Серафим (Лукъянов) с 11.08.1917 врем. управ. Финляндской епархией; с 17.01.1918 еп. Финляндский и Выборгский; с 1920 г. в сане архиепископа; с 1921 г. глава автономной Православной Церкви в Финляндии; с 1923 г. сведен с кафедры за нежелание переходить в юрисдикцию Константинопольской Церкви; с 1927 г. в РПЦЗ; 31.08.1945 воссоединился с МП; с 9.08.1946 экзарх Западной Европы в сане митрополита; с 15.11.1949 на покое; † 18.02.1959. Серафим (Мещеряков) с 11.12.1915 на покое (б. архиеп. Иркутский и Верхоленский); с 1922 г. архиеп. Костромской и Галичский; с 16.07.1922 в обновленческом расколе; в 1924 г. принес покаяние; 1924–1927 в Соловецком лагере; с 29.06.1927 архиеп. Тамбовский; с 28.01.1928 архиеп. Ставропольский; с 19.04.1932 в сане митрополита; с 11.08.1932 на покое; † 1932. Серафим (Никитин) 8.07.1962 хирот. во еп. Курского и Белгородского; с 25.02.1968 в сане архиепископа; с 25.06.1971 митр. Крутицкий и Коломенский; с 11.06.1977 на покое; † 22.04.1979. Серафим (Остроумов) с 18.08.1917 еп. Орловский и Севский; с 29.05.1924 в сане архиепископа; с 1.11.1927 архиеп. Смоленский и Дорогобужский; с 1936 г. в заключении; расстрелян 28.11.1937. Серафим (Протопопов) 9.01.1924 хирот. во еп. Колпинского, вик. Петроградской епархии; 1924–1926 в Соловецком лагере; с 30.11.1926 еп. Колпинский; с 27.04.1928 еп. Аксайский, вик. Донской епархии; с 27.07.1928 еп. Сызранский; с 25.09.1927 еп. Стерлитамакский, вик. Уфимской епархии; с 23.11.1928 еп. Бакинский; с 3.04.1930 еп. Рыбинский; с 29.11.1932 на покое; с 27.03.1934 управ. Челябинской епархией; с 3.08.1935 управ. Елецкой и Липецкой епархией; с 30.09.1935 архиеп. Орловский; с 19.10.1935 архиеп. Елецкий и Задонский; с 6.03.1937 сведений нет. Серафим (Родионов) 19.12.1971 хирот. во еп. Цюрихского, вик. экзарха в Западной Европе; с 19.05.1989 в сане архиепископа; с нояб. 1993 г. на покое. Серафим (Руженцов) 12.03.1919 хирот. во еп. Михайловского, вик. Рязанской епархии; с мая 1919 г. еп. Муромский, вик. Владимирской епархии; с 1922 г. в обновленческом расколе; † 3.03.1935 без покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

123 . «Дополнительные ревизские сказки 10 ревизии по Усть-Медведецкому округу. 1859». ГАРО, ф. 301/472, оп. 15, ед. хр. 39. 124 . «Метрические книги Богоявленской церкви станицы Усть-Медведецкой за 1859 г.». ГАРО, ф. 226, оп. 19, ед. хр. 587. 125 . «Формулярные списки рекрутов за 1863 год». ГАРО, ф. 301, оп. 12, ед. хр. 122. 126 . «Рапорт второго Донского окружного рекрутского присутствия наказному атаману Войска Донского. 1871». ГАРО, ф. 301, оп. 12, ед. хр. 25. 127 . «Метрические книги церквей Новочеркасского прихода. 1889». ГАРО, ф. 226, оп. 19, ед. хр. 659. 128 . Список воспитанниц Донского епархиального женского училища. 1893. «Донские епархиальные ведомости», 1894. 129 . «Список казакам прихода в полк за 1908–1916 гг.». ГАРО, ф. 341, оп. 2, ед. хр. 586. 130 . «Метрические книги Одигитриевской церкви поселка Весело-Грузинского Таганрогского округа за 1914 г.». ГАРО, ф. 226, оп. 20, ед. хр. 49. 131 . «Метрические книги Казанской церкви слободы Михайловки-Кузнецовой Таганрогского округа за 1916 г.». ГАРО, ф. 226, оп. 20, ед. хр. 56. 