Боханов А.Н. Ромейская имперская традиция и русское имперское перевоплощение в XV–XVI веках. Браунворт Ларс. Забытая Византия, которая спасла Запад. М., 2012. Брентано Л. Народное хозяйство Византии. М., 2010. Бриллиантов А.И. Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 г.// Бриллиантов А.И. Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 г. О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника . СПб., 2006. Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви. СПб., 2007. Буданова В.П. Великое переселение народов. В 6 лекциях. Буганов Р.Б., Э.П.Г. Иоанн III Дука Ватац//Православная энциклопедия. Т. 23. М., 2010. Бэрд Ч. Реформация XVI века в ее отношении к новому мышлению и знанию. СПб., 1897. Вальденберг В.Е. Государственное устройство Византии до конца VII века. СПб., 2008. Вальденберг В.Е. История византийской политической литературы в связи с историей философских течений и законодательства. СПб., 2008. Васильев А.А. Византия и арабы. Т. 1. Политические отношения Византии и арабов за время Амморийской династии. Васильев А.А. Византия и арабы. Т. 2. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии. Императоры Василий I, Лев VI и Константин VII Багрянородный. СПб., 1902. Васильев А.А. История Византийской империи. В 2 т. СПб., 1998. Васильев А.А. Падение Византии. Эпоха Палеологов (1261–1453). Л., 1925. Васильевский В.Г. Избранные труды по истории Византии. В 2 книгах. М., 2010. Васильевский В.Г. Лекции по истории Средних веков. СПб., 2008. Вениаминов В. Краткие сведения о жизни и мысли св. Григория Паламы //Святитель Григорий Палама . Триады в защиту священнобезмолвствующих. М., 1995. Вернадский Г.В. Византийские учения о власти царя и патриарха//Сборник статей, посвященных памяти Н.П. Кондакова . Прага, 1926. Вертеловский И. О заслугах императора Феодосия Великого по отношению к вере и Церкви//Христианские императоры Рима. Пермь, 2005. Византийские легенды. СПб., 2004. Виймар Пьер. Крестовые походы. Миф и реальность Священной войны. Виктор Витенский. История гонений в Африканских провинциях//Церковные историки IV–V веков. М., 2007.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1920 г. решением Каменского уездного исполкома К. м. был закрыт, некоторые монахини остались в Каменске и окрестных деревнях. В трапезной части монастырской Преображенской ц. были размещены сельскохозяйственные курсы, но богослужения продолжались еще неск. месяцев. 27 окт. 1921 г. храм был закрыт, в том же году прекратились богослужения и в Казанской ц. В 1921-1925 гг. насельницы (30 чел.) боролись за сохранение обители, безрезультатно обращались к властям с просьбой сдать им в аренду помещения мон-ря для образования сельскохозяйственной артели. Впосл. в монастырских помещениях располагались хозяйственные службы: в 2-этажном келейном корпусе и трапезной домовой церкви - администрация Синарского р-на, в Преображенском храме - склады. В шлакоблочном здании, пристроенном к храму, работал хлебозавод. В 80-90-х гг. XX в. территорию мон-ря со всеми постройками занимали склады Мин-ва по чрезвычайным ситуациям (МЧС) РФ. К нач. 1999 г. все имущество МЧС было вывезено. Основные постройки сосредоточены в юж. половине мон-ря. Корпус келий и трапезной имеет в плане форму прямоугольника, вытянутого по оси «запад-восток», фасады выдержаны в стиле позднего классицизма. К юго-западу от корпуса находятся 5-главая Преображенская ц. и колокольня, к-рые определили архитектурный ансамбль мон-ря. Далее, почти у самой стены, стояла часовня. Обитель окружала невысокая глухая каменная ограда, на юж. участке с уступами. После закрытия К. м. были постепенно разобраны ограда, часовня, деревянные службы. Утрачены главы храма, разрушены колокольня, апсида Преображенского храма; сделан ряд пристроек. В 1940 г. корпус келий и трапезной был отремонтирован, проведены частичная внутренняя перепланировка, пристройка портиков и балконов. Несмотря на разрушения и утраты, в ансамбле монастыря сохранился редкий для Урала декор, стилизованный в духе допетровского барокко. Монастырский комплекс сохранил градостроительное значение, доминируя в панораме сев. части исторического центра Каменска-Уральского. К 2012 г. комплекс зданий, входящих в состав обители, включен в гос. список памятников истории и культуры Свердловской обл. как образец архитектуры местного значения.

