РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 10 (23) апреля Мученик Димитрий Вдовин Мученик Димитрий родился 3 февраля 1883 года в городе Коломне Московской губернии в семье Михаила Антоновича и Любови Пантелеимовны Вдовиных. Михаил Антонович был мелким торговцем. Окончив городское училище в Коломне, Дмитрий стал работать продавцом в лавке; в 1910 году он женился на дочери купца Надежде Ивановне Архиповой, с 1912 года завел свою мелочную торговлю, где был и хозяином, и продавцом. После революции – установившей как государственную веру для граждан безбожие – и разрушения хозяйственного уклада страны Дмитрий Михайлович пошел работать агентом по снабжению и конторщиком, а после того, как вновь была разрешена мелкая торговля, стал совладельцем одной четвертой части магазина «Казаков и Вдовины», занимавшегося посудно-щепной торговлей; с 1927 года он стал изготовлять и продавать сита и решета. В 1930 году ему пришлось оставить кустарный промысел и поступить на работу в государственную организацию. Несмотря на незначительность собственных средств, Дмитрий Михайлович, как торговец, был лишен избирательных прав. 15 апреля 1935 года власти Коломны приказали всем лишенцам в десятидневный срок выехать за пределы Коломенского района, и с 25 апреля Дмитрий Михайлович поселился в городе Озеры Московской области. Он начал усиленно добиваться отмены несправедливого решения, и 9 марта 1936 года ВЦИК удовлетворил его ходатайство, и он вернулся домой. В 1937 году Дмитрий Михайлович работал агентом по снабжению при Районном управлении местной промышленности. В течение двух лет, в 1928-м и в 1929 годах, он был старостой одной из церквей в Коломне. После того как в 1937 году руководство страны потребовало от сотрудников НКВД арестовать определенное число людей по каждому городу, району и области, руководство Коломенского НКВД энергично приступило к исполнению этого приказа. Тогда были арестованы все еще к тому времени находившиеся на свободе священно- и церковнослужители Коломенского района, а также некоторые из мирян, и среди них 22 августа 1937 года – Дмитрий Михайлович Вдовин.

http://fond.ru/kalendar/375/dimitriy/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 28 ноября (11 декабря) Преподобномученик Рафаил (Тюпин) Преподобномученик Рафаил родился 20 июля 1886 года в селе Юрты Жерновской волости Ливенского уезда Орловской губернии в семье крестьянина Георгия Тюпина и в крещении был наречен Борисом. Начальное образование он получил в сельской школе. В 1912 году Борис поступил в Козельскую Введенскую Оптину Пустынь и исполнял здесь послушание повара. В 1914 году началась Первая мировая война, и Борис был призван на фронт. Вскоре после начала военных действий он был ранен и попал в лазарет, а затем на оконча­тельное излечение был направлен в Оптину Пустынь, при которой в те годы был устроен госпиталь. По выздоровле­нии он остался в монастыре. После закрытия обители безбожниками в 1918 году Борис Георгиевич снова был мобилизован на фронт, но заболел и был оставлен в Ливнах, откуда уехал в Москву, и в 1922 году в Златоустовском монастыре был пострижен в монашество с именем Рафа­ил, а в 1926 году рукоположен во иеромонаха. С 1927 по 1930 год он служил в храме в селе Латынино Калужской области, затем был назначен настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в селе Шарапово Лопасненского [a] района Московской области. Отец Рафаил был ревностным пастырем и молитвенни­ком; слава о нем, как о святом человеке, молитвы которого слышит Господь, быстро распространилась среди крестьян, и они стали обращаться к нему с просьбой помолиться и за советами. И власти решили арестовать священника, псаломщицу, церковную старосту и двух активных, с их точки зрения, прихожан, обвинив их всех в том, что они «развалили два колхоза; в связи с обострившейся между­народной обстановкой распространяли слухи о войне и в связи с этим неизбежности свержения советской власти, использовали женщин-кликуш, распространяли слухи о на­казании крестьян в связи с переживаемыми затруднениями за якобы безбожие, в церкви совершались антисоветские проповеди, для подкрепления якобы исцелил [b] прокажен­ную...»