132 . При описании личной антропонимики советского периода были использованы книги записи актов гражданского состояния Андреевского, Кировского, Ленинского, Октябрьского, Орджоникидзевского, Пролетарского районов г. Ростова-на-Дону за 1922, 1925, 1927, 1928, 1932, 1933, 1935, 1938, 1941, 1946, 1948, 1949, 1951, 1957, 1958, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965, 1969 и 1970 годы, станицы Нижне-Гниловской за 1925 год, Орджоникидзевского района г. Таганрога за 1949 г., Веселовского, Кочетовского, и Позднеевского сельсоветов Семикаракорского района за 1963 г., 1968 г., рабочего поселка Коксовский, поселка Синегорский и рабочего поселка Шолоховский г. Белая Калитва за 1965 г., Вешенского района за 1968 г., ст. Старочеркасской за 1925 и 1929 годы, Заветинского района за 1933 г., ст. Пролетарской за 1968 г., Цымлянского района за 1968 и 1970 гг. 133 . Нами изучены следующие материалы, находящиеся на хранении в Ростовском областном архиве ЗАГС: «Метрические книги» Одигитриевской, Троицкой и Успенской церквей ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

30.06.1811 30.08.1814 ГОРИЙСКАЯ 30.08.1814 05.02.1817 Св. Герман КИЕВСКАЯ (1371) Герман I (Гермоген)? КРУТИЦКАЯ (XVI в.) Герман II КРУТИЦКАЯ Св. Герман НОВГОРОДСКАЯ Герман Вейнберг МОСАПЬСКАЯ 06(19)10.1926 10(23)01.1929 БУГУЛЬМИНСКАЯ 10(23)01.1929 21.03(03.04)1930 АСТАНАЙСКАЯ 21.03(03.04)1930 05(18)12.1932 Герман Гоголашвили СУХУМСКАЯ 08.09.1851 02.09.1856 ИМЕРЕТИНСКАЯ 02.09.1856 02.07.1860 Герман Иванов ЛЮБЛИНСКАЯ 01.11.1898 05.12.1902 в/у ПСКОВСКАЯ Сщмч. Герман Кокель (Коккель) ИБРЕСИНСКАЯ 18(31)12.1924 в/у АЛАТЫРСКАЯ БУГУЛЬМИНСКАЯ БУГУРУСЛАНСКАЯ КУЗНЕЦКАЯ ТОМСКАЯ 11.1930 в/у ОМСКАЯ 11.1930 01(14)07.1931 НИКОЛЬСКО-УССУРИЙСКАЯ 01(14)07.1931 в/у ХАБАРОВСКАЯ в/у ВЛАДИВОСТОКСКАЯ БАРНАУЛЬСКАЯ 06(19)09.1932 в/у БИЙСКАЯ 06(19)09.1932 БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ 06(19)09.1932 26.08(08.09)1933 Герман Копцевич АРХАНГЕЛЬСКАЯ 02.05.1731 25.07.1735 Сщмч. Герман Косолапов ВОЛЬСКАЯ 11.02.1918 11(24)09.1919 Герман Литавар-Хребтович в/у ПОЛОЦКАЯ 28.02.1553 ПОЛОЦКАЯ 28.02.1553 Герман Моралин в/у ЯКУТСКАЯ 10(23)02.1993 15(28)03.1993 ЯКУТСКАЯ 15(28)03.1993 04(17)08.2004 КУРСКАЯ 04(17)08.2004 Герман Никольский ДИМИТРИЕВСКАЯ, обн. 26.02(10.03)1928 21.09(04.10)1928 МИЧУРИНСКАЯ, обн. 21.09(04.10)1928 07(20)03.1929 ЖИЗДРИНСКАЯ, обн. 07(20)03.1929 Герман Осецкий СУМСКАЯ 08.01.1867 24.06.1872 СТАВРОПОЛЬСКАЯ 24.06.1872 16.02.1886 Сщмч. Герман Ряшенцев ВОЛОКОЛАМСКАЯ 01(14)09.1919 05.1928 ВЯЗНИКОВСКАЯ 13(26)06.1928 01(14)12.1928 Св. Герман Садырев-Полев (или Сидоров-Полев) КАЗАНСКАЯ 12.03.1564 06.11.1567 Герман, кн. Тенешев (МАМАДЫШСКАЯ Герман Тимофеев ТИХВИНСКАЯ 23.11(06.12)1968 12(25)06.1970 ВЕНСКАЯ 12(25)06.1970 20.08(02.09)1974 ВИЛЬНЮССКАЯ 21.08(03.09)1974 28.03(10.04)1978 ТУЛЬСКАЯ 28.03(10.04)1978 16(29)07.1986 БЕРЛИНСКАЯ 16(29)07.1986 09(22)11.1990 ВОЛГОГРАДСКАЯ 09(22)11.1990 Св. Гермоген КАЗАНСКАЯ 13.05.1589 03.06.1606 ВСЕРОССИЙСКАЯ 03.06.1606 20.03.1611 Гермоген Голубев ТАШКЕНТСКАЯ 16.02(01.03)1953 02(15)09.1960 в/у АСТАНАЙСКАЯ 11.1955 18(31)05.1956 в/у АСТАНАЙСКАЯ, паки 07(20)02.1958 15(28)08.1958 ОМСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

