прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец Глава 4. Таллиннская и Эстонская епархия (1945–1992) К 1945 г. ЭАПЦ лишилась 19 священнослужителей, репрессированных советскими карательными органами, из которых ни один не вернулся из заключения. Будем помнить их имена: Печерский викарный епископ Иоанн (Булин) – арестован 18 октября 1940 г.; священник Александр Филомафитский – арестован в 1940 г., скончался в 1941 г.; протоиерей Иоанн Коведяев – арестован в 1940 г.; протоиерей Валентин Смирнов – арестован 5 ноября 1940 г.; протоиерей Владимир Иродиопов – арестован в 1940 г.; священник Константин Хиоб – арестован 12 июня 1941 г., скончался в 1942 г.; диакон Симеон Карпин – арестован в 1941 г., скончался 16 июля 1941 г.; протоиерей Константин Колчин – арестован в июле 1941 г., скончался 18 июля 1941 г.; священник Иоанн Краав – расстрелян 7 июля 1941 г.; протоиерей Василий Ристкок – арестован в июне 1941 г., скончался 6 января 1942 г.; священник Иоанн Толстяков – арестован и убит в 1941 г.; священник Артемий Ваннер – арестован в 1941 г., скончался 7 августа 1943 г.; священник Николай Лейсман – арестован 13 июня 1941 г.; диакон Петр Козлов – арестован в 1941 г.; священник Иоанн Сергиев – арестован в 1941 г., скончался 22 марта 1943 г.; диакон Василий Астанин – арестован в 1941 г.; священник Леонид Лавров – арестован в 1944 г.; иеромонах Лин (Никифоров) – арестован в 1944 г.; священник Владимир Вихерпуу – арестован в 1945 г. Да упокоит Всемилостивый Господь в небесных селениях души Своих верных рабов! Таким образом, к середине 1940-х гг. ЭАПЦ утратила большую часть своего клира, и, несмотря на это, владыка Павел с присущим ему сознанием глубокой ответственности и архипастырского долга делал все возможное, чтобы упорядочить жизнь православной Церкви в Эстонии в специфических условиях Советского государства. Владыка Павел страдал тяжелым сердечным недугом, но это никак не отражалось на его повседневной деятельности, включавшей ревностное совершение богослужений, вдохновенную проповедь слова Божия, постоянное посещение приходов епархии и заботу о пополнении клира, о восстановлении разрушенных и пострадавших в военное время храмов. Архиепископ Павел возглавлял Эстонскую Апостольскую Православную Церковь полных шестнадцать месяцев до своей праведной кончины, наступившей в полночь 1 февраля 1946 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

EN Помочь «Правмиру» Фонд Фото Видео Аудио От автора Ответ специалиста Наука Наши современники Литература, история, кинематограф Герои среди нас О смерти и болезни Подростки Словарь Правмира Pravmir.com Матроны.ру Неинвалид.ру Коронавирус Главная Культура Литература, история, кинематограф Великая Отечественная Война «Война вместила в себя не только вооруженную борьбу, но и борьбу мировоззрений» В Центральном музее Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов на Поклонной горе в Москве состоялся круглый стол на тему «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 19411945 годов». Редакция " Правмира " 23 апреля, 2010 23 апреля, 2010. Редакция " Правмира " В Центральном музее Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов на Поклонной горе в Москве состоялся круглый стол на тему «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 19411945 годов». 21 апреля в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов на Поклонной горе в Москве состоялся круглый стол на тему «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 19411945 годов». Публикуем его итоговый документ: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Евангелие от Иоанна 15.  13) День Победы! Шестьдесят пять лет эти слова вызывают у наших соотечественников не только самые радостные, но и скорбные чувства. Празднуя Победу в Великой Отечественной войне , мы чтим память о беспримерном мужестве и стойкости защитников Родины и тружеников тыла, о миллионах людей, павших на полях сражений, замученных в концлагерях и гетто, погибших от ран и болезней, голода и лишений. Не случайно 9 мая, в годовщину окончания этой страшной войны, в Русской Православной Церкви совершается поминовение усопших воинов, а 22 июня отмечается как День памяти и скорби. К огромному сожалению, в последнее время нередко приходится сталкиваться с попытками, и прежде всего на постсоветском пространстве, поставить под сомнение подвиг советского солдата, спасшего Европу и все человечество от «коричневой чумы», освободительный характер боевых операций Красной Армии. Умаляется роль Советского Союза в разгроме фашистской Германии и милитаристской Японии, героизируются нацистские преступники и их пособники , совершаются акты вандализма в отношении  захоронений.

http://pravmir.ru/vojna-vmestila-v-sebya...

