Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИНДЕКС ХРИСТИАНСКОГО ИСКУССТВА [англ. Index of Christian Art; ICA], проект сюжетно-предметного каталога иконографии, осуществляемый в США. Начат в 1917 г. в Принстонском ун-те по инициативе проф. Мичиганского ун-та Ч. Р. Мори (1877-1955), к-рый исходил из идеи изучения средневек. искусства на основе точного описания эволюции иконографических композиций, недостижимой без исчерпывающих знаний о каждом конкретном сюжете. Для создания базы иконографии Мори начал составлять картотеку объектов раннехристианского и средневекового искусства, расписывая названия сюжетов на карточки с фотографиями (передовая научная технология для первых десятилетий ХХ в.). Его поддержала группа добровольцев - любителей искусства. Позже участники проекта вошли в состав подразделения кафедры (руководители: Х. Вудроф (1933-1942), У. Бёрк (1942-1951), Р. Грин (1951-1982), Н. Морган (1982-1988), Б. Кассиди (1988-1995), К. Хаурихейн (с 1997 по наст. время)). Постепенно были выработаны принцип записи информации и библиографический формуляр (опубл. в 1942; используется в архивах некоторых западноевроп. институтов, изучающих христ. искусство). Первоначально область применения и хронология И. х. и. были ограничены сюжетами раннехристианских (до 700) саркофагов. После отказа от тематических ограничений временной рубеж был отодвинут до 1400 г.; в целях полного описания миниатюр рукописей из б-ки Моргана, архива Э. Франц в Принстонском ун-те (Alison Frantz Archive) в И. х. и. включили материалы до 1550 г. Задача проекта - описать все объекты христ. искусства (опубл. и неопубл.) в деталях: сюжеты, отдельные образы святых, персонификации и т. д., изображенные предметы, атрибуты, символы; разместить эти описания в неск. взаимосвязанных каталогах, которые стали бы информационной базой для изучения. К 1955 г. база насчитывала 500 тыс. предметных карточек и ок. 100 тыс. фотографий, впосл. ежегодно пополнялась от 1 до 2 тыс. изображений. К нач. XXI в. включала описания ок. 200 тыс. объектов.

http://pravenc.ru/text/389557.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАЧЕНКО Александр Васильевич (8.12.1910, С.-Петербург - 19.03. 1978, Клагенфурт, Австрия), славист. И. род. в семье адвоката. Его дед В. Л. Исаченко - правовед, автор многочисленных работ по юриспруденции - был товарищем обер-прокурора Сената. Дядя И.- Б. Л. Исаченко (1871-1948) - микробиолог, академик АН СССР и АН УССР. После Октябрьской революции 1917 г. семья И. покинула Россию и в 1920 г. поселилась в австрийском г. Клагенфурте. Окончив гимназию, И. в 1929 г. поступил в Венский ун-т, где изучал славистику, германистику, историю Вост. Европы, индоевроп. языки (санскрит, пали). Учителем И. был филолог и мыслитель Н. С. Трубецкой, на дочери к-рого И. впосл. женился. По окончании ун-та И. в 1933-1935 гг. находился в Париже, стажируясь у французских славистов А. Мейе, А. Вайана , А. Мазона , и год в Праге. По возвращении в Вену он преподавал рус. язык на философском фак-те Венского ун-та. В 1939 г. И. защитил в Любляне (Словения) докторскую диссертацию, в 1941-1955 гг. работал в Братиславе, стал профессором и заведующим кафедрой русского языка и литературы философского факультета университета им. Я. А. Коменского. С 1955 г. заведовал кафедрой славянских языков философского факультета университета в Оломоуце. В 1960 г. АН ГДР пригласила И. в Берлин, где он организовал и возглавил Центр по изучению структурной грамматики. С 1965 г. И. работал заместителем директора академического Ин-та языков и лит-ры в Праге. В знак протеста против ввода войск стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 г. И., находившийся в Австрии, отказался вернуться в Прагу и, приняв приглашение Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, возглавил кафедру славянской филологии. В 1971 г. И. вернулся в Клагенфурт и до конца жизни работал заведующим кафедрой общего и прикладного языкознания и славистики и проректором ун-та. В странах советского блока на его имя был наложен запрет, работы И. были недоступны советским ученым, газ. «Правда» предостерегала против попыток ссылаться на его труды. В 1974 г. ученый основал журнал по рус. языкознанию «Russian Linguistics» - один из наиболее авторитетных в своей области. Признанием научных заслуг И. стало избрание его членом-корреспондентом АН ГДР (1964), Чехословацкой (1968) и Австрийской (1973) академий наук.

