Новый подход к собственной новейшей истории был предпринят Русской церковью в следующем году, именно 25 марта 1991 г., когда митрополит Ювеналий на заседании Синода сделал важный доклад об отношении церкви к мученичеству 1924 . В нём митрополит обозревал всю историю страданий, перенесённых церковью с 1917 г. от «движимого активным богоборчеством гонения» 1925 . Ювеналий упоминал изъятие предметов культа, которому церковь подверглась во время голода 1921−1922 гг., проводившуюся Лениным в эти годы антицерковную политику, незаконные процессы против таких именитых иерархов, как митрополит Вениамин (Казанский), равно как и против священников и мирян, расстрелы, аресты, приговоры к лагерному заключению и высылке, закрытие церквей, политику искоренения церковной жизни в деревне во время коллективизации и раскулачивания. Были отмечены и шаги, ведшие к её постепенному уничтожению в 1930-е гг., начиная с закона «О религиозных объединениях» 1929 г. вплоть до запрета на религиозную пропаганду, мер против колокольного звона, разрушения церквей, среди которых был московский храм Христа Спасителя. Упоминались такие погибшие в ходе репрессий 1930-х гг. иерархи, как митрополит Киевский Константин (Дьяков) 1926 , митрополит Ленинградский Серафим (Чичагов) , митрополит Тверской Серафим (Александров) , митрополит Горьковский Евгений (Зернов), наряду с духовенством и мирянами, убитыми в 1937 г., который Ювеналий назвал «самым пиком борьбы с религией». Митрополит не обошёл молчанием и ближайшие времена, возобновление борьбы с религией, предпринятое Хрущёвым. Он подчёркивал «чисто церковный» характер прославления новых мучеников и не скрывал всей остроты и щекотливости дела, «включённого в контекст политической и идеологической борьбы, связанной с оценкой значения и последствий пережитой нашей страной революционной эпохи» 1927 . Кроме того, председатель комиссии по канонизации задавался вопросом, какова должна быть позиция церкви по отношению к тем православным, которые в 1920-е и 1930-е гг. отдалились от неё и присоединились к раскольным группам, но всё же претерпели репрессии, подчас вплоть и до смерти. Если, с одной стороны, Ювеналий исключал осуществимость причисления к лику святых сторонников обновленческого раскола, то с другой – признавал возможность, при всей её проблематичности, канонизации священнослужителей и мирян, что «в ту пору пребывали в каких-либо разделениях и группировках, которые нельзя квалифицировать как несомненный раскол» 1928 . Это утверждение повлияло на канонизацию во время юбилейного собора 2000 г. лиц, прервавших церковное общение с митрополитом Сергием (Страгородским) , заместителем местоблюстителя патриаршего престола, руководившим церковью после смерти Тихона вплоть до середины 1940-х гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В то же время в мае 1927 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) восстановил канонические отношения с Патриархом Мелетием II, занимавшим Александрийский престол в 1926–1936 гг. С апреля 1931 г. Владыка Сергий вел с ним деловую переписку через управляющего западноевропейскими приходами митрополита Литовского и Виленского Елевферия (Богоявленского) . В середине 1930-х гг. в условиях ожесточенных антирелигиозных гонений и «большого террора» международные связи Московского Патриархата практически полностью прервались. Восстановление его отношений с Александрийской Церковью произошло при Патриархе Христофоре II (в миру Харлампосе Данилидисе, 1876—1967), избранном на кафедру Папы и Патриарха великого града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всея Африки после смерти в 1939 г. Патриарха Николая V. К этому времени в Египте существовало два русских храма: св. кн. Александра Невского в Александрии и свт. Николая Чудотворца в Каире, которые фактически находились в юрисдикции Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). Через полгода после начала Великой Отечественной войны, 13 января 1942 г., Патриарх Христофор II направил Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Сергию (Страгородскому) телеграмму с выражением молитвенной поддержки русскому народу, на долю которого выпали тягчайшие испытания войны. После избрания 8 сентября 1943 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви митрополита Сергия на кафедру Патриарха Московского и всея Руси Патриарх Христофор II братским посланием в день Рождества Христова поприветствовал Предстоятеля Русской Православной Церкви и выразил надежду на скорейшую победу союзных армий . В конце 1943 г. в переписку с Патриархом Сергием вступила проживавшая в Каире греческая принцесса Ирина (наполовину русская по национальности). В 1943–1944 гг. она посылала подарки советской армии и трижды писала Патриарху Сергию о своем желании встретиться с ним в Москве. Однако все международные связи Московской Патриархии находились под контролем советских властей, и на приезд принцессы в СССР требовалась их санкция. Видимо понимая, что подобная санкция не будет получена, Патриарх не сделал запрос в правительство (впрочем, там знали об этих просьбах, но молчали) .