О.Ю. Васильева, И.И. Кудрявцев, Л.А. Лыкова Краткие биографические сведения о лицах, упоминаемых в сборнике Абакумов Алексей Григорьевич (1869–1941), протопресвитер, обновленец, настоятель Спасо-Преображенского собора Ленинграда (1940 – 19 декабря 1941). Августин (Петерсон Августин Адамович) (1873–1955), митрополит. Родился в крестьянской латышской семье. Окончил Рижскую Духовную семинарию (1895). В 1904 г. рукоположен во иерея. Во время Первой мировой войны – военный священник. В 1926–1936 гг. – гарнизонный священник Двинской крепости. В марте 1936 г. перед наречением во епископа пострижен в рясофор. С сентября 1936 г. митрополит Рижский и всея Латвии (в юрисдикции Константинопольского Патриархата). В марте 1941 г. после покаяния вернулся в юрисдикцию Русской Православной Церкви. К лету 1941 г. – на покое. Вскоре после захвата Риги объявил прежний Синод действующим и 20 июля направил германским властям просьбу о разрешении восстановления автономной Латвийской Православной Церкви под юрисдикцией Константинопольского Патриарха и выдворении из Латвии «большевистского ставленника», «агента ЧК» экзарха митрополита Сергия (Воскресенского). В его подчинении состояли лишь несколько приходов в центральной Латвии (на его родине, в Видземе). В 1944 г. эвакуировался из Риги в Германию. С 1946 г. находился в Русской Православной Церкви Заграницей. Александр (Введенский Александр Иванович ) (1889–1946), обн. митрополит. Один из инициаторов и идеологов обновленческого раскола. Участник всех обновленческих лжесоборов. С 1932 г. ректор обновленческой Московской богословской академии. С 1936 г. настоятель Пименовской церкви в Москве, с 1941 г. «Первоиерарх Православных обновленческих Церквей в СССР». Скончался, не принеся покаяние в грехе раскола. Александр (Витол Адам) (1876–1942), епископ. Окончил Рижскую Духовную семинарию. Хиротонисан во епископа Ерсикского в 1938 году, позже епископ Мадонский. Александр (Карпин Александр Петрович) (1883–1969), епископ. Родился в г. Суоярви (Финляндия) в карельской семье священника. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Диакон (1911). Священник (1911). После революции в эмиграции в Финляндии в связи с изменением государственных границ. Епископ Выборгский (1935), Гельсингфорский (Хельсинкский) (1940).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Русская Православная Церковь на Северо-Западе в 1941–1945 годах. Часть 1 Передача танков. Митрополит Николай (Ярушевич) напутствует воинов Всем известно, что Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Но не столь многие знают, что это воскресенье было по церковному календарю неделей всех святых, в земле Российской просиявших. Этот праздник был установлен в преддверии жестоких гонений и испытаний для Русской Церкви и явился своеобразным эсхатологическим знамением мученического периода в истории России, но в 1941 году он промыслительно явился началом освобождения и возрождения Церкви. Русские святые стали той духовной стеной, которая остановила бронированную немецкую машину с оккультной свастикой. В первый же день войны, за 11 дней до сталинской речи, без всякого нажима властей, сугубо по своей инициативе, патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) написал свое знаменитое «Послание пастырям и пасомым христианской Православной Церкви». «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью Родины, кровными заветами любви к своему Отечеству… Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге пред Родиной и верой и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им по плоти и вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом… Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших души свои за народ и Родину… Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины» . Значение этого послания трудно переоценить. Гонимая Православная Церковь сама протягивала руку помощи, но не столько атеистической власти, сколько заблудшему и несчастному русскому народу. В послании местоблюстителя Сергия речь идет только о народе и о всенародном подвиге, ни слова о вождях, которые в это время практически безмолвствовали. Восстанавливался в своем значении русский православный патриотизм, гонимый, оплевываемый и осмеиваемый космополитами-коммунистами. От воспоминания святых вождей русского народа Александра Невского и Димитрия Донского в речи местоблюстителя нить протягивается к соименным правительственным орденам и к сталинским словам из речи от 3 июля 1941 года: «Под знаменами Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского – вперед к победе!»

