Скачать epub pdf Епархии Русской Православной Церкви Список составлен в ЦНЦ «Православная энциклопедия» при участии А. С. Буевского по материалам: Иоанн (Снычев), игум. Топография архиерейских кафедр Русской Православной Церкви периода с 1893 г. по июнь 1963 г. 2-е изд. Куйбышев, 1963 (машинопись); он же. Состав российской православной церковной иерархии за период 1962–1972 гг. Куйбышев, 1973; то же за 1973, 1975, 1976, 1977, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1986, 1988, 1990, 1991, 1992 гг. (машинопись); а также по материалам архива ОВЦС. Россия 1995 Абаканская и Кызылская. АРХАНГЕЛЬСКАЯ и Холмогорская (1988–1995 А. и Мурманская). Викариатство: Пинежское (1917–1920, 1925). АСТРАХАНСКАЯ и Енотаевская (1917–1935 А. и Царевская; 1935–1949 А. и Сталинградская; 1949–1952 А. и Саратовская; 1952–1959 А. и Сталинградская). Викариатство: Енотаевское (1917–1931). 1934–1937 Ачинская. 1930 БАРНАУЛЬСКАЯ и Алтайская (1930–1937 Б.; 1937 Б. и Бийская; 1938–1993 упразднена; восстановлена в 1994 г.). Викариатство: Рубновское (1924–1931). 1933 БЕЛГОРОДСКАЯ и Старооскольская (1933–1934 Б.; 1942–1944 Б. и Грайворонская; 1945–1994 упразднена). 1919–1937 Бийско-Алтайская. БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ и Тынденская (до 1935 г. Приамурская и Б.; 1936–1992 упразднена). Викариатство: Хабаровское (1926–1933). 1934–1936 Боровичская. 1921 БРЯНСКАЯ и Севская (до 1945 г. Б.; 1946–1994 упразднена). Викариатство: Новозыбковское (1922–1923). 1926–1957 Великолуцкая и Торопецкая. 1918–1937 Великоустюжская и Усть-Вымская. ВЛАДИВОСТОКСКАЯ и Приморская (до 1918 г. В. и Камчатская; 1918–1932 Приморская и В.; 1946–1958 Хабаровская и В.; 1958–1989 упразднена). Викариатства: Камчатское и Петропавловское (на правах самостоятельной, 1918–1920, 1928–1929); Никольско-Уссурийское (до 1932 г.); Охотское (1928–1932). до 1922 г. Владикавказская и Моздокская. ВЛАДИМИРСКАЯ и Суздальская (1917–1922 В. и Шуйская). Викариатства: Вязниковское (1921–1928); Иваново-Вознесенское (1923–1933); Ковровское (1920–1925); Мстерское (1917–1933); Муромское (до 1933 г.); Переславское (до 1935 г.); Суздальское (до 1932 г.); Юрьево-Польское (до 1932 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Будущий митрополит священномученик Кирилл (в миру Константин Иларионович Смирнов) родился 26 апреля 1863 г. в Кронштадте семье псаломщика. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1887 г. руковоположен во иерея. Овдовев, в 1902 г. принял монашеский постриг. С 1902 по 1904 г. начальник Урмийской Духовной миссии в сане архимандрита. В 1904 г. хиротонисан во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. Член Предсоборного совета. С 1909 г. епископ Тамбовский и Шацкий. 6 мая 1913 г. возведен в сан архиепископа. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг., заместитель члена Священного Синода. В апреле 1918 г. назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, Экзархом Кавказским, к месту назначения прибыть не смог. В 1919 г. арестован в Москве. С апреля 1920 г. митрополит Казанский и Свияжский. В мае 1920 г. включен в состав членов Священного Синода. С августа 1922 г. находился в тюремном заключении в Москве. В декабре 1922 г. отправлен в ссылку в Зырянский край, где встретился со святителем Афанасием, также сосланным в эти места. По завещательному распоряжению Святейшего Патриарха Тихона митрополит Кирилл первым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола, не воспринял эту должность, так как находился в ссылке. В октябре 1926 г. был переведен в г. Котельнич Вятской губернии. В конце 1926 г. в ходе проведенного без его ведома тайного опроса архиереев, о котором не знал, тайно избран Патриархом. После учреждения Временного Патриаршего Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя находился в оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому) , уволен им от управления Казанской епархией. С января 1930 по август 1933 г. в ссылке в Туруханском р-не Красноярского округа. В ссылке проживал со