Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ [греч. Ικωβος] (Кукузис Димитриос; 29.07.1911, дер. Айи-Теодори (ныне Зейтинли) на о-ве Имброс (ныне Гёкчеада, Турция) - 10.04.2005, Стамфорд, шт. Коннектикут, США), архиеп. Сев. и Юж. Америки (1 апр. 1959 - 29 июля 1996). Род. в семье Афанасия и Марии Кукузисов. В 1927 г. поступил в Богословскую школу на о-ве Халки, которую закончил с отличием в 1934 г., защитив дипломную работу «Об унии». 25 нояб. 1934 г. принял монашеский постриг с именем Иаков и был рукоположен во диакона. В течение 4 лет служил архидиаконом и исполнял обязанности проповедника Деркской митрополии. В 1939 г. по приглашению Американского архиеп. Афинагора (впосл. патриарх К-польский) эмигрировал в США, заняв должность архидиакона и преподавателя Богословской школы Св. Креста, находившейся тогда в Помфрете (шт. Коннектикут) и впосл. перенесенной в Бруклайн (пригород Бостона, шт. Массачусетс). До 1942 г. исполнял обязанности помощника декана (и кратковременно - декана). 16 июня 1940 г. рукоположен во пресвитера и назначен приходским священником ц. вмч. Георгия Победоносца в Хартфорде (шт. Коннектикут), 14 авг. 1940 г. возведен в сан архимандрита, в 1941-1942 гг. исполнял обязанности проповедника в кафедральном соборе Св. Троицы в Нью-Йорке, в 1942 г. определен священником в ц. свт. Николая Чудотворца в Сент-Луисе, в 1942-1954 гг. назначен настоятелем кафедрального собора в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Бостоне. В 1945 г. по окончании богословского фак-та Гарвардского ун-та И. была присвоена ученая степень магистра теологии. В 1950 г. И. получил гражданство США. Служба под рук. Афинагора во многом повлияла на мировоззрение И. и предопределила его дальнейшую карьеру. После восшествия Афинагора на К-польскую кафедру в 1950 г. И. был избран митрополитом Милетским и назначен директором Халкинской богословской школы. Но, не желая жить в Турции, И. отказался от этих должностей. В 1954-1955 гг. он возглавлял Богословскую школу Св. Креста в Бруклайне. 17 дек. 1954 г. избран епископом Мелитским (Мальтийским), викарием архиеп. Фиатирского, кафедра которого находилась в Женеве (хиротонисан 6 февр. 1955), и в марте 1955 г. назначен первым постоянным представителем К-польского Патриархата во Всемирном Совете Церквей . 4 апр. 1956 г. возведен в сан митрополита Мелитского.

http://pravenc.ru/text/200279.html

диакон Георгий Малков Скачать epub pdf Духовный дневник (1934/35–1968) Из келейных записок владыки Феодора, епископа Аргентинского, старца Псково-Печерского Об издании «Духовного дневника» (келейных записок 1934/35–1968 годов) епископа Феодора Среди известной нам на сегодняшний день, по- видимому, основной части письменного наследия епископа Феодора в Архиве Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря хранятся, как уже говорилось выше, наряду с проповедями, и своего рода «келейные записки» владыки, со временем названные им «Духовным дневником». Две наиболее ранние записи в «Дневнике» относятся к Рождественским праздникам 1934/35 и 1936/37 годов, становясь затем весьма частыми, а в некоторые периоды и почти ежедневными, обнимающими собой последующие годы: с апреля – мая 1937 года по лето – осень 1955 года. В дальнейшем же, по возвращении владыки Феодора в Россию, эти келейные записки лишь изредка дополнялись им в период с 1956 по 1968 год. В «Дневнике» владыка порой прямо указывал и даты, и места, где велись записи; порой же эти данные достаточно точно определяются по косвенным признакам. Записи вносились в «Дневник» сначала во Франции, затем в США (где в 1943 году игумен Феодор становится уже епископом), далее – в Аргентине и Уругвае и, наконец, в России: в Одессе, затем в молдавском Гербовецком монастыре и в Свято-Успенской Псково-Печерской обители. В Печерском монастыре (уже в 1960-х годах) «Духовный дневник» был окончательно определен по составу и в известной мере отредактирован автором, предпославшим тогда же своим запискам небольшое предисловие. О «Духовном дневнике» владыки Феодора в свое время весьма одобрительно отзывался его старший содруг и наставник митрополит Вениамин (Федченков) . Основная часть «Дневника» и публикуется ниже – как ради более углубленной характеристики личности епископа Феодора и молитвенной памяти о нем, так и ради доброго духовного просвещения современных православных христиан. Отдельные записи «Дневника», посвященные, например, личному восприятию и традиционному толкованию самим владыкой Феодором тех или иных сторон богослужения (главным образом – Литургии), могут быть к тому же особенно интересны и назидательны для новообращенных христиан – не только в силу присутствующего в этих заметках живого благоговейного чувства, но также и в силу той ясности и мудрой монашеской простоты, с которой излагается и разъясняется в них основное духовное содержание православного храмового служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

