4  Михайлов В. Хроника Великого джута. Документальная повесть. Изд. 2-е. Алматы, 1996. С. 100. Понятие «джут» в переводе с казахского означает «зимняя бескормица скота в районах отгонного животноводства, вызванная обледенением пастбищ». 8  Мирзоян -- город на р. Талас, известен с V в., в 1856--1936 гг. назывался Аулие-Ата; в 1936--1938 гг. -- Мирзоян, в 1938--1993 гг. -- Джамбул, в 1993--1997 гг. -- Жамбыл; в 1997 г. городу возвращено первоначальное название. 9  На посту Первого секретаря компартии Казахстана Мирзояна сменил Скворцов Н.А. (1938--1945); далее последовательно сменяли друг друга: Борков Г.А. (1945--1946), Шаяхметов Ж. (1946--1954), Пономаренко П.К. (1954--1955), Брежнев А.И. (1955--1956). 10  Книга Памяти жертв политических репрессий «Бутовский полигон». 1937--1938. Т. 1--8. М., 1997--2004. 11  Могущественные Ежов и Реденс, Голощекин и Мирзоян, полномочный представитель ОГПУ М.И.Миронов-Король, некогда разъезжавший с проверками по голодавшему Казахстану, перед расстрелом прошли через застенки Сухановской тюрьмы; эта политическая тайная тюрьма находилась под Москвой и размещалась в стенах бывшей Свято-Екатерининской пустыни. 12  Несмотря на совершенные преступления, Голощекин и Реденс в 1961 г. были оправданы и полностью реабилитированы наравне с невинными жертвами террора. (См.: Петров Н. В., Скоркин К.В. Кто руководил НКВД. 1934--1941: Справочник/Под ред. Н.Г.Охотина и А.Б.Брагинского. М., 1999). 13  Ныне здание Управления одного из самых крупных лагобъединений в стране (Карлага НКВД СССР) передано под музей ГУЛАГа. 15  Н.И. Ежов, Ф.И. Голощекин, сменивший его Л.И. Мирзоян, а также М.И. Миронов-Король, разъезжавший с Комиссией по голодным районам Казахстана были арестованы, прошли через казематы Сухановской тюрьмы и были расстреляны. Реденс, возглавивший после Московского УНКВД в 1938 г. НКВД Казахстана, также оказался в Сухановке и был расстрелян. Все, кроме Ежова, реабилитированы. 17  В пределах будущей Карагандинской области, в небольшом городке Каркаралинске с 1923 года отбывал ссылку первый викарий Петроградской епархии епископ Ямбуржский Алексий (Симанский), будущий Патриарх Московский и всея Руси. Он был арестован в Петрограде 1 октября 1922 года за то, что занял непримиримую позицию в отношении обновленцев и возглавил «Петроградскую автокефалию», боровшуюся с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Sevastian_Kara...

Мн. друзья М. в это время приняли католицизм . Будучи воспитанным вне христ. веры, М. глубоко интересовался ею и с полной серьезностью относился к вере своих друзей и близких, стремясь философски осмыслить ее возможность. Развивая свой вариант экзистенциальной феноменологии религ. веры, М. предельно близко подошел к тому порогу, который отделяет неверующего от верующего. 23 марта 1929 г., отвечая на призыв близкого ему по духу католич. писателя Ф. Мориака, он принял крещение. Это событие стало важной вехой в его духовной жизни. Со всей энергией неофита М. обратился к изучению творений Фомы Аквинского , опираясь на работы неотомистов (см. ст. Неотомизм ) Р. Гарригу-Лагранжа и Ж. Маритена . Однако неотомистское философско-богословское мышление, хотя и оставило след в интеллектуальной эволюции М., не стало ему близким. М. разочаровало совершенное «непонимание современной мысли, начиная с Канта» ( Marcel G., Fessard G. Correspondance (1934-1971)/Éd . H. de Lubac, M. Rougier, M. Sales. P., 1985. P. 71). В 1934 г. М. познакомился с известным католическим мыслителем иезуитом Гастоном Фессаром, ставшим его близким другом, и вступил с ним в духовную переписку, доверяя свои самые сокровенные мысли. В эти годы М. участвовал в движении «Оксфордская группа» (впосл. «Моральное перевооружение» (Moral Re-Armament)), целями к-рого были морально-духовное совершенствование человека и оздоровление нравственного климата через добрые дела и взаимоподдержку. В 1936 г. на своей квартире в Париже М. устроил постоянно действующий философский семинар («пятницы»), на котором выступали с докладами философы, ученые и молодые исследователи из разных стран. Яркие свидетельства о работе семинара оставил Бердяев, один из его активных участников. Проживая с 1941 г. в замке Пёш в Коррезе, М. читал лекции в Тулузе и Лионе, интенсивно работал над своими философскими и драматическими произведениями. В 1946 г. впервые встретился с М. Хайдеггером . Их 2-я встреча произошла на коллоквиуме в Серизи-ла-Саль в 1955 г.