http://fond.ru/kalendar/1403/rafail/

Розов Виктор Павлович, священник Родился в 1897 г. в с. Горькая Соль Мологского уезда Ярославская губ. в семье священника. Окончил духовную семинарию. С 1921 г. занимал ряд выборных должностей Волостной исполнительной комиссии. С 1927 г. работал счетоводом сапожной артели «Новая заря». В 1929 г. арестован с группой духовенства вместе с епископом Вениамином (Воскресенским). Осужден на 5 лет лишения свободы («Дело духовенства Ивановской Промышленной области, 1930 г.»). Находился в заключении в одной камере с епископом Николаем (Голубевым) и др. Освободившись из лагеря, служил в Ярославской епархии. Вновь арестован в 1944 г. Осужден на 8 лет лишения свободы 415 . Фактически в заключении находился сверх срока. В Дубравлаге познакомился со святителем Афанасием. Освобожден в марте 1954 г. Служил в с. Борзово Ярославской обл. Епископ Николай (Муравьев-Уральский) отзывался о нем так: «Пастырь идейный, полагающий всегда душу свою за овцы, «израильтятин в немже несть льсти " " 416 . 1. 8 октября 1956 г. Здравствуйте, дорогой Владыко! Был в Тутаеве и узнал Ваш адрес. Прошлый год не застал там недели. Из Потьмы проехал до Кзыл-Орды и больше году жил в пос[елке] Бугуне на берегу Аральского моря, а потом был переведен в Аральск, оттуда в марте 1954 г. и освободили по жалобе на имя Г. М. Маленкова. С ноября того же, 1954 г. служу священником в с. Борзове от Щербакова 417 , вниз по Волге 24 км, а от левого берега Волги 7 км. Храм двухэтажный. Приход состоит из шести прежних приходов. Познакомился с Владыкой Николаем 418 . Подробности потом. (...) Адрес: п/о Николо-Колокша Рыбинского района Ярославской обл[асти], с. Борзово, Виктору Павловичу Розову. Прошу Ваших молитв, [подпись] Д. 18. Л. 1. Подлинник. Автограф. 2. 27 января 1957 г. Здравствуйте, дорогой Владыко! 22 янв[аря] получил Ваше послание и молитву 419 . Сердечное спасибо за память. За каждой литургией вынимаю частицу за Ваше здравие, помню с любовию совместное пребывание. Здесь имею общение с Владыкой Николаем, к которому имею самые хорошие чувства.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Сведения письменных источников о памятнике довольно разнообразны, хотя и во многом недостоверны. Легендарная история мон-ря Латому изложена в «Диегесисе» Игнатия, игум. фессалоникского мон-ря Акапниу (ок. XI в.; Varia sacra graeca: Сб. греч. неизд. богосл. текстов IV-XV вв./Ред.: А. Пападопулос-Керамевс. СПб., 1909. С. 102-103; Grumel. 1930). Согласно «Диегесису», церковь была построена в правление гонителя христиан имп. Максимиана Галерия (293-311). Его дочь Феодора (по др. источникам неизвестна) уверовала во Христа, тайно приняла крещение и попросила отца построить для нее на месте О. Д. дворец и термы, втайне намереваясь устроить в термах церковь. В отсутствие Галерия, уехавшего на войну с сарматами, Феодора перестроила термы в храм и пригласила художника, чтобы тот изобразил в апсиде церкви Богородицу. Однако о желании Феодоры видеть в храме образ Марии художник узнал лишь на следующий день, когда уже почти закончил выкладывать мозаику с др. образом - юного Христа на небесах с предстоящими Ему пророками. Увидев столь прекрасную картину, Феодора разрешила оставить мозаику неизменной. Позднее, чтобы не допустить осквернения изображения, Феодора приказала скрыть его за занавесом из воловьей кожи и затем за кирпичной стенкой. Также, согласно «Диегесису», впосл. здесь хранились реликвии прор. Захарии, был образован мон-рь. При визант. имп. Льве V (813-820) некоему мон. Сенуфию в егип. Нитрии явился Христос, Который повелел ему отправиться в мон-рь Латому в Фессалонике, где скрыто изображение Его Второго пришествия. Прибыв в Латому, Сенуфий долго и безуспешно искал этот образ, но однажды, когда он молился в храме, произошло землетрясение, и стенка, скрывавшая образ, обрушилась. Это событие позднее получило известность как Латомское чудо. Кратко описав эту мозаику, автор «Диегесиса» привел тексты 2 надписей, расположенных на ее нижнем обрамлении и на свитке, к-рый Христос держал в левой руке (см. ниже). Эти тексты почти дословно совпадают с теми, что прочли реставраторы, раскрывшие мозаику О. Д. в 1927 г.