архиепископ Людиновский Георгий (Грязнов) с детьми ЖМП 6 июнь 2011 /  22 июня 2011 г. " Он всю жизнь проповедовал... " Памяти архиепископа Георгия (Грязнова) Архиепископ Людиновский Георгий (Грязнов) 26.01.1934 — 01.04.2011 На семьдесят восьмом году жизни скончался викарий Калужской епархии архиепископ Людиновский Георгий (Грязнов). Господь призвал Своего верного служителя в Свои селения, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. Многие знали владыку Георгия при жизни — встречали его в храме и на общественных мероприятиях, однако не все могли оценить большой жизненный опыт почившего православного человека, пастыря, руководителя мирян и священнослужителей. В силу своего церковного послушания он общался как с верующими, так и с неверующими людьми. На прием к нему часто приходили люди с горем, с житейскими проблемами, и каждого из них владыка утешал, ободрял, возвращал к жизни. Неверующих старался настроить на христианскую жизнь, иногда проявляя снисхождение, чтобы возбудить в человеке чувство потребности в Боге, в нравственной жизни. Вся калужская паства знала добродушие и открытость владыки Георгия, часто слушала душевные и пространные проповеди архипастыря, которые, утоляя духовную жажду, разносились апостольским эхом по многим храмам епархии. Не случайно и в Московской духовной академии, и в Калужской семинарии почивший архипастырь преподавал гомилетику, предмет, посвященный искусству церковной проповеди. Высокопреосвященнейший архиепископ Людиновский Георгий более 15 лет трудился в Калужской епархии, помогая правящему архиерею митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту. Его неутомимость в церковной проповеди и служении являлась достойным примером, а бодрое и оптимистическое настроение подталкивало на новые духовные подвиги всех, кто с ним общался. Архиепископ Георгий, в миру Александр Иванович Грязнов, родился 26 января 1934 года в деревне Бедрино Ковровского района Владимирской области в семье рабочих. В 1948 году окончил школу-семилетку в поселке Красный Октябрь и в том же году поступил во Владимирский сельскохозяйственный техникум, который успешно окончил в 1952 году. Был распределен в Ковровский район Владимирской области, где три года проработал агрономом. В 1955 году молодой человек был призван на военную службу и по 1958 год служил в рядах Советской армии.

http://e-vestnik.ru/obituaries/on_vsyu_z...

