В 1929–1930 гг. работа РСХД охватила около полутора тысяч мальчиков и девочек, в работе этой регулярно участвовали и сотрудники Религиозно-педагогического кабинета — В. В. Зеньковский, прот. С. Четвериков, его дочь А. С. Четверикова, Л. А. Зандер, И. А. Лаговский (в Прибалтике), о. Г. Шумкин, А. Ф. Шумкина, С. С. Шидловская . 27 мая — 2 июня о. Сергий участвует в съезде Совета Движения, обсудившего возникшие материальные затруднения, что повлекло реорганизацию Совета. В состав комитета при Центральном Секретариате был, в частности, избран студент Богословского института В. А. Юрьев, наследовавший 10 лет спустя о. Сергию в должности настоятеля движенской церкви . Опыт, полученный о. Сергием от трехлетней работы с молодежью Движения, отразился в статье «Православный пастырь и современная молодежь»: «Исходя из присущей молодежи веры в Бога, необходимо подвести молодежь к сознанию, что вера не должна оставаться пассивной. Вера должна быть стимулом, определяющим жизнь. […] В современной молодежи существует отрицательное отношение ко всему отвлеченному, теоретическому, далекому от жизни. Она ищет реального, практического, жизненного. В этом нет ничего плохого. […] Пастырь должен быть сам молод не только по возрасту, но и по внутреннему молодому горению сердца, по любви ко Христу и Евангелию, по совершенному бескорыстию. Только при таком настроении у него может оказаться общая точка пересечения его жизни с жизнью молодежи» . 11 июля 1931 г. b Monmform-l’Amaury в лarepe Mehюль VIII cъeзд РСХД во Франции открылся проповедью о. Сергия, который раскрыл смысл съезда «как паломничества к внутренней святыне, выраженного в частых и усердных церковных молениях». Особенностью съезда стало обилие молодых докладчиков, из которых многие выступали впервые . Налаживающееся общение с молодыми румынскими христианами и румынским духовенством отражается и на творчестве самого о. Сергия — он получает возможность возобновить изучение наследия старца Паисия Величковского, работу с автографами которого начинал еще в библиотеке Императорской Академии наук в Петербурге… По-видимому, вскоре после okohчahuя VIII cъeздa он выезжает в Нямецкий монастырь, где сохраняется значительная часть рукописного наследия этого выдающегося писателя и переводчика. Об этих его занятиях летом — осенью 1931 г. журнал Движения извещает в августе: «…о. Сергий Четвериков находится в настоящее время на отдыхе в Румынии, в одном из монастырей, пригласившем его для разработки материалов для жизнеописания старца Паисия Величковского. Из Румынии он поедет в Болгарию на местную конференцию, предположенную в середине октября» .