http://pravenc.ru/text/2562402.html

Сергий Киреев 1925–1927: Новороссийская (обн.) 1926–1926: Кировская (обн.), в. у. 09(22).09,1929–20.06(03.07).1931: Донская (обн.) 20 .06(03.07).1931–09(22).04.1936: Новороссийская (обн.), паки 09(22).04.1936–01.1940: Калининская (обн.) Сергий Королёв 17(30).04.1921–1922: Бельская 04(17).04.1921–1922: Холмская, в. у. 1922–25.05(07.06).1946: Пражская (заруб.) 1946–1946: Венская (заруб.) Сергий Кудрявцев 1923–03(16).04.1955: Краснохолмская Сергий Куминский 01(14).09.1923–1928: Радомысльская и Чернобыльская 1925–1925: Киевская, в. у. 1928–1930: Бершадская, в. у(?) 1930–22.11(05.12).1934: Бузулукская 22 .11(05.12).1934–27.01(09.02).1935: Ливненская 08(21).05.1935–18(31).05.1935: Рыльская 08(21).05.1935–18(31).05.1935: Марийская 16(29).10.1935–01(14).04.1936: Вольская 01(14).04.1936–04(17).11.1937: Ачинская 19 .03(01.04).1936–22.10(04.11).1937: Красноярская и Енисейская, в. у. Сергий Лавров 01(14).07.1916–21.01(03.02).1917: Соликамская 21 .01(03.02).1917–1917: Алма-Атинская 1919–1922: Краснодарская и Кубанская 1923–1925: Ташкентская, в. у. 1923–24.01(06.02).1927: Алма-Атинская, паки 12(25).01.1925–09.1927: Ташкентская, паки Горьковская (обн.) Сергий Ларин 28 .09(11.10).1942–22.04(05.05).1943: Звенигородская (обн.) 28 .09(11.10).1942–22.04(05.05).1943: Московская (обн.), в. у. 28 .09(11.10).1942–22.04(05.05).1943: Загорская (обн.), в. у. 22 .04(05.05).1943–14(27).12.1943: Ташкентская (обн.) 02(15).08.1944–1946: Кировоградская 02(15).08.1944–1946: Одесская, в. у. 1946–17(30).10.1947: Одесская Сергий Лубенцов (Лабунцов) Прилукская Прилукская (укр.) Ахтырская(укр.) Сергий Мельников 16(29).11.1925–1927: Любимская Сергий Никольский 23 .03(05.04).1925–1927: Ефремовская Бузулукская Сергий Озерецковский 25 .05(07.06).1924–14(27).07.1924: Коломенская (обн.) 03(16).06.1924–29.04(12.05).1925: Сталинградская (обн.), в. у. 14(27).07.1924–29.04(12.05).1925: Усть-Медведицкая (обн.) 29 .04(12.05).1925–23.07(05.08).1927: Череповецкая (обн.) 23 .07(05.98).1927–28.06(11.07).1928: Чкаловская (обн.)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Елена Кудрявцева. Воспитание человека//Огонек. 2001 " Тема 3. Методика использования нетрадиционных средств и видов оздоровления... Авторские оздоровительные программы (Иванов П. К., йога, у-шу, цигун) " (Программы региональных кубанских компонентов общего образования. Ч. 7. Краснодар, 1996, с. 12). В списке рекомендованной литературы внимание педагогов обращается, например, к такой книге: Апанасенко Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. Спб., 1992. Лишь один знакомый мне валеологический учебник был полностью лишен оккультных теней: Колбанов В. В. Валеология: основные понятия, термины и определения. Спб., 1998. Но зато в нем с самого начала зазвучали памятные стальные интонации: «Основой здравоведения служит универсальная научная методология – диалектический материализм» (с. 14). Проблема не только образовательная//Алтайская миссия. – Барнаул, 1998, 2 (47), январь. Например, заведущая кафедрой валеологии московского Университета Дружбы