http://bogoslov.ru/article/6172590

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Г. В. Келдыш. Фотография. Ок. 1995 г. Георгий (Юрий) Всеволодович (16.08.1907, С.-Петербург - 21.12.1995, Москва), рус. музыковед, педагог. Род. в правосл. семье. Детство К. прошло в Риге, Москве (с 1915), Иваново-Вознесенске (с 1918), где его отец, ген.-майор инженерно-технической службы проф. В. М. Келдыш, преподавал в политехнических ин-тах. В 1923 г. семья К. окончательно поселилась в Москве. В детские и ранние юношеские годы К. отличался религиозностью. По окончании в 1927 г. Музыкального техникума им. А. Н. Скрябина в Москве К. поступил на Музыкальное научно-исследовательское отделение Московской консерватории. Увлекшись идеей «пролетарского искусства», в 1929 г. он вступил в Российскую ассоциацию пролетарских музыкантов, был членом Совета этой орг-ции. Работал редактором в Гос. муз. изд-ве (Музгиз), БСЭ (с 1948 член главной редакции) и других изданиях, написал ряд статей общественно-политической направленности, а также статьи о творчестве М. П. Мусоргского (эта тема стала для К. основной на протяжении мн. лет). По окончании в 1930 г. Московской консерватории преподавал там же, в 1933 г. был избран доцентом, в 1948 г.- профессором, в 1946-1949 гг. был зав. кафедрой истории рус. музыки. В 1946-1950 гг. старший научный сотрудник Ин-та истории искусств АН СССР. В 1940 г. К. защитил канд. дис. «Очерки по истории русской музыки середины XIX века», в 1946 г.- докт. дис. «Художественное мировоззрение В. В. Стасова». В Музгизе вышли 3 части написанной К. «Истории русской музыки» (1947. Ч. 2: Вторая половина XIX в.; 1948. Ч. 1: От древнейших истоков до сер. XIX в.; 1954. Ч. 3: 80-е и 90-е гг. XIX в.- нач. XX в.). М. Велимирович в гостях у Г. В. Келдыша в Москве. Фотография. 1989 г. М. Велимирович в гостях у Г. В. Келдыша в Москве. Фотография. 1989 г. В 1950-1957 гг. К. жил в Ленинграде; до 1955 г. профессор кафедры истории музыки Ленинградской консерватории и зам. директора по научной работе Гос. научно-исследовательского ин-та театра и музыки, в 1955-1957 гг. директор этого ин-та. В ленинградский период обратился к изучению истории рус. музыки XVIII - нач. XIX в.

