В кон. 30-х - нач. 40-х гг. XX в. баптисты продолжали молиться в частных домах. В Ст. Руссе они собирались даже во время Великой Отечественной войны. С 1947 г. общины Боровичей (лидеры - Ф. Ф. Сорокин и В. Т. Девяткин) и Ст. Руссы (Г. Н. Спиридонов) предпринимали попытки официальной регистрации, но добиться ее община евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) в Боровичах смогла лишь в 1967 г. В Новгороде в 50-60-х гг. XX в. молитвенные собрания баптистов проходили в основном на квартирах членов общины. Затем община арендовала дом в с. Бронница Новгородского р-на, а в 1971-1980 гг.- дом 29 по ул. Большевиков в Новгороде, принадлежавший активной латышской баптистке, члену церкви с 1920 г. Е. К. Козловой. Одновременно верующие неск. раз предпринимали попытки зарегистрировать общину в Новгороде, к 1970 г. она насчитывала более 50 чел. 14 дек. 1973 г. члены городской общины обратились в Новгородский горисполком и к уполномоченному Совета по делам религий при СМ СССР по Новгородской обл. Д. Н. Игнатову с просьбой зарегистрировать общину ЕХБ, но получили отказ. В окт. 1976 г. новгородская община направила еще одно ходатайство о регистрации через Всесоюзный Совет ЕХБ непосредственно в Совет по делам религий при СМ СССР. На основании решения Совета по делам религий при СМ СССР от 28 дек. 1976 г. (протокол 11) религ. объединение верующих ЕХБ в Новгороде все же было зарегистрировано. С кон. 70-х гг. XX в. были зарегистрированы баптист. общины в Пестове, Парфине, Крестцах. В 1981 г. новгородской общиной был приобретен Дом молитвы в пос. Деревяницы (ныне в черте г. Вел. Новгород), где и совершались богослужения. 20 янв. 1999 г. зарегистрировано Региональное объединение евангельских и баптистских церквей Н. о., входящее в состав Российского союза евангельских христиан-баптистов. В 1994-2000 гг. возведен храм Христа на ул. Кочетова в Вел. Новгороде, 9 июля 2000 г. состоялось его освящение. В региональное объединение входят 8 религ. орг-ций в городах Боровичи, Вел. Новгород, Ст. Русса, поселках Крестцы, Парфино, Пестово и Шимск, дер. Чечулино Новгородского р-на; ранее в него входила также орг-ция в М. Вишере (зарегистрирована 19 дек. 1991, снята с регистрации 5 февр. 2016). Кроме того, под юрисдикцией объединения действуют 9 незарегистрированных групп. Баптисты Н. о. ведут активную социально-культурную деятельность: организуют концерты, научные конференции, участвуют в подготовке и проведении праздников в Н. о., реализации социальных программ.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

