Скачать epub pdf Архиереи Русской Православной Церкви (1917–1997) Список составлен в Церковно-научном Центре «Православная энциклопедия» по кн.: Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно). Erlangen, 1979–1989. 6 т.; Иоанн (Снычев). Топография архиерейских кафедр русской православной церкви периода с 1893 г. по июнь 1963 г. Куйбышев, 1963 (машинопись); Общий алфавитный список православных и раскольнических епархий 1917–1946 гг.//Губонин М. Е. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти 1917–1943. М., 1994.; Иоанн (Снычев), митр. Состав Российской Православной Церковной иерархии. 1962–1994. Куйбышев; СПб., 1973–1994. Отсутствие данных о служении и гибели части епископата за 1920–1940-е гг. обусловлено современным состоянием исследования и публикации архивных материалов и следственных дел репрессированных священнослужителей. В наст. список не включены лица, получившие хиротонию в раскольничьих или схизматических группировках, а также в других православных Церквах (кроме случаев, когда они воссоединялись с Московской Патриархией). В данном списке приняты следующие специальные сокращения: Конст. П.– Константинопольский Патриархат; МП – Московская Патриархия; РПЦ – Русская Православная Церковь (Московский Патриархат); РПЦЗ – Русская Православная Церковь за рубежом (карловацкий раскол); ПАЦ – Польская Автокефальная Церковь (неканоническая до 22.06.1948). Тихон (Белавин) с 13.08.1917 митр. Московский и Коломенский; с 21.11.1917 Патриарх Московский и всея России; с 16.05.1922 по 15.06.1923 в заключении; † 7.04.1925. Сергий (Страгородский) с 10.08.1917 архиеп. Владимирский и Шуйский; с 28.11.1917 в сане митрополита; с 16.06.1922 в обновленческом расколе; 27.08.1923 принес публичное покаяние; с 18.03.1924 митр. Нижегородский; с 10.12.1925 Заместитель патриаршего Местоблюстителя; с 30.11.1926 в заключении; с 27.03.1927 вновь вступил в права Заместителя патриаршего Местоблюстителя; с 27.04.1934 Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский; с 11.09.1943 Патриарх Московский и всея Руси; † 15.05.1944. |
Закрыть itemscope itemtype="" > Как бюрократы «футболят» инициативу потомков мореплавателя Бориса Вилькицкого Чиновник Минэкономразвития А.Трифонов ответил бюрократической отпиской на обращение граждан о возвращении на карту России названия «архипелаг " Земля Николая Второго " » 21.06.2018 752 Время на чтение 4 минуты Представители общественности направили прошение Президенту Российской Федерации Владимиру Путину о возвращении исторических наименований архипелагу Северная Земля и острову Малый Таймыр, текст которого поступил в редакцию РНЛ. «В соответствии со ст. 7 п. 2 и 3 и ст 9 п. 1 и п. 3 Закона РФ от 18.12.1997 " О наименованиях географических объектов " просим: 1. отменить Постановление ВЦИК от 1926 года, как не выполненное, и не соответствующее интересам России. 2. Наименовать группу островов в Северном Ледовитом океане к северу от полуострова Таймыр " архипелаг Земля Николая Второго " ». Главные доводы, которые приводят авторы документа: 1. Название «Северная Земля» не выгодно России, так как не указывает на государственную принадлежность архипелага. Советские же названия островов не видны на мелкомасштабных картах и глобусах. Наименование «Земля Николая Второго» ясно покажет всему миру, что архипелаг принадлежит России. 2. Название «Северная» является пораженческим и напоминает море, бывшее «Немецким» и ставшее «Северным» после поражения Германии в 1МВ. 3. Название «архипелаг «Северная Земля» не имеет правовых оснований, т.к. ныне действующим Декретом ВЦИК от 11.01.1926 архипелагу было присвоено наименование «Таймырский архипелаг», а «Северная Земля»- одному из островов этого архипелага. Правовые основания для наименования островов «Октябрьской Революции», «Большевик», «Комсомолец», «Пионер»- не известны и, вероятно, отсутствуют. 4. Рядом находится архипелаг Земля Франца-Иосифа. 5. Россия должна восстановить попранное право первооткрывателей называть вновь открытые ими географические объекты. Б.А. Вилькицкий выступал за возвращение данных им названий уже после всех переименований, в 1933 году. |