http://pravenc.ru/text/1684127.html

Середину 1940-х гг. можно считать фактическим концом иосифлянского движения. Последние его представители окончательно теряют свою обособленность. Значительная часть из немногих выживших в лагерях известных иосифлянских деятелей примирилась с Патриархией – протоиереи Василий Верюжский , Алексий Кибардин, Василий Венустов, Константин Быстреевский и др. За ними последовала и их прежняя паства. Так, в 1945 г. в г. Гатчина под Ленинградом внутри Патриаршей Церкви возникла община бывших иосифлян во главе со священником Петром Белавским, близким когда-то к архиеп. Димитрию. Другая часть представителей иосифлянского движения, до конца оставшаяся непримиримой, полностью слилась с катакомбниками, составив в их среде особую традицию. Произошло окончательное разделение «левого» и «правого» крыла иосифлян. К числу непримиримых относилось большинство бывших буевцев. Центральное Черноземье России – второй по значению регион деятельности иосифлян, стало основной «базой» катакомбников. Это признавали и советские исследователи. Так, например, А. И. Клибанов писал, что «здесь находился наиболее значительный и активный очаг этих течений (ИПЦ и ИПХ), распространявшихся и далеко за пределы Черноземного Центра» (прежде всего Тамбовской, Воронежской, Липецкой, Рязанской областей) 55 . Таким образом, хронологическими рамками иосифлянского движения являются 1927середина 1940-х годов, в то время как Катакомбная Церковь смогла просуществовать до наших дней и получила возможность легализовать свою деятельность. Иосифляне стали заметным явлением в церковной жизни рассматриваемого периода. Они попытались осуществить третий (отличный от катакомбного или избранного митр. Сергием) путь для Православной Церкви в СССР – легальной или полулегальной оппозиции. Движение потерпело поражение прежде всего вследствие резко антирелигиозной, бескомпромиссной политики советского режима в конце 1920–1930-х гг. Однако, борьба иосифлян показала силу нравственного сопротивления русского народа утверждавшемуся тоталитарному режиму, явила целый сонм святых новомучеников и исповедников, многие из которых были причислены к лику святых как Русской Зарубежной Церковью (1981 г.), так и Русской Православной Церковью Московского Патриархата (2000 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

В феврале 1943 года её восемнадцатилетний сын Юра и о. Димитрий Клепинин были арестованы гестапо. Оба погибли в лагере. Она также была арестована и впоследствии отправлена в лагерь Равенсбрюк в Германии, где и погибла. По одной из версий её гибели, накануне Пасхи, 31 марта 1945 года, она пошла в газовую камеру вместо одной из отобранных администрацией лагеря женщин. Мочульский Константин Васильевич (1892–1948). Русский литературовед, философ. Родился 9 февраля 1892 в Одессе, в семье профессора. Эмигрировал в 1920: жил сначала в Болгарии и преподавал в Софийском университете, в 1922 переехал во Францию, где в 1924–1940 читал в Сорбонне курсы по истории русской литературы и философии. Преподавал в Православном богословском институте в Париже. Поддерживал близкие отношения с С.Н. Булгаковым и высоко ценил развиваемое последним софиологическое направление в русской религиозной философии. Умер Мочульский в Комбо (Франции) 21 марта 1948. Пьянов Федор Тимофеевич (1889–1969). Родился 19 сентября 1889 г. Был одним из руководителей Русского студенческого христианского движения (РСХД) сначала в Германии (1923–1927), а затем во Франции (1927–1935). В 1930е гг. руководил студенческими лагерями РСХД. Секретарь РСХД во Франции (до 1935 г.). Один из инициаторов создания Кружка русской культуры в Париже (1933). К середине 30х гг. стал помощником матери Марии (Скобцовой) и секретарем основанной ею церковной организации помощи русским эмигрантам «Православное дело». В 1935 г. совместно с матерью Марией (Скобцовой) и священником Михаилом Чертковым основал «Дом отдыха» для выздоравливающих туберкулезных больных в мест. После начала Второй мировой войны принимал участие в Сопротивлении. 20 сентября 1941 г. был арестован фашистами и заключен в лагерь Компьень, из которого через некоторое время ему удалось выйти. 8 февраля 1943 г. снова арестован гестапо вместе с отцом Димитрием Клепининым. В 1945 г. освободился из лагеря. Скончался 13 июля 1969 г. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