МИНСКАЯ 01.03.1848 23.01.1868 Михаил Грек ВСЕРОССИЙСКАЯ 1127(1131) ПРИЛУКСКАЯ 06.08.1894 30.11.1895 КАШИРСКАЯ 30.11.1895 19.01.1897 СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ 19.02.1897 19.08.1898 СТАРОРУССКАЯ 20.07.1802 18.12.1803 ЧЕРНИГОВСКАЯ 18.12.1803 26.03.1818 в/у ПСКОВСКАЯ 15.02.1815 07.02.1816 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 26.03.1818 24.03.1821 НОВГОРОДСКАЯ 26.06.1818 24.03.1821 Михаил Добров ОРЕНБУРГСКАЯ 27.09.1831 30.10.1835 Михаил Ермаков НОВГОРОД-СЕВЕРСКАЯ 31.01.1899 20.10.1899 КОВНЕНСКАЯ 20.10.1899 06.09.1903 ОМСКАЯ 06.09.1903 09.12.1905 ГРОДНЕНСКАЯ 09.12.1905 06.1921 КИЕВСКАЯ 06.1921 17(30)03.1929 Михаил Князевский СМОЛЕНСКАЯ, обн. 11(24)05.1928 25.09(07.10)1932 ОРЕХОВО-ЗУЕВСКАЯ, обн. 25.09(07.10)1932 26.11(09.12)1932 МОСКОВСКАЯ, обн. 05.1933 17(30)12.1935 СЫКТЫВКАРСКАЯ, обн. 17(30)12.1935 ВОРОНЕЖСКАЯ, обн. 06(18)06.1937 21.08(03.09)1937 ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ, обн. 21.08(03.09)1937 14(27)09.1937 Михаил (Матфей) Копыстенский ПЕРЕМЫШЛЬСКАЯ 08.1591 01.1610 Михаил Космодемьянский АЛЕКСАНДРОВСКАЯ (ставроп.) 03.07.1911 в/у СТАВРОПОЛЬСКАЯ 10.05.1914 01.09.1914 СТАВРОПОЛЬСКАЯ Михаил Кудрявцев АРЗАМАССКАЯ 02.1920 06(19)06.1922 АРЗАМАССКАЯ, обн. 06(19)06.1922 12(25)08.1923 АРЗАМАССКАЯ, паки 12(25)08.1923 Михаил Лузин УМАНСКАЯ 22.01.1878 19.03.1883 КУРСКАЯ 19.03.1883 20.03.1887 Михаил Мельник САМБОРО-ДРОГОБЫЧСКАЯ 12(25)02.1946 16.09(09.10)1955 Михаил Миткевич ИРКУТСКАЯ 05.12.1772 01.08.1789 Михаил Митрофанов ВАЛКОВСКАЯ, обн. 10.1924 БЕРДЯНСКАЯ, обн. 10.1924 02.1925 ЗВЕНИГОРОДСКАЯ, обн. (Киев.) 02.1925 03.1925 БЕРДЯНСКАЯ, обн., паки 03.1925 21.05(03.06)1925 КРИВОРОЖСКАЯ, обн. 21.05(03.06)1925 21.07(03.08)1925 КОНОТОПСКАЯ, обн. 21.07(03.08)1925 08.1926 МЕЛИТОПОЛЬСКАЯ, обн. 09.1926 09.1927 КРЕМЕНЧУГСКАЯ, обн. 09.1927 ЗАПОРОЖСКАЯ, обн. 27.01(09.02)1938 Михаил Мудьюгин ТИХВИНСКАЯ 24.10(06.11)1966 17(30)07.1968 АСТРАХАНСКАЯ 17(30)07.1968 14(27)12.1979 ВОЛОГОДСКАЯ 14(27)12.1979 10(23)02.1993 Михаил Николаев ТОБОЛЬСКАЯ, обн. 19.12.1922 (01.01.1923) 09.1923 ВЕРХНЕУДИНСКАЯ, обн. 01(14)05.1927 Михаил Орлинский АРМАВИРСКАЯ, обн.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Родился б марта в Киевской губернии. Отец его был гвардейский офицер, мать – урожденная княгиня Кудашева. Поступил в Киевский университет вместо Пажеского корпуса, был исключен из него в 1898 г., сослан в Вологду. Стал членом социал-демократической партии. В 1901 г. опубликовал «Субъективизм и индивидуализм в социальной философии». После учения в Германии, вернулся в Петербург в 1904 г. Принял участие в сборнике «Вехи», 1909 издал ряд книг по религиозной философии: «Философия свободы», 1911, «Смысл творчества», 1916. Избран профессором философии Московского университета, 1917. Выгнан из профессуры Лениным, 1918. Участвовал в сборнике «Из Глубины», 1918. Преподавал в Вольной Академии Духовной культуры, 1918–1922. Выслан из России, 1922. Стоял во главе Религиозно-философской Академии в Париже, 1925–1940. Редактор