Борман Мартин (17.06.1900–2.05.1945?), рейхсляйтер, личный секретарь и ближайший соратник Гитлера. С 10.1934 г. рейхсляйтер, начальник штаба заместителя фюрера Гесса. 12.05.1941 г. назначен заместителем Гитлера по НСДАП и руководителем Партийной канцелярии, с 12.04.1943 г. секретарь фюрера. До 1.05.1945 г. находился в берлинском бункере Гитлера, а затем исчез. Возможно, погиб при попытке прорыва из бункера. В 1946 г. Нюрнбергский трибунал заочно приговорил его к смертной казни. Венедикт ( Бобковский , 28.02.1876–3.09.1951), архиепископ. В 1905 г. окончил Псковскую ДС. С 1937 г. настоятель Жировицкого монастыря Польской Православной Церкви. В 1940 г. перешел в юрисдикцию Московской Патриархии. 17.03.1941 г. хиротонисан во еп. Брестского, с 04.1942 г. архиепископ Гродненский и Белостокский Белорусской Православной Церкви, экзарх Восточной Пруссии. В 1944 г. эвакуировался в Германию, с 1946 г. член Архиерейского Синода РПЦЗ. С 09.1950 г. управлял Германской епархией РПЦЗ. Скончался в Мюнхене. Вениамин ( НовицкийСергей Васильевич , 4.09.1900–14.10.1976), архиепископ. В 1929 г. окончил православный богословский факультет Варшавского университета, с 17.05.1934 г. архимандрит Почаевской лавры. 15.06.1941 г. хиротонисан во еп. Пинского. С 08.1942 по 09.1943 гг. еп. Полтавский автономной Украинской Церкви. В 1944 г. арестован, освобожден из колымских лагерей в 1956 г. С 22.11.1956 г. еп. Омский и Тюменский, с 21.02.1958 г. архиеп. Иркутский и Читинский. Скончался в Чебоксарах. ВласовАндрей Андреевич (1900–1.08.1946), советский генерал-лейтенант. Учился в Нижегородской ДС. С 05.1920 г. служил в Красной Армии. В 1941 г. командовал 37-й армией под Киевом и 20-й армией под Москвой. С 9.03.1942 г. заместитель командующего Волховским фронтом и с 16.04.1942 г. командующий 2-й ударной армией. 13.07.1942 г. взят в плен. Согласился сотрудничать с вермахтом и возглавил русское антисталинское движение. С 1944 г. председатель Комитета освобождения народов России, создатель и главнокомандующий Русской освободительной армией. 12.05.1945 г. арестован советскими войсками. Приговорен к смертной казни и повешен в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн (Вендланд), митр. Ярославский и Ростовский. Фотография. 80-е гг. ХХ в. 2 сент. 1934 г. пострижен архим. Гурием в монашество с именем Иоанн в честь свт. Иоанна Златоуста. С рекомендательным письмом архиеп. Гурия И. обратился с просьбой о принятии священства к еп. Старорусскому Иннокентию (Тихонову) , которого посетил в Ст. Руссе во время служебной командировки. Был посвящен во иподиакона. 14 сент. 1936 г., во время поездки в Ст. Руссу, рукоположен еп. Иннокентием во диакона, на следующий день - во иерея. Тайно служил в домашнем храме в Ташкенте вместе с архим. Гурием, а после его отъезда в Фергану служил один, окормляя оставшуюся в Ташкенте часть общины. Преподавал петрографию и геологию в Среднеазиатском индустриальном ин-те и в Ташкентском гос. ун-те, одновременно работал в Узбекском геологическом управлении, вел геологические исследования в Ср. Азии. Неоднократно печатал статьи по геологии в институтских научных сборниках. В 1937 г. участвовал в работе 17-го Международного геологического конгресса. Во время Великой Отечественной войны руководил поисками месторождений стратегически важных цветных металлов. В 1942 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата геолого-минералогических наук на тему «Петрология вулканогенных толщ Приташкентского района». Разработал на основе собственных наблюдений концепцию строения и происхождения массивов магматических пород Зап. Тянь-Шаня, что нашло отражение в академических коллективных монографиях. Подготовил докт. диссертацию, к-рую не успел защитить. В нояб. 1945 г., считая гражданский долг исполненным, И. публично заявил о своем духовном сане. В янв. 1946 г. Ташкентский еп. Кирилл (Поспелов) назначил И. сверхштатным священником Успенского кафедрального собора в Ташкенте, уволился из индустриального ин-та, чуть позже - из геологического управления. Летом того же года принят в братию новооткрывшейся Троице-Сергиевой лавры, наместником к-рой был архим. Гурий (Егоров). С сент. 1946 г. секретарь назначенного на Ташкентскую и Среднеазиатскую кафедру еп. Гурия (Егорова). В 1950 г. И. был возведен в сан архимандрита. В марте 1953 г. назначен настоятелем саратовского собора в честь Сошествия Св. Духа, одновременно исполнял должности инспектора и духовника Саратовской ДС. В 1956 г. окончил заочный сектор Ленинградской ДА. Был удостоен степени кандидата богословия за соч. «Раскрытие догмата искупления в творениях святого Иоанна Златоуста». В 1957 г. назначен ректором Киевской ДС. В нач. 1958 г. стал представителем Московского Патриархата при Патриархе Антиохийском в Дамаске.