http://pravenc.ru/text/2581611.html

Скачать epub pdf Краткая биографическая справка 25 декабря 1864 г. (по ст. ст.) – родился (предположительно) в Коломне, в семье православного немца, делопроизводителя по хозяйственной части Владимирского драгунского полка. 1885 – окончил юридический факультет Московского университета. С 1886 г. активно публиковался в журналах церковной или консервативной направленности. Первая значимая работа вышла в 1887 г. («Письма о современной молодежи и направлениях общественной мысли»), затем было опубликовано более 250 статей и брошюр. 1885 – 1889 – был на государственной службе в Московском окружном суде. 1888 – первая поездка в Оптину пустынь . В том же году женился на Евгении Сергеевне Емельяновой (1865–1927). 1889 – летом вышел в отставку. 1 сентября 1889 года рукоположен по благословению прп. Амвросия Оптинского Алексием, архиеп. Литовским и Виленским для служения в Свято-Николаевском кафедральном соборе г. Белосток. 1892 – 1907 – служит в Москве настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы при Бутырской пересыльной тюрьме . 1907 – награжден саном протоиерея; за отказ подчиниться указанию московского губернского тюремного инспектора о превращении духовных бесед с желающими в политически окрашенные мероприятия с обязательным посещением их арестантами 1 переведен из тюремного храма. 1907 – 1918 – настоятель в Николо-Плотниковском храме на Арбате (храм снесен в 1930 г. и не был восстановлен). 15 октября 1918 г. (по ст. ст.) – скончался в Москве от «испанки» (штамм гриппа, вызвавший мировую эпидемию, жертвами которой стали около 40 млн. человек). Духовный путь Принятие священства Иосиф Иванович решил принять священство вопреки своей сословной принадлежности (в дореволюционной России все еще существовало так называемое «духовное сословие», то есть получить образование в семинарии и духовной академии и быть рукоположенным не принадлежа к священнической семье было затруднительно, хотя в XIX веке это стало хотя бы возможным). Он закончил престижный университет, работал по специальности, но после поездки в Оптину Пустынь и знакомства с прп. Амвросием Оптинским Иосиф Фудель отказывается от светской карьеры и принимает по его благословению рукоположение.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Fudel/fu...

Статистика Филарет (Вознесенский), митр. Митрополит Нью-Йоркский и Восточноамериканский, Первоиерарх Русской Православной Церкви Зарубежом. В миру Вознесенский Георгий Николаевич. Владыка Филарет родился в Курске 22 марта 1903 года. Мать его, Лидия Васильевна, скончалась, когда юноше было 18 лет, а отец Николай Федорович, впоследствии принявший монашество с именем Димитрия, был пресвитером, затем архиепископом, и в 1946 году вернулся в СССР, где и скончался. Семья владыки в 1909 году переехала в Благовещенск-на-Амуре, где он в 1920 году окончил восьмиклассную гимназию. Переехав с семьёй в Харбин, он поступил в Русско-Китайский Политехнический институт и закончил его со званием инженера-электромеханика в 1927 году. В 1931 году он окончил Пастырско-богословские курсы, переименованные затем в Богословский факультет, при Институте св. князя Владимира, где, послу выпуска, он был преподавателем Нового Завета, Пастырского Богословия и Гомилетики. Рукоположенный в 1930 году в сан диакона, он в 1931 году был пострижен в монашество с именем Филарета и в том же году рукоположен в иеромонаха. В 1933 году о. Филарет был возведён в сан игумена, а в 1937 году — во архимандрита. Один из коллег владыки по институту вспоминает: Большая церковная и пастырско-проповедническая деятельность была проведена о. архимандритом Филаретом. Молящиеся стремились в тот храм, где он служил. Его любили все слои православного населения Харбина. Имя архимандрита Филарета было широко известно и за пределами Харбинской епархии. Он был добрым, доступным для всех, кто к нему обращался. А обращавшихся к нему было очень много. Идя к нему, знали, что получат правильный совет, будут иметь утешение и помощь. О. архимандрит Филарет был весьма строг к себе; он был известен как истинный аскет. А какой редкой памятью обладал наш добрый, сердечный владыка. При встрече с ним, он выявлял большой интерес ко всем сторонам нашей жизни; ему не нужно было напоминать о своих нуждах или затруднениях, он уже сам развивал с вами тему разговора, давал готовые ответы.