Закрыть itemscope itemtype="" > Слово о старшем товарище Николай Григорьевич Флёров (1913-1999) 10.01.2023 450 Время на чтение 6 минут Фото: Из личного архива автора « И в сегодняшней лирике снова и снова – Если книги друзей принимаюсь читать, Узнаю под гражданской одеждою слова Фронтовую былую повадку и стать» (Виктор Кочетков. «Фронтовые поэты») Совсем недавно мы отмечали 85-летие нашего земляка, известного поэта и писателя-мариниста Флёрова Николая Григорьевича. Тогда юбилейный вечер был устроен Главным штабом ВМФ, и это по праву. Всё творчество Флёрова посвящено военным морякам – он был из того флотского коллектива, который на своих плечах вынес все тяготы Великой Отечественной, а потом восстанавливал разрушенное в нашей стране фашистами. А какая же работа может спориться без хорошей песни и стиха? А он был их творцом. И вот уже вспоминаем его в честь 110-летия со дня рождения. До чего же быстротечна человеческая жизнь. Но каждый делает её по-своему. Николай Григорьевич оставил себя нам в своих многочисленных книгах стихов и прозы – что может быть лучшей памятью? Его можно отнести к советским, которых мы, к сожалению, редко сегодня вспоминаем Николай Григорьевич из числа тех писателей и поэтов, которые пришли в большую литературу не по образованию, а по призванию и это придаёт их произведениям большую душевность, чем сухой профессионализм. Таким литераторам, в частности и Флёрову, в большинстве случаев до всего приходилось доходить своим опытом, своей жизнью. Родился Николай Григорьевич в Москве шестого мая 1913 г., мать его была участницей ещё обороны Порт-Артура в русско-японской войне 1904-05 годов. Трудовую деятельность он начал на московском металлургическом заводе «Серп и Молот» чертёжником, одновременно занимаясь в заводском филиале Московского коммунистического института журналистики (1932 – 1934 гг.). С 1935 г. начал срочную военную службу на Балтике на линкоре «Октябрьская революция». Автору этого очерка приходилось практику на этом линкоре в 1955 г. Практически всю Великую Отечественную войну Флёров прошёл на Северном флоте. В дальнейшем он побывал на всех флотах.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/10/sl...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИЗМАРАГД» древнерус. четий некалендарный дидактический сборник относительно устойчивого состава. Основные темы статей «И.» - наставление в благочестии, польза «почитания книжного», регламентация семейного уклада, обличение пороков и др. «И.» сформировался в русской письменности на основе сложившегося к XIV в. корпуса учительных гомилий - переводных визант., а также южнослав. и древнерус. Значительная часть статей «И.» надписана именами раннехрист. авторов: святителей Иоанна Златоуста , Василия Великого , прп. Ефрема Сирина и др., однако установлено, что большинство поучений сборника создано и обработано южнослав. и рус. книжниками: святителями Климентом Охридским , Серапионом Владимирским, Иоанном (Илией) и др., мн. произведения анонимны. Известно не менее 150 списков «И.» XIV-XIX вв. Рукописная традиция сборника в полной мере не исследована, отсутствует научное издание. Не до конца решены основные проблемы лит. истории «И.»: время и социальная среда происхождения, соотношение постоянной и изменяемой частей сборника, связь с др. четьими сборниками и др. «И.» был открыт А. Х. Востоковым ( Востоков А. Х. Описание рус. и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С. 233-235). Первым вопросы лит. истории сборника поставил В. А. Яковлев, выделивший 2 основные редакции «И.» По мнению ученого, 1-я редакция в составе 88 глав появилась в XIV в. среди белого духовенства, 2-я редакция из 165 глав была составлена в кон. XV в. С мнением ряда ученых о связи древнейшей редакции с новгородско-псковским движением стригольников ( Седельников А. Д. Следы стригольнической книжности//ТОДРЛ. 1934. Т. 1. С. 128-130; Попов Н. П. Памятники лит-ры стригольников//ИЗ. 1940. 7. С. 34-45) полемизировали позднейшие исследователи (см.: Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - нач. XVI в. М.; Л., 1955. С. 41-42; Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV - 1-й пол. XVI в. М., 1960. С. 385-388).