http://pravenc.ru/text/1470101.html

пос. Васильсурск Воротынского р-на); основан в XVII в., упразднен в 1764), Троицкий Княгининский (мужской, в Княгинине; основан не позднее 80-х гг. XVII в., упразднен в 1764), Дерновская Спасская пуст. (мужская, близ совр. с. Бармина Лысковского р-на; основана не позднее XVII в., когда была приписана к нижегородскому в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужскому монастырю , упразднена в 1764), Серафимо-Понетаевский (женский, в с. Понетаевка совр. Шатковского р-на; основан как община в 1864, мон-рь с 1869, закрыт в 1925, в наст. время в одном из корпусов расположен скит Серафимова Дивеевского во имя Св. Троицы женского монастыря ), Ягодинский Введенский (женский, близ с. Ягодного совр. Перевозского р-на; основан как община в 1864, мон-рь с 1882, закрыт в 20-х гг. XX в.), Медянский Покровский (женский, близ с. Медяна совр. Пильнинского р-на; основан как община в 1877, мон-рь с 1897, закрыт в 1921), лукояновский Тихоновский (женский, в Лукоянове; основан в 1887 как община, с 1896 мон-рь, закрыт в 1928), Спасская Троицкая община (женская, в с. Спасском совр. Спасского р-на; основана в 1888, закрыта в 1922), Спасская Азрапинская община (женская, близ с. Азрапина совр. Починковского р-на; учреждена в 1905, закрыта после 1917). Арх.: РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 218. Л. 89, 102, 227, 321, 330; Д. 272. Л. 36; ЦАНО. Ф. 1016. Оп. 2. Д. 26; Д. 152. Л. 201-204; Ф. Р-1395. Оп. 1. Д. 34; Ф. Р-5899. Оп. 1. Д. 64. Л. 152-154; Оп. 2. Д. 2. Л. 85; Д. 201, 205. Ист.: Определения Свящ. Синода//ЖМП. 2012. 4. С. 7-8; 2013. 11. С. 9; Служения и встречи Свят. Патриарха Кирилла//Там же. 12. С. 21; Наречение и хиротония архим. Силуана (Глазкина) во еп. Лысковского и Лукояновского//Там же. 2014. 1. С. 19-21. Лит.: ИРИ. Т. 3-4; Макарий (Миролюбов), архим. История Нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о Нижегородских иерархах с 1672 до 1850 г. СПб., 1857. С. 1-9; Корольков К. Н. Об открытии и закрытии епархий в Русской Церкви. К., 1876. С. 91; Дурново Н. Н. 900-летие рус. иерархии, 988-1888: Епархии и архиереи.

