Иосифом Хнанишо. В 1942 году рукоположен в диаконы, в 1957 году – в священники. Направлен в иранский город Урмия. В 1962 году в Тегеране рукоположен в епископы, вскоре стал митрополитом Ирана и Тегерана. Среди значительных заслуг Мар Хнанья Дынха IV – восстановление прерванной еще в 1915 году митрополии в Иране, открытие духовной семинарии, активная деятельность в защиту национальных прав и интересов ассирийцев. В 1975 году, после убийства Святейшего Патриарха Ассирийской Церкви Востока Мар Ишаи Шимуна, Мар Дынха решением Священного Синода был избран новым Патриархом, возведен в сан Патриарха Ассирийской Церкви Востока 17 октября 1976 года. Юрий Андреевич Трофимов (3 июля 1940 – 26 марта 2015) Советский и российский мультипликатор, художник кино. Родился в Москве. Окончил факультет монументально-декоративного искусства по специальности художник-архитектор Московского высшего художественно-промышленного училища им. Строганова. В 1960-е годы работал архитектором в Госстандарте СССР.

http://pravmir.ru/2015-poteri-goda/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАБОЛОТСКИЙ Николай Анатольевич (22.01.1924, дер. Бор, ныне Валдайского р-на Новгородской обл.- 4.01.1999, Женева), проф., консультант ОВЦС. Род. в семье священника, репрессированного в 1937 г. Окончил среднюю школу (1942), в 1944-1945 гг. служил в армии, в тыловых частях. В 1946 г. был принят в 3-й класс Ленинградской ДС, которую окончил в 1948 г. по 1-му разряду. В 1952 г. окончил Ленинградскую ДА со степенью кандидата богословия за соч. «Древнерусская проповедь в ее главных представлениях». В 1952-1957 гг. преподавал в Саратовской ДС, исполнял обязанности секретаря правления семинарии и был регентом семинарского хора. Автор «Учебных записок по церковному пению, составленных применительно к семинарской программе (для 1-2, 3-4 классов)» (Саратов, 1957. Маш.). В Ленинградских ДАиС преподавал с 1958 г. церковное пение (был также регентом хора), в 1960-1977 гг. и 1983-1990 гг.- историю древней Церкви, историю зап. исповеданий, византологию, логику, историю Древних Восточных Церквей. Составил учебные пособия по академическому курсу «Древние Восточные Церкви» (1972, переработанные и дополненные в 1973, 1974, 1983, 1989) и кн. «Христология: Предварительная часть курса академического предмета «Древние Восточные Церкви (экспериментальная)» (Л., 1983), дополнил курс проф. А. И. Иванова «Византология» (1969). С 1963 г. доцент Ленинградской ДА. 17 сент. 1969 г., защитив диссертацию на тему «Кафоличность - проблема экуменизма», получил степень магистра богословия и был утвержден в звании профессора. С 1962 г. З. был привлечен к деятельности в ОВЦС, с февр. 1963 г. назначен его сотрудником, с 1964 по 1984 г. был консультантом отдела. В 1977-1983 гг. находился в командировке в Женеве и работал в штабе ВСЦ. Активно участвовал в международных конференциях, симпозиумах, богословских диалогах и форумах, посвященных экуменической и миротворческой тематике. Публиковал по этим темам многочисленные статьи в «Журнале Московской Патриархии» .