http://pravenc.ru/text/674866.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич (11.11.1875, Полтава - 26.12.1933, г. Ментона, Франция), советский гос. деятель, нарком просвещения в 1917-1929 гг., один из организаторов антирелиг. борьбы. Формально его отцом считался действительный статский советник В. Ф. Луначарский, однако до рождения сына мать Л. ушла от мужа и состояла в связи с действительным статским советником А. И. Антоновым. Согласно воспоминаниям Л., от своего родного отца, «человека радикальных настроений», он получил «первый толчок к атеизму и революционно-демократическому воззрению на окружающее». В 1887-1895 гг. учился в киевской 1-й мужской гимназии, вступил в нелегальный марксистский кружок. В 1895-1896 гг. обучался в Цюрихском ун-те (Швейцария), где прослушал курсы философии и естествознания под рук. Р. Авенариуса, увлекся его доктриной эмпириокритицизма. Сблизился с действовавшими в эмиграции орг-циями рус. социал-демократов. Прервал учебу по семейным обстоятельствам (сопровождал сводного брата на лечение во Францию). В 1898 г. вернулся в Россию, стал членом подпольного Московского комитета Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). 13 апр. 1899 г. арестован в Москве, заключен в Таганскую тюрьму. После освобождения 8 окт. того же года проживал как подследственный под полицейским надзором в Калуге и в Полтавской губ. 29 апр. 1900 г. был вновь арестован в Киеве, заключен в киевскую Лукьяновскую тюрьму до июня того же года. В февр. 1902 г. приговорен по делу Московского комитета РСДРП к 2 годам ссылки в Вологодскую губ. (жил в Вологде, а с марта 1903 в г. Тотьме). После отбытия срока ссылки вернулся в Киев, в окт. 1904 г. выехал в Зап. Европу. Стал ближайшим соратником В. И Ленина , входил в состав редакций большевистских газет «Вперед» и «Пролетарий». В нояб. 1905 г., во время первой рус. революции, приехал в С.-Петербург. Был арестован в дек. того же года, находился в заключении в петербургской тюрьме «Кресты» до февр. 1906 г. После освобождения продолжал агитационно-публицистическую деятельность, неск. раз привлекался к следствию за революционные выступления в печати. В февр. 1907 г. вновь эмигрировал в Зап. Европу, проживал в основном в Италии. В 1908 г. из-за разногласий по тактике революционной борьбы отошел от большевистской фракции РСДРП. Был членом самостоятельной группы «Вперед» в составе РСДРП (до 1913), при этом не прерывал тесных личных контактов с Лениным. Участвовал в организации межфракционных партийных школ на о-ве Капри и в г. Болонья (Италия). Помимо политической публицистики получил известность как автор работ по философии, эстетике, культурологии, искусствоведению, литературоведению. Выступал как сторонник связи искусства с идеями социализма и революционной борьбы, пропагандист «пролетарского искусства»; написал ряд драматических произведений.