1437 Фосдик З. Г. Мои Учителя. сс. 271, 405; Ср. Агни-Йога. Откровение. 1920–1941, М., 2002, с. 251. Последнее видение очень похоже на сайентологические советы по быстрейшему выходу на контакт с духами космоса. Инструкция сайентологов предлагает (одитор – это инструктор, преклир – посвящаемый): «Точные команды одитинга для одитирования коммуникации являются следующими: Первичные коммуникации: Одитор: «Пусть кто-нибудь, находящийся вот тут», (указывает точку в воздухе), «начнет говорить вам «Привет«». Преклир выполняет это, а сам молчит. Когда этот процесс проводится уже долго, одитор говорит: «Начните говорить «Привет» этой живой точке, находящейся вот там». Преклир делает это, вслух или про себя. Ответы: Одитор: «Пусть точка, находящаяся вот тут, начнет говорить вам «Хорошо»». Преклир делает это много раз. Одитор: «Начните говорить «Хорошо» точке, находящейся вот там». Подтверждения: Одитор: «Пусть точка, находящаяся вот тут, начнет говорить вам «Я это сделал " ». Когда преклир сделает это много, много раз: Одитор: «Начните говорить «Я это сделал» точке, находящейся вот там» (Хаббард Л. Рон. Дианетика 55! Киев, 1994, с. 179). Для сравнения: «Друзья из Высшего Мира Надземного большею частью безымянны… Не пытайтесь узнавать Их имен. И на Земле имеются Невидимые Друзья. Нужно послать Им привет» (Надземное, 588). 1440 «Владыка, дня два назад я слышала поверх других звуков кристально чистые звкуи, откуда неслись они? – С Венеры. – Неужели я могу уже слышать звуки Венеры? – Да» (Агни-Йога. Высокий Путь (часть 2:1929–1944). М., 2002, с. 209). 1441 Фосдик З. Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922–1934. М., 1998, с. 246. 1442 Ксения Мяло, как всегда, пробует за меня предугадать мои реакции на те или иные имена или события: «… Гагарин – воображаю, однако, какой скрежет зубовный должно вызывать это имя у Кураева» (Мяло К. Звезда волхвов или Христос в Гималаях. М., 2000, с. 162). Нет, Ксения Григорьевна, никакого скрежета при упоминании Гагарина я не издаю (хоть и считаю странным, что слава пассажира (Гагарина) затмила славу конструктора (Королева)). А вот если и дальше космонавты будут увлекаться рерихианским «космизмом», то к Венере и в самом деле вскоре будут летать только «по старинке» – на мётлах.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

в кон. 1967 - нач. 1968 г., когда в регион из Иркутской обл. и Красноярского края прибыло ок. 70 иеговистов, в основном выходцев из Зап. Украины, поселившихся в пос. Курджиново (Урупского р-на). Переселенцы установили связи со своими единоверцами на Ставрополье и в Краснодарском крае и развернули широкую агитационную работу. В 1994 г. была зарегистрирована община в пос. Курджиново, в 1998 г.- в Черкесске. Построено 3 молитвенных дома («залы царств»): 2 в Курджиново, 1 в Черкесске. Деятельность адвентистов седьмого дня впервые была зафиксирована в Черкесске в 1957 г. В 1961 г. в городе появились группы адвентистов-реформистов, в 1978 г. в республике проживало несколько последователей этого течения. Община адвентистов зарегистрирована в К.-Ч. в 1995 г. Ислам. Относительно раннее появление ислама на территории К.-Ч. подтверждают найденные в Н. Архызе 2 каменных надгробных плиты 1044 г. с надписями на араб. языке: «Нет Бога кроме Аллаха». На юж. окраине Усть-Джегуты сохранились развалины строения, предположительно мусульм. мавзолея, с араб. надписями XIII-XIV вв. Однако ислам не получил широкого распространения в христианизированном Аланском гос-ве. Активная исламизация народов Сев. Кавказа связана с политикой Османской империи. В 1641 г. Э. Челеби писал о медленном распространении ислама среди абазин, карачаевцев и кабардинцев на В. Кубани и Куме, остававшихся большей частью язычниками. Наиболее активно к исламу приобщались адыги, абазины и карачаевцы в XVIII-XIX вв., когда присутствие Турции на Кавказе было наиболее значимым. В кон. XIX - нач. XX в. ислам сыграл положительную роль в развитии культуры народов совр. К.-Ч., в школах при мечетях детей учили грамоте. В 1920 г. на Сев. Кавказе утвердилась советская власть, но политика воинствующего атеизма не сразу затронула горские аулы. Пытаясь найти поддержку среди горцев, новая власть сохраняла нек-рое время шариатские суды, не закрывала мечети и религ. школы, привлекала к сотрудничеству мусульм. духовенство. Во властных структурах Карачаевского окр.