народов Раиса Яковлевна Татаринцева при случае напоминает: «Куратор нашей кафедры – иеромонах Анатолий Берестов». Но это нисколько не мешает ей тут же переходить на вполне оккультный жаргон: «Нервные стрессы вызывают перекосы и зажимы энергетических каналов (меридианов), которые идут к внутренним органам» (Дмитрук М. Воспаление от …страха. Интервью//Свет (Природа и человек) 1999, 7, с. 24). О том, что никаких «энергических меридианов» научная медицина не знает (равно как и медицина православная), мне специально пояснил сам о. Анатолий… Новый Петербург. 11. 9.97. Азаева Э. Дети распутного “бога”//Комсомольская правда. 31.10.97. Рерих Е. И. Письма в Америку. 1923-1952. Т.4. М., 1999, с. 300. Энтин Д . Вступительное слово//Фосдик З. Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922-1934. М., 1998, сс. 13-14. Шибаев А. В. Вечер с Рерихами//Фосдик З. Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922-1934. М., 1998, с. 691. Позднее, по оценке Е. Рёрих, столь некогда дружественный агни-йогам Шибаев «свихнулся… Письма его ко мне совершенно сумасшедшие» (Рерих Е. И. Письма в Америку. 1948-1955. Т.3. М., 1996, с. 148).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Левичев Василий Николаевич (1891–1937) – советский военный деятель. Родился в Вологодской губ. в семье крестьянина. Участник Первой мировой войны, штабс-капитан. С 1919г. в Красной армии, втом же году вступил в РКП(б). В 1923 г. окончил курсы старших командиров Военной академии РККА. В 1924–1927 гг. зам. нач., затем нач. Главного административного управления Красной армии. В 1931–1933 и 1934–1937 гг. зам. нач. Генерального штаба Красной армии. Расстрелян, реабилитирован в 1956 г. Лещинский Юлиан Марианович (псевд. Ленский) (1889–1937) – деятель польского и международного коммунистического движения. Родился в польском городе Плоцке в семье рабочего. Член СДКПиЛ с 1906 г. Активный участник революционного движения, неоднократно арестовывался. В 1919 г. комиссар по польским делам в Наркомнаце РСФСР, нарком просвещения Литовско-Белорусской Советской Республики. В 1921–1923 гг. член польского бюро ЦК РКП(б). С 1925 г. член Политбюро ЦК Компартии Польши, в 1929–1937 гг. генеральный секретарь Компартии Польши. С 1928 г. член Исполкома Коммунистического интернационала, с июля 1929 г. член Президиума ИККИ. Расстрелян, реабилитирован в 1955 г. Литвинов Максим Максимович (наст. фам. и имя Баллах Меир-Генох Моисеевич) (1876–1951) – советский партийный и государственный деятель, дипломат. Родился в Белостоке в семье служащего. Член РСДРП с 1908 г. Вел революционную работу на Украине, в Риге и Санкт-Петербурге. С 1907 г. в эмиграции. В 1918–1930 гг. член коллегии НКИД РСФСР– СССР. В 1921–1930 гг. зам. наркома по иностранным делам РСФСР-СССР. В 1930–1939 гг. нарком иностранных дел СССР, в 1934–1938 гг. представитель СССР в Лиге Наций. В 1941–1943 гг. чрезвычайный и полномочный посол СССР в США, одновременно в 1941–1946 гг. зам. наркома иностранных дел СССР. С 1946 г. на пенсии. Лихачев Василий Матвеевич (1882–1924) – советский партийный и государственный