Сергей Александрович (16.06.1907, Киев - 31.03. 1990, шт. Флорида, США), славист, историк рус. культуры, заслуженный проф. В 1920 г. З. вместе с родителями покинул Россию, в 1924 г. окончил среднюю школу в Моравска-Тршебове в Чехословакии, в 1927 г.- Школу экономики в Праге (отд-ние экономической истории), в 1930 г.- Парижский ун-т (Сорбонну) (отд-ние восточноевроп. и совр. истории). В 1930-1939 гг. работал в различных технических фирмах в Париже как консультант по экономическим вопросам, адм. директор и др. В 1939 г. вернулся в Прагу, в 1939-1944 гг. преподавал там в Славянской коммерческой академии, одновременно работая над диссертацией о рус. политике в Синьцзяне во 2-й пол. XIX - нач. XX в., к-рую защитил в 1942 г. в пражском Карловом ун-те (опубл.: Russische Politik im Sinkiang: Vom Pariser Frieden bis zum Weltkrieg, 1856-1914. Prague, 1942); получил степень д-ра философии. После окончания второй мировой войны З. преподавал в Мюнхенском политехническом ун-те (1945-1949). Новый период в жизни З., чрезвычайно активный в плане научной деятельности, начался после переезда в США в 1949 г. В 1950 г. З. снова обратился к изучению проблем русской истории и культуры, одновременно вел большую преподавательскую работу: в 1950-1954 гг. преподавал рус. язык и лит-ру на отд-нии славистики Ун-та шт. Индиана (Блумингтон), в 1954-1958 гг. читал лекции и занимался научной работой в Русском исследовательском центре Гарвардского ун-та, в 1958-1960 гг. преподавал рус. историю в Стетсонском ун-те (Де-Ленд, шт. Флорида), в 1960-1962 гг. являлся профессором слав. и вост. отделения Колорадского ун-та (Боулдер), в 1962-1967 гг.- профессором истории в Стетсонском ун-те, где заведовал также рус. отд-нием, в 1965-1966 гг. проводил исследования и читал лекции в Гейдельбергском ун-те в Германии, в 1967-1977 гг. являлся профессором отд-ния слав. культуры в ун-те Вандербилта (Нашвилл, шт. Теннесси), вышел в отставку заслуженным (emeritus) профессором и вернулся во Флориду. В 1977-1983 гг. З. состоял профессором-исследователем истории в Стетсонском ун-те, в 1982-1985 гг.- членом академического совета Кеннановского ин-та рус. исследований при Центре международных исследований им. В. Вильсона в Вашингтоне.

http://pravenc.ru/text/199741.html

«Opus Dei»[«Onyc Деи»; лат.- дело Божие], персональная прелатура Римско-католической Церкви (офиц. название: Персональная прелатура Св. Креста и дела Божия; лат. Praelatura Personalis Sanctae Crucis et Operis Dei). Орг-ция «О. D.» основана в Мадриде 2 окт. 1928 г. католич. пресв. Хосемарией Эскривой де Балагером (1902-1975). С 1927 г. Эскрива де Балагер занимался благотворительной деятельностью среди бедных жителей городских окраин Мадрида, а также среди неизлечимо больных в больницах и приютах; стал капелланом фонда помощи больным при обители апостольских жен Свящ. Сердца Иисусова. Во время духовных упражнений он принял решение о создании орг-ции «О. D.»; выбранное название должно было подчеркнуть главную задачу новой орг-ции - помощь в деле Божием по спасению людей. Эскрива де Балагер руководствовался идеей всеобщего призвания к святости (Мф 5. 48), к-рую он интерпретировал в свете традиц. представлений об апостольском служении и образе жизни первых христиан. Как правило, с первохрист. идеалом связывали служение клириков и монашескую аскезу, однако Эскрива де Балагер сформулировал учение о «личном апостольстве» в повседневной реальности, т. е. в том месте и в том социальном положении, в к-рых каждый христианин оказывается в силу возраста, семейного положения и рода занятий. Вместо аскезы, связанной с отречением от мира, Эскрива де Балагер предложил иной способ следования за Христом (Лк 14. 26-27) - через «освящение труда и освящение себя благодаря труду». Т. о., для всех христиан универсальный путь к достижению святости состоит в занятиях профессиональной деятельностью и выполнении повседневных дел в обычной жизни. При этом христианин должен был соблюдать традиц. благочестивые практики, обязательные для мирян-католиков (регулярные молитва и медитация, испытание совести, исповедь, участие в мессе). Для объединения христиан, желавших посвятить жизнь служению Богу и ближнему, Эскрива де Балагер организовал общины «O. D.». Сначала их членами могли быть только мужчины, но с февр. 1930 г. стали допускать и женщин.