святителем Афанасием. После освобождения в 1934 г. поселился в г. Гжатске. Публикуемые письма написаны в Красноярске после освобождения святителя Кирилла из туруханской ссылки. Интервал между ссылками (с августа 1933 по июль 1934 г., до нового ареста) был отмечен активной перепиской святителя Кирилла, вызванной стремлением использовать передышку для уяснения ситуации, сложившейся в Русской Церкви в результате «нового курса» Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия, и по возможности повлиять на нее. Примерно в это же время, в августе 1933 г., вернулся во Владимир из ссылки святитель Афанасий. Архиереев связывала дружба, основанная на единомыслии по насущным вопросам церковной жизни, в особенности в отношении к деятельности митрополита Сергия, которого они считали превысившим свои полномочия. 14 июля 1934 г. митрополит Кирилл был арестован, приговорен в 3 годам ссылки в Казахстан. 7 июля 1937 г. арестован в ссылке и 20 ноября 1937 г. расстрелян под г. Чимкентом вместе с митрополитом Иосифом (Петровых) и епископом Евением (Кобрановым). Архиерейским Собором 2000 г. причислен к лику святых. 1. 22–23 октября 1933 г. 626

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Владимир. Церковь Николая Чудотворца (Николо-Кремлевская). Планетарий /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты " Депутаты владимирского Горсовета приняли решение о передаче Владимирской епархии Николо-Кремлевской церкви, в помещении которой на данный момент располагается городской планетарий. Это решение было принято 23 марта на сессии Горсовета. Новое здание для планетария будет построено в городском центральном парке, на площадке, которая освободится после сноса обветшавших построек. Разговор о необходимости перевода планетария из здания церкви ведется уже несколько лет – городские власти и руководство самого учреждения давно согласны на переезд. Епархия, в свою очередь, готова открыть во Владимире еще один действующий храм. И вот – сделан первый шаг в этом направлении. Строить новый планетарий будут на привлеченные средства " . По материалам сайта http://www.pravoslavie.ru/ 30 мая 1933 г. Владимирский горсовет передал тихоновскую Николо-Кремлевскую церковь обновленческой общине, 4 июня вышло распоряжение облисполкома о неправильности передачи. Но в пользовании обновленцев церковь находилась до сентября того же года, когда те от нее отказались. Община староцерковников просила церковь себе, горсовет тянул с решением, наконец, в марте 1934 г. вывесил на дверях церкви объявление о сдаче последней в аренду верующим. Староцерковники начали успешный сбор подписей. Тогда горсовет выдвигает требование о проведении ремонта на сумму 80 тысяч рублей. Верующие пишут жалобы во ВЦИК, что им негде молиться, т.к. Троицкая церковь обновленческая, а Николы Мокрого находится на другом краю города, храмы переполнены. 23 июня 1934 г. ВЦИК приказал устранить незаконные действия местных работников (возвратить церковь верующим, виновных наказать). Указывалось на недопустимость требования такого дорогостоящего ремонта и такой волокиты, о чем высылалось 3 напоминания (28 августа и 15 октября 1933 г. и 7 февраля 1934 г.). Вместо этого 29 июня 1934 г. облисполком постановил ликвидировать Николо-Кремлевскую церковь, т.к. от обновленцев обжалования в установленный срок не поступило, «верующие данной общины полностью удовлетворяют свои культовые потребности в Троицкой и Николоморской церквях, расположенных в расстоянии 300 и 500 м» (действительно - 500 м и 2,5 км), «заявлений от других общин, желающих взять в пользование культовое здание и имущество, не поступало, за исключением вновь организовавшейся общины тихоновского направления, заявление от которой поступило после срока, установленного указанной статьей. Имея в виду, что поступающие в ЦИК жалобы исходят исключительно от тихоновской религиозной общины, которая уже в течение 2 лет не пользуется данной церковью, облисполком просит считать данный вопрос окончательно решенным нашим постановлением».