деятель. Родился в г. Козьмодемьянске Казанской губ. в семье приказчика. Член РСДРП с 1902 г. Вел революционную работу в Самаре (Куйбышев), Уфе, Казани, Нижнем Тагиле и других городах, неоднократно арестовывался. В 1912 г. эмигрировал в США, после Февральской революции вернулся в Россию (1917). В 1917 г. секретарь МК РКП(б). с 1918 г. член Президиума Моссовета, возглавлял Московский совет народного хозяйства. Умер в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1919 по 1930 – научный сотрудник (Азиатского музея); Научно-исследовательского института сравнительной истории языков и литератур Запада и Востока им. А. М. Веселовского при Петроградском (Ленинградском) университете (1925), преподаватель арабского языка Ленинградского университета (1924–1929, ок. 1926 – доцент, с 1927 – внештатный). Арестован 27 июня 1930 по «делу Академии Наук». 10 февраля 1931 осужден на 5 лет ИТЛ. Находился в Бел-Балтаге (Медвежья Гора). Постановлением Коллегии ОГПУ от 9 июля 1933 досрочно освобожден за ударную работу из мест лишения свободы Карельской АССР. Один семестр работал в ЛИФЛИ (доцент кафедры семитских языков). Вновь арестован 10 декабря 1933. Постановлением Тройки ПП ОГПУ в ЛВО от 25 февраля 1934 осужден на 3 года ИТЛ. 7 марта 1934 отправлен из Ленинграда в СевВостЛаг (Магадан). После освобождения в 1936 переехал в Орел. Преподавал немецкий язык в школе. Погиб (утонул, купаясь в реке). См.: Васильков Я. В., Сорокина М. Ю. Люди и судьбы. Библиографический словарь востоковедов – жертв политического террора в советский период (1917–1991). СПб. 2003. С. 433–435. 388 Эйнштейн Альберт; (14 марта 1879 – 18 апреля 1955) – физик, создатель теории относительности. 364 Элиаш Надежда Михайловна; (13 апреля 1888 – ?). Окончила С.-Петербургский Женский Педагогический институт. Преподавала в средних учебных заведениях. С 1924 – преподавала немецкий язык в обновленческом Ленинградском Богословском институте. С 4 февраля 1927 – член миссионерского совета. Действительный член Российского Географического общества. Член сказочной комиссии при отделе этнографии. В 1925 составила инструкцию для пользования картотекой для учета сказок. Изучала население Старорусского у. Новгородской губ. и в 1926 сделала доклад в отделении этнографии «Нечистая сила в представлениях крестьян Старорусского у. Новгородской губ.». Научный сотрудник Государственного института речевой культуры, преподаватель рабфака Ленинградского Финансово-экономического института, помощник заведующего архивом Всероссийского Географического общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

23.03(05.04)1955 Сергий Соколов I ЧЕБОКСАРСКАЯ 11.05.1888 02.02.1891 в/у САМАРСКАЯ 17.01.1891 НОВГОРОД-СЕВЕРСКАЯ 02.02.1891 26.03.1893 в/у АРХАНГЕЛЬСКАЯ 30.09.1892 16.04.1893 ЧЕРНИГОВСКАЯ 26.03.1893 24.08.1893 в/у НОВОСИБИРСКАЯ 23.09(06.10)1995 27.11(10.12)1995 в/у ТОМСКАЯ 24.09(07.10)1995 27.11(10.12)1995 НОВОСИБИРСКАЯ 27.11(10.12)1995 07(20)10.2000 в/у ТОМСКАЯ 27.11(10.12)1995 20.09(03.10)1997 в/у ТОМСКАЯ 23.09(06.10)1998 15(28)12.1998 Сергий Спасский КОВНЕНСКАЯ 30.05.1882 07.06.1885 