http://bogoslov.ru/article/6174394

1926 утв. к. б. («Происхождение чина агрипнии, или всенощного бдения, и его составные части»). 1925–1928 – профессорский стипендиат Высших Богословских курсов в Петрограде, сентябрь 1927 – август 1928 – секретарь Совета курсов. 1928–1931 учился в хоровом техникуме Ленинградской академической капеллы, в 1932 поступил и в 1937 окончил историко-теоретический факультет Ленинградской Государственной консерватории. 1937–1939 – помощник директора курсов музыкального образования им. Н. А. Римского-Корсакова, с сентября 1938 – преподаватель полифонии, 1 сентября 1939–1940 – помощник директора музыкального педагогического училища, с 1941 – 25 августа 1942 – директор. Регент Троице-Измайловского, затем Князь-Владимирского соборов. 1944 – 13 сентября 1954 вел в консерватории специальные курсы теоретических дисциплин на дирижерско-хоровом и теоретико-комп. факультетах. 28 декабря 1946 – кандидат искусствоведения («Лады русского севера», утв. 3 декабря 1947). 1942–1946 – регент Николо-Богоявленского кафедрального собора Ленинграда, 1943–1946 – староста. 1945 – преподаватель церковного устава временных богословских курсов. С 1 сентября 1946 – доцент кафедры литургики Ленинградской ДА, преподаватель литургики и церковного устава Ленинградской ДС. С 12 июня 1947 – профессор, 22 июня 1949 – магистр богословия («Чин всенощного бдения в Греческой и Русской Церкви»). 10 апреля 1957 – доктор церковной истории Московской ДА («История богослужебного пения Русской церкви (до середины XVIII века). Член редколлегии сборника «Богословские труды». См.: К 100-летию со дня рождения Николая Дмитриевича Успенского . СПб. 2003 (Певческое наследие древней Руси, Вып. II. Ч. 1). 282, 285, 346, 347, 356, 365, 436, 478 Устьинский Николай Александрович; (22 сентября 1887 – ?). Окончил Новгородскую ДС (1908) по второму разряду (с правом сдачи дополнительных экзаменов на звание студента по Священному Писанию за 4 младших класса и основному богословию за 4-й класс) и С.-Петербургскую ДА (1913), к. б. С сентября 1913 – второй помощник инспектора Олонецкой ДС, с 26 октября 1913 – помощник инспектора Новгородской ДС, с 16 октября 1914 – преподаватель греческого языка Новгородского ДУ.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» Никифоров–Волгин Василий А. Василий Акимович Никифоров-Волгин (1901–1941) родился в д. Маркуши Калязинского уезда Тверской губернии в семье мастерового. Вскоре после рождения Василия семья переехала в Нарву. Не имея средств для окончания гимназии, Никифоров-Волгин в детстве и юности много занимался самообразованием, хорошо узнал русскую литературу. Его любимыми писателями были Ф. Достоевский, Н. Лесков, А. Чехов, С. Есенин. В 1920 году Никифоров-Волгин стал одним из организаторов «Союза русской молодежи» в Нарве, устраивающим литературные вечера и концерты. С 1923 года начинается регулярная литературная и журналистская деятельность Никифорова-Волгина. В русских периодических изданиях, выходивших в Эстонии, он публикует рассказы, статьи, очерки, этюды, лирические миниатюры, которые подписывает псевдонимом Василий Волгин. Одновременно Никифоров-Волгин, хорошо знавший и любивший православное богослужение, служит псаломщиком в нарвском Спасо-Преображенском соборе (до весны 1932-го). В 1927 году становится одним из учредителей русского спортивно-просветительного общества «Святогор», при котором в 1929 году создаётся религиозно-философский кружок, положивший начало местной организации Русского студенческого христианского движения. В 30х годах вместе с Л. Аксом редактирует журнал «Полевые цветы» – орган русской литературной молодежи в Эстонии. К середине 30х Никифоров-Волгин становится известным писателем русского Зарубежья. В 1935 году он переезжает в Таллин; печатается в крупном органе российской эмиграции – рижской газете «Сегодня». В таллинском издательстве «Русская книга» вышли 2 сборника Никифорова-Волгина – «Земля именинница» (1937) и «Дорожный посох» (1938). Летом 1940 года в Эстонии была установлена советская власть, положившая конец культурной и литературной жизни русской эмиграции. В мае 1941 года Никифоров-Волгин был арестован органами НКВД, а с началом войны отправлен по этапу в Киров (Вятка), где расстрелян 14 декабря 1941 года «за издание книг, брошюр и пьес клеветнического, антисоветского содержания». Реабилитирован в 1991 году.

http://azbyka.ru/fiction/1/nikiforov-vol...

В середине XIX века русский православный священник приезжает в Антверпен для духовного окормления моряков Российской империи, посещавших этот портовый город. Священники также сопровождали особ русского императорского двора, которые регулярно приезжали в XIX веке на бельгийские курорты Остенде и Спа. В 1862 году в Брюсселе была основана церковь во имя святителя Николая – первое постоянное место совершения православного богослужения. Никольский собор оставался единственным православным храмом в Бельгии до 1900 года, когда в Антверпене греки открыли еще одну православную церковь. После революции 1917 года в Бельгию переехало около восьми тысяч беженцев из России . Ими были созданы в 1920-30-х годах православные приходы в большинстве крупных бельгийских городов. Большая часть приходов подчинялась митрополиту Евлогию (Георгиевскому) (1868 – 1946) и вместе с ним в 1931 году перешла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Часть прихожан брюссельского прихода в 1927 году прекратила общение с ним и создала свой приход в подчинении Русской Православной Церкви Заграницей . В 1934 году был основан приход РПЦЗ в Антверпене. В 1929 году в Бельгию прибыл первый православный архиерей – епископ Александр (Немоловский) (1875–1960), управлявший с того времени русскими приходами, находящимися в юрисдикции Константинопольского Патриархата. В 1936 году патриарх Константинопольский утвердил его архиепископом Брюссельским и Бельгийским. Таким образом, в Бельгии возникли сразу две епископские кафедры: епархия Константинопольского Патриархата и епархия РПЦЗ . Вторая мировая война и немецкая оккупация страны нанесли сильный удар по русской общине, которая разделилась на противников и сторонников Гитлера. 22 октября 1940 года после литургии гестаповцами был арестован архиепископ Александр (Немоловский) и этапирован в Германию. Православные приходы в Антверпене, Генте и Лёвене прекратили свое существование, храм в Льеже был разрушен во время бомбардировки в 1944 году. После войны архиепископ Александр (Немоловский) вернулся из заключения и в 1946 году вместе с приходом брюссельского храма святителя Николая перешел под омофор Патриарха Московского, так возникла Брюссельская епархия Московского Патриархата .

