Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. А. Егоров. Фотография. Нач. 50-х гг. XX в. (РГАЛИ) Александр Александрович (19.04.1887, С.-Петербург - 25.05. 1959, Ленинград), композитор, хоровой дирижер, педагог. Происходил из муз. семьи, его отец был певчим Придворной певческой капеллы. Здесь же Е. занимался (окончил в 1907) специальной теорией музыки у А. К. Лядова , Н. А. Соколова, фортепиано у А. И. Полетики (экстерном), хоровым дирижированием у Е. С. Азеева , Н. С. Кленовского . В 1912 г. окончил С.-Петербургскую консерваторию по композиции у Лядова со званием свободного художника. С 1907 г. преподавал хоровое пение и музыкально-теоретические предметы в городских уч-щах С.-Петербурга. В 1914-1918 гг. был учителем пения в Могилёвской жен. гимназии. С 1918 г. в Гомеле заведовал муз. секцией губ. отдела народного образования, в 1919 г. организовал там же Народную консерваторию (ныне муз. уч-ще). Вел теоретические предметы, хоровое пение, создавал муз. студии для рабочих. С 1920 г. преподавал музыкально-теоретические предметы в Петроградской (впосл. Ленинградской) консерватории, с 1923 г. в должности доцента, с 1935 г.- профессора. С 1938 г. работал с хором студентов инструкторско-хорового фак-та (в наст. время дирижерский), в 1938-1951 гг. заведовал кафедрой хороведения, в 1946-1951 гг. был деканом дирижерско-хорового фак-та. Одновременно в 1920-1923 гг. работал на военных курсах Петроградского военного округа, в Военно-инженерной академии, в 1924-1931 гг. руководил самодеятельными хорами Балтийского завода, клубов «Союза металлистов», «Электроник». В 1927-1935 гг. преподавал музыкально-теоретические предметы в Ленинградской академической капелле. Член жюри всесоюзных конкурсов: пианистов (1937), дирижеров (1938). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946). Еще в молодые годы Е. проявил себя как композитор, опирающийся на классическое наследие и в то же время способный развивать певч. традиции. Незаурядное дарование Е. было замечено современниками, к-рые отмечали солидные музыкальные достоинства его ранних сочинений, их мелодическое и гармоническое соответствие поэтическим текстам. Впосл. хоровой стиль Е. совершенствовался благодаря тесным творческим контактам в 20-30-х гг. с Ленинградской академической капеллой.

http://pravenc.ru/text/189525.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Будет ли проведена историческая экспертиза Царского Дела? Зачем СК РФ торопится признать «Царскими» «Екатеринбургские останки» 17.09.2018 1951 Время на чтение 7 минут «25 июля 2018 года руководитель Следственного комитета России Александр Бастрыкин дал интервью газете «Известия». По теме «екатеринбургских останков» господин Бастрыкин почти дословно повторил пресс-релиз Следственного комитета, экстренным образом поставленный на официальном сайте в 4 часа утра 16 июля 2018 года, после того как Синод Русской Православной Церкви, проходивший в Екатеринбурге в субботу, 14 июля, накануне скорбных и святых Царских дней столетия мученического подвига Царской Семьи, отказался рассматривать вопрос о «екатеринбургских останках»...», - говорится в обращении Президента Русского культурно-просветительного фонда имени святого Василия Великого Василия Бойко-Великого и группы общественных деятелей России. Невозможно не обратить внимания на знаковое совпадение числа и времени, когда был поставлен пресс-релиз СК РФ: 4 часа утра 16 июля 2018 года. Как не удивителен этот факт, но именно 16 июля 1918 года является официальной датой расстрела «бывшего царя». Так, по сообщениям в листовке ВЦИК «Расстрел Николая Романова»... состоялся «шестнадцатого июля» [ГАРФ. Ф. 9550. Оп. 2. Д. 421. Л. 1]; эта дата указана и в сообщении газеты «Правда» о расстреле Николая II (18 июля 1918 г.). Следственный комитет РФ, как следует из его статуса - федеральный государственный орган, в соответствии с имеющейся в государственных архивах информацией о дате смерти «бывшего царя Николая II, вправе считать таковым день 16 июля 1918 года. Время, когда был поставлен пресс-релиз СК - в 4 часа утра 16 июля 2018 года, невольно напомнил час начала еще одного, не менее трагического, исторического события - начала Великой Отечественной войны. Четверть века - 25 лет идет, образно говоря, наша «Отечественная война» за утверждение истины в Царском Деле, а мы по-прежнему далеки от достижения, столь необходимой нам для выживания русского мира, Правды Божией.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/09/17/bu...