в/у ВИЛЬНЮССКАЯ 28.04.1885 26.06.1885 МОГИЛЕВСКАЯ 07.06.1885 21.11.1892 ВЛАДИМИРСКАЯ 21.11.1892 20.11.1904 КИНГИСЕППСКАЯ 25.02.1901 06.10.1905 ФИНЛЯНДСКАЯ 06.10.1905 10.08.1917 ВЛАДИМИРСКАЯ 10.08.1917 03(16)06.1922 ВЛАДИМИРСКАЯ, обн. 03(16)06.1922 15(28)08.1923 НИЖЕГОРОДСКАЯ 05(18)03.1924 14(27)04.1934 в/у ВСЕРОССИЙСКАЯ 01(14)12.1925 25.11(08.12)1926 в/у ВСЕРОССИЙСКАЯ, паки 30.03(12.04)1927 30.08(12.09)1943 ВСЕРОССИЙСКАЯ 14(27)04.1934 02(15)05.1944 Сергий Танаевский САЛЬСКАЯ, обн. НОВГОРОДСКАЯ, обн. 02(15)03.1927 ОРДЖОНИКИДЗЕНСКАЯ, обн. КИНГИСЕППСКАЯ 06.11.1905 21.03.1908 КИОТОССКАЯ 21.03.1908 29.05.1912 ЯПОНСКАЯ ПАЦ 19.05.1912 22.08(04.09)1940 Сергий Фаворский ЛИВНЕНСКАЯ, обн. РЯЗАНСКАЯ, обн. КАЛИНИНСКАЯ, обн. 15(28)06.1930(?) 16(29)04.1931 Сергий Чашин в/у УССУРИЙСКАЯ 13(26)12.2006 Сергий Фомин в/у СОЛНЕЧНОГОРСКАЯ 20.11(03.12)1982 16(29)01.1983 СОЛНЕЧНОГОРСКАЯ 17(30)01.1983 24.04(07.05)2003 ВОРОНЕЖСКАЯ 24.04(07.05)2003 Сергий Шубин САЛЬСКАЯ, обн. 02(15)05.1926 11(24)08.1926 ЛУКОЯНОВСКАЯ, обн. 11(24)08.1926 УРАЛЬСКАЯ, обн. 19.12.1926 (01.01.1927) БОРИСОГЛЕБСКАЯ, обн. 02.1929 15(28)01.1931 в/у КАЛИНИНСКАЯ, обн. 24.08(06.09)1933 01.1935 Силуан (Сильван) Грек КРУТИЦКАЯ 04.05.1493 Сильвестр КРУТИЦКАЯ 10.07.1653 06.1654 Сильвестр ЛАДОЖСКАЯ 07.1611 (в/у?) ВОЛОГОДСКАЯ 07.1611 11.07.1613 ПСКОВСКАЯ 11.07.1613 01.12.1615 Сильвестр ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 01.01.1119 12.04.1123 Сильвестр СМОЛЕНСКАЯ Сильвестр (Савва) ХОЛМСКАЯ Сильвестр Белькевич в/у КИЕВСКАЯ КИЕВСКАЯ Сильвестр Братановский РЫБИНСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1931 по 1934 г. обучался на философском фак-те семинарии св. Людовика на о-ве Джерси. В 1934-1936 гг. занимал должность профессора в коллегии св. Иосифа в Пуатье. В 1936-1939 гг. изучал богословие в семинарии Фурвьер в Лионе вместе с Х. У. фон Бальтазаром под рук. В. Фонтуанона и А. де Любака . Здесь Д. и Бальтазар открыли для себя наследие свт. Григория Нисского. В то же время Д. изучал ранние работы К. Маркса , с последователями к-рого он позже полемизировал. 24 авг. 1938 г. Д. становится священником, что не помешало его мобилизации (с 1939 по 1940 г.- в военно-воздушных силах). Во время службы в армии он начал писать первую кн. «Le signe du Temple ou de la Présence de Dieu» (Знамение Храма, или О Божественном присутствии, 1942), о к-рой говорил, что в ней содержится все его мировоззрение - любовь к созерцанию, к богословию символов и к экзегетическим методам св. отцов. В 1941 г. Д. стал капелланом высших учебных заведений в Севре и Нёйи. Был связан с Сопротивлением. В 1943 г. Д. по своей книге о свт. Григории Нисском (1944) защитил диссертацию на звание д-ра богословия в Католическом ин-те в Париже, где в 1944-1969 гг. возглавлял кафедру раннехрист. лит-ры и истории, в 1961-1969 гг. был также деканом богословского фак-та. В 1944 г. Д. защитил докт. диссертацию по филологии под рук. Э. Брейе в Сорбонне по той же книге о свт. Григории Нисском, дополнив ее франц. переводом трактата святителя «Жизнь Моисея», опубликованного в 1944 г. в 1-й кн. серии «Sources Chrétiennes», основанной де Любаком, Д. и др. Это событие ознаменовало начало возрождения католич. патристики в XX в. C 1943 г. Д.