http://drevo-info.ru/articles/26406.html

Остролучье (Острая Лука). Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:1907. Год утраты:приблизительно 1940 Адрес: пустошь Острая Лука, Темкинский район, Смоленская область Координаты: 55.094772, 35.243802 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Острая Лука (Остролучье) - небольшая деревенька в Медынском уезде, почти полностью населенная старообрядцами. Ныне не существует. Входила в приход господствующей церкви села Ореховни, которое относится ныне к Износковскому району. Сведений о местном старообрядчестве мало. В ореховенском приходе, по данным 1915 г., старообрядцев проживало под тысячу человек (155 дворов). Община в Острой Луке была зарегистрирована 5 ноября 1907 г. Ходатайствовал об этом избранный на общем сходе крестьянин Кирилл Павлович Лебедев, он же просил и о разрешении построить в деревне церковь. Молитвенный дом в деревне был достаточно ветхим. Тогда же, в ноябре, строительство было разрешено. Храм освятили во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Первым председателем совета общины избран был Дмитрий Петрович Блинов. В 1916 г. этот пост занял (как и полагалось, на три года) крестьянин Иван Иванович Соловьев. В 1909 г. Д.П. Блинов выхлопотал разрешение об отведении отдельного кладбища при деревне. Ранее умерших хоронили в селе Ореховня. Это было далеко, и весной разлив реки отрезал село от Острой Луки. Крестьяне-старообрядцы отдали под кладбище часть своей земли. Оно было отведено в одной версте от деревни на возвышенном месте и занимало площадь в одну десятину. В приход Покровской церкви Острой Луки входило более пятнадцати окрестных деревень: Шейки, Бурково, Печурино, Огарево, Химино, Ершово, Мурыгино, Поляны и др. В середине 1920-х годов общее число прихожан превышало тысячу человек. В документах 1907 г. упоминается служивший в Острой Луке о. Никола Иванович Пирогов (9 мая 1863 г. - не ранее 1927 г.). Он родился в деревне Михеево Смоленской губернии и в 1900 г. был рукоположен в село Спас-Загорье Малоярославецкого уезда, затем переведен в Острую Луку, где прослужил, по всей видимости, до конца жизни. 14 декабря 1914 г. епископ Калужско-Смоленский Павел рукоположил к Покровскому храму его сына Ивана в сан диакона. Через год он стал священником и был направлен в Беклеши, а оттуда в Горбатово. В Острой Луке родились священники о.Глеб Власов (Дворцы), о. Маркелл Крюков (Фокино), Глеб Власов (ум. в 1963 г.). Отец Глеб примерно пятнадцать лет прослужил в деревне Дворцы, и переведен был в Острую Луку в 1929 г. В начале 1933 г. Г. Власов был арестован в Острой Луке и осужден по контрреволюционной 58-й статье на пять лет лагерей. 1 августа 1936 г. был досрочно освобожден и около двух лет, может, чуть больше, проработал в колхозе плотником.

http://sobory.ru/article/?object=40209

Впоследствии срок был сокращен наполовину. В 1927 г. последовал новый арест за «распространение в частных беседах, на собраниях и с церковного амвона провокационных слухов в связи с китайской революцией и разрывом дипломатических отношений с Англией». За недостаточностью компрометирующего материала дело было закрыто. В 1930 г. отец Димитрий получил пять лет концлагеря по обвинению в помощи ссыльным священнослужителям, причастность к чему он отрицал. Срок отбывал на лесоповале в Вятской области, а затем в Каргополе. После освобождения в 1934 г. батюшка не имел права жительства в больших городах. Вместе с супругой проживал в Некаузском районе, в селе Брагино под Ярославлем, наконец, в селе Хопылево, близ родины адмирала Федора Ушакова, где ими был куплен дом. Здесь немолодой уже и изнуренный ссылкой священнослужитель занимался частным хозяйством. В 1938 г. отец Димитрий был обвинен в антисоветской деятельности, как участник группы священнослужителей Феодоровского собора, и снова арестован. Приговором была ссылка в Казахстан. Там он был снова заключен в тюрьму. Семье сообщили, что он скончался в тюрьме 26 июня 1940 г. Протоиерей Димитрий Александрович Смирнов причислен к лику святых Русской православной Церкви 17 июля 2001 г. решением Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. http://pravyaroslavl.ru Комментарии и обсуждение В середине 17 столетия на ярославскую Поклонную гору направилась торжественная процессия ярославского духовенства, чтобы молитвами отвратить от города страшное бедствие средневековья - моровое поветрие, эпидемию чумы. И неизлечимая болезнь отступила. На этом месте в память о спасении был поставлен огромный, больше 3 метров крест. Вскоре для него возвели деревянную часовню. Здравствуйте, отец Александр! Я обращаюсь к вам по вопросу не соблюдения церковного этикета работниками вашего храма и причинения морального (душевного) вреда работницей храма по имени Лариса (темноволосой пожилой женщиной невысокого роста).