http://azbyka.ru/fiction/puti-gospodni/

Значительной к 1917 г. была роль духовного образования и религиозного воспитания детей в обществе (деятельность детских церковных союзов и т. п.), а также религиозной благотворительности, борьбы Церкви с преступностью, алкоголизмом, наркоманией (православные общества трезвости). Соответствующие виды деятельности Московской Патриархии: закрытие больничных, приютских, тюремных храмов – были окончательно запрещены в начале 1960-х гг. Этим, в частности, ликвидировалась духовная ниша для изгоев общества. Особо следует выделить роль Русской Православной Церкви в культуре народов России. Религия всегда служила источником великого в человеческом творчестве. Антицерковные акции не только стали причиной гибели значительной части культурных ценностей страны (уничтожение храмов, колоколов, угасание церковной музыки, живописи, народных ремесел), но и оказали негативное влияние на отношение к старому культурному наследию в целом. Способствовали они также и снижению интеллектуального потенциала общества: уничтожение монастырей – культурных, духовных центров страны, вытеснение «лишенцев», в их числе значительных слоев интеллигенции из общественной жизни СССР, гонения на богословие, идеалистическую философию (высылка в 1922 г. из страны С. Булгакова , Н. Бердяева , убийство о. Павла Флоренского и т. д.). В этой связи необходимо отметить последствия запретов на издательскую деятельность Патриархии, ввоз духовной литературы из-за рубежа, ликвидации церковных архивов, библиотек, уничтожения их книг, документов. Неслучайно в настоящее время одинаково остро стоят взаимопереплетающиеся проблемы возрождения Православной Церкви и национальной духовной культуры. Негативно повлияла государственная религиозная политика и на экономику страны. Она привела не только к лишению финансовых прав Церкви, но и к кризису религиозного отношения к труду, потере уважения к частной собственности. В монографии решалась задача изучения всех основных форм сопротивления православных верующих антирелигиозной политике советского государства: иосифлянского движения, катакомбного движения, церковного диссидентства. Иосифлянское движение возникло в 1927 г. после «легализации» временного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском) . Оно получило свое название по имени руководителя – митр. Иосифа (Петровых) . В работе сформулирована концепция иосифлянского движения как попытки части духовенства и мирян найти самостоятельный, альтернативный к т. н. «сергианскому» и катакомбному (тайному), путь развития Русской Церкви в условиях утверждавшегося тоталитарного режима – легальной или полулегальной оппозиции. Были определены тактика движения, его характер, примерный численный состав, хронологические рамки (1927середина 1940-х гг.), причины исчезновения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Значительной к 1917 г. являлась роль духовного образования и религиозного воспитания детей в обществе (деятельность детских церковных союзов и т.п.), а также религиозной благотворительности, борьбы церкви с преступностью, алкоголизмом, наркоманией (православные общества трезвости, чуриковцы). Соответствующие сферы деятельности Московской Патриархии были окончательно запрещены в начале 1960-х гг. Этим в частности ликвидировалась духовная ниша для изгоев общества – закрытие больничных, приютских, тюремных храмов. Особо следует выделить роль Русской Православной Церкви в культуре народов России. Религия всегда служила источником великого в человеческом творчестве. Антицерковные акции не только стали причиной гибели значительной части культурных ценностей страны (уничтожение храмов, колоколов, угасание церковной музыки, живописи, народных ремесел), но и оказали негативное влияние на отношение к старому культурному наследию в целом. Способствовали они также и снижению интеллектуального потенциала общества: уничтожение монастырей – культурных, духовных центров страны, вытеснение «лишенцев», в их числе значительных слоев интеллигенции из общественной жизни СССР, гонения на богословие, идеалистическую философию (высылка в 1922 г. из страны С.