http://pravenc.ru/text/2110889.html

Норман Л. Гайслер (протестант) У Уайтхед, Алфред Норт (WHITEHEAD. ALFRED NORTH) Алфред Норт Уайтхед (1861–1947) был основателем современной мировоззренческой системы, известной под названием °панентеизм (не пугать с пантеизмом), или «богословие процесса». Уайтхед родился на острове Тейнт (северо-восток графства Кент) в семье англиканского священника. Он посещал Шерборнскую публичную школу в графстве Дорсет, изучая классические дисциплины, историю и математику. Затем поступил математическим стипендиатом в Тринити-колледж Кембриджского университета (1880–1884), а с 1884 г. получал стипендию как член этого колледжа. Первый период его деятельности (1898–1910) был посвящён философии математики. Уайтхед написал «Трактат об универсальной алгебре» (Treatise on Universal Algebra, 1898) и «Основания математики» (в соавторстве с Бертраном Расселом [Russell], Principia Mathematica, 1910–1913). Во втором периоде (1910–1924) Уайтхед занимался философией науки. Будучи преподавателем Лондонского университета (1910–1914), он написал «Введение в математику» (Introduction to Mathematics, 1911). Позднее, работая в Имперском колледже науки и техники (1914–1924), Уайтхед написал статью «Пространство, время и относительность» («Space, Time and Relativity», 1915), книги «Организация мышления» (The Organization of Thought, 1917), «Исследование принципов естественного познания» (An Enquiry Concerning the Principles of Natural Knowledge, 1919), «Концепция природы» (The Concept of Nature, 1920) и «Принцип относительности» (The Principle of Relativity, 1922). В третий период (1924–1947) Уайтхед обратился к философии истории и реальности, а также к космологии и метафизике. В переходный период (1925–1927) появились «Наука и современный мир» (Science and the Modern World, 1925), «Религия в процессе её создания» (Religion in the Making, 1926) и «Символизм, его значение и результаты» (Symbolism, Its Meaning and Effect, 1927). Зрелые работы Уайтхеда в этой области были написаны с 1927 г. по 1947 г. и составили многотомную эпопею «Процесс и реальность» (Process and Reality, 1929), «Приключения идей» (Adventures of Ideas, 1933), «Формы мышления» (Modes of Thought, 1938) и «Эссе о науке и философии» (Essays in Science and Philosophy, 1947).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

О смерти крестной Впервые в: Православная мысль. 2. Париж, 1930, сс. 148–187. Печатается по этому изданию. Флоровский дает в статье ссылки на сочинения отцов, указывая только редактора того или иного издания. Приведем полные библиографические данные о цитируемых изданиях: Bonwetsch – Methodius Olympius. Opera/Ed. G. N. Bonwetsch. Leipzig, 1917 (GCS 27). Hartel – Cyprianus Carthaginiensis. Opera/Ed. G. Hartel. 3 Bdd. Vienna, 1868–1871 (C.S.E.L. 3). Harvey – Irenaeus Lugdunensis. Adversus haereses/Ed. W. W. Harvey. 2 voll. Cambridge, 1857. Holl – Epiphanius Constantiensis. Opera/Ed. K. Holl. 3 Bdd. Leipzig, 1915–1933 (GCS 25, 31:37). Kroymann – Tertullianus. Opera. Pars III/Ed. Е. Kroymann. Vienna, 1906 (C.S.E.L. 47). Lelong – Les Pères apostoliques. Т. III. Ignace d’An¬tioche et Polycarpe de Smyrne/Ed. A. Lelong. Paris, 1910. Otto – Corpus apologetarum/Ed. J. С. T. von Otto. 9 Bdd. Jena, 1847–1872. Preuschen – Origenes. Commentaria in Evangelium Joannis/Ed. Е. Preuschen. Leipzig, 1903 (GCS 4). Reifferscheid-Wissowa – Tertullianus. Opera. Pars 1/Ed. A. Reifferscheid et G. Wissawa. Vienna, 1890 (C.S.E.L. 20). Schwartz – Athenagoras Atheniensis. Opera/Ed. E. Schwartz. Leipzig, 1891 (TUIV.2). Srawley – Gregarius Nyssenus. Oratio catechetica/Ed. J. Н. Srawley. Cambridge Patristic Texts, 1903. Мысль мою Твоим смирением сохрани... (Из вечернего правила) I «Слово плоть бысть» – в этом высшая радость христианской веры. В этом – полнота Откровения. И откровения не только о Боге, но и о человеке... В Воплощении Слова открывается и осуществляется смысл человеческого бытия. Во Христе-Богочеловеке явлена мера и высший предел человеческой жизни. Ибо «Сын Божий стал Сыном человеческим, чтобы и человек стал сыном Божиим», как говорил сщмч. Ириней 234 . В воплощении Слова не только восстанавливается первозданная цельность и полнота человеческой природы. И человеческая природа не только возвращается к утраченному Богообщению – но обновляется, воссозидается, новотворится... Первый Адам был до падения духоносным человеком...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