журнала «Путь», 1925–1940« Умер в Париже 24 марта. Существует обширная литература о личности и творчестве Бердяева на английском, немецком и французском языках. Миросозерцание Достоевского. Б. 1923. стр. 238. Неы. пер. – 1925, англ. – 1934, фр. – 1932, исп. – 1935, итал. – 1942, швед. – 1948. П. 1968. стр. 238. Смысл истории. Б. 1923. стр. 268. П. 1969 -Нем. пер. – 1925 и 1950, сербск. – 1931, англ. – 1936, исп., Чили – 1936, фр. – 1949 Философия неравенства. Б. 1923. стр. 244. П. 1970. Новое средневековье. Б. 1923. стр. 258. Фр. – 1927, нем. – 1927 и 1950, исп. – 1932, серб. – 1932, англ. – 1933, гол. – 1935 датск. – 1936, польск. – 1935, венг. – 1935. Константин Леонтьев . П. 1926. стр. 268. Фр. – 1937, англ. – 1940. Философия свободного духа. I и II, П. 1927–1928. стр. 271 и стр. 275, Нем. – 1930, фр. – 1938, англ. – 1935, итал. – 1917, исп. – 1954. О самоубийстве. П. 1931. стр. 45. Христианство и антисемитизм. П. Б.Д. стр. 32. Христианство и классовая борьба. П. 1931. стр. 138. Англ. – 1933, фр. – 1933, исп. – 1935, польск. – 1935, итал. – 1936 серб. – 1936, болг. – 1936. О назначении человека. П. 1931. стр. 318. Англ. – 1935, нем. – 1935, Фр. – 1935, исп. – 1947, греч. – 1950.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Палладий (Добронравов) с 1918 г. еп. Сарапульский и Елабужский; с 1919 г. на покое; † 1922. Палладий (Каминский) 30.03.1947 хирот. во еп. Полтавского и Кременчугского; с 15.11.1952 еп. Волынский и Ровенский; с 23.07.1956 архиеп. Львовский; с 31.05.1960 архиеп. Оренбургский и Бузулукский; с 14.05.1963 архиеп. Рязанский и Касимовский; с 5.02.1965 архиеп. Воронежский и Липецкий; с 8.02.1968 архиеп. Житомирский и Овручский; с 6.10.1977 на покое; † 6.06.1978. Палладий (Соколов) в окт. 1919 г. хирот. во еп. Астраханского и Енотаевского, возведен в сан архиепископа; † в дек. 1919 г. Палладий (Шерстенников) 14.12.1930 хирот. во еп. Бужского, вик. Казанской епархии; с 1933 г. еп. Ржевский, вик. Смоленской епархии; с 1935 г. еп. Ржевский, вик. Калининской епархии; с 1936 г. еп. Олонецкий и Петрозаводский; с 1937 г. еп. Калининский; с 1938 г. в сане архиепископа; с 29.10.1947 архиеп. Семипалатинский и Павлодарский; с 18.11.1948 архиеп. Омский и Тюменский; с 21.02.1949 архиеп. Иркутский и Читинский; с 20.02.1958 архиеп. Саратовский и Вольский; с 14.07.1959 архиеп. Саратовский и Сталинградский; с 29.05.1963 архиеп. Орловский и Брянский; с 25.02.1968 в сане митрополита; † 23.04.1976. Палладий (Шиман) 8.02.1987 хирот. во еп. Переяслав-Хмельницкого, вик. Киевской епархии; с 30.11.1988 еп. Ижевский и Удмуртский; с 25.03.1993 на покое; с 21.04.1994 еп. Читинский и Забайкальский; с 11.10.1996 на покое. Памфил (Лясковский) 26.12.1921 хирот. во еп. Стародубского, вик. Черниговской епархии; с 6.03.1928 еп. Бугучаровский, вик. Воронежской епархии; затем еп. Россошанский, вик. Воронежской епархии; с 13.08.1930 еп. Уральский; с 17.08.1931 еп. Чебоксарский; с 2.10.1932 еп. Богородский; с 20.10.1932 еп. Подольский; с 11.08.1933 еп. Краснодарский и Кубанский; 10.01.1936 покончил с собой. Панкратий (Кашперук) 28.04.1946 хирот. во еп. Каменец-Подольского и Проскуровского; с 3.06.1948 еп. Волынский и Ровенский; с 15.11.1952 еп. Львовский и Тернопольский; с 23.07.1956 архиеп. Волынский; с 9.07.1962 на покое; † 13.07.1972.