Литература Абрамович 1916 – Д.И. Абрамович . Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. – Памятники древнерусской литературы. Вып. 2. СПб., 1916. А.В. 1908 – А.В. Голос православного из Литовско-Белорусского края (К вопросам церковной реформы: удобопонятность богослужебного языка). – Церковный вестник, 1906, 48. Августин 1882 – Августин (Гуляницкий) , еп. Великий Канон. – Душеполезное чтение 1882, I, с. 232–261. Августин 1888 – Августин (Гуляницкий) . По поводу издания «Учебного Октоиха» и «Учебного Часослова». – ТКДА 1888, 11, с. 75–103. Авдиев 1982 – И. (Я). А(вдиев). (Рец. на) Всенощное бдение. Литургия. Изд. Московской патриархии, 1982. – ЖМП 1982, 12. Адаменко 1924 – Свящ. Василий Адаменко. Служебник на русском языке. Н. Новгород, 1924. Адаменко 1925 – Свящ. Василий Адаменко. Порядок всенощного богослужения на русском языке. Н. Новгород, 1925. Адаменко 1926 – Свящ. Василий Адаменко. Сборник церковных служб, песнопений главнейших праздников и частных молитвословий Православной Церкви на русском языке. Н. Новгород, 1926. (Перепечатка: Paris, 1989.) Адаменко 1927 – Свящ. В. Адаменко. Требник. Молитвослов для совершения священнодействий Православной Церкви на русском языке. Нижний Новгород, 1927. Адаменко 1927а – Свящ. В. Адаменко. «Что делать? (О неотложных реформах в богослужебной практике Русской Православной Церкви». Самара, 1927. Азбука 1885 – Азбука для русской семьи и школы. Киев, 1885. АК I-II – Архивы Кремля. Политбюро и Церковь 1922–1925 гг. Издание подготовили Н. Н. Покровский и С.Г. Петров. Кн. 1–2. Новосибирск-Москва, 1997. Александров 1891 – В. Александров. Азбука. Первое чтение и письмо в порядке изучения звуков. СПб., 1891. Алексеева 1992 – Л. Алексеева. История инакомыслия в СССР. Новейший период. Вильнюс-Москва, 1992. Алексий 2000а – Письма патриарха Алексия своему духовнику. Издание Сретенского монастыря, 2000. Алексий 2000б – «Видно, не испили мы до дна всю чашу положенных нам испытаний». Письма епископа Ямбургского Алексия (Симанского) митрополиту Новгородскому Арсению (Стадницкому) . 1921–1922. Публикация М.И. Одинцова. – Исторический архив, 2000, 1, с. 35–84. |
Скачать epub pdf Епархии Русской Православной Церкви Список составлен в ЦНЦ «Православная энциклопедия» при участии А. С. Буевского по материалам: Иоанн (Снычев), игум. Топография архиерейских кафедр Русской Православной Церкви периода с 1893 г. по июнь 1963 г. 2-е изд. Куйбышев, 1963 (машинопись); он же. Состав российской православной церковной иерархии за период 1962–1972 гг. Куйбышев, 1973; то же за 1973, 1975, 1976, 1977, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1986, 1988, 1990, 1991, 1992 гг. (машинопись); а также по материалам архива ОВЦС. Россия 1995 Абаканская и Кызылская. АРХАНГЕЛЬСКАЯ и Холмогорская (1988–1995 А. и Мурманская). Викариатство: Пинежское (1917–1920, 1925). АСТРАХАНСКАЯ и Енотаевская (1917–1935 А. и Царевская; 1935–1949 А. и Сталинградская; 1949–1952 А. и Саратовская; 1952–1959 А. и Сталинградская). Викариатство: Енотаевское (1917–1931). 1934–1937 Ачинская. 1930 БАРНАУЛЬСКАЯ и Алтайская (1930–1937 Б.; 1937 Б. и Бийская; 1938–1993 упразднена; восстановлена в 1994 г.). Викариатство: Рубновское (1924–1931). 1933 БЕЛГОРОДСКАЯ и Старооскольская (1933–1934 Б.; 1942–1944 Б. и Грайворонская; 1945–1994 упразднена). 1919–1937 Бийско-Алтайская. БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ и Тынденская (до 1935 г. Приамурская и Б.; 1936–1992 упразднена). Викариатство: Хабаровское (1926–1933). 