http://pravenc.ru/text/182409.html

во еп. Тобольского и Тюменского. Димитрий (Локотко) в 1924 г. упом. как еп. Тюменский; с 1927 г. под арестом и в ссылке; более на епархию не возвращался; † в 60-х гг. Димитрий (Любимов) 30.12.1925 хирот. во еп. Гдовского, вик. Ленинградской епархии; с дек. 1927 г. епархией не управ.; с 1929 г. в заключении; † после 1937 г. Димитрий (Маган) 11.06.1942 хирот. во еп. Днепропетровского и Запорожского; с дек. 1943 г. управ. Донецкой епархией; по окончании Великой Отечественной войны в эмиграции; † 1.04.1970. Димитрий (Поспелов) 24.09.1923 хирот. во еп. Темниковского, вик. Тамбовской епархии; с 1926 г. в заключении; с 27.06.1934 еп. Яранский; с 20.02.1936 еп. Скопинский; с 1936 г. на покое; † 8.12.1952. Димитрий (Сперовский) с 17.06.1917 на покое (б. еп. Рязанский); с 1919 г. архиеп. Старорусский; † 1921. Дионисий (Валединский) с 21.04.1913 еп. Кременецкий, вик. Волынской епархии; с 1919 г. в эмиграции; с 1922 г. архиеп. Волынский и Кременецкий ПАЦ; с 27.02.1923 митр. Варшавский; с 22.06.1948 принят в общение с РПЦ; † 15.03.1960. Дионисий (Дьяченко) 7.12.1947 г. хирот. во еп. Питсбургского и Западной Вирджинии; с 17.12.1956 еп. Чикагский; с 5.01.1957 воссоединился с РПЦ, назначен еп. Нью-Йоркским; с 1957 г. в сане архиепископа; с 14.12.1958 архиеп. Сан-Францисский и Калифорнийский; с 1960 г. на покое; † 12.09.1967. Дионисий (Лукин) 20.03.1966 хирот. во еп. Роттердамского, вик. Брюссельской епархии; с 18.08.1972 на покое; † 23.02.1976. Дионисий (Прозоровский) с 16.12.1916 еп. Кустанайский; с 1922 г. еп. Челябинский; 1924–1925 в заключении; с 1926 г. еп. Оренбургский; с 29.11.1928 архиеп. Феодосийский, вик. Таврической епархии; с 25.06.1930 архиеп. Иркутский; с 16.06.1933 на покое; с 3.09.1933 архиеп. Минусинский; с 3.01.1934 архиеп. Ачинский и Минусинский; с 3.05.1934 архиеп. Уфимский; с янв. 1936 г. архиеп. Ростовский (на Дону); с 1936 г. в заключении. Дионисий (Сосновский) с 13.11.1914 еп. Измаильский, вик. Кишиневской епархии; убит в 1918 г. Дометиан (Горохов) 1.08.1928 хирот.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