http://pravoslavie.ru/34155.html

Сербская Православная Церковь и оккупационные режимы на территории Югославии в 1941–1945 гг. Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 43, 2005 2 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 43, 2005 Судьба Сербской Православной Церкви в годы Второй мировой войны до сих пор остается одной из малоизученных тем в отечественной историографии. В последние годы в периодической и научной печати появился ряд публикаций, посвященных по большей части трагическим событиям на территории образованного в апреле 1941 года Независимого государства Хорватии (“Независна Држава Хрватска”). Авторы этих публикаций в той или иной степени касаются и положения СПЦ. Тем не менее положение СПЦ на остальных территориях оккупированной Югославии и характер взаимоотношений Церкви с различными оккупационными режимами по-прежнему остаются практически не освещенными. В то же время эти вопросы представляются нам существенными и важными для всестороннего изучения этого периода истории как Югославии, так и Сербской Православной Церкви. Предлагаемый вниманию читателя обзор не претендует на всестороннее и полное рассмотрение всех сторон жизни и деятельности Сербской Церкви на территории оккупированной Югославии. Решение подобного рода задач требует куда более полного и глубокого исследования и явно выходит за рамки одной небольшой публикации. Мы же хотим всего лишь постараться дать краткую характеристику положения СПЦ в различных оккупационных зонах, выявить некоторые особенности во взаимоотношениях Церкви с оккупационными властями и определить основные факторы, на эти взаимоотношения влиявшие. После нападения Германии и ее союзников 1 , поражения и краха Югославии в апреле 1941 года каноническая территория СПЦ оказалась разделенной целым рядом оккупационных зон, в каждой из которых положение Церкви имело свои особенности. В целом можно сказать, что для первых недель оккупации характерно открыто враждебное отношение всех оккупационных сил как к сербскому населению в целом, так и к Сербской Церкви в частности. В качестве одной из основных его причин можно назвать активную роль церковных деятелей в путче 27 марта 1941 г., в результате которого было сорвано присоединение Югославии к Тройственному пакту 2 .

http://pravmir.ru/serbskaya-pravoslavnay...

Боснийские новомученники Икона новомученников Дабро-боснийской епархии Православная Церковь в Боснии и Герцеговине в XX веке не раз претерпевала тяжелые испытания: Первая мировая война и террор австро-венгерских войск и полиции, геноцид в годы существования марионеточного усташского Независимого государства Хорватия (1941-1945) и террор партизан Тито, коммунистические репрессии послевоенных лет, и, наконец, тяжелая и кровопролитная гражданская война 1992-1995 гг. Разделяя судьбу со своей паствой Сербская Церковь в годы всенародных страданий явила миру целый сонм новомучеников и исповедников веры Христовой. Данью их подвигу стала новая канонизация мучеников и исповедников Православия на этих просторах. Канонизация новопрославленных святых, пострадавших за веру во время Первой и Второй мировой войны и террора коммунистов состоялась в мае 2005 года в монастыре Житомислич (Босния и Герцеговина), где в тот момент проходило очередное заседание Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви. Мы приводим лишь краткие сведения о жизни и страданиях новопрославленных святых. Пресвитер Момчило Гргучевич родился в 1906 году в Фоче (Србинье). В 1928 году закончил семинарию в Сараево, в 1929 году рукоположен в сан дьякона, а затем священника. Служил приходским священником в Челебичах до своей мученической кончины 29 ноября 1945 года. За Время второй мировой войны неоднократно приговаривался к смерти, но по милости Божьей оставался жив. В ноябре 1945 года, уже после окончания войны был схвачен коммунистами и казнен. По одной из версий ему отсекли голову, которую потом как трофей отнесли в здание Общины в Челебичах. Спустя 45 лет его сын Василий перенес останки отца и похоронил около церкви в Челебичах. Священник Доброслав Блажевич родился в 1916 году в Високом. Закончил семинарию в Сараево, в 1939 году рукоположен в диакона и священника. В июне 1941 года был схвачен усташами. Зверски убит на дороге в Бугойно. Тело не найдено. Протоиерей Милан Божич родился в 1885 году в Гламоче. Закончил Рельевскую семинарию. В 1909 году рукоположен в сан диакона, а затем священника. Во время Первой мировой войны был арестован австрийскими оккупационными властями и томился в заключении в Травнике, Зенице и Араде. В мае 1941 года был арестован усташами в Сараево, а затем отправлен в Загреб, где содержался вместе со священномучеником митрополитом Дабро-Боснийским Петром (Зимоньичем). Был отправлен в концлагерь Даница, а затем в Госпич, где в ночь с 1 на 2 июля 1941 года принял мученическую кончину.