http://pravenc.ru/text/1681005.html

До революции авторитет Чеснокова как замечательного регента утверждался еще деятельностью его в 1911–1916 годах на летних курсах при Регентском училище, основанном Смоленским. «Хор курсов ежегодно по окончании занятий пел заупокойную Литургию и панихиду по Смоленскому под управлением Чеснокова в церкви Спаса на Крови в Санкт-Петербурге и вызывал всеобщее восхищение у многочисленных слушателей молящихся» . Павел Григорьевич неоднократно выезжал из Москвы по приглашению с мест для дирижирования духовными концертами (Харьков, 1911; Нижний Новгород, 1914; Кинешма, 1925). В советские годы Чесноков пять лет (1922–1927) возглавлял Государственную академическую хоровую капеллу, единственный в Москве большой профессиональный хоровой коллектив, и всегда хор пел, «как один человек, как настоящий коллектив-художник» . Он руководил также хором Московского Пролеткульта (1928–1932), вокально-хоровым ансамблем (1933–1938). Наследие Чеснокова в области духовной музыки огромно: оно включает в себя 38 опусов и 17 произведений без опуса, в целом более трехсот песнопений. До революции все произведения Чеснокова печатались в издательстве П. Юргенсона. Во второй половине 1920-х годов 17 песнопений были размножены на гектографе благодаря П. М. Кирееву, ранее владельцу издательства. В 1990-е годы в Москве было предпринято несколько попыток издания. В 1992 году Российское музыкальное издательство выпустило репринт Литургии ор. 42 как часть серии, подготовленной по материалам Издательского отдела Московского Патриархата под руководством Высокопреосвященного Питирима, митрополита Волоколамского и Юрьевского. В 1994–1995 годах планировалось «Собрание духовно-музыкальных сочинений» Чеснокова, были изданы три тетради с опусами 6, 33, 30, 19, 9 (редакторы и авторы вступительной статьи в первой тетради – А. Г. Муратов, Д. Г. Иванов). В наши дни публикацию всех неизданных сочинений осуществило издательство «Живоносный источник» в четырех выпусках «Духовных произведений для хора a cappella» . Подготовка нотной публикации с точными источниковедческими комментариями выполнена А.А. Наумовым, большим знатоком жизни и творчества композитора; им же составлен подробный «Перечень духовно-музыкальных сочинений П. Г. Чеснокова», дающий ясное и четкое представление о хронологии его творчества с 1895 по 1927 год .

http://pravoslavie.ru/107493.html

В начале 1990-х годов произошло удивительное единение «белых» и «красных», потому что те, кто уехал в 1920-е годы, разделяли идеологию белого офицерства, а их потомки (многие родились в эмиграции) приехали на свою историческую родину и встретили здесь людей, окончивших советские суворовские и нахимовские училища. Это один из удивительных феноменов того времени: люди не стали выяснять идеологические разногласия и проявлять какие-то политические амбиции. Они объединились в главном: надо думать, как спасать молодое поколение страны. Первые корпуса появились в 1992 году в Новосибирске, в 1994-м – в Новочеркасске и в Москве. Это была «инициатива снизу», инициатива энтузиастов, горевших идеей возродить кадетские корпуса. Я думаю, что в новой России пока еще нет такого социального явления, такого успешно реализованного «социального заказа», как кадетские учреждения. Именно заказа гражданского общества. Давно известно, что нельзя ничего искусственного, «мертворожденного» навязать социуму. Реальной жизнью всё равно это будет отторгнуто. Порой представители власти придумывают какую-нибудь новацию и начинают ее усиленно «внедрять». Как правило, впустую. Помнится, придумали лозунг: «Заберём всех беспризорников и отправим их в кадетские корпуса». Ничего не получилось, потому что идея была изначально неправильная, непродуманная. Но вот то, что сумело возродиться инициативой «снизу», благодаря усилиям граждан, – это и есть настоящее, прочное, необходимое. Возрождение в стране кадетской модели наглядно свидетельствует, что о развитии системы воспитания детей и подростков надо заботиться ежедневно и ежечасно. А не по случаю либо больших праздников, к примеру, очередного юбилея Дня Победы, либо драматических событий, к примеру, как на Манежной площади. Когда вдруг снова вспомнили, что ребят, оказывается, надо воспитывать. И не только в семье, но и в школе. У нас в стране сегодня более 150 кадетских образовательных учреждений только в системе образования и науки. Представьте динамику: в 1992-м появился первый кадетский корпус, прошло 18 лет – их уже более 150! Значит, дело это живое, жизненно необходимое! Напомню, что в 1917 году в императорской России был 31 кадетский корпус. Где воспитывали элиту Российской империи: выдающихся полководцев, военных, педагогов, художников, писателей.