http://sobory.ru/article/?object=00585

Начну с того, что в июне 1940 г. переход власти от бежавшего в Германию тогдашнего президента Литвы Антанаса Сметоны к Народному правительству журналиста Юстаса Палецкиса произошел в полном соответствии с Конституцией ЛР 1938 г. Дополнительный контингент советских войск 14 июня 1940 г. вошел в Литву без единого выстрела, дружески приветствуемый литовскими воинскими частями, что подтверждают многочисленные кино и фотодокументы. Это разрушает довод о советской оккупации Литвы в 1940 г., так как оккупация наступает лишь вследствие военных действий. Литва же с СССР в 1940 г. не воевала. Прокурорам следовало бы более внимательно читать специальные международные соглашения, принятые на 4­й Гаагской конференции в 1907 г., а также Женевские конвенции 1949 г. и протоколы к ним 1977 г. В них предельно четко определены режим и правовые нормы «оккупации». Прокурорам также не мешало бы, используя те или иные термины, выяснить их трактовку в официальных документах. Например, в Договоре об основах межгосударственных отношений между РСФСР и ЛР от 29 июля 1991 г., которым часто козыряют литовские политики, речь также идет не об оккупации, а об аннексии Литвы. То, что термин «оккупация» не может быть применен в отношении вхождения Литвы в состав СССР в 1940 г. доказано в ряде солидных исследованиях. Например, в фундаментальном историческом исследовании директора Института истории Таллинского университета Магнуса Ильмъярва «Тихое подчинение. Формирование внешней политики Латвии, Литвы и Эстонии с середины 1920­х гг. до аннексии 1940 г.». О научной значимости этого исследования говорит то, что оно было издано при содействии Хельсинкского и Стокгольмского университетов (2004 г.). Видимо, не случайно в апреле 2010 г. влиятельный английский еженедельник «The Economist» оценил факт вхождения Литвы в состав СССР не как «оккупацию», а как «инкорпорацию». Хотя, по мнению ряда исследователей, термины «оккупация», «аннексия» или «инкорпорация» не отражают сути тех политических событий, которые произошли в Литве летом 1940 г.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

4). В декабре 1940 года в Кильском порту матросы и офицеры одной подводной лодки отказались выйти в море для выполнения боевого задания. Весь состав лодки был арестован. 5). В январе месяце 1941 года в Варшаве было арестовано несколько немецких солдат-летчиков, которые, идя по улице, перед отправкой на фронт, в пьяном виде производили выкрики против войны и Гитлера. Факты пораженческого и антивоенного характера имеют место также и в среде офицерства германской армии. 1). Так, в конце сентября 1940 года полковник из гарнизона г. Замостье, получив извещение о гибели его семьи во время бомбардировки Берлина, категорически отказался выполнять свои служебные обязанности, несколько дней не выходил на работу, а своим подчиненным заявил: «Хватит воевать, жены и дети наши убиты, нам защищать нечего! Идите по домам». При попытке гестапо арестовать полковника, последний застрелился. 2). В ноябре 1940 года начальник немецкого гарнизона в м. Гибы, получив сообщение о гибели его семьи в результате бомбардировки, покончил жизнь самоубийством. В связи с тем, что антивоенными настроениями поражены главным образом солдаты, побывавшие в отпусках, командованием германской армии якобы запрещены отпуска с выездом в центральные районы Германии. Имеют место также случаи дезертирства из частей германской армии, в частности из подразделений, прибывших с французского фронта. 1). Так, в октябре месяце 1940 г. из частей, дислоцированных в м. Франполь, бежали 14 человек; из гарнизона села Роханш дезертировали 18 человек, трое из которых были убиты при преследовании работниками Гестапо, а остальные скрылись. Через несколько дней из этого же гарнизона дезертировало еще 6 человек. 2). В конце 1940 года к одному из жителей хутора Купенты зашли 7 немецких солдат, предложив ему выйти из помещения. Возвратившись домой, крестьянин обнаружил 7 винтовок, 7 комплектов обмундирования, бутылки из-под вина и записку: «Записку и оружие сдать жандармерии». 3). В середине декабря 1940 г. группа солдат саперной роты в д. Гибы отказалась выполнить приказание офицера и открыла стрельбу в помещении волостного управления. 5 солдат из этой группы сразу же дезертировали.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