http://pravenc.ru/text/293896.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЬЦИН Борис Николаевич (1.02.1931, с. Бутка Талицкого р-на Уральской (ныне Свердловской) обл.- 23.04.2007, Москва), гос. и политический деятель, Президент Российской Федерации (1991-1999). Биография Из крестьянской семьи. В младенчестве был крещен в правосл. Церкви. Отец Е. в 1934 г. был приговорен за «антисоветскую агитацию» к 2 годам ИТЛ. После его освобождения в 1936 г. семья переехала в г. Березники (ныне в Пермском крае). В 1955 г. Е. окончил строительный фак-т Уральского политехнического ин-та в Свердловске (ныне Екатеринбург). Работал мастером, начальником участка, главным инженером управления строительного треста, главным инженером, а затем начальником Свердловского домостроительного комбината. В 1961 г. вступил в КПСС. Зав. отделом строительства (1968), секретарь (1975), 1-й секретарь Свердловского обкома КПСС (1976). Член ЦК КПСС (с 1981). С апр. 1985 г. на партийной работе в Москве, назначен зав. отделом строительства ЦК КПСС, с июня - секретарь ЦК КПСС по вопросам строительства. В дек. 1985 г. избран 1-м секретарем Московского горкома КПСС. В февр. 1986 г. избран кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС. 21 окт. 1987 г. выступил с критикой руководства Политбюро на Пленуме ЦК КПСС и 11 нояб. был снят с должности 1-го секретаря Московского горкома. 14 янв. 1988 г. назначен 1-м зам. председателя Госстроя СССР, 18 февр. освобожден от обязанностей кандидата в члены ЦК КПСС. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин. Фотография. Нач. 90-х гг. XX в. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин. Фотография. Нач. 90-х гг. XX в. В марте 1989 г., во время первых альтернативных выборов, избран народным депутатом СССР. Стал одним из руководителей Межрегиональной депутатской группы. Член Верховного Совета СССР (июнь 1989 - дек. 1990). В марте 1990 г. избран народным депутатом РСФСР. 26 мая 1990 г. на I съезде народных депутатов РСФСР избран Председателем Верховного Совета РСФСР.

http://pravenc.ru/text/Ельциным.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Монастырь Мгвимеви [груз. ], жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы (в XIX - нач. XX в.- во имя Спасителя) Сачхерско-Чиатурской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), памятник культурного наследия Грузии. Расположен в естественной пещере близ одноименного села, на правом скалистом берегу р. Квирила (в 2 км к востоку от г. Чиатура, Зап. Грузия). Комплекс датируется 2-й пол. XIII в. на основе архитектурного анализа, эпиграфики и росписи кафоликона. В скалах, среди которых расположен М., множество пещер разных размеров. В 1934 г. в результате экспедиции, проведенной под рук. С. Н. Замятина в Мгвимских пещерах, были выявлены высеченные на поверхности скалы геометрические гравировки, датированные периодом верхнего палеолита ( Замятин. 1937. С. 57-76). Среди ктиторских портретов кафоликона М. представлены члены дома рачинских эриставов Кахаберидзе, сохранились портреты строителя церкви - рачинского эристава Рати (сына Кахабера Кахаберидзе), его супруги Русудан и брата Ниании. В 80-х гг. XIII в. царь Грузии Давид VI Нарин наказал главу семьи за предательство (ослепил его и отрубил руки и ноги), сыновей же сослал в К-поль. Кахабер вскоре умер, и, по словам летописца, «был уничтожен весь род его, идущий от ветви Багваши, потомков Кахабера, и была стерта даже память о роде этом, никто не смел упоминать их» ( Brosset. 1851. Р. 88-91; Какабадзе. 1929. Кн. 4. С. 105; КЦ. 1955. Т. 1. С. 258, 277, 292, 306; 1959. Т. 2. С. 27, 33, 275; Амиранашвили. 1956. С. 34; Он же. 1971. С. 307-308; Вахушти Багратиони. 1973. С. 759-760; Гомелаури. 1982. С. 66, 68). На основании этих сведений дата постройки и росписи кафоликона М. ограничивается 80-ми гг. XIII в. ( Беридзе. 2014. С. 89-90). Имена представителей рода Кахаберидзе сохранились также на чеканных серебряных иконах XI в., хранившихся в М. (очевидно, с XIII в.): на иконах св. Иоанна Предтечи и Спасителя упомянут эристав Рати, на иконе Пресв. Богородицы - Русудан, на иконе Спасителя и на Распятии - Русудан и Рати ( Чубинашвили Г. Н. 1959. С. 592-602).