http://pravoslavie.ru/46123.html

Государь император собственноручно начертал: " Прочел с удовольствием и согласен " . К началу 1910-х годов село стало центром Романовской волости в составе Барнаульского уезда. В это время здесь имелись двухклассное училище Министерства народного просвещения, хлебозапасный магазин, казенная винная лавка. В 1920 году в селе располагались: народный дом, школа I ступени, почтовое отделение, портняжная, сапожная, пимокатная и кузнечная мастерские, маслозавод. В 1924 году открылась аптека. К 1937 году в селе завершилась коллективизация, образовалась шесть колхозов: " Веселый труд " , " Знамя труда " , им. Шевченко, " Спартак " , " Большевик " , им. Мамонтова. На фронт Великой Отечественной войны из Романово ушли 924 человека, не вернулись 407 человек. С 1924 года село входило в состав Завьяловского района. 15 января 1944 года был образован Романовский район. В 1950 году произошло укрупнение колхозов, расположенных в селе. Колхозы " Веселый труд " , " Знамя труда " , им. Шевченко объединились в колхоз им. Маленкова, который в 1957 году был переименован в колхоз им. Фрунзе; колхозы " Спартак " , " Большевик " , им. Мамонтова объединились в колхоз им. Мамонтова. В 1971 году оба колхоза преобразованы в совхоз " 53-й октябрь " , который в 1994 году реорганизован в ТОО " Романовское " , в 2000 году - в ЗАО " Романовское " . В начале 2010-х годов в селе находятся маслозавод, бытовые, строительные предприятия, школы, детсады и ясли, медицинские учреждения, спортсооружения, библиотеки. В Романовском районе расположен ряд целебных озер: Горькое (Горчина), Сульфатное (Мормышанское), Молоково, Малая Горчина. На гербе Романовского района доминирует фигура серебряной церкви с золотым куполом: " она заключает в себе историю рождения Романовского района, символизирует собой объединение людей, в широком смысле это символ соборности русского человека " . Статистика Религия Со времени основания заселки Чудские пруды и Абрамовская Дубрава входили состав прихода Никольской церкви села Старо-Бутырского Томской епархии . В начале XX века в Романово был построен Богородице-Рождественский храм и учрежден самостоятельный приход. В годы советской власти храм был закрыт, здание разобрано.

http://drevo-info.ru/articles/13671672.h...