[франц. Dumézil] Жорж Эдмон (4.03.1898, Париж - 11.10.1986, там же), франц. лингвист, историк религий. Начальное образование получил в элитном лицее Людовика Великого. Продолжил образование в Высшей педагогической школе (École Normale Supérieure) в Париже. Среди его учителей были М. Бреаль, М. Мосс и А. Мейе. По окончании Высшей педагогической школы в 1916-1917 гг. служил в армии (офицером артиллерии). В 1919 г. стал адъюнкт-профессором Парижского ун-та. В 1924 г. защитил докт. дис. «Праздник бессмертия», посвященную сравнительному анализу рим. и инд. мифологем (в частности, напитка богов - амвросии). В 1925-1931 гг. Д.- профессор истории религий Стамбульского ун-та. В Стамбуле Д. также изучал кавк. языки и помог сохранить для языкознания язык убыхов, на к-ром уже в то время говорили лишь неск. десятков чел. Д. сделал запись убыхских устных текстов на фонограф. Эти тексты и книга П. К. Услара - единственное свидетельство существования убыхского языка. В нач. 30-х гг. Д. под рук. М. Гране изучал китайский язык и языки коренных народов Америки. В 1931-1933 гг. Д. читал лекции в ун-те г. Уппсала (Швеция). Вернувшись в Париж (1935), он возглавил кафедру сравнительного изучения религий индоевроп. народов в Высшей практической школе (École Pratique des Hautes Études). В этот период политические взгляды Д. приобрели крайне правый, националистический характер. Исследователи творчества Д. (напр., А. Момильяно) отмечали в его работе «Мифы и боги германцев» (1939) симпатии к идеям герм. национал-социализма. Известный франц. историк евр. происхождения М. Блок, погибший в застенках гестапо, дал положительный отзыв на эту работу Д. В 1937-1948 гг. Д. вел курс арм. языка в Национальной школе живых вост. языков (École Nationale des Langues Orientales Vivantes), в 1949-1968 гг. заведовал кафедрой индоевроп. цивилизации в Коллеж де Франс. В 1968 г. вышел на пенсию со званием почетного профессора Коллеж де Франс. В англоязычном мире его работы стали известны после курса лекций, прочитанных им в Калифорнийском ун-те в 1971 г. В 1978 г. Д. был избран членом Французской академии.

http://pravenc.ru/text/180819.html

Человек со знаменем: А. С. Макаренко и педагогика его времени А.С. Макаренко Поначалу кажется, что писать о Макаренко, да еще как о педагоге, все равно что толочь воду в ступе. «То, что вам кажется “новостью”, это лишь “грязное белье”, ложные сенсации, детали, – презрительно твердят нам “макаренковеды”. – Давайте наконец уважать прошлое». Но, на наш взгляд, деятельность Макаренко далеко не «прошлое», а уважение как раз и состоит в том, чтобы попытаться понять, осмыслить результаты этой деятельности. Странная годовщина «…Пришла Вера Ефименко. – Я не могу учиться, раз у меня нет способностей, так зачем же учиться? У меня “два” по физике, “два” по украинскому. – Всякий человек может учиться, кроме последних идиотов. – А я не могу. Целые ночи сидела. – Принеси сюда физику. – А зачем? – Принеси. – Ну, зачем я принесу? – Я тебе докажу, что сдать физику в январе – пустяк. – Две темы? – Да, две пустяковые темы. Четыре часа работы. Можно их сдать за четыре часа? – (Шепотом) Можно. – Так я тебе приказываю сдать». Номер «Учительской газеты» за 1964 год, на последней странице которого был напечатан этот маленький диалог, вышел 3 октября. Газете исполнилось ровно 40 лет. Но об этом в номере – ни единой строчки. При этом, забыв о собственном юбилее, газета предложила читателям отметить 25-летие со дня смерти Антона Семеновича Макаренко (1888–1939) и опубликовала несколько неизвестных отрывков из его записных книжек. Ситуация удивительная, если вспомнить, что, во-первых, с момента реальной годовщины смерти (1 апреля) к октябрю прошло уже полгода, и, во-вторых, при жизни Макаренко газета не напечатала его ни разу (!). Для газеты, семь лет (1930–1937) носившей название «За коммунистическое просвещение», все это более чем странно. В судьбе Макаренко вообще много странностей. Мало кто, например, знает, что теоретик коммунистического воспитания так и умер «беспартийным большевиком». Может быть, потому, что вынужден был всю жизнь упоминать в анкетах своего младшего брата Виталия, белогвардейца и белоэмигранта. Или потому, что его жену Галину Салько, члена партии с 1917 года, «вычистили» из ВКП(б) в 1933-м. А может, и потому, что сам он в юности гораздо больше симпатизировал эсеровским и меньшевистским программам. Между прочим, вместе с ним во всех его колониях и коммунах также работали почти исключительно беспартийные. Впрочем, ни анкета, ни политические симпатии ничуть не мешали Макаренко работать в образовательных структурах, подчиненных ГПУ–НКВД. А потом, пережив все волны репрессий в этих органах, внезапно умереть в 1939 году… на вокзале от сердечного приступа.