http://sobory.ru/article/?object=01823

Сергий II (Воскресенский Димитрий Николаевич), митр. Литовский и Виленский Родился 26 октября 1897 года. Сын священника гор. Москвы. Окончил Московское духовное училище. С 1918 по 1922 г. служил на гражданской службе. В 1922 году поступил в Московский Данилов монастырь. В 1925 году пострижен в монашество, возведен в сан иеродиакона, а затем и в сан иеромонаха. В 1930 году – настоятель собора в г.Орехово-Зуево. Одновременно исполнял обязанности по поручению заместителя Патриаршего Местоблюстителя по Московской Патриархии. С 1931года – редактор журнала Московской Патриархии. 1932–1933 гг. – настоятель Воскресенского храма в Сокольниках. Возведен в сан архимандрита. 16/29 октября 1933 года хиротонисан во епископа Коломенского, вик. Московской епархии. Хиротония состоялась в храме Воскресения, что в Сокольниках г. Москвы. Хиротонию совершали: митр. Сергий, митр. Серафим (Чичагов) , архп. Дмитровский Питирим, епископ Орехово-Зуевский Иоанн, епископ Волоколамский Иоанн и епископ Каширский Иннокентий. С 1934 года – епископ Бронницкий. С февраля 1936 года – епископ Дмитровский. 8 октября 1937 года возведен в сан архиепископа. 2 ноября 1938 года награжден крестом на клобук. В марте 1941года возведен в сан митрополита Виленского и Литовского, Экзарх Латвии и Эстонии. В 1942 году в результате неподчинения юрисдикции Экзархата митрополита Рижского Августина и митрополита Таллинского Александра он создает свой епископат на автономных началах, поминая за богослужением митрополита, а потом Патриарха Сергия. В том же году он перешел на сторону фашизма и был предан церковному суду православных епископов. Скончался трагически, будучи убит 28 апреля 1944 года. Погребен около храма на Покровском кладбище в Риге. Это был иерарх, у которого имелся «кладезь» неисчерпаемой энергии. Опытный администратор и хороший проповедник. Литература: «ЖМП” 1934, 18–19, стр.8. “ЖМП» 1934, 20–21, стр.3, 4. «Правдао религии в России”. МП, 1942, стр.62, 64. “Русск. Прав. Церковь и Вел. От. война”. Сборник церк.документ., стр.33–36.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Мартос Антон Викентьевич; 8.09.1904, дер. Завитая близ г. Несвижа Слуцкого у. Минской губ.- 3.11.1983, Буэнос-Айрес, Аргентина), архиепископ Буэнос-Айресский и Аргентинский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). Род. в крестьянской семье. Окончил народное уч-ще в с. Крутой Берег, высшее уч-ще в Несвиже, в 1925 г.- гимназию в Несвиже. В 1926-1930 гг. учился на правосл. богословском фак-те Варшавского ун-та, в 1933 г. получил степень магистра богословия за дис. «Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, как пастырь и учитель пастырей». 4 янв. 1927 г. в Почаевской лавре наместником архим. Дамаскином пострижен в монашество с именем в честь прмч. Афанасия (Филипповича) . 29 янв. 1928 в кафедральном соборе во имя равноап. Марии Магдалины в Варшаве был рукоположен во иеродиакона Гродненским архиеп. Алексием (Громадским) , в кон. марта 1929 г.- во иеромонаха Кременецким еп. Симоном (Ивановским) (см. Польская автокефальная Православная Церковь ). До июня 1930 г. окормлял рус. общину в мест. Благодатное близ Варшавы, затем служил настоятелем Петропавловской ц. в г. Воломин близ Варшавы. В дек. 1931 г. назначен наместником Яблочинского мон-ря и заведующим приютом для престарелого духовенства, находившегося при этой обители. В окт. 1932 г. переведен в с. Турковичи на Холмщине, где устроил подворье Турковичского мон-ря, за что 15 июля 1933 г. награжден золотым наперсным крестом. С 1933 по авг. 1934 г. являлся настоятелем храмов в городах Кельце и Радом. С 1934 г. служил воспитателем и инспектором в интернате для студентов богословского фак-та Варшавского ун-та. Пользовался уважением среди воспитанников интерната, постоянно оказывал помощь нуждающимся. В 1939 г. окончил курс педагогики на гуманитарном фак-те Варшавского ун-та со степенью д-ра богословия за соч. «Великий Катехизис Киевского митрополита Петра (Могилы)». В 1938 г. возведен в сан игумена, затем - в сан архимандрита. В марте 1940 г. вновь назначен настоятелем Турковичской обители.