http://pravenc.ru/text/469464.html

Приблизительно с 1932 г. его занятия светской живописью (пейзажи с видами парижских окраин, зарисовки старинных церквей, цикл акварельных иллюстраций к повести Н. В. Гоголя «Нос», декоративное панно, выполненное совместно с Гончаровой, и др.) стали перемежаться с обращением к церковному искусству: Круг брал уроки по технологии иконописи у П. А. Фёдорова, пользовался советами и указаниями инокини Иоанны (Ю. Н. Рейтлингер). С 1933 г. он - активный член правосл. братства свт. Фотия в Париже, возглавлявшегося В. Н. Лосским. Члены братства распространяли Православие на Западе, разрабатывали богословские проблемы, в т. ч. богословия правосл. образа. В 1934 г. Круг вступил в парижское об-во «Икона», объединившее художников-иконописцев рус. эмиграции и исследователей в этой области. В 1935 г. при участии Успенского осуществил основные художественные работы в церкви Трехсвятительского Патриаршего подворья в Париже. В 1937 (Le Pere Grégoire. Р. 38) или в 1938 г. (ГРМ. СР. Ф. 133. Д. 457) совместно с Успенским расписал Покровскую часовню на «русской ферме» в Грорувре (не сохр., иконостас и росписи известны по фотографиям: Арх. Л. А. Успенского. Оп. 5. Д. 1-28). В годы оккупации Парижа Круг пережил острый душевный и творческий кризис. По окончании войны поселился в парижском предместье Ванв при ц. Св. Троицы, нес послушание псаломщика и певца. Писал в основном небольшие иконы для частных лиц, в 1945-1946 гг., приехав в Париж, работал вместе с Успенским в его мастерской. В 1948 г. от настоятеля ванвской церкви и своего духовного о. Сергия (Шевича) принял монашеский постриг с именем Григорий (в честь прп. Григория Киево-Печерского иконописца) и вскоре перешел на жительство в Свято-Духовский скит в Ле-Мениль-Сен-Дени, в к-ром пребывал до кончины. Расцвет «исключительного иконописного таланта» Г. в этот период связан с «всецелым включением этого таланта в его монашеское призвание» (Le Реге Grégoire. Р. 39). Наряду с богослужением иконопись стала смыслом и содержанием его жизни и формой молитвы. Тогда Г. были созданы наиболее значительные работы: иконостасы ц. Св. Троицы в Ванве (нач. 50-х гг. XX в.; 1955-1956), ц. Св. Духа (в доме Н. А. Бердяева) в Кламаре (1-я пол. 50-х гг. XX в.); 2-й иконостас и настенные росписи перестроенной церкви Трехсвятительского подворья в Париже (1959-1961; в соавторстве с Успенским); иконостасы ц. прп. Серафима Саровского в Монжероне (1960-1962) и ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Нуази-ле-Гран (нач. 60-х гг. XX в.; 1964-1965; в наст. время перенесена в собор Знаменского мон-ря, Марсена); иконостас и росписи ц. Казанской иконы Божией Матери в Муазне (1964-1966). К позднему периоду творчества Г. относятся недатированные иконостасы, предназначавшиеся для правосл. монашеской общины в Авероне (ныне в ц. св. Марии Магдалины в Гааге, Нидерланды, и в домовой церкви рус. детского лагеря в Отвиль-сюр-Мер).