http://pravenc.ru/text/2110942.html

Савин А. И. «Город солнца»: К истории одной религиозной утопии в Советской России// Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2009 . Т. 8. Вып. 1. С. 45–49. Сафонов Д. В. Патриарх Тихон и советская власть: к проблеме государственно-церковных отношений в 1922–1925 гг.: дис... канд. ист. наук. М., 2004. Свитич А. Православная Церковь в Польше и ее автокефалия//Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ столетии. 1917–1950 гг. М., 1997. Терентьев А. А. Буддийская церковь в 1917–1942//Журнал «Буддизм в России» Троцкий Л. Д. Моя жизнь. Опыт автобиографии. Т. 2. М., 1990. Феодосий ( Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917–1943) М., 2004. Филиппов Б. А. Очерки по истории России. ХХ век. М., 2012 Фотиев К., прот. Попытки украинской церковной автокефалии в ХХ в.//Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ столетии. 1917–1950 гг. М., 1997. Цыпии В. А., прот. Каноническое прано. М., 2009. Шиленок Д., свящ. Из истории Православной Церкви в Белоруссии (1922–1939). М., 2006. Шкаровский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви ХХ века. СПб., 1999. Шкаровский М. В. Партия и Церковь в раннем Советском государстве. 2007//Вестник церковной истории. 2008. 1. С. 259–263]. Шкаровский М. В.. Черепенина Н. Ю. История Евангелическо-Лютеранской Церкви на Северо-Западе России, 1917–1945. СПб.. 2004. Шкурин А. В. Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б)–ВКП(б) и ее деятельность по реализации политики Политбюро по отношению к Русской Православной Церкви в 1922–1929 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. М.. 2005. Шкурин А. В. Русская Православная Церковь и советская внешняя политика в 1922–1929 гг.: По материалам Антирелигиозной комиссии//Вестник церковной истории. 2006. 1. С. 162–175. Для подготовки биографических справок и именного указателя использовались также: Православная энциклопедия; Католическая энциклопедия; «Электронная еврейская Энциклопедия; база данных «Жертвы политического террора в СССР» (компакт-диск; 4-е изд. М., 2007); Архив Александра Н. Яковлева; «Справочник по истории Коммунистической партии и Советского Союза (1898–1991)»; электронная база данных «За Христа пострадавшие» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и другие интернет-ресурсы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1811 г., после упразднения автокефалии ГПЦ и включения ее в состав РПЦ в виде Грузинского Экзархата , епархии были укрупнены и территории Мцхетской, Тбилисской и др. епархий Картли вошли в состав Мцхетско-Карталинской (Мцхетско-Тифлисско-Карталинской) епархии Экзархата, 30 авг. 1814 г.- в состав Карталинской. 28 дек. 1818 г. все епархии Вост. Грузии были объединены в Карталино-Кахетинскую епархию , к-рой управлял экзарх Грузии. Восстановленные в 1917 г. Мцхетская и Тифлисская епархии заняли в церковной иерархии ГПЦ 1-е и 2-е места соответственно. Католикосы-патриархи Грузии управляли М.-Т. е. с помощью викариев (хорепископов). Первым викарием М.-Т. е. 28 мая 1922 г. был назначен еп. Манглисский Христофор (Цицкишвили; впосл. католикос-патриарх всей Грузии Христофор III ), хиротонисанный во архиерея 18 марта 1922 г. (НА Грузии. Ф. 2100. Оп. 1. Д. 9. Л. 2). 13 июня 1922 г. он был назначен епископом Урбнисским; с 12 янв. 1923 г. по 23 февр. 1925 г. в связи с арестом католикоса-патриарха всей Грузии исп. Амвросия (Хелаи) и др. членов Католикосского совета исполнял обязанности местоблюстителя главы Церкви ( Каллистрат (Цинцадзе), патриарх. 2001. С. 244). 23-26 февр. 1925 г. Католикосский совет постановил освободить митр. Христофора от должности временного заместителя католикоса-патриарха, дать ему месячный отпуск, а управление М.-Т. е. и Урбнисской епархией поручить еп. Цилканскому Павлу (Джапаридзе), к-рый управлял епархиями до конца апреля (Архив Грузинской Патриархии. Оп. 1. Д. 34. Л. 48, 51, 55). 30 окт. 1925 г. на Католикосском совете постоянным преемником католикоса-патриарха был избран Каллистрат (Цинцадзе ; впосл. католикос-патриарх), возведенный в сан митрополита и назначенный на Ниноцминдскую кафедру ( Гамахария. 2012. С. 223). В 1925-1927 гг., когда католикос-патриарх исп. Амвросий часто болел, выполнение своих обязанностей и управление М.-Т. е. он доверял митр. Каллистрату. 12 янв. 1927 г. митр. Каллистрат был освобожден от должности Ниноцминдского архиерея и преемника католикоса-патриарха ( Каллистрат (Цинцадзе), патриарх.