См.: Временные правила для Велебицкой двухклассной церковно-приходской школы с учительским при ней курсом и уроками сельско-хозяйственных ремесел.//Новгородские ЕВ, 1894. 24. С. 1234–1240; Георгиевский В. У гроба В. И. Шемякина.//Там же. С. 415–420; Луппов П. B. И. Шемякин.//Народное образование. 1916. Апрель. С. 412–414. О беседах В. И. Шемякина с епархиальными наблюдателями на выставке 1896 г. см.: Свящ. Н. Князев. Руководственные разъяснения по разным вопросам церковно-школьного благоустройства и в особенности по предмету ревизии церковных школ.//Тульские ЕВ. 1896. 20. C. 650–663. 88, 89, 90, 91, 93, 97, 105, 107, 108, 109 Шепилов Дмитрий Трофимович; (23 октября 1905 – 18 августа 1995) – советский партийный деятель. В 1952–1956 – главный редактор «Правды», в 1955–1956 и 1957 – секретарь ЦК КПСС, в 1956–1957 министр иностранных дел. 437 Шидловский Александр Федорович; (30 ноября 1863 – 1942). Окончил Николаевское кавалерийское училище. С 7 августа 1887 – корнет лейб-гвардии Уланского Его Величества полка, с 7 августа 1891 – поручик, с 30 августа 1892 – штабс-ротмисгр, 14 сентября 1898 прикомандирован к Пажескому корпусу на должность офицера-воспитателя, с 9 апреля 1900 – ротмистр. С 15 марта 1903 уволен от службы с чином полковника и мундиром. С 7 мая 1903 причислен к министерству юстиции с откомандированием для занятий в главном тюремном управлении (переименован в надворного советника со старшинством с 9 апреля 1900). С 12 июня 1904 – помощник, с 7 августа 1904 – и. д. Екатеринославского тюремного инспектора, утвержден 23 мая 1905; с 29 июля 1906 – Вятский вице-губернатор, с 26 февраля 1907 – Архангельский, с 27 августа 1911 – Олонецкий вице-губернатор. С 15 ноября – Олонецкий, с 17 января 1917 – Архангельский губернатор. Один из основателей Общества изучения Олонецкой губ. За библиографии «Петр Великий на Севере», «Шпицберген» и др., за географическую деятельность в Архангельской и Олонецкой губ. РГО присудило ему большую серебряную медаль им. П. П. Семенова (1914). Почетный мировой судья по Архангельской губернии, почетный член Архангельского Православного -Беломорского Карельского Братства, Архангельского общества изучения Русского Севера, Архангельской Археографической комиссии, действительный член Русского Географического общества, Историко-Родословного общества в Москве, Виленской и Вятской ученых археографических комиссий, Русского Библиологического общества. В 1919 – член совета комиссий КЕПС. Заведующий Северным отделом КЕПС (ок.1923). В 1926 – член комиссии по изучению Карело-Мурманского края РГО (образована в 1925, избран в бюро). В 1935 выслан из Ленинграда. Умер в Муроме.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Виктор Михайлович Суходрев (12.12.1932 – 16.05.2014), – личный переводчик Хрущева и Брежнева С 1940 жил в Лондоне с родителями, работающими в советском посольстве. Вскоре стал переводить для школьных чиновников. В 1945 вместе с мамой вернулся в Москву. В 1956 окончил Военный институт переводчиков в Москве, французское отделение. Работал в бюро переводов МИД. С 1983 года заместитель заведующего отделом США и Канады МИД СССР, с 1989 — специальный помощник Генерального секретаря ООН. В 1994 Суходрев вернулся из США и ушёл на пенсию в ранге Чрезвычайный и Полномочный Посланник I класса. В 1999 издал книгу «Язык мой – друг мой». Николай Исакович Пастухов (13.05.1923 – 23.05.2014), актер, народный артист РСФСР, участник Великой Отечественной войны В 16 лет поступил в театральную студию Бауманского дворца пионеров, в 1941 — в Театральное училище имени М. С. Щепкина и начал работать в ЦТКА (театре Красной армии). Призван в армию 7 октября 1942 года, на фронте с 25 сентября 1943 года. В 1945 году вернулся в ЦТКА. В 1953–1957 годах – актёр Тамбовского драматического театра имени А. В. Луначарского, в 1957–1958 годах – театра «Современник», с 1958 – театра Советской армии (ныне – театр Российской армии). Много снимался в кино, сыграл несколько десятков ролей, в том числе в фильмах «Укрощение строптивой», «Дядя Ваня», «Станционный смотритель», «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», «Профессия — следователь», «Леди Макбет Менского уезда». Михаил Егорович Алексеев (24.10.1949 — 23.05.2014), российский лингвист, кавказовед, специалист по типологии и сравнительно-исторической грамматике дагестанских языков Окончил Отделение структурной и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ. В студенческие годы неоднократно принимал участие в лингвистических экспедициях: по изучению арчинского (1968, 1971) и хиналугского языка (1970, 1971) на Кавказе, шугнанского языка (1969) на Памире. В 1972 году защитил диплом на тему «Значения основных падежей в арчинском и аварском языках» под руководством А. Е. Кибрика; в дипломе были использованы материалы полевой работы в Дагестане.