http://lib.cerkov.ru/authors/282

Успения Пресвятой Богородицы в Новодевичьем монастыре церковь (Новодевичий проезд, дом 1). Выстроена в трапезной обители в 1684–1687 гг. Сразу же после завершения строительства храм расписали снаружи и внутри. Одновременно под руководством мастера Оружейной палаты Карпа Золотарева был сооружен резной золоченый иконостас и написаны для него иконы. Белокаменный декор храма выполнил зодчий и резчик Кондратий Мымрин. Над декоративной росписью интерьера работали Богдан Дмитриев и Иван Масюков. К храму примыкают обширная трапезная и три палаты меньших размеров, одна из которых служила кухней. Все палаты были возведены на едином подклете. Первоначально Успенская церковь была еще стройнее и наряднее, так как ее основной объем завершался кокошниками и пятиглавием (в настоящее время она представляет собой восьмерик, увенчанный барабаном с одной луковичной главкой; утрачена также открытая галерея, вместо которой возведены крытые пристройки с лестницами). Несмотря на поздние искажения, здание остается одним из значительных памятников того времени. Первоначальные росписи XVII века погибли при пожаре. Внутри храм расписал заново в 1870 г. художник Н.Ф. Федоров. В 1817 г. фасады трапезной окрасили «под кирпич». Храм закрыли в 1922 г. В 1934 г. Новодевичий монастырь передали Историческому музею, и до сих пор он является его филиалом. Успенскую церковь освятили 29 декабря 1945 г. В ней установили деревянный иконостас XVII века из московской церкви Троицы в Хохлах. В 1980-е гг. его заменили отреставрированным иконостасом уничтоженной Успенской церкви на Покровке. В правой части трапезной в 1945 г. восстановили придел святителя Иоанна Богослова, для которого в 1956 г. создали новый иконостас. Роспись трапезной поновлялась в 1946 г. После разрушения в 1964 г. храма апостолов Петра и Павла на Преображенской площади в Успенскую церковь перевели кафедру митрополита Крутицкого и Коломенского. В 1982 г. в западной части трапезной создан крестильный храм во имя святого благоверного князя Даниила Московского. В верхнем этаже церкви – придел во имя Сошествия Святого Духа. В середине 1990-х гг. проводилась реставрация росписи свода трапезной. Чтимые святыни храма – Смоленская и Тихвинская иконы Божией Матери, написанные в XVI в.

http://sobory.ru/article/?object=02285

В 1932-1934 гг. историк исследовал проблему существования на Руси в домонг. период феодальных отношений. Его концепция, получившая широкое признание в отечественной науке, наиболее полно изложена в монографии «Феодальные отношения в Киевском государстве» (с 3-го изд.- «Киевская Русь»). В 1934 г. Г. был избран членом-корреспондентом АН, в 1935 г.- академиком. В 1936 г. стал заместителем директора новообразованного Ин-та истории АН и руководителем его Ленинградского отд-ния, с 1937 г. до конца жизни занимал пост директора ин-та, жил в Москве. В 1939-1940 гг., после того как под влиянием «Краткого курса истории ВКП(б)», где утверждался тезис об обязательном прохождении всеми народами 5 формаций (первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической), ряд авторов выступили с утверждением о господстве в Др. Руси рабовладельческого строя, Г. пришлось в публичных дискуссиях защищать свою концепцию феодального характера общественных отношений в Др. Руси в период раннего средневековья. Большинство специалистов по данному вопросу поддержали Г. В 1940 г. ученый опубликовал кн. «Главнейшие этапы в истории крепостного права в России». В военные годы (включая время пребывания Ин-та истории в эвакуации в 1941-1943 в Ташкенте) он продолжал работу над историей рус. крестьянства, завершившуюся выходом обобщающей кн. «Крестьяне на Руси» (1946), охватывающей период до сер. XVII в. В послевоенные годы одним из главных направлений научной деятельности Г. стало сопоставительное изучение слав. средневек. права. Им были опубликованы исследования о Винодольском (1948) и Полицком (1951) статутах, о «Польской Правде» (изд. посмертно, в 1957). Г. внес значительный вклад в дело издания источников по истории Др. Руси и России, им были подготовлены к публикации писцовые книги Обонежской пятины (1930), документы вотчины боярина Б. И. Морозова (1933-1936). Под рук. Г. издана по всем известным на то время спискам «Русская Правда» (1940-1963. 3 т.), опубликованы Судебники XV-XVI вв. (1952). Г. являлся ответственным редактором 1-го тома подготовленных к печати акад. С. Б. Веселовским «Актов социально-экономической истории Северо-Восточной Руси XIV-XVI вв.» (М.; Л., 1952). Возглавлял созданную в 1949 г. в Ин-те истории комиссию по истории земледелия, положившую начало координации научной деятельности историков-аграрников (в наст. время осуществляется в рамках симпозиума по аграрной истории Вост. Европы). Под ред. Г. вышли 2 первых тома «Материалов по истории земледелия СССР» (1952, 1956). В 20-х - нач. 50-х гг. Г. сочетал научную деятельность с преподавательской, будучи профессором сначала Ленинградского, затем Московского ун-та.