http://pravenc.ru/text/76912.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОШЕВ Иван [полное имя Иван Гошев Иванов] (8.09.1886, Пловдив — 26.10.1965, София), прот., церковный историк и археолог. В 1903–1909 гг. обучался в Софийской ДС, с 1911 по 1914 г.— на богословском фак-те ун-та в Черновицах (совр. Черновцы, Украина), в 1917 г. стажировался в Вене. В 1918–1919 гг. библиотекарь при Синоде Болгарской Православной Церкви (БПЦ). Основатель и директор (1922–1958) Церковного историко-археологического музея при Синоде. Доцент (1926), экстраординарный профессор (1929), профессор (1933). В 1933–1958 гг. заведовал кафедрой литургики, церковной археологии и христ. искусства богословского фак-та Софийского ун-та (в 1950 фак-т был преобразован в Софийскую ДА). В 1927–1928 гг. и 1933–1934 гг. декан богословского фак-та. Действительный член Болгарского археологического ин-та (1933), член-корреспондент БАН (1941), академик (1945). Награжден орденом Кирилла и Мефодия I степени (1963). В публикациях Г. по средневек. истории и культуре Болгарии центральное место занимала кирилло-мефодиевская проблематика и близкие к ней темы. Он издал Житие равноап. Константина (Кирилла) и Похвальное слово святым Кириллу и Мефодию по списку Владислава Грамматика 1479 г., а также ряд посвященных им текстов по др. рукописям (Светите братя Кирил и Методий: Материал из ръкописите на Синодалния църковен музей в София//ГСУ, БФ. 1938. Т. 15. С. 1–160). Г. публиковал отдельные списки без разночтений (нередко весьма значимых) из др. рукописей и иных элементов критического издания. Ряд его работ по сути представляет развернутый комментарий к отдельным отрывкам из житий первоучителей. В ст. «С какво писмо са били написани...» Г. предложил вариант толкования места о «русских («рушких») письменах» в Пространном Житии св. Константина, опирающийся на конъектуру: «узкими писмены» («узкое» или «сжатое» письмо). По мнению исследователя, речь идет об арам. или (вероятнее) самаритянском варианте греч. брахиграфического письма, в к-ром передаются преимущественно или исключительно согласные звуки, а гласные отмечаются. Эта т. зр. не получила признания специалистов (КМЕ. Т. 3. С. 501).

http://pravenc.ru/text/546346.html

Суздаль. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Около южной стены Покровского монастыря стоит церковь Петра и Павла (1694 г.). Это одно из наиболее монументальных сооружений поздней суздальской архитектуры, может быть, обязанное этим влиянию ансамбля соседнего Покровского монастыря, откуда происходили и заказчики постройки. Здание выглядит скорее как собор, нежели рядовая приходская церковь. Широкий и мощный объем храма, перекрытый сомкнутым сводом, завершается пятью главами. Фасады, увенчанные поясом подковообразных кокошников, расчленены по старой традиции узкими лопатками, меж которыми помещены окна с нарядными наличниками. К храму примыкала с запада одноэтажная паперть с перспективным западным порталом, а с севера — придел. У северо-западного угла храма была ныне не существующая шатровая колокольня монументальных и строгих форм. Две стороны ее четверика примыкали к паперти; две наружные — северная и западная — открывались арками, опертыми на круглый и короткий угловой столб. Этот мотив был подсказан устройством подобных же арочных входов с угловым столбом в древнем соборе Покровского монастыря. Живописность и подчеркнутая асимметрия композиции Петропавловской церкви, возможно, повлияли на замысел Козьмодемьянской церкви на Каменке. Соседняя, «теплая» церковь построена в 1712 году. Один из ее престолов — Алексеевский — был учрежден сосланной в Покровский монастырь женой Петра I Евдокией Лопухиной в память о сыне царевиче Алексее — противнике петровских реформ. По книге Н.Н. Воронина «Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли» 9 мая 1934 г. прихожане Петропавловской церкви г. Суздаля жаловались в облисполком, что 16 декабря 1933 г. по распоряжению Суздальского райФО за неуплату недоимки сняли колокола с колокольни их храма. 7 июня 1934 г. было постановление Ивановского облисполкома  о закрытии Петропавловской церкви за долги. 9 сентября 1934 г. данное постановление утверждено Президиумом ВЦИК [ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 755. Л. 16, 13].