1934–1936 Боровичская. 1921 БРЯНСКАЯ и Севская (до 1945 г. Б.; 1946–1994 упразднена). Викариатство: Новозыбковское (1922–1923). 1926–1957 Великолуцкая и Торопецкая. 1918–1937 Великоустюжская и Усть-Вымская. ВЛАДИВОСТОКСКАЯ и Приморская (до 1918 г. В. и Камчатская; 1918–1932 Приморская и В.; 1946–1958 Хабаровская и В.; 1958–1989 упразднена). Викариатства: Камчатское и Петропавловское (на правах самостоятельной, 1918–1920, 1928–1929); Никольско-Уссурийское (до 1932 г.); Охотское (1928–1932). до 1922 г. Владикавказская и Моздокская. ВЛАДИМИРСКАЯ и Суздальская (1917–1922 В. и Шуйская). Викариатства: Вязниковское (1921–1928); Иваново-Вознесенское (1923–1933); Ковровское (1920–1925); Мстерское (1917–1933); Муромское (до 1933 г.); Переславское (до 1935 г.); Суздальское (до 1932 г.); Юрьево-Польское (до 1932 г.). |
Александр Николаевич (7.10.1909, имение Каменка Осташковского у. Тверской губ.- 2.10. 2001, Москва), протопр. Из семьи чиновника. После Октябрьской революции 1917 г. семья К. эмигрировала в Эстонию. Учился в гимназии в Таллине, состоял членом эст. отд-ния Русского студенческого христианского движения (РСХД). В 1930 г. поступил в Рижскую ДС ( Труфанов В. Из истории Рижской православной ДС (1926-1936 гг.)//Православие в Латвии: Ист. очерки. Рига, 1997. Вып. 2. С. 11), по окончании к-рой в 1933 г. планировал продолжить образование в парижском Православном богословском институте прп. Сергия Радонежского , однако по совету иером. Иоанна (Шаховского ; впосл. архиепископ) отказался от этого намерения; вскоре женился на деятельнице РСХД Каллисте Ивановне, урожд. Кельдер (1911-1997). 19 авг. 1933 г. митр. Таллинским и всея Эстонии Александром (Паулусом) , главой Эстонской Апостольской Православной Церкви (ЭАПЦ) в юрисдикции К-польского Патриархата, рукоположен во диакона, на следующий день - во иерея. Служил в ивангородской крепостной ц. Успения Божией Матери. В 1934 г. К. был утвержден в должности редактора апологетического листка «Миссионерские заметки». Был ответственным представителем в Принаровье и нек-рое время ответственным редактором выходившей с 1935 г. газеты Русского христ. движения крестьянской молодежи «Путь жизни». Активно способствовал организации одноименного издательства. В 1935 г. избран представителем от эст. отд-ния РСХД и направлен на съезд Совета в Буаси близ Парижа. В 1936 г. К. был утвержден председателем миссионерского общества «Православный миссионер». 1 дек. 1938 г. переведен в таллинскую Николаевскую ц. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II впосл. вспоминал, что в детстве прислуживал К. за богослужениями в этом храме ( Золотов-Светозаров. 2001. С. 25). В 1938 и 1939 гг. К. организовывал и возглавлял паломничества правосл. верующих из Эстонии в Спасо-Преображенский Валаамский муж. мон-рь (тогда - на территории Финляндии), в которых участвовал буд. патриарх с родителями. В 1939 г. К. был избран товарищем председателя церковной орг-ции «Общество содействия дошкольному воспитанию». Осенью 1940 г. назначен помощником Таллинского (Ревельского) благочинного. |
Закрыть itemscope itemtype="" > Невозвращение Отказ вернуть имя Императора Николая Второго на карту России - удар по национальным интересам 20.04.2021 1751 Время на чтение 7 минут 8 апреля из Красноярска пришла печальная весть. 