http://pravenc.ru/text/2581453.html

А.А. Тахо-Годи. Высший синтез Уже давно стали привычными в научной литературе такие определения как «ранний Лосев» и «поздний Лосев», имеющие в виду труды выдающегося русского философа, эстетика, филолога А.Ф. Лосева (1893–1988), разделенные более чем двадцатилетним периодом вынужденного молчания после возврата в Москву из лагеря на стройке Беломорско-Балтийского канала в 1933 г., когда профессору Алексею Федоровичу Лосеву, бывшему арестанту, был наложен партийными властями запрет на занятия философией. Ранний Лосев прославился своим «восьмикнижием» (1927–1930 гг.) 1 , которое было воспринято русской философией в эмиграции как свидетельство великой жизни духа, еще живой даже в Советской России 2 , а идеи, заложенные в этих книгах, признаны через много лет гениальными 3 . В Советском же Союзе «ранний Лосев» подвергся беспримерной травле, был осужден Л. М. Кагановичем как классовый враг, а после напечатания «Диалектики мифа» попал на Лубянку, а затем и в лагерь 4 . «Поздний Лосев» начал заново печататься только после смерти Сталина, и в центре его огромного корпуса трудов (библиография включает более 600 наименований, из них десятки монографий) оказалось новое «восьмикнижие» – «История античной эстетики» (1963–1994, в 8 томах и десяти книгах) и сопутствующие ей исследования (эстетические, мифологические, языковедческие, литературоведческие). По концепции Лосева философия, эстетика и мифология представляют некое единство, что в конечном итоге дает представление о целостном античном типе культуры. Тот, кто следит за публикациями «лосевианы», конечно, знает о больших томах, выпускаемых издательством «Мысль», куда включаются не только обретшие новую жизнь книги 20-х годов, но также архивные материалы, впервые увидевшие свет. Для такого любознательного читателя, как мне кажется, будет небесполезным познакомиться с еще одной стороной творчества ученого и открыть новую страницу его биографии, а именно Лосева-студента, «юного Лосева», который еще ничего не опубликовал 5 , но уже обдумывает и обдумывает идеи, которые лягут в основу его будущих философских трудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Losev/...

Астанайская Основана 04.05.1871 (по др. 02.03.1870 – неверно, это дата синодального определения, а не утверждения Императором). Выделена из Оренбургской епархии. Местопребывание – в г. Верный (с 1921 г. – Алма-Ата). Православный центр в Средней Азии учреждается в Ташкенте, а Верненская (Алма-Атинская) кафедра обращается в викарную Ташкентской и Туркестанской епархии, под именованием Семиреченской и Верненской. Позднее вновь самостоятельная. Именовалась: c 12.11.1871 – Туркестанская и Ташкентская; с 1916 г. – Семиреченская и Верненская; Верненская; с 1921 г. – Алма-Атинская; Апма-Атинская и Казахстанская; с 09(22)11.1990 – Апма-Атинская и Семипалатинская; с 18(31)03.1999 – Астанайская и Апма-Атинская (Определение Св. Синода от 18(31)03.1999: «Принимая во внимание столичный статус города Астаны, выделить город Астану из епархиального окормления Преосвященного епископа Чимкентского и Акмолинского ... и передать в управление Преосвященному архиепископу Алмаатинскому и Семипалатинскому..., которому определяется титул «Астанайский и Алмаатинский»), Определением Св. Синода от 24.04(07.05)2003 образован Митрополичий округ с включением трех епархий – Астанайской и Алма-Атинской, Уральской и Чимкентской. Викарные кафедры: Фрунзенская, Петропавловская, Актюбинская. 12.11.1871 26.11.1877 31.12.1877 06.08.1883 Александр Кульчицкий 06.08.1883 21.11.1892 Неофит Неводчиков 21.11.1892 18.02.1895 Григорий Полетаев 18.02.1895 19.06.1897 28.06.1897 09.11.1897 09.11.1897 18.12.1902 Аркадий Карпинский 18.12.1902 20.01.1906 20.01.1906 25.06.1912 Димитрий кн. Абашидзе 25.06.1912 16.12.1916 Иннокентий Пустынский 21.01.1917 03.07.1917 08(21)09.1918 28.05(10.06)1919 Софроний Арефьев ранее 01(14)09.1921 04.1922 24.01(06.02)1927 10.1926 04(17)10.1929 08(21)08.1929 21.03(03.04)1930 27.11(10.12)1932 21.08(03.09)1933 04(17)07.1936 04(17)07.1936 06(19)08.1937 23.05(05.06)1945 12(25)10.1955 11.1955 18(31)05.1956 18(31)05.1956 01(14)03.1957 01(14)03.1957 08(21)02.1958 07(20)02.1958 15(28)08.1958 26.11(09.12)1958