- главный редактор ж. «Études», где вышла его ст. «Les orientations présentes de la pensée religieuse» (Современные направления религиозной мысли, 1946). С 1945 г. Д. становится основателем и постоянным сотрудником ж. «Dieu vivant. Perspectives religieuses et philosophiques» (1945-1955), в к-ром часто печатались материалы в рамках диалога между представителями разных конфессий и философских школ; членом редколлегии этого журнала был В. Н. Лосский . С 1946 г. Д. начинает регулярные реферативные публикации «Bulletin de litérature patristique et d " histoire des origines chrétiennes» (Бюллетень патристической литературы и раннехристианской истории) в качестве приложения к периодическому изд. «Recherches de science religieuse».

http://pravenc.ru/text/168806.html

Григорий (Соколов) с 11.07.1910 еп. Краснослободский, вик. Пензенской епархии; с 1917 г. в сане архиепископа; с 14.01.1922 на покое; с 1922 г. в обновленческом расколе. Григорий (Чирков) 13.09.1987 хирот. во еп. Можайского, вик. Московской епархии; с 25.02.1997 в сане архиепископа. Григорий (Чуков) 14.10.1942 хирот. во еп. Саратовского; с 15.10.1942 в сане архиепископа; с мая 1944 г. архиеп. Псковский и Порховский; с 7.09.1945 митр. Ленинградский и Новгородский; † 5.11.1955. Григорий (Яцковский) с 1917 г. еп. Екатеринбургский; с 1922 г. в сане архиепископа; в дек. 1925 г. основал т. н. «григорианский» раскол; † 26.04.1932 без покаяния. Гурий (Апалько) 4.08.1996 хирот. во еп. Новогрудского и Лидского. Гурий (Егоров) 25.08.1946 хирот. во еп. Ташкентского и Среднеазиатского; с 25.02.1952 в сане архиепископа; с 28.01.1953 архиеп. Саратовский и Сталинградский; с 31.07.1954 архиеп. Черниговский и Нежинский; с 19.10.1955 архиеп. Днепропетровский и Запорожский; с 21.05.1959 митр. Минский и Белорусский; с 19.09.1960 митр. Ленинградский и Ладожский; с 14.11.1961 митр. Симферопольский и Крымский; † 12.07.1965. Гурий (Кузьменко) 31.07.1994 хирот. во еп. Житомирского и Новоград-Волынского. Гурий (Степанов) 26.01.1920 хирот. во еп. Алатырского; с 1920 г. под арестом; с июля 1923 управ. Петроградской епархией; с февр. 1924 г. архиеп. Иркутский; с 1924 г. под арестом и в Соловецком лагере; с 2.08.1930 архиеп. Суздальский; с 1931 г. отстранен от управления; с 1932 г. под арестом; расстрелян в 1938 г.. Гурий (Шалимов) 14.01.1993 хирот. во еп. Корсунского. Дамаскин (Бодрый) 18.10.1972 хирот. во еп. Тамбовского и Мичуринского; с 3.09.1974 еп. Вологодский и Велико-Устюжский; с 4.10.1979 еп. Полтавский и Кременчугский; с 26.06.1985 еп. Мукачевский и Ужгородский; † 1.07.1989. Дамаскин (Малюта) 9.08.1940 хирот. во еп. Житомирского; с 1941 г. еп. Черновицкий и Хотинский; с 1943 г. еп. Каменец-Подольский; с 1944 г. в заключении, где и скончался. Дамаскин (Цедрик) 14.09.1923 хирот. во еп. Стародубского, вик. Черниговской епархии; с 1925 г. под арестом; с 1929 г. в Соловецком лагере; с 1933 г. на свободе; с 1934 г. в ссылке; с 1936 г. в Карагандинском лагере; расстрелян 10.09.1937.