http://pravoslavie.ru/1162.html

Библиография трудов Б. П. Вышеславцева Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии. M., 1914. Гарантия прав гражданина. M., 1917. Русская стихия у Достоевского. Берлин, 1923. Проблемы религиозного сознания. Берлин, 1924. Значение сердца в религии//Путь. 1925. 1. Парадоксы коммунизма//Путь. 1926. 3. Два пути социального движения//Путь. 1926. 4. Наука о чудесах//Путь. 1926. 5. Религиозно-аскетическое значение невроза//Путь. 1926. 5. Балканские впечатления//Путь. 1927. 8. Вера, неверие и фанатизм. Париж, 1928. Лев Толстой//Русская земля. 1928. Трагическая теодицея//Путь. 1928. 9. Новые переводы Плотина//Путь. 1928. 10. Кришнамурти (Завершение теософии)//Путь. 1928. 14. Христианство и социальный вопрос. Париж, 1929. Сердце в христианской и индийской мистике. Париж, 1929. Рец.: Юнг Κ. Г. Психологические типы·//Путь. 1930. 20. Рец.: Франк С. Духовные основы общества//Путь. 1930. 20. Внушение и религия//Путь. 1930. 21. Этика сублимации как преодоление морализма//Путь. 1930. 23. Этика преображенного Эроса. Проблемы Закона и Благодати. Париж, 1931. «Возвышенное» и «высокое» (запись доклада)//Вестник РСХД. 1932. 10/11. Социальный вопрос и ценность демократии//Новый град. 1932. 2. Рец.: Psychanalise de l’Art par Ch. Baudoin//Путь. 1932. 22. Миф o грехопадении//Путь. 1932. 34. Трагизм возвышенного и спекуляция на понижение//Путь. 1932. 36. Достоевский о любви и бессмертии//Современные записки. 1932. 50. О нечувствии и непонимании трагизма (Ответ В. Ростовцеву)//Путь. 1933. 38. Рец.: Троцкий С. Христианская философия брака//Путь. 1933. 39. Рец.: Hartmann N. Das Problem des geistigen//Путь. 1933. 40. Проблема любви в свете современной психологии//Вестник РСХД. 1933. 7/8, 9/10. Культура сердца//Вестник РСХД. 1934. 1. Проблема власти//Путь. 1934. 42. Рец.: Gurvitch G. L’idée du Droit Sodat//Путь, 1934. 43. Рец.: Мережковский Д. Иисус Неизвестный//Современные записки. 1934. 55. Рец.: Мочульский К. Духовный путь Гоголя//Современные записки. 1934. 56.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла С. Мовинкель. Фотография. Сер. XX в. [Норвеж. Mowinckel] Сигмунд Олаф Плютт (4.08. 1884, Хьеррингёй, Сев. Норвегия - 4.06.1965, Осло), норвежский библеист и протестантский теолог. Род. в семье пастора. Изучал теологию, а также историю, литературу и философию в ун-те Кристиании (Христиании, с 1925 Осло) с 1903 по 1908 г. В 1911 г. слушал лекции В. Грёнбека по истории религии в Копенгагене. С 1911 по 1913 г. был студентом философского фак-та в Марбургском ун-те в Германии, где изучал ассириологию у П. Йенсена. В 1912 г. слушал лекции Г. Гункеля о ВЗ в Гисене. В 1916 г. защитил в Кристиании докт. дис. на тему «Правитель Неемия» (Statholderen Nehemia), посвященную интерпретации Книг Неемии и Ездры. Начиная с 1917 г. преподавал ВЗ в ун-те Кристиании (Осло) в качестве доцента (1917-1922), экстраординарного профессора (1922-1933) и полного профессора (1933-1954). Продолжал читать лекции и после выхода на пенсию в 1954 г. Наряду с Гункелем М. являлся видным представителем направления Formgeschichte (Метод анализа форм), автором ок. 20 монографий, посвященных различным проблемам ветхозаветной библейской критики. Наиболее значителен вклад М. в изучение Псалтири. В своем монументальном 6-томном труде «Psalmenstudien», а также в более поздней работе «Offersang og sangoffer» (The Psalms in Israel " s Worship) М. попытался описать жанровую специфику псалмов и их связь с ритуалом Первого и Второго храмов. В частности, он выдвинул гипотезу о том, что первоначальным «местом в жизни» (Sitz im Leben) определенной группы псалмов (Пс (МТ) 8, 15, 24, 29, 33, 46-48, 50, 65-68, 75-76, 81-82, 84-85, 87, 93, 95-100, 118, 120-134, 149, а также Исх 15. 1-18) был осенний праздник Нового года, в к-рый ежегодно совершался ритуал интронизации Яхве. Данные псалмы исполнялись во время этого праздника, в их тексте нашли свое отражение различные связанные с ним культовые действия. Критическое рассмотрение гипотезы см. в: Petersen. 1998.