http://pravoslavie.ru/41279.html

М.В. Шкаровский Содержание Введение Глава I. Политика германских ведомств в отношении Русской Православной Церкви перед началом Великой Отечественной войны 1. Антихристианская сущность нацистского режима 2. Православные общины в Германии и попытки их унификации в 1933–1941 гг. 3. Германская политика в отношении Православной Церкви в Генерал-губернаторстве Глава II. Русская Церковь в планах нацистов в период войны с СССР, 1941–1945 гг. 1. Формирование нацистской церковной политики на Востоке и ее колебания в ходе войны 2. Русская Православная Церковь и германская политика на Балканах в 1941–1945 гг. 3. Деятельность Православной Церкви на территории Третьего рейха в 1941–1945 гг. 4. Духовное окормление восточных рабочих и советских военнопленных 5. Отношение Русской Православной и Украинской Грекокатолической Церквей к холокосту Глава III. Религиозное возрождение на оккупированной территории СССР 1. Феномен экзархата Московской Патриархии в Прибалтике 2. Церковное возрождение в русских областях прифронтовой полосы 3. Создание и деятельность Белорусской Православной Церкви 4. Православная Церковь в рейхскомиссариате «Украина» 5. Румынская религиозная политика на Юго-Западе Украины 6. Общие особенности и итоги церковного развития на оккупированной территории СССР Заключение Именной словарь Список сокращений Иллюстрации     Введение Различные аспекты истории двух наиболее значительных тоталитарных режимов XX века – национал-социалистического в Германии и коммунистического в Советском Союзе, в частности их религиозная политика, постоянно находятся в поле зрения исследователей и широкой общественности. Не меньший интерес представляет и ответная реакция христианских Церквей, среди которых была одна – Русская Православная Церковь (РПЦ), привлекавшая внимание руководителей обоих режимов и в полной мере испытавшая на себе воздействие их политики. Предлагаемая читателю работа посвящена малоизученной, но актуальной, в силу возрождения Церкви в России, теме. Актуальность ей придает и активное развитие в последние годы российско-германских отношений, в том числе в церковной области, а также существенное расширение сферы деятельности Русской Православной Церкви в Германии в связи с последней волной эмиграции из России. При этом деятельность Православной Церкви в Германии во многом продолжают регулировать законы, принятые в 1936–1938 гг. Новая российская государственность по-прежнему стоит перед необходимостью выработки своей модели религиозной политики, и исторический опыт такой политики в Германии (как позитивный, так и негативный – преобладавший в исследуемый период) мог бы представлять определенный интерес.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОН Никон (Фомичёв), архиеп. Пермский и Соликамский. Фотография. Нач. 80-х гг. XX в. Никон (Фомичёв), архиеп. Пермский и Соликамский. Фотография. Нач. 80-х гг. XX в. (Фомичёв Николай Васильевич; 9.05.1910, С.-Петербург - 13.04.1995, там же), архиеп. Пермский и Соликамский. Род. в семье служащего. С детства прислуживал в храме подворья Троицкого Творожковского мон-ря и в Феодоровском соборе на Полтавской ул. в Петрограде. С 1923 г. входил в нелегальное Александро-Невское братство, был иподиаконом архиеп. Гавриила (Воеводина) (до нач. 1932). С 1928 г., по окончании 9 классов 102-й трудовой школы работал на одном из заводов Ленинграда. В 1931 г. поступил в Ленинградский ин-т инженеров железнодорожного транспорта. После разгрома в февр. 1932 г. Александро-Невского братства отошел от церковной деятельности. В 1936 г. окончил железнодорожный институт по специальности «инженер-энергетик», работал на Октябрьской железной дороге, затем в областной структуре эксплуатации электросетей «Ленэнерго». Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. служил на военном ремонтно-восстановительном поезде на Ленинградском фронте. Был награжден медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В 1944 г. обратился с прошением к Ленинградскому митр. Алексию (Симанскому; с янв. 1945 патриарх Московский и всея Руси Алексий I ) рукоположить его в священный сан. 17 июня 1945 г. он был рукоположен управляющим Ленинградской епархией архиеп. Псковским Григорием (Чуковым ; с сент. 1945 митрополит Ленинградский) во диакона к Спасо-Преображенскому собору Ленинграда, 12 мая 1946 г.- во иерея и определен священником к одной из сельских церквей Сланцевского р-на Ленинградской обл. Вскоре после приезда в село был арестован за проведение службы в якобы еще официально закрытой церкви. Через несколько дней освобожден, получил разрешение служить в храме. В 1946 г.