edn» (Clarendon Press, 1993) и The Christian God (Clarendon Press, 1994). Для целей настоящей книги не принципиально, как конкретно мы понимаем «всемогущество», «всеведение» и иные качества, присущие Богу. 18 См., например, L.W. Grensted, A Short History of the Doctrine of the Atonement (Longmans, 1920). 19 Полное изложение этой теории см. в моей работе Responsibility and Atonement (Clarendon Press, 1989), в особ. ch. 10. 21 1,4 Тем не менее я бы не хотел на данном этапе прибегать к учению о Троице, поскольку полагаю, что доктрина воплощения может быть изложена и без предположения о том, что Бог состоит более чем из одного Лица. Хотя, мне кажется, серьезное восприятие того, что написано авторами евангелий и других книг Нового Завета о божественной природе Иисуса, должно привести нас к восприятию его как личности, в известной степени самостоятельной по отношению к Отцу. (См. далее главу 8). В книге The Christian God (ch.8) я на основании независимых априорных источников обосновывал положение о том, что Бог состоит из трех Лиц. 22 Дуне Скот ясно представлял себе это в отношении Бога; что будет достаточным возмещением для Бога, зависит от того, что Он посчитает достаточным. См. цитаты и обсуждение в Grensted, A Short History of the Doctrine of the Atonement, 158–60. Тем самым Дуне Скот увел дискуссию в сторону от разговора о том, что для возмещения грехов нашей бесконечной испорченности необходима в качестве жертвы бесконечная добродетель. 26 Фома Аквинский цитирует Августина: «Ничто не является столь необходимым для укрепления нашей надежды... как если бы нам показали, сколь сильно Бог любит нас». De TrinitateXIll, 10 (PL 42:1024). 27 S. Kierkegaard, Philosophical Fragments, trans. D.F. Swanson (Princeton University Press, 1962), ch. 2. 28 Фома Аквинский цитирует проповедь Августина (Sermo CCCLXXI, 2 (DeNativitateDomini) (PL 39:1660)): «Следовательно, Бог стал человеком для того, чтобы стать зримым для человека и человек мог увидеть Его; чтобы был тот, за кем человек мог последовать».

http://azbyka.ru/otechnik/Richard-Suinbe...

И. Нумерология – гипотетическая математика.//Дельфис. с. 87). 1711 Шохин В. К. Брахманистская философия. Начальный и реннеклассический периоды. – М., 1994, с. 316. 1712 Топоров В. Н. Комментарий. К буддологическим исследованиям Ф. И. Щербатского//Щербатской Ф. И. Избранные труды по буддизму. М., 1988, сс. 298–299. 1713 Это цитата из иска, который 29 декабря 2000 г. Иркутское региональное отде ление МЦР подало в суд на Иркутский Региональный институт социальных инициатив за изданный им справочник, в котором «наше отделение и учение Рерихов характеризуют как секту, как религиозный культ». Лазарь Маркович Бакунин, вождь иркутских рериховцев, точно подсчитал, в какой он войдет убыток, если люди узнают о его религиозности: «Моральный ущерб мы оцениваем в один миллион рублей». 1714 Выше мы уже видели, что теософы вовлекают в свой синтетический проект самые разные религиозные традиции, не удосужившись при этом всерьез изучить их. Для теософского синтеза оказывается вполне достаточным объявить себя или своих наставников, чьи голоса слышат теософы на спиритических сеансах, основателями каждой из заинтересовавших их религий. Даже ради решения задачи «претворения буддизма в ленинизм» Рерихи не потрудились изучить социалистическое учение – «Не вижу, чтоб чтение социалистических книг помогло» (Агни-Йога. Высокий Путь (часть 1:1920–1928). М., 2002, с. 453). 1715 «Ненаучные концепции всегда формулируются вне связи с решением каких-либо реальных задач, существующих в той или иной конкретной области науки, а анормальные цели исследования декларируются здесь с самого начала. Это заявки на построение новых всеобъемлющих теорий, претензии на альтернативное общепринятому объяснение известных научных фактов, предложения по корректировке хорошо установленных законов природы и т. п. В качестве типичного примера можно сослаться на В. Вейника, который целеполагающую основу своей деятельности определяет как «необходимость иметь достаточно общую (единую) исходную теорию природы, охватывающую все нужные формы движения материи»» Дынич В.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