http://pravenc.ru/text/Мовинкель.html

протоиерей Аполлоний Темномеров (1867–1933) Догматическое богословие Основы православия протоиерей Аполлоний Темномеров Пастырь, духовный писатель. Участник обновленческого движения, впоследствии покаявшийся. Расстрелян в 1933 году. Биография Родился в семье священника. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию (1892) со степенью кандидата богословия. Был оставлен при академии в качестве профессорского стипендиата. Преподавал в Санкт-Петербургской духовной семинарии. В 1898 году рукоположен в сан священника в церкви Санкт-Петербургской духовной семинарии. С 1900 — священник Николаевской инженерной академии, кроме того с 1899 — помощник наблюдателя по преподаванию Закона Божьего в Санкт-Петербургских начальных училищах. Автор учебника по Закону Божьему («Наставление в Законе Божием»), который был одобрен Святейшим Синодом и выдержало много изданий. Написал ряд других учебных работ: «Священная история Нового Завета с примечаниями к Евангельскому тексту» (СПб., 1903), «Священная история Ветхого Завета» (СПб., 1916; переиздана в 1990). Автор единственного в русской православной литературе обобщающего труда, посвященного учению Ветхого и Нового Завета о посмертном бытии: «Учение Священного Писания о смерти, загробной жизни и воскресении из мертвых» (СПб., 1899). Был широко известен как одаренный проповедник. За отлично-усердную службу и особые труды, понесённые по обстоятельствам военного времени Всемилостивейше пожалован орденом Святого Владимира III степени 16 января 1917 года. В мае 1918 года переехал в Анапу, служил священником и преподавал историю и латинский язык в гимназии. В этом же году произнес слово на смерть генерала М. В. Алексеева, которое потом долго ходило в печатных листках среди анапчан. В 1919 на молебне около Кубанской часовни при массовом стечении народа и военнослужащих Добровольческой армии анафематствовал советскую власть. В 1920—1924 — настоятель Покровской церкви села Киевского, Крымского района. Часто посещал хутора села Киевского и, собирая баптистов, под предлогом религиозных диспутов доказывал несостоятельность и утопичность социализма и коммунизма. Присоединился к обновленческому движению, был одним из наиболее авторитетных его представителей в регионе. С 1924 служил в Краснодаре, встречался со священниками «тихоновской» церкви (в том числе с протоиереем Александром Пурлевским, будущим епископом Фотием), что способствовало его отходу от обновленчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010