В СССР до середины тридцатых годов были выявлены хромитовые месторождения на Урале, на Северном Кавказе, в Закавказье и в Сибири, но вследствие низкого качества руды и слабой разведанности эти месторождения не имели крупного промышленного значения. В последние годы началось разведывание Южно-Кимперсайских (Донских) месторождений в районе г. Актюбинска, подтвердившее исключительное значение этого месторождения. Произведенными исследованиями (далеко не полными) установлено, что запасы высокосортных хромитовых руд, с содержанием окиси хрома в размере 50–53%, на этом месторождении далеко превосходят южно-родезийские и предположительно достигают 18–20 млн. тонн. Утвержденные к настоящему времени запасы определяются в 1760 тыс. тонн. Отсюда ясно значение этого месторождения: его запасы составляют 95% всех запасов высокосортных хромитовых руд по СССР и 70% мировых запасов (без СССР). Хромит имеет большое значение в металлургии для изготовления феррохрома, хромистой стали и металлического хрома, а также в качестве огнеупорного материала. Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 20/11–1940 г. ГУЛАГу НКВД поручено форсировать строительство рудников на этом месторождении с выдачей руды в 1940 г. – 200 т. тонн и в 1941 году – 300 т. тонн, а также строительство завода ферросплавов мощностью в 45000 тонн 65%-ного феррохрома и 3000 тонн ферровольфрама в год. До 1940 года работы по строительству рудников и завода не начинались. В настоящее время они начаты на месторождении «Гигант», где будет находиться основной рудник и жилой поселок. К 1 октябрю 1940 года рудник должен быть связан жел.-дор. веткой длиной в 26 км с железной дорогой Орск – Кандагач. На строительство рудников отпущено в 1940 году 20 млн. рублей, предназначенных для производства дальнейших геолого-разведывательных работ, строительства временной электростанции на 700 л. с, постоянной электростанции на 1300 л. с, мастерской, гаража, водоснабжения, подъездных путей, складов, культурно-бытового, жилищного и лагерного строительства (на 1000–1500 человек).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Конечно, единомысленные оппозиционные группы продолжали поддерживать между собою связь. Так, липецкий проповедник В. Д. Титов, получивший “слова наставления” от пастырей-“буевцев”, будучи в 1944–1947 гг. идейным вдохновителем оппозиционных групп Тамбовской области, поддерживал связь со многими из них, в том числе писал им послания. Но и в этом случае о создании иерархической структуры речь уже не шла. Не создавали такой структуры и контакты, которые старались поддерживать между собой оппозиционные общины различных регионов 30 . Первым наиболее ощутимым следствием распада иерархических связей внутри оппозиции стала невозможность восполнить потери священников, понесенные в результате репрессий. В результате к середине 1940-х гг. в некоторых регионах роль руководителей домашних богослужений в незарегистрированных общинах перешла к мирянам, причем не только к мужчинам, но и к женщинам 31 . К концу 1940-х гг. оппозиционные общины, отказавшиеся от воссоединения с Патриаршей Церковью, практически лишились священства. Это было воспринято ими как очередное и неизбежное знамение конца времен. В одном из произведений того времени говорилось, что теперь истинных христиан “накрыла тьма на определенное Богом время”, не стало истинного священства и “архангельский глас умолк” 32 . Наверняка отдельные оппозиционные священники и епископы еще оставались на свободе и служили тайно, но приведенная цитата свидетельствует о том, что они замкнулись в узком кругу своих чад и были практически изолированы от основной массы верующих-оппо­зи­ционеров; во всяком случае именно таково было самоощущение последних. Отсутствие священников вело к редукции богослужебных чинопоследований и таинств. В лучшем случае службы совершались мирянским чином или заменялись чтением Псалтири или акафистов. Таинство причастия в 1940-е гг. во многих подпольных группах центральных российских областей исчезло из обихода и было заменено приобщением святой воды или просфор, или ранее освященных пасхальных куличей. Во многих общинах в 1940–1950-е гг. таинство брака не воспроизводилось даже формально. Так богослужебные обычаи церковного подполья трансформировались во внецерковные практики 33 .

http://pravmir.ru/tserkovnaya-oppozitsiy...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010