http://pravenc.ru/text/2564528.html

В 1933-1937 гг. в Мелекессе жил в ссылке викарий Уфимской автокефальной епархии андреевского течения (см. статьи Андрей (Ухтомский) , еп.; Истинно православные христиане и Катакомбное движение ) Бирский еп. Вениамин (Троицкий) . В 1934 г. он разорвал отношения с еп. Андреем, а к 1936 г., по-видимому, пересмотрел свои взгляды и на автокефалию Уфимской епархии. В 1933 - нач. 1934 г. в городе жил иером. прмч. Владимир (Пищулин) . 4 нояб. 1935 г. на Ульяновскую кафедру с титулом «Ульяновский и Мелекесский» был назначен еп. Владимир (Горьковский) . До ареста 29 июля 1937 г. он также жил в Мелекессе, служил в Никольской ц. Не ранее апр. 1936 г. еп. Владимира в Мелекессе посещал Куйбышевский архиеп. Ириней (Шульмин) . Последнему удалось добиться согласия властей Куйбышевского края на регистрацию еп. Владимира с правом служения в Ульяновске. Епархия продолжала именоваться Ульяновской (с 2001 Симбирская) и Мелекесской до 2012 г., когда из нее была выделена самостоятельная Мелекесская и Чердаклинская епархия . В 1924-1929 гг. существовало обновленческое М. в. раскольничьей Самарской епархии, в 1929-1932 и в 1934-1937 гг. входило в Ульяновскую епархию; кафедра располагалась в мелекесском Александро-Невском соборе. Обновленческие Мелекесские «епископы»: Сергий Сердобов (12 апр. 1924 - 8 мая 1925, 26 мая - 4 июля 1925), Георгий Лапшин (8-26 мая 1925, 4 июля 1925 - 11 нояб. 1927, 1930 - 30 марта 1932), Николай Соколов (25 марта 1928 - май 1929), Александр Георгиевский (нач. 1934 - 9 дек. 1937). Лит.: Лавринов В. В. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екат., 2001. С. 129; он же. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 55, 208, 425, 515, 635-636; «Обновленческий» раскол. С. 727, 873, 946; Зимина Н. П. Викарии Уфимской епархии 1920-х гг.: сщмч. еп. Вениамин (Троицкий; 1901-1937)//ЕжБК, 2004. С. 323-349; она же. Путь на Голгофу: Жизнеописание и духовное наследие сщмч. Симона, еп. Охтенского. М., 2005. Т. 1. С. 292-294; Печерин А. В. Крест архипастыря: Мат-лы к биографии сщмч. Аркадия (Ершова), еп. Екатеринбургского. Екат., 2015. С. 65; Косых И. Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832-1989 гг.//www.pravoslavie.ru/31328.html [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/2562816.html

Во время Первой мировой войны церковь сильно пострадала: были выбиты окна, изрешечена осколками и пулями крыша, повреждена звонница. К весне 1922 года, когда большинство беженцев-сельчан вернулось в родную деревню, решено было заняться ремонтом церкви. Но в результате сильной грозы, случившейся 24 мая 1923 года, сгорел купол, а в феврале 1925 года в церкви вновь произошёл пожар, в результате которого деревянный храм полностью сгорел. Богослужения стали проходить в маленькой кладбищенской церкви. " За польским часом " по восточной части Польши прокатилась волна закрытий и занятия католиками православных церквей и монастырей. Одной из первых закрыли церковь Сергия и Германа Валаамских, построенную в Белоозерском скиту в 1909 году и принадлежавшую Яблочинскому монастырю (обитель тогда находилась в Холмском уезде, на территории Польши, по левую сторону Западного Буга, а сам храм располагался по правую сторону, на Белом озере (рыбном угодье монастыря), в скиту. Жители Омеленецкого прихода, узнав о том, что монастырскую скитскую церковь закрыли, собрали средства и в 1925 году выкупили её, разобрали, и по железной дороге со станции Дубица перевезли до ст. Черемха, а оттуда подводами в Омелец. Полученной страховки по факту пожара и пожертвований хватило, чтобы выкупить в Яблочинском монастыре готовую церковь. Возведение перевезённой церкви из-за тяжёлого материального положения прихожан затянулось на пять лет. Строительство начато было только 6 мая 1927 году и закончено 16 мая 1930. Об этом свидетельствует надпись внутри купола, обнаруженная весной 2012 года при ремонте. Храм в честь Воздвижения Честнаго Креста Господня был освящён 7 сентября 1930 года. Церковь приняла тот вид, который имеет и по сей день. В своё время к Свято-Крестовоздвиженской церкви было приписано 18 деревень в округе. В годы Великой Отечественной войны немецкие солдаты сняли с омеленецкой церкви все колокола и отправили на переплавку в Германию. В период освобождения Беларуси от фашистов, на звоннице находился наблюдательный пункт советских войск. Кругом рвались снаряды, но церковь осталась нетронутой. Настоятель храма, отец Евгений Мисиюк с церковного амвона призывал верующих молиться за спасение Отечества, был инициатором сбора и отправки посылок для бойцов, за что получил благодарственное письмо от маршала Жукова. В день Победы 9 мая 1945 года в Крестовоздвиженской церкви был отслужен благодарственный молебен. Отец Евгений в письме к Жукову написал о молебне и, поздравляя его с Победой, пожаловался, что все колокола с церкви были увезены оккупантами. Письмо дошло до адресата, и маршал несмотря на занятость, прислал в деревню " посылку " ... весом в тонну - три колокола!. Колокола повесили при помощи прихожан и солдат Бобинской погранзаставы. В ответ на драгоценный дар, женщины прихода связали около сотни пар шерстяных носков и послали солдатам Жукова.