http://pravenc.ru/text/166435.html

Чем больше, однако, узнавал я об удивительном старце, тем очевиднее становилось, что в рассказах современников правда самым причудливым образом сплавлена с легендой, исторические факты – с явными мифами. Порой такое присочиняли мои собеседники, что начинало казаться, что и не было его вовсе, этого хирурга-епископа. Но вступали в фугу новые голоса, выяснялись новые факты, и, освобожденный от легендарного дыма, герой прочно утверждался на почве реальности. В конце концов я составил об этом живо заинтересовавшем меня лице краткую справку, нечто вроде тех заметок, что помещают в энциклопедиях. Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович. Род. в 1877 году в Керчи. Ум. 11 июня 1961 года в Симферополе. Хирург, доктор медицины. До 1917 года медик в ряде земских больниц средней России, позднее – главный врач Ташкентской городской больницы, профессор Среднеазиатского государственного университета. В начале двадцатых годов под именем Луки постригся в монахи, был рукоположен в сан епископа. Многократно подвергался арестам и административным ссылкам. Автор 55 научных трудов по хирургии и анатомии, а также десяти томов проповедей. Наиболее известна его книга «Гнойная хирургия», выдержавшая 3 издания (1934, 1946, 1956 гг.). Избран почетным членом Московской Духовной академии в Загорске. Награды: Премия Хойнатского от Варшавского университета (1916 г.). Бриллиантовый крест на клобук от Патриарха Всея Руси (1944 г.), медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1945 г.). Сталинская премия первой степени за книги «Гнойная хирургия» и «Поздние резекции при огнестрельных ранениях суставов» (1946 г.). Умер В.-Я. в сане Архиепископа Крымского и Симферопольского. На фотографиях облаченный в рясу старик с седой бородой. На груди крест и знак архиерейского достоинства – панагия. Сурово и проницательно глядит он поверх или чуть сбоку стареньких, с немодной оправой очков. На некоторых снимках видны его руки – крупные, изящной формы руки хирурга. Таков реалистический портрет нашего современника. Он и впрямь наш современник – прожил при Советской власти более сорока лет; по его книге училось несколько поколений советских хирургов. Он читал студентам лекции, произносил доклады на научных съездах и конференциях и проповеди в церквах. Его хорошо знали раненые в военных госпиталях и ссыльные, отбывавшие ссылку в Архангельске и Красноярском крае. И тем не менее этот хорошо ведомый многим людям человек еще при жизни стал обрастать легендами. Точнее будет сказать, что сама жизнь его превратилась в миф. Почему?

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

После войны Пирогов служил попечителем Одесского, затем Киевского учебного округа. В 1862 - 1866 гг. руководил молодыми русскими учеными, командированными в Германию. С 1866 г. жил в своем имении в селе Вишня, где открыл больницу, аптеку и передал землю крестьянам в дар. В 1879-1881 гг. ученый работал над " Дневником старого врача " , завершив рукопись незадолго до кончины. Сегодня мы также вспоминаем выдающегося русского флотоводца Адмирала Флота, Героя Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова, скончавшегося в 1974 году. Н.Г.Кузнецов родился 11 июля 1902 г. в деревне Медведки Вологодской губернии, в крестьянской семье. Свою службу во флоте начал в 1919 г., принимал участие в Гражданской войне. В 1926 г. будущий адмирал окончил Военно-морское училище, а в 1932 г. - Военно-морскую академию. В 1934-36 гг. Кузнецов командовал крейсером «Червона Украина », в 1936-37 гг. был военно-морским атташе и советником в Испании, в 1937-39 гг. являлся заместителем, а затем командующим Тихоокеанским флотом. В 1939-1946 гг. Кузнецов был назначен наркомом ВМФ СССР , а с началом Великой Отечественной войны - главнокомандующим Отечественную войну полностью боеготовым и не потерял в первый роковой день войны ни одного боевого корабля. Под руководством Кузнецова флот победоносно прошел всю войну, а после войны флотоводец заложил основы нового ракетно-ядерного океанского флота. Кузнецов оказывал самое действенное влияние на ход боевых действий. С 1944 года флоты и флотилии были непосредственно подчинены наркому ВМФ. Адмирал блестяще справился со сложнейшими боевыми задачами стратегического уровня, стоящими перед сражающимся Военно-морским флотом страны. По окончании войны Кузнецов последовательно служил начальником Управления военно-морских учебных заведений, заместителем главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам (1948), командующим Тихоокеанским флотом (1950), военно-морским министром (1950), 1-м заместителем министра обороны СССР, главнокомандующим ВМФ (1953). В 1948 г. по сфабрикованному обвинению адмирал Кузнецов был понижен в звании до контр-адмирала (в мае 1953 г. восстановлен в звании); в 1956 г. (после гибели линкора «Новороссийск») вновь понижен в звании до вице-адмирала (в 1988 гг. посмертно восстановлен в звании Адмирала Флота). С февраля 1956г. в отставке.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/06/et...