10 марта Комитет по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению (далее - Комитет) Законодательного собрания края решил считать нецелесообразным возвращение архипелагу, известному как «Северная Земля», исторического наименования - «Земля Николая Второго» (согласно 152ФЗ 1997 г. наименование географического объекта должно состоять не более чем из трёх слов, поэтому полное первоначальное наименование - Земля Императора Николая Второго - возвращено быть не может). Оценке этого события и посвящена данная статья. Первая мысль - о несовершенстве закона о географических наименованиях 152ФЗ 1997 г. Представляется совершенно ошибочным, что судьбу названия огромного архипелага, показанного на всех детских глобусах мира, решает Законодательное собрание края - края, на детских глобусах не показанного. Архипелаг необитаем, на нём не живёт ни один житель Красноярского края. Наименование архипелага в равной мере касается всех граждан России - и москвичей, и якутов, и татар, и мурманчан, и петербуржцев. Вопрос о наименовании архипелага должен решаться Верховной властью России. Доводы, приведённые ниже, подтверждают это. Вторая мысль - об ошибочности доводов, приведённых в решении Комитета. Во-первых, в решении говорится о переименовании архипелага. Но речь идёт не о переименовании, а наоборот, об отмене переименования 1930-х годов. Во-вторых, главным доводом отказного решения явилось утверждение, что с 2010 года, когда Заксобрание края в прошлый раз решило отказать в возвращении наименования архипелагу, «никаких новых обстоятельств не выявлено». Но новые обстоятельства выявлены, и очень важные. Первое выявленное обстоятельство, что Постановлением ВЦИК архипелаг был в 1926 году наименован Таймырским, а стало быть - «Северной Землёй» именуется незаконно. И если уж оставлять советское наименование, то законное, присвоенное Постановлением ВЦИК. |
Опыт литургического богословия в трудах русских песнотворцев Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13-14, 1997 30 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13-14, 1997 От публикатора. Для уходящего столетия характерно оживление интереса к литургическому преданию Православной Церкви и к православной гимнографии, в частности, со стороны как церковных, так и светских ученых 1 . Статья монахини Игнатии (Петровской), которую мы предлагаем вниманию читателей, на первый взгляд не выделяется из ряда других работ по этому предмету, однако заслуживает, по нашему мнению, особого внимания. Монахиня Игнатия (Петровская; 2 родилась в Москве в семье служащего. В 1920 г., закончив школу, она поступила в МГУ на естественное отделение физико-математического факультета, а в 1924 г. стала прихожанкой Высоко-Петровского монастыря и духовной дочерью старца иеромонаха Агафона (Лебедева) 3 . Вскоре она приняла тайный постриг, но по благословению старца продолжала учиться в университете, и после его окончания в 1926 г. стала работать в области патоморфологии туберкулеза. На долгие годы научно-исследовательская деятельность, понимаемая как послушание, подобное монастырскому, стала составной частью ее монашеского делания. В 1943 г. матушка Игнатия защитила докторскую диссертацию, а в 1947 г. ей было присвоено звание профессор патоморфологии. С 1940-х гг. научная деятельность монахини Игнатии стала дополняться “служением слову”: литературным трудом, выросшим из дневниковых записей духовного содержания 4 , а с начала 1980-х гг. — гимнографическим творчеством. На сегодняшний день ею написаны десять служб святым и три акафиста. Большая часть созданных ею служб уже вошла в богослужебный обиход Русской Православной Церкви. Тогда же монахиней Игнатией написан ряд статей по православной гимнографии. Некоторые из них были опубликованы в “Богословских трудах”: “Преподобный Косма Маиумский и его каноны. (Духовные размышления)” (БТ. Сб. 22. М., 1981. — Сс. 116–138), “Преподобный Иоанн Дамаскин в его церковно-гимнографическом творчестве” (БТ. Сб. 23. М., 1982. — Сс. 59–93), “Церковно-песнотворческие труды инокини Кассии” (БТ. Сб. 24. М., 1983. — Сс. 320–336), “Гимнографическое творчество преподобного Андрея Критского” (БТ. Сб. 25. М., 1984. — Сс. 260–275), “Труды русских песнописцев в Киевский период” (БТ. Сб. 28. М., 1987. — Сс. 230–245). Остальные статьи этого цикла будут опубликованы в нашем журнале 5 . |