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Библиография О сновные курсы и руководства : O. Bardenhewer, Patrologie, 1894, 3 Aufl. 1910; Geschichte der altkirchlichen Literatur, Bd. 3, 1912; Bd. 4, 1924; W. v. Christ, Geschichte der griechischen Literatur bis auf die Zeit des Justinians, Bd. II, 2, 6 Aufl. bearbeitet von O. St д hlin, 1924 (Iw. M ь llers Handbuch, VII. 2. 2); A. Puech, Histoire de la litt й rature grecque chr й tienne, t. 3: Le IV si и cle, 1930. Cpb Срв . Fessler-Jungmann, Institutiones patrologie, t. 1-2, ed. alt й ra, Oeniponte, 1890-1896; Ed Norden, Die antike Kunstprosa, Bd. II, 1898; Kihn, Patrologie, Bd. 1-2, 1904-1908; G. Rauschen, Grundriss der Patrologie mit besonderer Ber ь cksichtigung des Lehrgehaltes der V д terschriften, 1903, 6-7 Aufl. bearbeitet von J. Wittig, 1921; J. Tixeront, Pr й cis de patrologie, 7 й dit., 1923; G. Bardy, Litt й rature grecque chr й tienne, 1929. До сих пор сохраняют свое значение и ценность старинные труды : L. de Tillemont, M й moires pour servir а l " histoire eccl й siastique des six premiers si и cles, 16 vols, Paris, 1693; Venise, 1732; R. Ceillier, Histoire g й n й rale des auteurs sacr й s et eccl й siastiques, 23 vols, Paris, 1729-1763; 2 й dit., 15 vols, 1858-1869; J . A. Fabri-cins, Bibliotheca gracca, 12 vols, й d. Harles, 1790-1809. — По русски можно указать немногое: Архиеп. Филарет (Гумилевский), Историческое учение об отцах Церкви, 3 тома, СПБ, 1859; 2 изд., 1882 (писано в 40-х годах); И. В. Попов, Конспект лекций по патрологии, Серг. Посад, 1914; Л. П. Карсавин, Св. отцы и учители Церкви, Раскрытие православия в их творениях, YMCA-Press, Paris (1927). I. Основные черты богословской жизни IV-ro века. — Для введения в догматическую проблематику IV-ro века см. общие курсы по истории догматов: Ad. Harnack, Lehrbuch der Dogmengeschichte, Bd. II, 1890, 4 Aufl., 1910; F. Loofs, Leitfaden zum Studium der Dogmengenschichte, 4 Aufl., 1906; R. Seeberg, Lehrbuch der Dogmengeschichte, Bd. II, 2-3 Aufl., 1909; N. Bonwetsch, Grundriss der Dogmengeschichte, 2 Aufl., 1919; J.