За свои научные достижения священник Вениаминов был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук и почетным членом Императорского Русского Географического общества. Скончался в 1879 году и погребен в Троице-Сергиевой лавре. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (1877-1961 гг.) В миру - Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Хирург, доктор медицины. До 1917 года - медик в ряде земских больниц центральной России, позднее - главный врач Ташкентской городской больницы, профессор Среднеазиатского государственного университета. В начале двадцатых годов под именем Луки постригся в монахи, был рукоположен в сан епископа. Многократно подвергался арестам и административным ссылкам. Автор 55 научных трудов по хирургии и анатомии, а также десяти томов проповедей. Наиболее известна его книга " Гнойная хирургия " , выдержавшая три издания (1934,1946,1956 гг.). Избран почетным членом Московской духовной Академии в городе Загорске (ныне Сергиев Посад). За книги " Гнойная хирургия " и " Поздние резекции при огнестрельных ранениях суставов " (1946 г.) удостоен Сталинской премии первой степени. Умер святитель Лука в сане Архиепископа Крымского и Симферопольского.      Причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Монахиня Игнатия (Пузик) (1903-2004 гг.) В миру - Валентина Ильинична Пузик. Профессор, специалист по патоморфологии туберкулеза. Была монахиней в миру, церковным писателем. Ее духовный подвиг начался, когда в 1924 году она пришла в Высоко-Петровский монастырь и " случайно " попала на исповедь к старцу иеромонаху Агафону (позднее - преподобномученик Игнатий (Лебедев)). Валентина Ильинична закончила МГУ и в 1928 году приняла тайный постриг с именем Игнатия, получив послушание: каждый день вычитывать службы и не оставлять научно-исследовательскую деятельность. Проблема борьбы с туберкулезом стояла очень остро в 3О-е, 40-е, 50-е годы, и поэтому органы НКВД закрывали глаза на " церковность " выдающегося ученого. Благодаря исследованиям Института туберкулеза, где и работала матушка, было изобретено лекарство ПАСК, и туберкулез стал излечим.