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Цитируемые сочинения Мария Викторина Adversus Arium – Henry, Hadot 1971. P. 54–277. Commentarii in Epistulas Pauli ad Ephesios – Gori 1986. P. 1–94. De generatione Divini Verbi – Henry, Hadot 1971. P. 15–48. Hymnide Trinitate – Henry, Hadot 1971. P. 285–305. Литература Фокин 2007 – Фокин А. Р. Христианский платонизм Мария Викторина. М., 2007. [Fokin A.R. Khristianskii platonizm Mariia Viktorina (Christian Platonism of Marius Victorinus). Moscow, 2007.] Фокин 2014 – Фокин А. Р. Формирование тринитарной доктрины в латинской патристике. М., 2014. [Fokin A. R. Formirovanie trinitarnoi doktriny v latinskoi patristike (Formation of Trinitarian Doctrine in Latin Patricistics). Moscow, 2014.] Фокин 2016 – Фокин А. Р. Модусы сущего и не сущего у Мария Викторина//Платоновские Исследования IV/1 (2016). М. – СПб., 2016. С. 130–169. [Fokin A. R. Modusy sushchego i ne sushcheg ou Mariia Viktorina (Modes of being and non being in Marius Victorinus)//Platonovskie Issledovaniia IV/1 (2016) (Platonic ResearchIV/1 (2016)). Moscow – SaintPeterburg, 2016. P. 130–169.] Benz 1932 – Benz E.Marius Victorinus und die Entwicklung des abendländischen Willenmetaphysik. Stuttgart, 1932. Clark 1974 – Clark M. T. The Psychology of Marius Victorinus//Augustinian Studies. 1974. Vol. 5. P. 149–166. Geiger 1888 – Geiger G. Marius Victorinus Afer, ein neuplatonischer Philosoph. Lansdhut, 1888.Hadot 1962 – Hadot P. L’image de la Trinité dans l’âme chez Victorinus et chez saint Augustin//StP. 1962. Vol. 6. P. 409–442 Hadot 1968 – Hadot P. Porphyreet Victorinus. P., 1968. Vol. 1. Hadot 1971 – Hadot P. Marius Victorinus. Recherches sur sa vie et ses oeuvres. P., 1971. Koffmane 1880 – Koffmane G. De Mario Victorino, philosopho christiano. Breslau, 1880 Leussede 1939 – Leussede H. Le problème de la préexistence des âmes chez Marius Victorinus//Recherches de science religieuse. 1939. T. 29/2. P. 197–239. Nautin 1964 – Nautin P. Candidus l’Arien//L’homme devant Dieu: Mélanges offerts au père Henri de Lubac. T. 1. Exégèse et patristique. P., 1964. P. 309–320.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

О Сыне и Духе как единой реальности см.: Adv. Ar. I 49. 28; I 51. 143; I 54. 36; III 18. 1118. 29 См.: Adv. Ar. IV 1. 115. 32. См. также: [Benz, 1932, S. 92; Hadot, 1968, Vol. I, p. 345374, 382389]. 30 Викторин называет Отца как жизненный Акт также «внутренней Формой» (intus forma), которая сама по себе является неразличимой и непроявленной, а Сына – «внешней Формой» (quae foris est forma), которая является манифестацией внутренней Формы. См.: Adv. Ar. IV 20. 1630. Как предполагают исследователи, различие жизненного акта как потенции и жизни как ее актуализации и формы у Мария Викторина также восходит к Плотину; см.: [Lavaud, 2012, p. 167]. 