Барнаул. Казанско-Богородицкий монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Барнаульский в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь. Основан по благословению свт. Макария Невского. В авг. 1900 г. община была обращена в общежительный монастырь, мон. Парфения возведена в сан игумении. К нач. XX в. были построены келейные корпуса, хоз. здания, открыта школа для девочек, 1 марта 1895 г. освящена во имя свт. Иннокентия Иркутского домовая церковь, 8 июля 1899 г. заложен, 1 окт. 1904 г. освящен собор в честь Казанской иконы Божией Матери, 20 мая 1907 г. освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери молитвенный дом. К 1910 г. Б. К. м. стал одной из крупнейших обителей Сибири. В обители подвизались 71 монахиня, 81 послушница, служили 3 священника. При Б. К. м. существовала церковно-приходская школа (на 25 чел.), в которой преподавали насельницы, иконописная, живописная, матрицная, златошвейная мастерские. После 1917 г. в монастырь перешли насельницы разоренных монастырей Алтайского края, число сестер возросло до 300 чел. В 1920 г. монастырь был преобразован в сельскохозяйственную Богородицкую трудовую общину, в 1921 г. закрыт, имущество передано в ведение губернского отдела народного образования. В монастырских корпусах разместились курсы красных учителей, затем сельскохозяйственный техникум, 3 детских дома, в 1925-1926 гг. на территории монастыря находилась тюрьма. Последняя настоятельница монастыря игум. Мариамна (Фролова) в нач. 1921 г. была арестована как «одна из активисток в подготовке кулацкого восстания в с. Сорокино» и приговорена к расстрелу, замененному 10 годами заключения; в 1924 г. игум. Мариамна была освобождена. В 1925 г. за «сокрытие церковных ценностей» снова арестована, вскоре освобождена. В 1938 г. игумения была арестована в 3-й раз, признана виновной «в участии в контрреволюционной церковно-монархической повстанческой организации» и 11 марта расстреляна, многие сестры также были репрессированы. От монастырских построек сохранились: храмовой придел, настоятельский корпус, дом причта, школа, крепостная стена. К 2002 г. сохранившиеся здания монастыря объединены в комплекс «Женский монастырь Богородицы Казанской», которому постановлением Алтайского краевого законодательного собрания от 30 июня 1997 г. присвоен статус памятника архитектуры краевого значения. В зданиях монастыря размещается следственный изолятор. Ведутся разговоры о передаче зданий монастыря церкви, но пока без результата. |
Ольга Скопиченко Скопиченко Ольга Алексеевна (1908–1997) – поэтесса. Детские годы провела на Волге. В начале Гражданской войны семья эмигрировала в Харбин. Окончила русскую гимназию, училась на Юридическом факультете. В Харбине вышли ее первые поэтические сборники «Родные порывы» (1926), «Будущему вождю» (1928), в Шанхае – «Путь изгнанника» (1932). Юстина Крузенштерн отмечала в воспоминаниях, что ее, как поэтессу, «выпестовала Колосова, с чураевцами ей было не по дороге, у них были свои учителя: Ачаир, Арсений Несмелое, Леонид Ещин». Марианна Колосова и Ольга Скопиченко держались особняком как в Харбине, так и в Шанхае, а после Второй мировой войны – в Сантьяго и Сан-Франциско, их трудно причислить к какой-либо поэтической школе или группе. В этом отношении представляют интерес поздние стихи Ольги Скопиченко из книги «Памятка» (1982), освященной строительству кафедрального собора в Сан-Франциско и одному из выдающихся подвижников Русской Православной Церкви за границей епископу Шанхайскому и Сан-Францисскому Иоанну (1896–1966), причисленному в 1994 году к лику святых Русской Зарубежной Церкви, а в 2008 году – общецерковных святых Русской Православной