Новейший период развития церковной науки был отмечен созданием первой типологии церковных расколов, которую в 1994 г. предложил ректор Православного Свято-Тихоновского богословского института (ныне Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет) протоиерей Владимир Воробьев 145 . Исследования иностранных авторов. Помимо отечественных исследователей, изучением церковных расколов и разделений в новейшей истории Поместных Православных Церквей занимались также иностранные церковные и светские специалисты. Среди них значительный интерес представляет докторская диссертация архиепископа Афинского и всея Эллады Христодула (Параскеваидиса) 146 , посвященная истории греческого старостильного раскола и написанная с использованием значительного количества уникальных исторических документов. Монография английского исследователя Вильяма Флетчера 147 , раскрывает сложные перипетии российской церковной истории в период агрессивной антирелигиозной большевистской политики, уделяя значительное внимание церковным расколам и разделениям 1920–1940-х гг. Проблематика русских церковных разделений первой пол. XX ст. подымается также в трудах Дж. Куртиса 148 . Методологические принципы изучения церковных разделений . В силу специфики своей природы каждый церковный раскол историчен и в большинстве случаев неразрывно связан с общим ходом церковной истории. Именно поэтому изучение расколов может рассматриваться в качестве одной из отраслей исторического знания. Однако если для светского исследователя ход церковной истории представляется не более чем совокупностью последовательно сменяющих друг друга явлений жизни христианского общества, то для исследователя-христианина все намного сложнее. Верующий человек воспринимает историю, а тем более историю Церкви, как богочеловеческую реальность, в которой действие Промысла Божия таинственно вплетено в ткань событий исторического порядка. При такой мировоззренческой позиции методология церковного исследователя, не ограничиваясь анализом явлений социально-исторической стороны религии, будет включать в себя богословский подход, базирующийся на Священном Писании , святоотеческом наследии и каноническом праве Православной Церкви. Привлечение богословского материала имеет своей задачей не искажение научно-исторических выводов, а их дополнение с учетом религиозной природы всякой церковной схизмы. Кроме того, поскольку всякое раскольническое сообщество представляет собой социальное явление, оно может изучаться с позиций социологии религии, что, несомненно, обогатит развивающуюся церковную науку «Расколоведение». Таким образом, объективное изучение церковных расколов и разделений требует гармоничного сочетания богословско-канонического, научно-исторического и социологического методов исследования. 1. Богословские основания церковного единства

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolov...

XX в. пришел к выводу, что кантовская система, понятая как метод научной философии, не может объяснить все многообразие человеческой культуры, поскольку сама является «культурной формой», частным случаем философско-научной интерпретации мира (см.: Paetzold. 1994. S. 35-45). Профессор в Гамбурге (1919-1933) Несмотря на растущее признание в Европе в качестве одного из ведущих философов и успешную преподавательскую деятельность в Берлинском ун-те, К. на протяжении более 10 лет не удавалось получить профессорское место ни в Берлине, ни в неск. других ун-тах, в к-рые он подавал соответствующие ходатайства. Приглашение на профессорскую должность было направлено ему в 1913 г. из Гарвардского ун-та (США), однако К., не уверенный в статусе этого учебного заведения и серьезности предложения, его отклонил, о чем впосл. сожалел. В 1914 г. К. стал внештатным экстраординарным профессором в Берлине, однако это было почетное звание, а не постоянная должность. Благоприятная для К. ситуация сложилась лишь после окончания войны, когда он был приглашен в только что учрежденный Гамбургский ун-т, администрация которого рассчитывала повысить популярность нового учебного заведения, привлекая ярких молодых преподавателей. После недолгих раздумий К. принял предложение и в окт. 1919 г. приступил к преподавательской деятельности в качестве ординарного профессора философии. Из числа преподавателей ун-та наиболее близок к К. был историк и теоретик искусства Э. Панофский (1892-1968), взгляды которого на природу символизма в искусстве повлияли на становление теории символических форм К. (см.: Meyer. 2006. S. 120-121). В число докторантов К. в Гамбурге в 20-х гг. XX в. входили мн. исследователи, внесшие впосл. значительный вклад в развитие гуманитарной науки: Л. Штраус (1899-1973), Э. Винд (1900-1971), Й. Риттер (1903-1974), Э. Вайль (1904-1977), К. Лезе (1887-1965) и др. (Ibid. S. 121-124). В кон. 1920 г. К. впервые посетил один из наиболее важных культурных центров Гамбурга того времени - «Культурологическую библиотеку Варбурга» (Kulturwissenschaftliche Bibliothek Warburg).

http://pravenc.ru/text/1681289.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010