Акафисты, одобренные патриархом Тихоном или Священным Синодом Варфоломею, ап. 365 (одобрен Святейшим Патриархом Тихоном в 1917 г.) Даниилу Московскому, блгв. кн. 366 (1918) Вонифатию, мч. 367 (в 1918 г. одобрен сщмч. Вениамином (Казанским; † 1922) к епархиальному употреблению в Петроградской епархии, 27 декабря 1994 г. Священным Синодом – к общецерковному) Антонию Великому , прп. 368 (одобрен Священным Синодом в августе 1919 г.) Пресвятой Богородице в честь Ее иконы Калужской 369 (одобрен Священным Синодом в октябре 1919 г., однако для употребления лишь «в церкви при богослужении пред иконою Божией Матери Калужской») Архангелу Гавриилу 370 (иной, одобрен Священным Синодом 25 июля 1921 г.) Во славу Светоносного Преображения Христа-Спасителя и во исповедание тайн спасения, в Преображении Господни являемых 371 (одобрен Святейшим Патриархом Тихоном 26 декабря 1921 г.) Акафисты, одобренные патриархом Алексием I или Священным Синодом Власию, еп. Севастийскому, сщмч. 373 (одобрен Святейшим Патриархом Алексием I 8 ноября 1930 г. для употребления в новгородской Власьевской церкви) Моисею Угрину, прп. 374 (одобрен Священным Синодом в марте 1951 г.) Пресвятой Богородице пред образом Ее «Нерушимая Стена» 375 (одобрен Священным Синодом 3 апреля 1952 г.) Иоанну, митр. Тобольскому 376 , свт. (одобрен Священным Синодом 3 апреля 1952 г.) Кириллу и Лаврентию Туровским, свтт., и Мартину Туровскому, прп. 377 (одобрен Священным Синодом в июле 1953 г. для употребления в пределах Белоруссии) Макарию, Жабынскому и Белевскому чудотворцу, прп. 378 (одобрен Священным Синодом в июле 1953 г. для употребления в пределах Тульской епархии) Честному и Славному Рождеству Пресвятой Богородицы пред чудотворной иконой Ее «Пустынно-Глинская» (одобрен Священным Синодом в 1950-е гг. к употреблению в Глинской пустыни) Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Взыскание погибших» 379 (одобрен Святейшим Патриархом Алексием I 13 декабря 1962 г.) Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Донская» 380 (одобрен Святейшим Патриархом Алексием I в 1962 г., первая официальная публикация – 1981 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Валентина Теплова Скачать epub pdf Личность, церковная и научная деятельность Георгия Ивановича Шавельского составляют на редкость единое целое. Протопресвитер Российской армии и флота, один из духовных столпов последних лет перед катастрофой 1917 года привлекает внимание историков как выдающийся церковный деятель начала XX в., принимавший участие в работе Всероссийского поместного собора Русской православной церкви 1917 – 1918 гг. С именем Георгия Шавельского связано вмешательство в «дело обращения галицийских униатов в православие» в 1915–1916 гг., коренным образом изменившее ход процесса воссоединения в Галиции и Буковине с.165–182; 4, с. 33–46]. Георгий Шавельский представляет интерес и как уроженец Беларуси, выходец из среды потомственного православного духовенства, осознававшего свою сопричастность к тем изменениям в жизни белорусского народа, которые произошли на рубеже XIX – начала XX вв. Есть основания полагать, что многие черты его церковной деятельности, отчетливо проявившиеся на фронтах Первой мировой войны, сформировались благодаря его пасторской деятельности в приходах Полоцкой епархии. Георгий Иванович Шавельский родился 6 января 1871 года в селе Дубокрай Витебской губернии, в семье белорусских крестьян, глава которой исполнял в приходском храме обязанности дьячка. Начальное образование будущий протопресвитер получил в Духовном Училище (1881– 1885), затем в числе лучших закончил курс Витебской Духовной Семинарии (1885–1891). Перед выпускником открывалась блестящая перспектива учебы в Духовной Академии. Однако бедность семьи не позволили воспользоваться открывшейся возможностью. Кроме того выпускникам семинарий, желавшим получить священнический сан, проходилось в течение нескольких лет трудиться в должности псаломщика или учителя начальной школы. Иногда этот срок мог быть семь и более лет. В августе 1891 г. Георгий Шавельский был назначен псаломщиком в весьма бедный приход Хвощнянской церкви Городокского уезда Витебской губернии, а уже в начале 1892 г. был переведен в село Усмынь, где одновременно являлся законоучителем народного училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Васильевич Калинин (29.08.1854 (по др. данным, 1860 или 1861), с. Оленевка Пензенского у. и губ. (ныне Пензенского р-на и обл.) - 6.08.1951, там же), священноисп. (пам. 18 апр., 24 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Рожден незамужней крестьянкой Ксенией Ивановной Калининой. Отец неизвестен, отчество получил от имени крестного отца, вероятно своего дяди Василия Ивановича. Учился в оленевской земской школе. Занимался сапожным делом, вязал перчатки и шарфы. С детства был строгим постником и молитвенником. Жил с матерью, а потом с овдовевшей сестрой в маленьком старом домике около церкви. После смерти сестры заботился о 4 племянниках. Пел в сельской Введенской ц. на клиросе, читал псалмы, был канонархом. Странствовал по св. местам, посещал местных подвижников благочестия. Согласно устному преданию, совершил паломничество в Св. землю. Пользовался большим авторитетом среди верующих, приезжавших к нему за советом даже из отдаленных мест; почитался за праведную жизнь, способность утешить в бедах и печалях, дать ответ на любой вопрос, даровать исцеление души и тела. Когда в 1918 г., во время революционных беспорядков, сгорел старый дом И. при церкви, прихожане своими силами выстроили ему новый под железной крышей. В 1920 г. Пензенским архиеп. сщмч. Иоанном (Поммером) рукоположен целибатом во диакона. Служил вне штата во Введенской ц. с. Оленевка. Как диакон был лишен избирательных прав. И. был широко известен, многие стремились получить у него духовное наставление или исцеление от болезней. В 1924 г. в местной печати против И. была начата клеветническая кампания. У него отобрали дом, И. жил у родственников или духовных детей в соседних деревнях. В 1930 г. после ареста настоятеля был закрыт Введенский храм в с. Оленевка, И. стал служить диаконом в Троицкой ц. с. Соловцовка, а также в храме с. Николаевка. В июне того же года он вместе с клиром и прихожанами не допустил захвата Троицкого храма обновленцами во главе с прибывшим в Соловцовку обновленческим «архиепископом» Николаем Розановым.