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Автор работ по социально-экономической истории России, проблемам российской интеллигенции и др. СУАРЕЦ ФРАНЦИСКО (1548–1617) – испанский богослов и философ, видный представитель поздней схоластики, иезуит. Известно его произведение «Opus Moralis». Его именем названо направление богословской мысли (суаресизм), противостоящее томизму в истолковании соотношения свободы воли и Божественного предопределения. Критиковал тираническую форму правления. ТАРЕЕВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ (1866–1934) – русский православный философ, богослов, профессор кафедры нравственного богословия Московской духовной академии (1902–1918). Автор фундаментального труда в 5 т. «Основы христианства» (1908). Т. считал, что христианство должно сосредоточиться на спасении души, оставив бытовую жизнь человека светским институтам. Отвергая традиционное «аскетико-символическое» примирение религии и жизни, считал невозможным «социализацию» христианства в каких-либо внешних формах: оно реализуется во внутреннем мире личности, ее духовных установках и мотивах. После Февральской революции либеральный Тареев принимал активное участие в замене «консервативного» руководства академии и был поставлен редактором «Богословского вестника» вместо «монархиста» Флоренского. Основные сочинения – «Основы христианства» (т. 1–5, 1908–1910), «Предел коллективизма» (1912), «Социализм: нравственность и хозяйство» (1913), «Христианская философия» (1917). ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН ПЬЕР (1881–1955) – французский католический богослов, член Общества Иисуса, биолог, палеонтолог; в работе «Феномен человека» (1955) представляет Христа как цель и конец эволюционного процесса; предпринимает попытку связать христианство с эволюционной мыслью. Цель в его понимании можно сравнить с пониманием цели блаж. Августином, связавшим христианство с неоплатонизмом, или с пониманием св. Фомы Аквинского, связавшим христианство с учением Аристотеля». ТЕРНАВЦЕВ ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ (1866–1940) – деятель религиозно-общественного движения в России начала века, секретарь Религиозно-философских собраний 1901–1903 гг., писатель и богослов. ТЕРТУЛЛИАН (Tertullianus) Квинт Септимий Флоренс (155/165 – после 220) – христианский богослов, основатель и один из крупнейших представителей латинской патристики. Первоначально адвокат и ритор, обратился в христианство в 193 г. под впечатлением свидетельства христианских мучеников. Его богословие носит апологетический характер. Подчеркивал принципиальное различие между библейским откровением и греческой философией и утверждал веру именно в силу ее несоизмеримости с разумом. Граница между «Афинами» и «Иерусалимом» – предел возможностей разума: истина открывается парадоксальным образом. Т. убежден в том, что конечные основания любой рациональной системы принимаются на веру, а претензии разума на познание Истины беспочвенны.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010