http://sobory.ru/article/?object=27550

После освящения храма пустынь получила устав заштатного общежительного скита. В 1886-1890 годах строители из Великого Устюга возвели в пустыни каменный двухэтажный келейный корпус. Чуть позднее здесь были построены еще два деревянных жилых корпуса. В скиту постоянно проживали до восьми человек во главе со строителем-иеромонахом из монастыря. Здесь ежедневно совершались богослужения: утрени, литургии и вечерни с монастырским правилом. В летнее время в скит приезжало множество паломников. Во времена лагеря в скиту до 1925 года содержалась большая группа «политиков» — эсеров, меньшевиков, а после вывоза их в июле 1925 года на материк, Савватиево превратилось в обычную лагерную командировку. В период Великой Отечественной войны на территории скита располагалась школа юнг ВМФ, размещались учебные классы, штаб и жилье для командно-преподавательского состава. В послевоенные годы вокруг скита поддерживались сенокосы, жили наемные рабочие Учебного отряда Северного флота. В 70-80-е годы ХХ века скит несколько раз безуспешно пытались приспособить для базы отдыха. Летом 1994 года в скиту возобновилась монашеская жизнь. Монахи начали приходить туда по одному — для уединенной молитвы и отдыха. Рядом с братским корпусом были разбиты огороды и устроены теплицы, где выращиваются овощи для монастыря. В дальнейшем в скиту стал постоянно проживать один из иноков. С началом огородных работ на помощь к нему приезжают братия монастыря и паломники. В 2002 году на месте кельи преподобных Савватия и Германа был  установлен четырехметровый поклонный крест. Летом 2005 года начались реставрационно-восстановительные работы в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». Реставрация интерьеров закончилась осенью 2009 года. Немногим ранее над храмом была установлена глава и обновлены его фасады. Продолжается реставрация колокольни. Богослужения в храме пока совершаются лишь в престольный праздник. 20 августа 2012 года чин великого освящения возрожденного храма Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3170779...