http://pravenc.ru/text/2562748.html

Могилёв. Никольский монастырь. Храмы и постройки монастыря: Карта и ближайшие объекты Свято-Никольский монастырь в Могилеве знаменит тем, что на его территории находится церковь, которая включена ЮНЕСКО в реестр наиболее ценных сооружений Европы в стиле барокко. Свято-Никольский монастырь появился в XV веке. В апреле 1636 года митрополит Киевский Петр Могила получил разрешение польского короля Владислава IV на строительство монастыря в Могилеве. В 1637 году построили деревянную Никольскую церковь и женский монастырь при ней. Строительство каменного храма началось в 1669 году, и уже через три года – в 1672 году – он был освящен. Собор называли летним, потому что он не отапливался. В нем было два придела: правый – во имя святого Иоанн Предтечи, а левый – во имя святого Великомученика Дмитрия Солунского. Женский монастырь существовал здесь до 1719 года. Потом его преобразовали в мужской, а в 1754 году и вовсе закрыли. Храм же стал приходским. В конце XVIII века он был отреставрирован. Церковь старались содержать в порядке, в XIX веке настоятель храма протоиерей Евфимий Бекеревич провел тут капитальный ремонт. После смерти настоятеля его прах хранился в церкви, пока в XX веке его могила не была разрушена и разграблена. На территории монастыря действовало две церкви, была еще зимняя церковь, которая была освящена во имя святого Преподобного Онуфрия Великого. XX век стал для Никольского храма непростым. С 1901 года тут служил священник Михаил Лещинский. В 1930 году сняли все колокола с храма, а после смерти Лещинского в 1934 году церковь закрыли. В 1937 году не стало и Могилевской епархии. После войны советские власти хотели перенести столицу БССР в Могилев, поэтому обсуждался вопрос сноса Свято-Никольской церкви. На этом месте должен был быть построен фонтан, вокруг которого раскинулся бы парк культуры и отдыха. В 1936-1937 годах во времена жестких сталинских репрессий в здании церкви была устроена пересыльная тюрьма. После войны тут была книжная база. Советские власти рьяно боролись с «религиозным дурманом», поэтому в 1954-1955 годах стены и своды церкви оштукатурили цементным раствором. Местные жители рассказывают, что в этот раствор была добавлена соль, чтобы таким раствором навсегда уничтожить уникальные фрески XVII века. Правда, уже через год в храме начались реставрационные работы. Те фрески, которые совсем недавно яростно истреблялись, начали спасать. К сожалению, реставрация проводилась не очень разумно, что привело к еще большему упадку здания собора.