http://sobory.ru/article/?object=00927

Новленское. Церковь Михаила Архангела. Михайловская церковь Карта и ближайшие объекты Приход Архангела Михаила в селе Новленском является правопреемником существовавшего Михаило-Архангельского храма на реке Большой Ельме в селе Коробово, находящегося на берегу Кубенского озера. В годы коллективизации храм был разрушен. Коробовская церковь Михаила Архангела была перенесена в начале XIX века из Новленского из-за противодействия раскольников. Для небольшого Коробова с одним порядком домов храм и впрямь был велик… В клировых ведомостях церкви говорится, что двухэтажный каменный храм строился с 1817 по 1828 гг. при усердии прихожан. Церковь находилась в одной связи с колокольней. Имела она четыре престола: Живоначальной Троицы (освящен 8 июня 1831 г.) и мучеников Флора и Лавра (к 1850 г. еще не был освящен) в холодной церкви, архистратига Михаила (освящен 9 ноября того же 1831 г.) и Николая Чудотворца (освящен на год раньше 9 ноября 1830 г.) в теплой. Приход церкви состоял из 18 деревень, 237 дворов, в которых проживало почти полторы тысячи человек… Закрывали Михаило-Архангельскую церковь в Коробово в 1934 г. За несколько лет до этого составили опись храма, и все сосчитали общим количеством вещей — 97 единиц. А что это были за «единицы»? Прежде всего, иконы, среди них могли быть и древние, перенесенные из новленского храма, который существовал еще во времена удельных князей, первый из которых Семен Васильевич Новленский был правнуком Ивана Калиты. Наверно, хранились в церкви и древние книги, ведь чтение особо почиталось на Севере, откуда до нас дошли все основные памятники древнерусской литературы. Находилась в храме и купель, в которой крестили всю мою дементьевскую родню. Переписчиков больше интересовала недвижимость да девять колоколов, их стоимость и определили соответственно: 6000 и 1100 рублей, а 97 единиц церковного имущества бесследно пропали. К закрытию коробовского храма в нижней церкви уже размещался склад сельской кооперации, а вокруг шумела межколхозная машинно-тракторная станция. Районная газета «Маяк» 5 октября 1991 г. опубликовала интересный документ, посвященный последним дням церкви: В 1934 году пять колхозов, существовавших в то время в Новленском сельсовете, обратились с просьбой в Кубено-Озерский райисполком с письмом о закрытии Архангельской церкви. В постановлении райисполкома читаем: «Нижний этаж названной церкви с июня 1933 года находится в ведении Новленского селькоопа, переданного общиной верующих по акту 20 июля 1933 года. Колхозники пяти колхозов, составляющих общину верующих, за подписью 133 человек, просят церковь закрыть, как находящуюся в центре деятельности машинно-тракторной станции. Наряду с этим, за общиной верующих числится обязательная недоимка обязательных платежей в размере 800 рублей. Исходя из этого, президиум РИКа постановляет церковь Михаило-Архангельской общины верующих Новленского сельсовета закрыть. Зав. общим отделом Колобов».