Булгакова , Н.Бердяева , убийство о.Павла Флоренского и т.д.). В этой связи необходимо отметить последствия запретов на издательскую деятельность Патриархии, ввоз духовной литературы из-за рубежа, ликвидации церковных архивов, библиотек, уничтожения их книг, документов. Не случайно в настоящее время одинаково остро стоят взаимопереплетающиеся проблемы возрождения Православной Церкви и национальной духовной культуры. Негативно влияла государственная религиозная политика и на экономику страны: уничтожение экономической основы Патриархии; кризис религиозного отношения к труду, уважения к частной собственности; взаимосвязь раскулачивания со всплеском антицерковных акций и т.д. В монографии решалась задача изучения всех основных форм сопротивления православных верующих антирелигиозной политике советского государства: иосифлянского движения, Катакомбной Церкви, церковного диссидентства. Первая из них возникла в 1927 г. после «легализации» временного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском) . Она получила свое название по имени руководителя – митр. Иосифа (Петровых) . В работе сформулирована концепция иосифлянского движения как попытки части духовенства и мирян найти самостоятельный, альтернативный к т.н. «сергианскому» и катакомбному (тайному), путь развития Русской Церкви в условиях утверждавшегося тоталитарного режима – легальной или полулегальной оппозиции. Были определены тактика движения, его характер, примерный численный состав, хронологические рамки (1927 – середина 1940-х гг.), причины исчезновения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Министр иностранных дел Польши Адам Ротфельд, спасенный в Студитском монастыре в местечке Унив под Львовом, на церемонии открытия мемориального знака на стене этого монастыря 19 августа 2005 г. выразил надежду, что «духовное наследие митрополита Андрея и архимандрита Клементия будет служить ориентиром и образцом для молодых поколений украинцев» [xxxviii] .     См.: Ковтун И.И. Русская Православная Церковь Московского Патриархата//Энциклопедия Холокоста. М., 2011. Готовится к изданию.     Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. С. 34-36.     ЖМП. 1943. 1. С. 16.     [iv] Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. 6991, оп. 1, д. 6, л. 25; Алексеев В.И., Ставру Ф.Г. Указ. соч.//Русское Возрождение. 1982. 18. С. 117-119.     [v] См.: Ковтун И.И. Указ. соч.     [vi] Там же.     [vii] См. сайт: http://www.russia-talk.com/; Протоиерей Сергий Гаккель. Западное богословие после Освенцима и Русская православная церковь. С. 403.     [viii] Иосифляне, или по-другому Истинно-Православная Церковь – существовавшее в 1927середине 1940-х гг. оппозиционное советской власти и Московской Патриархии течение в русской Православной Церкви. Получило свое название по имени главы – митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых).     [ix] См. сайт: http://www.ekaterina.org.ua/pages/glagoleva.html     [x] См.: Книга Праведников. М., 2004.     [xi] См. сайт: http://www.miloserdie.ru     [xii] Религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны (1943-1945 гг.)/Публ. М.И. Одинцова//Отечественные архивы. Москва. 1995. 3. С. 55; Алексеев В.И., Ставру Ф.Г. Указ. соч.//Русское Возрождение. 1982. 17. С. 106.     [xiii] См.: Ковтун И.И. Указ. соч.     [xiv] См.: Ковтун И.И., Бубнис А. Церкви//Энциклопедия холокоста. М., 2011. Готовится к изданию.     [xv] См.: Headtand R. Messages of Murder: A Study of the Reports of the Einsatzgruppen of the Security Police and the Security Service. 1941-1943. London and Toronto, 1992. P. 114.     [xvi] Протоиерей Владислав Цыпин.