http://sobory.ru/article/?object=05612

Уфа. Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. На территории собора расположены: Карта и ближайшие объекты Рождества Пресвятой Богородицы кафедральный собор расположен по улице Кирова, 101 (бывшая Приютская), место было выбрано епископом Антонием в 1901 г. Из-за нехватки средств строительство затянулось, пока на помощь не пришел уфимский меценат, купец Никифор Миронович Патокин. 23 августа 1909 г. на колокольню нового храма были подняты колокола. Всего их было восемь. Самый большой весил 50 пудов 35 фунтов, самый маленький - 10 фунтов. Церковь была кирпичной, с такой же трехъярусной колокольней и деревянным одноглавым куполом, обитым железом и окрашенным в кирпичный цвет. На куполе колокольни и алтаря были железные кресты, бронзированные через огонь, крыша крыта железом и окрашена в зелёный цвет. Полы асфальтовые, края цементные. Длина церкви, считая и колокольню, 206,5 саженей, наибольшая ширина 10,5 саженей. 6 сентября 1909 г. преосвященным Нафанаилом, епископом Уфимским и Минзелинским, было совершено освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы. Первым настоятелем был назначен Василий Григорьевич Лезенков. Церковь действовала в 1920-е и 1930-е годы. Постановлением Президиума БашЦИК от 5 апреля 1934 года церковь была закрыта, храм был передан " Башкино " в декабре 1935 г. для установления звукового кино. В дальнейшем передан в авиамастерские, согласно Постановления Горсовета от 16 октября 1938 г. Постановлением Уфимского Горсовета 224 от 21 июня 1955 г., здание бывшей Рождество-Богородицкой церкви было передано под кинотеатр, который получил наименование " Йондоз " . Были произведены большие разрушения, уничтожена купольная часть. Наполовину снесены опорные столбы. Кинотеатр находился в помещении храма до 1991 г. Постановлением решения Горисполкома от 21 августа 1991 г. здание возвращено Епархиальному управлению. Первым настоятелем после открытия храма был назначен Развеев Борис Борисович. Началось восстановление храма. С благословения Никона епископа Уфимского и Стерлитамакского о. Борис произвел реконструкцию храма, расширил церковь, надстроил колокольню, покрыл железом крышу.

http://sobory.ru/article/?object=08336

[Венг. Moravcsik] Дьюла (29.01.1892, Будапешт - 10.12.1972, там же), венг. ученый, византинист. М. род. в семье австро-венг. юриста. Окончив с отличием гимназию, поступил в Будапештский ун-т, где изучал греч., лат. и венг. филологию. Был в ознакомительных научных поездках в Риме (1911), Париже (1913) и Мюнхене (1913). В 1914 г. был оставлен преподавателем греч. и лат. языков в ун-те, получил степень доктора. Однако в том же году в связи с начавшейся первой мировой войной М. был призван на фронт. В 1915 г., участвуя в боях на Восточном фронте, попал в плен к русским. С 1915 по 1920 г. М. находился в лагере для военнопленных в Красноярске, затем в Иркутске. За эти годы он имел возможность выучить рус. язык, а также углубить свои знания в области новогреческого и турецкого языков. После бегства из лагеря и возвращения в Венгрию с 1920 по 1923 г. М. был преподавателем в жен. гимназии Марии Терезии. С 1923 г.- преподаватель визант. литературы в колледже им. барона Йожефа Этвёша. С 1936 г.- ординарный профессор греч. филологии Будапештского ун-та. С 1934 г.- Член-корреспондент Венгерской АН, 30 мая 1945 г. избран действительным членом. Отношения с властями новой Венгерской Народной Республики у М. сложились хорошие. В послевоенный период он стал обладателем ряда премий и наград: национальной премии им. Кошута (1949), ордена «За заслуги перед Венгерской Народной Республикой» 4-й степени (1950), награды передовика работника народного образования (1954). С 1951 г. М. был 1-м редактором «Археологических актов Венгерской академии наук» (Acta archaeologica Academiae Scientiarum Hungaricae). М. не принимал участия в событиях в Венгрии в 1956 г., в к-рые оказались вовлечены многие его коллеги и ученики. С 1937 г. М.- почетный доктор Афинского ун-та, с 1958 г.- постоянный член, в 1964-1969 гг.- вице-президент Венгерского об-ва древних исследований. Внешний и почетный член Болгарской АН (1942), Баварской АН (1954), АН ГДР (1955), Австрийской АН (1964), Сербской Академии наук и искусств (1965), Афинской АН (1966). Кроме того, Греция наградила М. Золотым крестом ордена Спасителя.

http://pravenc.ru/text/2564156.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010