Конечно, обязательно нужно молиться о Церкви, которая была, есть и будет, надеюсь, духовной скрепой, духовной силой нашего народа. Если у кого-то останется время, помолитесь и о Патриархе, который очень нуждается в ваших молитвах. Этими молитвами, верю, живу и действую. Если что-то совершаю, что, может быть, имеет какое-то положительное значение, то несомненно опираясь на эту духовную поддержку всего верующего народа и, прежде всего, конечно, епископата, который находится в единомыслии с Патриархом, монашествующих, духовенства и всех вас, мои дорогие братья и сестры. Пусть Господь хранит Отечество наше, Церковь нашу в единстве и духовной силе. И да благословит Он каждого из вас Своим милосердием и Своей любовью. Христос Воскресе!» Из Троицкого собора Святейший Патриарх Кирилл в сопровождении митрополита Варсонофия, епископа Назария, епископа Силуана и духовенства проследовал на Никольское кладбище монастыря, где посетил места погребения ряда преподавателей Санкт-Петербургских духовных школ и возложил цветы на их могилы.  Святейший Владыка побывал на могилах протоиерея Игоря Мазура (1940-2016), Ивана Милетовича Ружанского (1928-2012), протоиерея Георгия Тельписа (1938-2012), Михаила Юхановича Садо (1934-2010), архимандрита Ианнуария Ивлиева (1943-2017), протоиерея Иоанна Белевцева (1928-2019), протоиерея Аркадия Иванова (1925-2020), протоиерея Василия Стойкова (1929-2020), протоиерея Георгия Минаева (1937-2021), Михаила Ивановича Ващенко (1935-2021), Владимира Иосифовича Бронского (1933-1996), протодиакона Андрея Чижова (1944-1999), протодиакона Павла Герасимова (1930-2002).  Посещая могилы, Святейший Владыка делился с присутствовавшими воспоминаниями о почивших профессорах и преподавателях Санкт-Петербургской духовной академии, в которой в этом году отмечают 75-летие возрождения и 300-летие начала духовного образования в Северной столице. У могилы Патриаршего архидиакона Андрея Мазура (1926-2018) Святейший Патриарх Кирилл побеседовал с матушкой почившего священнослужителя Иулианией Мазур. Была возглашена «Вечная память» приснопамятному отцу Андрею. 

http://patriarchia.ru/db/text/5927407.ht...

В марте 1919 г. постановлением Рязанского губисполкома в Д. м. был организован санаторий для туберкулезных больных, сестры проживали в 2 корпусах. К маю 1920 г. Д. м. был закрыт. В 1925 г. в зданиях обители находилась Барятинская коммуна. К нач. 30-х гг. XX в. в коммуне было ок. 100 га пахотной земли, до 300 свиней, до 50 коров, более 500 овец, 50 лошадей; имелось 2 трактора «Фордзон» с комплектом плугов и сеялок. В 1930-1931 гг. большинство зданий и ограда были сломаны, 200 тыс. шт. кирпича увезено в Воронеж. 77-летняя игум. София подвергалась репрессиям и была вынуждена уехать в Москву. В 1933 г. коммуну расформировали, совхоз «Барятинский» вскоре был упразднен, территория мон-ря пребывала в запустении. В 2005 г. рухнула колокольня. По состоянию на 2007 г. сохранились настоятельский корпус с 2 башнями, кирпичный одноэтажный дом, 2 деревянных келейных корпуса на каменных фундаментах, 2 кирпичных амбара; восстановление Д. м. не планировалось. http://www.pravenc.ru/text/171347.html Комментарии и обсуждение На 21.04.2013 г. в здании находится отделение почты России. В этом здании, так хорошо представленном фотографиями Владимира Поваляева и Артёма Меньшикова, действительно находится почта (индекс 399838). Однако есть обоснованные сомнения в том, что эти фотографии должны присутствовать на данной странице, посвящённой Михайловской церкви в с. Барятино: 1) Архитектура этого милого одноэтажного здания с двумя кокетливыми остроконечными башенками совершенно не соответствует стилю церковных сооружений Данковского района, да и в целом РПЦ. 2) В статье Татьяны Шебановой от 1.10.2012 прямо написано, что в 1932 церковь была закрыта, а затем разобрана на хозяйственные нужды. 3) Архивная фотография, загруженная Светланы Шебановой, демонстрирует нам что-то совсем иное, монументальное, в традиционном для церквей стиле. 4) Будучи в с. Барятино 4.7.2013 на территории агрофирмы ОАО " Росагроальянс " в 300 м от здания почты вверх по склону долины я обнаружил руины кирпичного сооружения с элементами архитектурных украшений, которые вполне могут остатками именно Михайловской церкви. (См. http://www.panoramio.com/photo/101735581)

http://sobory.ru/article/?object=29430

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010