http://lib.cerkov.ru/authors/269

Топографический указатель Анзер – второй по величине (47 кв. км) остров Соловецкого архипелага, название которого означает «вытянутый остров». Анзер начал осваиваться еще в XVI в., когда здесь действовали монастырские солеварни и, возможно, уже тогда рыболовные тони в Троицкой и Кирилловской губе. Впоследствии здесь появились Свято-Троицкий и Голгофо-Распятский скиты, сыгравшие важную роль в духовной истории соловецкого монашества. Беломорско-Балтийский [Беломорский] канал , Беломорканал, соединяет Белое море с Онежским озером и обеспечивает проход кораблей далее по р. Свирь и Ладожскому озеру в Балтийское море. Строительный проект водного пути был разработан в 1930 г., работы по его сооружению велись с 1931 по 1933 г. Для их удешевления было принято решение возводить канал силами заключенных, в т.ч. узников СЛОНа, население которого в 1931 г. уменьшилось с 16 000 до 3240 чел. 2 августа 1933 г. состоялось открытие Беломорско-Балтийского канала им. Сталина протяженностью 227 км. На базе ББК был организован одноименный комбинат, занимавший огромную территорию со столицей в Медвежьегорске, обладавший собственными ресурсами рабочей силы, воинскими частями, промышленностью, предприятиями культуры и быта. Белужий мыс распложен в 14 км к востоку от центральной усадьбы Соловецкого монастыря, в лагерный период здесь велись добыча водорослей и сбор плавника. [Лагерная] библиотека , их было две, монастырская, она же библиотека при музее СОКа, содержавшая около 2000 книг рукописей из местного книгохранилища и архива, и общелагерная, каталог которой к 1927 г. включал в себя 30 000 томов и несколько тысяч журналов по всем отраслям знаний. Основной книжный фонд общелагерной библиотеки был выделен Бутырской тюрьмой и постоянно пополнялся за счет личных книг соловецких заключенных. При ней функционировал читальный зал, в котором организовывалось чтение всевозможных докладов. Известны также общественные библиотеки, действующие на территории политскитов. Благовещенская церковь построена над проездной аркой Святых ворот в 1596–1601 гг. Была домовым храмом настоятеля монастыря и из алтаря сообщалась переходом с его покоями, где в 1920-е гг. находилось Управление I (Кремлевского) отделения СЛОНа. С 1925 по 1937 г. в самой церкви размещался лагерный музей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Туркменабад (Чарджоу). Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь 6-го Туркестанского стрелкового полка Карта и ближайшие объекты Церковь была построена по типовому проекту военных храмов, утверждённому Строительной комиссией в 1901 г. (арх. Фёдор Михайлович Вержбицкий). Всего в Российской Империи к 1917 г.было выстроено не менее 60-ти таких церквей. Первоначально в Чарджуе (с 1927 г. - Чарджоу,в 1999 г. переименованном в Туркменабад) в 1899 г. при Управлении Чарджуйского воинского начальника была выстроена небольшая деревянная Никольская церковь. В 1911 г., ввиду того, что этот храм пришёл в ветхость, Военным министерством было выделено 37000 рублей на построение новой одноимённой каменной церкви по ранее утверждённому образцу для 6-го Туркестанского стрелкового полка. При этом непосредственно из полковой казны на строительство было выделено ещё 8000 рублей. В 1912 г. церковь была построена и освящена. К ней была приписана небольшая часовня, находившаяся на местном кладбище. С 30 апреля 1911 г. священником этого полка являлся прот. Николай Георгиевич Высоцкий (сведения на 1913 г.). Церковь была закрыта в 1932 г. В конце 1930-х гг. были разобраны шатёр колокольни и глава, а в начале 1960-х - остатки колокольни. Впоследствии в ней располагался клуб воинской части 03345А. В марте 2000 г. здание было возвращено Русской Православной Церкви и с августа 2001 г. в нём начались регулярные Богослужения. В настоящее время приход этого храма, в котором продолжаются реставрационные работы, окормляет настоятель Петропавловской церкви Туркменабада иерей Андрей Кирьяков.  РГИА. ф.806, оп.11, д.368, лл.1-18. Клировая ведомость церкви за 1913 г.; Цитовичъ Г.А. Храмы Apмiu и Флота. - Пятигорскъ, 1913, с.461; а также информация с официального сайта Ташкентской епархии http://www.pravoslavie.uz/turkmeniya.htm#turk  Храм в честь святителя Николая Чудотворца был построен в 1899 г., строился как полковая офицерская церковь. После революции 1917 г. храм стал приходским и действовал до 1932 г.