http://bogoslov.ru/article/2226184

Министр иностранных дел Польши Адам Ротфельд, спасенный в Студитском монастыре в местечке Унив под Львовом, на церемонии открытия мемориального знака на стене этого монастыря 19 августа 2005 г. выразил надежду, что «духовное наследие митрополита Андрея и архимандрита Клементия будет служить ориентиром и образцом для молодых поколений украинцев» [xxxviii] . См.: Ковтун И.И. Русская Православная Церковь Московского Патриархата//Энциклопедия Холокоста. М., 2011. Готовится к изданию. Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. С. 34-36. ЖМП. 1943. 1. С. 16. [iv] Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. 6991, оп. 1, д. 6, л. 25; Алексеев В.И., Ставру Ф.Г. Указ. соч.//Русское Возрождение. 1982. 18. С. 117-119. [v] См.: Ковтун И.И. Указ. соч. [vi] Там же. [vii] См. сайт: http://www.russia-talk.com/; Протоиерей Сергий Гаккель. Западное богословие после Освенцима и Русская православная церковь. С. 403. [viii] Иосифляне, или по-другому Истинно-Православная Церковь - существовавшее в 1927 - середине 1940-х гг. оппозиционное советской власти и Московской Патриархии течение в русской Православной Церкви. Получило свое название по имени главы - митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых). [ix] См. сайт: http://www.ekaterina.org.ua/pages/glagoleva.html [x] См.: Книга Праведников. М., 2004. [xi] См. сайт: http://www.miloserdie.ru [xii] Религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны (1943-1945 гг.)/Публ. М.И. Одинцова//Отечественные архивы. Москва . 1995. 3. С. 55; Алексеев В.И., Ставру Ф.Г. Указ. соч.//Русское Возрождение. 1982. 17. С. 106. [xiii] См.: Ковтун И.И. Указ. соч. [xiv] См.: Ковтун И.И., Бубнис А. Церкви//Энциклопедия холокоста. М., 2011. Готовится к изданию. [xv] См.: Headtand R. Messages of Murder: A Study of the Reports of the Einsatzgruppen of the Security Police and the Security Service. 1941-1943. London and Toronto, 1992. P. 114. [xvi] Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Православной Церкви 1917-1990. М., 1991.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

Те иосифлянские общины, которые после окончания войны окончательно влились в Катакомбную Церковь , существовавшую уже более двух десятилетий, постепенно все больше теряли свою обособленность. Все былые разногласия со временем сглаживались, исчезали. Еще в 1937 г. был расстрелян в Магнитогорской тюрьме Патриарший Местоблюститель митр. Петр (Полянский) и вопрос о признании его главой Церкви стал абстрактным. Ушли из жизни в 1930-е гг. основные руководители иосифлян. Легальная деятельность стала полностью невозможной и соответственно ужесточилась позиция последователей ИПЦ по отношению к выполнению государственных законов, к Московской Патриархии, храмы которой стали называться «капищами антихриста». Хотя бывшие иосифляне никогда не доходили до таких крайностей, как значительная часть ИПХ: «молчальничество», принятие обета безбрачия, отказ от употребления в пищу еды, изготовленной после 1959 г. и т.п. Таким образом, хронологическими рамками иосифлянства являются 1927 -середина 1940-х гг., в то время как Катакомбная Церковь смогла просуществовать до наших дней и получила в последние годы возможность легализовать свою деятельность. Примечания § 2. Катакомбная Церковь В истории имелось достаточно много примеров, когда в каком-нибудь государстве существовала нелегальная Христианская Церковь . Прямым же прецедентом ситуации, сложившейся в СССР, являлось положение Католической Церкви во Франции времен Великой революции. Появившиеся там общины так называемого «неприсягнувшего священства» не приняли решений революционных гражданских властей и подверглись жестоким репрессиям. Они также не признали легитимность Наполеона I и его конкордат с Ватиканом и отказались от общения с официальным клиром. Когда вернувшиеся Бурбоны попытались урегулировать положение Церкви, некоторые общины вышли из подполья, но нормализации отношений между ними и церковными властями так и не произошло. Имеются сведения, что отдельные группы «неприсягнувшего священства» просуществовали до франко-прусской войны, позже вымерев или слившись со старо-католиками 662 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010