http://sedmitza.ru/lib/text/538132/

Библиография Основные курсы и руководства: O. Bardenhewer, Patrologie, 1894, 3 Aufl. 1910; Geschichte der altkirchlichen Literatur, Bd. 3, 1912; Bd. 4, 1924; W. v. Christ, Geschichte der griechischen Literatur bis auf die Zeit des Justinians, Bd. II, 2, 6 Aufl. bearbeitet von O. Stählin, 1924 (Iw. Müllers Handbuch, VII. 2. 2); A. Puech, Histoire de la littérature grecque chrétienne, t. 3: Le IV siècle, 1930.Срв. Fessler-Jungmann, Institutiones patrologie, t. 1–2, ed. altéra, Oeniponte, 1890–1896; Ed Norden, Die antike Kunstprosa, Bd. II, 1898; Kihn, Patrologie, Bd. 1–2, 1904–1908; G. Rauschen, Grundriss der Patrologie mit besonderer Berücksichtigung des Lehrgehaltes der Väterschriften, 1903, 6–7 Aufl. bearbeitet von J. Wittig, 1921; J. Tixeront, Précis de patrologie, 7 édit., 1923; G. Bardy, Littérature grecque chrétienne, 1929. До сих пор сохраняют свое значение и ценность старинные труды: L. de Tillemont, Mémoires pour servir à l " histoire ecclésiastique des six premiers siècles, 16 vols, Paris, 1693; Venise, 1732; R. Ceillier, Histoire générale des auteurs sacrés et ecclésiastiques, 23 vols, Paris, 1729–1763; 2 édit., 15 vols, 1858–1869; J. A. Fabri-cins, Bibliotheca gracca, 12 vols, éd. Harles, 1790–1809. – По-русски можно указать немногое: Архиеп. Филарет (Гумилевский) , Историческое учение об отцах Церкви, 3 тома, СПБ, 1859; 2 изд., 1882 (писано в 40-х годах); И.В. Попов , Конспект лекций по патрологии, Серг. Посад, 1914; Л.П. Карсавин, Св. отцы и учители Церкви, Раскрытие православия в их творениях, YMCA-Press, Paris (1927). Основные черты богословской жизни IV-ro века. – Для введения в догматическую проблематику IV-ro века см. общие курсы по истории догматов: Ad. Harnack, Lehrbuch der Dogmengeschichte, Bd. II, 1890, 4 Aufl., 1910; F. Loofs, Leitfaden zum Studium der Dogmengenschichte, 4 Aufl., 1906; R. Seeberg, Lehrbuch der Dogmengeschichte, Bd. II, 2–3 Aufl., 1909; N. Bonwetsch, Grundriss der Dogmengeschichte, 2 Aufl., 1919; J. Schwane, Dogmengeschichte der patristischen Zeit, 2 Aufl.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

В. Н. Лазарев. Фотография. 60–70-е гг. XX в. Виктор Никитич (22.08.1897, Москва - 1.02.1976, Там же), искусствовед, специалист по истории визант., древнерус. и западноевроп. живописи, педагог. Окончил отд-ние истории искусства историко-филологического фак-та Московского ун-та (1920), участвовал в первой мировой и гражданской войнах. В 1924 г., после аспирантуры в Ин-те археологии и искусствознания РАНИОН, защитил диссертацию на тему «Происхождение портрета в итальянском искусстве». Свое научное становление Л. связывал с такими рус. учеными, как В. К. Мальмберг, Н. И. Романов, В. Н. Щепкин, Д. В. Айналов, М. И. Ростовцев. Профессиональному росту Л. способствовала длительная командировка в страны Зап. Европы, Грецию и Турцию в 1925-1926 гг., где он посетил крупнейшие музеи и научные учреждения, познакомился с учеными, историками искусства (Б. Беренсоном, Г. Милле, Р. Лонги, Дж. Фьокко, К. Г. Вейгельтом). С 1926 по 1930 г. Л. объехал основные художественные центры России и Кавказа, предприняв систематическое изучение памятников средневековой живописи. Л. преподавал историю искусства в вузах Москвы: с 1925 г.- на различных фак-тах МГУ им. М. В. Ломоносова (c 1935 профессор, с 1960 зав. кафедрой истории зарубежного искусства на историческом фак-те), с 1935 по 1948 г.- профессор и зав. кафедрой истории искусства Московского ин-та изобразительных искусств (позднее МГХИ им. В. И. Сурикова). В 1924-1938 гг. Л. работал в московском Музее изящных искусств (позднее ГМИИ им. А. С. Пушкина), был хранителем отдела итал. живописи, затем - зав. картинной галереей и зам. директора по научной части. В период становления и активной реорганизации музея занимался пополнением и систематизацией его живописной коллекции, провел большую работу по атрибуции и реставрации мн. произведений. Принимал участие в написании и редактировании статей БСЭ, посвященных европейским живописцам, скульпторам и архитекторам (1927-1941). С 1943 г. член-корреспондент АН СССР, в 1945-1960 гг. зав. сектором живописи и скульптуры Ин-та истории искусства, один из авторов «Истории русского искусства» в 12 томах (автор всех разделов о живописи и скульптуре Др. Руси XI-XV вв.) и инициаторов ее издания.