http://sobory.ru/article/?object=13171

Черемисское. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь Карта и ближайшие объекты Более двух тысяч жителей насчитывает ныне старинное уральское село Черемисское Режевского района . Каменный трехпрестольный храм в честь Богоявления был заложен здесь еще в 1841 году. Как многие другие храмы Режевской земли, он возводился в стиле " уральского барокко " , отличался богатым внутренним убранством и был настоящим украшением всей округи. С приходом к власти большевиков храм был закрыт в 1930-е годы. Долгие десятилетия в нем размещается сельский клуб. Церковное здание перестроено - в первозданном виде остался лишь притвор, другие помещения претерпели перепланировку. В дни больших церковных праздников жителям села приходится отправляться на богослужения в другие населенные пункты Режевского района , где есть действующие храмы. По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия с начала нынешнего года в Черемисском началось возрождение приходской общины. Отныне сельчане будут находиться под духовным окормлением священнослужителей храма во имя Святого Иоанна Предтечи города Реж. Источник информации - История закрытия Богоявленской церкви с. Черемисского Режевского района Свердловской области. Данный материал составлен по хранящимся документам в ГАСО г.Екатеринбурга и Архивного отдела г.Режа. 14 апреля 1923 года – составляется и подаётся заявление членов исполнительного органа и членов учредителей Богоявленского религиозного общества в с.Черемисском Екатеринбургской губернии и уезда в Отдел Управления Екатеринбургского Областного исполкома о регистрации Богоявленского религиозного общества согласно пункта 3-го инструкции о порядке регистрации религиозных обществ, отмеченной в «Известий» Екатеринбургского Губисполкома за 1923 год. документы направлены в Екатеринбургское духовное правление, Екатеринбургской духовной консистории для передачи в Облисполком с ходатайством на регистрацию. В связи с противостоянием церкви и новой власти документы пролежали в Екатеринбургском духовном правлении до момента принятия решения властей о закрытии религиозных заведений, которое активно началось в 1927 году.

http://sobory.ru/article/?object=13333

Закрыть itemscope itemtype="" > «Философия, которая не знает Родины, это мертвая философия» Русскому философу и писателю Алексею Фёдоровичу Лосеву – 130 лет 22.09.2023 459 Время на чтение 3 минуты Фото: rg.ru Сегодня отмечается 130-летие выдающегося русского философа, филолога и писателя Алексея Фёдоровича Лосева. Декан философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Алексей Павлович Козырев в интервью РИА Новости отметил, что великий мыслитель воспринимал Родину и родное как одни из важнейших понятий в философии, без которых она мертва, безжизненна и абстрактна. «Для Лосева очень важной категорией, очень важным понятием философии было понятие Родины и родного. В романе " Жизнь " он прямо пишет, что философия, которая не знает родины, которая не знает родного – это безжизненная, мертвая, абстрактная философия. Поэтому Лосев – это не только наша связь с Серебряным веком, с дореволюционной культурой, где пышным цветом расцвела философия, но и ощущение связи с родным, с традицией, с каким-то началом нашей культуры, потому что в ней есть и очень сильные христианские токи, и то, что связывает нас с мировой культурой, с античностью. Как говорил друг и учитель Лосева, отец Павел Флоренский, с эллинским характером русской культуры. Я думаю, что идеи Лосева о родном в философии очень важны и должны быть сегодня особенно внимательно прочитаны», – сказал декан. С важностью лосевской мысли для сегодняшнего дня, отметил он, связано и то, что Лосева цитирует в своих федеральных посланиях Президент РФ Владимир Путин, в одном из федеральных посланий присутствовала цитата из романа философа «Жизнь». Лосев, напомнил декан – универсальный мыслитель и фигура огромного масштаба и по объёму того, что им написано, и по широте исследовательских интересов, которые отмечали его творчество. Ещё в гимназические годы в Новочеркасске, рассказал декан философского факультета, Лосев решил для себя, что он станет философом, и написал проект философской системы, которую назвал «высшим синтезом». В 1920-е годы он написал и издал за свой счет работы, ставшие известными как «лосевское восьмикнижие»: «Античный космос и современная наука» (1927), «Музыка как предмет логики» (1927), «Философия имени» (1927), «Диалектика художественной формы» (1927), «Диалектика числа у Плотина» (1928), «Критика платонизма у Аристотеля» (1929), «Очерки античного символизма и мифологии» (т. 1, 1930), «Диалектика мифа» (1930).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/22/fi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010