http://pravenc.ru/text/469382.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАССУТО [итал. Cassuto] Умберто (евр. имя Моше Давид; 16.09. 1883, Флоренция - 18.12.1951, Иерусалим), итал. и израильский библеист. Род. в религ. иудейской семье, получил традиц. воспитание. Учился во Флорентийском ун-те (1901-1906) и в раввинской семинарии (бейт-мидраш) во Флоренции (1908-1913). В 1914 г. стал раввином и начал преподавать в семинарии. В 1922 г. был назначен директором семинарии и главным раввином Флоренции. В 1925 г. К. занял должность профессора еврейского языка и литературы Флорентийского ун-та, оставив служение раввина. У. Кассуто. Фотография. 1-я пол. ХХ в. У. Кассуто. Фотография. 1-я пол. ХХ в. Начало научной деятельности К. связано с изучением истории евреев в Италии, результатом к-рого стали серия статей и монография «Евреи Флоренции в эпоху Возрождения» (1918). Впосл. К. написал многочисленные статьи по истории евреев Италии для нем. «Encyclopedia Iudaica», а также статьи по истории ивритской литературы для Итальянской энциклопедии. (В 1938 эти статьи вышли отдельным сб. «История послебиблейской еврейской литературы».) С 1925 г. основной сферой научных занятий К. стала библеистика. В 1933 г. К. занял должность профессора рим. ун-та Сапиенца на кафедре евр. языка. Занимался каталогизацией евр. рукописей Ватиканской б-ки. В 1938 г. К., как и др. преподаватели евр. происхождения, был уволен из ун-та. В 1939 г. К. приглашен в качестве профессора библеистики в Еврейский ун-т в Иерусалиме. Он стал первым главным редактором «Энциклопедия микраит» (Библейской энциклопедии). В 1944 г. ученый совершил путешествие в Алеппо (Халеб, Сирия) с целью изучения Алеппского кодекса. К. был одним из немногих ученых, получивших возможность работать с этой авторитетной рукописью, прежде чем значительная ее часть была утрачена (см. разд. «Рукописи ВЗ» в ст. Библия ). К. известен прежде всего как критик документальной теории происхождения Пятикнижия , получившей классическое выражение в книге Ю.