http://pravenc.ru/text/2577565.html

М. В. Шкаровский Скачать epub pdf 5. Русская Православная Церковь и германская религиозная политика на Балканах А. Отношение германских ведомств к РПЦЗ и их интерес к Балканам январь 1941 – 17 июня 1942 г. 134 Интерес нацистских ведомств к церковной политике на Юго-Востоке Европы особенно усилился с 1941 г. 24 сентября реферат общей культуры МИД запросил на ее проведение 100 тыс. марок и получил их. В рамках данной политики внимание германских органов власти привлекла позиция РПЦЗ – руководящий орган которой (архиерейский синод) и значительная часть паствы находились на территории Сербии. Как видно из публикуемых документов, Внешнеполитическая служба НСДЛП и Восточное министерство относились к РПЦЗ негативно, считая ее распространителем враждебной Германии русской монархической идеологии. Нет сомнения, что значительное количество правых эмигрантов сочло III рейх меньшим злом, чем сталинский режим. Они приветствовали начало войны с СССР, надеясь, что данный режим вскоре рухнет и русский народ освободится от коммунистической диктатуры. При этом надо различать очень осторожную позицию руководящих органов РПЦЗ от мнения отдельных священнослужителей и светских организаций. В первые дни войны некоторые эмигранты ? – архиереи и священники в своих статьях и воззваниях горячо приветствовали поход Вермахта на территорию СССР. Наиболее известным из них является послание митрополита Западно-Европейского Серафима (Лукьянова) от 22 июня 1941 г. 135 Другие, занимая скорее негативную позицию по отношению к германскому вторжению, были против любой помощи СССР. Имелись и священнослужители РПЦЗ, настроенные резко антифашистски. Эта позиция хорошо видна в публикуемом письме монаха с горы Афон, приветствовавшего первые победы греческой армии против войск итальянских интервентов в январе 1941 г. Сообщение Экуменической информационной и пресс-службы о письме русского монаха Женева, январь 1941 г. Восприятие войны на горе Афон В письме русского монаха с горы Афон – всемирно известного места расположения монастырей Православной Церкви Греции, отчетливо передано нынешнее отношение к войне греческого народа:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М. В. Шкаровский Скачать epub pdf 4. Деятельность Зарубежной Русской Церкви на территории IIIpeйxa в 1941–1945 гг. А. Германская епархия РПЦЗ в годы II Мировой войны 25 октября 1941 – 8 апреля 1980 г. Сразу же после начала войны с СССР германские власти, нередко видевшие во всех русских врагов, начали ущемлять и церковную деятельность. Это хорошо видно в публикуемом письме бывшей звонарки православной церкви в Лейпциге. Над русскими храмами в Лейпциге и Дрездене вообще нависла угроза полного закрытия, которую удалось избежать благодаря заступничеству РКМ пресекали власти и многие благотворительные акции русский церковной эмиграции по оказанию помощи своим соотечественникам на оккупированной территории СССР 111 . Заметным этапом в истории православной Германской епархии стало первое и последнее в годы войны епархиальное собрание 29–31 января 1941 г. в Берлине. Среди его важнейших решений были постановления об организации Миссионерского комитета и преобразовании епархии в Средне-Европейский митрополичий округ. 26 мая 1942 г. архиерейский синод РПЦЗ принял решение о создании такого округа с включением в него приходов в Германии. Протектората Богемии и Моравии, Бельгии. Словакии и Люксембурга. Митрополитом был назначен Владыка Серафим (Ляде). Всевозможные трудности и стеснения – острая нехватка свечей для богослужений, вина и муки для причащений, требования властей о сдаче колоколов для военной промышленности и т. и. не смогли воспрепятствовать активной душепопечительной, миссионерской, просветительной и благотворительной деятельности духовенства епархии. 43. Письмо имперского наместника Саксонии министру церковных дел о намерении закрыть русские церкви в Лейпциге и Дрездене Дрезден, 25 октября 1941 г. Как я усмотрел из доклада обер-бургомистра Лейпцига, там еще существует так называемый Комитет по сохранению русской церкви в Лейпциге. Это зарегистрированная общественная организация, которая ставит своей задачей сохранить так называемую русскую памятную церковь 1913 г. для лейпцигской русской православной церковной общины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010