http://sobory.ru/article/?object=31078

сост. В.В. Лобанов Краткие биографические справки Аболин Анс Кристапович (1891–1938) – советский партийный и профсоюзный деятель, латыш. Член РСДРП с 1908 г., образование среднее. Из крестьян Курляндской губ. Вел революционную работу в Латвии, Санкт-Петербурге и Москве, активный участник Гражданской войны. В 1924–1926 гг. зам. зав. Агитпропотделом ЦК ВКП(б). затем отв. Секретарь Пензенского губкома ВКП(б), 2-й секретарь Средне-Волжского обкома ВКП(б) (1926–1928). В 1929–1937 гг. председатель ЦК профсоюза работников просвещения, член Президиума и секретарь ВЦСПС. В 1937–1938 гг. директор Московского института народного хозяйства им. Г. В. Плеханова. Расстрелян, реабилитирован в 1956 г. Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич) (1854–1928) – архиерей Российской Православной Церкви, митрополит. Родился в Тульской губ. в семье священника. Окончил Московскую духовную академию (1881), кандидат богословия. В 1889 г. хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. С 1893 г. епископ Тобольский и Сибирский, с 1897 г. – Рижский и Митавский. Архиепископ (1904) . С 1910г. архиепископ Виленский и Литовский, с 1913 г. – Ярославский и Ростовский. Член Предсоборного Совета и Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. Митрополит (1917). С 1918 г член Высшего Перковного Совета. После ареста Патриарха Тихона (1922) временно принял от него патриаршие права и обязанности. Вскоре был заключен под домашний арест в Ярославле, затем переведен в тюремную камеру. В 19231926 гг. в ссылке и тюремном заключении. Согласно завешательному распоряжению Патриарха Тихона от 7 января 1925 г. второй кандидат на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. В мае 1926 г. ради церковного мира отказался от прав на местоблюстительство. Умер в Ярославле. Прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. Агранов Яков Саулович (наст. имя Сорендзон (Соринсон) Янкель Шмаевич) (1893–1938) – деятель ВЧК–ОГПУ–НКВД. Родился в Могилевской губ. в семье еврея-лавочника. Член партии социалистов-революционеров (1912–1915). в партии большевиков с 1915 г. В 1918–1919 гт. секретарь СНК РСФСР. С мая 1919 г. особоуполномоченный при президиуме ВЧК. С 1921 г. секретарь Малого СНК. В 1921–1923 гг. занимал ряд руководящих должностей в органах госбезопасности. Зам. нач. Секретного отдела ОГПУ (1923–1929). В 1929–1931 гг. нач. Секретного отдела ОГПУ. Осушествлял руководство, принимал участие в следствии по важнейшим политическим делам 1920–1930-х гг: Кронштадтское восстание, крестьянское восстание Антонова, дело Патриарха Тихона. дело об убийстве Кирова, лело Зиновьева Каменева и др. В 1933–1934 гт. – зам. председателя ОГПУ СССР, в 1934–1937 гг. – первый зам. наркома внутренних дел СССР. Комиссар ГБ 1-го ранга. В апреле 1937 г. понижен в должности, затем назначен нач. УНКВД Саратовской обл. В июле 1937 г. исключен из партии и арестован. Расстрелян, не реабилитирован.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сост. О.А. Платонов Основная литература и источники Аввакум Петров, протопоп. Об иконном писании. Пустозерская проза. М., 1989. Айналов Д.В. Византийская живопись XIV столетия. П., 1917. Айналов Д.В. Лекции по истории древнерусского искусства. Симферополь, 1919. Алдошина Н.Е. Благословенный труд. Московская Духовная Академия. М., 2001. Алпатов М.В. Фрески церкви Успения на Волотовом поле. М., 1977. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1978. Алпатов М.В., Родникова И.С. Псковская икона XIII–XVI веков. Л., 1990. Андреев Н. «О деле дьяка Висковатого». Сборник статей по археологии и византиноведению, издаваемый Институтом им. Н.П. Кондакова . Прага, 1932. Т. 5. Анисимов А.И. О древнерусском искусстве. Сб. ст./Сост. Г. И. Вздорнов. М., 1983. Антоний митрополит. Из истории новгородской иконографии//Богословские труды. М., 1986. Антоний (Храповицкий) , архиепископ. Как сооружать иконостасы в новых храмах?//Хоругвь/Сб. статей. Вып. 1. М., 1993. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. СПб., 1996. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи (Гос. Третьяковской галереи). Опыт историко-художественной классификации. Т. 1–2. М., 1963. Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., 1966. Арсений, иеромонах. Исторические сведения об иконописании в Троицкой Сергиевой лавре//Сборник на 1873 год, изданный Обществом древнерусского искусства при Московском публичном музее/Под ред. Г. Филимонова . М., 1873. Бакушинский А.В. Палехские лаки. М., 1926. Бакушинский А.В. Искусство Палеха. М., 1932. Бакушинский А.В. Русские художественные лаки//Искусство, 1933. 6. Бакушинский А.В. Искусство Палеха. М., 1934. Бакушинский А.В., Василенко В.М. Искусство Мстеры. М.; Л., 1934. Балакин П.П. Древнерусское искусство в Нижнем Новгороде. Нижний Новгород, 1999. Балдин В.И., Манушина Т.Н. Троице-Сергиева лавра: Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XVII–XVIII вв. М., 1996. Безобразов В. Из путевых заметок от Владимира до Вязников//Русский вестник, 1861. Т. 34, 7.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010