Церкви. Поэтесса Ольга Скопиченко стала его духовной дочерью еще в Шанхае, куда иеромонах Иоанн прибыл из Сербии, избранный в 1934 году епископом Шанхайским. «Двери шанхайских церквей всегда были широко раскрыты для всех православных христиан... Каждая народность, хранившая Православие, могла считать наши храмы своими и имела возможность проявить в Церкви удовлетворение своих духовных потребностей и принимать участие в церковной жизни, подчиняясь установленным правилам. В Церкви Христовой „несть еллин, ни иудей, варвар или скиф, все одинаково суть чада Церкви " », – говорил владыка Иоанн о начале своего архиерейского служения в «новом Вавилоне», как называли в ту пору Шанхай, сумев наладить, как отмечали современники, «долгожданный церковный мир» между православными русскими, украинцами, сербами, греками. В конце жизни владыка Иоанн возвел в Америке знаменитый кафедральный собор Пресвятой Богородицы в Сан-Франциско, а в Китае начинал со строительства кафедрального собора Пресвятой Богородицы в Шанхае, придавая особое значение его росписи в традициях древнерусской иконописи. «После Петра Великого, – подчеркивал Владыка, – в России вместо подражания древнерусским иконописцам стало господствовать подражание чуждым Православию художникам Запада. Новые изображения хотя и были очень красивыми, но не соответствовали духу иконописи». |
Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 49; 2007 29 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 49; 2007 Я есмь путь и истина и жизнь. (Ин 14:6) Маленькое предисловие Уже десять лет прошло с публикации моих воспоминаний об отце (“Альфа и Омега” 1(12) за 1997 г.). Публикация стала жить своей жизнью — откликались читатели, проявляли интерес многие христианские общины, приглашали поделиться своими воспоминаниями в разных аудиториях — и в небольшом кружке друзей, и в нескольких православных гимназиях, и на радио… Частично текст перепечатан в православном календаре на 2003 год 1 . В прошедшие с тех пор годы мне удалось прочитать много писем отца, ранее не прочитанных. И из всего этого — из бесед во время выступлений, из впервые прочитанных подряд многочисленных писем за семь лет — с 1911 по 1918 гг. 2 (решающий для отца период, когда от обычного для того времени интеллигентского богоискательства он, еврей, пришел к крещению), из всех последующих событий его жизни — стала вырисовываться одна прямая линия его движения, которую и хочется обозначить словом Путь — с прописной буквы. Пожалуй, первый толчок к такому осмыслению жизни отца дал отец Алексий Уминский, когда мы с братом Дмитрием рассказывали об отце Михаиле в православной Свято-Владимирской гимназии, и отец Алексий — духовный руководитель гимназии, резюмировал свое впечатление — не помню точно, какими словами, но они были о Кресте. Здесь нет ничего удивительного, потому что эта мысль как бы подсказана самой датой расстрела отца Михаила на Бутовском полигоне — 27 сентября 1937 года — в праздник Воздвижения Креста Господня. Но с тех пор стали для меня чудесным образом выстраиваться все факты, свидетельствующие о неслучайности этой даты, о том, что линия жизни отца Михаила была направлена именно туда — к подножию Креста. В этом очерке я попыталась особенно подробно проследить по письмам к будущей жене — Наталии Дмитриевне Шаховской 3 тот этап духовного роста Михаила Владимировича, который пришелся на первую мировую войну и завершился крещением и женитьбой. Есть еще много не полностью прочитанных его писем к жене — уже матери троих детей, из Турткульской ссылки (1926–1927 гг.). Это тоже очень значительный период его жизни, который вмещает и принятие сана священника, и много серьезных размышлений о жизни, и естественную тревогу о далекой семье… Но об этом — если Бог даст — еще напишу, когда придет время. |
| |