http://pravenc.ru/text/2462503.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Насаждение расколов – орудие богоборцев 05.11.2020 426 Время на чтение 6 минут Источник: Православная жизнь Как атеистический режим в борьбе с Церковью поддерживал церковные расколы. Политика государственного атеизма в СССР , направленная в конечном счете на устранение православия как «опасного конкурента» официальной идеологии «марксизма- ленини зма» в 1920–1930-е годы, осуществлялась жестокими средствами, включая физическое истребление священослужителей и актива верующих. На пути богоборчества власти нередко игнорировали даже собственное законодательство об отделении государства от Церкви, свободы, данные «Сталинской Конституцией» 1936 года. После Гражданской войны 1918–1922 годов преследования православия приняли целенаправленный характер государственной политики – РПЦ считалась «контрреволюционной силой», важнейшим политическим и идеологическим конкурентом, подлежала постепенной ликвидации с применением организационных мероприятий по отделению Церкви от государства, физических репрессий, мощной пропагандистской дискредитации, подрывных агентурно-оперативных мероприятий спецслужбы (ВЧК-ОГПУ-НКВД). 12 марта 1922 года глава военного ведомства Советской России Лев Троцкий направил в Политбюро ЦК РКП(б) секретную записку с предложением внести раскол в ряды духовенства, беря «под защиту» власти ставших управляемыми священников. Сопротивление духовенства и мирян изъятию церковных ценностей подтолкнуло 19 марта 1922 г. Председателя Совнаркома (правительства) В. Ленина к составлению секретного письма, направленного против «влиятельнейшей группы черносотенного духовенства». На заседании Политбюро ЦК РКП (б) 22 марта 1922 г. по предложению В. Ленина приняли план Троцкого по разгрому церковной организации. К 1 апреля 1927 г. 117 епископов РПЦ находились в различных местах заключения или ссылки. Лишь в 1918–1931 гг. в СССР закрыли свыше 10 тыс. Органы госбезопасности, до 1943 года служившие главным инструментом государственной политики в конфессионной сфере, помимо незаконных репрессий, практиковали и другие, изощренные средства. Одним из них стало искусственное инспирирование расколов в Православии с помощью агентурно-оперативных методов и запугивания.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/05/nasazh...