http://foma.ru/sornyaki-ili-plodyi-xrist...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕЛИКОЛУКСКАЯ И НЕВЕЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ учреждена с наименованием Великолукская и Торопецкая не позднее 1926 г. (до 1 авг. 1927 Вел. Луки являлись центром Великолукского у. Псковской губ., затем, до 3 июня 1929,- центром Великолукского округа Ленинградской обл., позднее входили в состав Западной и Калининской областей, в 1944 г. была образована Великолукская обл.) С 29 мая 1926 г. епархией управлял еп. Макарий (Звёздов) , к-рый 15 сент. следующего года был назначен епископом Муромским. С 29 сент. 1927 г. Великолукскую кафедру занимал еп. Тихон (Рождественский) , 19 марта 1931 г. он был арестован, 12 нояб. осужден на 3 года заключения. 20 июля 1934 г. Великолукским епископом был назначен Серафим (Протопопов) , не вступивший в управление епархией. С 27 мая 1934 по кон. 1934 г. Великолукской епархией временно управлял бывш. Рыбинский еп. Иоанн (Троянский) , назначенный 24 июня 1935 г. и поселившийся в Торопце. В январе 1936 г. еп. Иоанн был переведен на Осташковское вик-ство Калининской епархии, но, видимо, остался в Торопце. 23 июля 1937 г. он был арестован, заключен в тюрьму в Торопце, 4 сент. расстрелян. Сведения о Великолукских епископах в 1936-1946 гг. отсутствуют. Калининские епископы Рафаил (Березин; 29 окт. 1944 - 15 мая 1945) и Арсений (Крылов; 26 авг. 1945 - 17 марта 1950) носили титул «Калининский и Великолукский», в 1947 или в кон. 1946 г. титул был изменен на «Калининский и Кашинский». В 1947 или в кон. 1946 г. на Великолукскую кафедру был назначен еп. Георгий (Садковский) , управлявший епархией до 10 июля 1947 г. Затем кафедру занимали епископы: Максим (Бачинский; 17 июля - 5 окт. 1947), Михаил (Рубинский; 28 февр. 1948 - 31 окт. 1950), Иов (Кресович; кон. 1950 - 20 июля 1951), в 1951-1956 гг. епархией временно управляли Калининские архиереи: архиеп. Алексий (Сергеев ; 20 июля 1951 - 29 июля 1954), еп. Варсонофий (Гриневич; 31 июля 1954 - 8 февр. 1956). 4 марта 1956 г. во епископа Великолукского и Торопецкого был хиротонисан архим. Киево-Печерской лавры Мстислав (Волонсевич) . Постановлением Свящ. Синода от 8 авг. 1957 г. еп. Мстислав был перемещен на Свердловскую и Ирбитскую кафедру, а еп. Свердловский и Ирбитский Донат (Щёголев) - на Великолукскую и Торопецкую. В том же году Великолукская и Торопецкая епархия была упразднена в связи с тем, что Вел. Луки перестали быть областным центром, ее территория вошла в Калининскую (Тверскую) и в Псковскую епархии. Еп. Донат стал викарием Псковской епархии с титулом «Великолукский», 26 дек. был переведен на Балтское вик-ство Одесской епархии.

http://pravenc.ru/text/150137.html

В. О. Кириков. Фотография. 1955 г. Василий Осипович (9 мая 1900, слобода Мстёра Вязниковского у. Владимирской губ.- 6 февр. 1978, Москва), художник-реставратор, живописец и копиист. Происходит из потомственной среды мстёрских иконописцев, первоначальное обучение получил в Мстёрской художественной школе (1911-1914), откуда в 1914 г. его взял в качестве ученика и помощника ведущий реставратор икон Русского музея Н. И. Брягин. В музее К. работал до 1917 г., что стало для него профессиональной школой и послужило началом долгой творческой жизни. В 1918 г. он был приглашен И. Э. Грабарём в Комиссию по сохранению и раскрытию древней живописи (Москва), с 1919 по 1922 г. служил в Красной армии. С 1923 по 1933 г. работал в Гос. центральных реставрационных мастерских; после их ликвидации в 1934 г. перешел в секцию реставрации темперной живописи ГТГ. Участвовал в Великой Отечественной войне (1941-1945). С 1934 г. К.- бессменный консультант по реставрации темперной живописи в музеях Московского Кремля, в 1946-1956 гг.- реставратор ГЦХРМ, в 1954-1960 гг. работал в ЦМИиАР. В 1933 г. участвовал в реставрации фресок Георгиевской ц. в Ст. Ладоге, в 1934 г.- ц. Спаса Преображения на Нередице близ Новгорода. С именем К. связана реставрация многих икон XII-XV вв.: в 1948-1950 гг. он осуществил консервацию живописи XI в. на иконе «Апостолы Петр и Павел» (НГОМЗ); совместно с др. реставраторами ЦГХРМ принимал участие в расчистке икон Божией Матери «Великая Панагия» («Ярославская Оранта») из Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле (1-я треть XIII в., ГТГ), вмч. Димитрия Солунского из Успенского собора Дмитрова (кон. XII в., ГТГ), Божией Матери Печерской (Свенской) из Свенского Успенского мон-ря (ок. 1288 (?), ГТГ), «Преображение Господне» из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском (ок. 1408, ГТГ), «Собор Божией Матери» из Пскова (посл. четв. XIV в., ГТГ). В ГТГ в качестве старшего реставратора К. расчищал наиболее ценные иконы, в частности Высоцкий (80-90-е гг. XIV в.?) и Васильевский (20-е гг. XV в.) чины и др.

http://pravenc.ru/text/1840249.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010