http://pravmir.ru/2014-poteri-goda/

После Октябрьской революции 1917 года часть калмыков вступила в Астраханское казачье войско. Летом-осенью 1919 года большая часть территории расселения калмыков оказалась под контролем белых войск, к марту 1920 года здесь установилась советская власть. В июле 1920 года была образована автономная область калмыцкого трудового народа в составе РСФСР с центром в Астрахани (с 1926 года центром является Элиста ). В 1926 году повсеместно был введен алфавит на основе кириллицы. 20 октября 1935 года автономная область была преобразована в Калмыцкую АССР. В 1930-е годы в республике начались радикальные социально-экономические и культурные реформы, связанные с окончательным переходом от кочевого образа жизни к оседлому. Во время Великой Отечественной войны с августа 1942 по январь 1943 года значительная часть Калмыцкой АССР была оккупирована германскими войсками, освобождена в ходе контрнаступления Красной Армии под Сталинградом. 27 декабря 1943 года вследствие обвинения калмыков в коллаборационизме Калмыцкая АССР была упразднена, ее территория была передана в состав образованной Астраханской области (восемь районов), а также Ставропольского края, Сталинградской и Ростовской областей. Город Элиста был переименован в Степной, более 92 тысяч человек были депортированы в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан. 9 января 1957 года указом Президиума Верховного Совета СССР автономия Калмыкии была восстановлена и образована Калмыцкая автономная область в составе Ставропольского края. В июле 1958 года область была преобразована в Калмыцкую АССР, территория Долбанского и Приволжского улусов бывшей Калмыцкой АССР осталась в Астраханской области. В 1957 - 1959 годах на родные земли вернулось свыше 72,6 тысяч калмыков. За годы советских пятилеток в Калмыкии интенсивно развивались сельское хозяйство и промышленность. В 1959 - 1965 года в республике построены 22 предприятия, в том числе Каспийский машиностроительный завод, трикотажная и швейная фабрики. В 1970 году в Эли­сте был открыт аэропорт. В октябре 1990 года была провозглашена Калмыцкая ССР в составе РСФСР.

http://drevo-info.ru/articles/13678813.h...

Ири (19511961). Архив: АГЗ. Горбунов Евдоким (26.7.1886, с. Подберезы Казанск. губ. 18.8.1961, Ментон, Франция), протоиерей. Из семьи духовенства. Окончил Казанскую Духовную семинарию, псаломщик церкви г. Анапы Сухумской епархии (19121913), диакон (22.11.1913), диакон на приходе в Сухумской епархии (19131914), затем в Уфимской епархии (1914–1916), священник (9.5.1916), рукоположение совершил еп. Уфимский Андрей (Ухтомский), настоятель церкви с. Старой Елани Уфимской епархии (2.1.19171918), во время Гражданской войны уехал на юг, настоятель церкви г. Анапы Кубанской епархии (25.9.19201921), вышел за штат, выехал на территорию Волыни, тогда принадлежавшей Польской Республике (21.8.1921), жил в г. Почаеве, принят в клир Польской Православной Церкви (1.1.1927), настоятель церкви г. Почаева (1.1.19271942), переселился на оккупированную немцами территорию Восточной Украины ( 1942), состоял в клире Украинской Автономной Церкви МП, настоятель церкви с. Андровки Бердянского района (9.8.19421944), протоиерей (28.9.1942), благочинный Бердянского района, эмигрировал в Германию и принят в юрисдикцию РЗЦ (1944), обслуживал церкви в лагерях для перемещенных лиц, помощник настоятеля Св.-Елисаветинского храма в Висбадене (19.7.19461919), поселился в Бельгии и принят в клир Русского Экзархата КП (1949), настоятель церкви в Лувене (19491954), перешел обратно в юрисдикцию РЗЦ (1954), помощник настоятеля Воскресенской церкви в Брюсселе (19541955), принят снова в юрисдикцию Русского Экзархата КП (21.11.1955), настоятель Св.-Николаевской церкви в Лилле (16.10.19561957), вышел за штат по старости и пребывал в русском старческом доме Братства Св. Анастасии в Ментоне (1957). Архив: Послужный список о. Е. Горбунова (19491961). АЕУА АГЗ. Горелик Филимон (дата рождения не установлена – сконч. после 1960, Ванкувер, Канада), протоиерей. Священник, состоял в клире Белорусской Автокефальной Православной Церкви (19411945), эмигрировал в Германию и принят в клир РЗЦ (1945), настоятель церкви при лагере для перемещенных лиц (19451950), уехал в Канаду (1950), протоиерей (1952), настоятель церкви в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ангелов Д., Влияния на чужди ереси върху богомилството, – «Известия на семинарете при историко-филологическия ф-т на унив. св. Климент Охридски в София», кн. I, 1942. Ангелов Д., Богомилството в България, 2-ре изд., София, 1961. Ангелов Д., История на Византия, I, София, 1950. Атанасов Щ., Дуйчев И., Ангелов Д., Цанкова-Петкова Г., Христов Д., Чолпанов Б., Българското военно изкуство през феодализма, София, 1957. Безобразов П., Боэмунд Тарентский, – ЖМНП, 226, 1883. Безобразов П., Византийский писатель и государственный деятель Михаил Пселл , М., 1890. Беляев Д., Byzantina, I-III, СПб., 1891–1906. В. Бешевлиев, За името Дичина или Вичина на реки Тича, – «Известия на института за български език», 8, 1962. Благоев Η., Правни и социалъни взгледи на богомилите, София, 1912. Бобчева В., Въоръжението на българската войска от втората половина на 9 век до подането на България под турско робство, – «Военно-исторически сборник», 2, 1958. Брайчевский М., К истории расселения славян на византийских землях, – ВВ, 19, 1961. Васильевский В., Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе XI-XII вв., «Труды», I, СПб., 1908. Васильевский В., Византия и печенеги, «Труды», I, СПб., 1908. Голубовский П., Печенеги, торки и половцы до нашествия татар, Киев, 1884. Гроссу Н., Дело халкидонского митрополита Льва, – ТКДА, 1917, март-август. Гроссу Н., Церковно-религиозная деятельность императора Алексея I Комнина, – ТКДА, 1912, 7–8. Диль Ш., Византийские портреты, I-II, пер. с фр. Б. Кириченского, Харьков, 1909–1911. Дуйчев И., Едно кратко описание на Вардара от XII в., – МП, XIII, 3, 1942. Дуйчев И., Проучвания върху българското средневековие, София, 1945. Дуйчев И., Сщинското значение на името Μκρος у Анна Комнина (Принос към историята и географията на Македония), – МП, VIII, 3–4, 1933. Заборов М., Крестовые походы, М., 1956. Златарски В., Бaropa-Бaбaropa-Bagulamus, Сб-к в честь на А. Иширков, София, 1933. Златарски В., История на Българската държава през средните векове I-/II, София, 1918–1934.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