http://pravenc.ru/text/1681295.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛОМОУЦКО-БРНЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ [Чеш. Olomoucko-brnnská eparchie ] Чешских земель и Словакии Православной Церкви . Объединяет правосл. приходы на территории исторической обл. Моравия. Кафедральный город - Оломоуц. Правящий архиерей - архиеп. Симеон (Яковлевич; на кафедре с 9 апр. 2000). Возрождение и активное развитие Православия в Моравии в 20-30-х гг. XX в. было тесно связано с деятельностью еп. Чешского и Моравско-Силезского сщмч. Горазда (Павлика). После создания независимой Чехословацкой Республики (1918) в Чехии и Моравии началось движение духовенства и мирян за выход из состава католич. Церкви. В результате в 1920 г. была создана независимая гуситская Чехословацкая Церковь, руководство которой вскоре начало переговоры о присоединении к Сербской Православной Церкви . 25 сент. 1921 г. в Белграде бывш. католич. свящ. Горазд (Павлик) был рукоположен во епископа. После хиротонии он стал заниматься организацией правосл. общин в Моравии. В 1929 г. во главе с еп. Гораздом была создана Чешская правосл. епархия (в юрисдикции Сербской Православной Церкви), охватившая территорию земель Чехии, областей Моравия и части Силезии. Благодаря деятельности еп. Горазда в Моравии в этот период наблюдался рост правосл. верующих: если в 1921 г. здесь проживали 1686 чел. правосл. исповедания, то к 1930 г. их было уже более 9 тыс. В 30-х гг. в состав Чешской епархии входили 11 общин, из к-рых 9 располагались в Моравии. В 1934 г. еп. Горазд для улучшения управления епархией перенес свою резиденцию из Праги в моравский пос. Ржимице. Во время второй мировой войны церковные общины Моравии были фактически разгромлены нем. оккупационной властью. После окончания войны началось их восстановление. Переход в 1946 г. правосл. приходов Чехии и Словакии в юрисдикцию РПЦ, учреждение Экзархата РПЦ в Чехословакии и прибытие в Прагу экзарха архиеп. Елевферия (Воронцова) способствовали оживлению церковной жизни. В 1946-1951 гг. в правосл. Церкви в Чехословакии открывались новые приходы и складывались условия для провозглашения церковной автокефалии. В этот период увеличению числа правосл. верующих епархии способствовало возвращение на родину т. н. волынских чехов (чеш. крестьян-эмигрантов, выехавших на Волынь в XIX в.): в 1946-1947 гг. в Чехословакию вернулись ок. 40 тыс. чехов с Волыни, из к-рых ок. 90% исповедовали Православие.

http://pravenc.ru/text/2578343.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (до 2013 г. Собор новомучеников и исповедников Российских; воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января) ИОАНН Семенович Шувалов (1884-1938), мч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), псаломщик ИОАНН Васильевич Калинин (1854 (по др. данным, 1860 или 1861-1951), свящ. , священноисп. (пам. 18 апр., 24 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН (Кевролетин Иван Афанасьевич; 1875-1961), иеросхим., преподобноисп. (пам. 14 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Михайлович Блинов (1874-1932), исп. (пам. 19 марта, в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИОАНН Сергеевич Васильев (1869-1932), ктитор, исп. (пам. 23 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Леонтьевич Летников (1860-1930), исп. (пам. 12 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), ктитор ИОАННИКИЙ (Дмитриев Иван Алексеевич; 1875 - 1937), архим., прмч. (пам. 10 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе преподобных Оптинских старцев) ИОАННИКИЯ (Кожевникова; 1859 - 1937), игум., прмц. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАСАФ (Жевахов; 1874 - 1937), сщмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Белорусских святых, в Соборе Курских святых), кн., еп. Могилёвский. ИОАСАФ Стефанович Панов (1859-1918), свящ., сщмч. (пам. 13 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАСАФ (Удалов; 1886 - 1937), еп. Чистопольский, сщмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАСАФ (Боев Иван Васильевич; 1879-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИОАСАФ (Крымзин Иван Павлович; 1880-1937), игум., прмч. (пам. 19 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/rubrics/128875_17.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРШАВСКО-БЕЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ [польск. Diecezja Warszawsko-Bielska] Польской Автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ). Впервые правосл. епископская кафедра на правах вик-ства была учреждена в Варшаве в 1834 г. (см. Варшавское викариатство ); в 1840 г. образована Варшавско-Новогеоргиевская епархия (см. Варшавская епархия ). В межвоенной Польше (1918-1939) Варшава продолжала оставаться центром самой обширной епархии - Варшавско-Холмской, территория к-рой простиралась от Балтийского м. до предгорий Карпат; в период нем. оккупации (1939-1944) площадь епархии уменьшилась, и до кон. 1940 г. она называлась сначала Варшавской, затем Варшавско-Радомской. Варшавско-Бельская Епархия Варшавско-Бельская Епархия После получения 22 июня 1948 г. правосл. Церковью в Польше канонически законной автокефалии на ее территории были образованы 3 епархии: Варшавская (с 12 нояб. 1948 Варшавско-Бельская), Белостокско-Гданьская и Лодзинско-Вроцлавская (см. ст. Лодзинско-Познанская епархия . В 1951 г. Собор епископов утвердил новую адм. структуру Церкви, включавшую уже 4 епархии, в т. ч. В.-Б. е. в границах Варшавского, Люблинского воеводств и Бельско-Подлясского повята Белостокского воеводства. Епархиальная кафедра находится в Варшаве. Собор равноап. Марии Магдалины с подземной ц. Страстей Христовых был построен в 60-х гг. XIX в. в варшавском р-не Прага; также на кладбище в р-не Воля имеется приходская ц. прп. Иоанна Лествичника с подземной ц. прп. Иеронима Стридонского и Илии пророка и неск. часовен. Правящими архиереями епархии почти неизменно являлись предстоятели ПАПЦ; 31 мая 1998 г. им стал Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва (Грыцуняк) . У митрополита 2 викария: еп. Гайновский Мирон (Ходаковский) и еп. Бельский Григорий (Харкевич). В епархии 6 благочиний: Варшавское (6 приходов), Бельско-Подлясское (15 приходов), Хайнувское (Гайновское) (13 приходов), Клещельское (11 приходов), Наревское (6 приходов), Семятычское (14 приходов).