Закрыть «План Юнга» как вторая фаза подготовки Германии к мировой войне О социально-экономической ситуации в Европе и мире в 1930-х гг. 29.02.2024 373 Время на чтение 7 минут «В предыдущей статье рассказывалось о " Плане Дауэса " , который был подготовлен англо-саксонской элитой и принят странами, вышедшими победителями в Первой мировой войне, ровно 100 лет назад. " План Дауэса " конкретизировал и скорректировал ряд решений Парижской мирной конференции 1919 года по Германии. Прежде всего, в части, касающейся репарационных обязательств Германии перед странами-победительницами. Кроме того, " План Дауэса " предусматривал ряд мер по экономическому восстановлению Германии для того, чтобы она могла выполнять репарационные обязательства. Среди таких мер – содействие притоку иностранного капитала в немецкую экономику. В экономику Веймарской республики после 1924 года в первую очередь устремился американский капитал в виде прямых инвестиций, кредитов и разных займов (преимущественно облигационных)», - пишет в статье « " План Юнга " : вторая фаза подготовки Германии к мировой войне» д.э.н., профессор, председатель Русского экономического обществаим. С.Ф.Шарапова Валентин Юрьевич Катасонов. Статья опубликована на сайте Фонда стратегической культуры. Профессор отметил, что в ходе реализации «Плана Дауэса» образовался зловещий порочный круг: получая финансовые средства у США, Германия из них уплачивала репарации странам-получателям; те, в свою очередь, за счет их должны были погашать свои долги (по займам и кредитам военного времени) Соединенным Штатам, а последние из этих средств финансировали Германию. В итоге такой циркуляции денег происходило возрождение и укрепление германской промышленности, особенно военной, пишет автор статьи. Ученый отметил, что была стабилизирована немецкая марка, происходила техническая реконструкция промышленности, активизировался экспорт. Уже в 1927 году германский экспорт превысил довоенный уровень. Вместе с укреплением экономики наблюдалось политическое укрепление Германии. Правящие круги страны все более настойчиво добивались понижения величины годовых репараций (как в денежной форме, так и в виде поставок товаров), а также фиксации общего объема репарационных обязательств, подчеркивает автор.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/29/pl...

Закрыть Русские масоны и революция По книге Б.И. Николаевского Валерий Сдобняков   09:29 13.10.2023 512 Время на чтение 6 минут Только сейчас дошли руки, чтобы немного написать о прочитанной книге Б.И. Николаевского «Русские масоны и революция». Издательство «Терра», 1990. На титуле дополнительно указывается, что редактор-составитель Ю. Фельштинский. Он и уточняет во вступительной статье о дополнительных материалах (а их добрая треть книги – В.С.): «Все эти документы хранятся в фонде Б.И. Николаевского в архиве Гуверовского института (Станфордский университет, Калифорния, США) и публикуются с любезного разрешения администрации архива…». Приводит Юрий Фельштинский и короткую биографию «собирателя коллекции, насчитывающей более восьмисот коробок, историка Бориса Ивановича Николаевского (1887-1966)». «Сын священника, учился в гимназии в Самаре, а затем в Уфе. В 1903-1906 годах большевик, затем меньшевик…. В 1913-14 годах работал в легальной меньшевистской “Рабочей газете” в Петербурге… С 1920 года – член ЦК партии меньшевиков. В феврале 1921 года… арестован и после одиннадцатимесячного заключения выслан из РСФСР за границу… Постановлением от 20 февраля 1932 года лишен… советского гражданства… В эмиграции… написал книгу об Азефе (“История одного предательства. Террористы и политическая полиция”)». Необходимо отметить, что исследователь вопроса действительно проделал немалую работу, чтобы собрать достоверные (надо полагать) данные о русских масонах революционного периода в России, для чего провёл беседы с видными представителями этого движения, оказавшимися в эмиграции. Николаевский встретился в Марселе с С.Н. Чхеидзе (1925), в Берлине с П.Н. Милюковым (1927), в Париже с А.Я. Гальперном (1928), в Брюсселе с Е.П. Гегечкори (1928), В.Я. Гуревичем (1930) и другими. Кроме этого была ещё переписка, отрывки из которой тоже публикуются в книге. Всё это даёт нам право считать, что Борис Иванович собрал вполне достоверные сведения о русском масонстве предсоветского периода. В основной своей работе, помещённой в книге («Русские масоны в начале ХХ века») он довольно пунктирно, бегло раскрывает историю зарождения масонства в России, сразу предупреждая читателей: «Автор этих строк не только никогда не был масоном, но и вообще в сношение с таковыми вступал исключительно как историк, интересующийся различными моментами в давнем и недавнем прошлом нашего общественного движения. Таким образом, весь дальнейший рассказ – не показания очевидца, а лишь очерк, составленный на основании таких показаний, полученных мною от других лиц, имеющих прямое или косвенное отношение к масонской организации».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/13/ru...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010