A Hebrew Letter from the Twelfth Century B.C.//BASOR. 1939, 73. P. 9–13), Единого царства (см.: Albright W. The Gezer Calendar//BASOR. 1943, 92. P. 16–26; Albright W. Two Cressets from Marisa and the Pillars of Jachin and Boaz//BASOR. 1942, 85. P. 18–27) и Разделенных царств (см.: Albright W. A Votive Stele Erected by Ben-Haddad I of Damascus to the God Melcarth//BASOR. 1942, 87. P. 23–29; Albright W. A Reexamination of the Lachish Letters//BASOR. 1939, 73. P. 16–21; Albright W. The Chronology of the Divided Monarchy of Israel//BASOR. 1945, 99. P. 16–22). Особо занимался Олбрайт некоторыми богословскими темами, требующими археологического обоснования: временем сложения ветхозаветного канона (см.: Albright W. New Light on Early Recensions of the Hebrew Bible//BASOR. 1955, 140. P. 27–33), местом израильского монотеизма в религиозной картине Древнего Востока (см.: Albright W. Yahweh and the Gods of Canaan. L., 1968), генезисом монотеистических воззрений в древнем мире (см.: Albright W. From the Stone Age to Christianity. 2nd ed. Garden City, 1957), влиянием языческого окружения на религиозные воззрения древних иудеев (см.: Albright W. An Aramean Magical Text in Hebrew from the Seventh Century B.C.//BASOR. 1939, 76. P. 5–11). Принимал Олбрайт участие и в развернувшихся в конце его жизни дискуссиях о будущем библейской археологии, отстаивая при том традиционные воззрения на нее как на вспомогательную дисциплину библеистики (см.: Albright W. The Old Testament and the Archaeology of Palestine//The Old Testament and Modern Study: A Generation of Discovery and Research/Ed.: H. Rowley. Oxford, 1951. P. 1–26; Albright W. The Impact of Archaeology on Biblical Research-1966//New Directions in Biblical Archaeology/Eds.: D. Freedman and J. Greenfield. Garden City, 1971. P. 1–16). Был Олбрайт автором некоторых обзорных трудов по библейской археологии (см., напр.: Albright W. The Archaeology of Palestine. Harmondsworth, 1960). Значение трудов этого ученого было столь велико, что некоторые его статьи публиковались даже в атеистическом СССР (см.: Олбрайт В.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010