31 См., например: [Henry, 1950, p. 4547; Dodds, 1960, p. 132; Hadot, 1968, Vol. I, p. 134135, 428429, 483; Lavaud, 2012, p. 171, 178]. Некоторые исследователи также указывают на стоическую концепцию «тонического движения» пневмы, которое имеет внутреннюю и внешнюю направленность: внутреннее движение образует единство сущности, внешнее – разнообразие качеств; однако для Викторина влияние стоицизма, по всей вероятности, было опосредовано неоплатонизмом; см.: [Hadot, 1968, Vol. I, p. 225234; Lavaud, 2012, p. 164, 179]. 35 См.: Plotin. Enn. V 4. 2; см. также: Enn. V 1. 3; V 3. 12. О некотором внутреннем покоящемся и пребывающем в самом себе уме и мышлении см.: Enn. III 9. 1. 1520 (νον εναι ν στσει κα ντητι κα συχ); V 3. 14. 1415 ( νδον νος); V 5. 8. 2223; VI 7. 35. 30; VI 8. 18. 21; VI 9. 3. 27 (подробнее см. ниже). Похожее учение о «двойном действии» встречается у христианского современника Плотина – Оригена , согласно которому Бог Отец – это первая Сила (prima virtus), составляющая основу Божественного бытия, а Сын – это происшедшая от нее, подобно испарению, Мощь (vigor), или другая Сила (altera virtus), получающая свою собственную ипостась; см.: Origen. De princ. I 2. 9. 37 См.: Adv. Ar. I 33. 12; I 57. 30; IV 19. 15; IV 23. 2833; IV 26. 10. Следует отметить, что Викторин нередко характеризует Бога Отца, подобно плотиновскому Единому (unum), с помощью апофатических определений, согласно которым Отца более правильно называть «не существующим», «не живущим» и «немыслящим» (νους, sine intellegentia) вследствие Его превосходства (supralatio) и беспредельности (indeterminatio).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

На немецком языке F. Baader. Sämmtliche Werke. 16 Bände. Hrsg. v. Franz Hoffmann, Julius Hamberger et al. Bethmann, Leipzig 1851–60; Neudruck: Scientia, Aalen 1963. S. Butler. Der Weg allen Fleisches. Roman. Übersetzt und mit Anmerkungen versehen von Helmut Findeisen. dtv Klassik, München 1991. E. Bloch. Atheismus im Christentum. Zur Religion des Exodus und des Reichs. Frankfurt am Main, Suhrkamp Verlag, 1968. E. Cassirer. Die Philosophie der Aufklarung. Tubingen, Verlag Mohr, 1932. Meister Eckhart: Die deutschen und lateinischen Werke. Kohlhammer, Stuttgart, 1958–2016. J. G. Fichte. Die Grundzuge des gegenwartigen Zeitalters. Hamburg: Felix Meiner Verlag, 1978. E. Fromm. Gesamtausgabe in 12 Bänden. DVA, 2000. E. Fromm. Über Methode und Aufgaben einer analytischen Sozialpsychologie. Zeitschrift für Sozialforschung, Bd. 1, 1932, S. 28–54. E. Fromm. Die Grundpositionen der Psychoanalyse. Fortschritte der Psychoanalyse. Gottingen, Verlag fur Psychologie Hogrefe, 1966. E. Fromm. Eine post-marxsche und post-freudsche Gedanken uber Religion und Religiositat. Concilium. Internationale Zeitschrift, Einsiedeln, Benziger/Grunewald, 1972. E. Fromm. Vom Haben zum Sein. Ullstein, 2005. E. Fromm. Ethik und Politik. Heyne-Taschenbuch, 1996. E. Fromm. Die Pathologie der Normalitat. Zur Wissenschaft vom Menschen. Weinheim/Basel, Beltz Verlag, 1991. E. Fromm. Ist der Mensch von Natur aus faul? 1991. J. W. Goethe. West-ostlicher Divan. Berlin, Akademie Verlag, 1952. H. Kahn. Ihr werdet es erleben. Voraussagen der Wissenschaft bis zum Jahr 2000. Wien, Molden Verlag, 1968. H. A. Korff. Geist der Goethezeit. Leipzig, Koehler und Amlang, 1966. Lao-Tse. Tao-Te-King. Das heilige Buch vom Weg und von der Tugend, Ubersetzung, Einleitung und Anmerkungen von Gunther Debon. Stuttgart, Philipp Reclam jun., 1967. F. Mauthner. Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande, Stuttgart und Berlin, Deutsche Verlagsanstalt, 1920. D. Mieth. Die Einheit von vita activa und vita contemplative in den deutschen Predigten und Traktaten Meister Eckharts und bei Johannes Tauler (=Studien zur Geschichte der katholischen Moraltheologie, herausgegeben von Michael Muller, Band 15). Regensburg, Verlag Friedrich Pustet, 1969.

http://predanie.ru/book/220497-meyster-e...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИБАНОВ Александр Ильич (14.11.1910, г. Борисов Минской губ.- 23.05.1994, Москва), советский историк, источниковед, религиевед, исследователь сектантства. Род. в семье врача. В 1932 г. окончил Историко-лингвистический ин-т им. Н. К. Крупской в Ленинграде. К. начал публиковать сектоведческие и религиеведческие работы в 1929 г., они носили пропагандистско-агитационный антирелигиозный характер. В 1932 г. он защитил кандидатскую диссертацию по истории меннонитов, стал научным сотрудником Антирелигиозного музея, работал в Государственном антирелигиозном издательстве. В 1932-1934 гг. занимал должность зав. отделом агитации и пропаганды ленинградского отд-ния Союза воинствующих безбожников. В 1934 г. преподавал в Политико-просветительском ин-те им. Н. К. Крупской. В 1936 г. К. был арестован по обвинению в троцкизме и приговорен к 5 годам ИТЛ. После освобождения в 1942-1945 гг. преподавал в Красноярском педагогическом ин-те историю СССР, сначала в качестве доцента, с 1943 г. в качестве заведующего кафедрой истории СССР. В 1946-1948 гг.- зам. директора Музея истории религии АН СССР в Москве, в 1947-1948 гг.- научный сотрудник Ин-та истории АН СССР. А. И. Клибанов. Фотография. 3-я четв. ХХ в. А. И. Клибанов. Фотография. 3-я четв. ХХ в. Второй арест последовал в 1948 г. К. был приговорен к 10 годам ИТЛ. Освобожден в 1954 г., реабилитирован в 1955 г. В 1955-1993 гг. работал в Москве научным, старшим научным, затем ведущим научным сотрудником Ин-та истории АН СССР (с 1968 - Ин-та истории СССР АН СССР, с 1992 - ИРИ РАН). Ведущая тема научного творчества К.- история отечественной религиозно-общественной жизни: антицерковные движения средневековья (им посвящен цикл крупных статей и монография «Реформационные движения в России в XIV - 1-й пол. XVI в.». 1960), история сект в XVII - нач. XX в. («История религиозного сектантства в России». 1965), религ. движения в послереволюционное время («Религиозное сектантство и современность». 1969; «Религиозное сектантство в прошлом и настоящем». 1973; «Из мира религиозного сектантства». 1974). Все эти книги и статьи связывает одна принципиальная тема: вклад религиозно-общественных движений в отечественную историю и соотнесение их духовного и социально-практического опыта с опытом параллельных европ. еретических, реформационных, сектантских движений.

http://pravenc.ru/text/1841323.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010