http://pravenc.ru/text/150463.html

Санкт-Петербург. Церковь Иоанна Богослова при Духовной семинарии. Карта и ближайшие объекты Находившаяся на 3-м этаже здания семинарии церковь была закрыта в 1918 г. До войны здание было занято средней школой, а во время войны было обращено в госпиталь. В 1945 г. здание было возвращено РПЦ, и 8 октября 1946 г.настоятелем Николо-Богоявленского морского собора прот. Павлом Тарасовым церковь была освящена вновь на прежнем месте. Вместо временного иконостаса в конце 1952 г. в храме были установлены престол и иконостас из Никольской церкви в с. Пельгора Тосненского района Лен. области, находящиеся в храме доныне. Временный же иконостас (находившийся в храме с 1946 по 1952 гг.) в августе 1952 г. был передан в Покровскую церковь в Мариенбурге (под Гатчиной), где он и находится по сей день. Источники: Архив СПб епархии, ф.1, оп.7, дело 2, 1951-1952 гг., ф.1, оп. 7, папка 39, дело 242, лл.7-8, 1953-1956 гг. Существующая при С.-Петербургской духовной семинарии домовая церковь не имеет за собою продолжительной и богатой фактами истории. До 1841 г. семинария помещалась в зданиях Александро-Невской Лавры, и воспитанники семинарии пользовались для молитвы одною из лаврских церквей, преимущественно Лазоревскою или Федоровскою. В 1837 г. решено было вывести семинарию из монастыря и сделать для нее отдельное помещение. Для построения семинарии образовался строительный комитет, в состав которого вошли: ректор семинарии архимандрит Афанасий, наместник лавры архимандрит Палладий, казначей лавры иеромонах Амвросий и синодальный архитектор Аполлон Щедрин. Главный семинарский корпус с оградою выстроен был между 1837-1841 гг. В 1841 г. здание семинарии было совершенно отделано, строительный комитет закрыт и семинария, как учебное заведение, перешла в новое, вполне приспособленное для нее здание. Одновременно с семинарским зданием окончена была отделкою и семинарская церковь. Церковь находится во втором этаже главного корпуса и имеет в алтаре в длину 2 саж., ширины 3 саж. 5 верш., внутри церкви в ширину 41.5 сажени, длина от солеи 8 саж. 5 верш., солея от царских врат 2 саж. 1 арш. и 2 верш. Алтарь в один свет, окон в алтаре 2. Сама церковь в два света; в ней окон больших 5, малых 4. В церковь ведут две филенчатые створные двери; одна из коридора, другая из класса; в алтарь есть одна филенчатая дверь из коридора. В церкви две железные круглые печи, а в алтаре одна голландская. На наружной стене церкви, в выступе между пилястрами, в трех местах установлен барельеф Христа Спасителя, благословляющего детей.

http://sobory.ru/article/?object=10040

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010